Научная статья на тему 'Соловьёв - философ ХХI столетия'

Соловьёв - философ ХХI столетия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соловьёв - философ ХХI столетия»

для современной эпохи. Признавая величие и самоценность процесса совершенствования, следует заметить, что нет предела изыску и нет предела совершенству. И это надлежит воспринимать как образец и брать «на вооружение» как руководство к действию.

Наш «юбиляр», наш чествуемый сегодня Соловьёвский семинар, несет в себе «прометеев огонь» разума, освещая им глубинные основы мироздания, экзистенциальные «пласты» нашего бытия и высвечивая перспективы «зарничных» горизонтов. Нельзя не отметить высокий интеллектуальный уровень семинара. Масштаб целей и задач обусловил и масштаб исследовательских подходов: дискуссии охватывают всех участников заседаний семинара, расширяя сферу и спектр научного поиска. Исследовательский дискурс пронизывает, по сути, все области традиционного философствования. Нельзя также не отметить неоспоримый вклад семинара в дело гуманизации общественной жизни и гуманитаризации высшей школы Российской Федерации, а также в дело организации и совершенствования культурно-воспитательной работы среди студентов.

В заключении хотелось бы особо выделить личные заслуги М.В. Максимова как непосредственного организатора и «локомотива» работы Соловьёвского семинара, как основного «генератора» идей и систематизатора творческого наследия B.C. Соловьёва.

Успехов нам и удачи, уважаемые коллеги, в этом непростом, но в высшей мере нужном деле просвещения и пропаганды идей Добра, Истины и Красоты, а нашему семинару как можно дольше оставаться «рассадником» разумного, доброго, вечного. Да и потом, мы же помним, что нет предела поиску и нет предела совершенству.

Н.М. АВЕРИН

канд. филос. наук, профессор кафедры философии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

В.СОЛОВЬЁВ - ФИЛОСОФ XXI СТОЛЕТИЯ

Мой интерес к личности и философскому творчеству В.С.Соловьёва сформировался на исходе 80-х годов, когда широкая научная и в целом гуманитарно ориентированная общественность открыла для себя наследие русской идеалистической

философии конца XIX-начала XX вв. Чуть позже исследование этических воззрений В. Соловьёва вошло в круг моих профессиональных научных приоритетов. У меня за эти годы был ряд публикаций по данной теме, чтение спецкурса, руководство аспирантами, которые работали по соловьёвской проблематике. И было, конечно, многократное прочтение основных трудов В.Соловьёва, размышление над прочитанным, интенсивный внутренний диалог с выдающимся отечественным философом. Все это дает мне право высказать свое личное отношение к творческому наследию Соловьёва, свою оценку его роли в моей жизни и в духовно-культурной ситуации сегодняшней России.

Для меня наиболее существенным оказался в начале 90-х годов нравственный пример B.C. Соловьёва, ученого, который непреклонно отстаивал свои убеждения, жертвуя своей карьерой, популярностью в научном сообществе, не боясь оказаться в изоляции или под жестким обстрелом несправедливой критики. Эти уроки Соловьёва во многом помогли мне, человеку с уже сложившимися принципами, оказавшемуся в условиях редкого общественного разлома 90-х годов с его крушением былых идеалов и авторитетов, разгулом нигилизма, избежать соблазнов идейного сервилизма и разлада с самим собой.

Мои научные разработки непосредственно связаны с одним аспектом творчества Соловьёва - с его этическим учением. Мне представляется, что поиск истинного смысла жизни, способов нравственного объединения человечества - это квинтэссенция все его деятельности философа. Он мечтал перестроить жизнь человечества на принципах морального добра, страстно призывал род людской на путь духовного возрождения.

В. Соловьёв принадлежит наряду с Кьеркегором, Марксом, Ницше к числу мыслителей, которые совершили переход от классической философии к современной, создали идейно-духовные предпосылки современного миропонимания. Поэтому В.Соловьёв стал современников XX и XIX столетий. Не поняв его мыслей и языка, мы во многом не поймем и нашего времени, останемся беззащитными перед современностью. Проблемы, о которых писал сто лет тому назад В. Соловьёв, предстали во всей своей мрачной грандиозности и разрушительной мощи. Поэтому в наши дни особенно актуальна сформулированная им

дилемма: или, идя путем духовного совершенствования, взять на себя ответственность за сохранение человеческого и природного мира, или, предпочтя разобщенность, взаимную вражду, узко потребительское восприятие жизни, способствовать гибели мира. Третьего пути не дано. И времени на поиск жизнеутверждающего идеала, для объединения конструктивных усилий современному человечеству отпущено уже архимало. Цивилизация, предавшая забвению истины человеческого братства и справедливости, обречена на разрушение.

Многое из написанного В. Соловьёвым является своеобразным вызовом житейскому здравому смыслу и сциентистски понятой рациональности. Поэтому философа часто упрекали в утопизме. Отвечая на эти упреки, он вводит в одну из своих работ рассуждение о смысле примененного Т. Мором термина «утопия». По его мнению, обычно подчеркивают лишь одно рельефно проступающее значение термина - указание на неосу-ществленность или неосуществимость чего-либо, его отсутствие в данное время. Так можно любую идею, выходящую за рамки наличного бытия, назвать утопией. Но это будет односторонний взгляд, ибо в обществе как бытии развивающемся, то, что не имеет место сегодня, может иметь место завтра. И дальше Соловьёв резюмирует: «Смело можно сказать, что утопии и утописты всегда управляли человечеством, а так называемые практичные люди всегда были только их бессознательным орудием» [1,559]. История XX в. безжалостно обошлась со многими социальными проектами на почве классической рациональности и сциентизма. Быть может именно религиозно-нравственной философии русского мыслителя суждено стать в XXI в. ориентиром для человечества, ищущего пути обновления исторической жизни, спасения цивилизации и планеты от распада.

В.Соловьёв ушел из жизни слишком рано, всего 47 лет от роду. Ушел, когда в историю уже входил новый, XX век, когда сам философ стоял на пороге глубокого мировоззренческого выбора. Атеистический догматизм советских идеалов помешал им увидеть разумное, конструктивное начало в философском наследии Соловьёва. Оно на долгие годы оказалось в зоне забвения. В 90-е годы состоялось возвращение Соловьёва в наше историко-культурное пространство. Однако это обращение, которое во

многом было данью идеологической моде, быстро сошло на нет. Остались лишь энтузиасты, отдельные очаги исследования творчества Соловьёва, среди которых видная роль принадлежит Ивановскому Соловьёвскому семинару, руководимому М.В. Максимовым. Уже целое десятилетие семинар ведет упорную, кропотливую, плодотворную работу, популяризируя наследие нашего национального философского гения, объединяя разбросанных по все России исследователей наследия В.Соловьёва.

1. Соловьёв B.C. Критика отвлеченных начал // Соловьёв В. Философское начало цельного знания. Мн., 1999. С.559.

М.И. ДРОБЖЕВ

канд. филос. наук, профессор кафедры философии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

АТРОИОЛОГИЗМ ФИЛОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЁВА

С древнейших времен человек стремился к благу, истине, добру и красоте. Они одновременно выступали и как идеалы человечества, и как ступень достигнутого. Каждый раз, достигнув нового уровня добра, а также постижения истины, блага и красоты, человечество выстраивало новые их ориентиры, и они снова оказывались мечтой, как горизонт, когда путник идет, а горизонт отодвигается. Русская религиозная философия - отрезок необходимого, реального пути, который прошла Россия, по которому она идет. Русская мысль того времени - это наш капитал мудрости, который надо с умом использовать, а не давать ему ржаветь и быть в забвении.

Особое место в русской религиозной философии занимает творчество Вл. Соловьёва, его основателя. Под влиянием Вл. Соловьёва в России возникла школа религиозных мыслителей в составе князей С.Н. и E.H. Трубецких, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева, П.А. Флоренского, П.И. Новгородцева, С.А. Алексеева (Ас-кольдов), С.Л. Франка и др. Кроме того следует упомянуть имена Чичерина, Добровольского, Карпинского, Лопатина, Введенского. В этот период русская философия наверстала свое отста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.