Научная статья на тему 'Соловьёвский семинар как пространство межкультурного и межрелигиозного диалога'

Соловьёвский семинар как пространство межкультурного и межрелигиозного диалога Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
38
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛОВЬЁВСКИЙ СЕМИНАР / НАСЛЕДИЕ В.С. СОЛОВЬЁВА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ И МЕЖХРИСТИАНСКИЙ ДИАЛОГ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ СОЛОВЬЁВОВЕДЕНИЕ / ЖУРНАЛ "СОЛОВЬЁВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ" / SOLOVYOV'S SEMINAR / V.S. SOLOVYOV'S HERITAGE / THE MODERN RUSSIAN RESEARCH OF SOLOVYOV'S HERITAGE / "SOLOVYOV'S RESEARCHES" / INTERCULTURAL AND INTERFAITH DIALOG

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Максимов М. В.

Анализируется научная программа и основные направления деятельности Соловьёвского семинара Российского научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьёва. Раскрывается значение наследия В.С. Соловьёва и деятельности Соловьёвского семинара для развития межкультурного и межхристианского диалога. Характеризуются состояние исследований наследия философа в современной России, издательская деятельность Соловьёвского семинара, тематика публикаций журнала «Соловьёвские исследования» за период с 2001 по 2009 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific program and the main directions of activity of Solovyov's seminar (Russian Scientific-Educational Research Centre of V.S. Solovyov's heritage) are analyzed. The significance of V.S. Solovyov's heritage and activity of Solovyov's seminar for development of intercultural and interfaith dialog are shown. The modern Russian research of Solovyov's heritage, themes of articles of «Solovyov's researches» from 2001 to 2009 is characterized.

Текст научной работы на тему «Соловьёвский семинар как пространство межкультурного и межрелигиозного диалога»

Примечания

1 Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986. С. 66.

2 Подробнее см.: Гавриил, арх. Русская философия / Предисловие, подготовка текста, примечания В.В.Ванчугов. М.: Из-во Российского университета дружбы народов, 2005 (Публикуется по изданию: История философии архимандрита Гавриила. Часть VI. Прибавление второе. Русская философия. Казань, Университетская типография, 1840).

3 Алфавитный перечень национальностей и языков для кодирования ответов на вопросы 7 и 9 форм К и Д и вопроса 6 формы в переписных листах Всероссийской переписи населения 2002 года насчитывает полторы тысячи.

4 Надеждин Н. И. Сочинения. В 2 т. (Т. I: Эстетика. Т. II: Философия). СПб., 2000, С. 594. «А лучше всего бы уму русскому, свежему и крепкому, — замечает Надеждин, — обога-тясь учением, создать собственной силой истинное понятие философии, почерпнуть мудрость из самого себя, а не из чужих слухов» (С. 594).

5 Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988. С. 61.

6 Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. М., 1948. Т. 1. С. 528—529.

7 Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 168 - 169.

8 Герцен А. И. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1986, С. 109—110.

9 И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1983. Т.2. С. 159.

10 Русское общество 40 - 50-х гг. XIX в. М., 1991.

11 В.Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1977. С. 488.

12 Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Правда, 1968. Т. I. С. 267.

13 Надеждин Н. И. Сочинения. В 2 т. (Т. I: Эстетика. Т. II: Философия). СПб., 2000. С. 735.

14 Телескоп. 1833. № 12. С. 557.

15 Чаадаев П. Я. Отрывки и разные мысли // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений. М., 1991. Т. 1. С. 450.

16 Соловьёв В.С. Великий спор и христианская политика // Владимир Соловьёв. Спор о справедливости. М.; Харьков, 1999. С.201.

17 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусств. М., 1994. Т. 1. С. 303.

18 Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения. М., 1956. Т. 2.С. 84.

19 Герцен А. И. Сочинения. В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 393.

20 Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988. С. 248 - 249. В.С. Соловьёв, анализируя в 1877 г. в примечании к «Философским началам цельного знания» английский, французский, немецкий и русский языки с точки зрения передачи ими таких значимых философских понятий, как действительность и реальность, пришел к выводу, что «англичане вследствие грубого реализма, присущего их уму и выразившегося в их языке, могли разрабатывать только поверхность философских задач, глубочайшие же вопросы умозрения для них как бы совсем не существуют». 21Руткевич А.М. Как становятся историками философии во Франции // Историко-философский ежегодник'87. М., 1987. С. 287 - 288.

М.В. МАКСИМОВ

Ивановский государственный энергетический университет

СОЛОВЬЁВСКИЙ СЕМИНАР КАК ПРОСТРАНСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА

Анализируется научная программа и основные направления деятельности Соловь-ёвского семинара - Российского научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьёва. Раскрывается значение наследия В.С. Соловьёва и деятельности Соловь-ёвского семинара для развития межкультурного и межхристианского диалога. Характе-

ризуются состояние исследований наследия философа в современной России, издательская деятельность Соловьёвского семинара, тематика публикаций журнала «Соловьёвские исследования» за период с 2001 по 2009 гг.

The scientific program and the main directions of activity of Solovyov's seminar (Russian Scientific-Educational Research Centre of V.S. Solovyov's heritage) are analyzed. The significance of V.S. Solovyov's heritage and activity of Solovyov's seminar for development of intercultural and interfaith dialog are shown. The modern Russian research of Solovyov's heritage, themes of articles of «Solovyov's researches» from 2001 to 2009 is characterized.

Ключевые слова: Соловьёвский семинар, наследие В.С. Соловьёва, межкультурный и межхристианский диалог, современное российское соловьёвоведение, журнал «Соловьёв-ские исследования».

Key words: Solovyov's seminar, V.S. Solovyov 's heritage, intercultural and interfaith dialog, the modern Russian research of Solovyov's heritage, «Solovyov's researches».

Тема конференции обращает нас к переосмыслению фундаментального понятия русской религиозной философии - понятия всеединства и поиску оснований и форм межкультурного и межрелигиозного диалога.

Для выдающегося теоретика всеединства - В.С. Соловьёва, всеединство, идеальным образом представленное во Всеедином-Сущем, должно быть реализовано в перспективе исторического бытия человечества. Важнейшим средством достижения этого состояния является межхристианский, межкультурный диалог, деятельное участие христиан в созидании христианской культуры.

Возможность такого диалога укоренена в метафизической природе человека, наделенного способностью осознать и в идеальной форме выразить его необходимость. Богочеловеческое основание диалога мыслится Соловьёвым как актуальное, как прочный фундамент сотрудничества в деле продвижения человечества к идеалам всеединства.

Это подчеркивает значение соловьёвского наследия для развития межхристианского диалога, который был для русского мыслителя не только предметом теоретизирования, но и пространством практической деятельности. Философия Соловьёва является важнейшим фактором взаимопонимания и диалога христианских культур, а отношение к его наследию - показателем готовности к этому диалогу.

Каково же оно в современной России? Показательны цифры. За период с 1917 по 1989 гг., т.е. за 72 года, в СССР были изданы 162 исследования творчества Соловьёва1.

Современное российское соловьёвоведение (с 1990 по 2008 гг.) представлено 2414 публикациями. Из них - 40 монографий, 10 докторских и 66 кандидатских диссертаций, 1564 статьи, 363 тезиса, 33 тематических сборника статей, 18 библиографических публикаций, 18 рецензий, 4 учебных пособия, 187 публикаций сочинений и рукописей Соловьёва, 111 разделов в различных книгах2.

На диаграмме 1 показано процентное соотношение количества опубликованных монографий, статей и защищенных диссертаций.

85%

Диаграмма 1. Соотношение опубликованных монографий, статей и защищенных диссертаций

Наряду с монографиями и статьями в общем массиве публикаций, посвященных исследованию наследия В.С. Соловьёва, присутствуют значительное количество тезисов докладов, опубликованных по итогам конференций, публикаций архивных материалов, рецензий, учебных пособий, библиографические публикации и разделы в книгах - монографиях.

На диаграмме 2 представлена структура публикаций в их процентном выражении.

0,75% 4,60% 0,17% 1,66% — 0,41%

1,37%

□ монографии (1,66%)

□ докторские диссертации (0,41%)

□ кандидатские диссертации (2,73%)

□ статьи (64,79%)

□ тезисы (15,04%)

□ тематические сборники (1,37%)

□ публикации архивных тезисов (7,75%)

□ библиографические публикации (0,75%)

□ рецензии (0,75%)

□ разделы в книгах (4,6%)

□ учебные пособия (0,17%)

Диаграмма 2. Структура публикаций

Анализ структуры публикаций позволяет отметить следующие характерные для российского постсоветского соловьёвоведения черты: преобладание статей, что, на наш взгляд, характеризует устойчивый научный интерес к исследованию наследия В.С. Соловьёва и его выражение в адекватных формах; избыточное количество тезисов; недостаточное количество монографических

исследований, публикаций тематических сборников, учебных пособий; низкий уровень обсуждений опубликованных монографий, сборников и других публикаций, вносящих существенный вклад в исследование наследия В.С. Соловьёва. Количество рецензий - 0,75% от общего массива публикаций - свидетельствует об утрате культуры дискуссий, существовавшей в русской философии. Соотношение общего количества публикаций и рецензий представлено на диаграмме 3.

] публикации (99,25%) ] рецензии (0,75%)

Диаграмма 3. Соотношение общего количества публикаций и рецензий

В период с 1990 по 2008 гг. выросло количество защит докторских и кандидатских диссертаций, посвященных исследованию наследия В.С. Соловьёва. Защищено около 80 диссертаций, что, безусловно, свидетельствует о формировании в России высокопрофессиональной группы исследователей. Вместе с тем следует отметить значительное преобладание кандидатских (66 диссертаций) исследований и явно низкий уровень докторских исследований (10 диссертаций). Динамика и количество защит диссертаций по творчеству В.С. Соловьёва представлены на диаграмме 4.

с^ — С^ СО ^Г Ю СО ---- СО СП

СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП

с^ со ^г ю со

докторские диссертации кандидатские диссертации

с^ с^ с^ с^ с^ с^ с^ с^

Диаграмма 4. Динамика защит диссертаций по творчеству В.С. Соловьёва

(1990 -2008 гг.)

Важной характеристикой состояния современного российского соловьё-воведения является тенденция к росту публикаций. В 2000 - 2001 гг. происходит резкий скачок, выводящий его на новый уровень как по количественным,

так и по качественным параметрам: по сравнению с 90-ми годами в общем массиве публикаций значительно вырастает количество статей, монографий и тематических сборников. Эти изменения связаны как с возрастанием интереса к наследию В.С. Соловьёва в связи со 100-летней годовщиной его смерти, так и с началом работы Соловьёвского семинара (1999 г.) и издания периодического сборника научных трудов «Соловьёвские исследования» (2001 г.).

Динамика публикаций исследований наследия В.С. Соловьёва за период с 1990 по 2008 гг. представлены на диаграмме 5.

200 150 100 50 0

Диаграмма 5. Динамика публикаций

монографии

статьи

тезисы

тематические сборники

Приведенные данные свидетельствуют о коренном изменении отношения научного сообщества к наследию Соловьёва. Динамика публикаций (1998 г. - 74 публикации; 2008 г. - 231 публикация) позволяет сделать вывод о возрастающем интересе к Соловьёву.

Существенный вклад в развитие соловьёвских исследований вносит деятельность Соловьёвского семинара - Российского научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьёва. Центр образован в 1999 г. на кафедре философии Ивановского государственного энергетического университета и за 11 лет своей деятельности превратился в крупнейший духовный очаг современной России3.

Но не удивителен ли этот факт современной российской культуры -образование научного центра по изучению наследия выдающегося философа, деятельностью своей связанного с Москвой и Петербургом, в Иванове, в техническом университете?

Ответ на этот вопрос совершенно очевиден и прост: Соловьёв живет там, где живут свободные, открытые Истине, Добру и Красоте умы и сердца. Он оказался удивительно современным мыслителем. Его призыв к преодолению розни и ненависти, царящей в мире, вера в человека как победителя зла, убежденность в том, что нравственность может и должна стать основой жизни человеческого общества, что христианство - не только некая данность, но, прежде всего, великое задание, - все это потрясающе актуально. Мысль Соловьёва, обращенная к нам, живущим не просто в

кризисном социуме, но в социуме прогрессирующей апатии, была услышана. Она - о Вере, Надежде и Любви, о достоинстве человека, при любых обстоятельствах сохраняющего свой нравственный облик - чувство стыда, жалость к ближнему, благоговение перед Божеством.

Осознание современности Соловьёва и своевременности его наследия стало побудительным мотивом образования Соловьёвского семинара. Он стал центром, объединившим вокруг своей научной программы историков философии, специалистов других областей социально-гуманитарного знания - филологов, историков, культурологов, политологов, правоведов.

Основные задачи научного центра - исследование наследия В.С. Соловьёва, разработка и издание научных и учебных материалов, способствующих повышению качества образования в вузах России, проведение научных и культурно-образовательных мероприятий, развитие научных связей с зарубежными исследовательскими центрами, формирование со-ловьёвской библиотеки.

В рамках Соловьёвского семинара реализуются проекты издания периодического сборника научных трудов «Соловьёвские исследования», подготовки коллективных монографий, словаря-справочника «Соловьёво-ведение в России XIX - XX вв.», «Материалов к библиографии работ о В.С. Соловьёве»; поддержания сайта Соловьёвского семинара (http://solovyov-seminar.ispu.ru), начата работа по подготовке к изданию «Соловьёвской энциклопедии».

В многообразных формах деятельности, «подпитывающей» «соловь-ёвское пространство» современной культуры, решаются фундаментальные проблемы - сохранения и развития профессиональной философской культуры, наследования традиций соборного мышления, бережного формирования «сферы разговора» как способа бытия философии.

За 11 лет существования Соловьёвского семинара проведены 33 конференции общероссийского и международного уровня (ежегодно - три конференции!), опубликованы 22 выпуска периодического сборника научных трудов «Соловьёвские исследования», в которых нашли отражение результаты исследований важнейших проблем философского и литературно-критического наследия В.С. Соловьёва - метафизики, теории познания, социальной философии и историософии, нравственной философии, этики и эстетики.

Сегодня Соловьёвский семинар - мощный научный коллектив. Среди его участников, а это более 160 человек из 57 университетов России и двенадцати зарубежных стран, - 59 докторов наук, профессоров, 60 кандидатов наук, доцентов, 18 докторантов, 17 аспирантов, 10 студентов. Такой коллектив способен успешно решать серьезные научные задачи, быть лабораторией идей, растить молодое поколение исследователей.

Результаты научной деятельности Соловьёвского семинара отражены не только в «Соловьёвских исследованиях» - авторитетнейшем периодическом

издании, но также в монографиях, докторских и кандидатских диссертациях, учебниках и учебно-методических разработках участников семинара.

О месте и значении Соловьёвского семинара в современном российском соловьёвоведении красноречиво говорят цифры: за период с 1999 по 2008 гг. участниками семинара опубликованы 15 монографий (37,5% от общего числа публикаций за этот период), 406 статей (26 %), 22 тематических сборника статей (63,7%), защищено 6 докторских (60%) и 25 кандидатских (39%) диссертаций. В 2007 г. опубликованы «Материалы к библиографии В.С. Соловьёва: 1990 - 2006 гг.». Библиография охватывает, прежде всего, русскоязычные публикации произведений В.С. Соловьёва и исследовательскую литературу, посвященную его жизни и творчеству, изданные в СССР и России в период с 1990 по 2006 гг. Она отражает состояние российского со-ловьёвоведения, претерпевшего существенную эволюцию за два последних десятилетия. Издание является первым опытом относительно полной библиографии В.С. Соловьёва за постсоветский период.

Вклад Соловьёвского семинара - Российского научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьёва и издаваемого им журнала «Соловьёвские исследования» в российское соловьёвоведение показан на диаграмме 6.

За период с 2001 по 2008 гг. выпущено в свет 20 выпусков сборника «Соловьёвские исследования» (опубликованы 439 статей и 59 тезисов), что составляет 36,5 % от общего количества публикаций в России за ука -занный период.

Своими успехами семинар во многом обязан поддержке крупнейших научных центров России - МГУ им. М.В. Ломоносова, Института философии РАН, Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Московского педагогического государственного университета, известных российских и зарубежных ученых. Они вносят существенный вклад в реали-

63,51%

□ Прочие (63,51%)

□ В "Соловьевских исследованиях" (36,49%)

36,49%

Диаграмма 6. Доля сборника «Соловьёвские исследования» в постсоветской библиографии В.С.Соловьёва

зацию научных проектов семинара и учебно-воспитательную работу со студентами ИГЭУ.

Исключительно большое значение в развитии семинара и соловьёв-ских исследований имела и имеет поддержка со стороны Российского гуманитарного научного фонда, которую мы получали на протяжении практически всех лет существования семинара. Неоценимую информационную поддержку Соловьёвскому семинару оказывают такие авторитетные изда -ния, как журналы «Новый мир», «Вопросы философии», «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», «Вестник Российского философского общества».

Деятельность научного центра не ограничивается проведением за -седаний семинара и изданием «Соловьёвских исследований», она носит системный характер, охватывая все сферы университетской жизни - исследовательскую, образовательную, воспитательную. Регулярно проводятся презентации и выставки новейших изданий, организуются встречи крупнейших российских и зарубежных ученых со студентами университета. Циклы лекций для участников Соловьёвского семинара, аспирантов и студентов г. Иванова прочитаны авторитетными специалистами - Н.В. Мотрошиловой, А.П. Козыревым, П. де Лобье, М.Г. Шпет, Т.Г. Щедриной, Е.Б. Рашковским, Н.В. Котрелёвым, В.В. Бычковым, М.Н. Громовым.

Первостепенное значение мы придаем формированию соловьёвской библиотеки. Действительно, для научного центра библиотека является фундаментом всей его деятельности. Сегодня мы с гордостью можем сказать, что располагаем одним из лучших собраний как сочинений В.С. Соловьёва, так и отечественной исследовательской литературы, посвященной его творчеству. Благодаря Соловьёвскому семинару и областная научная библиотека, и библиотека ИГЭУ имеют самое полное на сегодняшний день русскоязычное Брюссельское издание сочинений философа. Университетская библиотека регулярно пополняется новейшими изданиями - монографиями, сборниками статей, учебниками, передаваемыми в дар Со-ловьёвскому семинару его участниками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть и практическая, образовательная сторона деятельности семинара. Участие преподавателей в его работе - выступления с докладами, публикации результатов научных исследований в соловьёвских сборниках - это и повышение квалификации, и совершенствование учебных курсов по философским и социально-гуманитарным дисциплинам. За прошедший период более сорока участников семинара - преподавателей вузов России - получили свидетельства о повышении квалификации в области истории философии.

Деятельность Соловьёвского семинара самым непосредственным образом влияет на качество учебного процесса: формируется благоприятная среда для утверждения высокой интеллектуальной и духовной культуры, в преподавание философских и социально-гуманитарных дисциплин, в

научно-исследовательскую работу студентов включаются богатейшие пласты русской и мировой культуры.

За последние годы значительно вырос уровень студенческой научно-исследовательской работы по с1оловьёвской тематике. Стали традиционными студенческие научные конференции «В.С. Соловьёв: личность и творчество». Студентам читается спецкурс «В.С. Соловьёв и философская мыль XIX - XX вв.».

В 2006 г. был образован студенческий оргкомитет Соловьёвского семинара, оказывающий существенную помощь не только в решении организационных вопросов подготовки и проведения заседаний семинара и студенческих конференций, но и ведущий фото - и кинолетопись основных событий жизни научного центра.

Заметным событием стала реализация культурных проектов Соловь-ёвского семинара - деятельность студенческого театра поэзии (музыкально-поэтический спектакль, посвященный жизни В.С. Соловьёва «Неподвижно лишь солнце любви»), музыкальные вечера «Поэтическое наследие В.С. Соловьёва в русской музыкальной культуре».

Соловьёвский центр - это и база для прохождения учебной практики студентами специальности «Связи с общественностью», изучающими проблемы научных коммуникаций. Творческий коллектив студии студенческого телевидения ИГЭУ создал восемь документальных фильмов, посвященных работе Соловьёвского семинара, в том числе нашим замечательным современникам - М.Г. Шпет, Н.В. Мотрошиловой, Е.Б. Рашковскому. Совместно с областной телерадиокомпанией студия обеспечивает регулярный выход в эфир новостных сюжетов, посвященных работе семинара. Семинар предоставляет уникальную возможность общения с крупнейшими российскими и зарубежными учеными, участия в обсуждении актуальных проблем философии, науки, образования, духовной ситуации в обществе.

Соловьёвский семинар успешно осуществляет свою деятельность как центр исследований наследия В.С. Соловьёва, как образовательный и культурный центр. Он обладает огромной притягательной силой, активно формирует пространство духовной культуры и коммуникации, оказывает существенное воздействие на осмысление проблем современности, на процессы формирования культуры диалога и сотрудничества.

Примечания

1 По подсчетам французского исследователя Жана Рюппа, приведенным в его работе «Message

ecclésial de Solowiew (Présage et illustration de Vatican II»). (P. - Br., 1975), в СССР с 1917 по

1973 г. было опубликовано 50 статей, посвященных творчеству Вл. Соловьёва.

2 См.: Материалы к библиографии В.С. Соловьёва / Сост. М.В. Максимов, Л.М. Максимова

// Соловьёвские исследования: Период. сб. науч. тр. / Отв. ред. М.В. Максимов. Иваново,

2007. Вып. 15. С. 6 - 234.

3 См.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьёв, Н. Бердя-

ев, С. Франк, Л. Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006. С. 132 - 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.