Научная статья на тему 'Соловьёвский семинар: стабильность и высочайший теоретический уровень'

Соловьёвский семинар: стабильность и высочайший теоретический уровень Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соловьёвский семинар: стабильность и высочайший теоретический уровень»

ный век русской культуры. Не случайно, за те годы, которые Соловьёвский семинар функционирует, он обретает все больший авторитет, в него втягиваются не только исследователи России и зарубежья, но и, что очень важно, - студенческая молодежь.

Семинар позволяет воочию увидеть истоки отечественной философии, получить адекватное представление о ее исторической эволюции в контексте социального развития России и мира, осознать не только теоретическую, но и практическую значимость накопленного опыта, ознакомится с реальным творческим процессом философского поиска и осмысления динамически изменяющейся действительности усилиями конкретных людей - в частности философов - преподавателей кафедры философии ИГЭУ, принять участи в этом соборном творчестве. Заметим, что участие в этом процессе может быть различным от пассивного присутствия на заседании семинара и посещения традиционных выставок, личного общения с известными философами, до написания рефератов, подготовки самостоятельных выступлений, участия в презентации новых философских публикаций и «круглых столах», предполагающих самостоятельное исследование творчества В.С.Соловьёва и развитие его идей применительно к современности.

Думается, что за десять лет работы Соловьёвского семинара была найдена оптимальная форма, обеспечивающая постоянный прогресс и прирост философского знания, резервы же функционирования семинара заключаются в интенсификации и расширении международных связей и активизации творческого участия студенчества в его работе.

К.Л. ЕРОФЕЕВА

канд. филос. наук, доцент кафедры философии Ивановског государственного энергетического университета

СОЛОВЬЁВСКИЙ СЕМИНАР: СТАБИЛЬНОСТЬ И ВЫСОЧАЙШИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

УРОВЕНЬ

Уже 10 лет я, как и все члены кафедры философии ИГЭУ, являюсь участником постоянно действующего научного семинара «Наследие В.С.Соловьёва и современный мир». Так сложи-

лось, что Семинар постепенно превратился в уникальное научное и культурное событие не только в масштабах нашего региона, но и в стране. Как известно, существуют и другие конференции, чтения и тому подобные научные мероприятия, посвященные какому-либо отдельному выдающемуся русскому мыслителю (Н.Ф. Федорову, В.В. Розанову, П.А. Флоренскому...) Они существуют более или менее продолжительное время, осуществляются с большей или меньшей степенью успешности, научной плодотворности. Однако едва ли найдется среди них мероприятие, в котором столь же успешно сочетались бы стабильность с высочайшим теоретическим уровнем, научная глубина и теплота неформального человеческого общения.

Я принадлежу к тем участникам Семинара, которые по роду своей научной деятельности не связаны с проблематикой русской философии непосредственно. Круг моих научных интересов - это проблемы философской антропологии, современного информационного общества, перспектив человечества в свете соотношения естественного и искусственного. В то же время, занимаясь проблемами человека, аксиологии, этики, эстетики, я, разумеется, не могла пройти мимо наследия русских мыслителей XIX - XX веков. До начала работы Соловьёвского семинара уже увидели свет две моих публикации, посвященные наследию В.С.Соловьёва и его влиянию на современное духовное пространство («Смысл любви» Владимира Соловьёва и современная антиномия любви» // Философская мысль в России: традиция и современность. Материалы Первого российского философского конгресса. Т.2. СПб. 1997 и «Тема любви в русском идеализме» // Философский альманах. №1-2. Иваново. 1998.) Включившись в работу Соловьёвского семинара, я занялась изучением наследия В.С.Соловьёва более глубоко. Чем глубже я вникала в его идеи о богочеловечестве, Софии, религии, нравственности, историческом предназначении русского народа,

тем больше убеждалась в актуальности, эвристической значимости наследия этого отечественного мыслителя. Особенно плодотворным с точки зрения задач и вызовов современности мне представляется учение Соловьёва о всеединстве. Концепт всеединства мог бы стать тем системообразующим началом, которое легло бы в основу новой идеологии (этой теме посвящен ряд моих последних публикаций). Таким образом, оказалось, что Соловьёв-ский семинар неожиданно для меня самой стал импульсом для новых идей и непосредственно в моей проблематике.

И это не удивительно. Наследие В. С. Соловьёва столь разносторонне, столь насыщенно творческими идеями, что может дать начало самым разным темам, подходам, концепциям. В его универсальном наследии сочетается рационализм и интуитивизм, прозрения мистика и логические построения ученого, систематика. В нашем Семинаре одинаково плодотворно работают историки философии, философы, теоретики права, богословы, специалисты в области эстетики и даже представители технических наук. Очевидно, каждому из них Владимир Соловьёв дает нечто важное именно для него.

Несмотря на то, что Соловьёв - мыслитель сугубо национальный, интерес к нему в других странах и культурах весьма велик. Об этом свидетельствует, в частности, состав участников нашего Семинара. Среди них ученые из Франции, Японии, Китая, Израиля, Болгарии, Польши, Италии... Это еще одно подтверждение правоты автора идеи всеединства - очевидно, для ее усвоения и реализации настает свой черед.

Многолетний опыт участия в Соловьёвском семинаре показывает его воспитательное, педагогическое значение. Хотя семинар возник как научно-теоретическое мероприятие, он с самого начала был также ориентирован на студентов. Технический вуз предоставляет не так уж много возможностей для гуманитарного воспитания молодежи. Образовательная программа по гуманитарным дисциплинам из года в год сокращается. В результате зачастую не только не удается преподать и закрепить в сознании студентов необходимый объем знаний по гуманитарным дисциплинам, но и все труднее становится выполнять педагогическую сверхзадачу - прививать будущему инженеру гуманитарную культуру. Соловьёвский семинар успешно позволяет восполнять

эти недостатки и пробелы. Участвуя в заседаниях Семинара, изучая труды самого B.C. Соловьёва и современных исследователей его творчества (прежде всего, по сборникам «Соловьёвские исследования»), студенты не только получают представление о русской философии периода ее наивысшего расцвета, но и проникаются уважением к отечественной культурной традиции, к современной гуманитарной науке. Огромное воспитательное значение имеют лекции и беседы со студентами выдающихся представителей отечественной и зарубежной науки, культуры. Если бы не семинар, едва ли студенты «провинциального» технического вуза получили бы возможность послушать таких замечательных лекторов и крупных ученых-гуманитариев мирового уровня как Н.В.Мотрошилова, П. де Лобье, А.П.Козырев. А беседы-воспоминания М.Г. Шпет стали для молодежи, нацо надеяться, уроком общения с носителем той высочайшей отечественной культуры, основы которой, к сожалению, сегодня почти полностью утрачены...

Соловьёвскому семинару остается пожелать дальнейшего расширения тематики и состава участников, более широкого привлечения студентов к его работе (в том числе - в качестве докладчиков). Себе, как и коллегам, я желаю новых интересных встреч, знакомств в процессе академического и неформального общения в Семинаре. Такое общение дает мощный творческий импульс для научной работы, расширяет интеллектуальные горизонты и подтверждает слова Цицерона о том, что философия есть культура духа.

О.Б. КУЛИКОВА

канд. филос. наук, доцент кафедры философии Ивановского государственного энергетического университета

СОЛОВЬЁВСКИЙ СЕМИНАР В РЕТРОСПЕКТИВЕ И ПЕРСПЕКТИВЕ

Соловьёвский семинар в Ивановском энергоуниверситете возник из вполне традиционной для вузовской деятельности инициативы - наладить творческое общение преподавателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.