УДК 340
ИНСТИТУТЫ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ В РЕТРОСПЕКТИВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
© 2017 А. П. Ельчанинов
Аннотация. В статье анализируются особенности закрепления институтов амнистии и помилования в отечественном законодательстве XIX-XXI вв. Автором показано влияние зарубежной юридической науки на формирование понятий амнистии и помилования в российском праве, особенности соотношения этих понятий в российском имперском, советском и современном законодательстве.
Ключевые слова: амнистия, помилование, правовой институт, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, Конституция СССР, Уголовный кодекс РФ.
INSTITUTIONS AMNESTY AND PARDON, IN RETROSPECT, THE DOMESTIC LEGISLATION
© 2017 А. Elchaninov
Summary. The article analyses the characteristics of secure institutions amnesty and pardon in the Russian legislation XIX-XXI century. The author shows the influence of foreign legal science on the formation of the concepts of amnesty and pardon in the domestic law, particularly the ratio of these concepts in the Imperial Russian, Soviet and modern legislation.
Keywords: amnesty, pardon, the legal institution of the Penal Code and Criminal Corrections, the USSR Constitution, the Criminal Code of the Russian Federation.
На протяжении всей истории человечества правовые институты амнистия и помилования имели неоднозначное толкование в теории права, не менее спорно отношение общества к их практической реализации. Активное исследование этих правовых институтов научным сообществом началось в России лишь в XIX в. под влиянием западной правовой мысли.
Отсутствие единых подходов в определении соотношения понятий амнистии и помилования среди западноевропейских юристов оказало влияние и на отечественных правоведов, не сумевших прийти к консенсусу в этом вопросе. Взгляды русских юристов на сущностные характеристики помилования и амнистии складывались преимущественно под влиянием двух наиболее распространенных в то время в Европе доктрин амнистии: французской и германской. Основные различия этих доктрин можно проследить, например, в работах П. И. Любинского и А. Ф. Кистяковского.
П. И. Люблинский под влиянием французской доктрины считал, что «амнистия есть акт, посредством которого власть запрещает начинать или продолжать какие-либо преследования или приводить в исполнение обвинительные приговоры по отношению к нескольким лицам, специально указанным по ряду учиненного ими деяния»1. При этом он выделял следующие признаки, разделяющие понятия помилование и амнистия: помилование персонально; в отличие от помилования, амнистия применяется не в отношении конкретных лиц, а в отношении лиц, совершивших определенный вид преступлений2.
1 Люблинский П. И. Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование. - СПб.: Сенатская типография, 1907. - С. 39.
2 Там же. - С. 40-50.
А. Ф. Кистяковский, следуя традиции германской доктрины, считал родовым понятием освобождения от ответственности и наказания понятие помилования, под которым он понимал прощение всей или части вины и отмену или смягчение наказания3. Германская доктрина амнистии отрицала самостоятельность амнистии как правового института, считая ее совокупностью нескольких помилований.
Отсутствие среди русских юристов единого подхода в определении правовых институтов помилования и амнистии, сложившееся в XIX в., наложило отпечаток на закрепление этих институтов в российском законодательстве Х1Х-ХХ вв.
Так, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. закреплялся институт помилования, однако отсутствовало упоминание об институте амнистии. В ст. 165 этого нормативного документа говорилось, что помилование и прощение виновных ни в коем случае не зависит от суда. Оно непосредственно исходит от верховной самодержавной власти и может быть лишь действием монаршего милосердия4. Акт о помиловании оформлялся монаршим манифестом.
Несмотря на то что в законодательстве Российской империи ослабление уголовного преследования в отношении преступников, устанавливаемое манифестом, называлось помилованием, по сути, манифест являлся актом амнистии, поскольку его содержание, как правило, было направлено на неопределенный круг лиц и охватывало конкретные составы преступлений. Ст. 166 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. указывала, что манифест о помиловании распространяется лишь на те преступления и проступки, которые строго в нем определены.
В качестве примера акта о помиловании можно привести Манифест о всемилостивейшем даровании народу милостей и облегчений по случаю коронования Его Императорского Величества от 26 августа 1856 г. В этом манифесте Александр II объявлял помилование с облегчением наказания или освобождением от него в отношении отдельных категорий преступлений, например, политических (декабристы и участники восстания в Польше 1831 г.); экономических (чиновники, осужденные за упущения по службе к денежным начетам). Также манифестом предписывалось освободить лиц, находящихся под следствием и судом по таким преступлениям, за которые по закону не следовало наказание, соединенное с лишением всех прав состояния5.
В законодательстве Российской империи XIX в. упоминались следующие виды помилования: смягчение участи виновного в размере, выходящем из пределов судебной власти; совершенное прощение виновного или виновных в каком-либо преступлении; помилование, даруемое общими милостивыми манифестами, обнимающее целые разнообраз-
6
ные категории преступников .
Возбуждение производства о помиловании первых двух видов могло исходить от суда. Он имел право в чрезвычайных случаях ходатайствовать перед императором как о смягчении наказания, так и о полном помиловании. В соответствии со ст. 775 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. это ходатайство передавалось императору через
7
министра юстиции .
Издание манифеста о помиловании могло исходить только от императора.
3 Кистяковский А. Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением начал русского уголовного законодательства. Часть общая. - Киев: Типография И. А. Давиденко, 1882. - С. 743.
4 Ефименко И. А. Составы политических преступлений в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Общество и право. - 2010. - № 4. - С. 43.
5 Полное собрание законов Российской Империи. - Собрание Второе. - Т. XXXI. - Отд. 1: 1856. - СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. - С. 785-799.
6 Кистяковский А. Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением начал русского уголовного законодательства. Часть общая. - Киев: Типография И. А. Давиденко, 1882. - С. 751.
7 Чистяков О. И. Российское законодательство X-XX вв. - Т. 8: Судебная реформа. - М.: Юридическая литература, 1991. - С. 465.
В ст. ст. 1060, 1061, 1062 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. указывалось, что манифест мог быть издан императором только на основании личной просьбы осужденного. Эта просьба могла быть передана императору через Судебную палату и особое присутствие Сената, а также через верховный уголовный суд. В первом случае просьба о помиловании подавалась после исчерпания всех возможностей обжаловать приговор, во втором случае - до обжалования приговора.
В советский период акты амнистии были взаимосвязаны с государственной политикой, с теми целями и задачами, которые выдвигались на каждом этапе развития Советского государства. Например, на этапе формирования Советского государства посредством издания актов амнистии государство пыталось привлечь на свою сторону осужденных крестьян и рабочих. В период Великой Отечественной войны акты об амнистии преследовали цель пополнения действующей армии.
Советская юриспруденция на протяжении длительного времени допускала смешивание понятий амнистия и помилование, считая помилование видом амнистии, разграничивая при этом понятия «общей» и «частичной» амнистии.
Так, после Октябрьской революции термин «амнистия» часто использовался в официальных документах вместо термина «помилование». В советском законодательстве положение об амнистии впервые было внесено в Конституцию РСФСР 1918 г., где в п. «е» ст. 49 провозглашалось, что ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов подлежит право амнистии - общей и частичной. И хотя эти понятия Конституцией РСФСР не определялись, в теории и на практике под общей амнистией понималось освобождение от уголовной ответственности и наказания неопределенного количества лиц или его смягчение. Под частичной амнистией подразумевалось помилование, то есть освобождение от уголовной ответственности и наказания (смягчение наказания) в отношении индивидуально определенных лиц8.
В советской теории права различали условную и безусловную амнистию. При безусловной амнистии освобождение от наказания не было связано с какими-либо условиями. При условной же амнистии невыполнение амнистируемым определенных обязательств исключало применение к нему акта амнистии.
В основе своей большая часть амнистий в СССР являлись безусловными. Однако известны и некоторые условные амнистии. Так, например, согласно постановлению ВЦИК от 5 ноября 1919 г. об амнистии ко 2-й годовщине Октябрьской революции освобождению от наказания подлежали все дезертиры, уклонившиеся от мобилизации, которые явятся в распоряжение властей не позднее 25 ноября 1919 г.9
Процедуры амнистии и помилования предусматривались всеми конституциями советского периода: Конституциями РСФСР - 1918, 1925, 1937, 1978 гг.; Конституциями СССР 1924, 1936, 1977 гг. В СССР издание актов амнистии и помилования относилось к совместному ведению союзных и республиканских органов власти, являлось компетенцией как Союза ССР, так и союзных республик.
Конституции союзных республик и Конституции СССР определяли правовые пределы помилования и амнистии. Например, предусматривая помилование и амнистию в любой стадии уголовного процесса, Конституция СССР 1936 г. ввела ограничения при их применении союзными республиками. Основываясь на положениях общесоюзной Конституции, Конституция РСФСР 1937 г. определяла возможность применения помилования и амнистии лишь в отношении осужденных, то есть лиц, признанных виновными приговором суда, вступившим в законную силу.
8Марогулова И. Л. Правовая природа амнистии и помилования // Советское государство и право. - 1991. - № 5.
- С. 64-66.
9 Постановление ВЦИК от 5 ноября 1919 г. «Об амнистии ко 2-й годовщине Октябрьской революции» // СЗ СССР.
- 1935. - № 40.
С введением в СССР института президентства изменения коснулись процедуры амнистии и помилования. В соответствии с новым порядком право издавать акты амнистии закреплялось за Президиумом Верховного совета СССР. Президент СССР был наделен правом осуществления помилования.
Действующий в Российской Федерации порядок осуществления амнистии и помилования закреплен в Конституции РФ 1993 г. и Уголовном кодексе РФ 1996 г.
В современной теории права не вызывает сомнения, что амнистия и помилование -это разные понятия, хотя они и имеют общие черты. В отечественной юриспруденции основным отличием амнистии от помилования считается нормативный характер первой. Сама амнистия выступает в виде государственного организационного мероприятия, направленного на реализацию уголовно-правовой политики на основании нормативных положений.
К отличительным чертам этих двух понятий относят также и то, что амнистия распространяется на неограниченное количество индивидуально не определенных лиц. При объявлении амнистии не указываются конкретные лица, а ее действие распространяется на всех, подпадающих под перечисляемые признаки. В отличие от амнистии помилование носит личный характер, основываясь на индивидуальных особенностях данного случая.
Помимо сущностных отличий, амнистия и помилование в современной России различаются друг от друга также процедурой их принятия, субъектами, имеющими право на их издание.
Ст. ст. 71 и 103 Конституции РФ, в том числе, определяют предметы ведения в отношении объявления амнистии и помилования: объявление амнистии относится к ведению Государственной думы, которая принимает решение по этому вопросу в форме постановления; право помилования в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции России предоставлено Президенту РФ. Президент осуществляет помилование в отношении лиц, осужденных на основании приговоров, вынесенных судами, находящимися на территории республик и других субъектов Российской Федерации10.
В современном российском законодательстве определения понятия амнистии не существует. В ст. 84 УК РФ названы лишь лица, к которым она применяется, субъект, принимающий акт об амнистии, и последствия ее применения.
Ст. 85 УК РФ, предусматривающая освобождение от наказания или его смягчение актом помилования, также не свободна от аналогичных недостатков. Эта статья определяет, что лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
С момента создания Российской Федерации государство неоднократно прибегало к изданию актов амнистии. Основания амнистий, проведенных в последние годы в РФ, можно условно разделить на амнистии, проведенные: в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях в Южном федеральном округе; в честь празднования знаменательных дат; в целях реформирования уголовно-исполнительной системы.
Первая разновидность амнистий была направлена на стабилизацию обстановки в республиках Северного Кавказа. Предполагалось, что амнистия должна способствовать отказу большинства участников подполья, зачастую не по своей воле втянутых в вооруженное противостояние в отношении федеральной власти, от противоправной деятельности. Такие амнистии проводились в 1996 г., 1997 г., 1999 г., 2006 г.
За период после создания Российской Федерации акты амнистии издавались к различным юбилейным датам, например: в связи с 50-, 55-, 60-, 65-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; в связи со 100-летием российского парламентаризма; в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации.
10 Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
Из всех перечисленных выше, самой масштабной была амнистия от 26 мая 2000 г. в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне, по результатам которой было амнистировано более 700 000 человек11. Около 200 ветеранов войны, тружеников тыла, узников концлагерей и блокадников, осужденных за различные преступления, были амнистированы накануне празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Последней в череде амнистий данного вида была амнистия в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.
Под амнистию попадали участники боевых действий по защите Отечества; лица, проходившие службу за границей в период ведения там боевых действий (в частности, в Афганистане); участники контртеррористических операций на Северном Кавказе; имеющие госнаграды; ликвидаторы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы. Также она коснулась осужденных на срок до пяти лет за совершения преступлений по неосторожности; несовершеннолетних и лиц старшего возраста, инвалидов, беременных женщин и др.
По итогам этой амнистии всего было освобождено 231 тыс. 558 человек. Непосредственно из самих исправительных учреждений, из мест лишения свободы было освобождено 34 тыс. 475 человек, в том числе 2 тыс. 161 женщина и 34 несовершеннолетних.
Кроме того, из следственных изоляторов было освобождено 7 813 человек. Амнистия была применена к 189 236 осужденным, наказание которых не связано с лишением свободы12.
Третью разновидность, как было отмечено выше, составляют амнистии в целях реформирования уголовно-исполнительной системы. В первую очередь эти амнистии преследовали цель резкого сокращения численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы. По сути, и первые две разновидности амнистий в 1 990-е гг. были направлены на уменьшение количества «тюремного населения».
Амнистиями, непосредственно направленными на уменьшение численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, можно считать амнистии 1994 г., 1997 г., 1999 г., 2001 г.
Только по трем амнистиям (1999, 2000, 2001 гг.) было освобождено от наказания в виде лишения свободы 259 893 человека, в отношении 112 685 - сокращена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы, 772 068 - освобождены от наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия13.
Наряду с актами амнистии в Российской Федерации регулярно издавались и акты о помиловании. С 1992 г. по 2001 г. в России было помиловано 57 тыс. человек, что составляло 0,6 % от числа всех осужденных. Только за 2000 г. Президентом РФ было помиловано 12 856 человек. Половине из них сокращены сроки наказания на 1, на 2, на 3 года, остальные освобождены по отбытии значительной части срока14. В период с 2002 по 2015 г. Президентом РФ было помиловано 778 осужденных. В 2013 г. было помиловано 5 человек, включая М. Ходорковского, в 2014 г. - 2 человека, в 2015 г. - 3 человека. В 2016 г. Указом Президента РФ от 25 мая была помилована печально известная Н. В. Савченко.
Таким образом, гуманизм в уголовной политике государства означает охрану общества от преступных посягательств, неотвратимость справедливого наказания, сочетание карательных элементов наказания с педагогическим воздействием на осужденных, что должно способствовать их исправлению и перевоспитанию и предупреждению совершения ими новых преступлений. Именно с целью стимулирования положительных изменений в поведении осужденных в период отбывания наказания
11 Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А. В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2010. - С. 329.
12 Итоги амнистии: на свободу вышли более 231 тысячи человек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2679977 (дата обращения: 20.01.2017).
13 Гришко А. Я., Потапов А. М. Амнистия. Помилование. Судимость. - М.: Логос, 2009. - С. 3-4.
14 Приставкин А. И. Президент помиловал, чиновник отказал // Московские новости. - 2000. - № 39.
и применяются институты помилования и амнистии. В российской правовой традиции практика их изучения и применения сложилась позже, чем в европейских странах, лишь в XIX в. Несмотря на это, весь период их развития можно считать продуктивным. Хотя в научной среде, как и ранее, существует широкая палитра мнений по определению их правовой природы, отраслевой принадлежности. Рассматриваемые институты сегодня регламентируются различными отраслями права - конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным и т. д. К сожалению, в этой сфере есть ряд проблемных аспектов. Так, источники российского законодательства не лишены пробелов в регулировании указанных институтов, отдельные нормы носят коллизионный характер. Ввиду большого числа субъектов, участвующих в реализации Указа Президента РФ о помиловании, актов амнистии имеет место проблема достижения единообразия в применении этих институтов.
Библиографический список
Гришко, А. Я. Амнистия. Помилование. Судимость / А. Я. Гришко, А. М. Потапов. - М.: Логос, 2009. - 272 с.
Ефименко, И. А. Составы политических преступлений в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. / И. А. Ефименко // Общество и право. - 2010. - № 4. - С. 41-48.
Кистяковский, А. Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением начал русского уголовного законодательства / А. Ф. Кистяковский. - Киев: Типография И. А. Давиденко, 1882. - 940 с.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А. В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2010. - 1392 с.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
Кукушкин, Ю. С. Очерк истории Советской Конституции / Ю. С. Кукушкин, О. И. Чистяков. - М.: Политиздат, 1987. - 370 с.
Люблинский, П. И. Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование / П. И. Люблинский. - СПб.: Сенатская типография, 1907. - 371 с.
Марогулова, И. Л. Правовая природа амнистии и помилования / И. Л. Марогулова // Советское государство и право. - 1991. - № 5. - С. 64-66.
Полное собрание законов Российской Империи. - Собрание Второе. - Т. XXXI. - Отд. 1: 1856.
- СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. - 1111 с.
Постановление ВЦИК от 5 ноября 1919 г. «Об амнистии ко 2-й годовщине Октябрьской революции» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1943. - С. 752-753.
Приставкин, А. И. Президент помиловал, чиновник отказал / А. И. Приставкин // Московские новости. - 2000. - № 39.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - № 2. - 1997. - Ст. 198.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. - № 25. - 1996. - Ст. 2954.
Чистяков, О. И. Российское законодательство X-XX вв. Судебная реформа / О. И. Чистяков.
- М.: Юридическая литература. - 1991. - Т. 8. - 496 с.