Научная статья на тему '"СОЛНЦЕ ТОЖЕ ЗВЕЗДА": ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ'

"СОЛНЦЕ ТОЖЕ ЗВЕЗДА": ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ / ЕС / АЛБАНИЯ / БОЛГАРИЯ / ГРЕЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колосков Евгений Андреевич

Статья посвящена внешнеполитическому аспекту евроинтеграции Республики Северная Македония. Основное внимание в рамках статьи уделяется не только взаимодействию официальных Скопье и Брюсселя, но и проблеме регионального измерения интеграционных процессов. Рассмотрены три основных региональных вызова для Македонии: греко-македонский спор о государственном наименовании, так называемый болгаро-македонский языковой конфликт и вопрос прав и притязаний албанской общины страны, не только затрагивающий внутриполитическую жизнь страны, но и серьезно влияющий на ее взаимодействие с соседними Албанией, так называемой Республикой Косово, Сербией и Черногорией. В ходе проведенного исследования проанализированы основные противоречия сторон, выделены этапы интеграционного процесса Македонии по отношению к НАТО и ЕС, а также дан прогноз относительно перспектив Скопье покинуть десятку претендентов и стать полноправным членом ЕС. Источниками исследования выступили статистические данные, официальные документы ЕС, Македонии и стран Балканского региона, а также официальные заявления дипломатов, политиков и общественных деятелей указанных стран. В работе рассмотрены аналитические работы ведущих политиков и экспертов Македонии, равно как и Балканского региона и иных стран на македонском, албанском, английском и болгарском языках. По итогам исследования мы пришли к выводу, что в будущем одинаково вероятны как успешное разрешение уже имеющихся конфликтов в случае новой фокусировки Брюсселя на проблемах Западных Балкан и замораживание уже имеющихся противоречий, так и, при определенных обстоятельствах, возобновление кажущихся затихшими войн памяти, как это случилось с языковым конфликтом в македоно-болгарских отношениях, в случае утраты Брюсселем интереса к региональным проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE SUN IS ALSO A STAR”: THE FOREIGN POLICY ISSUE IN THE REPUBLIC NORTH MACEDONIA EU-INTEGRATION

The article is devoted to the foreign policy aspect of the EU-integration of the Republic of North Macedonia. The main attention of the article is paid not only to the interaction of official Skopje and Brussels, but also to the problems of the regional dimension of integration processes. Three main regional challenges for Macedonia are considered: the Macedonian name dispute, the Political views on the Macedonian language and the Albanian issue. The last one is not only about the rights and claims of the Albanian community of the country, but also It is the issue which seriously affecting Macedonia bilateral relations with neighboring Albania, the so-called “Republic of Kosovo”, Serbia and Montenegro. In the course of the study, the main contradictions of the parties were analyzed, the stages of the integration process of Macedonia in relation to NATO and the EU were highlighted, and a forecast was made regarding the prospects of the Skopje state to leave the top ten applicants and become a full member of the EU. Based on the results of the study, we came to the conclusion that in the future it is equally likely that both the successful resolution of existing conflicts in the case of a new focus of Brussels on the problems of the Western Balkans, and the freezing of existing contradictions and, even, under certain circumstances, the resumption of seemingly subsided memory wars, as this happened with the Political views on the Macedonian language in Macedonian-Bulgarian relations.

Текст научной работы на тему «"СОЛНЦЕ ТОЖЕ ЗВЕЗДА": ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ»

УДК 323.15

Вестник СПбГУ Международные отношения. 2022. Т. 15. Вып. 3

«Солнце тоже звезда»: внешнеполитический аспект евроинтеграции Республики Северная Македония

Е. А. Колосков

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Для цитирования: Колосков Е. А. «Солнце тоже звезда»: внешнеполитический аспект евроинтеграции Республики Северная Македония // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2022. Т. 15. Вып. 3. С. 275-289. https://doi.org/10.21638/spbu06.2022.304

Статья посвящена внешнеполитическому аспекту евроинтеграции Республики Северная Македония. Основное внимание в рамках статьи уделяется не только взаимодействию официальных Скопье и Брюсселя, но и проблеме регионального измерения интеграционных процессов. Рассмотрены три основных региональных вызова для Македонии: греко-македонский спор о государственном наименовании, так называемый болгаро-македонский языковой конфликт и вопрос прав и притязаний албанской общины страны, не только затрагивающий внутриполитическую жизнь страны, но и серьезно влияющий на ее взаимодействие с соседними Албанией, так называемой Республикой Косово, Сербией и Черногорией. В ходе проведенного исследования проанализированы основные противоречия сторон, выделены этапы интеграционного процесса Македонии по отношению к НАТО и ЕС, а также дан прогноз относительно перспектив Скопье покинуть десятку претендентов и стать полноправным членом ЕС. Источниками исследования выступили статистические данные, официальные документы ЕС, Македонии и стран Балканского региона, а также официальные заявления дипломатов, политиков и общественных деятелей указанных стран. В работе рассмотрены аналитические работы ведущих политиков и экспертов Македонии, равно как и Балканского региона и иных стран на македонском, албанском, английском и болгарском языках. По итогам исследования мы пришли к выводу, что в будущем одинаково вероятны как успешное разрешение уже имеющихся конфликтов в случае новой фокусировки Брюсселя на проблемах Западных Балкан и замораживание уже имеющихся противоречий, так и, при определенных обстоятельствах, возобновление кажущихся затихшими войн памяти, как это случилось с языковым конфликтом в македоно-болгарских отношениях, в случае утраты Брюсселем интереса к региональным проблемам.

Ключевые слова: Северная Македония, ЕС, Албания, Болгария, Греция, интеграция.

Путь Республики Северная Македония (далее — РСМ) ко вступлению в ЕС длится уже почти 20 лет и глазах многих внутренних и внешних наблюдателей по-прежнему еще очень далек до завершения. Цель данного исследования заключается в сопоставлении значимости регионального и надререгионального факторов для евроинтеграции РСМ. В статье мы проследим историю развития отношений между Скопье и Брюсселем, проанализируем основные противоречия двух сторон, выде-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022

лим этапы интеграционного процесса и постараемся сделать прогноз относительно перспектив молодого балканского государства покинуть десятку претендентов и стать полноправным членом ЕС. Основное внимание мы уделим препятствиям внешнеполитического характера, обращаясь к внутригосударственным противоречиям в меньшей степени, не вдаваясь в нюансы трансформации внутреннего законодательства страны и процесса переговоров между Скопье и Брюсселем относительно интеграции основных отраслей и институтов, не связанных с внешнеполитическими проблемами региона. Мы подробно остановимся на преодолении трех основных внешнеполитических вызовов Скопье: решению албанского, болгарского и греческого споров. Безусловно, огромное влияние на процессы евроин-теграции в целом и положение Балканской шестерки в частности оказало начало специальной военной операции 24 февраля 2022 г. В связи с новой реальностью мы также проанализируем основные векторы риторики относительно принятия новых членов в ЕС и постараемся сделать осторожные предположения о перспективах РСМ, учитывая возможности изменения правил приема новых членов Брюсселем.

Источниками нашего исследования выступают официальные документы ЕС, РСМ и стран Балканского региона, а также официальные заявления дипломатов, политиков и общественных деятелей указанных стран. С учетом актуальности темы вполне очевидно, что вопрос перспективы членства РСМ в ЕС поднимался как в рамках национального политического дискурса [1; 2], так и за пределами страны [3; 4]. Исследования, посвященные данному вопросу, публиковались как в Македонии [5-7], так за ее пределами [8-10]. Давая краткое обобщение историографии, посвященной вопросу евроинтеграции, можно сделать вывод, что македонские авторы в основном несколько более оптимистичны, нежели их зарубежные коллеги, в вопросах как перспектив интеграции, так и экономической выгоды для страны.

Говоря о пути Скопье в ЕС, сложно не заметить, что путь этот был непрост и тернист. Первоначально он проходил в рамках драматичного стремления Социалистической Федеративной Республики Югославия в ЕЭС в последние годы ее существования и тщетной попытки лидеров Македонии, Боснии и Герцеговины во что бы то ни стало сохранить страну, примирив позиции других четырех республик в рамках так называемой Платформы Глигорова — Изетбеговича. В дальнейшем взаимодействие Брюсселя и Скопье происходило в условиях разгоравшегося Югославского кризиса. Республика Македония, избавившись от наименования «Социалистическая», быстро обрела титул «Бывшая Югославская» в силу непримиримой позиции члена ЕС Греции, не желавшей допустить существования альтернативной, негреческой Македонии [11]. Лиссабонская декларация 27 июня 1992 г. констатировала нежелание ЕС начинать переговорный процесс с Македонией, пока последняя не решит свой спор с Афинами [12, р. 47]. Тем не менее в октябре 1992 г. в Брюсселе появился постоянный представитель страны [13, с. 594-596], который, впрочем, не был признан со стороны ЕС во многом из-за отсутствия прогресса в переговорах между Македонией и Грецией.

Первые шаги в сторону вступления в ЕС (и НАТО) стали возможны после заключения Временного соглашения с Грецией — 22 декабря 1995 г. начались переговоры о соглашении с широким спектром сотрудничества в области торговли, финансовых операций и транспорта [14]. 27 ноября дипломатические отношения

между Скопье и Брюсселем были установлены [15, с. 593], а следующем году, 23 января 1996 г., был назначен представитель Македонии в ЕС — Й. Теговский, и Скопье присоединилось к программе Phare1. В апреле 1997 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Македонией и ЕС, а также Соглашение по транспорту и легкой промышленности. Тогда же был открыт офис Европейской комиссии в стране. В феврале 1998 г. состоялся первый официальный политический диалог с ЕС, а в марте того же года состоялось первое заседание Совета сотрудничества между Македонией и ЕС. Он успешно функционировал до создания нового органа в рамках Процесса стабилизации и ассоциации (SAP) в 1999 г. В рамках новой структуры были сформированы новые рамки сотрудничества ЕС со странами Западных Балкан (Албания, Македония, Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина). Также отметим, что в самой Македонии были созданы специализированные внешнеполитические институты: 1 декабря 1997 г. — Комитет для евро-атлантической интеграции [16, с. 616-617] и 8 декабря 1997 г. — Рабочий комитет для европейской интеграции при Правительстве Македонии) [17, с. 617].

В новом тысячелетии Македония, согласно официальной точке зрения, оказалось первой страной, подписавшей Соглашение о стабилизации и ассоциации в апреле 2001 г. [18], однако дальнейшие шаги Скопье по пути евроатлантической интеграции встретили гораздо больше сопротивления со стороны соседей, нежели Брюсселя. На первых порах, особенно после смены власти в Скопье в 2002 г., казалось, что перспективы пришедшего к власти Социал-демократического союза Македонии (далее — СДСМ) привести Македонию в НАТО и приблизить Скопье к ЕС достаточно высоки. 22 марта 2004 г. в Дублине Македония подала заявку на членство в ЕС, подтвердив постоянные и четкие политические обязательства по вступлению в Союз [18]. На саммите в Брюсселе 17 декабря 2005 г. Европейский совет принял решение о предоставлении Республике Македонии статуса страны — кандидата в члены ЕС. С тех пор в конце года Европейская комиссия публикует регулярные отчеты о прогрессе Республики Македония [18]. Однако начало мирового финансового кризиса в 2007 г., дискуссии о будущем ЕС после нового расширения и более агрессивная политика исторической памяти пришедшей в 2006 г. к власти правоцентристской партии Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство (далее — ВМРО-ДПМНЕ) вскоре поставили под вопрос будущее евроатлантической интеграции страны.

Тем не менее 30 октября 2007 г. между Правительством Республики Македония и Европейской комиссией было подписано Соглашение о финансировании Национальной программы на 2007 г. в рамках Инструмента помощи перед вступлением (IPA). Тогда же было подписано Рамочное соглашение между Республикой Македонии и Еврокомиссией относительно финансовой помощи стране. Республика Македония стала первой страной в регионе, чьи проекты были одобрены Евро-

1 Программа Phare до конца века являлась одним из трех инструментов, финансируемых Европейским Союзом, для оказания помощи странам-кандидатам из Центральной и Восточной Европы в их подготовке ко вступлению в Европейский Союз. Наименование Phare происходит от изначального названия программы 1989 г. «Польша и Венгрия: помощь в реструктуризации их экономики» (Poland and Hungary: Assistance for Restructuring their Economies). В 2000 г. заменено на Помощь сообщества для реконструкции, развития и стабилизации — CARDS (Community Assistance for Reconstruction, Development and Stabilisation).

комиссией, и первой страной в регионе, подписавшей Соглашение о финансировании, позволяющее использовать средства 1РА [18]. В ноябре 2007 г. правительство страны приняло Институциональную платформу и принципы ведения переговоров о вступлении Республики Македонии в Европейский Союз [19]. 1 января 2008 г. вступили в силу Соглашение об упрощении визового режима и Соглашение о реадмиссии с ЕС. 18 февраля 2008 г. Европейский совет принял для страны Партнерство по присоединению, продлив предыдущее 2006 г. В марте 2008 г. Европейская комиссия приняла Коммюнике по Западным Балканам, в котором были изложены ориентиры для перехода к следующему этапу процесса присоединения [18].

Македонская сторона рассчитывала начать процесс переговоров о полноправном членстве в Европейском союзе в 2009 г. [20], однако саммит НАТО в Бухаресте 2-4 апреля 2008 г. стал холодным душем для Скопье: фактически Афины наложили вето на приглашение Македонии в НАТО, ссылаясь на нерешенный спор о государственном наименовании страны [21]. Результатом стали отставка правительства и новые выборы в июне, на которых, впрочем, ВМРО-ДПМНЕ удалось сохранить власть [22]. Дальнейшие отношения страны с ЕС развивались в целом поступательно, но над перспективой Скопье стать членом НАТО и ЕС дамокловым мечом висел спор о наименовании страны. Тем не менее в том же году, в мае, Европейская комиссия представила «дорожную карту» либерализации визового режима, в которой четко и точно определены контрольные показатели, которым должна была соответствовать Республика Македония. 12 марта 2009 г. Европейский парламент принял резолюцию об отчете о прогрессе Республики Македония в 2008 г., в которой предлагается начать переговоры о членстве в ЕС [18]. 15 июля 2009 г. Европейская комиссия, основываясь на проведенных реформах и достигнутых результатах, приняла решение представить предложение о либерализации визового режима для граждан Республики Македония. После своего доклада, опубликованного 14 октября 2009 г., Европейская комиссия решила предложить начать переговоры о присоединении Республики Македония к Европейскому Союзу. Решение было принято на основе достигнутого убедительного прогресса в проведении приоритетных реформ, известных как «ориентиры 8+1», и в частности выполнения Копенгагенских политических критериев [18].

К концу 2009 г. обострились проблемы в рамках ЕС: 1 декабря 2009 г., после долгого переговорного процесса, после неудачных референдумов во Франции и Нидерландах, а затем в Ирландии, при неоднократных попытках и с определенными уступками вступил в силу Лиссабонский договор, который проложил путь к реформе институтов для новых расширений ЕС. 30 ноября 2009 г. Европейский совет на своем заседании принял решение о либерализации визового режима для граждан Республики Македония. Европейский парламент на своей сессии, состоявшейся 10 февраля 2010 г., принял Резолюцию об отчете о ходе работы Республики Македония в 2009 г., в которой просил Европейский совет без дальнейшего промедления на своем саммите в марте 2010 г. подтвердить рекомендацию Европейской комиссии и принять решение о начале переговоров о членстве с Республикой Македонией, отметив, что «четкая перспектива членства в ЕС является главной движущей силой реформ в стране, имеющей исключительное значение для политической стабильности страны» [18]. Таким образом, бюрократические вопросы шли

своим чередом, а политическое решение вопроса в греко-македонских отношениях, как и другие внешнеполитические вызовы, продолжало ждать своего часа.

Успех в решении споров памяти и, как следствие, налаживании добрососедских отношений был достигнут только после смены власти в Скопье в результате политического кризиса в стране 2015-2017 гг. Вернувшись к власти, СДСМ свернул проводимую ВМРО-ДПМНЕ политику памяти в стране, названную критиками «антиквизацией» [11, с. 212], и постарался наладить конструктивный диалог со странами-соседями, входящими в ЕС и НАТО: в первую очередь предстояло решить вопрос преодоления войны памяти с Болгарией и Грецией, а также продемонстрировать прогресс во взаимодействии с албанской общиной страны. Понятно, что последний сюжет в большей степени относится ко внутренней политике страны, однако региональное измерение албанского вопроса выводит данный аспект также и на внешнеполитический уровень.

Албанский вопрос — это вопрос прав второй по численности этнической общины страны, в силу своей истории — как известно, противоречия привели к вооруженному конфликту 2001 г., — безусловно занимает важное место во внутриполитическом дискурсе РСМ. Кроме того, данный сюжет в значительной мере влияет на взаимоотношения Скопье с соседями по Балканской шестерке: Албанией, так называемой Республикой Косово и, в несколько меньшей степени, с Сербией и Черногорией. После прихода власти СДСМ постарался снизить напряженность вну-триобщинных отношений в стране: в частности, в январе 2018 г. был решен важный вопрос о статусе албанского языка [23] путем реализации соглашения СДСМ и албанских партий (обеспечившего, помимо прочего, парламентское большинство партии Заева), ставшего официальным законом в январе уже следующего года [24]. Кроме того, было продемонстрировано желание углубить взаимодействие в сфере культуры и образования со станами региона, в частности и через албанские институции страны. Так, в случае с Тираной 15 декабря 2017 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве между институтом духовного и культурного наследия албанцев (Скопье) и дирекцией Архива Республики Албания [25]. Международные наблюдатели в целом позитивно оценили усилия Скопье по улучшению внутринационального межэтнического взаимодействия.

На сегодняшний день Болгария, с которой у Скопье долгие годы тянется так называемый языковой спор — София, первой признавшая независимость Македонии в 1992 г., отказалась признавать существование македонского языка и македонской нации, — является, пожалуй, наиболее очевидным внешнеполитическим заслоном на пути македонской евроинтеграции. Казалось, успех по поиску компромисса сопутствовал начинаниям Скопье, и 1 августа 2017 г. был заключен Договор о дружбе, соседстве и сотрудничестве между Республикой Македония и Республикой Болгария [26]. В статье 8 данного соглашения указывалось, что «стороны будут содействовать активному и беспрепятственному сотрудничеству в области культуры, образования, здравоохранения, социальной политики и спорта» [27, с. 16], «организуют по взаимному согласию совместные празднования [в честь] общих исторических событий и личностей, направленные на укрепление добрососедских отношений в духе европейских ценностей» [27, с. 16]. Стороны обязались «не допустить злонамеренной пропаганды со стороны [своих] иституций и учреждений и препятствовать деятельности частных лиц, направленной на разжигание наси-

лия, ненависти или других подобных действий, которые могут нанести ущерб их отношениям" [27, с. 16]. Кроме того, предполагалось создание совместного «Объединенного междисциплинарного комитета экспертов по историческим и образовательным вопросам для содействия объективной научной интерпретации исторических событий, основанной на достоверных и проверенных исторических источниках» [27, с. 16]. Отметим также любопытный пассаж из статьи 11 Договора, явно перекликающийся со Временным соглашением 1995 г.: «Республика Македония подтверждает, что ничто в ее Конституции не может и не должно толковаться как являвшееся или являющееся основой для вмешательства во внутренние дела Республики Болгария с целью защиты статуса и прав лиц, которые не являются гражданами Республики Македонии» [27, с. 17]. Данное соглашение вызвало смешанную реакцию в македонском обществе [28], впрочем быстро сместившем свой интерес в сторону македонско-греческих отношений.

Однако после урегулирования греко-македонских противоречий и присоединения Скопье к НАТО вопрос вновь актуализировался в конце 2019 г. [29], что вкупе с отказом ряда стран ЕС обсуждать перспективы переговоров о вступлении в ЕС с Македонией и Албанией в октябре 2019 г. [30] вызвало обеспокоенность в руководстве указанных стран. Решение ЕС все же начать переговоры со Скопье 25 марте 2020 г. во многом, с нашей точки зрения, перезапустило процесс болгаро-македонского спора.

«Скопье не рассталось с идеологической доктриной югославской эпохи, но продолжило черпать свою идентичность в фальсификации и присвоении истории Болгарии. Республика Северная Македония должна прекратить все претензии на историю и географию Болгарии. Исторические дебаты носят не только академический характер. В настоящем они имеют очень измеримые последствия. В учебниках РСМ широко распространена фальсификация истории», — именно такая позиция официальной Софии была озвучена в статье посла Болгарии в Греции В. Порязова, опубликованной в одном из самых авторитетных греческих изданий "Ю Ута" в мае 2020 г. [31] Отметим, что тот же самый Порязов в период нахождения в должности зам. министра иностранных дел Болгарии активно выступал за евроатлантическую интеграцию стран Балканской шестерки [32]. И хотя официальное Скопье в лице президента страны [33] постаралось нивелировать остроту противоречий, стало понятно, что болгаро-македонская война памяти переходит в новую фазу — 2020 г. стал датой публикации научных трудов болгарской и македонской академий наук: «Об официальном языке Республики Северная Македония» [34] и «Македонский язык — континуитет в пространстве и времени» [35]. На момент подготовки настоящей статьи взаимные обвинения [36] и спорные заявления официальных лиц двух стран [37], наряду с показным оптимизмом македонской стороны [38], не позволяют с уверенностью говорить о перспективах преодоления данного противоречия между Скопье и Софией.

Вместе с тем македонские власти сумели решить греко-македонский спор о государственном наименовании, что, безусловно, вселяет в них оптимизм. Действительно, буквально сразу после прихода к власти лидер правящей партии СДСМ З. Заев в октябре 2017 г. одной из своих задач поставил урегулирование отношений с Грецией [39] и стал предпринимать действия в данном направлении. Так, например, уже в феврале 2018 г. раздражающее греков название

аэропорта «Александр Великий» было изменено на «Международный аэропорт Скопье», а автомагистрали А-1 «Александр Македонский» — на «Дружба» [40]. Кроме того, было объявлено прекращении действия программы «Скопье-2014», направленной на «антиквизацию» македонской столицы. Некоторые уже установленные в рамках данной программы монументы, апеллирующие к античной истории, были убраны властями [41; 42]. Усилия македонской стороны и давление международного сообщества дали результат: 12 июня 2018 г. греческий премьер-министр А. Ципрас, представляющий Коалицию радикальных левых (СИРИЗА), дважды добивавшуюся победы на выборах 2015 г. [43; 44], объявил о достижении соглашения между двумя странами, согласно которому Республика Македония будет переименована в Республику Северная Македония [45]. Помимо переименования страны, соглашение, подписанное сторонами 17 июня на берегу Преспанского озера, также предусматривало признание македонского языка в ООН [46, с. 10], констатировало обязательства Скопье вступать в международные организации исключительно под новым государственным наименованием [46, с. 7] и отмечало разделение значения терминов «Македония» и «македонцы» в различных исторических контекстах и относительно разного культурного наследства [46, с. 10]. Кроме того, был согласован механизм, согласно которому если «какая-либо из Сторон считает, что другой Стороной используется один или несколько символов, представляющих часть ее исторического или культурного наследия, она уведомляет другую Сторону о таком предполагаемом использовании, а другая Сторона предпринимает надлежащие корректирующие действия для того, чтобы эффективно решить эту проблему и обеспечить уважение к такому наследию» [46, с. 10]. Также решался вопрос о псев до античных памятниках: «В течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Соглашения Вторая сторона [РСМ] пересматривает статус своих памятников, общественных зданий и инфраструктуры на своей территории, если они каким-либо образом относятся к древней эллинской истории и цивилизации, которая является неотъемлемой частью исторического или культурного наследия Первой стороны» [46, с. 10]. Значимым фактором предотвращения новой актуализации конфликта стало решение о создании Объединенного междисциплинарного комитета экспертов по историческим, археологическим и образовательным вопросам, целью которого было поставлено рассмотрение и пересмотр «любых учебников и вспомогательных учебных материалов, таких как карты, исторические атласы, учебные пособия, используемые каждой Стороной, в соответствии с принципами и целями ЮНЕСКО и Совета Европы» [46, с. 11]. Комитет должен был следить, «чтобы никакие учебники или вспомогательные учебные материалы <...> не содержали ирредентистских/ревизионистских отсылок» [46, с. 11]. Отметим, что пример Болгарии очевидно ставит под сомнение реальную эффективность подобных структур и действий.

20 июня Преспанское соглашение было ратифицировано Собранием РМ, что вызвало вполне ожидаемую негативную реакцию оппозиции, возглавляемой правой ВМРО-ДПМНЕ, обвинившей власть в национальном предательстве и геноциде нации [47]. Конец июня был омрачен противостоянием президента страны Г. Иванова (кандидат от ВМРО-ДПМНЕ) и премьер-министра Заева. Президент обвинил премьера и всех депутатов правительственной коалиции в «пере-

воде Республики Македония в состояние подчинения <...> другому государству [Греции]», пригрозил судебным преследованием и лишением свободы на срок не менее пяти лет в случае голосования в пользу соглашения с Афинами [48]. Вето президента было преодолено, и 3 декабря 2018 г. парламент Македонии одобрил проект конституционной поправки, изменившей название страны [49]. 11 января 2019 г. Собрание РСМ завершило правовую реализацию Преспанского соглашения, утвердив конституционные изменения для переименования страны в Северную Македонию большинством в две трети голосов [50]. 25 января 2019 г. парламент Греции ратифицировал Преспанское соглашение [51]. В своем поздравительном послании Заев назвал это «исторической победой» народов двух стран [52]. Ципрас объявил ратификацию договора «поражением национализма в двух странах» [53]. После заявления греческого МИД об отзыве возражения со стороны Афин [54], 27 июня начались переговоры по вступлению страны в ЕС [55], а 11 июля Скопье получило официальное приглашение стать тридцатым членом НАТО [56].

На данном отрезке пути РСМ в ЕС достаточно явно проступают внешнеполитические проблемы, характерные для всех стран Балканской шестерки: это и внутрирегиональные противоречия, использующиеся для торга и давления на Брюссель, и очевидная взаимозависимость внутренней динамики развития ЕС, и возможность оказывать эффективное давление на политических лидеров Балкан. Вполне очевидно, что нынешнее обострение вопроса международной безопасности, вкупе с имеющей место постпандемийной рецессией и прогнозируемыми экономическими трудностями, связанными с российской спецоперацией, могут повлиять на планы по расширению ЕС. В какую сторону качнется маятник европейской политики — ускорения или замедления приема новых кандидатов, — сказать трудно, однако в любом случае это безусловно повлияет на дальнейшую электоральную успешность находящихся у власти политических сил стран Западных Балкан.

Анализируя политику РСМ, мы можем с уверенностью сказать, что 2019 г. стал важным этапом для страны. Преодоление кажущихся нерешаемыми на протяжении десятилетий споров отразилось, в частности, в изменении девиза евроинте-грации страны от «Солнце тоже звезда» к «Вместе к звездам»» [57]. Появилась надежда, что перед Скопье открыт путь в ЕС, однако новые вызовы вновь поставили перед страной серьезные барьеры, а решительной поддержки со стороны Брюсселя македонская сторона не дождалась, в результате чего ситуация вернулась на круги столь обыденных для Западных Балкан взаимных обвинений. По нашему мнению, одинаково вероятно как успешное разрешение имеющихся конфликтов в случае новой фокусировки Брюсселя на Западных Балканах, так и замораживание уже имеющихся и даже возобновление кажущихся затихшими войн памяти, как это случилось с языковым конфликтом в македоно-болгарских отношениях, в случае утраты интереса ЕС к расширению за счет Балканской шестерки. Очевидно, что превалирующее значение в вопросе евроинтеграции РСМ по-преженему имеет мнение Брюсселя, который в условиях суровых внутри- и внешнеполитических вызовов начала 2020-х годов не всегда в состоянии проводить последовательную линию в отношении стран Балканской шестерки.

Литература

1. Гоцевски, Т., Стаменов, С. (2015), Македонски безбедносни павиринти, Скопле: С. Стаменов.

2. Канческа-Милевска, E. (2021), Обединети во разпичностите: Европскиот куптурен модеп и куптурната политика на Репубпика Македонща, Скопле: Матица македонска.

3. Buldioski, G., and Tcherneva, V. (2018), How to advance a European solution to Bulgaria's and North Macedonia's dispute, European Council on Foreign Relations. December 2. URL: https://ecfr.eu/article/ how-to-advance-a-european-solution-to-bulgarias-and-north-macedonias-dispute/ (дата обращения: 26.04.2022).

4. EU Leaders Give Final OK To Begin North Macedonia, Albania Membership Talks (2020), Radio Free Europe, March 27. URL: https://www.rferl.org/a/eu-leaders-give-final-approval-eu-membership-talks-macedonia-albania/30512156.html (дата обращения: 26.04.2022).

5. Ilik, G. (2020), International relations and the European Union: values before power, Bitola: University "St Kliment Ohridski", Faculty of Law.

6. Abdullahi, E. (2021), Krijimi ipolitikes se jashtme te Bashkimit Evropian: (Me theks te vegante ne raport me Republiken e Maqedonise se Veriut), Shkup: Interlingua.

7. Hristovska, B. M., Trenovski, B., Spasova, T. M., and Nikolosk, D. (2022), What are the benefits of economic Integration for North Macedonia — Integrated Balkan, Skopje: Analitico.

8. Ker-Lindsay, J. (2017), The United Kingdom and EU enlargement in the Western Balkans: from ardent champion of expansion to Post-Brexit irrelevance, Southeast European and Black Sea Studies Journal, vol. 17, no. 4, pp. 555-569.

9. Bechev, D., and Marusic, D. (2020), North Macedonia on the Threshold of Europe, The Atlantic Council*. URL: https://www.atlanticcouncil.org/wp-content/uploads/2020/12/North-Macedonia-on-the-threshold-of-Europe.pdf (дата обращения: 26.04.2022).

10. Troebst, S. (2021), Cultures and politics of remembrance: Southeast European and Balkan Perspectives, Skopje: Forum Ziviler Friedensdienst.

11. Колосков, Е. А. (2021), От Бухареста до Преспы: спор о государственном наименовании Македонии в 2008-2018 гг., Спавянский апьманах, № 1-2, с. 207-232.

12. European Council in Lisbon 26127, June 1992. Conclusions of the presidency. URL: https://www.

consilium.europa.eu/media/20510/1992_june_-_lisbon_eng_.pdf?_cf_chl_tk=fDvkRNc2HBVGZRsTKs

cqgNnu8lsVunR0I4MMdHKp_qM-1651160328-0-gaNycGzNCj0 (дата обращения: 26.04.2022).

13. Указ за поставуваае вонреден и ополномоштен амбасадор на Република Македони^а во миси^ата на Република Македони^а при Европската Уни^а, Скопле, 23 ^ануари 1996 (2008), в: Докумен-ти за Репубпика Македонща 1990-2005, Скопле: Менора, с. 594-596.

14. Phare. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/how-does-it-work/financial-assistance/phare/index_ en.htm (дата обращения: 26.04.2022).

15. Одлука за воспоставуваае дипломатски односи мегу Република Македони^а и Европската Уни^а, Скопле, 27 ноември 1995 (2008), в: Документи за Репубпика Македонща 1990-2005, Скопле: Менора, с. 593.

16. Одлука за формираае на комитет за евро-атлантски интеграции, Скопле, 1 декември 1997 (2008), в: Документи за Репубпика Македонща 1990-2005, Скопле: Менора, с. 616-617.

17. Одлука за формираае на работен комитет за европска интеграци^а при владата на Република Македони^а, Скопле, 8 декември 1997 (2008), в: Документи за Репубпика Македонща 1990-2005, Скопле: Менора, с. 617.

18. Република Македони^а на патот кон ЕУ Собрание на Репубпика Северна Македонща. URL: https://www.sobranie.mk/r-makedonija-na-pat-kon-eu.nspx (дата обращения: 26.04.2022).

19. Институционапната ппатформа и принципи за водепе на преговорите за пристапувапе на Репубпика Македонща во Европската унща, Скоще, ноември 2007 година. URL: https://www.sep. gov.mk/data/file/Kon-pregovori/Proces-na-pristapuvanje/Platforma(2).pdf (дата обращения: 26.04.2022).

20. Процес на пристапуваае кон ЕУ, Впада на Репубпика Северна Македонща. Секретариат за ев-ропски прашапа. URL: https://www.sep.gov.mk/post/?id=9.Ymi6g9NByUl (дата обращения: 26.04.2022).

21. Croatia and Albania — invited to NATO, Macedonia is still waiting, 2008 Bucharest NATO SUMMIT. URL: http://www.summitbucharest.ro/en/doc_185.html (дата обращения: 26.04.2022).

22. 2008 Парламентарни избори, Изборна архива на изборите во Македонща од 1990 година до денес. URL: http://izbornaarhiva.mk/#e-2008-parliamentary (дата обращения: 26.04.2022).

* Включен Министерством юстиции в перечень организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

23. Casule, K. (2018), Macedonia's parliament approves law on wider use of Albanian language, Reuters, January 11. URL: https://www.reuters.com/article/us-macedonia-politics/macedonias-parliament-approves-law-on-wider-use-of-albanian-language-idUSKBN1F028Q (дата обращения: 26.04.2022).

24. Macedonia's Albanian-Language Bill Becomes Law (2019), Radio Free Europe, January 15. URL: https://www.rferl.org/a/macedonia-s-albanian-language-bill-becomes-law/29711502.html (дата обращения: 26.04.2022).

25. Билатерални односи на Република Северна Македонка со Република Албанка, Министерство за надворишнитеработи на Република Северна Македонща. URL: https://tirana.mfa.gov.mk/mk/ page/57/bilateralni-odnosi-na-republika-severna-makedonija-so-republika-albanija (дата обращения: 26.04.2022).

26. Подписване на Договор за приятелство, добросъседство и сътрудничество между Република България и Република Македония, Министерство на външните работи на Република България. URL: https://www.mfa.bg/bg/news/15196 (дата обращения: 26.04.2022).

27. Договор за приятелство, добросъседство и сътрудничество между Република България и Република Македония (2018), Държавен Вестник, брой 19, от дата 2.3, c. 16. URL: http://dv.parliament.bg/ DVWeb/showMaterialDV.jsp?idMat=123506 (дата обращения: 26.04.2022).

28. Договорот со Бугари^а целосно ги негира Македонците: ГРОМ нема да го прифати ово; договор и ке се бори за неприфакаае и неспроведуваае на договорот!, Infomax.mk. URL: https://arhiva. infomax.mk/wp/договорот-со-бугари^а-целосно-ги-неги/ (дата обращения: 26.04.2022).

29. Marusic, S. J. (2019), Bulgaria Sets Tough Terms for North Macedonia's EU Progress, Balkan Insight, October, 10. URL: https://balkaninsight.com/2019/10/10/bulgaria-sets-tough-terms-for-north-macedonias-eu-progress/ (дата обращения: 05.10.2020).

30. Премьер Северной Македонии назвал решение ЕС отложить переговоры исторической ошибкой (2019), ТАСС, 19 октября. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7020565 (дата обращения: 05.10.2020).

31. Валентин Порязов: Кампанията на Скопие за оклеветяване на България (2021), БГНЕС, 12.05. URL: https://bgnes.bg/news/valentin-porazov-kampaniata-na-skopie-za-oklevetavane-na-b-lgaria/ (дата обращения: 26.04.2022).

32. Валентин Порязов: Няма съмнения в нашата евроатлантическа ориентация (2016), Българска Национална Телевизия, 20.07. URL: https://bnt.bg/bg/a/valentin-poryazov-nyama-samneniya-v-nashata-evroatlanticheska-orientatsiya (дата обращения: 26.04.2022).

33. Пендаровски: Нема заострена реторика во разговорите со Бугари^а (2020), Нова Македонща, 19.11. URL: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/politika/пендаровски-нема-заострена-реторика/ (дата обращения: 26.04.2022).

34. За официалния език на Република Северная Македония (2020), София: Издателство на БАН "Проф. Марин Дринов".

35. Македонскиот }азик — континуитет во простор и време (2020), Скопле: Македонска академика на науките и уметностите.

36. Османи од Софита: Се уште немаме конкретен договор со Бугари^а (2022), Нова Македонща, 26.04. URL: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/osmani-od-sofija-se-ushte-nemame-konk-reten-dogovor-so-bugarija/ (дата обращения: 26.04.2022).

37. Ковaчевски во Собрание: Планираме отвораае на културен центар во Благоевград (2022), Нова Македонща, 28.04. URL: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/kovchevski-vo-so-branie-planirame-otvoranje-na-kulturen-centar-vo-blagoevgrad/ (дата обращения: 26.04.2022).

38. Маричик-Вархеjи: Со Бугар^а да се изнаjде наjдобро, европско решение (2022), Нова Македонща, 27.04. URL: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/marichikj-varheji-so-bugarija-da-se-iznajde-najdobro-evropsko-reshenie/ (дата обращения: 26.04.2022).

39. Macedonia's PM hopes for quick solution to name dispute with Greece (2017), Reuters, November 13. URL: https://www.reuters.com/article/us-macedonia-greece-name/macedonias-pm-hopes-for-quick-solution-to-name-dispute-with-greece-idUSKBN1DD2D2 (дата обращения: 26.04.2022).

40. Владата одлучи скопскиот аеродром да се вика „Meгународен аеродром Скоще", автопатот „Александар Македонски" преименуван во "Пр^ателство" (2018), 21TV, 06.02. URL: https://tv21.tv/ mk/vladata-odluchi-aerodromot-da-se-vika-s/ (дата обращения: 26.04.2022).

41. Pajaziti, N. (2018), A "Skopje 2014" monument is removed, Independent Balkan News Agency, February 22. URL: https://balkaneu.com/a-skopje-2014-monument-is-removed/ (дата обращения: 26.04.2022).

42. Skopje starts removal of 'irredentist' statues put up by Gruevski government (2018), АПЕ-МПЕ, February 22. URL: http://www.amna.gr/en/article/232954/Skopje-starts-removal-of-irredentist-statues-put-up-by-Gruevski-government (дата обращения: 26.04.2022).

43. Helenic Republic Ministry of Interior, March 11, 2015. URL: http://ekloges-prev.singularlogic.eu/ v2015a/v/public/index.html (дата обращения: 26.04.2022).

44. Helenic Republic Ministry of Interior, December 17, 2015. URL: http://ekloges-prev.singularlogic.eu/ v2015b/v/public/index.html (дата обращения: 26.04.2022).

45. 'We have a deal,' Greek PM says over FYROM name row (2018), Kathimerini, June 12. URL: http:// www.ekathimerini.com/229552/article/ekathimerini/news/we-have-a-deal-greek-pm-says-over-fyrom-name-row (дата обращения: 26.04.2022).

46. Конечна спогодба зарешавапе наразликите опишани ворезолуциите 817 (1993) и 845 (1993) на Советот за безбедност на Обединетите Нации, за престанувапе на важноста на Привремената спогодба од 1995 г. и за воспоставувапе на стратешко партнерство мегу страните. URL: https:// dejure.mk/zakon/zakon-za-ratifikacija-na-konechnata-spogodba-za-reshavanje-na-razlikite-opishani-vo-rezolucijata-817-1993-i-845-1993-na-sovetot-za-bezbednost-na-obedinetite-nacii-za-prestanuvanje-na-vazhnosta-na-privremenata-spogodba-od-1995-godina-i-za-vospostavuvanje-na-strateshko-partnerstvo-megju-stranite (дата обращения: 26.04.2022).

47. Стоилковски: Дали сега граганите ке може да jа пеат химната „Денес над Македонка се рага"?

(2018), Макфакс, 21 jуни. URL: https://makfax.com.mk/makedonija/видео-стоилковски-дали-сега-граганит/ (дата обращения: 26.04.2022).

48. Ivanov fails to sign law ratifying name agreement (2018), Europena Western Balkans, June 26. URL: https://europeanwesternbalkans.com/2018/06/26/ivanov-fails-sign-law-ratifying-name-agreement/ (дата обращения: 26.04.2022).

49. Текст на нацрт — Амандманите XXXIII, XXXIV, XXXV и XXXVI на Уставот на Република Македонща, Собрание на Република Северна Македонка. URL: https://www.sobranie.mk/ materialdetails.nspx?materialId=f1cbb328-a12f-45ff-b7d8-db5df65b527a (дата обращения: 26.04.2022).

50. Донесувапе на амандманите XXXIII, XXXIV, XXXV и XXXVI на Уставот на Република Македонща / Собранще на Република Северна Македонща. URL: https://www.sobranie.mk/materialdetails. nspx?materialId=63110a18-749c-4b78-951f-9a9c70c1fa87 (дата обращения: 26.04.2022).

51. Greek MPs pass Prespes deal with 153 votes in 300-seat House (2019), Kathimerini, January 25. URL: http://www.ekathimerini.com/236998/article/ekathimerini/news/greek-mps-pass-prespes-deal-with-153-votes-in-300-seat-house (дата обращения: 26.04.2022).

52. Заев: Договорот од Преспа стави краj на една епизода од незавршениот мир на Балканот

(2019), Нова Македонща, 26.01. URL: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/заев-догово-рот-од-преспа-стави-краj-на/ (дата обращения: 26.04.2022).

53. Ципрас: Договорот од Преспа е пораз за национализмот и од двете страни (2019), Нова Македонща, 28.01. URL: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/politika/ципрас-договорот-од-преспа-е-пораз-за-н/ (дата обращения: 26.04.2022).

54. Marusic, S. J. (2018), Macedonia President Refuses to Sign Greece Name Deal (2018), Balkan Insight, June 26. URL: https://balkaninsight.com/2018/06/26/macedonia-president-refuses-to-sign-greece-name-deal-06-26-2018/ (дата обращения: 26.04.2022).

55. Marusic, S. J. (2018), Macedonia, Albania Hail EU Approval for Accession Talks, Balkan Insight, June 27. URL: https://balkaninsight.com/2018/06/27/eu-paves-the-road-for-macedonia-albania-accession-talks-06-27-2018/ (дата обращения: 26.04.2022).

56. Marusic, S. J. (2018), NATO Invites Macedonia to Join the Western Alliance, Balkan Insight, July 11. URL: https://balkaninsight.com/2018/07/11/nato-invites-macedonia-to-join-the-western-alli-ance-07-11-2018/ (дата обращения: 26.04.2022).

57. Заедно кон sвездите — кампааа на СЕП за новите европските перспективи на земjава (2019), Секретарщат за европски прашапа, 1 jуни. URL: https://www.sep.gov.mk/post/?id=2503. YmqevtNByUk (дата обращения: 26.04.2022).

Статья поступила в редакцию 22 мая 2022 г.; рекомендована к печати 30 июня 2022 г.

Контактная информация:

Колосков Евгений Андреевич — канд. ист. наук, доц.; e.koloskov@spbu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"The Sun is also a star": The foreign policy issue in the Republic North Macedonia EU-integration

E. A. Koloskov St Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: Koloskov E. A. "The Sun is also a star": The foreign policy issue in the Republic North Macedonia EU-integration. Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, 2022, vol. 15, issue 3, pp. 275-289. https://doi.org/10.21638/spbu06.2022.304 (In Russian)

The article is devoted to the foreign policy aspect of the EU-integration of the Republic of North Macedonia. The main attention of the article is paid not only to the interaction of official Skopje and Brussels, but also to the problems of the regional dimension of integration processes. Three main regional challenges for Macedonia are considered: the Macedonian name dispute, the Political views on the Macedonian language and the Albanian issue. The last one is not only about the rights and claims of the Albanian community of the country, but also It is the issue which seriously affecting Macedonia bilateral relations with neighboring Albania, the so-called "Republic of Kosovo", Serbia and Montenegro. In the course of the study, the main contradictions of the parties were analyzed, the stages of the integration process of Macedonia in relation to NATO and the EU were highlighted, and a forecast was made regarding the prospects of the Skopje state to leave the top ten applicants and become a full member of the EU. Based on the results of the study, we came to the conclusion that in the future it is equally likely that both the successful resolution of existing conflicts in the case of a new focus of Brussels on the problems of the Western Balkans, and the freezing of existing contradictions and, even, under certain circumstances, the resumption of seemingly subsided memory wars, as this happened with the Political views on the Macedonian language in Macedonian-Bulgarian relations.

Keywords: North Macedonia, EU, Albania, Bulgaria, Greece, integration. References

1. Gocevski, T., and Stamenov ,S. (2015), Macedonian security labyrinths, Skopje: S. Stamenov Publ. (In Macedonian)

2. Kancheska-Milevska, E. (2021), United in Diversity: The European Cultural Model and the Cultural Policy of the Republic of Macedonia, Skopje: Matica makedonska Publ. (In Macedonian)

3. Buldioski, G., and Tcherneva, V. (2018), How to advance a European solution to Bulgaria's and North Macedonia's dispute, European Council on Foreign Relations, December, 2. Available at: https://ecfr. eu/article/how-to-advance-a-european-solution-to-bulgarias-and-north-macedonias-dispute/ (accessed: 26.04.2022).

4. EU Leaders Give Final OK To Begin North Macedonia, Albania Membership Talks (2020), Radio Free Europe, March 27. Available at: https://www.rferl.org/a/eu-leaders-give-final-approval-eu-membership-talks-macedonia-albania/30512156.html (accessed: 26.04.2022).

5. Ilik, G. (2020), International relations and the European Union: values before power, Bitola: University "St Kliment Ohridski", Faculty of Law Publ.

6. Abdullahi, E. (2021), Establishment of the Foreign Policy of the European Union: (Special Emphasis in the Relation to the Republic of Northern Macedonia), Skopje: Interlingua Publ. (In Albanian)

7. Hristovska, B. M., Trenovski, B., Spasova, T. M., and Nikolosk, D. (2022), What are the benefits of economic Integration for North Macedonia — Integrated Balkan, Skopje: Analitico.

8. Ker-Lindsay, J. (2017), The United Kingdom and EU enlargement in the Western Balkans: from ardent champion of expansion to Post-Brexit irrelevance, Southeast European and Black Sea Studies Journal, vol. 17, no. 4, pp. 555-569.

9. Bechev, D., and Marusic, D. (2020), North Macedonia on the Threshold of Europe, The Atlantic Council*. URL: https://www.atlanticcouncil.org/wp-content/uploads/2020/12/North-Macedonia-on-the-thresh-old-of-Europe.pdf (accessed: 26.04.2022).

10. Troebst, S. (2021), Cultures and politics of remembrance: Southeast European and Balkan Perspectives, Skopje: Forum Ziviler Friedensdienst.

11. Koloskov E. A. (2021), From Bucharest to Prespa: Macedonian name dispute in 2008-2018, Slavic Almanac, no. 1-2, pp. 207-232. (In Russian)

12. European Council in Lisbon 26127, June 1992. Conclusions of the presidency. Available at: https://

www.consilium.europa.eu/media/20510/1992_june_-_lisbon_eng_.pdf?_cf_chl_tk=fDvkRNc2HBVGZ

RsTKscqgNnu8lsVunR0I4MMdHKp_qM-1651160328-0-gaNycGzNCj0 (accessed: 26.04.2022).

13. Decree on appointing an Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Republic of Macedonia to the Mission of the Republic of Macedonia to the European Union, Skopje, 23 January 1996 (2008), Documents for the Republic of Macedonia 1990-2005, Skopje: Menora Publ., pp. 594-596. (In Macedonian)

14. Phare. Available at: http://ec.europa.eu/enlargement/how-does-it-work/financial-assistance/phare/ index_en.htm (accessed: 26.04.2022).

15. Decision on establishing diplomatic relations between the Republic of Macedonia and the European Union, Skopje, November 27, 1995. (2008), Documents for the Republic of Macedonia 1990-2005, Skopje: Menora, p. 593. (In Macedonian)

16. Decision on Establishment of the Committee on Euro-Atlantic Integration, Skopje, December 1, 1997 (2008), Documents for the Republic of Macedonia 1990-2005, Skopje: Menora Publ., pp. 616-617. (In Macedonian)

17. Decision on establishing a working committee for European integration within the Government of the Republic of Macedonia, Skopje, December 8, 1997 (2008), Documents for the Republic of Macedonia 1990-2005, Skopje: Menora, p. 617. (In Macedonian)

18. Republic of Macedonia on the Way to the EU, Assembly of the Republic of Northern Macedonia. Available at: https://www.sobranie.mk/r-makedonija-na-pat-kon-eu.nspx (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

19. Institutional Platform and Principles for Conducting the Accession Negotiations of the Republic of Macedonia in the European Union, Skopje, November 2007. Available at: https://www.sep.gov.mk/data/file/Kon-pregovori/Proces-na-pristapuvanje/Platforma(2).pdf (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

20. Accession Process towards EU, Secretariat for European Affairs. Available at: https://www.sep.gov. mk/post/?id=9.Ymi6g9NByUl (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

21. Croatia and Albania — invited to NATO, Macedonia is still waiting, 2008 Bucharest NATO SUMMIT. Available at: http://www.summitbucharest.ro/en/doc_185.html (accessed: 26.04.2022).

22. 2008 Parliamentary Elections, Election Archive of the Elections in Macedonia from 1990 until today. Available at: http://izbornaarhiva.mk/#e-2008-parliamentary (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

23. Casule, K. (2018), Macedonia's parliament approves law on wider use of Albanian language, Reuters, January 11. Available at: https://www.reuters.com/article/us-macedonia-politics/macedonias-parliament-approves-law-on-wider-use-of-albanian-language-idUSKBN1F028Q (accessed: 26.04.2022).

24. Macedonia's Albanian-Language Bill Becomes Law (2019), Radio Free Europe, January 15. Available at: https://www.rferl. org/a/macedonia-s-albanian-language-bill-becomes-law/29711502.html (accessed: 26.04.2022).

25. Bilateral relations between the Republic of North Macedonia and the Republic of Albania, Republic of North Macedonia Ministry of Foreign Affairs. Available at: https://tirana.mfa.gov.mk/mk/page/57/bilateralni-odnosi-na-republika-severna-makedonija-so-republika-albanija (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

26. Signing of the Treaty of Friendship, Good Neighborliness and Cooperation between the Republic of Bulgaria and the Republic of Macedonia, Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Bulgaria. Available at: https://www.mfa.bg/bg/news/15196 (accessed: 26.04.2022). (In Bulgarian)

27. Treaty of Friendship, Good Neighborliness and Cooperation between the Republic of Bulgaria and the Republic of Macedonia (2018), State Gazette, iss. 19, March 2. Available at: http://dv.parliament.bg/ DVWeb/showMaterialDV.jsp?idMat=123506 (accessed: 26.04.2022). (In Bulgarian)

28. The agreement with Bulgaria completely denies the Macedonians: GROM will not accept this agreement and will fight for non-acceptance and non-implementation of the agreement!, Infomax.mk. Available at: https://arhiva.infomax.mk/wp/H0r0B0p0T-c0-6yrapMja-^n0CH0-m-Hem/ (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

* The activities of the organization are recognized as undesirable in the territory of the Russian Federation.

29. Marusic, S. J. (2019), Bulgaria Sets Tough Terms for North Macedonia's EU Progress, Balkan Insight, October 10. Available at: https://balkaninsight.com/2019/10/10/bulgaria-sets-tough-terms-for-north-mac-edonias-eu-progress/ (accessed: 26.04.2022).

30. North Macedonian PM calls EU decision to postpone talks a historic mistake (2019), TASS, October 19. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7020565 (accessed: 26.04.2022). (In Russian)

31. Valentin Porjazov: Skopje's campaign to slander Bulgaria (2021), BGNES, May 12. Available at: https://bgnes.bg/news/valentin-porazov-kampaniata-na-skopie-za-oklevetavane-na-b-lgaria/ (accessed: 26.04.2022). (In Bulgarian)

32. Valentin Porjazov: There is no doubt in our Euro-Atlantic orientation (2016), Bulgarian National Television, July 20. Available at: https://bnt.bg/bg/a/valentin-poryazov-nyama-samneniya-v-nashata-ev-roatlanticheska-orientatsiya (accessed: 26.04.2022). (In Bulgarian)

33. Pendarovski: There is no sharpened rhetoric in the talks with Bulgaria (2020), Nova Makedonija, November 19. Available at: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/politika/neHHapoBCKM-HeMa-3aocTpeHa-peTopMKa/ (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

34. The Official Language of the Republic of Northern Macedonia (2020), Sofia: Publishing House of BAS "Prof. Marin Drinov". (In Bulgarian)

35. The Macedonian Language — Continuity in Space and Time (2020), Skopje: Macedonian Academy of Sciences and Arts Publ. (In Macedonian)

36. Osmani from Sofia: We still do not have a concrete agreement with Bulgaria (2022), Nova Makedonija, April 26. Available at: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/osmani-od-sofija-se-ushte-nemame-konkreten-dogovor-so-bugarija/ (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

37. Kovacevski in Parliament: We plan to open a cultural center in Blagoevgrad (2022), Nova Makedonija, April 28. Available at: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/kovchevski-vo-sobranie-planirame-otvoranje-na-kulturen-centar-vo-blagoevgrad/ (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

38. Maricic-Varheji: Finding the best, European solution with Bulgaria (2022), Nova Makedonija, April 27. Available at: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/marichikj-varheji-so-bugarija-da-se-iznajde-najdobro-evropsko-reshenie/ (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

39. Macedonia's PM hopes for quick solution to name dispute with Greece (2017), Reuters, November 13. Available at: https://www.reuters.com/article/us-macedonia-greece-name/macedonias-pm-hopes-for-quick-solution-to-name-dispute-with-greece-idUSKBN1DD2D2 (accessed: 26.04.2022).

40. The Government decide to rename Skopje Airport "Skopje International Airport", the "Alexander the Great Highway" to rename "Friendship" (2018), 21TV, February 6. Available at: https://tv21.tv/mk/vladata-odluchi-aerodromot-da-se-vika-s/ (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

41. Pajaziti, N. (2018), A "Skopje 2014" monument is removed, Independent Balkan News Agency, February 22. Available at: https://balkaneu.com/a-skopje-2014-monument-is-removed/ (accessed: 26.04.2022).

42. Skopje starts removal of 'irredentist' statues put up by Gruevski government (2018), AnE-MnE, February 22. Available at: http://www.amna.gr/en/article/232954/Skopje-starts-removal-of-irredentist-stat-ues-put-up-by-Gruevski-government (accessed: 26.04.2022).

43. Helenic Republic Ministry of Interior, March 11, 2015. Available at: http://ekloges-prev.singularlogic. eu/v2015a/v/public/index.html (accessed: 26.04.2022). (In Greek)

44. Helenic Republic Ministry of Interior, December 17, 2015. Available at: http://ekloges-prev.singular-logic.eu/v2015b/v/public/index.html (accessed: 26.04.2022). (In Greek)

45. 'We have a deal,' Greek PM says over FYROM name row (2018), Kathimerini, June 12. Available at: http://www.ekathimerini.com/229552/article/ekathimerini/news/we-have-a-deal-greek-pm-says-over-fyrom-name-row (accessed: 26.04.2022).

46. Final agreement to resolve the differences described in United Nations Security Council Resolutions 817 (1993) and 845 (1993), terminating the validity of the 1995 Interim Accord. and to establish a strategic partnership between the parties. Available at: https://dejure.mk/zakon/zakon-za-ratifikacija-na-konechnata-spogodba-za-reshavanje-na-razlikite-opishani-vo-rezolucijata-817-1993-i-845-1993-na-sovetot-za-bez-bednost-na-obedinetite-nacii-za-prestanuvanje-na-vazhnosta-na-privremenata-spogodba-od-1995-go-dina-i-za-vospostavuvanje-na-strateshko-partnerstvo-megju-stranite (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

47. Stoilkovski: Will the citizens now be able to sing the anthem "Today over Macedonia is born"?, Mak-fax, June 21. Available at: https://makfax.com.mk/makedonija/BHHeo-CTOHnKOBCKM-HanH-cera-rpafaHMT/ (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

48. Ivanov fails to sign law ratifying name agreement (2018), Europena Western Balkans, June 26. Available at: https://europeanwesternbalkans.com/2018/06/26/ivanov-fails-sign-law-ratifying-name-agreement/ (accessed: 26.04.2022).

49. Text of the Draft — Amendments XXXIII, XXXIV, XXXV and XXXVI to the Constitution of the Republic of Macedonia (2022), Assembly of the Republic of Northern Macedonia. Available at: https://www.so-branie.mk/materialdetails.nspx?materialId=f1cbb328-a12f-45ff-b7d8-db5df65b527a (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

50. Adoption of Amendments XXXIII, XXXIV, XXXV and XXXVI to the Constitution of the Republic of Macedonia, Assembly of the Republic of Northern Macedonia. Available at: https://www.sobranie.mk/ma-terialdetails.nspx?materialId=63110a18-749c-4b78-951f-9a9c70c1fa87 (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

51. Greek MPs pass Prespes deal with 153 votes in 300-seat House (2019), Kathimerini, January 25. Available at: http://www.ekathimerini.com/236998/article/ekathimerini/news/greek-mps-pass-prespes-deal-with-153-votes-in-300-seat-house (accessed: 26.04.2022).

52. Zaev: The Prespa Agreement puts an end to an episode of the unfinished peace in the Balkans (2019), Nova Makedonija, January 26. Available at: https://www.novamakedonija.com.mk/makedonija/ 3aeB-HoroBopoT-ofl-npecna-CTaBM-Kpaj-Ha/ (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

53. Tsipras: The Prespa Agreement is a defeat for nationalism on both sides (2019), Nova Makedonija, January 28. Available at: https://www.novamakedomja.com.mk/makedonija/politika^Mnpac-HoroBopoT-ofl-npecna-e-nopa3-3a-H/ (accessed: 26.04.2022). (In Macedonian)

54. Marusic, S. J. (2018), Macedonia President Refuses to Sign Greece Name Deal, Balkan Insight, June 26. Available at: https://balkaninsight.com/2018/06/26/macedonia-president-refuses-to-sign-greece-name-deal-06-26-2018/ (accessed: 26.04.2022).

55. Marusic, S. J. (2018), Macedonia, Albania Hail EU Approval for Accession Talks, Balkan Insight, June 27. Available at: https://balkaninsight.com/2018/06/27/eu-paves-the-road-for-macedonia-albania-accession-talks-06-27-2018/ (accessed: 26.04.2022).

56. Marusic, S. J. (2018), NATO Invites Macedonia to Join the Western Alliance, Balkan Insight, July 11. Available at: https://balkaninsight.com/2018/07/11/nato-invites-macedonia-to-join-the-west-ern-alliance-07-11-2018/ (accessed: 26.04.2022).

57. Together to the stars — SEA campaign for the new European perspectives of the country (2019), Secretariat for European Affairs, June 1. Available at: https://www.sep.gov.mk/post/?id=2503.YmqevtNByUk (accessed: 26.04.2022).

Received: May 22, 2022 Accepted: June 30, 2022

Author's information:

Evgenii A. Koloskov — PhD in History, Associate Professor; e.koloskov@spbu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.