Научная статья на тему '«Сон, изменяющий судьбы»: онейросфера романа «Москва» Андрея Белого'

«Сон, изменяющий судьбы»: онейросфера романа «Москва» Андрея Белого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
331
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ / ОНЕЙРОПОЭТИКА / ОНЕЙРОСФЕРА / СНОВИДЕНИЕ / РОМАН «МОСКВА» / NOVEL 'MOSCOW' / ANDREY BELY / ONEUROPOETICS / ONEUROSPHERE / DREAM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарапенкова Наталья Геннадьевна

В статье выявлена онейросфера (сновидения, галлюцинации, видения героев) романа Андрея Белого «Москва» (1925-1930), намечены возможные пути для истолкования функций сновидений. Интерпретация онейросферы романа введена в контекст антропософского учения Р. Штайнера, оказавшего сильнейшее влияние на мировоззрение писателя, и аналитической психологии К.-Г. Юнга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dream that changes destinies. The oneurosphere of the novel 'Moscow' by Andrey Bely

The article determines the oneurosphere (dreams, hallucinations, visions) of the novel 'Moscow' (19251930) by Andrey Bely and indicates possible ways of interpretation of functions of the dreams. The oneurosphere of the novel is put in the context of anthroposophical views of R.Steiner, whose influence on the writers outlook was extremely great, and analytical psychology of C.-G. Jung.

Текст научной работы на тему ««Сон, изменяющий судьбы»: онейросфера романа «Москва» Андрея Белого»

сверхжанровых явлений, позволяет понять целостную систему его взглядов, воссоздать авторскую экзистенциальную картину мира, воплотить сложную структуру мировосприятия и мироощущения поэта. По нашей гипотезе, анализ воплощения и взаимодействия циклообразующих скреп (тематики, системы лейт-образов и лейтмотивов, заголовочных комплексов и др.), являющихся связующими элементами всей эмигрантской поэзии Георгия Иванова, основой его поэтической системы, позволяет точнее определить и понять специфику художественного своеобразия, характер лирической структуры циклов и составить целостную картину мира художника.

Библиографический список

1. Белый А. Стихотворения и поэмы. - М.; Л.: Сов. писатель, 1966. - «Библиотека поэта». - 586 с.

2. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. - Т. 1. - М.: Худож. лит., 1960. - 716 с.

3. БрюсовВ.Я. Собр. соч.: В 7 т. - Т. 1. - М.: Худож. лит., 1973. - 635 с.

4. Гуль Р. Георгий Иванов // Новый журнал. -1955. - №>42. - С. 110-120.

5. Дарвин М.Н. Художественная циклизация в постсимволистском сознании А. Белого // Пост-

символизм как явление культуры: Материалы Междунар. конференции. - М.: Изд-во РГГУ, 2003. - С. 53-57.

6. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы. Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - С. 476-515.

7. ИвановГ.В. «Стихи о России» Александра Блока // Иванов ГВ. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Согласие, 1993. - Т. 3: Мемуары, Литературная критика. - С. 472-476.

8. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. - СПб., 1999. - 279 с.

9. Мосешвили Г. Комментарии // Иванов Г.В. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Согласие, 1993. - Т. 1: Стихотворения. - 656 с.

10. Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. - М., 1966. - С. 8.

11. Сухорукова Н.В. Поэтика циклических форм в книге М.А. Волошина «Годы странствий»: Дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 6.

12. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. -123 с.

УДК 821.161.1 (092)

Шарапенкова Наталья Геннадьевна

кандидат филологических наук Петрозаводский государственный университет

natshar@mail.ru

«СОН, ИЗМЕНЯЮЩИЙ СУДЬБЫ»: ОНЕЙРОСФЕРА РОМАНА «МОСКВА» АНДРЕЯ БЕЛОГО

В статье выявлена онейросфера (сновидения, галлюцинации, видения героев) романа Андрея Белого «Москва» (1925—1930), намечены возможные пути для истолкования функций сновидений. Интерпретация онейрос-феры романа введена в контекст антропософского учения Р. Штайнера, оказавшего сильнейшее влияние на мировоззрение писателя, и аналитической психологии К.-Г. Юнга.

Ключевые слова: Андрей Белый, онейропоэтика, онейросфера, сновидение, роман «Москва».

Сновидения (в традициях психоанализа), по словам К.-Г. Юнга, «при всей своей призрачности, нелогичности и неопределенности» являются «сообщениями подсознания, пытающегося говорить на языке образов и символов» [13, с. 6]. Как известно, К.-Г. Юнг использовал ассоциации и исторические параллели из разных мифологий, истории религий, этнографии и искусства для истолкования причудливого языка образов сновидений. К.-Г. Юнг сде-

лал вывод, повлиявший на всю теорию сновидений: «Многие сны являют образы и ассоциации, аналогичные первобытным идеям, мифам и ритуалам» [13, с. 42]. Известный австрийский славист А. Ханзен-Лёве подчеркивает: «Символисты стремились <.. .> к открытию мифических структур в их инвариантных присутствии и действенности как “мифологического базиса”» [11, с. 15].

Андрей Белый выявил через категорию символа общность разных форм сознания: «Корни

мифологического и религиозного творчества таятся в символе: между религией, мифологией и искусством есть внутренняя реальная связь» [3, с. 257]. Шведский исследователь М. Юнггрен сближает позиции русского символиста и швейцарского психоаналитика: «И Белый, и Юнг подчеркивали основополагающее значение и общечеловеческие корни Мифа» [14, с. 6].

Обратимся к истолкованию сновидений и выявлению их сюжетообразующей и мифопоэтической (символической) функции в позднем романе писателя «Москва» в контексте антропософии и аналитической психологии. Сон в романе «Москва» в свернутом (зашифрованном) виде вбирает в себя и последующую судьбу героев, и их особую миссию. Две главные сюжетные линии (первая - открытие всемирно известным ученым Коробкиным «светового луча», охота за его изобретением, пытка, выжигание глаза «проходимцем истории» фон Мандро; вторая линия -трагедия Лизаши фон Мандро (инцест с отцом)) проигрываются и завязываются в сновидении. Оба героя видят в преддверии предстоящих испытаний символические сны-пророчества.

Ученому снится «весьма странный» [2, с. 20] сон. Его комната «составляла лишь яблоко глаза, в котором профессор Коробкин, выглядывающий через форточку, определялся зрачком Табачихин-ского переулка» [2, с. 20]. Желание «быть зрачком», символически выявленное во сне, обнажает мировоззренческие и духовные установки героя. Иван Коробкин, как сказано в романе, «углублялся в свои перспективы», «к которым карабкался с помощью лесенки Иакова, - до треугольника с вписанным оком», и «в мыслях занял незанятый трон Саваофа - как раз в центре “О к а”: зрачком!» [2, с. 39]. В дальнейшем повествовании образ оккультного глаза обретает новые коннотации, среди которых и религиозная - вписанное в треугольник око: «глаз Божий», «Всевидящее Око» - в христианстве, «Лучезарная Дельта» -в масонстве. Равносторонний треугольник этого иконографического знака воплощает Божественную троицу, сам глаз - всевидящее Провидение Господне, сияние вокруг глаза-треугольника -неприступная слава и величие Божие. Образ Иакова, Лесенка Иакова, представшая в видении Ко-робкина, - важный символ для понимания предстоящего духовного пути героя. В книге Бытия говорится о сне Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба;

и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Бытие, 28:12). Иван Коробкин как во сне, так и в ментальных построениях желает стать «зрачком» мира, метафизической точкой отчета смыслов, и, одновременно, их средоточием.

В открывающем роман сновидении обыденная бытовая реальность, которую герой видит каждое утро, наполняется пророческим (запредельным) смыслом. Весь Табачихинский переулок в сновидении был мощён «нет, не булыжником, - данным математических вычислений» [2, с. 20], но «за вычетом желтого домика <... > с этим самым окном» [2, с. 20], там живет соглядатай Грибиков, подручный насильника Мандро. Так в сновидение врывается сила, неподвластная разуму. Андрей Белый комментирует этот эпизод в письме к Иванову-Разумнику: «.В связи со “случайным ” (не случайным) созерцанием своего грядущего связывается “случайный” (не случайный) сон. <.> Содержание паузы (случайного подоконного созерцания) - о том, об одном: о предстоящем разрыве всего, о том, как всё “пырснет”» [1, с. 380]. Реальный Грибиков наделяется во сне демоническими чертами. Он, «точно стенная кукушка, проснулся, фукая на переулок» [2, с. 20]. От его «ф у к а» разлетается мир, превращается в пыль мироздание. «.От “ф у -к а” - булыжники, домики и тротуары как пырс-нут, распавшись на атомы пыли, секущие эти пространства» [2, с. 20].

Сон Коробкина обставлен вроде бы бытовыми деталями: проснувшись, он «вел войны с подобными мухами» [2, с. 19]. Это окружение сна имеет также символический и антропософский смысл. «..“Муха”, - комментирует Андрей Белый, - атрибут Аримана; “Бельзебул” (аспект Аримана) в духе точного перевода - царь “мух”; <. > первые строчки не каламбур, а зловещее

извещение Аримана Коробкину, предназначенному добрыми силами быть воином Михаила: “Иду на тебя”» [1, с. 379]. Итак, сновидение и миги пробуждения (нешуточный бой с мухами) фиксирует «предстоящее» (бой Коробкина, «воина Михаила», с Ариманом-Мандро). В романе, по признанию самого автора, должна воплотиться «мистерия “СтрастиКоробкина”» [1, с. 332].

Вторая сюжетная линия романа - трагедия Лизаши фон Мандро, пережитое ею насилие (инцест), крушение идеального образа отца. Лизаша испытывает к отцу «бешеное поклонение» [2, с. 70], именуя его «богушкой», «Сольнесом» (об-

раз из аллюзивного поля поздней драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес»). Автор романа подчеркивает отстраненность героини, склонность к медиумизму и галлюцинациям («тишала с блажными глазами» [2, с. 70]). Героиня видит образы, «слагавшие в жизни вторую какую-то жизнь» [2, с. 174]. Эта «вторая жизнь» - онейрический мир, мир прообразов (архетипов), подлинная жизнь астрального тела (согласно антропософскому учению). «Только из этого своего мира», по мысли Р. Штайнера, человек может получать «прообразы, необходимые ему для эфирного тела» [12, с. 47].

Второй (астральный) план бытия дает существованию человека высший провиденциальный смысл, позволяет обрести утраченную целостность сознания: «.“О т т у д а” блистало ей солнце, составленное из субстанции сплавленных “Я”, обретающих усмыслы в “Мы”, составляющих солнечный шар» [2, с. 174]. Открывшаяся в видении-галлюцинации «сфера» (солнце, шар, цельное «Я») способна при соприкосновении с реальностью «сжиматься до точки». Во время сновидения, согласно антропософскому учению, астральное тело человека возвращается в изначальную гармонию вселенной [12, с. 47]. Отсюда становится понятно, почему Лизаша «этот солнечный шар называла она своей родиной» [2, с. 174].

Солнце, солярные мифы составляют сердцевину многих мифологий (египетской, древнегреческой, древнеримской, скандинавской, славянской). Образ «Солнце» в психоаналитической традиции может быть прочитан и как древнейший символ отца [5, с. 65]. Лизаша «хотела тащить его к солнцу» («туда», о котором она грезит), а «он -нес, точно кот, ее - мышь - в невыдирные чащи свои» [2, с. 287]. «Невыдирные чащи» - это область подсознательного, запретного в человеке (применительно к Мандро шифрует инцестуаль-ные его поползновения).

Крушение образа отца подано как вселенская катастрофа: «.Неба же, “б о г у ш к и” - не ока-залося; а оказалась одна чернота» [2, с. 284]. Прозрение к Лизаше приходит во сне: «.“В с ё” -началося во сне: увидела во сне черномазового мальчика; он улыбнулся ей хмуро и криво; его синеватые пальчики, точно без крови, ей подали ножик; кровь капала с кончика.» [2, с. 285].

После совершенного насилия и разоблачения домашней прислугой Мандро проваливается в сон («.в сон бредовый и болезненный кануть

хотел, где всё вспомнилось ярко» [2, с. 299]). В кульминационной сцене-сновидении Мандро вглядывается в лицо незнакомца, «неизвестного» (себя самого!) и вспоминает сон об «атланте», «не раз уже снившийся, но забывшийся в миг пробуждения» [2, с. 299]. Мандро видит в зеркале образы «заката Европы», гибели цивилизации, Великого потопа: «Видел: за зеркалом - нет отражения: дно океана, где - спруты, где - змеи, где -гиблые материки поднимаются: ввергнуть Европу в потопы, волной океанской залить города; там из зеркала вставший атлант угрожал...» [2, с. 300]. В письме к Иванову-Разумнику от 27 сентября 1925 г. А. Белый комментирует этот сон демонического героя: «В “Москве ” на Петровке обнаруживаются - Полинезия, Мексика, Атлантида, а в Табачихинском переулке в дверь одной квартиры ломится доисторический мамонт» [1, с. 332].

Андрей Белый опирается на восточное учение о реинкарнации. Мандро (перевоплощение атланта, тлаватля) - карма Коробкина. После совершенного насилия над дочерью Мандро меняет личину, принимает облик старика («.Весьма прорисованный образ: и образ был - “с т а р е ц”: ацтек, мексиканец, атлант, - кто его разберет!» [2, с. 314-315]). В романе «Петербург» (1913)

Н.А. Аблеухов во сне (сцена «Страшный суд») вспоминает свои прежние воплощения (туранец-атлант, китайский мандарин, тамерлановский всадник, русский дворянин) [8]. Г.В. Нефедьев делает вывод: «Инспирированные и реинкарнированные из далекого прошлого, “атланты” пытаются разрушить современный мир путем возврата его к состоянию хаоса» [8]. Но, вместе с тем, древние предки-атланты прокладывают путь «к последующему творению через циклическую катастрофу, к творению из хаоса - нового космоса, не имеющего ничего общего с “греховным” состоянием современного мира» [8].

Одна из особенностей сновидений, зафиксированная Андреем Белым в романе, - не только алогичность, внешняя бессвязность, но и ассоциативность, символичность онейрических образов, мотивов и сюжетов.

Коробкин видит сон (до ослепления), в котором он разговаривает с Гераклитом. «Встал Гераклит: поучал:

- Так текучая жидкость, ища себе выхода, одолевает все косности твердого тела: и так: рациональные ясности форм распадаются в пламенных верчах текущего» [2, с. 254].

В такой, свойственной Белому форме «поэтического косноязычия» (термин Ю.М. Лотмана), предстает учение Гераклита об огне как первоначале вселенной, в котором распадутся «рациональные ясности» Коробкина. В сновидение героя врываются воспоминания о прошедшем чествовании и подаренной ему звезде «Каппе»: «Сегодня - коробка, а завтра, - а завтра, - вскосматился он, - “к а п п а” какая-нибудь!» [2, с.253]. Метаморфозы имени (как следствие, изменения судьбы героя) будут «расшифрованы» в разговоре с онейрическим Гераклитом.

На сумбурно-гротесковом языке сна через ряд темных символов, связанных, между тем, с реальностью, Гераклит пророчествует: «шило, бухгалтер, кубарь и Верчонкин приятель - есть знак, что Коробкин отправится в Каппадокию» [2, с. 254]. Каппадокия ведет свою историю, начиная с V века до н.э. Именно здесь на причудливом ландшафте, сотворенным вулканами, во времена гонений могли укрыться первые христиане (I в.), ушедшие в выстроенные подземные города. Отсюда родом великие каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов.

В первой рецензии на роман А.К. Воронский говорит об особой атмосфере романа как «огненно-хаотической» (Гераклитовой). Выявляя особенности сознания героя (автора), критик пишет: «“Не-я” - огневое, красное; пламенные всплески вселенной (огонь Гераклита) во всякий момент готовы прорваться сквозь кору нашего сознания» [6, с. 769]. Г. Башляр замечает: «В космологии сновидений материальные стихии продолжают оставаться основными элементами» [4, с. 21].

Именно в текучести форм, в космическом вихре происходящего должно совершиться крещение огнем героя («воина Михаила»). Так, через метаморфозы имени героя в сновидении выстраивается его мифологическая функция - ему предстоит пройти через «мистерию Голгофы», лишиться глаза, пройти через страдание (пытку огнем), обрести новый мистический свет истины. После состоявшегося «символического распятия» герой переживает «новое рождение», идет на примирение к своему мучителю. Профессор видит сон, в котором открывает для себя христианские заповеди: «.И Авель, став Каином, Каина, ставшего Авелем, тою же мерой убивши, -убийству подвергнется; видел очами души, как два тела, себя догоняя по кругу, бежали друг к другу сюда, чтобы здесь, за порогом, - пройти: друг

через друга!» [2, с. 624]. Иными словами, поменяться местами, мучающему и мучаемому, Ман-дро и ему, профессору Коробкину, которые при таком рассмотрении оказались «братьями» [2, с. 722]. Во второй части «Маски» Мандро (здесь он французский публицист Друа-Домардэн), понимая, что его ждет расплата за содеянное, видит сон, в котором «огромный профессор, железный, скрежещущий», заполнит собой всё пространство [2, с. 698]. Как и в видении Коробкина, в сновидении насильника возникает образ «железного близнеца» с «очень странным телесным составом» [2, с. 698], который «пройдет ...сквозь сквозного Мандро» [2, с. 698].

Герои во сне поменялись своими ролями: теперь профессор «напялил цилиндр Домардэна» и сбросил «свое тело», отдал его Мандро как шубу Андрей Белый тему двойничества переосмысляет в христианском (нравственно-очистительном) ключе. Герой осознает внутреннюю связь с насильником: «Как солнце, играющее на заре, глаз слезою разыгрывался:

- «Я и ты!» [2, с. 624].

М.Л. Спивак высказывает интересную гипотезу: и Коробкин, и Мандро - две ипостаси автора, пережившего интимную драму в антропософском Дорнахе. Коробкин - духовное «Я», alter ego [10, с. 117], Мандро - «проекция “низшего ‘я’”» [10, с. 111] писателя.

Итак, сновидения разных персонажей, по замыслу автора, могут подчиняться в романе одной сверхзадаче, понятой в высшем смысле, -инициации героев. Так, в повествовании связаны в единое целое сны профессора-математика Коробкина и сны-галлюцинации Лизаши (через насильника Мандро-Аримана, образы Солнца и Архангела Михаила). Герой (alter ego автора) переживает утрату себя (сумасшествие) и последующее обретение «Я» на новом витке развития. И путь этот пролегает - через «Сон, изменяющий судьбы».

Библиографический список

1. Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка 1913-1932 гг. / сост. А.В. Лаврова и Дж. Мальм-стада. - СПб: Atheneum. Феникс, 1998. - 736 с.

2. Белый А. Москва / сост. С.И. Тиминой. - М.: Сов. Россия, 1989. - 768 с.

3. Белый А. Символизм как миропонимание / сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

4. Башляр Г Грёзы и воздух. Опыт о воображении материи. - М.: Изд-во гумант. литературы, 1998. - 268 с.

5. Виттелс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л.: Гос. изд-во Ленинград, 1925. - 196 с.

6. Воронский А. Мраморный гром (Андрей Белый) // Андрей Белый: pro et contra / сост. А.В. Лаврова. - СПб: РХГИ, 2004. - С. 765-793.

7. Зайцев П.Н. Воспоминания / сост. М.Л. Спи-вак. - М.: НЛО, 2008. - 747 с.

8. НефедьевГ.В. «Сон об атланте»: К подтексту мотива провокации в романах А. Белого «Петербург» и «Москва» // Russian Literatura. - 2005. -Vol. LVIII (I/II).

9. Спивак М.Л. Андрей Белый - мистик и советский писатель. - М.: РГГУ, 2006. - 577 с.

10. Спивак М.Л. «Как сладко с тобою мне быть...» (автобиографический подтекст в романе А. Белого «Москва» // Блоковский сборник XVI. Александр Блок и русская литература первой половины ХХ века. - Тарту, 2003. - С. 102-125.

11. Ханзен-ЛёвеА. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. - СПб: Академический проект, 2003. - 816 с.

12. Штайнер Р. Очерк тайноведения. - Л.: «ЭГО», 1991. - 272 с.

13. Юнг К.-Г. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1997. - 368 с.

14. Юнггрен М. Русский Мефистофель. Жизнь и творчество Эмилия Метнера. - СПб: Академический проект, 2001. - 288 с.

УДК 882.09+888.09

Мураткина Екатерина Леонидовна

доктор филологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

entelehia@ksu.edu.ru

ТОЛСТОЙ И ДИККЕНС ОБ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Актуальность данной статьи обоснована теми реформами, которые происходят в современном образовательном процессе России. XIX век дал блестящие образцы образовательной системы, которые нашли свое воплощение в творчестве Толстого и Диккенса.

Ключевые слова: Толстой, Диккенс, образование, университет.

В статье «Воспитание и образование» Толстой писал: «Никак не могу я вместе с гг. профессорами признать невидимо совершающегося над студентами таинства образования независимо от формы и содержания лекций профессоров» (VIII, 226). Университетское образование, считал Толстой, так же несвободно, как и школьное, ибо оно столь же догматично и лишает студента возможности творчески мыслить: «В университетах существует догмат, который не высказывается профессорами - это догмат папской непогрешимости профессора» (VIII, 227). Так же как и школьное, университетское образование способствует разрушению нравственного мира добродетели, прививает чувство высокомерия: «В университете <...> ни одного не увидишь, который бы с уважением, хотя бы с неуважением, но спокойно смотрел на ту среду, из которой он вышел и в которой ему придется жить; он смотрит на нее с презрением, отвращением и высокомерным сожалением» (VIII, 225).

Школы и университеты нужны не обучающимся, а обучающим, считал Толстой. «Школы, устроенные свыше и насильственно - не пастырь для стада, а стадо для пастыря. Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить» (УШ, 13). То же самое говорил Толстой и в отношении университетов, «Все люди - все человеки, даже профессора. Ни один работник не скажет, что нужно уничтожить ту фабрику, на которой он находит кусок хлеба, и не потому; чтоб он это рассчитывал, а бессознательно» (УШ, 231).

Истоки критики «насильственной» школы лежали в толстовском неприятии цивилизации, которую он считал антигуманной, в его «антитезе прогресса нравственного и прогресса исторического». В статье «Прогресс и определение образования, Толстой, полемизируя с книгой Г. Т. Бокля «История цивилизации Англии», говорил о порочности современной цивилизации; «Мы лично, например, считаем движение вперед цивилизации одним из величайших насильственных зол,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.