Н.Н. Ковалева СООТНОШЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются тенденции модернизации государственного управления в условиях развития предпринимательской деятельности, обосновывается необходимость административно-правового воздействия на сферу предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: государственное управление, государственное регулирование, предпринимательская деятельность.
N.N. Kovaleva
THE CORRELATION OF GOVERNMENT REGULATION AND OF PUBLIC ADMINISTRATION IN SPHERE OF ENTERPRISE ACTIVITY
This article analyzes the trends of modernization of public administration in terms of business development, as well as justifying the need for administrative and legal impact in sphere of enterprise activity.
Key words: public administration, government regulation, entrepreneurial activity.
По мнению ученых-административистов, в начале XX в. главной целью государства признавалось «осуществление народного благоденствия, народного счастья. Счастье понимается в безгранично-неопределенном смысле; на первый план выдвигается, впрочем, материальная сторона его - материальное благополучие и довольство, богатство и сила»1. Государство в этом случае должно не только осуществлять реализацию, но и предоставлять все возможности для полноценной реализации частных интересов.
Современный период развития экономики характеризуется в основных своих целях теми же условиями. Например, выделяют следующие направления:
1) создание и развитие всех аспектов социального государства с учетом частнособственнической основы экономики;
2) контроль, лицензирование, регистрация, уведомление и иные способы координации общественного экономического развития;
3) обеспечение при помощи экономических инструментов социальных потребностей общества.
Государство может воздействовать на предпринимательскую деятельность следующими методами:
создавать субъектов предпринимательской деятельности; планировать и стимулировать основные направления предпринимательской деятельности;
регулировать предпринимательскую деятельность; осуществлять контроль за предпринимательской деятельностью. В рамках рассматриваемой темы наибольший интерес представляют государственное регулирование предпринимательской деятельности и осуществление контроля за ней, которые могут реализоваться, в частности, в формах
© Ковалева Наталия Николаевна, 2015
Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия)
К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Н.М. КОНИНА
государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в отличие от государственного управления нацелено на реализацию государственного воздействия в отношении определенного субъекта предпринимательской деятельности, чтобы не допустить изменения или прекращения хозяйственной ситуации или поддержать ее в текущем состоянии2.
Уже более 20 лет в нашей стране главенствует институт частной собственности, который распространяется и на средства производства. Этот факт обусловливает изменение круга полномочий органов публичной власти в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Общепринято утверждение, согласно которому управление представляет собой вид социальной деятельности. В связи с этим представляется целесообразным согласиться с мнением Н.М. Конина о том, что «метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти»3.
Хотя осуществляя регулирование и управление государство использует различные правовые институты, но управленческие и регулятивные функции реализуются на основе применения административных и экономических методов. Как отмечает Н.М. Конин, нередко разграничения между этими методами достаточно условны, т.к., чтобы реализовать любое косвенное воздействие, необходимо предварительно осуществить административный властный приказ соответствующего государственного органа4.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в значи-° тельной степени основывается на таких институтах, как предоставление лицен-3 зий, аккредитование, регистрация, выдача разрешений, квот и т.п. Исполнение
5 установленных правил (норм) субъектами предпринимательской деятельности обе-
01
=т спечивается специально созданными государственными уполномоченными орга-
1 нами. Государственные органы в свою очередь осуществляют как государственное
| регулирование, участвуя в разрешительных процедурах, так и государственное
>§ управление при помощи различных средств, поддерживающих соответствующие
й административно-правовые режимы. Именно эти органы государственной власти
1 осуществляют контроль и надзор за субъектами предпринимательской деятель® ности и привлекают их к ответственности в случае нарушения ими установленных § правил получения необходимых разрешений, лицензий и др.5
| Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность имеет
| ряд особенностей, которые зависят от сферы его реализации. К примеру, зна-
2 чительное вмешательство со стороны государственных органов реализуется в § сфере учредительной деятельности. В законодательстве содержится подробная ? регламентация процесса создания предпринимательских организаций. Такое <3 увеличение контрольных функций органов государственной власти обусловле-1 но тем, что «пороки образования нередко бывает трудно или даже невозможно
О
т исправить после того, как компания окончательно создана»6 и в последующем в процессе ее функционирования могут быть существенно нарушены интересы как учредителей и участников возникшего субъекта предпринимательской деятельности, так и интересы взаимодействующих с данной организацией субъектов права, в т.ч. контрагентов, общества и государства.
Осуществление предпринимательской деятельности обусловлено ее ле-26 гитимностью, т.е. для функционирования субъектов предпринимательской
деятельности в процессе хозяйственного оборота необходимо государственное подтверждение законности их включения в него7.
А.В. Чуряев подчеркивает, что особое значение в системе процедуры легитимации имеет процесс государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который обеспечивает возможности реализации гражданами своих субъективных прав на осуществление предпринимательской деятельности8. По нашему мнению, к такого рода процедурам следует также отнести и аккредитацию субъектов предпринимательской деятельности, т.к. она в первую очередь направлена на то, чтобы создать условия для адекватного осуществления предпринимательской деятельности, а также обеспечения безопасности, качества продукции и услуг.
Таким образом, исследования Н.М. Конина, в частности в области методологии административно-правового регулирования, дают основания сделать следующие выводы: государственное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности может осуществляться прямым и косвенным образом. При этом прямое непосредственное воздействие можно определить как непосредственное государственное управление, а косвенное воздействие органов государственной власти на субъектов предпринимательской деятельности как государственное регулирование предпринимательской деятельности9.
Полномочия государственных органов в отношении субъектов предпринимательской деятельности независимо от их формы собственности включают в себя компетенцию органов государственной власти в сферах бухгалтерского учета, статистики, отчетности, а также контроль, надзор за осуществлением предпринимательской деятельности и применение мер административного принуждения, включая меры административной ответственности, в случаях нарушения законодательства в ходе ее реализации. Данные полномочия можно определить как непосредственное государственное управление. В свою очередь полномочия органов государственной власти в области лицензирования, аккредитации, регистрации субъектов предпринимательской деятельности, метод межотраслевой координации (значение которого незаслуженно преуменьшается), планирование (в связи с тем, что в настоящее время планы носят не обязательный, а рекомендательный характер), носящие косвенный характер воздействия, можно определить как государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Соответственно, в настоящее время особое значение приобретает именно государственное регулирование предпринимательской деятельности и, хотя проводимые административные реформы направлены на уменьшение административных барьеров при осуществлении предпринимательский деятельности, значения прямого непосредственного государственного воздействия на функционирование субъектов предпринимательской деятельности нельзя недооценивать.
1 Гессен М.В. Административное право: Популярные лекции для самообразования. СПб., 1903. С. 1.
2 См.: Шестаков A.B. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. М., 2000. С. 45.
3 КонинН.М. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти/ Административное право России: учебник / под ред. Н.М. Конина и Ю.Н. Старилова. 2-е изд., пересм. М., 2010. С. 421.
4 См.: Там же. С. 422-424.
5 См.: ТерещенкоЛ.К., ИгнатюкН.А. Предпринимателю о разрешительных процедурах. М., 2005. С. 9.
6 КулагинМ.М. Избранные труды. М., 1997 («Классика российской цивилистики»). С. 75.
7 См.: Конин Н.М., Ковалева Н.Н. Регистрация и аккредитация как элементы административно-правового статуса субъектов предпринимательской деятельности // Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ / отв. ред. Р.А. Адельханян. М., 2012. С. 32.
8 См.: Чуряев А.В. Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 4.
9 См.: Конин Н.М. Указ. раб.