Сохраним воду чистой
Вырвина Кристина Андреевна, Ермакова Юлия Владимировна
МБДОУ детский сад "Снежинка" Брянского района
Ключевые слова:
экологическое воспитание, экологическая культура, развитие
Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоящими призывами, обращёнными ко всему человечеству и к каждому из людей. Планета Земля, её природа - материки и океаны, зелёный и животный мир - дом человечества. В наши дни обострились экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека (загрязнение воды, воздуха, продуктов питания, мусор). Все мы, ныне живущие в ответе за природу перед нашими потомками, перед историей. Чтобы сохранить природу на Земле, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологических знаний, экологической культуры мы закладываем в детском саду - первом звене непрерывного образования.
В 2015 учебном году наш детский сад «Снежинка» участвовал в программе «ЭкоШкола Зеленый флаг» по теме «Чистая вода». Коллектив МБДОУ, воспитанники, родители активно включились в эту работу.
Какие мы поставили перед собой цели?
• Внести свой небольшой вклад в освобождение воды от загрязнения.
• Пропагандировать идею экономии воды. (Акции, выпуск листовок, плакатов, проведение семинаров для жителей поселка).
• Осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды.
• Выявить утечку чистой воды и провести контроль практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
• Развивать у детей интерес исследовательской деятельности.
• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
• Передавать социальный опыт в сфере влиянии воды на все живое.
В реализации программы «Чистая вода» мы выполнили семь важных шагов:
Шаг 1. «Создание экологического совета». В него вошли дети подготовительной группы, родители, поддерживающие политику бережного отношения к природе, воспитатели группы, администрация поселка.
Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации». Исследование экологической ситуации проводилось по следующим направлениям: - выявление зон экологической опасности; - поход к роднику на территории нашего поселения; - проверка расхода воды, нет ли утечки воды в помещениях ДОУ; - выборочная проверка состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды в жилых домах нашего поселка.
Шаг 3. «Разработка плана действий по снижению нагрузки на водные ресурсы и окружающую среду». В план включены следующие мероприятия: Проведение экологической акции
«Сохраним воду чистой». Создание альбома «Мир воды». Составление схемы «Круговорот воды в природе». Создание памятки «Что почитать детям о воде». Составление картотеки опытов с водой, проведение опытов. Составление памятки «Правила поведения на воде». Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Изготовление плакатов, природоохранных знаков в защиту рек и воды « Мы реки, моря, океаны в обиду не дадим». Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке б мы». Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды». Конкурс рисунков «Как человек использует воду». Экологическая беседа «Вода вокруг нас». Круглый стол «Как мы бережем воду дома».
Шаг 4. «Мониторинг и оценка». Периодический контроль за деятельностью ДОУ осуществляет совет наблюдателей, который состоит из представителей организаций-партнеров. 21 мая 2015 года состоялась конференция, в которой участвовали все члены наблюдательного совета. Мы обсудили выполнение нашего плана действия. Все участники конференции отметили высокий уровень и эффективность проведенных мероприятий и реализации плана. Было высказано ряд предложений и рекомендаций, которые будут учтены при разработке плана на следующий год.
Шаг 5. «Включение экологической тематики в воспитательно - образовательный процесс». Тема воды была включена в годовой план работы на 2014 - 2015 учебный год. В ходе реализации программы «Чистая вода» с детьми был проведен цикл занятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов «Знакомство со свойствами воды», «Путешествие капельки», «Вода вокруг нас», «Водоем и его жители», «Берегите воду». Проводились наблюдения за снегом и водой, как лёд превращается вводу, морозные узоры, дождь, облака. Осуществлялись обзорные экскурсии на водоём. Нами проводилась экспериментально - исследовательская деятельность - опыты: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»; «Вода не имеет формы»; «Вода прозрачная»; «Лёд - это твёрдая вода». На занятиях ИЗО ребята рисовали рисунки по данной тематике.
Шаг 6. «Предоставление информации и сотрудничество».
1. Проведение районного семинара воспитателей детских садов. (Сентябрь; включение в программу «Эко-школа «Зеленый флаг» 5 образовательных учреждений Брянского района)
2. Проведение обучающего семинара для воспитателей и учителей Брянского района, г. Брянска, г.Дятьково.
3. Публикации в «Брянской учительской газете».
4. Общее родительское собрание.
5. Сотрудничество:
• Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
• БОО «Альянс общественных инициатив «Пересвет»»
• Областной эколого-биологический центр.
Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса». Нашей группой разработаны экологические заповеди:
1. Выключайте воду, когда чистите зубы.
2. Краны водопровода всегда плотно закрывай.
3. Смерть каждого ручья перерастет в беду моря. Каждый новый километр сотворенной человеком пустыни - угроза океану и плодородным землям за многие тысячи километров от нее.
4. Сохраняйте родники и реки такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей, внуков и внуков наших внуков.
5. Заботьтесь о чистоте вод. Помните, вода - самое большое богатство на планете, но и самое прихотливое.
6. Приходите на экскурсии к воде пешком и с любовью. Не оставляйте после себя никаких следов, кроме следов ног. Ведите себя так, как в гостях.
7. Не загрязняйте воду нефтепродуктами, особенно при мытье транспорта.
8. Природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица.
9. В больной Природе нельзя оставаться здоровым.
10. Без использования природных богатств обойтись сегодня трудно. Используй их умно. Взял из природы — компенсируй ей чем-то.
11. Соблюдай в природе «правила культурного поведения». Требуй этого от других, разъясняй необходимость их соблюдения.
Результаты реализации проекта «Сохраним воду чистой!».
1. формирование представлений детей о природном объекте воде;
2. формирование познавательного интереса;
3. обогащение словарного запаса;
4. воспитание бережного отношения к воде;
5. привнесение результатов работы в группе в домашние условия;
6. получение знаний детьми о пользе и свойствах воды;
7. расширение у детей кругозора, появление интереса к экспериментальной деятельности;
8. формирование умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению;
9. формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения;
10. появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков. Результаты показали, что в ходе нашего проекта у детей расширились знания о воде, дети познакомились с причинами загрязнения воды, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Отношения родителей и детей стали более близкими, доброжелательными. Родители больше стали уделять внимание к здоровью своих детей, применяя в этом закаливающие водные процедуры.
Практическая значимость проекта «Сохраним воду чистой!» заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.
Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает! Дети узнают, что без воды невозможна жизнь на Земле. Дети смогут объяснить различные состояния воды в природе (снег, град, иней, туман). Дети поймут, что загрязнять окружающую природу нельзя!
Список литературы:
1. Бондаренко Т.М. 2006. "Экологические занятия" учебное пособие для дошкольников. М.
2. Куликовская И.Э. 2005. «Детское экспериментирование». М.
3. Николаева C.Н. 2010. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.
4. ОбуховаЛ.А. 2006. "Экологическое воспитание", Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ. Воронеж