Научная статья на тему 'Соматические особенности и физическое развитие студентов'

Соматические особенности и физическое развитие студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
548
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова И.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соматические особенности и физическое развитие студентов»

коренных пород, затем стекая в реки. Создаются гибельные условия для возобновления древесных пород;

2) солнечной радиации на склоны южной экспозиции в полдень поступает в 2,5 раза больше, чем на склоны северной экспозиции.

Таким образом создаются неблагоприятные условия для произрастания лесной растительности.

Возможно также, что на распределение растительности влияет распределение мелкозема в рельефе. Зимой имеет место морозное выветривание, а летом - интенсивный смыв дождевыми водами приводит к тому, что мелкозем перераспределяется по направлению к пониженным участкам.

Известно, что облесенность территории значительно уменьшается в связи с антропогенным воздействием.

Влияние человека (вырубки, пожары) сильно сказываются на изменении растительного покрова в сторону его ксерофитизации. Вырубки и пожары на южных склонах приводят к тому, что лес здесь не возобновляется.

И. Л. Семенова

Соматические особенности и физическое развитие студентов

В последнее время в педагогических образовательных технологиях и практике физического воспитания все большее значение придается изучению индивидуальных особенностей организма студентов и развитию на этой основе их интеллектуальных и физических способностей. В научной литературе имеются данные о тесной взаимосвязи между соматотипом и степенью проявления определенных качеств, таких как физическое развитие, физическая работоспособность, психологический статус, биохимический состав крови, состояние здоровья.

Специалистами рассматриваются данные о различиях типов телосложения по таким показателям, как тотальные размеры тела, количественное соотношение форменных элементов крови, функциональные особенности кардиореспираторной системы, биохимические, гистохимические, психоэмоциональные особенности. В некоторых современных научных публикациях выдвигается положение о том, что для оптимизации состояния человека необходим не просто индивидуальный подход, а подход, основанный на типологических особенностях индивида. В ряде работ показано положитель-

210

ное влияние учета типологических особенностей на эффективность занятий и оптимизацию физического состояния занимающихся.

Несмотря на множество конституциональных схем и различные названия типов, главные морфологические особенности их во многом совпадают. Чаще всего выделяют три основные типа телосложения в зависимости от того, какой из компонентов тела преобладает в развитии - костная ткань, жировая или мышечная.

Наиболее интересным с точки зрения универсальности и специфичности представляется студенческий контингент, так как студенты живут в сходных с остальным населением условиях и обнаруживают практически идентичное с ним распределение соматических типов (А.В. Кондрашев, 1998; О.А. Аксенова, 1999; Е.В. Харламов, 2004).

Д.Ю. Кувшинов и Л.Л. Васильева (2006) обследовали студентов Кемеровской медицинской академии и установили, что представители разных соматотипов имеют особенности физического развития, старения, устойчивости к стрессам.

По данным И.В. Сухановой (2007) рост тела в длину юношей г. Магадана заканчивается в 17 лет. В период с 17 лет до 21 года возрастание уровня физического развития у юношей происходит за счет увеличения массы тела и окружности грудной клетки. Не выявлено существенных различий в ряде основных антропометрических характеристик (длина и масса тела) юношей - студентов г. Магадана с аналогичными данными юношей Центральных районов России и Дальнего Востока. Общей тенденцией физического развития современных юношей Северо-Востока России является астенизация телосложения и снижение силовых показателей. Среди юношей-студентов астенический тип телосложения имеют 40,1 %, нормостенический - 41,2 % и гиперстенический - 18,7 %. Юноши различных соматотипов не различаются по длине тела, однако у юношей-гиперстеников достоверно выше масса тела, окружность грудной клетки, содержание общего жира в теле и силовые показатели.

А.В. Мещеряков и С.П. Левушкин (2007) обследовали студен-тов-юношей в возрасте 17-20 лет Ульяновского государственного университета. Анализируя антропометрические признаки студентов разных типов телосложения и их динамику за время наблюдения, можно констатировать, что имеет место увеличение большинства изученных показателей, которые наиболее заметны в возрастном диапазоне 18-19 лет. Это касается, прежде всего, длины тела у юношей мышечного (3,8 %) и дигестивного типа телосложения (4,34 %); массы тела у юношей мышечного типа телосложения

211

(17,3 %), у юношей дигестивного типа телосложения (9,48 %); ЖЕЛ у юношей мышечного типа телосложения (24,3 %), ЭГК у юношей ас-тено-торакального (30,2 %) и дигестивного типов телосложения (27,5 %).

Обследование студентов Поморского университета им. М.В. Ломоносова показало взаимосвязь между формой головы, типом лица, размером зубов и типом телосложения. Была выявлена неоднородность морфофункциональных признаков, характеризующих их физическое развитие. Студенты мускульного соматотипа составили 45,0 %, неопределённого - 28,33 %, грудного - 15,0 % и брюшного - 11,67 %. Большая часть юношей являлись доликокефа-лами (75 %) по форме головы, эуренами (50,0 %) по типу лица, мак-родонтам (87,22 %) по размерам зубов (Поливаная Е.А., 2003). После анализа отдельных показателей физического развития можно утверждать, что рассматриваемый юношеский возраст характеризуется тенденцией к увеличению тотальных размеров тела и физиологических показателей.

Нами с целью выяснения распределения типов телосложения, а также гармоничности физического развития среди студентов ЛГУ им. А.С. Пушкина были обследованы студенты I курса факультетов математики, информатики и истории.

Физическое развитие определялось по стандартной методике. Длина тела измерялась антропометром Мартина, окружность грудной клетки - сантиметровой лентой в положении максимальный вдох, выдох, пауза, масса тела измерялась на медицинских весах. Типы телосложения определялись по методу Штефко-Островского в модификации Б.А. Никитюка и С.С. Дарской (1975). Всего было обследовано 98 человек. Гармоничность физического развития оценивалась по шкалам регрессии.

Гармоничность физического развития у студентов названных факультетов существенно не отличалась и составляла соответственно 54 % - с гармоничным развитием и 46 % - с дисгармоничным на факультете математики и информатики и 55 % - с гармоничным и 45 % - с дисгармоничным развитием на факультете истории.

Достоверно установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности, устойчивость к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Доказано, что дисгармоничность является предрасполагающим фактором к возникновению дисинхроноза в функционировании ряда

212

систем, особенно в условиях неадекватного режима питания, быта и деятельности (Шестакова В.Н. с соавт., 2006).

По типам телосложения у студентов ф-та математики и информатики астеноидный тип встречался у 15 % студентов, астеноидно-торакальный - у 31 %, торакальный у 23 %, торакально-мышечный -у 15 %, мышечный - у 8 %, неопределенный - у 8% обследованных.

У студентов I курса ф-та истории астеноидный тип встречается у 7 %, астенойдно-торакальный - у 15 %, торакальный - у 20 %, торакально-мышечный - у 15 %, мышечный - у 15 %, дигестивный - у 8 %, неопределенный - у 20 %.

Таким образом, среди студентов первых курсов факультетов математики, информатики и истории достаточно большой процент имеют дисгармоничное физическое развитие, что является предрасполагающим фактором к возникновению дисинхроноза в функционировании ряда систем и к снижению адаптационных возможностей организма.

Среди студентов факультета математики, информатики высок процент лиц с астеноидным типом телосложения, что соответствует данным по Центру и Северо-Востоку России.

На факультете истории по сравнению с факультетом математики количество представителей мышечного и дигестивного типа значительно выше.

А.И. Клиорин (1979) предполагал наличие связи между типами телосложения и способности к обучению, возможно, этим объясняется различие в соматотипах у студентов разных факультетов.

В. С. Смирнова

Особенности повреждения узла кущения зерновых культур в условиях низкотемпературного стресса

Повторяющиеся неблагоприятные климатические условия для развивающихся растений надо рассматривать не как исключение, а как явление для нашего региона обычное, поэтому их выращивание следует приспосабливать к стрессовым условиям. В связи с этим перед селекционерами стоит задача создавать и внедрять пластичные высокозимостойкие сорта с высоким урожаем зерна и потенциальной урожайностью озимой пшеницы не ниже 8-9 т/га.

Большие потери в виде недобора зерна озимых зерновых культур происходят из-за повреждения и гибели растений при неблаго-

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.