Научная статья на тему 'Соматотипические особенности детей Ростовской области, рожденных в семьях ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС'

Соматотипические особенности детей Ростовской области, рожденных в семьях ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сависько А. А.

Изучены соматотипические особенности 209 детей Ростовской области, рожденных в семьях ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Для определения соматотипа использовали методику Р.Н. Дорохова. Установлено, что у родителей, работавших в зоне аварии более 2 мес., дети достоверно чаще имели мезосомный и макросомный типы конституции. При этом не удалось выявить взаимосвязь между полученными родителями в период работы в зоне аварии дозами облучения и формированием определенного соматотипа у их потомства.Somatotypical features were studied by 209 children of Rostov Region, which were born in families of liquidators of Chernobyl's catastrophe. It was found that parents. Which worked in zone of Chernobyl's crash more than 2 months had more often children with mesosomic and macrosomic types of constitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сависько А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соматотипические особенности детей Ростовской области, рожденных в семьях ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС»

УДК 616-053.2-071.3:614.876:621.039.584 (470.61)

СОМАТОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РОЖДЕННЫХ В СЕМЬЯХ ЛИКВИДАТОРОВ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

© 2006 г А.А. Сависько

Somatotypical features were studied by 209 children of Rostov Region, which were born in families of liquidators of Chernobyl's catastrophe. It was found that parents. Which worked in zone of Chernobyl's crash more than 2 months had more often children with mesosomic and macrosomic types of constitution.

Одним из важнейших аспектов при изучении отдаленных последствий воздействия радиации на организм является изучение состояния здоровья потомства родителей, подвергшихся воздействию радиации [1].

Исследования, проведенные в последние годы В.Р. Кучмой с соавторами, свидетельствуют о том, что детский организм является наиболее чувствительным к воздействию различных факторов окружающей среды, что в свою очередь проявляется в нарушениях физиологического процесса роста и развития [2]. При этом физическое развитие детей в различные периоды онтогенеза, по определению А. А. Баранова, является одним из самых важных показателей состояния здоровья подрастающего поколения [3].

В последние годы у нас в стране и за рубежом значительно возрос интерес к конституциональной диагностике, который можно объяснить тем, что характер течения многих заболеваний (а скорее всего, возможность их возникновения) определяется конституциональными особенностями организма человека [4]. Они же маркируют уровень здоровья.

Вместе с тем, по мнению А.И. Клиорина и Ю.С. Сергеева, различным конституциональным типам свойственны своеобразие деятельности ЦНС и других систем организма, а также определенные особенности метаболизма, отличающие отдельные типы конституции друг от друга [5].

В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение со-матотипических особенностей 209 детей Ростовской области, рожденных в семьях ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС (ДЛ), находившихся на обследовании и лечении в детском отделении клиники РГМУ в 2000-2004 гг. Средний возраст обследованных детей составил 11,5±3,1 лет; из них 91 были мальчики (43,5 %) и 118 - девочки (56,5 %).

У большинства родителей-ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС (ЛПА) доза облучения в период работы в радиоактивной зоне не определялась; у 40,2 % из них имеется документ, согласно которому индивидуальные поглощенные дозы составили (0,4-36,0)-10-2 Зв. Средний возраст матерей в предполагаемый период зачатия составлял 28,3±2,1 года, отцов - 31,8±1,9 лет. Осложнения в течение беременности и родов отмечены в 18,4 %. На первом году жизни более 50 % детей переве-

дены на ранний докорм или искусственное вскармливание. Родители ДЛ имели различный уровень образования (от среднего до высшего). Семьи инженерно-технических работников составили 25,7 %, семьи рабочих -74,3.

Для определения соматотипа использовали методику, предложенную Р.Н. Дороховым в 1989 г., согласно которой соматотипирование проводили путем оценки трех корреляционно относительно независимых уровней варьирования морфологических признаков [6]. На первом этапе оценивали габариты обследуемого или габаритный уровень варьирования признаков (ГУВ), основанный на оценке в баллах длины и массы тела.

Оценку производили по величине сигмальных отклонений внутри-групповой шкалы варьирования в масштабах конкретного возраста. На основании полученной суммы баллов длины и массы тела выделяли три основных соматических типа: макро-, мезо- и микросомный, с двумя переходными - микромезосомный и мезомакросомный. Крайние соматоти-пы: наносомный и мегалосомный; среди наших обследованных не встречались. Затем производили оценку компонентного уровня варьирования (КУВ), при этом оценивались выраженность и соотношение различных компонентов тела - жировой, костной, мышечной масс.

На последующем этапе определяли пропорциональные особенности детей, оценивая пропорциональный уровень варьирования (ПУВ).

Будучи сугубо метрической, данная методика позволяет проводить точную диагностику и охватить весь ряд непрерывного варьирования. При обследовании пользовались стандартной методикой антропометрии с применением антропометра, сантиметровой ленты, медицинских весов, калипера, штангельциркуля.

Изучение частоты встречаемости различных соматических типов в общей когорте ДЛ позволило установить, что наиболее распространен среди них мезосомный конституциональный тип, который был определен у 112 (53,6 %) детей. В то же время микросомный и макросомный типы телосложения встречались достоверно реже, у 50 (23,9 %) и 47 (22,5 %) детей соответственно. При этом микросомный тип конституции встречался примерно одинаково как среди мальчиков, так и среди девочек: у 23 (25,3 %) и 27 (22,9 %) чел. Мезосомный тип телосложения несколько чаще регистрировался у мальчиков, нежели среди девочек: у 53 (58,2 %) и 58 (49,2 %) чел. Макросомный тип конституции, наоборот, достоверно чаще выявлялся у девочек, чем у мальчиков: у 33 (27,9 %) и 15 (16,5 %) чел.

При исследовании компонентного уровня варьирования соматического развития у ДЛ было установлено, что костный и ко стно-мышечный типы КУВ среди них встречались одинаково часто у 80 детей (38,3 %). Мышечный и мышечно-жировой, а также жировой типы определялись значительно реже: у 16 (7,7 %), 22 (10,5 %) и 11 чел. (5,2 %). При этом мышечный тип КУВ примерно одинаково часто встречался как среди мальчиков, так и среди девочек, 8 (8,8 %) и 8 (6,8 %) человек соответственно. Костный тип

КУВ чаще регистрировался у мальчиков, чем у девочек: 42 (46,2 %) и 35 (29,7) чел. Жировой тип КУВ был верифицирован у 12 девочек (10,2 %), а среди мальчиков данный тип КУВ зарегистрирован не был. Костно-мышечный тип КУВ выявлялся примерно одинаково как среди мальчиков, так и среди девочек: у 32 (35,1 %) и 49 (41,5) чел. Мышечно-жировой тип КУВ также одинаково часто регистрировался у мальчиков и у девочек: у 9 (9,9 %) и 14 (11,8) чел.

При оценке пропорционального уровня варьирования у данной когорты детей было установлено, что мезомембральный тип ПУВ среди них встречался достоверно чаще: у 117 (56,0 %) детей. Макромембральный и микромембральный типы ПУВ выявлялись у 52 (24,9 %) и 40 (19,1) детей. При этом мезомембральный тип ПУВ чаще регистрировался у мальчиков, чем у девочек: у 55 (60,4 %) и 59 (50,0) чел. В то же время микромем-бральный тип ПУВ, наоборот, несколько чаще выявлялся у девочек, чем у мальчиков: 27 (22,9 %) и 15 (16,5) чел. Макромембральный тип ПУВ был выявлен примерно у одинакового количества мальчиков и девочек: у 21 (23,1 %) и 32 (27,1) чел.

Необходимо отметить, что в проведенном исследовании не удалось выявить взаимосвязь между полученными в период работы ЛПА дозами облучения и формированием определенных соматотипов у их потомства. Вместе с тем установлено, что у родителей, работавших в зоне аварии более 2 мес., достоверно чаще дети имели мезосомный и макросомный типы конституции: в 56,5 % и в 30,4 соответственно. Микросомный тип телосложения среди детей, рожденных от этих родителей, регистрировался в 13,1 %. В то же время у ЛПА, работавших в зоне аварии менее 1 мес., потомки имели чаще мезосомный и макросомный типы конституции: в 50,0 % и в 41,7. Макросомный тип телосложения у детей этой группы родителей встречался лишь в 8,3 %. Вопросы влияния дозы ионизирующего облучения, а также длительности пребывания ЛПА в радиоактивной зоне на формирование темпов роста и физического развития их потомства, несомненно, требуют дальнейшего пополнения базы данных и углубленного изучения накопленного материала.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что ДЛ, проживающие в Ростовской области, не имеют каких-либо выраженных отличительных соматических признаков от аналогичных общепо-пуляционных показателей, а темпы их физического развития в основном соответствуют возрастно-половым характеристикам роста и развития детского населения в данном периоде онтогенеза.

Литература

1. Балева Л.С., Сипягина А.Е., Терлецкая Р.Н. // Состояние здоровья детей - потомков первого и второго поколения облученных родителей. Принципы медицинского наблюдения и реабилитации. М., 2004.

2. Кучма В.Р. // Здоровье населения и среда обитания. 1998. № 8. С. 4-5.

3. БарановА.А. // Рос. педиатрический журн. 1999. № 2. С. 4-6.

4. Дорохов Р.Н. // Дети: здоровье, экология и будущее: Материалы объедин. науч.-практ. конф. Смоленск, 1994. С. 82.

5. КлиоринА.И., СергеевЮ.С. // Педиатрия. 1980. № 6. С. 6-8.

6. Дорохов Р.Н., Петрухин В.Г. // Методико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов. Смоленск, 1989. С. 4-14.

Ростовский государственный медицинский университет 14 сентября 2006 г.

УДК 615.28.073

АМПЕРОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ В ПЛОДАХ ШИПОВНИКА

© 2006 г. З.Д. Хаджиева, А.Ж. Хаджиева

Методика анализа аскорбиновой кислоты в плодах шиповника, включенная в ГФ XI, является основополагающей при разработке нормативных документов (НД) на отечественные препараты, содержащие плоды шиповника и извлечения из них [1, 2]. Однако эта методика имеет ряд недостатков, ограничивающих её применение при анализе водных извлечений из плодов шиповника и лекарственных форм, приготовленных на их основе.

Метод длителен по времени, требует проведения предварительного пробного титрования, многократного разведения водного извлечения из сырья. Кроме того, в окрашенных извлечениях весьма сложно уловить точку эквивалентности, которая определяется визуально по изменению окраски от желтой до бледно-розовой, при этом раствор титранта (2,6-ди-хлорфенолиндофенолят натрия) может храниться не более 7 дней при условии его выдерживания при температуре 8 °С.

Амперометрическое титрование, основанное на окислительно-восстановительных процессах, происходящих в реакционной смеси (аскорбиновая кислота - иодат калия), позволяет уловить точку эквивалентности в жидкости с любой степенью окрашенности.

Целью данного исследования являлась разработка условий проведения анализа, на основе которых предложена методика амперометрического определения аскорбиновой кислоты в плодах шиповника и в сборах, включающих данное лекарственное растительное сырьё.

Экспериментальная часть

Объектами исследования являлись плоды шиповника коричного. Исследования проводили на амперометрической установке (потенциометре) с использованием пары идентичных инертных электродов (золото, платина) при постоянном перемешивании раствора с помощью магнитной мешалки.

Учитывая окислительно-восстановительные свойства аскорбиновой кислоты, в качестве титрованного раствора нами предложен 0,01 М раствор калия иодата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.