Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУТОВ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН'

СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУТОВ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМНИСТИЯ / ПОМИЛОВАНИЕ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИЛОСЕРДИЕ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / АМНИСТИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПРЕЗИДЕНТ / ГУМАНИЗМ / ХОДАТАЙСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаймуратова Камила Ильгизовна

В рамках данной статьи рассматриваются особенности правового регулирования и порядок осуществления амнистии и помилования в Российской Федерации и Республики Кыргызстан. Проводится сравнительно-правовой анализ указанных актов в целях выявления и дальнейшего исследования как схожих, так и отличительный характеристик. Данная работа и, соответственно, выводы, сделанные в ее рамках, позволят судить об эффективности и практической разработанности регулирования правовых институт амнистии и помилования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF AMNESTY AND PARDON INSTITUTIONS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Within the framework of this article, the features of legal regulation and the procedure for the implementation of amnesty and pardon in the Russian Federation and the Republic of Kyrgyzstan are considered. A comparative legal analysis of these acts is carried out in order to identify and further study both similar and distinctive characteristics. This work and, accordingly, the conclusions drawn within its framework will allow us to judge the effectiveness and practical elaboration of the regulation of the legal institution of amnesty and pardon.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУТОВ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН»

Соотношение институтов амнистии и помилования в законодательстве Российской

Федерации и Республики Кыргызстан

The ratio of amnesty and pardon institutions in the legislation of the Russian Federation and

the Republic of Kyrgyzstan

Шаймуратова Камила Ильгизовна

Студентка Института права БашГУ Россия, Уфа

Shaimuratova Kamilla Ilgizovna

Student of the Institute of Law Bashgu Russia, Ufa

Научный руководитель: Папышева Елена Сергеевна

кандидат юридических наук, старший преподаватель

Института права БашГУ Россия, Уфа

Scientific supervisor:

Papysheva Elena Sergeevna

Candidate of Legal Sciences, senior lecturer

Institute of Law Bashgu Russia, Ufa

Аннотация.

В рамках данной статьи рассматриваются особенности правового регулирования и порядок осуществления амнистии и помилования в Российской Федерации и Республики Кыргызстан. Проводится сравнительно-правовой анализ указанных актов в целях выявления и дальнейшего исследования как схожих, так и отличительный характеристик. Данная работа и, соответственно, выводы, сделанные в ее рамках, позволят судить об эффективности и практической разработанности регулирования правовых институт амнистии и помилования.

Annotation.

Within the framework of this article, the features of legal regulation and the procedure for the implementation of amnesty and pardon in the Russian Federation and the Republic of Kyrgyzstan are considered. A comparative legal analysis of these acts is carried out in order to identify and further study both similar and distinctive characteristics. This work and, accordingly, the conclusions drawn within its framework will allow us to judge the effectiveness and practical elaboration of the regulation of the legal institution of amnesty and pardon.

Ключевые слова: амнистия, помилование, уголовное законодательство, милосердие, постановление, амнистирование, Государственная Дума, Президент, гуманизм, ходатайство.

Key words: amnesty, pardon, criminal legislation, mercy, resolution, amnesty, State Duma, President, humanism, petition.

В настоящее время законодательства практически все стран мира строятся на принципах законности, равенства, справедливости и направлены на защиту интересов личности, на максимальное улучшение положения лиц. Общая тенденция гуманизации положений правовых систем требует от государств введения отдельных институтов в различных отраслях права.Особый интерес для теории и практики представляют институты амнистии и помилования. Их специфика выражается в сущности самих мер, представляющих собой «прощение» государством лиц, совершивших преступления и в отношении которых вынесен судебный акт о признании их виновными.Однако в настоящее время нет единых критериев определения отдельных условий для освобождения

лица в связи с амнистией, помилованием. Именно поэтому их изучение, проведение сравнительно-правового анализа с зарубежной практикой и законодательством позволит совершенствовать данные правовые категории.

Наиболее целесообразным представляется проведение сравнительно-правового анализа законодательства Республики Кыргызстан и Российской Федерации. Дело в том, что правовая система Республики Кыргызстан во многом схожа с системой Российской Федерации. Это обусловлено, во-первых, историческими факторами, а именно единством государств в период существования СССР; во-вторых, процессом глобализации и созданием общего правового пространства всех государств мира. Тем не менее, следует учесть то, что каждое государство, будучи обособленным публично-правовым образованием, стремится создать собственную правовую систему. Иными слова, на сегодняшний день правовые основы стран перешли на качественно новый этап развития, что говорит о наличии расхождений в нормах, регулирующих данные правовые категории.

В первую очередь рассмотрим особенности и порядок применения такой меры освобождения, как амнистия.

По мнению И.Г. Баранниковой, «амнистия в широком нормативно-правовом значении представляет собой межотраслевой юридический институт, включающий нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и других отраслей права. Основой института амнистии являются конституционно-правовые нормы, которые характеризуют амнистию как акт государственной власти, заключающий в себе такие принципы государственности как милосердие и гуманизм»[1]. С указанным мнением действительно нельзя не согласиться.

В национальной правовой системе не существует единого нормативного определения категории «амнистия». Основываясь на положениях самих Постановлений об объявлении амнистии, можно сказать, что это акт государственной власти, основанный на принципе гуманизма и, соответственно, улучшающее положение отдельных лиц, прямо указанных в постановлении[2].

Правовой основой института амнистии служит статья 103 Конституции РФ. Также правовые положения об амнистии содержаться в статье 84 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). Согласно положениям пункта «ж» части 1 статьи 103 Конституции РФ право объявления амнистии принадлежит Государственной Думе[3]. Указанное правомочие Государственная Дума реализует посредствам принятия большинством голосов постановления об объявлении амнистии. Согласно положениям УК РФ, а именно части 1 статьи 84, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц[4]. Вводя в действия указанную норму, законодатель закрепил за соответствующим органом власти право определять круг субъектов, подлежащих освобождению, основания для применения данной меры. При этом, для регулирования и регламентации порядка реализации мер, указанных в самом акте, параллельно принимается дополнительное постановление о порядке применения Постановления Государственной Думы об объявлении амнистии.

Хотя и указанная статья не дает определения понятию «амнистия», она закрепляет некоторые «рекомендации» в определении круга лиц, подлежащих амнистированию. Так, исходя из положений части 2 статьи 84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

В рамках уголовного законодательства Республики Кыргызстан институт амнистии упоминается лишь в одной статье - статье 86. В части 2 данной нормы установлено, что освобождение от наказания или дальнейшего его отбывания может осуществляться судом на основании закона об амнистии. Иными словами, УК РК отсылает правоприменителя к положениям иного нормативно-правового акта - к Закону «Об основах амнистии и порядке ее применения». До непосредственного анализа положений упомянутого закона, следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 80 Конституции Республики Кыргызстан, право издания актов об амнистии принадлежит ЖогоркуКенеш - парламенту Кыргызской Республики.

Существенным преимуществом Закона Республики Кыргызстан «Об амнистии» является то, что он дает легальное определение данному термину. Так, в соответствии со статьей 1 закона, амнистия - это акт государственного органа, принятый в форме закона в целях реализации принципа гуманизма и милосердия, касающийся индивидуально неопределенного круга лиц и предусматривающий освобождение от уголовного наказания[5]. Указанный нормативный акт закрепляет совокупность необходимых положений, применяемых при принятии решения об амнистировании отдельных лиц. Закон «Об основах амнистии и порядке ее применения» регламентирует порядок принятия и исполнения актов об амнистии, категории деяний, за совершение которых лицо не подлежит амнистированию, структуру и содержание постановления, порядок решения коллизий. Исходя из анализа данного закона, можно сказать, что законодательство Республики Кыргызстан направлено на детальное регулирование правоотношений по применению амнистии. Тщательная разработка отдельных вопросов исключает или значительно уменьшает объем коллизий и пробелов, которые могут возникнуть в правоприменительной практике.

Исходя их приведенных положений, можно сказать, что сам институт амнистии в России и Республике Кыргызстан имеют общие признаки и схожие особенности. Во-первых, в обеих странах право на вынесение постановления об амнистии принадлежит законодательным органам. В Российской Федерации - это Государственная Дума Федерального Собрания РФ, в Республике Кыргызстан - это ЖогоркуКенеш. Как правило, данные органы законодательной власти выносят акты об амнистии в связи с определенными праздниками государственного значения. Исходя из этого, целесообразно считать, что постановления об амнистировании носят нормативный, а не индивидуально-процессуальный характер. Во-вторых, анализируя положения УК РФ и Закона «Об основах амнистии и порядке ее применения» Республики Кыргызстан следует указать, что в обеих правовых системах амнистирование производится в отношении не конкретного лица, а группы (совокупности) лиц, выделенных на основе различных критериев. Этот признак следует считать основным при разграничении смежные институтов амнистии и помилования.

С точки зрения соответствия принципам гуманизма и милосердия, положения статьи 84 УК РФ определенно имеют приоритетное положение. Данное обстоятельство подтверждается в первую очередь тем, что в России амнистии подлежат не только уже осужденные лица, но и в лица, в отношении которых не был вынесен приговор.

В законодательстве об амнистии Киргизии также определена совокупность освобождаемых лиц. В самом определении термина «амнистия» содержится указание на то, что данная мера применима лишь к индивидуально неопределенному кругу лиц, в отношении которых предусматривается возможность освобождения от уголовного наказания.

Само собой, закон, принятый исключительно для регулирования отдельной категории правоотношений, имеет более детализированные положения, нежели одна статья в кодексе. Тем не менее, в любом случае, законодательство Республики Кыргызстан имеет большую степень практической эффективности, в сравнении с нормами российского права. Это в равной мере относится как к институту амнистии, так и к институту

помилования. Однако у отечественного права тоже есть определенные преимущества. Нормы российского законодательства в большей степени учитывают права и свободы как отдельного гражданина, так и группы лиц. В рамках национального права, амнистирование и помилования действительно представляют собой акты милосердия, позволяющие лицам с положительными характеристиками получить досрочное освобождение как от ответственности, так и от наказания.

Смежной амнистии правовой категорией является помилование, как второй вид государственного акта. Как и амнистия, помилование берет свое начало из принципов гуманизма и представляет собой «прощение» государством деяний конкретных лиц.

В первую очередь рассмотрим особенности регулирования в рамках национального законодательства. Так, во-первых, в соответствии со статьей 89 Конституции РФ право вынесения акта о помиловании принадлежит Президенту России. В рамках уголовного законодательства, а именно в части 1 статьи 85 УК РФ содержится второй отличительный признак помилования, а именно принятие его исключительно в отношении конкретных лиц. Так, если амнистия осуществляется в отношении групп лиц, выделенных по определенным признакам, то помилование применяется к конкретным лицам, указанным в актах поименно.

Следует обратить внимание на часть 2 статьи 85 УК РФ. Согласно ее положениям: актом помилования признается освобождение лица от дальнейшего отбывания наказания либо способ сокращения назначенного ему наказания, замены более мягким видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Иными словами, акт помилования может быть принят лишь в отношении уже осужденного лица, в то время, как амнистия может быть осуществлена на любой стадии привлечения к ответственности.При рассмотрении института помилование следует уделить внимание и Указу Президента РФ от 14 декабря 2020 года № 787 «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». Указанный подзаконный нормативный акт регламентирует все отдельные особенности вынесения актов о помиловании. В рамках данного документа, а именно в положениях о порядке рассмотрения ходатайств, закрепляется перечень лиц, которые могут подлежать освобождению от наказания, либо его частичному сокращению.

В правовой системе Кыргызской Республики в сфере улучшения положения отдельных субъектов занимает право граждан обращаться с ходатайством о рассмотрении в их отношении возможности принятия акта о помиловании. В статье 58 Конституции государства, закрепляющей права лиц в процессе судопроизводства, а именно в части 2 указано, что: «Каждый осужденный имеет право просить о помиловании и смягчении наказания». Так, осужденный имеет право обращаться с ходатайством о помиловании по вступлении приговора в законную силу.

Нормы, регламентирующие особенности принятия актов о помиловании, в правовых системах данных государств имеют общие черты. Исходя из положений приведенных статей, как в России, так и в Республике Кыргызстан помилование осуществляется высшим органов государственной власти - Президентом; акт выносится в отношении индивидуально-определенного лица. Помимо этого, акты государств могут быть применены в отношении осужденных лиц в пределах, указанных в нормах уголовных законодательств стран.

Тем не менее, указанные нормативные положения уже содержат и существенное отличие в порядке применения актов помилования. Исходя из содержания статьи 85 УК РФ, помилование может быть осуществлено в отношении индивидуально определенного лица, а согласно статье 93 УК РК в отношении индивидуально определенного осужденного. Исходя из буквального толкования данных норм, в российской правовой системе акт, приятый Президентом РФ, может быть применен на двух стадиях осуществления правосудия: в момент отбывания наказания и в период претерпевания правовых последствий судимости. Того же нельзя сказать о

пределах помилования в правовых нормах Киргизии. Вводя в содержание статьи слово «осужденный», законодатель конкретно указал: помилованию подлежит лишь лицо, в отношении которого вынесен судебный акт и который, соответственно, отбывает назначенное ему судом наказание. О возможности снятие с лица судимости в указанной части не предусмотрено.

Самым существенным отличием в данном случае является отсутствие в уголовном законодательстве Республики Кыргызстан возможности полного освобождения лица от отбывания наказания. В нормах российского права данное правомочие отразилось в части статьи, которая гласит: «...может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания».

Анализируя данные положения также можно заметить, что статья 93 УК РК устанавливает конкретные пределы сокращения наказания в случае рассмотрения ходатайства лица, приговоренного к пожизненному заключению. Указанная статья говорит о и возможности смягчения наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Более гуманной, с точки зрения сравнения пределов осуществления помилования, в указанных странах представляется часть 2 статьи 85 УК РФ. Во-первых, Президент РФ получает право полностью освободить лицо от отбывания наказания; во-вторых, законодатель не устанавливает вид сокращаемого, заменяемого наказания и сами пределы сокращения. Кроме того, как было указано ранее, российское уголовное законодательство предусматривает возможность досрочного снятия судимости с избираемых субъектов[6].

В отличие от статьи 85 УК РФ, статья 93 УК РК дополнена часть 3. В соответствии с данной частью лицо может ходатайствовать о помиловании только после вступления в законную силу решения суда, устанавливающего наказания за содеянное. При этом повторное ходатайство о помиловании осужденного к пожизненному лишению свободы при отсутствии новых, заслуживающих внимания обстоятельств, может быть внесено по истечении десяти лет, а осужденного к лишению свободы на определенный срок - по истечении половины назначенного судом срока наказания[7] В противном случае прошения субъект не будет рассмотрено. С одной стороны, да, это нарушает принципы гуманизма, основы правового, демократического государства. Однако с другой же стороны закрепление минимального периода подача нового прошения соответствует принципу справедливости: каждый должен понести наказание, равное совершенному ему деянию. Необоснованное улучшение положения субъекта становится в противовес интересам другой стороны, а чрезмерное смягчение мер ответственности может негативно повлияет на общую картину профилактики и предупреждения преступности.

В Российской Федерации немного иным образом решается вопрос о повторном ходатайстве лица. В соответствии с Указом Президента РФ, в случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное обращениевозможно только в срок не ранее чем через год со дня принятия такого решения, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств[8].

Анализ положений двух государств показал, что они имеют больше различий, нежели точек соприкосновения. Данный факт нельзя назвать негативным, поскольку сравнение правовых норм позволит выявить недостатки национального правового регулирования, отечественной правовой системы. В первую очередь, следует отметить, что под помилованием и амнистией в обеих системах права понимается акты милосердия со стороны государства, государственных органов. Данные меры основываются на общемировых принципах гуманизма, направлены на улучшения положений граждан государств.

Значительным недостатком обоих Уголовных Кодексов является отсутствие закрепленных, легальных понятий указанных правовых категорий. Статьи, регулирующие правоотношения в сфере помилования и амнистирования, содержат лишь общие особенности осуществления данных мер. Содержание самих понятий имеется лишь на докторальном уровне, за одним исключением[9].

Список используемой литературы:

1. Баранникова И.Г. Амнистия как институт конституционного права //Общество и право. 2009. № 4 (26). С. 71-73.

2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.10.2021).

3. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.10.2021).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 22 августа 2021 № 262-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2021).

5. Закон Кыргызской Республики от 20 января 2017 года № 7 «Об основах амнистии и порядке ее применения» // Информационная система «КОНТИНЕНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30414984 (дата обращения: 21.10.2021).

6.Селиверстов В.И. Рассмотрение ходатайств о помиловании в Российской Федерации: новации 2020 г.// Пенитенциарная наука. 2021. № 1. С. 39-45.

7. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 года № 19 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22 июля 2021 г.) // Информационная система «КОНТИНЕНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30414984 (дата обращения: 21.10.2021).

8. Указ Президента РФ от 14 декабря 2020 № 787 «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.10.2021).

9. Чучаев А.И. Уголовное право. Общая часть. Учебник для бакалавров. М.: ПРОСПЕКТ, 2015. 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.