ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
179
ПРАВОВЕДЕНИЕ 2007. №6
УДК 431 Х.М. Хазипова
МЕСТО АДВОКАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Рассматривается вопрос о месте адвокатуры в современном российском обществе, о его многоаспектности и обусловленности взаимодействием адвокатуры с различными государственными и негосударственными органами Российской Федерации.
Ключевые слова: общество, гражданское общество, адвокатура, государственные органы, негосударственные органы, государственное юридическое бюро, должностное лицо.
Как известно, общество - сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворение потребностей людей [1. С. 212]. В Российской Федерации потребности людей удовлетворяются путем реализации последними их прав и свобод, гарантированных и защищаемых Конституцией Российской Федерации. В ст. 48 Конституции РФ гарантируется обеспечение бесплатной юридической помощи гражданам, составляющим гражданское общество современной России.
Институты гражданского общества современной России, оказывающие наиболее существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, на правовое положение личности, регламентируются федеральными законами, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и контролируются в установленных законами пределах государственными органами.
Новое место российской адвокатуры в обществе было определено законодателем в Федеральном законе “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (п. 1 ст. 3 ). В соответствии с этим законом адвокатура характеризуется как институт гражданского общества, а это означает, что современная российская адвокатура - не государственная организация, не орган государственной власти, а одна из составляющих системы современных негосударственных институтов гражданского общества [2. С. 18]. В настоящее время российское государство находится на этапе формирования нового правового статуса адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость среди иных институтов российского общества.
Целью данного исследования является определение и научное осмысление места адвокатуры в современном российском обществе для решения
актуальных проблем, возникающих при взаимодействии адвокатуры с иными институтами общества.
Определение места адвокатуры в современном обществе видится в сравнении и сопоставлении адвокатуры и государства как равнозначных институтов общества. Как справедливо отмечается в литературе, адвокатура -важнейший элемент правозащитной системы общества, негосударственное добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов [2. С. 19].
По мнению Б.Н. Топорнина, необходимость гражданского общества и его автономии по отношению к государству составляет сегодня одну из главных, “несущих” конструкций, на которых строятся как теория, так и практика нашей жизни. Гражданское общество должно быть в достаточной степени единым или гомогенным. Но реальное гражданское общество одновременно «многоцветно». В нем не могут не быть разные слои и группы людей - социальные, профессиональные, религиозные, этнические и др [3. С. 12].
На данном этапе развитию гражданского общества в России противостоит государство в лице государственного аппарата. Необходимо отметить, что отношения общества и государства включают в себя отношения адвокатуры и государства. С. А. Деханов, отмечает, что здоровая адвокатура, основывающая свою деятельность на законе, не может быть оппозиционной институту государства, государственной власти [4].. Соглашаясь с С.А. Дехановым, отметим, что оппозиция адвокатуры к государству невозможна, так как и государство и адвокатура осуществляют свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ высшей конституционной ценностью объявлены права и свободы человека. Защита прав и свобод человека - обязанность Российского государства.
Таким образом, деятельность адвокатуры и государства направлена на единственно значимую цель - защиту прав и свобод человека. Отношения адвокатуры и государственной власти в обществе должны носить равноправный характер.
Думается, место адвокатуры в обществе определяется через взаимодействие адвокатуры и государства. Государство в целях содействия адвокатской деятельности через органы государственной власти в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» должно обеспечивать гарантии независимости адвокатуры, осуществлять финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно. На сегодняшний день отношения адвокатуры и государства представляются не равноправными. Адвока-
ты по назначению государственных органов осуществляют защиту более чем по 60 % всех расследуемых и рассматриваемых судами уголовных дел, выполняют до 75 тысяч поручений по ведению гражданских дел в судах, бесплатно составляют около миллиона документов [5]. Выполнение перечисленной помощи не сопровождается со стороны государства необходимыми гарантиями возмещения трудовых затрат адвокатов, и адвокаты с этим мирятся. Полагаю, Правительство Российской Федерации в состоянии финансировать оказание бесплатной юридической помощи населению (гражданам), для этого необходимо создать нормальную систему оплаты труда из госбюджета для адвокатов «по назначению». В настоящее время оплата труда адвоката «по назначению» очень низкая, заработанные средства адвокат не может получить длительное время, так как местные финансовые органы не имеют денежных средств для оплаты в срок.
Взгляд А.Д. Бойкова на решение этой проблемы представляется обоснованным и заключается в том, что отношения адвокатуры и государственной власти должны носить равноправный характер. Это значит, что государство не должно по своему усмотрению назначать адвокатам повинности с символической оплатой труда (или без оплаты вовсе) при обеспечении защиты в уголовном процессе и представительства по усмотрению суда в иных видах судопроизводства. Эти отношения государства и адвокатского сообщества должны носить договорной характер [5]. Думается, договорная организация отношений между государством (в лице правительства субъекта федерации, например Правительства Удмуртской Республики) и адвокатским сообществом (в лице адвокатской палаты субъектов федерации, напри-мер,Адвокатской палаты Удмуртской республики) по представлению адвокатами помощи социально незащищенным гражданам повысили бы качество оказываемой помощи, установили бы государственные гарантии по оплате труда адвокатов «по назначению», более полно реализовали бы право граждан закрепленное в ст. 48 Конституции Российской Федерации. Но государством был найден иной выход. 22 августа 2005 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам». Эксперимент проводится с 2006 г. в десяти регионах России. Малоимущие получают бесплатную юридическую помощь, а адвокаты освобождаются от лежащей на них общественной обязанности. По итогам работы государственного юридического бюро за 2006 г. половине граждан, обратившихся за помощью, было отказано в юридической помощи. В истории адвокатуры таких явлений не наблюдалось.
Думается, развитие этой идеи в будущем может иметь целью создание государственной или муниципальной адвокатуры, которая не будет и не
сможет противостоять произволу правоохранительных органов и властных структур бюрократического аппарата. В.И. Сергеев до принятия Постановления № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» положительно высказывался об оказании бесплатной юридической помощи государственными учреждениями [6].
А.Д. Бойков к данному нововведению относится отрицательно, отмечая, что оно повлечет за собой возможность для государства создать в будущем муниципальную адвокатуру, аналог адвокатуры советского периода.
Мы поддерживаем позицию А.Д. Бойкова, так как учреждая государственное юридическое бюро, государство в будущем планирует создать из юридического бюро муниципальную адвокатуру, более управляемую и послушную. При таком исходе событий ни о каком сильном правовом государстве и развитом гражданском обществе в Российской Федерации речи идти не может. Независимая адвокатура в российском обществе - это гарантия становления гражданского общества и действительно правового государства в России.
Как мы полагаем, что место адвокатуры в обществе определяется также тем, что адвокат может выступать и защитником должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, представлять их интересы в судопроизводстве.
А.В. Хоменя отмечает, что отсутствие в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указания о том, что адвокат может быть защитником (представителем) органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц, представлять их интересы в судопроизводстве влечет трудности в судопроизводстве. Соглашаясь с точкой зрения А.В. Хоменя о необходимости закрепления в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прямого указания о том, что «органы власти наравне с гражданами и организациями имеют право обращения к адвокатам за любым видом юридической помощи» [7. С. 14], отмечу, что данное нововведение повлечет благоприятные последствия как для адвокатуры, так и для общества в целом. Следует учесть то обстоятельство, что должностными лицами органов власти чаще всего допускаются нарушения прав граждан, что должно быть сведено к минимуму в правовом государстве. Представляется, что основной причиной нарушения прав граждан со стороны государственных органов является незнание или нежелание органов государственной власти соблюдать предписания закона. Адвокатура и в данной сфере общественных отношений будет способствовать укреплению законности и соблюдению предписаний правовых норм.
Таким образом, место адвокатуры в обществе многоаспектно, обусловлено взаимодействием адвокатуры с различными негосударственными и государственными органами Российской Федерации и было определено законодателем в Федеральном законе “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”. Государство в лице государственных органов и адвокатура осуществляют свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, поэтому невозможна оппозиция адвокатуры к государству. Отношения адвокатуры и государственной власти должны носить равноправный характер. Адвокат может выступать и защитником должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, и самих этих органов, представлять их интересы в судопроизводстве - это, в свою очередь, определяет специфическое место адвокатуры в обществе.
Для развития адвокатуры и более полного обеспечения защиты прав и свобод граждан нашего государства необходимо принять меры к повышению правовой культуры и к росту духовности граждан. В связи с этим предлагается разработать Концепцию духовного возрождения России и граждан России и предусмотреть в ней роль и участие адвокатуры и непосредственно адвокатов. Следствием предлагаемых перемен будет являться соблюдение прав граждан со стороны чиновников, уважение к адвокатуре со стороны различных государственных и негосударственных органов и достойное место адвокатуры в обществе.
Таковыми в настоящий момент нам видится место российской адвокатуры в современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь: М.: ИНФРА-М -НОРМА, 1998.
2. Игнатов С.Д. Концептуальные основы организации адвокатуры в России (вопросы теории и практики): Монография. Ижевск: 2006. С. 19.
3. Топорнин Б.Н. Гражданское общество, правовое государство и право.: Круглый стол журналов «Г осударство и право» и «Вопросы философии» // Г ос-во и право. 2002. №1.
4. Деханов С.А. Адвокатура, гражданское общество, государство // Адвокат. 2004 г. №12.
5. Бойков А.Д. Адвокатура и государственная власть: взаимоотношения // Законы России. Опыт, анализ, практика. 2006 г. №1.
6. Сергеев В.И. Адвокатура «по вертикали» (к проекту Федерального закона «О юстиции») // Современное право. 2001 г. №1.
7. Хоменя А.В. Особенности формирования правового статуса адвокатуры в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
Поступила в редакцию 02.04.07
H.M. Hazipova
On the role of advocacy in modern Russian society
The summary: Is regarded an issue about a place of advocacy in modern Russian company. The advocacy is a major member of company. The place of advocacy in company is multifaceted and is conditioned by interplay of advocacy with different state and non-state bodies of Russian Federation.
Хазипова Халима Минихаметовна
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск,
ул. Университетская, 1 (корп. 4)