Научная статья на тему 'СОХРАНЯЮЩИЕСЯ СПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА'

СОХРАНЯЮЩИЕСЯ СПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САДОВОДСТВО / ОГОРОДНИЧЕСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вакула Анна Ивановна, Анциферова Наталья Александровна, Веселая Татьяна Викторовна

В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с ведением садоводства и огородничества, в частности последние изменения, произошедшие в законодательстве, регулирующем соответствующие правоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMAINING CONTROVERSIAL PROVISIONS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF HORTICULTURE AND HORTICULTURE BY CITIZENS

This article deals with topical issues related to the conduct of horticulture and horticulture, in particular, the latest changes that have occurred in the legislation governing the relevant legal relations.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЯЮЩИЕСЯ СПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА»

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УДК 349.4 ББК 67.40

© 2020 г. Вакула Анна Ивановна,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) кандидат юридических наук. E-mail: vakulaann@rambler.ru

Анциферова Наталья Александровна,

доцент кафедры «Гражданское право» Донского государственного технического университета, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) кандидат юридических наук. E-mail: nata-rui@mail.ru

Веселая Татьяна Викторовна,

доцент кафедры «Гражданское право» Донского государственного технического университета кандидат философских наук. E-mail: t.veselaya@mail.ru

СОХРАНЯЮЩИЕСЯ СПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА

В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с ведением садоводства и огородничества, в частности последние изменения, произошедшие в законодательстве, регулирующем соответствующие правоотношения.

Ключевые слова: садоводство, огородничество, земельный участок, собрание членов некоммерческого товарищества.

Vakula Anna Ivanovna Associate Professor, the Department of Civil Law Disciplines, the Rostov Institute Branch of the Voronezh State University (RPA of the Ministry of Justice of Russia), PhD in Law.

Antsiferova Natalia Alexandrovna Associate Professor, Department of Civil Law, Don State Technical University, PhD in Law; Lecturer, Department of State and Legal Disciplines, the Rostov Institute Branch of the Voronezh State University (RPA of the Ministry of Justice of Russia), PhD in Law.

Veselaya Tatyana Viktorovna Associate Professor, Department of Civil Law, the Don State Technical University, PhD in Philosophy.

REMAINING CONTROVERSIAL PROVISIONS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF HORTICULTURE AND HORTICULTURE BY CITIZENS

This article deals with topical issues related to the conduct of horticulture and horticulture, in particular, the latest changes that have occurred in the legislation governing the relevant legal relations. Keywords: horticulture, gardening, land, meeting of members of a non-profit partnership.

На сегодняшний день основной задачей государства является обеспечение надлежащего нормативно-правового регулирования всех сфер общественной жизни, в том числе и правоотношений, складывающихся в процессе деятельности некоммерческих организаций, одними из которых являются садоводческие и огороднические товарищества.

По официальным данным в России в 2019 г. насчитывается более 90 000 садоводческих и огороднических объединений. Это означает, что их поддержка со стороны органов государственной власти имеет важное экономическое, политическое и социальное значение.

В настоящее время ситуация складывается таким образом, что проблемы садоводов остаются без должного внимания, несмотря на реформы в законодательстве на протяжении многих лет.

В 2019 г. вступил в силу Федеральный закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. Данный законопроект с самого начала был встречен активным сопротивлением общественных организаций, занимающихся проблемами садоводческих объединений, а также профсоюзами садоводов и садоводческими активами.

Более того, юристы, а также большинство

граждан, ведущих садоводство, не понимали сущность грядущих изменений. Это вызвало огромную волну вопросов и обсуждений, научных исследований, проведение конференций и форумов, посвященных обсуждению переходных положений и возникающих проблемных аспектов. Отсутствие в первое время подробных разъяснений относительно новых положений закона, их сложность вызвали непонимание процедуры реализации проекта на практике.

Закон № 217 заменил собой № 66-ФЗ от 15.04.1998, регулирующий на протяжении двадцати лет правоотношения, возникающие внутри такого объединения. На протяжении последних десятилетий власти, граждане и практикующие юристы констатировали существенные несовершенства данного законодательного акта. Некоторые специалисты открыто заявляли о том, что закон неэффективен в своем практическом применении и отличается низким юридико-техническим уровнем.

Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даже своим названием свидетельствует об изменениях, вызванных его появлением [1]. В свою очередь дополнениям было подвергнуто большое количество ранее принятых законодательных актов.

Главной целью данного закона является попытка урегулировать существующие проблемные аспекты, сложившиеся в соответствующих правоотношениях. Анализ содержания нового закона, а также его практическое применение на протяжении периода его действия позволяет отметить, что не все проблемы были решены.

В первую очередь необходимо отметить следующее нововведение, которое породило за собой определенный ряд проблем. Обязанность внесения взносов распространяется на всех членов товарищества, а также на граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории товарищества [2, с. 9-19].

На гражданах, ведущих хозяйство в индивидуальном порядке, стоит остановиться подробнее. Если в действующем законе им уделена лишь одна статья, то в новом их права и обязанности обозначены более подробно.

Указанные лица вправе использовать имущество общего пользования наравне с членами товарищества, внося плату за приобретение, создание и содержание имущества, текущий и капитальный ремонт упомянутого имущества, работы по управлению таким имуществом. В случае невнесения гражданами взносов данная плата взыскивается в судебном порядке.

Однако на стадии судебного взыскания и возникают проблемы. Большинство граждан не заключают с товариществом договор о пользовании объектами инфраструктуры, а иногда и вовсе не переоформляют в товариществе свой участок [3, с. 12-22]. В данном случае становится затруднительным доказательство их обязанности оплаты взносов, а также полностью исключается возможность взыскания задолженности с помощью судебного приказа.

Важным изменением также стало то, что все взносы зачисляются на банковский счет товарищества. Возможно, это шаг был предпринят для борьбы со злоупотреблением своего положения недобросовестными председателями.

Предполагалось, что данное нововведение может повысить доверие граждан и позволит товариществам в полной мере получать положенные взносы. Однако затруднительным стал вопрос о том, кто будет оплачивать обслуживание банковского счета, а также проценты банка за платежи, товарищество или его члены.

Одной из имеющих актуальность тем была и осталась тема поддержки товариществ органами государственной и муниципальной власти. Новым законом была введена 26 статья об обязанности муниципальных органов по разработке программ поддержки садоводов и огородников. Такая программа в свою очередь должна предусматривать не только просветительскую работу в целях популяризации ведения садоводчества, но и введение специального подразделения, обязанностью которого станет реализация политики поддержки садоводства и огородничества.

Первой и важной задачей такой структуры станет разработка возможности организации снабжения товариществ электрической энергией, водой, газом, тепловой энергией [4, с. 4-9]. Ведь на сегодняшний день это очень важные ресурсы для жизни в товариществе, дорогостоящее содержание которых ложится на плечи граждан.

Следующее направление деятельности подразделения - безвозмездное приобретение в государственную и муниципальную собственность имущества общего пользования, а именно электросетевого хозяйства и водоснабжения. Однако на сегодняшний день существует ситуация, когда ресурсоснабжающие организации при официальном запросе взять сети товарищества на баланс, отвечают отказом.

Если внимательно ознакомиться со ст. 26 нового закона, то поддержка ведения садоводства и огородничества - это лишь право государственных органов, а не их обязанность. Поэтому данный вопрос до сих пор остается неразрешенным.

Отметим, что аналогичная статья содержа-

лась и в ранее действующем нормативно-правовом акте. Это может быть связано с тем, что в каждом субъекте нашего государства имеет место различный характер ведения садоводства и огородничества. Так, например, в субъектах России, расположенных на территории северной территории, садоводческие и огороднические объединения практически отсутствуют, в то время как в южных регионах они характеризуются своим активным развитием.

Также следует обратить внимание на то, что оказание финансовой поддержки государственными и муниципальными органами зависит непосредственно от их публично-правового образования.

Таким образом, федеральное законодательство не может вменять в обязанность одинаковый объем оказываемой поддержки органами государственной власти и местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Что касается конкретных мер поддержки, то с принятием закона было поручено соответствующим органам исполнительной власти оказание поддержки гражданам, ведущим садоводство и огородничество. В частности отмечалось, что необходимо развивать и поддерживать эксплуатацию автомобильных дорог, оказывать помощь в передаче электрических сетей, принадлежащих товариществу, на баланс территориальных сетевых организаций, а также применять понижающий коэффициент при установлении тарифов на электрическую энергию для товариществ [5, с. 23-28].

Указанное поручение затрагивает направления деятельности различных федеральных органов исполнительной власти, которые обеспечивают его реализацию в рамках установленных полномочий.

Анализируя вышесказанное, следует констатировать, что при наличии разных нормативно-правовых актов, правоотношения в области ведения садоводческого и огороднического хозяйства по-прежнему остаются слабо урегулированными. Законодательство достаточно противоречиво, нет единообразного подхода к рассмотрению дел, связанных с некоммерческими объединениями. Не всегда удается эффективно разрешать споры между садоводами. С одной стороны мешает слабая законодательная база, с другой - низкая правовая культура данных слоев населения.

Выход видится лишь в принятии дополнительных нормативных актов к действующему закону, которые урегулировали бы отношения садоводов, определили правовое положение соответствующего некоммерческого объединения.

При анализе судебной практики наблюда-

ется, что количество обращений за оказанием юридической помощи садоводами стабильно увеличивается, проблемы усугубляются, а законодательство не совершенствуется. При этом наиболее не урегулированными вопросами являются земельные и имущественные отношения. Помимо этого выявляется много нарушений при проведении общих собраний, при прекращении деятельности председателя и при передаче полномочий вновь избранному руководителю.

Происходящие изменения в жизни общества и страны в целом заставляют законодателя с иной стороны взглянуть на правоотношения с участием садоводов.

Реальность такова, что законопроект в первую очередь должен комплексно урегулировать все вопросы, связанные с вышеуказанными отношениями.

Цивилисты отмечают, что существовавший ранее Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не отвечал интересам постоянно развивающегося гражданского общества, более того, его основные положения устарели и исчерпали себя. Они повлекли за собой понижение эффективности закона, отличаясь низким юридическим уровнем.

Стоит отметить, что садоводческие и огороднические объединения реализуют огромный спектр задач, включающий как рекреационную функцию, так и задачу производства сельхозпродукции, а также не менее актуальную задачу решения жилищной проблемы, поэтому нельзя не уделять достаточного внимания такой важной сфере жизни и деятельности общества.

Несмотря на то, что ФЗ № 217 существенно изменил правоотношения в данной области, он по-прежнему сохраняет спорные моменты, на которые необходимо обращать внимание законодателя. Принятый закон стал результатом сложного компромисса, поэтому его правоприменительная практика во многом зависит от качества подзаконных актов, которые были подготовлены в Правительстве.

Садоводческое и огородническое товарищество создается для содействия гражданам в решении общих хозяйственных задач в ходе ведения соответствующей хозяйственной деятельности [6, с. 18-24]. Однако при детальном изучении Федерального закона, регулирующего деятельность данных объединений, стало очевидным, что он не до конца согласован с другими нормативно-правовыми актами в части создания такого объединения и организации его деятельности в целом.

Таким образом, путем совершенствования

законодательства необходимо создать благоприятные условия для развития дачного хозяйства на территории нашей страны.

В ходе исследования были выявлены некоторые проблемные аспекты, поэтому законодателю следует понимать, что вся нормо-творческая деятельность требует тщательного и консолидированного подхода исполнительной и законодательной власти, а также самого некоммерческого объединения.

Очевидно, что в этой сфере пересекается огромное количество вопросов, начиная от земельных и заканчивая вопросами благоустройства. Результат принятия нового закона на сегодняшний день в большинстве своем выражается в простом переносе всех существовавших проблем из одного законодательного акта в другой.

В условиях сегодняшней модернизации гражданского законодательства приобретает актуальность выбор наиболее оптимальной организационно-правовой формы объединения садоводов и огородников, в которой будут учитываться и частные, и публичные интересы.

Безусловно, важным шагом в данном направлении будет дополнение и более точное

Литература

1. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217 - ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Российская газета. 2017. № 169.

2. Бутовецкий А.И. Садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества как собственники недвижимости (новеллы Гражданского кодекса РФ) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 11.

3. Воронина Н.П., Наумова Г.И. К вопросу об организационно-правовой форме садоводства и огородничества // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. № 9.

4. Квашонкин А.В. Юридические основы деятельности НКО в РФ: история и проблемы законодательства // Вест. Москов. ун-та. 2018. № 4.

5. Король И.Г. Новое правовое регулирование деятельности садоводческих некоммерческих товариществ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 2.

6. Липски С.А. О перспективах законодательства, регулирующих деятельность садоводческих объединений // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. № 1.

7. Шуплецова Ю.И. Некоторые вопросы разрешения земельных споров с участием садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан // Законодательство и экономика. 2019. № 2.

формулирование некоторых статей закона, что позволило бы внести ясность для соответствующих категорий землепользователей и исключить в дальнейшем затруднения в практическом применении норм рассматриваемого законодательного акта.

Таким образом, на сегодняшний день имеет место ситуация, когда правоотношения в области ведения садоводства и огородничества урегулированы слабо, отсутствует единообразный подход к рассмотрению дел, связанных с данными объединениями [7, с. 23-27]. Низкая правовая культура данной категории граждан препятствует эффективному разрешению споров. Обращения за оказанием юридической помощи гражданам увеличивается с каждым годом, что говорит об усугубляющихся проблемах в этой сфере.

Имеющиеся пробелы в законодательстве не позволяют владельцам земельных участков на территории товарищества в полной мере реа-лизовывать свои гражданские права. А между тем важно, чтобы правоотношения в сфере садоводства и огородничества находились под тщательным вниманием государства.

Bibliography

1. Federal law № 217-FL of 29.07.2017 «On the conduct of gardening and gardening by citizens for their own needs and on amendments to certain legislative acts of the RF» // Rossiyskaya Gazeta. 2017. № 169.

2. Butovetsky A.I. Horticultural and horticultural non-profit partnerships as owners of real estate (novels of the Civil code of the RF) // Law. Journal of the Higher school of Economics. 2018. № 11.

3. Voronina N.P., Naumova G.I. On the question of the organizational and legal form of gardening and horticulture // Current problems of Economics and law. 2018. № 9.

4. Kvashonkin A.V. Legal bases of NGO activity in the RF: history and problems of legislation // Bulletin of the Moscow University. 2018. № 4.

5. Korol I.G. New legal regulation of horticultural non-profit partnerships // Actual problems of Humanities and natural Sciences. 2018. № 2.

6. Lipsky S.A. On the prospects of legislation regulating the activities of horticultural associations // land Management, cadastre and land monitoring. 2019. № 1.

7. Shupletsova Yu.I. Some questions of land disputes resolution with participation of horticultural and horticultural non-profit associations of citizens // Legislation and economy. 2019. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.