Научная статья на тему 'Соотношение фундаментальных понятий философии и эстетики в работах И. Канта'

Соотношение фундаментальных понятий философии и эстетики в работах И. Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / метафизика / эстетика / искусство / культура. / philosophy / metaphysics / aesthetics / art / culture.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кормин Николай Александрович

В статье выявляется соотношение фундаментальных понятий философии Канта: мирового понятия философии и понятия, построенного на основе анализа его эстетики, – мирового понятия искусства. Одновременно рассматривается кантовская трактовка неподражаемых образцов привнесения эстетического содержания в западноевропейскую метафизическую традицию, как она воплотилась в трансцендентальном осмыслении мирового понятия философии – этого выражения «гениальности разума (Vernunftgenius)». Сложность такого ракурса осмысления в том, что, перефразируя Аристотеля, для эстетических субстанций нет ни определения, ни доказательства. Эстетика как способ мыслить искусством во многом зависит от метафизического видения самого мира, она всегда стояла и стоит перед дилеммой: сотворен мир или несотворен, раскрывает структуры кантовского понимания божественного искусства, его соотношения с идеей Творения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE FUNDAMENTAL CONCEPTS OF PHILOSOPHY AND AESTHETICS IN THE WORKS OF I. KANT

The article reveals the correlation of the fundamental concepts of Kant’s philosophy: the world concept of philosophy and the concept based on the analysis of his aesthetics – the world concept of art. At the same time, Kant’s interpretation of inimitable examples of bringing aesthetic content to the Western European metaphysical tradition is considered, as it was embodied in a transcendental understanding of the world concept of philosophy – this expression of “genius of reason (Vernunftgenius)”. The difficulty of this perspective of understanding is that, to paraphrase Aristotle, there is no definition or proof for aesthetic substances. Aesthetics as a way of thinking through art largely depends on the metaphysical vision of the world itself, it has always faced a dilemma.: whether the world is created or uncreated, reveals the structures of Kant’s understanding of divine art, its relationship with the idea of Creation.

Текст научной работы на тему «Соотношение фундаментальных понятий философии и эстетики в работах И. Канта»

Социология № 9 2024

Соотношение фундаментальных понятий философии и эстетики в работах И. Канта

Кормин Николай Александрович,

д.ф.н., ведущий научный сотрудник, ФГБУ «Институт философии Российской академии наук» E-mail: [email protected]

В статье выявляется соотношение фундаментальных понятий философии Канта: мирового понятия философии и понятия, построенного на основе анализа его эстетики, - мирового понятия искусства. Одновременно рассматривается кантовская трактовка неподражаемых образцов привнесения эстетического содержания в западноевропейскую метафизическую традицию, как она воплотилась в трансцендентальном осмыслении мирового понятия философии - этого выражения «гениальности разума (Vernunftgenius)». Сложность такого ракурса осмысления в том, что, перефразируя Аристотеля, для эстетических субстанций нет ни определения, ни доказательства. Эстетика как способ мыслить искусством во многом зависит от метафизического видения самого мира, она всегда стояла и стоит перед дилеммой: сотворен мир или несотворен, раскрывает структуры кантовского понимания божественного искусства, его соотношения с идеей Творения.

Ключевые слова: философия, метафизика, эстетика, искусство, культура.

ЕпСД

В настоящем исследовании мы ставим перед собой задачу проанализировать новые аспекты развития всеобъемлющего философского понимания [1], в которых эксплицитно или имплицитно воплощается эстетическое значение базисных структур трансцендентализма и первичных эстетических интуиций, связанных с мирозданием. Центральное место в нашем анализе занимает концепция искусства в планетарном масштабе как метод постижения духовного эквивалента мировых точек, определяющих метафизическое событие в сфере искусства.

Кант одним решительным ходом выделяет как эстетический прецедент метафизического события (это подлинное венчание прекрасного миропорядка соответствующим блаженством; в этом контексте «метафизические совершенства в разуме возникают спонтанно» (Кант), к ним можно отнести даже живописное полотно или музыкальную симфонию, также представляющие собой микрокосм), так и область философского мастерства, впервые формирующую идеал священного человечества в облике индивида. Архитектурным воплощением метафизического проекта сакрального человечества можно считать Temple Expia-tori de la Sagrada Familia выдающегося Гауди. Тем не менее, прежде чем углубляться в обсуждение эстетических казусов или метафор, необходимо поставить вопрос: какой путь более правомерен -поиск всеобъемлющего понятия философии или внемирской сущности того, чему философ дает дефиницию?

Когда в «Критике чистого разума» говорится о неоспоримой актуальности всеобъемлющего понятия философии, что конкретно подразумевается под такой характеристикой концепта, в котором осмысляется мироздание? В.П. Визгин соотносит кантовское понимание мира со структурой «особенного всеобщего, рассмотренного в полноте его эмпирического развертывания», однако такое свойство приближает нас к эстетической парадигме, поскольку способность мыслить частное как подчиненное общему рассматривается немецким философом как способность суждения. Для Канта понятие, в котором мыслится мир, неразрывно связано с космологией (и вовсе не случайно, что в современном западном дискурсе поднимается тема: Иммануил Кант - Юрий Гагарин) и ее эстетическими аспектами, или с трансцендентальными предпосылками миротворения, происходящего нашем сознании, хотя сама задача определения

в

трансцендентальных основании находит свое разрешение далеко за пределами эмпирического мира.

В то же время идея мира для Канта - это концепция, олицетворяющая возвышенную сущность человеческой природы, выражающая эстетическое мировосприятие. В определенном смысле, всеобъемлющее понятие, невзирая на его многозначность, - это пропилеи теории всего, хотя невозможно сконструировать четкий понятийный каркас систем знания о мире как целостности, дать исчерпывающую определенность предмету всеобъемлющего понятия. Тем более если исходить из трансцендентальной установки, согласно которой нам надлежит скорректировать в самом понятии то, что мы в него привнесли.

Ш. Гастон справедливо акцентирует внимание на том, что Кант стремился заложить новые основания для восприятия мира как единого целого, закономерно ставя при этом вопрос, необходима ли нам сегодня новая коперниканская революция применительно к концепции мира [2]. Концептуальная архитектоника мира, мироздание в метафизическом смысле представляют собой то, что охватывает все сущее, но само не охватывается ничем. Следовательно, это весьма парадоксальная концепция, поскольку никакое понятие не в состоянии вместить мир во всей его полноте. Однако существует ли эстетическая структура этого всеобъемлющего понятия, своего рода эстетическое мировоззрение, расширяющие предельное посредничество философии, - ведь, согласно «Тимею», благость демиурга воплощается в красоте мироздания [3].

В рамках данного исследования мы предпринимаем попытку раскрыть новые грани эволюции всеобъемлющего философского постижения, где эксплицитно или имплицитно проявляется эстетический аспект фундаментальных конструкций трансцендентализма и первозданных эстетических интуиций, сопряженных с мирозданием. Центральное место в нашем анализе отводится концепции искусства в планетарном масштабе как способу постижения духовного эквивалента космических точек, детерминирующих метафизическое событие в сфере художественного творчества.

Кант решительно выделяет как эстетический прецедент метафизического события (это подлинное увенчание гармоничного миропорядка соответствующим блаженством; в этом контексте «метафизические совершенства в разуме возникают спонтанно» (Кант), к ним можно причислить даже живописное полотно или музыкальную симфонию, также представляющие собой микрокосм), так и область философского мастерства, впервые формирующую идеал сакрального человечества в облике индивида. Архитектурным воплощением метафизического проекта священного человечества можно считать храм Саграда Фамилия гени-

ального Гауди. Однако, прежде чем погружаться в обсуждение эстетических казусов или метафор, необходимо поставить вопрос: какой путь более правомерен - поиск всеобъемлющего понятия философии или трансцендентной сущности того, чему философ дает дефиницию?

Когда в «Критике чистого разума» говорится о неоспоримой актуальности всеобъемлющего понятия философии, что конкретно подразумевается под такой характеристикой концепта, в котором осмысляется универсум? В.П. Визгин соотносит кантовское понимание мира со структурой «особенного всеобщего, рассмотренного в полноте его эмпирического развертывания», однако такое свойство приближает нас к эстетической парадигме, поскольку способность мыслить частное как подчиненное общему рассматривается немецким мыслителем как способность суждения. Для Канта понятие, в котором мыслится мир, неразрывно связано с космологией (и вовсе не случайно, что в современном западном дискурсе поднимается тема: Иммануил Кант - Юрий Гагарин) и ее эстетическими аспектами, или с трансцендентальными предпосылками миротворения, происходящего в нашем сознании, хотя сама задача определения трансцендентальных оснований находит свое разрешение далеко за пределами эмпирического мира.

В то же время идея мира для Канта - это концепция, олицетворяющая возвышенную сущность человеческой природы, выражающая эстетическое мировосприятие. В определенном смысле, всеобъемлющее понятие, невзирая на его многозначность, - это пропилеи теории всего, хотя невозможно сконструировать четкий понятийный каркас систем знания о мире как целостности, дать исчерпывающую определенность предмету всеобъемлющего понятия. Тем более если исходить из трансцендентальной установки, согласно которой нам надлежит скорректировать в самом понятии то, что мы в него привнесли.

Идея всеохватывающей философской системы требует специфической персонификации. Проблематика олицетворения абстрактных понятий многоаспектна. Человеческое сознание постигает реальность посредством концептов, с их помощью формируя не только инновационные способы взаимодействия с миром, но и новые пласты самой действительности. Однако персонификация всеобъемлющей философской концепции не сводится к простому художественному портретированию мыслителя. Это скорее метафизическая поэзия мысли, поиск «лакмусовой бумаги чувств» (если перефразировать Канта) - интеллектуальный конструкт, путешествующий в мирах человеческого сознания, поэтическая строгость самого мыслительного процесса.

В своем монументальном исследовании «Критика чистого разума» Иммануил Кант предлагает инновационную концепцию всеобъемлющей фи-

лософской парадигмы. Эта парадигма не только резонирует с имманентными устремлениями человеческого интеллекта, но и воплощает идею как онтологический феномен. Данная мысль получает дальнейшую эволюцию в «Критике способности суждения», где Кант расширяет свое видение, проецируя его на культурологическую плоскость. Здесь он вводит аналогичное понятие всеобъемлющего искусства, трактуя его как квинтэссенцию человечества, воплощенную в индивидууме, и одновременно проливая свет на корреляцию между искусством и телеологией человеческого существования.

Этот подход порождает нетривиальную дилемму о темпоральной природе всеобъемлющих концепций различных модальностей. Как интегрировать всеохватывающую концепцию искусства в философский дискурс, исследующий модальные аспекты бесконечного, неделимые прототвор-ческие формы экспансирующей бесконечности, которая через эстетическое созерцание perpetuum mobile воспроизводит себя? Ведь даже эстетические идеи несут в себе зерно бесконечности, генерируя бесконечную череду родственных идей и мыслей - то, что выдающийся мыслитель Владимир Бибихин метко окрестил «искусством мышления».

В современном российском философском ландшафте красота мироздания интерпретируется через призму парадокса: то, что prima facie кажется невозможным в рамках существующего миропорядка, все же материализуется, и именно эта манифестация невозможного и есть квинтэссенция красоты. Метаморфоза ее образа, смысловая конвергенция со всей концептуальной архитектоникой эстетики и связанных с ней аффективных отношений приобретает драматический аспект личностной самоидентификации, погружения в первозданные истоки социальных интеракций. Перефразируя знаменитый картезианский постулат, можно постулировать: эстетическое cogito a priori предполагает мышление в категориях бесконечного.

Переосмысление концепции искусства выводит нас за пределы банальной миметической репрезентации или медиации между идеалом и его воплощением. На этой почве зарождается уникальный синтез архетипа и креативного процесса, порождая феномен «чистого искусства» в его наиболее рафинированной форме. Знаменательно, что современный дискурс о природе искусства зачастую разворачивается в русле кантианского эстетического когнитивизма. Целая плеяда исследователей акцентирует релевантность кан-товского наследия для дешифровки современных арт-практик. Как метко подмечено в научных кругах: «Эстетическая доктрина Канта представляется оптимальной методологической платформой для постижения безграничной сущности искусства

йпсд

нашей эпохи, открывая новые горизонты для его интерпретации и анализа».

В своем фундаментальном опусе «Критика чистого разума» Иммануил Кант выдвигает инновационную концепцию всеобъемлющей философской парадигмы. Эта парадигма не только резонирует с сокровенными устремлениями человеческого интеллекта, но и возводит понятие идеи в ранг онтологического феномена. Данная мысль получает дальнейшую разработку в «Критике способности суждения», где Кант расширяет свое видение, экстраполируя его на культурологическую плоскость. В этом контексте он вводит созвучное понятие всеобъемлющего искусства, интерпретируя его как квинтэссенцию человечности, воплощенную в индивидууме, и одновременно проливая свет на многогранную взаимосвязь между искусством и телеологией человеческого бытия.

Переосмысление сущности искусства выводит нас за пределы тривиальной миметической репрезентации или медиации между идеалом и его воплощением. На этой почве зарождается уникальный симбиоз архетипа и креативного процесса, порождая феномен «чистого искусства» в его наиболее рафинированной ипостаси. Знаменательно, что современный дискурс о природе искусства зачастую разворачивается в русле кантианского эстетического когнитивизма. Целая плеяда исследователей акцентирует релевантность кан-товского наследия для дешифровки современных арт-практик. Как метко подмечено в научных кругах: «Эстетическая доктрина Канта представляется оптимальной методологической платформой для постижения безграничной сущности искусства нашей эпохи, открывая новые горизонты для его интерпретации и аналитического осмысления».

Литература

1. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4-х томах. - М.: Наука, 2006. Т. 2. Ч. 1. [подготовлен Н. Мотрошиловой, Т. Длу-гач, Б. Тушлингом, У. Фогелем]. - 1081 с.

2. Gaston S. The Concept of World from Kant to Der-rida. - London; New York: Rowman & Littlefield International, Ltd., 2013. - P. 1-29.

3. Длугач Т.Б. От Канта к Фихте. Сравнительно-исторический анализ / [2-изд.]. - М.: Канон+, 2010. - 367 с.

4. Kant I. (2017). Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken. Die Universität Bonn verfügt über ein elektronisches Korpus von Immanuel Kants gesammelten Schriftrn gemäß den Abteilungen 1-3 der Akademie-Ausgabe. - Bonn: The University of Bonn. [Bd. 20]. Digital Edition of Kant's Works. - 340 p.

5. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4-х т. - М.: Наука, 2001. Т. 4. [подготовлен Н. Мотрошиловой, Т. Длугач, Б. Тушлингом, У. Фогелем]. - 1120 с.

6. Кант И. Венская логика / [пер. с немец. А.М. Харитоновой, Л.Э. Крыштоп; под ред. А.Н. Кру-глова]. - М.: Канон+, 2022. - 495 с.

7. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4-х т. - М.: Ками, 1993. Т. 1 [подготовлен Н. Мотрошиловой, Б. Тушлингом]. - 584 с.

8. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postu-mum). [отв. ред. В.А. Жучков]. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 750 с.

9. Kuplen M. Kant's Aesthetic Cognitivism. On the Value of Art. - New York: Bloomsbury Academic, 2023. - P. 208.

10. Cazeaux C. Judging Contemporary Art with Kant. In: Special Issue on Kant and Contemporary Art. -Cambridge: Cambridge University Press, 2021. Vol. 26 (4). - P. 649.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE FUNDAMENTAL CONCEPTS OF PHILOSOPHY AND AESTHETICS IN THE WORKS OF I. KANT

Kormin N.A.

Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

The article reveals the correlation of the fundamental concepts of Kant's philosophy: the world concept of philosophy and the concept based on the analysis of his aesthetics - the world concept of art. At the same time, Kant's interpretation of inimitable examples of bringing aesthetic content to the Western European metaphysical tradition is considered, as it was embodied in a transcendental understanding of the world concept of philosophy - this expression of "genius of reason (Vernunftgenius)". The difficulty of this perspective of understanding is that, to paraphrase Aristotle, there is no definition

or proof for aesthetic substances. Aesthetics as a way of thinking through art largely depends on the metaphysical vision of the world itself, it has always faced a dilemma.: whether the world is created or uncreated, reveals the structures of Kant's understanding of divine art, its relationship with the idea of Creation.

Keywords: philosophy, metaphysics, aesthetics, art, culture. References

1. Kant I. Works in German and Russian. In 4 volumes. - M.: Nau-ka, 2006. T. 2. H. 1. [prepared by N. Motroshilova, T. Dlugach, B. Tuschling, U. Vogel]. - 1081 p.

2. Gaston S. The Concept of World from Kant to Derrida. - London; New York: Rowman & Littlefield International, Ltd, 2013. -P. 1-29.

3. Dlugach T.B. From Kant to Fichte. Comparative-historical analysis / [2nd ed.]. - Moscow: Canon+, 2010. - 367 p.

4. Kant I. (2017). Academy edition of Immanuel Kant's collected works. The University of Bonn has an electronic corpus of Immanuel Kant's collected writings in sections 1-3 of the Academy edition. - Bonn: The University of Bonn. [Vol. 20]. Digital Edition of Kant's Works. - 340 p.

5. Kant I. Works in German and Russian. In 4 vol. - M.: Nauka, 2001. T. 4. [prepared by N. Motroshilova, T. Dlugach, B. Tuschling, U. Vogel]. - 1120 p.

6. Kant I. Viennese Logic / [translated from German by A.M. Khari-tonova, L.E. Kryshtop; ed. by A.N. Kruglov]. - Moscow: Kanon+, 2022. - 495 p.

7. Kant I. Essays in German and Russian. In 4 vol. - M.: Kami, 1993. T. 1 [prepared by N. Motroshilova, B. Tuschling]. - 584 p.

8. Kant I. From the manuscript heritage (materials for 'Critique of Pure Reason', Opus postumum). [edited by V.A. Zhuchkov]. -Moscow: Progress-Tradition, 2000. - 750 p.

9. Kuplen M. Kant's Aesthetic Cognitivism. On the Value of Art. -New York: Bloomsbury Academic, 2023. - P. 208.

10. Cazeaux C. Judging Contemporary Art with Kant. In: Special Issue on Kant and Contemporary Art. - Cambridge: Cambridge University Press, 2021. Vol. 26 (4). - P. 649.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.