Научная статья на тему 'Соотношение административных и уголовных правонарушений экстремистской направленности'

Соотношение административных и уголовных правонарушений экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1037
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / ВИДЫ ЭКСТРЕМИЗМА / КВАЛИФИКАЦИЯ / AN ADMINISTRATIVE OFFENSE / A CRIME / EXTREMISM / EXTREMISM KINDS / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клеймёнов Михаил Петрович

Определяются варианты соотношений административных и уголовных правонарушений экстремисткой направленности, предлагается решение возникающих и правовых коллизий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARITY ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL OFFENCES OF THE EXTREMIST ORIENTATION

Variants of parities of administrative and criminal offenses extremist orientations are defined, the decision of arising and legal collisions is offered.

Текст научной работы на тему «Соотношение административных и уголовных правонарушений экстремистской направленности»

УДК 343

СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

PARITY ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL OFFENCES OF THE EXTREMIST ORIENTATION

М. П. КЛЕЙМЁНОВ (M. P. KLEYMYONOV)

Определяются варианты соотношений административных и уголовных правонарушений экстремисткой направленности, предлагается решение возникающих и правовых коллизий.

Ключевые слова: административное правонарушение, преступление, экстремизм, виды экстремизма, квалификация.

Variants of parities of administrative and criminal offenses extremist orientations are defined, the decision of arising and legal collisions is offered.

Key words: an administrative offense, a crime, extremism, extremism kinds, qualification.

Российский законодатель в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 29 апреля 2008 г.) «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрел различные виды ответственности за экстремизм. Среди них выделяются два вида, которые характеризуются наибольшей остротой: административная и уголовная.

Административная ответственность за экстремистскую деятельность прямо предусмотрена ст. 15.27 «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», ст. 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики», ст. 20.28 «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности», ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов».

Что касается уголовной ответственности за экстремизм, то в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 28 ноября 2007 г. № 19 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельно-

сти» она предусмотрена ст. 136, 141, 148, 149,

212, 239, 277, 278, 280, 282-282.2, 357 УК РФ, а также ст. 105, 111, 112, 115-117, 119, 150,

213, 214, 244 УК РФ, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Анализ диспозиции ст. 282.1 УК РФ даёт основание дополнить указанный перечень ст. 243 УК РФ, хотя, на наш взгляд, возможны и иные дополнения.

Если учитывать логику приказа Генеральной прокуратуры от 28 ноября 2007 г. № 19, которая исходит из мотивации преступлений экстремистской направленности, то тогда к административным правонарушениям рассматриваемой категории следует отнести все, которые совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Теоретически из них можно составить довольно широкий перечень административных правонарушений:

а) электоральных (ст. 5.5, 5.8, 5.10, 5.12, 5.13, 5.16, 5.19, 5.20, 5.23, 5.24, 5.45 и др.);

© Клеймёнов М. П., 2012 176

б) религиозных (ст. 5.26 «Нарушение

законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»);

в) трудовых (ст. 5.27-5.34 и др.);

г) политических (ст. 5.39-5.40);

д) диффамационных (ст. 5.60 «Клевета», ст. 5.61 «Оскорбление»);

е) транспортных (ст. 11.1, 11.3, 11.9, 12.2, 12.8);

ж) информационных (ст. 13.11, 13.14,

13.15.);

з) экономических (ст. 7.17, 14.17, 15.14).

Соотношение административных и уголовных правонарушений сводится к нескольким вариантам:

1. Административное правонарушение предшествует уголовному и свидетельствует о возможности трансформации первого во второе. Так, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики является началом более активной экстремисткой деятельности и может привести к совершению преступлений, предусмотренных ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества».

2. Административное правонарушение конкурирует с уголовным. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 8 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» сказано: «Вопрос о

том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным ст. 282 УК РФ, или административным правонарушением (ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по ст. 282 УК РФ».

3. Административное правонарушение является предметом уголовного правонарушения. Диспозиция ст. 280 УК ч. 1 РФ говорит о запрете публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности. В данном случае уголовная ответственность возможна за призывы к осуществлению административного правонарушения экстремистского характера. Такие ситуации нежелательны, и их следует устранить за счёт уточнения содержания публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.