Научная статья на тему 'Соловецкий форум: на пути к гражданскому обществу (1989—2012)'

Соловецкий форум: на пути к гражданскому обществу (1989—2012) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / СОЛОВЕЦКИЙ ФОРУМ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЛОВЕЦКИЙ КАМЕНЬ / ГРАЖДАНЕ / HISTORY / SOLOVETSKY FORUM / A SOCIAL MOVEMENT / SOLOVETSKY STONE / CITIZENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаврентьева Анна Юрьевна

В статье обозначены основные вехи истории неформального общественного движения «Соловецкий форум» и его вклад в развитие гражданского общества в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLOVETSKY FORUM: ON A WAY TO CIVIL SOCIETY (1989—2012)

The paper outlines the key milestones of the informal social movement 'Solovetsky forum' and his contribution to the development of civil society in Russia

Текст научной работы на тему «Соловецкий форум: на пути к гражданскому обществу (1989—2012)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

^ЛОВЕЦКИЙ ФОРУМ: НА ПУТИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ

(1989-2012)

SOLOVETSKY FORUM: ON A WAY TO CIVIL SOCIETY (1989—2012)

© Лаврентьева Анна Юрьевна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник центра «Арктические партнерства» САФУ. E-mail: proshik2@yandex.ru

© Lavrentieva Anna Yurievna, Candidate of Philosophy, Senior Fellow of the Center 'Arctic partnership'. E-mail: proshik2@yandex.ru

Аннотация. В статье обозначены основные Abstract. The paper outlines the key milestones вехи истории неформального общественного of the informal social movement 'Solovetsky движения «Соловецкий форум» и его вклад в forum' and his contribution to the development развитие гражданского общества в России of civil society in Russia

Ключевые слова: история, Соловецкий фо- Keywords: history, Solovetsky forum, a social рум, общественное движение, Соловецкий movement, Solovetsky stone, citizens камень, граждане

В многочисленных публикациях и архиве о деятельности Соловецкого форума отмечается, что общественное движение «Соловецкий форум» начало свою деятельность в 1989 г. как добровольное объединение граждан исключительно по инициативе снизу. У его истоков стояли пассионарные личности, известные ученые Ю. Ф. Лукин и П. И. Сидоров [14, c. 147—149]. Первоначально в 1989—1992 гг. Соловецкий форум имел статус неформального общественного движения. За это время состоялись три межрегиональные научные конференции, посвященные проблемам десталинизации сознания, культуре и политике, прошлому и настоящему Соловков, проводились другие акции. Соловецкие форумы получили признание у широкой научной общественности.

В числе десяти граждан, уже юридически оформивших статус общественного объединения «Соловецкий форум» в 1992 г. через четыре года после начала его активной деятельности, были А. В. Грибанов, Г. Я. Есипова, Н. С. Ишеков, А. А. Куратов, Ю. Ф. Лукин, В. А. Ско-вородкин, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьёв, Н. М. Теребихин, К. А. Чудинов. На учредительном собрании 17 июня 1992 г. было избрано правление из пяти человек, сопредседателями движения «Соловецкий форум» выбраны Ю. Ф. Лукин, А. Я. Мартынов и П. И. Сидоров.

Прошли следующие семь лет и снова возникла правовая проблема перерегистрации. 30 июня 1999 г. общественное движение «Соловецкий форум» прошло государственную ре-

гистрацию в управления юстиции администрации Архангельской области, был утвержден в новой редакции устав Архангельского регионального общественного движения «Соловецкий форум». Председателем общественного движения «Соловецкий форум» избран Ю. Ф. Лукин. Были уточнены цели движения. Ими стали развитие активности и самодеятельности граждан; удовлетворение их интересов и потребностей; защита прав и свобод. Движение получило право участвовать в избирательных кампаниях, но реально ни разу не воспользовалось этим правом. Деятельность движения строилась на принципах добровольности, равноправия его участников, самоуправления и законности.

Правовой статус АРОД «Соловецкий форум» еще раз был снова изменен в конце первого десятилетия XXI в. Движение утратило статус юридического лица. Как говорится, все вернулось на круги своя. Изменение статуса не отразилось на содержании деятельности общественного движения. Более того, оно так и осталось, по сути своей, неформальным общественным движением без расчетного счета, не ведущим никакой финансово-хозяйственной деятельности. Жизнь показала, что такого рода общественным движениям граждан лучше вообще не иметь официального статуса, что позволяет им быть менее бюрократизированными и более свободными в рамках существующей политической системы [8, с. 363—373].

Соловецкий форум — это неформальное объединение граждан, открытое по своему характеру, в котором принимают участие ученые, а также люди разной ориентации: верующие и атеисты, либералы и консерваторы, коммунисты и демократы. Фиксированного членства в движении не существует. Его участниками являются граждане, научные и общественные формирования, принимающие участие в деятельности и отдельных акциях, проводимых Соловецким форумом. И по заявленной в уставе цели, и фактически по содержанию своей деятельности Соловецкий форум является и правозащитной, и экологической, и творческой научной самодеятельной организацией, а его ядро — самоуправляемой общиной нового типа. Соловецкий форум проводит различные акции для укрепления сотрудничества и доверия между людьми; устанавливает научные и культурные связи с общественностью России и других стран; привлекает внимание к актуальным комплексным проблемам культуры, медицины, образования, истории, экологии в тесной связи с политическими реалиями современного мира; содействует духовному возрождению России, сохранению исторической памяти, природной и культурной среды Соловков. В пределах своей компетенции и имеющихся скромных возможностей велось расширение и улучшение сотрудничества с учебными и научными учреждениями, обществами и фондами в области культуры, науки и образования, распространении правдивой информации, реализации совместных проектов.

12—17 июля 1989 г. состоялся I Соловецкий форум под названием «Десталинизация сознания: проблемы и перспективы» [11]. В обществе второй половины 80-х гг. не был изжит

страх перед тоталитарным политическим режимом. Все структуры, правившие страной более 70 лет, в то время нормально функционировали. Но главное заключалось в том, что был жив сталинизм в душах и сознании людей, сохранялись стереотипы в жизни общества, связанные с трудным историческим прошлым. На преодоление страха в душах людей, на поиски ответов о прошлом, которое было таким противоречивым и сложным, и были направлены дискуссии, круглые столы первого Соловецкого форума. Участников форума приветствовали телеграммой А. Д. Сахаров и Ю. Н. Афанасьев: «От имени общественного совета и правления всесоюзного добровольного историко-просветительского общества „Мемориал" приветствуем участников научно-практической конференции, посвященной проблемам и перспективам десталинизации сознания — ключевому вопросу перестройки и демократизации в нашей стране. Успехов вам, дорогие товарищи».

После проведения пленарного заседания и круглых столов в Архангельске участники форума продолжили дискуссии на Соловецких островах. Перед отходом теплохода «Татария» на Соловки на Красной пристани в Архангельске состоялся публичный митинг (это был один из первых митингов в то время). На круглом столе на Соловках обсуждались две проблемы: увековечение памяти жертв репрессий 1923—1939 гг. и определение путей взаимной работы с ленинградским и московским отделениями «Мемориала». Как помочь сохранению уникального музея, как создать мемориальный комплекс в память о репрессированных? Многие считали, что лучшим памятником тысячам безвинно убитых людей будет активное участие в развитии всех прогрессивных процессов, происходящих тогда в обществе. И

начало этому нужно положить каждому, начиная с себя. Это было бы существеннее любых встреч и заседаний [13].

Именно на Соловках в 1989 г. впервые родилась идея о гранитном валуне как памятнике жертвам политических репрессий. Разговор об этом зашел в дискуссии, когда по дороге с Секирной горы в монастырь пешком возвращались с экскурсии Л. А. Пономарёв, доктор физико-математических наук, известный правозащитник, член правления ВДИПО «Мемориал», Ю. Ф. Лукин, сопредседатель АО «Совесть» архангельского отделения «Мемориала», и В. С. Садков, член правления АО «Совесть». В той неформальной обстановке было решено найти подходящий гранитный валун и доставить его в Москву, установив в качестве символического памятника в столице страны. Не просто горсть земли, а солидный гранитный соловецкий валун должен был напоминать гражданам России о том сложном и трагичном времени как немой свидетель страданий, невыплаканных слез, мук и горя тысяч заключенных ГУЛАГа, их близких, как знак общей беды. Эта креативная идея была в 1990 г. практически реализована Всесоюзным обществом «Мемориал» и архангельской организацией «Совесть» при активном участии многих людей, моряков, железнодорожников, архитекторов, деловом содействии правительства Москвы [6, с. 13]. Два гранитных валуна, выбранные архангельским архитектором Г. А. Ляшенко, были доставлены теплоходом «Сосновец» Северного морского пароходства (начальником СМП тогда был А. Н. Гагарин) в Архангельск. Один из соловецких валунов при содействии Министерства путей сообщения СССР, Архангельского отделения СЖД был отправлен в Москву, установлен на Лубянке и открыт 30 октября 1990 г.1. Другой соловецкий валун был установлен в Архангельске как памятник жертвам политических репрессий 31 октября 1992 г.

Соловецкий камень уже более 22 лет стоит в Москве на Лубянке как напоминание о жертвах тоталитаризма в России, как безмолвный свидетель тех трагических лет в истории советской цивилизации. Это не искусственный памятник, он не сделан как обычные скульптуры. Однако по силе духовно-эмоционального воздействия с ним действительно трудно сравниться любому другому памятнику. Это настоящий очеловеченный природно-духовный артефакт, переживший вместе с заключенными на Соловках трагические годы. Таков был символический замысел этого памятника. Видимо, только на Соловках, непосредственно в его социокультурном пространстве, а не в каком-то другом месте, и могла родиться подобная идея [9, с. 17—23]. В 2008—2012 гг. Соловецкий камень становится не просто достопри-

1 Соловецкий камень. и^: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1 %86%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C (дата обращения: 17.12.2012).

мечательностью Москвы, но и неофициальным местом для выражения гражданского протеста, подтверждая, тем самым, актуальность основных тезисов обращения первого Соловецкого форума об отсутствии многих реальных прав и свобод личности, формально провозглашенных. Чтобы не быть рабами зла и насилия, Обращение форума в 1989 г. призывало, вслед за А. Солженицыным, жить не по лжи, не говорить неправды, не голосовать за то, что считаешь недостойным и сомнительным.

Актуальность II Соловецкого форума, который проходил в 1990 г. под названием «Культура и политика в современном мире», была раскрыта, на первый взгляд, простыми словами. Девиз «Красота спасет мир» лаконичен, обнаруживает как проблемы, так и пути их решения. Форум был разделен на три направления: «Общественное здоровье и социальные недуги», «Философия, этика, политология» и «Эстетика и экология», что объединило усилия отечественных и зарубежных исследователей по вопросам медицины, социологии и другим общественным дисциплинам [7].

В работе III Соловецкого форума «Соловки в прошлом, настоящем и будущем» в мае 1991 г. участвовало более ста ученых и преподавателей вузов Архангельска, Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Петрозаводска, Тобольска, Курска, Якутска и других городов России. Обеспокоенные судьбой Соловецких островов, они приняли обращение к органам власти и призвали обеспечить сосуществование на Соловецких островах монастыря — святыни Русской православной церкви и соловецкого комплекса памятников истории и культуры всероссийского и мирового значения. В этом обращении подчеркивалось, что сосуществование монастыря и музея не только возможно, но и абсолютно необходимо для подлинного возрождения Соловецкого архипелага. Соловецкие острова есть сакральное место, где встречаются в тесном переплетении материальная и духовная стороны человеческих судеб.

25—27 сентября 1992 г. состоялся IV Соловецкий форум «Человек и общество: психическое здоровье и экология культуры» [1]. По поручению его участников сопредседатели Соловецкого форума Ю. Ф. Лукин и П. И. Сидоров обратились к президенту России Б. Н. Ельцину и председателю Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатову с обращением. В этом документе участники форума с тревогой отмечали ухудшение психического здоровья людей в последнее время, нарастание социальной напряженности, бескультурия, падение нравственности, проявление деградации в духовном климате общества. В общественных настроениях все больше прослеживается нигилизм, вседозволенность, агрессивность, жестокость, экономическая безысходность. Диагноз здоровья общества был поставлен так точно, что

даже 20 лет спустя можно смело ставить подписи под этим «соловецким обращением» о возрождении нравственности, толерантности, активности личности. Сегодня многие россияне уже на практике реально убедились в том, что «больные люди не построят здоровую экономику. Долг всех нас — проявлять заботу не только о теле, но и заботиться о душе человека» [10].

На V Соловецком форуме 22—25 сентября 1993 г., проведенном совместно с администрацией Архангельской области, Архангельским филиалом Русского географического общества РАН, Поморским университетом имени М. В. Ломоносова, Архангельским медицинским институтом и другими организациями, обсуждались проблемы истории, экологии, международных связей города. Международная научная конференция «Россия. Север. Море» была посвящена 300-летию первого приезда Петра Великого в Архангельск и основанию колыбели российского флота, а именно Соломбальской судоверфи. Тема конференции была выбрана не случайно. Уникальное историческое прошлое Севера, богатейшая природа региона, огромный интеллектуальный потенциал и сегодня привлекают внимание ученых, общественности, зарубежных партнеров [2].

В 1994 г. состоялся VI Соловецкий форум [3]. С 1 по 6 июня в Архангельске и на Соловецких островах работала международная конференция «Социальная работа в России». В числе почетных гостей Соловецкого форума впервые были Великая княгиня Мария Владимировна, цесаревич Георгий и другие высокие особы.

С 1995 по 1997 гг. прошли три научных форума, посвященные актуальным вопросам современной жизни российского общества. VII, VIII и IX Соловецкие международные форумы были названы «Экология человека: будущее культуры и науки Севера» [15], «Дети в беде», «60 лет Архангельской области». В сборнике, изданном в 1999 г., были опубликованы статьи о социально-экономическом развитии, культуре, образовании, истории Архангельской области, посвященные ее 60-летию (1937—1997), документы и материалы Соловецких форумов с 1989 по 1999 гг. [5].

Междисциплинарный подход в деятельности форума способствовал установлению контактов и взаимному обогащению самых разных научных направлений, представители которых в совместных дискуссиях находили глубокие и оригинальные решения обсуждаемых проблем. Все эти действия позитивно сказались на взаимодействии двух крупнейших вузов Архангельска — Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Архангельского государственного медицинского университета. В результате интеграции в те

годы двумя университетами был накоплен ценный опыт равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, плодотворного взаимодействия в сфере научной деятельности.

X Соловецкий форум «Социокультурное пространство: традиции и инновации, глобальное и региональное измерение» был проведен с 6 по 9 сентября 2001 г. Проблема местонахождения Соловецкого архипелага в социокультурном пространстве, обсуждаемая на высшем уровне между президентом РФ Владимиром Путиным и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, также была рассмотрена на форуме. Кроме того, обсуждались экологические проблемы ракетно-космической деятельности на территории Архангельской области. Интерес ученого сообщества коснулся аспектов морали и права. Он заключался в том, что без устойчивой морали невозможно нормальное развитие и существование экономики, бизнеса и других сфер человеческой деятельности. Также были затронуты темы религии и права в прошлом и настоящем России, рассмотрены вопросы самоуправления северными территориями, проблемы взаимодействия космодрома и территории [12]. В своем приветствии глава администрации Архангельской области А. А. Ефремов отметил, что Соловецкий форум, его участники всегда поднимают злободневные проблемы и не только предлагают их к обсуждению, но вносят по ним конкретные предложения.

17—19 сентября 2003 г. прошел XI Соловецкий форум, который включал международную научно-практическую конференцию «Местное самоуправление в России XXI в.», международный симпозиум «Соловки: наука и образование» и конференцию «Менеджеры XXI в.». В форуме приняли участие российские и зарубежные ученые, эксперты, представители депутатского корпуса, государственные и муниципальные служащие. На конференции обсуждались проблемы организации местного самоуправления в современных условиях, исторический опыт и традиции местного самоуправления в России, стратегия развития муниципальных образований, финансово-экономические основы местного самоуправления. Кроме того, на Соловецких островах при проведении международного симпозиума была представлена презентация научно-образовательного центра «Соловецкие острова». Конференция «Менеджеры XXI в.» была

XI МЕЖДУНАРОДНЫЙ С0Л0ВЩЮЙ Ф0РУИ

своеобразным итогом десятилетнего юбилея института управления, права и повышения квалификации при главе администрации Архангельской области Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова [4].

XII Соловецкий форум состоялся 7 сентября 2005 г. в Архангельске. На форуме обсуждались вопросы профессионального образования; темы, связанные с повышением квалификации, профессиональной переподготовкой кадров для местного самоуправления, а также Болонский процесс. На этом форуме был представлен рабочий план программы «Мастер публичного администрирования», разработанный Высшей школой делового администрирования в Архангельске2, интерес к которому потом проявили РАГС, РАУ, МГУ и другие российские вузы.

С 16 по 19 сентября 2009 г. в рамках XIII Соловецкого форума в Архангельске была проведена международная научно-практическая конференция «Регионология: Арктика, циркумполярная цивилизация», а также круглые столы в Северодвинске и на Соловецких островах. На конференции в числе других проблем обсуждался ноосферный подход к обустройству Арктики, где само существование человеческих популяций в циркумполярных условиях требует создания специализированной социальной структуры для опосредования основных природных экологических факторов и обеспечения социальной безопасности людей. Были затронуты проблемы освоения Северного морского пути, пока еще остающимся неиспользуемым резервом международной транспортной системы; трудности арктической навигации; необходимость реструктуризации хозяйственно-финансовой, транспортной и управленческой деятельности СМП в условиях рыночной экономики. На круглом столе, проведенном в ОАО «ПО «Севмаш», обсуждались вопросы подготовки управленческих кадров, ресурсы роста эффективности Президентской программы в регионе, роль региональных школ бизнеса. На Соловецких островах в рамках круглого стола были затронуты вопросы развития культуры Русского Севера.

Тематика XIV Соловецкого форума, прошедшего 2—3 июня 2011 г., была посвящена геополитике Арктики. Участники форума обсудили геополитическую ситуацию в Арктике, проблемы, связанные с определением границ и освоением континентального Арктического шельфа, морской деятельности, социокультурного пространства северных территорий. Ученые говорили об Арктике как о зоне высокого геополитического напряжения, связанного с ее ресурсным потенциалом. Вопросы национальной принадлежности недр Арктического реги-

Мастер публичного администрирования. и^: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/ 8fbabae5a9298ca298b181682f3dd983.html?page&id=mba_index (дата обращения: 17.12. 2012).

она повышают вероятность возникновения кризисных ситуаций в высоких широтах. На пленарном заседании форума, посвященном национальным интересам России в Арктике, подчеркивалось, что нашей стране в XXI в. снова приходится доказывать свои права на шельф, арктическое пространство, ранее официально принадлежавшие ей. И. Ф. Кефели, вице-президент Академии геополитических проблем, при этом отмечал, что главными соперниками в освоении Арктики у России будут США, Канада. С докладом «Региональное присутствие России в Арктике: геополитические и экономические тенденции» выступил С. Ю. Козь-менко, директор Северо-Западного научно-исследовательского центра морской политики Мурманского государственного технического университета. О военно-политическом потенциале приарктических стран и сценариях возможных конфликтов рассказал А. А. Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа. О. Н. Шадрина, доцент САФУ, выступила на пленарном заседании форума с докладом «Геокультурное пространство Европейского Севера: идентичность в условиях глобализации». С. И. Шубин советовал сконцентрировать внимание на объединении северных регионов путем или формирования Северного федерального округа, или создания укрупненного региона «Двино-Печорский край». Ю. Ф. Лукин выступили с предложением о создании Арктического союза регионов России как сетевой организации горизонтальной интеграции.

В институте управления и регионологии, Архангельском научном центре УрО РАН, Архангельском филиале ВЗФЭИ 2 июня состоялись заседания пяти секций: 1) «Геополитика, арктические стратегии и вызовы для России»; 2) «Социально-экономические проблемы северных территорий»; 3) «Этнокультурный ландшафт Арктики и Севера»; 4) «Гендерные аспекты геополитики Арктики: демография, история»; 5) «Экология Арктики и Севера». Участники этой секции А. Евсеев, Ф. Н. Юдахин, М. Х. Шрага пришли к выводу отказаться от чисто технократического подхода к окружающей арктической среде, учитывать сейсмические особенности региона при разработке углеводородных месторождений.

3 июня 2011 г. в ходе выездного заседания на Соловецких островах «Соловки как ду-ховно-цивилизационный центр Арктического региона и всей России» участники форума:

^ приняли участие в обзорной экскурсии О. Г. Волкова «Соловецкий монастырь как северный ду-ховно-цивилизационный центр»;

^ прослушали лекции А. Я. Мартынова «Соловецкий музей-заповедник: 1967—2010 гг. Основные этапы развития» и «Первобытная история Соловецких островов» в выставочном зале «На Вешняке»;

^ провели научную дискуссию по вопросам стратегического развития Соловецкого архипелага, благоустройства поселка, взаимодействия между различными субъектами управления, действующими на территории Соловков;

• ознакомились с актуальной литературой по истории, архитектуре и природе Соловецких островов, в том числе изучили новые книги, выпущенные издательством Соловецкого монастыря;

• встретились с руководством Соловецкого музея-заповедника, состоялся обмен мнениями, были заданы интересующие вопросы по развитию Соловков, по взаимодействию музея и монастыря.

XV международный Соловецкий форум «Российская Арктика: история, современность, перспективы» продолжил традиции проведения научных форумов, посвященных широкому кругу вопросов геополитики, политологии, регионологии, управления и экономики, культурологии. Научная конференция была проведена 18—20 сентября 2012 г. при содействии администрации МО «Приморский муниципальный район», НО «Архангельская региональная туристская ассоциация», НП «Ассоциация туризма и сервиса», Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, центра «Арктические партнерства» САФУ и редакции журнала «Арктика и Север». Благодаря новому формату проведения научного форума в виде открытого расширенного диалога, адаптируя стандартный научный подход к современным требованиям, международная конференция открыла новые возможности для диалога науки, социума, бизнеса в Арктике и на Севере России. Основными темами Соловецкого форума были геополитическое пространство «Арктик-ХХ!», модель Арктики, геоэкономическое пространство Российской Арктики, арктический прорыв Путина, социальное и геокультурное пространство Арктики и Севера России, проблемы экологии Арктики, а также деятельность национального парка «Русская Арктика». На форуме была высказана инициатива объявить город Архангельск столицей Российской Арктики, территорией диалога, арктической солидарности и партнерства. Этот шаг подчеркивает важнейшую геополитическую значимость и исторический приоритет России в освоении арктического пространства.

Таким образом, за этот период произошло много значимых событий. Все более заметным становится регионально-гуманитарная, арктическая направленность научно-практических конференций, сателлитных симпозиумов, проводимых в рамках Соловецких форумов. Кроме того, все последние форумы имели статус международных. В их работе принимали участие гости из Норвегии, Швеции, Польши и других стран.

Обобщая практику функционирования общественного движения, можно сослаться на выводы профессора Ю. Ф. Лукина, сделанные им в монографии «Глобальный социум самоуправляемых общин». За 24 года своей деятельности Соловецкий форум, несомненно, внес свой позитивный вклад в становление гражданского общества в России. Важно также подчеркнуть некоторые организационно-концептуальные моменты.

1) Организационно-правовая форма некоммерческой самоуправляющейся организации не имеет принципиального значения. Об этом свидетельствует не только опыт деятельности Архангельского регионального общественного движения «Соловецкий форум», которое несмотря на государственную регистрацию так и осталось фактически неформальным общественным движением. Многие подобные организации, создаваемые по инициативе самих граждан, предпочитают иметь неформальный статус, чтобы не попадать в зависимость от бюрократической, фискальной политики государства.

2) Свобода деятельности общественных формирований, конечно, имеет свои ограничения. И по содержанию своей деятельности. И по финансовому обеспечению. И по другим параметрам. Быть свободным, независимым — значит быть бедным и «битым».

3) Соловецкий форум свободно обсуждал на проводимых конференциях, симпозиумах актуальнейшие вопросы общественной жизни, вел информационную, просветительскую и правозащитную работу, формировал общественное мнение, формулировал в своих обращениях к власти те проблемы, которые требовали разрешения. При этом, как только к его проведению подключались органы региональной власти и управления или проводники их политики, форум становился заорганизованным, скучным и не таким свободным.

4) Особенностью общественных движений является то обстоятельство, что они не имеют членства, постоянного состава участников. Все время идет обновление участников движения, что сказывается и на других аспектах его деятельности. Поэтому успешная деятельность во многом зависит от взаимодействия и согласия внутри ядра некоммерческой организации.

5) Деятельность движения строилась на принципах добровольности, равноправия его участников, самоуправления и законности. И по заявленной в уставе цели, и фактически по содержанию своей деятельности Соловецкий форум является и правозащитной, и экологической, и творческой научной самодеятельной организацией, а его ядро — самоуправляемой общиной нового типа.

6) Общественные движения — самоуправляемые общины, сетевые формирования могут стать серьезной альтернативой политическим организациям. При отсутствии членства, партийной дисциплины они представляют гражданам свободу выбора, свободу выражения мнений без оглядки на чье-то руководящее мнение и строятся на принципах самоуправления, самоорганизации, уважения прав личности [8].

В этом и заключается один из самых главных итогов деятельности многочисленных движений в посткоммунистической России. Свобода участия в тех или иных акциях без обязательного соблюдения жесткой партийной дисциплины является большим благом для граждан, но требует высокого уровня их культуры, гражданской ответственности. Общественные движения — самоуправляемые общины объединяют людей по интересам, в большей степени удовлетворяют их социальные потребности в общении, творчестве, признании и меньше — политические потребности граждан [8, с. 373—375]. На форумах 1989—2012 гг. обсуждались актуальнейшие вопросы общественной жизни, имеющие не только региональное, но и общероссийское значение. В резолюциях, обращениях Соловецкого форума к местным и центральным органам власти и управления нашли отражение многие вопросы, волнующие не только ученых, но и все социальные слои российского общества. Также много внимания уделялось анализу и перспективам развития социальных отношений,

культуры, образования, науки, туризма, экономики, политики. Почти для каждого из форумов характерной чертой была их экологическая направленность, сохранения не только окружающей природной и культурной среды, но и самого человека.

Литература

1. IV Соловецкий общественно-политический форум «Человек и общество, психическое здоровье и экология культуры»: Тезисы докладов международной научной конференции / отв. ред. П. И. Сидоров. Архангельск — Соловки, 1992. 159 с.

2. V Соловецкий форум. Архангельск в современном мире. Архангельск: изд-во ПГПУ им. М. В. Ломоносова, 1993. 100 с.

3. VI Соловецкий форум «Социальная работа и социальное управление» / отв. ред. П. И. Сидоров. Архангельск: изд-во АГМИ, 1994. 455 с.

4. XI международный Соловецкий форум: сборник материалов / отв. ред. Ю. Ф. Лукин. Архангельск — Соловецкие острова, 2003. 404 с.

5. Архангельская область: социально-экономическое развитие, история, культура, образование / отв. ред. Ю. Ф. Лукин. Архангельск: изд-во Поморского госуниверситета, 1999. 273 с.

6. Буторин М. Н. Соловецкий камень: Архангельск — Москва. Архангельск — Москва, 2011. 86 с.

7. Культура и политика в современном мире. Тезисы докладов II Соловецкого общественно-политического форума 9—13 сентября 1990 г. / отв. ред. Ю. Ф. Лукин. Архангельск — Соловки, 1990. 233 с.

8. Лукин Ю. Ф. Глобальный социум самоуправляемых общин: монография. Архангельск, 2006. 497 с.

9. Лукин Ю. Ф. Историческая экология социокультурного пространства Русского Севера // Социокультурное пространство: традиции и инновации, глобальное и региональное измерение: материалы десятого Соловецкого форума. Архангельск — Соловецкие острова, 6—9 сентября 2001 г. С. 17—23.

10. Обращение IV Соловецкого форума // Ломоносовец. 1992. Сентябрь (спецвыпуск).

11. Первый Соловецкий общественно-политический форум «Десталинизация сознания: проблемы и перспективы»: тезисы докладов межреспубликанской научно-практической конференции 12-17 июля 1989 г. / отв. ред. Ю. Ф. Лукин. Архангельск — Соловки, 1989. 90 с.

12. Социокультурное пространство: традиции и инновации, глобальное и региональное измерение. Материалы десятого Соловецкого форума / под ред. проф. Ю. Ф. Лукина. Архангельск — Соловецкие острова, 6—9 сентября 2001 г. 435 с.

13. Степанова В. Итоги встреч и дискуссий // Правда Севера. 1989. 18 июля.

14. Форумы неравнодушных // Сидоров П. И., Щуров Г. С. Медицинский образовательный и научный центр Европейского Севера России. II том. Архангельск: издательский центр СГМУ, 2002.

15. Экология человека: будущее культуры и науки Севера: тезисы докладов VII международного Соловецкого форума / отв. ред. П. И. Сидоров. Архангельск: изд-во АГМА, 1995. 266 с.

Рецензент — Голдин Владислав Иванович, доктор исторических наук, профессор

Полярный мак

(фото М. В. Меньшиковой, дипломанта фотоконкурса «Мой Север. Моя Арктика»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.