Научная статья на тему 'Соотношение института адвокатуры и гражданского общества: критика законодательного подхода'

Соотношение института адвокатуры и гражданского общества: критика законодательного подхода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
638
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТУРА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВА ЧЕОЛВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афицкий Г. А.

Для определения соотношения гражданского общества и адвокатуры необходимо понимание того, является ли последняя структурным элементом структурным элементом первого или отдельным от него явлением. В Российской Федерации адвокатура законодательно отнесена к элементам гражданского общества. Однако данное обозначение представляется поспешным, т.к. нет единого определения гражданского общества. В предложенной статье сделана попытка обобщить выдвигаемые точки зрения относительно содержания термина гражданское общество. Кроме того «линейность» адвокатуры с гражданским обществом в России представляется ослабленной из-за фактической зависимости данного правоохранительного органа от государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение института адвокатуры и гражданского общества: критика законодательного подхода»

Афицкий Г.А.

Соотношение института адвокатуры и гражданского общества: критика

законодательного подхода

Для определения соотношения гражданского общества и адвокатуры необходимо понимание того, является ли последняя структурным элементом первого или отдельным от него явлением.

Законодатель в части 1 статьи 3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, одной строкой статьи закона адвокатура без объяснений отнесена к институтам гражданского общества всего лишь на основании того факта, что она не входит в систему органов государственной власти.

Но действительно ли адвокатура фактически является институтом гражданского общества?

Для ответа на этот вопрос необходимо определить, что такое гражданское общество и что такое адвокатура.

Для определения гражданского общества обратимся к «Википедии» - свободной энциклопедии, подлинному институту гражданского общества.

В соответствии с сайтом: http://ru.wikipedia.org. гражданское общество - один из феноменов современного общества. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами.

Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество в рамках 3-х уровней:

- семья;

- гражданское общество;

- государство.

По Г егелю, гражданское общество есть множество свободных индивидов, взаимодействующих между собой с целью удовлетворения своего общего интереса (общий интерес, по Руссо).

Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и, возможно, против государства.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т.д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер и гражданское общество подменено государством.

Гражданское общество реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

Также распространенным является следующее определение: гражданское общество - это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти.

Теперь необходимо раскрыть понятие адвокатуры.

ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в части 1 статьи 3 устанавливает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов.

Такое определение требует раскрытия понятия адвоката. Часть 1 статьи 2 вышеуказанного закона говорит, что адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Если взять незаконодательное определение, то адвокат (лат. advocatus - от advoco - приглашаю) -лицо, профессия которого - оказание юридической помощи физическим лицам (гражданин, лицо без гражданства и т.п.) и организациям, в том числе защита их интересов в суде.

Человек свободной профессии (подобно частнопрактикующим врачам, независимым журналистам и др.).

Адвокат - такого же древнего происхождения, как и судейское звание. Подобно судейской, адвокатская деятельность имеет целью, в том числе, оберегать права частного человека. Но в то время, когда судья оберегает эти права в силу своей государственной власти, адвокат может помочь только тем, что он предоставляет свое знание законов в распоряжение клиента и старается дать тяжбе благоприятное для последнего направление.

Существует два течения, диаметрально противоположных подхода к определению того, как соотносятся между собой гражданское общество и адвокатура.

Первый - тот, которому последовал наш законодатель, безоговорочно относит адвокатуру к институтам гражданского общества.

Второй - отрицает отношение адвокатуры к гражданскому обществу.

Надо сказать, что в период обсуждения ФЗ «Об адвокатуре» на стадии законопроекта существовали предложения придать адвокатуре, хотя бы на декларативном уровне, государственноподобные функции, как то содействие в укреплении законности и правопорядка.

Но такие задачи относятся к функциям только лишь государства. Для реализации этих задач государством создан соответствующий аппарат, оплачиваемый государством.

Содействовать правоохранительным органам в выполнении функций по укреплению законности адвокатура не может.

Более того, в системе сдержек и противовесов адвокатура призвана на стороне гражданина обеспечивать в отношениях с государством, противостоять нарушениям со стороны отдельных чиновников и отдельных органов государства.

Думается, что абсурдность того подхода к проблеме, который относит адвокатуру к государственным органам или органам с подобными функциями, очевидна и подробного рассмотрения не требует.

Остановимся на двух основных подходах.

В основу первого, относящего адвокатуру к институтам гражданского общества, положена, прежде всего, посылка о том, что адвокатура является общественной негосударственной организацией.

Именно этот подход избрал законодатель. Между тем в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» не раскрывается, почему законодатель отнес адвокатуру к гражданскому обществу, так что придется основываться на теоретических посылках.

Между тем термины «негосударственный» и «полностью независимый от государства» - отнюдь не синонимы, а ведь гражданское общество именно полностью независимо от государства, более того, в ряде случаев может ему противостоять.

Адвокатура отнюдь не независима, государство имеет ряд достаточно важных функций в регулировании деятельности адвокатуры:

- ведение реестра адвокатов субъекта Российской Федерации (ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции), внесение изменений в реестр (ст. 14, 15 закона);

- определение порядка ведения реестра адвокатов (возложено на федеральный орган юстиции (ст. 14 закона);

- осуществление финансирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно или по назначению (п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 25, 26 закона);

- материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридических консультаций (п. 3 ст. 24 закона);

- участие в квалификационных комиссиях адвокатских палат (участвуют по два представителя от территориального органа юстиции, по два представителя - от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, по одному - от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, по одному - от арбитражного суда субъекта Федерации. Таким образом, из 13 членов палаты, предусмотренных по закону, представителей государства - 6 человек (ст. 33 закона);

- внесение представлений в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката (п. 6 ст. 17 закона);

- подача заявления в суд в случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решения о прекращении статуса адвоката (п. 6 ст. 17 закона);

- утверждение формы ордера на исполнение адвокатом поручения клиента (п. 2 ст. 6 закона);

- утверждение формы адвокатского удостоверения и выдача этих удостоверений адвокатам (ст. 15 закона);

- определение порядка страхования риска ответственности адвоката (ст. 19 закона);

- требование созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов (п. 4 ст. 31 закона).

При таком наборе руководяще-контрольных полномочий государственных органов в отношении адвокатуры говорить о полной независимости по крайней мере не корректно.

Также не возможно согласиться с тем доводом, что адвокатура является органом защиты гражданского общества и прав человека.

Во-первых, адвокат всегда защищает интересы определенного лица и практически никогда общества в целом.

Во-вторых, говоря о том, что целью адвоката является защита прав гражданина от посягательств государства, мы забываем о его участии в судопроизводстве не только как защитника в уголовном деле,

где, с одной стороны, стоит государство, а с другой - преследуемое физическое лицо, но и в гражданских процессах в качестве представителя. В данных процессах государство зачастую вообще не принимает участия.

При такой очевидной несостоятельности отнесения адвокатуры к гражданскому обществу в чистом виде что же заставило законодателя это сделать?

На наш взгляд, причины кроются в психологии. Весь советский период государство пыталось контролировать все сферы жизни граждан, в том числе с помощью идеологических органов.

Г осударство сурово пресекало любые попытки выйти из-под контроля, и, следовательно, гражданское общество представляло собой явление для государства нежелательное и ему противопоставляемое.

Отсюда сложилось неправильное мнение о том, что все, что прямо и полностью не подчинено государству, является частью гражданского общества.

Думается, что в настоящее время в нашей стране адвокатура не может являться институтом гражданского общества.

В настоящее время, после безвластия 90-х гг., принят курс на эволюционное развитие гражданского общества, правового государства и т.д.

Наше государство, в данный момент находясь в переходном периоде, в отличие от США и Англии -стран с развитой правовой традицией, не может полностью отказаться от контроля над столь важным институтом общества, как адвокатура.

Литература

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М., 2002.

2. Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997.

3. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Г.Д. Садовникова. М.: Юрайт-Издат, 2006.

4. Настольная книга адвоката. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. В.А. Вайпана. М.: Юстицинформ, 2006.

5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003.

6. http://ru.wikipedia.org.

7. http://www.bolshe.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.