Научная статья на тему 'Солнечный «Социализм» в романе А. Платонова «Чевенгур»'

Солнечный «Социализм» в романе А. Платонова «Чевенгур» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
615
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sunny Socialism of the novel «Chevengur» by A. Platonov

The author of the paper enters into polemics with the opinion which has become basic in studying Platonov's creative work that A. Platonov in his novel «Chevengur» as well as in other works is critisizing socialism and collective farming. As a result of scrupulous analysis of the writer's texts, the author comes to the conclusion, that his artistic thought of the mature period is correlated with the idea of the noosphere according to academician Vernnadsky.

Текст научной работы на тему «Солнечный «Социализм» в романе А. Платонова «Чевенгур»»

структурированию хаоса в процессе Сотворения зованного Бытия,: и братья Скутаревские про-Мира, а в созданном в начале 30-х «Скутаревс- ходят один и тот же путь приобщения к уже соком» тот же мотив отражает ситуацию кос ми- творенному миру.

Литература

г Элиаде м! Священное и мирское. М, 1994.ДУ *

3. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.

4. Леонов Л. Барсуки: Собр. соч.: В 9 т. Т. 2. М„ 1960.

К.А. Баршт

СОЛНЕЧНЫЙ «СОЦИАЛИЗМ» В РОМАНЕ А. ПЛАТОНОВА «ЧЕВЕНГУР»

В этой работе мы попытаемся доказать, что идея «социализма» («коммунизма»), сюжетооб-разующая в романе «Чевенгур», имеет своим основанием концепцию Н И. Вернадского о «ноосфере». что в чевенгурском «социализме», отнюдь не совпадающем с марксистско-ленинской концепцией1, хотя и имеющем то же название, по-своему проверяется мысль об онтологически сбалансированных взаимоотношениях человека со всем Сущим, обозначенным у писателя словосочетанием «вещество существования» («вещество жизни»).

Человеческое существо, согласно его пониманию, плотно интегрировано в вещественно-энергетическую картину Мироздания, осознает оно это или нет. Как В.И. Вернадский, Платонов был убежден, что человек живет не столько на Земле, сколько в «космической среде мира» [1, с. 8], при этом все его движения, включая и движения мысли, есть неотъемлемая часть космического вещества и энергии. Другими словами, мысль и действие человека - виды космического «излучения», пронизывающего «вещество» и меняющего его свойства, поэтому мыслящий человек оказывается включен в единую энергетическую картину Космоса не менее интенсивно, чем любое техническое устройство, перераспределяющее энергию: «Кругом нас, в нас самих,

всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волн... Все пространство ими заполнено» [1, с. 7]. Для Платонова решением всех проблем, включая и вопрос о преодолении смерти, было в более адекватном использовании человечеством окружающего его «вещества» и находящейся в ней энергии. «Вечный двигатель», который изобрел Маркун в одноименном рассказе Платонова, основан на активизации энергетических запасов и процессов Вселенной и управлении ими творческим усилием человека как возможности перехода человека в новое состояние, состояние бессмертного существа (Нового Адама или, пользуясь платоновским обозначением, «Второго Ивана») [4, с. 26-27].

Логика здесь проста. Поскольку Вселенная вечна, то любой подключенный к ней двигатель, естественно, окажется «вечным». Гарантом бессмертия человека, управляющего энергетическими процессами Вселенной, оказывается вечность самой Вселенной: «Мир бесконечен, и энергия его потому тоже бесконечна. Моя турбина и оправдает этот закон» [4, с. 27]. Отсюда земля в художественном мире Платонова предстает как «склад» энергии, имеющий неравномерную структуру: она состоит из «мертвых непроходимых пустынь без признаков залежи энергии» и

Как полагают: А. Зверев (Крушение утопии // Иностр. лит. 1988. № 11), А. Гольдштейн (Скромное обаяние социализма. Неосентиментализм в советской литературе тридцатых годов // Новое лит. обозр. 1993. № 4), М. Геллер (Андрей Платонов в поисках счастья. Париж, 1982), X. Гюнтер (Жанровые проблемы утопии и «Чевенгур» А, Платонова // Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. М„ 1991), 0. Лазаренко (Вперед смотрящие. О романах-утопиях 0. Хаксли, Дж. Оруэлла, А. Платонова // Подъем. 1991. № 9), Э. Маркштейн (Дом и котлован, или Мнимая реализация утопии // Андрей Платонов, Мир творчества. М., 1994), А. Мерк (К проблеме антиутопических стратегий в романе «Чевенгур» // «Страна философов» Андрея Платонова. М„ 1995, Вып. 2), 0. Митина (Миф и символ в жанровой структуре антиутопии А. Платонова «Котлован» // Размышления о жанре. М„ 1992), Э. Найман (Из истины не существует выхода: А, Платонов между двух утопий // Новое лит. обозр. 1994. № 9), Т. Новикова (Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: Андрей Платонов и западный утопический роман // Вестн. Моск. ун-та. Сер, 9: Филология. 1997. № 1),

энергетических месторождений в виде нефти, угля, газа, урана. Правда, мысль о тотально живом «веществе вселенной» несовместима с идеей об «энергетическом месторождении», допускающей существование каких-то элементов Вселенной, лишенных энергии (жизни). Выход Платонов находит в предположении, что наше представление об отсутствии у того или иного элемента энергии объясняется тем, что мы еще не открыли способ восприятия и использования этих незнакомых видов энергии, которые в таких элементах заключены. Более того, исходя из примерного равенства течения времени и параметров пространства окружающего нас мира можно сделать предположение, что распределение энергии в «веществе» более или менее равномерное: «...энергия в разных своих силах залегает везде по вселенной и как будто даже равномерно, только она имеет разные, неизвестные нам пока формы», - пишет Платонов в 1920 г. [2, с. 49]. Вернадский считал, что вся Вселенная пронизана видами энергии и лучами, но человеку доступна пока что лишь малая их часть. «Из невидимых излучений нам известны пока немногие. Мы едва начинаем сознавать их разнообразие, понимать отрывочность и неполноту наших представлений об окружающем и проникающем нас в биосфере мире излучений, об их основном, с трудом постижимом уму...» [1, с. 7], «их учет и их понимание дело будущего» [1, с. 15]. И Платонов полагал, что пока еще в нашем стремлении добыть энергию бесполезно расходуется «драгоценная красная кровь жизни» [2, с. 153]. В будущем же будет преодолена онтологическая отделенность человека от энергетики Земли, человек научится управлять процессами «окисления» и тем самым сможет придавать им прямой и обратный характер, оправдывая характеристику человека как существа «прямого и обратного действия». Человеческое тело, переходя в землю, может иметь и обратный маршрут - из земли в человеческое тело, «другим путем: через возвратные химические процессы» [2, с. 153], которые окажутся подвластны человеку.

Рассуждения Платонова о химических процессах, идущих в живых веществах и в мире, вызывают ассоциации с концепцией «живого вещества», предложенной Вернадским. «Химическая энергия биосферы - в ее действенной форме -выявляется из лучистой энергии солнца совокупностью живых организмов земли - ее живым веществом» [1, с. 17-18]. В попытке объединения энергетических сил человека и Вселенной Платонов в 1921 г. создает проект атомной электростанции, он пишет о «невиданной энергии радия» надеясь, что в будущем окажется возможно «превращать лучеиспускание этого металла в... электричество» [2, с. 149]. Пока что человечество

использует микроскопическую часть энергетики Вселенной, отвечая на ее использование недопустимо малым вложением в нее нашего телесного и сознательного потенциала. В настоящее время человек принимает лишь одну десятую всех известных ему видов энергии. «Космические излучения вечно и непрерывно льют на лик земли мощный поток сил, придающий совершенно особый, новый характер частям планеты, граничащим с космическим пространством» [1, с. 9], в результате чего биосфера, включая человека, «получает во всем своем строении новые, необычные и неизвестные для земного вещества свойства», с другой стороны, «лик земли выявляет... новую, измененную космическими силами, картину земной поверхности», пишет Вернадский [1, с. 9]. Именно эта «устаревшая картина земной поверхности» и есть главная проблема человека, расплачивающегося за это социальными проблемами, и главное - смертью и безысходностью своего бытия.

Живые организмы Вернадский, а вслед за ним и Платонов, описывал как живой аккумулятор, способный накапливать и передавать энергию. «Можно рассматривать всю эту часть живой природы как дальнейшее развитие одного и того же процесса превращения солнечной световой энергии в действенную энергию земли. Животные и грибы скопляют такие формы богатых азотом тел, которые являются еще более могучими агентами изменения, центрами свободной химической энергии, когда они - при смерти и разрушении организмов или при выходе из них - выходят из термодинамического поля, где они устойчивы, и попадают в биосферу, в иное термодинамическое поле, где они распадаются с выделением энергии» [1, с. 27]. Смерть, таким образом, лишь переход какой-то части «живого вещества» из одного термодинамического поля в другое, при этом совокупная сумма вещества и энергии остается неизменной, меняется лишь их соотношение. Платонов делает вывод: от изменения энергетической заряженности пространства в нашем мире мироздания увеличивается или уменьшается масса «вещества». Этот принцип он последовательно применял в строительстве физических параметров создаваемого им художественного мира.

Например, в условиях энергетического апокалипсиса падает совокупная масса вещества, чья энергетика подорвана энтропией. В соответствии с законом, открытым А. Эйнштейном, предметы уменьшаются в размерах, что не всегда очевидно. поскольку это уменьшение происходит пропорционально «замерзанию». Свойства вещества определяют протяженность пространства Мироздания, и потому оказывается возможно расширить мир нагреванием, спасая его от энтропий-

ного сжимания в одну неподвижную точку. Эта мысль приходит в голову Захару Павловичу в «Чевенгуре»: «...он придумал растянуть мир, когда все дороги до тупика дойдут, - ведь пространство тоже возможно нагреть и отпустить длиннее. как полосовое железо, - и на этом успокоился» [1, с. 53]. Однако в самой природе действуют законы, при которых вещество «сгущается» или «разжижается», меняя свойства времени и пространственные параметры.

Вернадский называл живые существа «трансформаторами энергии», которые улавливают и перераспределяет энергию Солнца, указывая тем самым на космическую функцию любого живого организма, составляющего «покров Земли», включая и человека: «...световой солнечный луч встречает в биосфере на своем пути зеленое растение - освещает трансформатор принесенной им энергии», превращение энергии, таким образом - «свойство живого вещества», его прямая «функция в биосфере» [1, с. 28]. Возрастание «вещественности» окружающего нас мира вовсе не свидетельство возрастания его реальности, скорее наоборот.

Повышение «вещественности» имеет оборотную сторону - редукцию «энергетичности», поэтому неощущение Дванова себя «предметом» [5, с. 60] выражает способность героя Платонова видеть Космос не как внешнее по отношению к нему явление, но как целое, частью которого он является. Для героя-праведника оказывается возможно увидеть прямые результаты такого рода изменений в рамках зависимости массы вещества и физических свойств пространства от энергетической заряженности. Пластичное «вещество», из которого состоит тело праведника, четко реагирует на изменения, недоступные чувственному восприятию:

«- Вы куда? ~ спросил тихо бредущих Шу-м ил и н.

- Мы-то? - произнес один старик, начавший от безнадежности жизни уменьшаться в росте. -Мы куда попало идем...» [5, с. 93] (курсив мой. -К.Б.).'

Поскольку пространство можно измерить количеством единиц скорости света, которые, в свою очередь, есть преображенная энергия, то «вещество мироздания», землю, по которой мы ходим, можно рассматривать как своего рода склад энергии, аккумулятор, подключиться к которому (и подзарядить который) - значит, спастись от смерти и одновременно вернуть Земле ее истинное значение Дома всего человечества. Электрическая энергия и ее прямое воплощение

свет пока что высшая форма энергии, которую знает человек по опыту, хотя ранее Платонов говорил и о других ее видах (ядерная энергия, любовь). Отсюда, уже совершенно забывая кано-

ны истмата, точнее, подминая его своим Новым Евангелием, Платонов делает вывод о том, что история человечества - это разрешение «единого энергетического вопроса», следовательно, коммунизм - слияние человека со светом, столь же полное, какое демонстрируют нам растения: «база мира растений есть свет» [2, с. 178 179]. Следовательно, «из света надо отлить и выточить коммунизм», необходимо сделать «свет также и базой мира человека» [2, с. 179].

Биосфера есть продукт солнечной активности; облик человека, создаваемые им формы общественной организации, его наука и техника «есть создание солнца» [1, с. 10]. Люди трактуются Вернадским как «дети Солнца», буквально повторяя название написанного в русле этих идей произведения Платонова («Потомки Солнца»), здесь писатель присоединяется к мифам и древним верованиям, которые «гораздо ближе к истине, чем думают те, которые видят в тварях земли только эфемерные создания слепых и случайных изменений земного вещества», «твари земли являются созданием сложного космического процесса, необходимой и стройной частью космического механизма, в котором... нет случайности» [1, с. 10]. Герои «Чевенгура» близки к пониманию Вернадским того, что «лучи солнца обуславливают главные черты механизма биосферы... Солнцем в корне переработан и изменен лик земли, пронизана и охвачена биосфера» [1, с. 15]. В процессе этого поглощения биосферой солнечной энергии «превращаются в новые явления - уже земные - все формы лучистой энергии солнца за пределами тех 4.5 ее октав, которые попадают в биосферу» [1, с. 16]. Строители Чевенгура фактически проделывают эксперимент, в рамках которого пытаются практически осуществить эту теорию Вернадского: они, во-первых, подготавливают землю для более эффективного воздействия на нее космической энергии, освобождая ее от мусора и хлама, с другой - меняются сами, получая новые свойства (начинают непосредственно воспринимать радиоволны), в-третьих, активно меняют лик земли, помогая Космосу своими руками (перестановка домов).

Тем самым они как бы реализуют тезис Вер надского, согласно которому человек - это активная часть «живого вещества», с помощью которой оно может переделывать себя не только на уровне «излучений», но и на вещественно-материальном уровне. «Вещество биосферы, благодаря им (излучениям. - К.Б ), проникнуто энергией, оно становится активным, собирает и распределяет в биосфере полученную в форме изучений энергию, превращает ее в конце концов в энергию в земной среде свободную, способную производить работу» [1, с. 9].

Создаваемая космическими лучами поверхность земли, по Вернадскому и согласно логике строителей «Чевенгура», есть не только нагромождение безучастной и мертвой материи, подогреваемой солнцем, но «это область энергии, источник изменения планеты внешними космическими силами» [1, с. 9]. Другими словами, планета как ствол дерева, нарастает и живет своей корой. Человек как активная часть биосферы живет в едином ритме со всем остальным целым, на него распространяется та постоянная «лепка вещества» которая идет под влиянием космических лучей, «лик земли ими меняется, ими в значительной мере лепится» [1, с. 10]. Солнечный луч, по Вернадскому, - постоянно действующий скульптор, формирующий и количество живого на земле, и его разнообразие, и формы организмов, меняющиеся в зависимости от его интенсивности и активности. Метаморфозы, которые происходят с живым организмом из-за изменившейся энергетической ситуации в произведениях Платонова, находят свое объяснение в «Биосфере» Вернадского: «Солнечный луч - носитель космической энергии - не только возбуждает механизм его превращения в химическую, земную, но и создает саму форму трансформаторов, которая является нам в виде живой природы» [1, с. 54], Отсюда становится ясно, что, изменив характер связи Земля - Солнце, можно полностью перестроить поверхность планеты, живое вещество которой не может не отреагировать на новые онтологические условия. В этом и заключается проект строителей «Чевенгура» - проект энергетической гармонии между человеком, Землей и Солнцем.

Этот мотив, ставший сюжетообразующим в романе «Чевенгур», звучит во всех произведениях писателя, начиная с первой его публикации, статьи «Электрификация (Общие вопросы)» (1920). Платонов считал важной развитую систему электрических станцией потому, что они помогут в обмене энергией между человеком, вкладывающим личную энергию своего тела в «материю мироздания», и астрономической системой Земля-Солнце, от которой эта энергия поступает к человеку. С помощью электрификации контакт между человеком и Мирозданием будет гораздо более ясным и интенсивным, считал Платонов. Никакого сочувствия государственным амбициям в проекте электрификации не обнаруживается, зато очевидно желание Платонова улучшить энергетический обмен между человеком и Землей. Но каков характер этого взаимодействия и обмена?

Концепция самодостаточной и гармоничной природы (свойственной идеологии Просвещения) подвергается в «Чевенгуре» жесткой критике. По Платонову, попытка эксплуатировать

окружающее «вещество», не вкладывая в него личную энергию, - путь к гибели («тепловой смерти») в рамках хорошо понятного писателю 2-го закона термодинамики. 1 «Чевенгуре» мы видим художественную реализацию этой идеи: «Завтра у них труда и занятий уже не будет, потому что в Чевенгуре за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием. Занятия же людей были необязательными - по наущению Чепурного Прокофий дал труду специальное толкование, где труд раз навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационно-животным сладострастием, потому что труд способствует происхождению имущества, а имущество - угнетению; но само солнце отпускает людям на жизнь вполне достаточные нормальные пайки» [5, с. 222].

Солнце в «Чевенгуре» оказывается единственной защитой Земли и источником жизни. Энергия Космоса питает умирающее и истощенное вещество и растительность («глину», «песок» и «траву»): «Он шел среди серой грусти облачного дня и глядел в осеннюю землю. Иногда на небе обнажалось солнце, оно прилегало своим светом к траве, песку, мертвой глине и обменивалось с ними чувствами без всякого сознания. Дванову нравилась эта безмолвная дружба солнца и поощрение светом земли» [5, с. 89]. Единственный источник энергии, еще как-то обеспечивающий течение жизни на Земле, в условиях, когда человек истощил себя и плоть Земли неправедными и неразумными поступками, - это Солнце, которое и приветствует Альберт («Мусорный ветер») улыбкой, как своего союзника, в точном соответствии с теми представлениями о солнце как главном источнике пополнения энергией истощенной Земли, которое описывал в своих «энергетических» статьях А. Платонов. Свет является формой проявления высокой энергетики (интенсивности жизни, заряженности) того или иного проявления «вещества мироздания». Тьма и холод - свидетельство низкой энергетики, удаленность от света выдает его гибельность.

Если основа жизни - космическая энергия, и

все проблемы человека - от неверного ее использования, то, следовательно, именно «из света надо отлить и выточить коммунизм», который в риторике Платонова имеет отношение вовсе не к социально-общественному укладу, но к принципиальному бессмертию человека на преображенной Земле [2, с. 178]. В соответствии с этим, по Платонову, необходимо сделать «свет также и базой мира человека». Об этом он пишет в своем прологе к «Чевенгуру» - в статье «Свет и социализм» [2, с. 179]. Эта «база коммунизма», упомянутая в статьях Платонова, осно-5 —

одно - нужен ли труд _

одного

природного самотека?

с Прокофием, с тем, что

будет давать силу бы отсутс ;работа и

с пл у ат атор а м и. чтобы сверх солнечных продук-

[5,

в том,что он

тей, и горячие вычищенные куполы церквей, робко зовущие человека из тени деревьев в пустоту круглой вечности [5, с. 208]. (Словосочетание «круглая вечность» отсылает нас к тем фи-зико-геометрическим конструкциям, которые Платонов встретил в книге ученика Эйнштейна Г. Минковского.)

Согласно этико-энергетической концепции Платонова такого рода преображение за счет средств и сил одной природы невозможно - 2-й закон термодинамики, в юности усвоенный Платоновым на уровне космической гипотезы, не позволяет сделать такое предположение. Общее количество перераспределенной природной энергии остается каждый раз неизменным, поскольку Вселенная равна сама себе в телесно-вещественном отношении. В этом случае лишь человек может за счет выработанной им энергии мысли и претворения ее в творчество (любовь) дать Вселенной тот прибыток энергии, который сдвинет энергетические весы в сторону увеличения жизненной емкости «вещества существования». Свет остается единственной силой, которая в состоянии еще придать этому умирающему миру какую-то ясность и определенность. «Стихия света освещает» Лихтенберга («Мусорный ветер»), умирающего на своей кровати. Людей, которые наряду с солнцем прибавляют энергию умирающей от энтропии Земле, Платонов называл «пролетариат»: «Чепурный всегда с трогательностью чувствовал пролетариат и знал, что он есть на свете в виде неутомимой дружной силы, помогающей солнцу кормить кадры буржуазии, потому что солнца хватает только для сытости...» [5, с. 287].

Попытка установить социализм на Земле с помощью произвольной «очистки», которую осуществляет Чепурный, оказывается провальной в силу того, что она имеет пассивный характер. Из потребителя благ «цивилизации» человек становится потребителем благ природы, в частности энергии Солнца. Человек оказывается потребителем и тем самым отказывает природе в помощи и себе - в высшей свободе творчества.

«- Кто ж у тебя рабочий класс? - спросил Гоп-vi ер.

- Над нами солнце горит, товарищ Гопнер, -тихим голосом сообщил Чепурный. - Раньше эксплуатация своей тенью его загораживала, а у нас нет, и солнце трудится.

- Так ты думаешь - у тебя коммунизм завелся? - снова спросил Гопнер.

Кроме его, ничего гет тсг^р пи Гэпнер, - грустно разъяснил Чепуркьч . усиленно думая, как бы не ошибиться» [э, с. j2ó].

Убийство энергии Солнца, проливающейся на Землю, - основное занятие человека Нового

времени. В «Чевенгуре» мы видим «растрескавшееся» истощенное небо, «из трещин которого вдруг полился черный дождь, - и сразу стало тихо: звон белого солнца замер за горой на тонущих лугах. На лугах стоял горбатый и мочился на маленькое солнце, гаснущее уже само по себе» [5, с. 50]. Попытка с помощью негатива обеспечить позитив, с помощью смерти обеспечить жизнь - парадокс, который оборачивается страшным разочарованием для героев «Чевенгура», провоцирующих «Конец света» и за остановленным временем пытающихся прозреть новое пространство «коммунизма»: «...Пиюся посмотрел и на солнце - глазами гордости и сочувствующей собственности. - Дави, чтоб из камней теперь росло, - с глухим возбуждением прошептал Пиюся... Дави! - еще раз радостно сжал свои кулаки Пиюся - в помощь давлению солнечного света в глину, в камни и в Чевенгур. Но и без Пиюси солнце упиралось в землю сухо и твердо - и земля первая, в слабости изнеможения, потекла соком трав, сыростью суглинков и заволновалась всею волосистой расширенной степью, а солнце только накалялось и каменело от напряженного сухого терпения» [5, с. 264]. Мотив солнечного «давления» на Землю встречается в «Биосфере» Вернадского. Если у Платонова Пиюся призывает солнце «давить» на мертвую природу, заставляя его измениться к лучшему в условиях формируемого здесь энергетического «коммунизма», то Вернадский пишет о «давлении жизни», которое, по сути, есть «передача солнечной силы на земной поверхности» и которое, по мнению Вернадского, не ограничивается отнюдь только жизнью фауны и флоры, но которое человек постоянно чувствует и в «нашей культурной жизни» [!, с. 54].

Отличие платоновской концепции Солнца от концепции Вернадского заключается в том, что у Платонова солнечная энергия не способна сама преобразить природу; ее возможности, как все остальные возможности природы, - ограничены, лишь высший тип энергии Вселенной -человеческая мысль и направленный на борьбу со смертью человеческий труд - способны производить в природе такого рода оживляющее действие. Герой «Чевенгура» начинает понимать это, испытывая метафизический ужас от совершенной им страшной ошибки: «У Пиюси от едкости солнца зачесались десна под зубами. Раньше оно так никогда не всходило, - сравнил в свою пользу Пиюся, - у меня сейчас смелость корябаегся в спине, как от духовой музыки»» [5, с. 264], Земля может спасаться с помощью активного противостояния энтропии всего своего «вещества», включая и вещество «человечества», которое пока что, выстраивая свою «цивилизацию», забывает о своей, предписанной ему кос-

мичеекой историей функции противостояния энтропии и оказывается, напротив, в роли разрушительной, паразитирующей на теле планеты колонии вредных или бесполезных, себе и Мирозданию, существ.

Остановив или, точнее, замедлив течение времени с помощью резкого понижения энергетического потенциала Чевенгура, Чепурный сталкивается с последствиями этого в виде слишком долго продолжающейся ночи и испытывает опасения, появится ли главный источник энергии, питающей Землю, - Солнце: «Что-то долго никак не рассветало, а уж должна быть пора новому дню. Чепурный затих и начал бояться - взойдет ли солнце утром и наступит ли утро когда-нибудь, - ведь нет уже старого мира!» [5, с. 261]. Однако гибель человечества в условиях несущей смерть «чевенгурской ночи, быть может, потушившей мир навеки» [там же], оказывается реальна. Погасившему на Земле все живое и себя человечеству остается надеяться лишь на солнце: «Ведь завтра хорошо будет, если солнце взойдет,

- успокаивал себя Чепурный» [5, с. 261]. Чевен-гурский «самотек», основанный на пассивности человека и грубой эксплуатации Солнца, или пассивное потребительство пищевой Новой истории

- одинаково неприемлемы для писателя, одинаково ведут к апокалипсису, за которым нет для человека никакого «другого света».

Платонов подчеркивает, что для спасения мира от грядущего энтропийного кризиса важно не столько налаживать экономические отношения, сколько попытаться добиться естественности включения человека в единую и многообразную энергетику Вселенной - «найти гармонию между данным характером трудящейся лич-

ности и какой-либо сферой труда» [2, с. 136]. Смысл этой гармонии отнюдь не только в том удовольствии, которое может получить человек от труда, но в той пользе, которую получит от его труда Космос. Более того, труд человека, естественно вливающийся в творческую работу Мироздания, обеспечивает ему спасение. Рассматривая Мироздание и Землю как живые организмы. одно из которых есть часть другого, Платонов и человека считает существом, находящимся в более или менее гармоничных отношениях с целым космическим организмом. «Нам надо слить труд с жизнью, а производственный процесс с физиологическими нормальными функциями организма человека. Чтобы все это было одно» [2, с. 137]. Отсоединенная от других людей и мира личность человека безвозвратно уничтожается «мертвой природой», но в новом единении людей не столько между собой, сколько с объединяющим их всех «веществом существования» «новое живое мощное существо -общество, коллектив, единый организм земной поверхности» [2, с. 137]. Это новое единство людей, фактически означающее снятие всех эти-ко-социальных проблем, терзающих человечество в Новой истории, обеспечивается полнотой связи со всем Космосом, вечность которого оказывается залогом бессмертия человека. Новый преображенный Адам (Второй Иван, Дванов) оказывается неотъемлемой и потому вечной частью единого вещественно-энергетического поля Вселенной, оказываясь инструментом для лепки новой формы «вещества», ду хов но-материального единства «ноосферы» («сферы разума»), как этико-онтологического будущего нашей планеты, предсказанного В.й. Вернадским.

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера. Т. 1-2. Л„ 1926.

2. Платонов А.П. Чутье правды. М., 1990.

3. Платонов А.П. Впрок // Платонов А. Чутье правды. М., 1990,

4. Платонов А.П. Маркун // Платонов А. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1985.

5. Платонов А. Чевенгур. М„ 1988.

М.А. Бологова

МОТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «СИРЕНА - РУСАЛКА» В ПРОЗЕ КОНСТАНТИНА ВАГИНОВА

Кемеровский государственный университет

Образы сирены и русалки и мотивы, с ними связанные, появляются на протяжении всего творчества К. Вагинова, начиная с самых ранних лирических опытов. В прозе большинство женских персонажей, включая эпизодических, наделены сиреиообразными и русалочьими чертами,

что особенно ярко проявляется через аллюзии и реминисценции из русской и западноевропейской литературы и искусства (опера, балет, живопись). В каждом из четырех романов Вагинова и от первого из них («Козлиная песнь») к последнему («Гарпагониана») происходит постепенная мета-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.