Научная статья на тему 'Солоны Китая'

Солоны Китая Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
36
4
Поделиться
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / СОЛОНЫ / ИСТОРИЯ / HISTORY / ЭТНОГЕНЕЗ / ETHNOGENESIS / SOLON

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Гомбоева Сарюна Владимировна

Статья посвящена краткому описанию этнической истории одной из групп эвенков Китая солонов, которые известны в литературе как солоны, также онкоры, бутха-солоны или бутхани, цилин и манегры. Солоны Китая различались на онкор-солонов и бутха-солонов. Главным видом занятий бухта-солонов была охота, а онкор-солонов земледелие. Онкор-солоны входили в состав т.н. «восемь знамён», охранявших границу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Современные солоны проживают в северо-восточных районах Китая на территории Внутренней Монголии, в округе Хулун-Буйр, а также в соседней провинции Хэйлунцзян и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

The Solon of China

The article is devoted to a brief description of the ethnic history of the one groups the evenks of China the solon, which are known in the literature as a solon (chin... suolun, trad....suolun), also an onkory, butha-solon or butha-ni, jilin and manegry. The solon of China differ on the onkor-solon and a buthasolon. The main views of the butha-solon was hunting, the onkor-solon agriculture. The onkor-solon belonged to the so-called “Eight banners”, who guarding the border in Xinjiang. The modern solon live in the northeastern areas of China in Inner Mongolia, in the district of Hulun Buir, as well as in the neighboring province of Heilongjiang and Xinjiang.

Текст научной работы на тему «Солоны Китая»

УДК 39(=571)

DOI 10.18101/2306-753X-2015-1-78-82

© С. В. Гомбоева

Солоны Китая

Статья посвящена краткому описанию этнической истории одной из групп эвенков Китая - солонов, которые известны в литературе как солоны (кит. suolun, трад. ШШ suolun), также онкоры, бутха-солоны или бутха-ни, цилин и манегры. Солоны Китая различались на онкор-солонов и бут-ха-солонов. Главным видом занятий бухта-солонов была охота, а онкор-солонов - земледелие. Он-кор-солоны входили в состав т.н. «восемь знамён», охранявших границу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Современные солоны проживают в северо-восточных районах Китая на территории Внутренней Монголии, в округе Хулун-Буйр, а также в соседней провинции Хэйлунцзян и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Ключевые слова: Китай, солоны, история, этногенез.

© S. Gomboeva

The Solon of China

The article is devoted to a brief description of the ethnic history of the one groups the evenks of China -the solon, which are known in the literature as a solon (chin. suolun, trad. ШШ suolun), also an on-kory, butha-solon or butha-ni, jilin and manegry. The solon of China differ on the onkor-solon and a butha-solon. The main views of the butha-solon was hunting, the onkor-solon - agriculture. The onkor-solon belonged to the so-called "Eight banners", who guarding the border in Xinjiang. The modern solon live in the northeastern areas of China in Inner Mongolia, in the district of Hulun Buir, as well as in the neighboring province of Heilongjiang and Xinjiang. Key words: China, Solon, history, ethnogenesis.

Основная цель нашего исследования - дать краткий обзор этногенеза, истории расселения солонов Китая.

Солоны (кит. suolUn, трад. ШШ suolUn) - одна из групп эвенков Китая. По

мнению Л. И. Шренка, слово «солон» произошло от тунгусских слов «соло-ней» (верхние люди) [5, с.4].

Солоны известны также под названиями онкоры и бутха-солоны [4, с.9] или бут-ха-ни (т.е. зверопромышленники), цилин, манегры [5, с.4]. Главным видом занятий бухта-солонов, в отличие от онкор-солонов (земледельцев), была охота [6, с.1]. По мнению А. О. Ивановского, сами представители данного народа называют себя ороньчо, цилинь, манегир или солон, как, по их мнению, будет понятнее собеседнику [5, с.3].

По записям XVII в. известны несколько родов солонов, самый большой из которых дулары, также тугтын, монго, китар, дыгдык. Тугтыны имели 9 ветвей, дулары -8 ответвлений.

Для нас представляет интерес работа В. В. Верещагина «Солон», написанная им во время путешествия в 1869-1870 гг. в Туркестан (в XIX - начале XX в.). В ней, в частности, он описывает внешность солонов. Так, он пишет: «Солоны относятся к тунгусскому типу: круглое лицо, овальная голова, широкий лоб, плоский нос, черные, узкие глаза, с толстыми губами широкий рот, скулы выдающиеся, тупой и широкий подбородок, волосы черные и жесткие, редкие в бороде и усах, рост высокий, крепкое телосложение. Солоны отличаются отважностью, ловкостью и смелостью» [2, с.4].

Также он написал несколько картин про солонов. Одну из них описала Е. Н. Пакали-на, сотрудник Радищевского музея, где хранятся работы В. В. Верещагина: «На фоне стены с полуразмытыми изображениями пейзажа и сцен китайской жизни в рост изображен мужчина средних лет в национальном костюме: длинном, доходящим до щиколоток, теплом халате, мягкой обуви с толстыми войлочными подошвами и головном уборе с расширяющейся к верху тульей. Это - представитель одной из народностей тунгусского племени солонов. Верхняя одежда тунгусских племен схожа с тибетской или китайской, где основным предметом с давних времен служил длинный шелковый или хлопчатобумажный кафтан с застежками из петель и узлов, расположенными наискосок от шеи через грудь к бедрам. Под такого вида кафтаном на персонаже видны длинные хлопчатобумажные штаны более насыщенного голубого цвета. На кафтане заметны несколько разрывов ткани, которые подсказывают, что перед нами небогатый человек. Это доказывает и неброская, вылинявшая расцветка костюма, окрашенного, по всей видимости, изначально в голубой цвет, а также отсутствие ярких, дорогих деталей и украшений. Он курит трубку с длинным тонким мундштуком, придерживая его левой рукой. Длинные усы, смуглая кожа, бритый череп и тонкая косичка за плечами завершают образ восточного человека. Взгляд солона отстранен, устремлен внутрь себя, что подчеркивает закрытость внутреннего мира этого человека, который не всегда доступен пониманию европейца» [11] .

Мы смогли найти на просторах интернета одну из работ В.В. Верещагина, на которой нарисован мальчик-солон. См. ниже.

В. В. Верещагин. Мальчик солон. 1869-1870 гг.

Об этнической истории солонов существуют разные точки зрения. Например, китайские источники выводят их из хамниган Забайкалья и считают потомками киданей (Си-Ляо) [5, с. 4]. По мнению А. О. Ивановского, солоны жили в местностях, подведомственных двум главным управляющим - цзунь-гуань и ухэри-да: Хайларскому и Бутхаскому [5, с. 4].

В энциклопедии Википедия, приводится мнение, что они обитали в верховьях Амура по рекам Аргуни и Зее, откуда переселились (вместе с даурами) в 1656 г. на юг, в бассейн реки Нуньцзян, а затем в 1732 г. частью переселились дальше на восток, в бассейн реки Хайлар, где теперь образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками (по переписи 2000 г.) [10]. В других источниках пишут, что солоны пришли с берегов Амура вместе со старыми баргутами, в связи с чем в их культуре и языке проявляется много общего. Н. Н. Поппе придерживается такого же мнения: «солоны представляют собою народ тунгусского происхождения и, составляя значительную часть оседлого населения Барги, они раньше входили в состав так называемых зна-

менных войск прежней маньчжурской династии Китая, что же касается происхождения названия солон, то оно не ясно. В свое время было высказано мнение, будто это название монгольского происхождения и по-монгольски означает «стрелок», что основано на недоразумении, так как такого монгольского слова с этим значением вообще нет» [6, с. 1]. Некоторые возводят солонов к племенам маньчжурского происхождения, которые прибыли в край с берегов Амура в составе китайской армии при завоевании его Цянь-Лунем.

По китайским источникам солоны известны с XIII в. как обитатели северной Маньчжурии. Существует мнение, что они потомки великой империи Нючжей (чжур-чжэней), которые жили в Даурии и господствовали над северным Китаем. Но в 1204 г. после поражения от монголов солоны ушли на р. Нонни и расселились по обоим берегам, начиная с ближайших мест от города Цицикара (прежнего «Наун-хотона») вверх. Некоторые поднялись дальше по правым притокам Аргуни к Большому Хингану и перешли данный хребет. Также в китайских источниках есть данные, что солоны обитали по правому берегу Амура вместе с маньчжурами и по левому берегу с даурами, в некоторых других местах провинций Хэйлунцзян и Гирин.

В XVII в. маньчжуры жителей Приамурья делили на два крупных объединения: солоны и сахарча, в состав которых входили рода солонов и дагуров [8, с. 46].

Еще в начале XVII в. в Китае при династии Цин создается «восемь знамён» -маньчжурский принцип административного деления, совмещающий военные и гражданские элементы. Об этом пишет А. П. Голиков: «Таежные солоны и дауры бассейна Нонни и Сунгари были приписаны к восьми знамёнам в ходе экспансии Цинской империи в конце XVII в. Они были подчинены особому наместнику (цзунгуань) с резиденцией в Бутэха к северу от Цицикара» [3, с. 75].

В 1732 г. из-за обострения русско-китайских отношений и укрепление пограничных рубежей Цинской империи по указу императора из местности Бухта вместе с бар-гутами и дагурами солоны были отправлены в Хулун-Буир для несения караульной службы. Всего было перенесено 3000 дауров, солонов, баргутов и орочонов [8, с. 4].

В 1763 г. цинское правительство для того, чтобы укрепить охрану западной границы в недавно завоеванном Илийском крае на северо-западе страны (Синьцзян), распорядилось отправить 500 человек солонов и 500 человек дагуров вместе с семьями. Эти солоны стали известны как «онкор-солоны». После переселения солоны и да-гуры образовали на новом месте объединенный Солонский дивизион, в котором солоны составили левое крыло, а дагуры - правое. Так, в районе Или и Тачэна появились новые этнические группы: дауры и солоны.

В русских документах часто встречаются записи про онкор-солонов. Так, в 1903 г. Д. Федоров, подполковник Генерального штаба, в своей работе «Опыт военно-статистического описания Илийского края» дает характеристику онкор-солонам, называя их ункур-солоны [7]. По его словам, в число восьми знамён входили четыре да-хурских (донор-солонов), поселенные на урочищах Алимту, Кер, Фусеку и Хоргос, и четыре ункур (хунхур, или онгор-солонов), поселенные на урочищах: Тышкан, Чедзи, Самуль и Тургун [7]. Там же он пишет, что солоны, как пограничное племя, вели нескончаемые схватки с киргизами и в своих набегах доходили до Алматы.

Далее Д. Федоров пишет, что в 1895 г. к остаткам солон были добавлены несколько семей сибо, получивших название сибо-солонов. Эти вновь наименованные солоны были поселены в крепости Сыгун (близь развалин Чулакагача). Их насчитывали около 1000 семей. Языки коренных солонов, дахуров, ункуров и сибо сильно

различаются между собой. Донор-солоны говорят на монгольском языке с примесью тунгусского, а онкор-солоны особенным тунгусским наречием. Что касается до наружности и обычаев, то они схожи вполне с сибо. Солоны, как и все маньчжуры, имеют военное устройство, но делятся теперь лишь на 4 знамени; остальные 4 знамени (ункуров) составляют сибо-солоны. Часть их получает содержание, прочие занимаются земледелием на отведенных им полях (там же).

В 1782 г. солонов, которые остались в Маньчжурии, причислили к новым маньчжурам (ичэ-маньчжу), и они были расселены военными гарнизонами по Китайской империи. Эти солоны испытали сильное влияние маньчжуров и монголов и частично были ими ассимилированы.

По мнению А. О. Ивановского, есть другая часть солонов, которая не вошла в ряды «восемь знамён», а была оставлена в запас, не получая при этом жалованья и не была при службе. Данных солонов называли «бутха» (бутхай-нялма) или бутханы (зверопромышленники, охотники). Вся их обязанность состояла в том, чтобы ежегодно предоставлять императору определенное количество соболей, кабанов, фазанов и т.д. Для этого они в назначенное время собирались на облавы под предводительством главным управляющим цзунь-гуань, ухэри-да. Эти бутханы, хотя и жили в домах китайского образца, но сохраняли еще свои прежние обычаи, одежду и жили исключительно охотою [5, с. 3].

На сегодня солоны проживают в Хой, Имин и Баян-Чаган сомонах Эвенкийского хошуна автономного района Внутренняя Монголия. Живут солоны также в Синь-цзянь-Уйгурском автономном районе. Современные солоны занимаются скотоводством. Каждая семья в среднем содержит в больших количествах крупный рогатый скот [1, с. 18].

Литература

1. Афанасьева Е. Ф. Эвенки Китая // Тунгусо-маньчжурские этносы в новом столетии: материалы всерос. конф. с междунар. участием (г. Улан-Удэ, 11 ноября 2009г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. - С.11-21.

2. Верещагин В. В. Солон. 1869-1870гг.

3. Голиков А. П. О менее известных этнополитических группах в восьми знамёнах // Известия Восточного института. - 2013. - №1 (21). - С.69-79.

4. Горцевская В. А. Очерк истории изучения тунгусо-маньчжурских языков. - Л.: Учпедгиз, 1959. - 78 с.

5. Ивановский А. О. Образцы солонского и дахурского языков // Mandjurica I. - СПб., 1894.

6. Поппе Н. Н. Материалы по солонскому языку. - Л., 1931.

7. Федоров Д. Опыт военно-статистического описания Илийского края. — Ташкент, 1903. Редакция портала China-INC.ru, 20.01.2015 г.

8. Цыбенов Б. Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки: монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. - 252 с.

9. т^Ш. -тт*. -Ш-. 2009.6

10. URL: http://ru.wikipedia.org. Энциклопедия Википедия. Солоны.

11. URL: http://files.school-collection.edu.ru

Reference

1. Afanas'yevaYe.F. EvenkiKitaya // Tunguso-man'chzhurskiyeetnosy v novomstoletii: materialyvseros. konf. smezhdunar. uchastiyem (g. Ulan-Ude, 11 noyabrya 2009g.). - Ulan-Ude: Izd-voBuryatskogogosuniversiteta, 2010. - S.11-21.

2. Vereshchagin V. V. Solon. 1869-1870 g.g.

3. Golikov A. P. O meneyeizvestnykhetnopoliticheskikhgruppakh v vos'miznamonakh // IzvestiyaVos-tochnogoinstituta. 2013 №1 (21). S.69-79.

4. Gortsevskaya V. A. Ocherkistoriiizucheniyatunguso-man'chzhurskikhyazykov / V.A. Gortsevskaya. -L .: Uchpedgiz, 1959. - 78s.

5. Ivanovskiy A. O. Obraztsysolonskogo i dakhurskogoyazykov. V sb.: Mandjuricaya. - Spb, 1894.

6. Poppe N. N. Materialyposolonskomuyazyku. - L., 1931g.

7. Fedorov D. Opytvoyenno-statisticheskogoopisaniyalliyskogokraya. - Tashkent, 1903. Redaktsiya portal China-INC.ru, 20.01.2015 g.

8. Tsybenov B. D. Istoriya i kul'turadaurovKitaya. Istoriko-etnograficheskiyeocherki: monografiya. -Ulan-Ude: Izd-vo VSGUTU. - 2012. - 252s.

9. E wenkezujianshi/ { e wenkezujianshi» bianxiezflbian. ylxiudingben. ylbeijing: mlnzuchubanshe, 2009.6

10. URL: http://ru.wikipedia.org. EntsiklopediyaVikipediya. Solony.

11. URL: http://files.school-collection.edu.ru

Гомбоева Сарюна Владимировна - старший научный сотрудник лаборатории по изучению языков и культур малочисленных народов Сибири, Монголии и Китая, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, e-mail: sarunag@mail.ru

Gomboeva Saryuna - a senior researcher at the Laboratory of studying languages and cultures of indigenous peoples of Siberia, Mongolia and China, Buryat State University, Ulan-Ude, email: sarunag@mail.ru