СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ И ФОРС-МАЖОРА В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Договорная и внедоговорная практика имущественного оборота широко использует понятия обстоятельств непреодолимой силы и форс-мажорных обстоятельств1. При этом ни законодатель, ни различные авторы теоретических разработок не проводят разграничения данных категорий, а проводится их отождествление. Является ли это обоснованным? Законодатель в различных нормативных актах вкладывает в них различный смысл.
Необходимо провести анализ особенностей правовых категорий «обстоятельства непреодолимой силы» и «форс-мажорные обстоятельства» с тем, чтобы провести их разграничение, выявив их отличительные особенности. За основу необходимо взять несколько критериев:
1) по этимологическому критерию;
2) по критерию источника происхождения;
3) по форме выражения;
4) по правовым последствиям.
По критерию этимологических отличий непреодолимая сила, согласно закрепленным в ГК РФ отличиям, наделена признаками чрезвычайности и непредо-твратимости.
В.И. Даль в своем словаре не раскрывает содержание непредотвратимости, но вместе с тем дает анализ термина «предотвращать» как «действия по предотвращению чего-либо, предусматривать, отвратить завременным распорядком, устранить ранними мерами», т.е. явление, которое при нормальном развитии текущей действительности возможно предвидеть и предотвратить. Следовательно, «непредотврати-мость» — это свойство явления, которое невозможно предвидеть и предотвратить ранними мерами, причем это не в силах предвидеть абсолютно все участники общественных отношений2. С.И. Ожегов под «непреодолимостью» понимает такое явление, которое невозможно преодолеть, устранить. Профессор Д.Н. Ушаков разъясняет «непреодолимость» как такое, которое невозможно преодолеть, которому невозможно противостоять3.
Признак чрезвычайности также обозначает явления, превосходящие обычное развитие повседневных событий, исключительные явления4. Данные чрезвычайные явления предполагаются обладающими для участников общественных отношений одинаково непредвиденными признаками. Д.Н. Ушаков понимал под чрезвычайными явлениями превосходящий обычную меру, не такой, как обычно, исключительный5.
Р.Н. КУЗНЕЦОВ
Из этимологического анализа термина «непредо-твратимость» видно, что это такие обстоятельства, которые непредотвратимы для абсолютно всех субъектов гражданских правоотношений, их возникновение, изменение или прекращение не зависят от чьего-либо волеизъявления.
Следует отметить особенности источников происхождения обеих данных правовых категорий. Совершенно справедливо И.А. Покровский, отмечал, признаки непреодолимой силы, относил к ней события стихийного, чрезвычайного характера, которые никакая человеческая сила предотвратить не может. Думается, И.А. Покровский понимал под непреодолимой силой явления исключительно естественного природного происхождения, стихийные явления, наводнения, метели, землетрясения, т.е. явления, возникающие независимо от воли человека, не имеющие социальной причины, произошедшие исключительно по причине «Высших Божественных сил»6. Данные обстоятельства имеют под собой естественную природную основу.
Явления, отвечающие признаку непредотврати-мости, не зависят как от воли одного человека, пускай даже и наделенного широкими государственно-властными полномочиями, так и от воли широкого круга людей, больших общественных масс. Данные явления имеют под собой иную природу происхождения, совершенно отличную от, казалось бы, близких по природе происхождения явлений. Например, толпа — толпа бастующая, устраивающая несанкционированные забастовки, толпа, беснующаяся и устраивающая массовые беспорядки (погромы футбольных фанатов, бесчинства скинхэдов), толпа митингующая, устраивающая массовые манифестации, которые совершенно парализуют нормальную экономическую жизнь (например, события декабря 2004 г. в Украине в связи с президентскими выборами).
В любом случае эти явления подконтрольны человеческой воли и, как правило, кем-то управляются, даже если на первый взгляд данная толпа является стихийной и совершенно неуправляемой.
Таким образом, из анализа характера происхождения вышеназванные явления имеют под собой социальную основу.
В равной мере публичные, государственные органы не в состоянии оказать влияние ни на момент возникновения обстоятельств, подпадающих под признаки непреодолимой силы, ни на процесс их развития, ни на момент их прекращения. Например: ура-
ганы, метели, землетрясения или бури. Последним ярким примером является декабрьское цунами 2004 г. в Юго-Восточной Азии, унесшее, по предварительным подсчетам, более 175 тыс. человеческих жизней, на фоне которого ураган «Джейн», пронесшийся над островами Карибского моря и Флоридой в сентябре 2004 г. и унесший около 2700 жизней, кажется сущей мелочью7.
Согласно п. 1 ст. 417 ГК РФ, именно в результате соответственно волевого, целенаправленного издания акта государственного органа становится невозможным полностью или частично исполнить обязательство. К примеру, установление на основе федерального закона Правительством Российской Федерации отсрочки исполнения обязательств (мораторий); приостановление действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение; введение сокращения импорта определенных товаров по причине санитарных ограничений.
Органы государственной власти принимают в этом случае осознанное, волевое решение на принятие и издание данного нормативного акта, обязательного для всех.
Таким образом, принятие и издание нормативного акта не имеет признака непредотвратимости, а значит не подпадает под правовую категорию «непреодолимая сила». Это подтверждают слова М.М. Агаркова, считавшего, что непреодолимая сила — это такие обстоятельства, которые невозможно предотвратить никакими силами8. В то же время принятие нормативного акта, влекущего невозможность исполнения договора, ограничение импорта или экспорта товара, установление моратория на исполнение гражданско-правовых обязательств, принимается по субъективному решению одного или нескольких должностных лиц.
По критерию правовых последствий обстоятельства непреодолимой силы и форс-мажорные обстоятельства имеют между собой различия. Основное состоит в том, что при наступлении форс-мажорных обстоятельств государство при принятии нормативного акта, повлекшего неисполнение договорных обязательств, полностью или частично обязано возместить причиненный вред.
При наступлении же непреодолимой силы государство или иное публично-правовое образование не обязано возмещать имущественный вред, причиненный природными явлениями.
Совершенно отличны друг от друга обстоятельства непреодолимой силы и форс-мажорные обстоятельства по критерию формы выражения. Форс-мажорные обстоятельства, как правило, выражаются во властных, публичных актах, таких, как, например, запреты на исполнение договорных обязательств, ограничение импорта или экспорта, а это прерогатива исключительно лишь государственно-властных органов, следовательно, находятся в зависимости от воли человека. Непреодолимая сила же является со-
бытием, происходящим независимо от воли человека и решений государственных органов, и не обличена в форму какого-либо документа, нормативного акта (природные, стихийные явления).
Впрочем, сам законодатель пытается классифицировать обстоятельства непреодолимой силы в различных нормативных актах. Например, в Таможенном кодексе РФ в ст. 334 «Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов»9 отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.
Следовательно, из смысла закона можно выделить две разновидности обстоятельств непреодолимой силы: первая — стихийные бедствия (наводнения, землетрясения и т.п.); вторая — технологические катастрофы (аварии и т.п.).
Схожую классификацию обстоятельств непреодолимой силы дает проект Федерального закона № 9670018-2 «О гражданско-правовой ответственнос -ти за причинение ядерного взрыва и ее финансовом обеспечении»10. В ст. 1 проекта дается традиционная дефиниция непреодолимой силы — чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, к которым относятся: стихийные бедствия, военные действия, вооруженные конфликты.
Налицо различный подход отечественного законодателя к определению содержания непреодолимой силы, отсутствие единого подхода в ее классификации.
Можно сделать вывод о различной правовой природе обстоятельств непреодолимой силы и форс-мажорных обстоятельств. Для этого имеется ряд существенных оснований. Во-первых, обстоятельства непреодолимой силы являются природными, естественными явлениями, в то время как форс-мажорные обстоятельства — социальными, исскуственными. Во-вторых, возникновение обстоятельств непреодолимой силы не зависит от воли человека, а находится в зависимости от явлений природы, окружающей среды. Возникновение же форс-мажорных обстоятельств находится в зависимости от воли человека, в виде решения государственного органа или решения организаторов забастовок, митингов и т.д. Примером первых являются наводнения, землетрясения, ураганы, метели, вторых — моратории, ограничения или отмена
действия закона, ограничение импорта или экспорта товаров, войны, революции, забастовки, массовые беспорядки, террористические акты. В-третьих, законодатель дает общий подход к определению только обстоятельств непреодолимой силы. В отношении же форс-мажорных обстоятельств законодатель этого не оговаривает. В-четвертых, законодатель императивно подчеркивает признаки обстоятельств непреодолимой силы: чрезвычайность и непредотвратимость при данных условиях обстоятельства. Признаки же форс-мажорных обстоятельств законодательно не упоминаются. В-пятых, обстоятельства непреодолимой силы являются основанием освобождения от гражданско-правовой ответственности в силу указания в законе их общих признаков. Форс-мажорные обстоятельства освобождают от ответственности, как правило, только в силу прямого указания в законе, ином нормативном акте или в договоре. В-шестых, вред, причиненный обстоятельствами непреодолимой силы участникам гражданских правоотношений, государством не возмещается. В отношении же форс-мажорных обстоятельств законом может быть предусмотрено возмещение государством причиненного вреда пострадавшим.
Из этого следует, что обстоятельства непреодолимой силы и форс-мажорные обстоятельства занимают юридически равное положение среди других обстоятельств, влияющих на динамику обязательственных
правоотношений и являющихся основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности.
1 См.: Коршунова Н.П.Непреодолимая сила: новый взгляд на старую проблему // Журнал российского права. — 2008. - № 3.
2 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1982. — Т. 3. — С. 387.
3 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр. и национал. словарей, 1938. — Т 2. — С. 535.
4 См.: Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. — М.: Русский язык, 1998. — С. 791.
5 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр. и национал. словарей, 1940. — Т. 4. — С. 1291.
6 См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. — М.: Статут, 2001. (по изд. 1917 г.). — С. 285.
7 См.: Глобальное подтопление // Коммерсант. Первый рейтинг. — 2005. — № 1. — С. 201.
8 См.: Агарков М.М. К вопросу о договорной ответственности // Вопросы советского гражданского права: Сб. 1 / Под ред. проф. М.М. Агаркова. — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1945. — С. 117.
9 СЗ РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2066.
10 Редакция, принятая Государственной Думой РФ в первом чтении 9 декабря 1998 г. (по данным справочно-право-вой системы «Консультант Плюс).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Г.Ю. КУРСКОВА, кандидат юридических наук, доцент
Вопрос о взаимосвязи государственно-территориального устройства и политического режима имеет для России большое значение:
Ф управление огромной территорией России из единого центра априори не может быть эффективным;
Ф сильно различие регионов России между собой по географическим, климатическим, природным условиям;
Ф существенны различия в области историко-культурного развития страны вследствие полиэтнического и конфессионального состава;
Ф существенна неоднородность экономического развития регионов России;
Ф проявление дезинтеграционных процессов, усилившихся после распада СССР, вызванные национальным и региональным сепаратизмом, которые до
последнего времени играли существенную роль во взаимоотношениях центра и регионов.
Демократические начала, характеризующие политический режим современной России, воплощаются в принципах федерализма, являющихся общими началами ее государственного устройства. В Конституции РФ закреплены как непосредственно принципы, на которых базируется федеративное устройство государства, так и иные принципы, без опоры на которые федеративные отношения существовать не могут.
К первой группе относятся принципы, сформулированные в ст. 4, 5 и 15 Конституции РФ: государственная и территориальная целостность России, государственный суверенитет России над всей ее территорией, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами