УДК: 725.8 ББК:38.712.8
О.Н. Блянкинштейн, г. Красноярск
Сооружения для зимних видов спорта в Красноярском крае периода советской истории
Аннотация
В статье излагается история создания сооружений для зимних видов спорта в городе Красноярске и Красноярском крае советского периода. Рассматривается массовое строительство лыжных баз, трасс, формирование горнолыжных комплексов. Особое внимание уделяется трамплинам и санным трассам. Обозначаются изменения в этой области, произошедшие в постсоветское время.
Ключевые слова: Красноярск, СССР, лыжные трассы, горнолыжные трассы, санные трассы, базы, лыжные трамплины, спартакиады.
Освоение Сибири, проживание в условиях долгой и снежной сибирской зимы издавна были связаны с перемещением по снегу. Возникнув из утилитарных жизненных потребностей, лыжный спорт стал одним из самых массовых и доступных видов спорта, который пользуется большой популярностью у людей любого возраста. В советской системе физического воспитания велась масштабная работа по развитию лыжного спорта.
Природно-климатические условия Красноярска были благоприятны для развития всех видов лыжного спорта. Зима приходит рано, снег лежит долго, рельеф вокруг города обеспечивает много снежных склонов и прекрасных спусков для горных лыж.
Большинство красноярцев всегда любили лыжный спорт и прогулки на лыжах. Окрестности Красноярска были изрисованы линиями лыжных трасс. Путь движения лыжника называли «лыжня». Вначале лыжню кто-то прокладывал (проходил первым, оставляя след из двух параллельных полос), за ним двигались другие лыжники, фиксируя лыжню каждым последующим передвижением все четче.
Вокруг Красноярска на левом и правом берегах всегда было много лыжных дорог, ближних и дальних. В послевоенное время вокруг Красноярска построили несколько десятков лыжных баз, в 1960-70-х гг. их насчитывалось уже около сотни. Удачным местом расположения многочисленных лыжных баз различных ведомств стала Березовая роща в непосредственной близости от Студенческого городка. Между разными предприятиями города существовало даже определенное соревнование по строительству лыжных баз. Директор каждого завода считал своим долгом построить лыжную базу для своего предприятия. У одних ведомств были маленькие временные сооружения баз, другие старались строить постоянные капитальные сооружения, зачастую двухэтажные здания с хранилищем и прокатом на 1000 пар лыж и больше (рис. 1) [7].
На лыжных базах всегда можно было взять лыжи напрокат, переодеться, после катания отдохнуть. Но многие базы были больше, чем просто место переодевания и проката лыж. Например, на лыжной базе строителей стояло пианино, и, вернувшись с лыжной прогулки, можно было услышать приятную музыку, все умеющие и желающие могли сыграть на этом инструменте [7, с. 35]. Лыжные базы были тем местом, где проводили профессиональные
праздники, праздники «Начало сезона», «Проводы зимы» с самоваром ипирогами. На таких базах люди с семьями отдыхали на свежем воздухе в непринужденной, доброжелательной обстановке.
В 1960-х гг. именно в Березовой роще были построены лыжные базы высших учебных заведений: технологического, медицинского и политехнического институтов. Эти базы в сильно обветшавшем состоянии существуют и работают по сей день.
Физкультурно-спортивные занятия на лыжах зимой сильно ограничиваются продолжительностью светового дня, поэтому не случайно появилась идея осветить лыжню. Первая освещенная лыжная трасса в Березовой роще строилась силами разных заводов: деревянные столбы предоставил лесоперевалочный комбинат, электропровод на 2,5 км — судостроительный завод, строители под руководством заведующего базой Е.И. Тихомирова претворяли идею освещенной лыжной трассы в жизнь. Просуществовало освещение трассы один сезон, летом деревянные столбы украли. Вопрос о ее восстановлении через несколько лет подняли спортсмены из краевой сборной команды лыжников, она им была очень необходима. Трассировку новой освещенной лыжни выполняли с учетом пожеланий и требований тренеров краевых лыжных команд. При строительстве применяли надежные железобетонные опоры, ямы под них рыли с применением ямобуров, стараясь не навредить природе. Трассу построили за две недели. В эксплуатацию трассу приняли как уличное освещение дороги до Университета. Это стало возможно в связи с тем, что большая часть лыжной трассы почти совпадала с путями передвижения от Студенческого городка и Академгородка до Красноярского университета. Освещенная трасса заработала всерьез и надолго. Во время разрухи 1990-х гг. пострадали проводка, фонари и само освещение. Сохранились железобетонные опоры. В 2011 г. трасса была восстановлена и сейчас освещает лыжню для любителей вечерних лыжных пробежек.
К зимним спартакиадам народов СССР в 1982 и 1986 гг. в Красноярске были проложены лыжные трассы в соответствии со стандартами союзных соревнований. В Березовой роще завершилось формирование лыжного стадиона «Динамо» со стартовым городком и судейской. В Ветлужанке у плодово-ягодной станции недалеко от пионерского лагеря «Радуга» был также построен стартовый городок. Организацией и строительством занимались Октябрьский районный комитет партии и другие организации Октябрьского района. Коллектив Краснояр-скводстроя за короткое время выполнил строительство запланированных сооружений.
В это же время была проведена огромная работа по организации биатлонного стадиона у подножия Николаевской сопки: построены стартовая площадка, стрельбище, судейская, общежитие, раздевалка. Незадолго до соревнований был восстановлен земляной пулегасящий вал и завезены снеговые пушки, необходимость в которых возникла из-за недостатка снега в тот момент. Чтобы продлить время лыжных тренировок в межсезонье и в летнее время, недалеко от биатлонного стадиона сделали асфальтированную лыжероллерную трассу для тренировок и соревнований на роликовых лыжах.
Биатлонный городок, стрельбище, зимние стадионы Красноярска достойно служили советскому спорту — здесь занимались и воспитывались будущие чемпионы, в том числе и олимпийские.
Известно, что еще до Великой Отечественной войны в Красноярске проходил чемпионат СССР по горным лыжам. Послевоенное оживление горнолыжного спорта приходится на начало 1960-х гг. Отдельные спортсмены пешком поднимались в горы и пытались тренироваться на склонах. Но для достижения результатов тренировочного процесса нужен был механизированный подъем лыжника в гору. Первый подъемник, сделанный на основе горной лебедки, работал в урочище Каштак — прекрасном месте для горнолыжного спорта на правом берегу Енисея. Здесь было выстроено двухэтажное кирпичное здание горнолыжной базы ДСО
108
«Труд» с хранилищем для лыж и жилым помещением. К базе подходили трассы слалома, слалома-гиганта и скоростного спуска [3]. Вторым подъемником, смонтированным в Каш-таке, был уникальный по тем временам специальный чехословацкий бугельный подъемник, с помощью которого можно было подняться на высоту 1800 м.
Формирование горнолыжной базы «Буревестник» на Николаевской сопке тоже началось в 1960 г. с первого горнолыжного спуска и первого подъемного механизма, состоящего из электродвигателя, редуктора и пеньковой веревки [7, с. 45]. В 1962 г. был приобретен и установлен лыжный подъемник ВЛ-200 чешского производства. Использование даже маленьких лыжных подъемников в тренировочном процессе уже давало результат. В 1964 г. Красноярск мог гордиться чемпионом СССР по горнолыжному спорту среди юношей. Но заветной мечтой был большой стационарный подъемник на вершину Николаевской сопки. К концу 1964 г. построили канатную бугельную дорогу чехословацкого производства ВЛ-1000. Работы проводили ударными темпами. Рабочей силой была бригада студентов-горнолыжников: с помощью специалистов с кафедры геодезии сделали геодезическую съемку, выбрали трассу, расчистили ее, провели работы по бетонированию опор. Начаты работы были в августе 1964 г., а к ноябрю были уже готовы фундаменты под опоры. С наступлением зимы подъемник был торжественно открыт.
Постепенно обустраивалась база у подножия сопки: построили здание с лыжехранилищем и ремонтными мастерскими, помещениями для переодевания и питания. Занимались и улучшением самой трассы спуска. В те годы была создана детская школа горнолыжного спорта.
В Дивногорске осваивалась 1200-метровая трасса слалома-гиганта с хорошим чехословацким подъемником. Горнолыжные трассы с подъемниками выстроили в Железногорске, в Кан-ске, в Талнахе рядом с Норильском.
В 1970-х гг. писали, что Красноярск может и должен вырасти в крупнейший спортивный центр, стать настоящей столицей горнолыжного спорта в России [3]. В это время началось строительство новой трассы в Бобровом логу, в проектировании которого использовались не только лучшие советские наработки того времени, но и зарубежный опыт устройства горнолыжных спусков. Задумано было устройство канатно-кресельной дороги. Ее строительство шло сложно и трудно, пока не придумали использовать для подъема бетона наверх артиллерийский тягач. Дорога была построена благодаря концентрации усилий строителей, спортсменов, хозяйственников, партийных работников. Одновременно в Чехословакии изготовляли подъемники, но из-за событий августа 1968 г. их отгрузили позже почти на два года. После возведения дороги и подготовки трасс создали горнолыжную школу (рис. 2). Развернулась преподавательская и тренерская работа, проводились регулярные занятия десятков классов, сотни ребятишек успешно занимались горными лыжами под руководством опытных тренеров. Молодежь охотно шла в Бобровый лог. Дорога работала с большой нагрузкой, особенно в субботу и воскресенье.
Во время строительства Саяно-Шушенской ГЭС спортсмены, представители ГЭС и алюминиевого завода выбрали на горе Гладенькой уникальное место для занятий горными лыжами. Энтузиасты стали строить эту сложную трассу длиной 3240 м с перепадом высот в 830 м: пробивать дорогу в горах, чистить ее от камней и валунов, возводить опоры, делать не рядовой, а уникальный, подъемник. К изготовлению частей и деталей натяжного устройства был подключен красноярский завод «Сибтяжмаш». Трасса, какой еще не было в Советском Союзе, была построена. Здесь сочеталось все: протяженность, сложность, крутизна и скорость.
Горнолыжных баз и трасс в Красноярском крае появлялось все больше. Из Краевой горнолыжной федерации стали выделяться другие родственные виды спорта, например по прыжки с трамплина.
Трамплины для прыжков на лыжах всегда строили мальчишки из снега на склонах, чтобы хоть чуть-чуть подпрыгнуть и ощутить чувство полета. В Красноярске имеется собственная история освоения этих сложных с инженерной точки зрения спортивных сооружений.
Первые два малых трамплина для прыжков на лыжах мощностью 14 м и 40 м в Красноярске были построены в 1939 г. Их проектировали и строили выпускник Московского института физкультуры А. Плесский и мастер спорта М. Капустин при активной поддержке горспортко-митета. По их инициативе тогда же был построен самый мощный в стране 75-метровый трамплин [2]. При выборе места обратили внимание на естественный, почти готовый профиль трамплина на одном из горных склонов недалеко от речки Базаихи и деревообрабатывающего комбината. «Сколотили из досок что-то вроде катушки на старте, козырек для стола отрыва, убрали землю, где-то подсыпали снежку, провели еще кое-какие работы — и трамплин готов. Да какой трамплин получился! Его опробовали. Полеты получались дальние. Через спорткомитет страны были посланы телеграммы — приглашения сильнейшим спортсменам» [7, с. 63]. В марте 1940 г. в Красноярске на этом трамплине состоялся чемпионат СССР по прыжкам на лыжах. Лучшие спортсмены показали результаты сразу более 70 м, а москвич К. Ку-дряшов прыгнул на 82 м. Это было высшее достижение, показанное на трамплинах СССР. Лишь в 1959 г. на новом горьковском трамплине этот результат был превышен. А красноярский трамплин, несмотря на его охрану в военные годы, был предан забвению.
После войны трамплины стали появляться на обоих берегах Енисея. В 1952 г. в окрестностях левобережной части Красноярска на Николаевской сопке усилиями тренера Л. Безрукова были построены тренировочные 20- и 30-метровые трамплины [2]. Появившиеся возможности тренироваться быстро дали результаты — уже в 1955 г. в сборную СССР по лыжному двоеборью и прыжкам вошли два красноярских спортсмена.
В 1958 г. на правом берегу в урочище Каштак был построен 50-метровый трамплин. Его проектирование и строительство связано с именем инженера Валентина Петровича Толсти-хина. «Самообразование и дар от бога позволили ему стать одним из самых авторитетных расчетчиков профилей трамплинов. Осуществлял же проекты он, выбирая такие склоны, которые превращались в трамплины в основном за счет земляных работ» [7, с. 63]. Валентин Толстихин одним из первых осваивал Каштак, в первой половине 1960-х гг. он строил там малые трамплины. Трамплины вместе с горнолыжной трассой дали начало развитию горнолыжного комплекса в этом месте.
Когда на уровне Спорткомитета Российской Федерации и Всесоюзной федерации лыжного спорта для проведения IV зимней Спартакиады народов РСФСР 1974 г. был выбран Красноярск, встала задача строительства больших трамплинов, так как соревнования требовали включения в программу прыжков с 90-метрового трамплина, а в стране такого просто не было. Сроки строительства были невероятно жесткие, и велось оно с большими трудностями. Огромная работа по устройству крупных трамплинов для прыжков на лыжах была проведена на уже осваиваемых склонах Каштака и Николаевской сопки.
К 1974 г. на Николаевской сопке был построен 70-метровый трамплин. В урочище Каштак вводится в эксплуатацию 100-метровый трамплин (рис. 3). По своим размерам трамплин в Каштаке относился к категории полетных, то есть длина прыжка на них составляла более 100 м. Таких трамплинов, как в Каштаке, было в мире всего пять, в нашей стране он был самый крупный. Строил его трест «Строймеханизация», сложные монтажные работы выполнял трест «Сибтехмонтаж». В итоге получился трамплин мощностью гораздо более 90 м. Спортсмены не только края, но и всего СССР стали осваивать полеты на лыжах. В течение 11 лет после окончания строительства на нем ежегодно проводили чемпионат СССР по полетам на лыжах, и в Красноярск вновь вернулось высшее достижение страны по дальности полета
110
— 154 м, которые пролетел горьковчанин В. Захаров в 1982 г.
К сожалению, при выборе места для большого трамплина не в полной мере были учтены ветры, зачастую дующие в долине Каштака. Они, бывало, мешали прыжкам. В этом случае спортсмена сносило ветром в сторону, что небезопасно. Трамплины вообще небезопасные спортивные сооружения, требующие очень тщательной и ответственной подготовки к эксплуатации. Вполне возможно, что недостаточное внимание к состоянию площадки приземления 70-метрового трамплина в Каштаке во время соревнований в 1986 г. привело к гибели спортсмена О. Серова [1]. Эта трагедия, а также введенные международной федерацией изменения «кривой» трамплина, которым не отвечал 100-метровый, привели к закрытию трамплинного комплекса Каштака. На то, чтобы привести супертрамплин в соответствие с новыми требованиями, денег все время не было. Потом он сильно пострадал при лесном пожаре, сгорела часть самого трамплина и судейская вышка, остатки долго растаскивали дачники. Все последующие годы Каштаковский комплекс зарастал березками, но сейчас еще можно увидеть следы большого трамплина в густой лесной растительности.
К зимним Спартакиадам СССР 1982 и 1986 гг. в Красноярске на Николаевской сопке был создан уникальный комплекс из пяти трамплинов. Учебный К-15, малый К-31, средний К-56 и реконструированный К-90 кучно расположились на восточном склоне сопки (рис. 4). Малый и средний трамплины были оборудованы летним искусственным покрытием, что дало возможность красноярским прыгунам на лыжах проводить круглогодичные учебные тренировки. Большой трамплин К-120 построили чуть севернее. На этих трамплинах проводились финальные старты Спартакиад. По итогам многочисленных соревнований 120-метровый трамплин был признан лучшим в стране.
Наличие качественных трамплинов разной мощности и развитой учебно-тренировочной базы для прыгунов на лыжах способствовало развитию этого сложного, но красивого и зрелищного вида спорта. Красноярские прыгуны на лыжах с трамплина постоянно становились победителями и призерами кубков и чемпионатов страны, входили в состав сборных команд СССР. В 1988 г. Э. Субоч стал чемпионом СССР, что дало ему право участвовать в этапах кубка мира и XV Олимпийских играх в Калгари [5].
С 1990 г. этот вид спорта в крае пришел в упадок. В 1996 г. энтузиасты приступили к его возрождению, и на малых трамплинах до начала 2000-х гг. тренировались юные спортсмены. В настоящее время трамплины находятся в опасно ветхом состоянии и не функционируют.
Днем рождения санного спорта в Красноярске считается 25 декабря 1974 г., когда состоялась первая тренировка на спортивных санях на снежных склонах Бобрового лога, и через месяц члены сборной команды края приняли участие в зональных соревнованиях в Братске [6]. Первую команду энтузиастов-саночников собрал скалолаз А.Н. Ферапонтов накануне зимней Спартакиады народов РСФСР. В 1975 г. под его руководством началось строительство первой санной трассы в Мокром логу Свердловского района на территории лыжной базы Красноярского завода медицинских препаратов. Силами спортсменов-энтузиастов к началу сезона трасса в деревянном исполнении длиной 450 м была построена, последующие годы она была достроена до 750 м. Трасса получилась слабенькой и коварной, однако ее параметры позволяли выполнять требования на присвоение спортивного звания «Кандидат в мастера спорта СССР». Санный спорт стали развивать многие спортивные общества. В январе 1978 г. при ДСО «Спартак» была открыта детско-юношеская спортивная школа по санному спорту.
Вторую санную трассу Красноярского края построили 1979 г. в поселке Бархатово, в 39 км от границы города Красноярска. Выбор этого места неслучаен: пересеченная местность и горы вокруг поселка; снежный покров держится дольше, чем в Красноярске; ДСО сельских физкультурников «Урожай» решили основательно развивать санный спорт; директор
111
бархатовской птицефабрики и Краевой профсоюз работников сельского хозяйства оказались союзниками и помощниками. Трассу строила группа энтузиастов, впоследствии ставших известными в крае тренерами и спортсменами, помогали студенты. Председатель городской федерации «Горные сани» Сергей Бирюков вспоминает: «Мы очень серьезно рассчитали свою трассу. Строили несколько месяцев, закончили зимой... Это была единственная, наверное, в мире трасса, выполненная целиком из листвяка» [4]. До 1982 г. бархатовская трасса была основной в подготовке спортсменов-саночников, как детского возраста, так и спортсменов международного уровня. Позже эту трассу удлинили и приспособили для бобслея.
Третья санная трасса была построена в 1982 г. к V зимней Спартакиаде народов СССР с учетом международных требований. Сооружение строилось по проекту института «Союз-спортпроект», располагалось на крутом лесистом склоне Торгашинского хребта (рис. 5). Длина трассы — 1060 м, перепад высот — 128 м, 12 виражей. Были запроектированы три старта: мужской на дистанции 1000 м, женский — на 750 м, юниорский — на 500 м. Строительство началась в июле 1981 г. и было осуществлено в очень короткий срок — за 7 месяцев. Из-за недостатка времени Главкрасноярскстрой отказался от выполнения работ, и строительство было поручено Сибхимстрою.
Фундаменты под опоры желоба возводились с трудом, зачастую приходилось взрывать грунт. Все работы велись в три смены. Проектом предусматривалась подача бетона в гору лебедкой, но пошли по пути использования трелевочного трактора, который брал подъем под углом 30 градусов, неся на себе бадью с полкубом бетона. Было переработано 80 тыс. кубометров скального грунта, забетонированы фундаменты 400 опор. Одновременно велась большая работа по строительству серпантина дороги. На ее отсыпке и строительстве в течение двух месяцев работало 12 КрАЗов. Красноярские судостроители изготовили 400 шпангоутов девяти типов для монтажа самого желоба трассы. На отметках стартов были сооружены капитальные домики, а в конце трассы финишный дом [7, с. 79]. Казалось бы не выполнимая в короткие сроки стройка была завершена к началу соревнований 4 марта 1982 г.
Трасса получилась сложной, на ней развивалась очень большая скорость саночников, риск и опасность были велики. Для их уменьшения необходимы были коррективы. Спрямление части трассы было выполнено в 1983-84 гг. Многие спортсмены показывали на этой трассе прекрасные результаты. Трасса по сложности и размерам была похожа санную трассу в Сараево и могла использоваться для тренировок и оттачивания мастерства накануне XIV Зимних Олимпийских игр. В 1986 г. на санной трассе Торгашинского хребта были проведены соревнования VI зимней Спартакиады народов СССР, и эта трасса была признана лучшей в России.
Долгое время красноярцы и гости города любовались светящимися ожерельем, которое вечером загоралось на лесистом склоне гор правобережья: изящными замысловатыми криволинейными линиям и филигранным кольцом [7, с. 80].
Активная эксплуатация санных трасс продолжалась до 1990 г., затем они постепенно пришли в негодность. В 1992 г. отделение санного спорта было закрыто, два года трассы не функционировали. В 1996 г. усилиями энтузиастов и при поддержке краевого Спорткомитета удалось восстановить трассу на Торгашинском хребтеи провести чемпионат России в 1997 г. В настоящее время Торгашинская санная трасса является тренировочной базой для начинающих саночников и, несомненно, нуждается в реконструкции.
Изложенные факты позволяют утверждать, что строительство спортивных сооружений в Красноярском крае в годы советской власти во многом определялось строительным энтузиазмом спортсменов и руководителей предприятий. Мощным поводом к возведению уникальных спортивных сооружений являлись зимние спартакиады народов РСФСР и СССР, проводившиеся в Красноярске. Создание достойных сооружений для зимних видов спорта
112
в советский период, благоприятные природно-климатические условия Красноярского края, а также внимательное и заинтересованное отношение к спорту со стороны руководства края, отдельных районов и ряда промышленных предприятий способствовали широкому массовому развитию зимних видов спорта и достижению высоких результатов в санном спорте и во всех видах лыжного спорта.
Список использованных источников
1. Артюхова Т. Судьба самых больших трамплинов России — Красноярский // Московский комсомолец. — 13.04.2006. [Электронный ресурс]. — URL: http://tramplin.perm.ru/russia_hills/ rus/krasnoyarsk.htm (дата обращения: 24.03.15).
2. История развития прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в Красноярском крае // Академия зимних видов спорта [Электронный ресурс]. — URL: http://www.azvs-krsk. ru/page/25 (дата обращения: 05.05.15).
3. Мельников В. Сибирская благодать // Спортивная жизнь России. — 1970. — №3. — С. 10-11.
4. Николаев А. Сергей Бирюков: «Красноярский рецепт полезен до сих пор» // Городские новости. — №2896. — 23.12.2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://gornovosti.ru/tema/ stadion/sergey-biryukov-krasnoyarskiy-retsept-polezen-do-sikh-por47474.htm (дата обращения: 11.04.15).
5. Развитие горнолыжного спорта в Красноярском крае // Академия зимних видов спорта [Электронный ресурс]. — URL: http://www.azvs-krsk.ru/page/! (дата обращения: 25.04.15).
6. Развитие санного спорта в Красноярском крае // Академия зимних видов спорта [Электронный ресурс]. — URL: http://www.azvs-krsk.ru/page/37 (дата обращения: 25.04.15).
7. Сизов Л.Г. Краснояры — в спорте яры. — Красноярск: Платина, 2003. — 184 с.
Рис. 1. Лыжная база завода самоходных комбайнов [7, с. 29]
Рис. 2. Горнолыжная школа в Бобровом логу [5]
Рис. 5. Санная трасса на Торгашинском хребте [7, с. 78]