Научная статья на тему 'Сохранилась ли в памяти народа русская интеллигенция как социокультурный феномен?'

Сохранилась ли в памяти народа русская интеллигенция как социокультурный феномен? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
667
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / MEMORY / СЛОЖНЫЙ УМСТВЕННЫЙ ТРУД ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / COMPLEX HIGH QUALIFIED MENTAL LABOR / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наумова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются сущность понятия «интеллигенция», неоднозначное отношение к интеллигенции как в нашем далеком прошлом, так и более близком, анализируются ее главные отличительные признаки, а именно интеллектуально-образовательные, этико-нравственные и культурные, определяется соотношение понятий интеллигенция и интеллектуал, интеллигенция и интеллигентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Does Russian intelligentsia remain in the people memory as a social and cultural phenomenon?

The article discusses the essence of the idea of intelligentsia, the ambiguous attitude towards the intelligentsia in our distant past and more closely. The author analyzes the main features belonging to the intelligentsia: intellectual, educational, ethical, moral and cultural ones, determines the correlation between the concepts of intelligentsia and the intellectual, intelligentsia and intelligence.

Текст научной работы на тему «Сохранилась ли в памяти народа русская интеллигенция как социокультурный феномен?»

Т.В. НАУМОВА кандидат философских наук старший научный сотрудник Института философии РАН'

Сохранилась ли в памяти народа русская интеллигенция как социокультурный феномен?

«На смену старой интеллигенции, быть может, грядет «интеллигенция» новая, которая очистит это имя от накопившихся на нем исторических грехов, сохранив неприкосновенным благородный оттенок его значения»

С.Л. Франк

В течение многих лет советского и постсоветского периода нашей истории интеллигенция как русский социокультурный феномен, ее роль в судьбе России, тревога за ее будущее являются одной из наиболее обсуждаемых проблем в философской, социологической, исторической и культурологической литературе. В дискуссии участвуют как специалисты, непосредственно занимающиеся этой проблемой, так и люди весьма далекие от нее - политики, религиоведы, представители естественных и технических наук.

Ныне особую актуальность приобрела специфическая форма общественного сознания и поведения людей, которая охватывает знания, понимание и отношение людей к историческому прошлому, его взаимосвязь с реальными событиями и процессами возможного их влияния на будущее и отражение в будущем.

Одним из феноменов общественного сознания является историческая память. В самом общем виде - это устойчивая система представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании, «интеллектуальное и эмоциональное отражение событий минувших веков»1. Согласно одной из точек зрения, под исторической памятью понимается

* Наумова Татьяна Владимировна, e-mail: [email protected]

1 Бойков В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // Социологические исследования, 2002, № 8, с. 86.

«определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Историческая память - это процесс сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, государства, страны, отдельной личности с целью его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Историческая память обладает способностью удерживать в сознании людей основные исторические события прошлого. Кроме того, историческая память способна и преувеличивать отдельные моменты

1

исторического прошлого .

В исследовательской литературе по проблеме исторической памяти рассматриваются такие ее формы, как «коммуникативная память», охватывающая воспоминания трех-четырех живущих ныне поколений; «культурная память», соединяющая современность с давним прошлым; «память мягкая» (субъективная), запечатленная в воспоминаниях; «память жесткая», закрепленная в форме разнообразных «мест памяти»; обыденные представления о прошлом2.

Что такое интеллигенция, сохранилась ли ныне память о ней как социокультурном явлении или это давно предано забвению? Опираясь на данное выше определение понятия исторической памяти, мы попробуем ответить на эти непростые вопросы.

Проблема интеллигенции как особого социокультурного феномена всегда привлекала внимание известных представителей русской философской мысли и культуры. В связи с этим отметим, что в первой половине ХХ в. их отношение к интеллигенции было неоднозначным. К примеру, философ С.Н. Булгаков в качестве неизменных и отличительных особенностей русской интеллигенции отмечал ее стремление к спасению человечества от страданий, неизменную готовность на всякие жертвы у лучших ее представителей. Именно жертвенность интеллигенции и составляет неумирающую красоту ее духовного образа. Философ П.И. Новгородцев тоже писал, что «наша великая страна во многом глубоко не-

1 См.: ТощенкоЖ.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история, 2000, № 4, с.4.

2 См.: Леонтьева О.Б. Историческая память и образы прошлого в русской культуре Х1Х-начала ХХ в. Самара, 2011, с. 8-9.

счастлива, но одно в ней здорово, сильно и обещает выход и освобождение - это мысль и порыв ее интеллигенции»1.

Вместе с тем С.Н. Булгаков устами участвующих в диалоге лиц называл интеллигенцию бездарной и пошлой, проклятой, которая погубила Россию. Он считал, что интеллигенция есть одно несчастье для России, и совершенно ей не нужна2. Социолог, публицист А.С. Изгоев (Ланде), говоря о профессиональных качествах современной ему интеллигенции, отмечал, что «средний массовый интеллигент в России ... плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и проч., проч. Его профессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения»3. А.П. Чехов тоже, с одной стороны, считал интеллигенцию милой и интересной, а главное - честной, а с другой - лицемерной, фальшивой, истеричной, невоспитанной, ленивой4.

Нам от советского прошлого досталось представление о том, что с интеллигенцией считались «наверху» и уважительно почитали «внизу». Однако теперь она потеряла свой былой авторитет. Мнение интеллигенции уже больше никого не интересует и никак не влияет на принятие решений, важных для страны. Отношение граждан к интеллигенции существенно изменилось - от «прежнего, трепетного, почтительного и порой восторженного до скептического и уни-жительного, какого она заслуживает сегодня»5. Более того, в начале 90-х гг. был вынесен приговор самой интеллигенции. Можно согласиться с мнением целого ряда исследователей, что к концу ХХ в. интеллигенция как социокультурный феномен отжила свое, практически исчезла6. Ибо интеллигенция не выдержала экзамен ни на интеллектуальную пригодность, ни на нравственную зрелость, ни даже на верность самой себе7.

1 Из глубины. Сб.статей о русской революции. М., 1991, с. 240.

2 См. там же, с. 130, 134, 138.

3 Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М., 2007, с. 156-157.

4 См.: Чехов А.П. Собр. соч. М, 1977, т. 5, с. 113.

5 Толстых В.И. Мы были. Советский человек как он есть. М., 2008, а 483.

6 См.: Тощенко Ж.Т. Гуманитарная интеллигенция: начало конца? Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции // Материалы Всероссийской теоретико-методологической конференции. М., 2008, с. 8.

7 Хоружий С. Две-три России спустя // Лит. газ., 2009, 1-7 апреля; Щипков А. Стыдные тайны старой интеллигенции // Лит. газ., 2012, 6-12 июня.

В связи с этим подчеркнем, что «похороны» интеллигенции происходили уже не раз. Ф.М. Достоевский предсказывал скорый конец интеллигенции после реформы 1861 г. О кончине интеллигенции говорили авторы сборника «Вехи» в начале ХХ в. в связи с реакцией общества на революционные события 1905 г. и те же авторы сборника «Из глубины», пытаясь осмыслить революционные события 1917 г.

Утверждают, что в будущем интеллигенции как русского социокультурного феномена уже не будет. Ей на смену придет новый исторический персонаж - «креативный класс» -прослойка высоко материально обеспеченных людей, занятых интеллектуальным трудом, обладающих высоким интеллектом. От интеллектуалов потребуется только профессиональное совершенствование, уважение национальных ценностей, принципов социальной справедливости и нравственных норм, включая православную этику1. Именно интеллектуалы возьмут на себя социальные функции интеллигенции. Заметим, что о появлении в постиндустриальном обществе класса интеллектуалов говорил социальный философ Р. Дарендорф еще в начале 50-х гг. прошлого века.

В нашей обществоведческой литературе появились работы, в которых вместо понятия «интеллигенция» используют понятие «профессионал», имея в виду совокупность лиц, обладающих уровнем образования, качественно отличающих их от общей массы населения.

Для того чтобы ответить на вопрос: сохранилась ли ныне в памяти народа интеллигенция как социокультурный феномен или о нем забыто в современных российских реалиях, необходимо уточнить понятие и значение слова «интеллигенция». В связи с этим отметим, что понятие «интеллигенция» - одно из наиболее сложных и неоднозначных понятий. Вопрос о том, что такое интеллигенция как таковая и в чем особенности русской интеллигенции был одним из дискуссионных в отечественной мысли конца Х1Х - начала ХХ вв. Как явление понятие интеллигенции вовсе не является интернациональным, так как сложилось именно в России. Видимо, поэтому сегодня высказывается мнение, что интеллигенция - понятие глубоко почвенное и провинциальное.

1 См.: Щипков А. Интеллигенция. Свидетельство о смерти // Лит. газ., 2012, 28 ноября - 4 декабря.

Интеллигенция представляет собой явление типичное только для русской культуры. Интеллигенция обладает специфическими, только ей присущими чертами. По замечанию философа Н.А. Бердяева, русская интеллигенция является особым духовно-социальным образованием. Религиозный мыслитель Г.П. Федотов тоже отмечал уникальность русской интеллигенции. Он говорил, что в западном мире нет такой вещи, которая могла бы быть названа интеллигенцией. Политик, публицист П.Б. Струве считал, что на Западе нет того чувствилища, которое представляет интеллигенция.

Но такого мнения придерживались далеко не все представители русской культуры. Так, историк П.Н. Милюков писал: «Интеллигенция вовсе не есть явление специфически русское, - ведь и в других странах интеллигенция как отдельная общественная группа возникла, как только рост культуры или усложнение общественных задач вместе с усовершенствованием государственно-общественного механизма и демократизации управления создавали потребность в специализации и профессиональной группировке интеллигентского труда. И эволюция интеллигентского духа в других странах представляет ряд любопытных аналогий с нашей историей»1. О наличии у русской интеллигенции общих сущностных признаков с интеллигенцией европейских стран говорили литературовед, языковед Д.Н. Овсяннико-Куликовский и писатель П.Д. Боборыкин.

Понятия, которые отражают новые явления в жизни общества, появляются тогда, когда эти явления уже находятся в определенной стадии развития или в процессе становления. Это в полной мере можно отнести к определению понятия интеллигенции Впервые оно появилось и получило распространение в России, когда после реформы 1861 г. шло становление внесословной, «разночинной», состоящей из различных социальных слоев общества, быстро растущей по численности социальной группы лиц, занятых умственным трудом и получившей в то время название интеллигенции.

Согласно общепринятой в научной литературе точке зрения, авторство понятия интеллигенции принадлежит пи-

1 Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вехи. Интеллигенция в России 1909-1910. М.,1991, с. 297.

сателю либерального направления П.Д. Боборыкину. Он ввел его в русскую журналистику в 1866 г.1. Между тем в философском значении слово «интеллигенция» было известно еще в 20-х гг. Х1Х в. благодаря литературно - философскому кружку Общества «любомудрия», который существовал в Москве в 1823-1825 гг. Слово «интеллигенция» употреблял и А.И. Герцен в 1861 г.

Русское слово «интеллигенция» не совпадает с известным и широко используемым на Западе понятием «интеллектуал», западная интеллектуальная элита, как во многих европейских странах называют человека умственного труда - ученого, врача, инженера и т.п. В связи с этим отметим, что понятия «русская интеллигенция» и «западный интеллектуал» имеют общие корни. Но это не идентичные понятия. Они близки по значению, но различаются по объему. Сходство двух понятий - «русская интеллигенция» и «западный интеллектуал» - состоит в том, что в их основе лежит интеллектуальное начало, а также присущий сознанию интеллигенции и интеллектуала творческий элемент.

Вместе с тем между интеллигенцией и интеллектуалом имеются существенные различия. У интеллигента творческое начало распространяется на все сферы сознания, а не только на деятельность интеллекта. Говоря об интеллектуале, мы имеем в виду, что это человек, который является лишь носителем высокоразвитого интеллекта. Кроме того, интеллигенция и интеллектуал различаются по выполняемым ими социальным функциям. Функции интеллигенции как хранительницы культуры и интеллектуальных достижений гораздо шире, чем функции интеллектуала2.

Понятие интеллигенции не является некоей постоянной величиной, характерной для всего периода ее существования. Содержание понятия «интеллигенция» изменялось в зависимости от того, к какой исторической эпохе относилось происхождение интеллигенции. В прошлом ХХ в. слово «интеллигенция» истолковывалось по-разному. П.Б. Струве рассматривал «русский культурный класс», интел-

1 См.: Боборыкин П.Д. Подгнившие «вехи» // В защиту интеллигенции. Сб. статей. СПб., 1909, с. 129.

2 См.: Кукушкина Е.И. Интеллигенция и ее творческий потенциал (исторический экскурс) // Интеллигенция в диалоге культур. Сб. статей по материалам VIII Международной теоретико-методологической конференции. М, 2007, с. 181.

лигенцию как тип людей определенного мировосприятия,

важной чертой которых было оппозиционное отношение к

1

власти, государству .

В русской культуре интеллигенцию выделяли в особую социальную группу не только по интеллекту и образованию, но в огромной мере и по этическим и аксиологическим критериям, т.е. по сочетанию «мысли и совести». Заметим, что аксиологический критерий при определении границ интеллигенции как особого социокультурного феномена не применялся в научной литературе, в частности, в историографии в советское время. Однако в новой России «взлет интереса к исторической антропологии в российской науке рубежа ХХ-ХХ! вв. способствовал изучению ментальности, картин мира, мифологем самых различных социальных групп, в том числе и интеллигенции»2. Именно интеллигенция, обладая вышеуказанными качествами, берет на себя социальную функцию общественного самосознания от имени и во имя всего народа. Так, экономист М.И. Туган-Барановский под интеллигенцией понимал преимущественно людей определенного социального мировоззрения, определенного морального облика3. Социолог Н.К. Михайловский тоже полагал, что отличительной чертой интеллигенции было «щемящее чувство ответственности перед народом и неоплатного ему долга»4. О том, что интеллигенция - это не только образованная и мыслящая часть общества, создающая и распространяющая общечеловеческие духовные ценности, но и обладающая также морально-нравственными качествами, говорили Д.Н. Овсяннико-Куликовский и историк общественной мысли Р.В. Иванов-Разумник. «.Интеллигенция, - писал Иванов-Разумник, - есть этически - анти - мещанская, социологически - внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь, в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности»5. В нашем далеком прошлом в

1 См.: Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи, с. 207.

2 Леонтьева О.Б. Указ. соч., с. 380.

3 См.: Туган-Барановский М.И. Интеллигенция и социализм // Вехи. Интеллигенция в России. 1909-1910, с. 131.

4 Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. СПб., 1908, т. 5, с. 938.

5 Цит. по: Интеллигенция. Власть. Народ. Антология / Ред.-состав. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М., 1993, с. 76, 80.

массовом сознании интеллигенция ассоциировалась с людьми, в ком высокая культура соединялась с духовностью, кого вдохновляла идея жертвенности.

В научной литературе вопросу о том, является ли русская интеллигенция особым социокультурным феноменом, посвящено множество публикаций - исторических, социологических, культурологических, этических и др. По замечанию М.Ю. Лотмана, от Н.К. Михайловского до А.И. Солженицына было великое множество определений интеллигенции. И до сих пор понятие интеллигенции продолжает оставаться предметом дискуссии среди специалистов различных отраслей знании. Ибо в новых постсоветских реалиях существенно изменились сущность интеллигенции, ее место и роль в обществе, социальный статус.

Определяя значение слова «интеллигенция», прежде всего следует учитывать выполняемые интеллигенцией специфические функции, состоящие в профессиональном занятии сложным умственным трудом высокой квалификации. К тому же - это лица, обладающие и высокими духовно-нравственными качествами. По нашему мнению, интеллигенцию как социокультурный феномен в новой России можно определить как особую социальную группу людей, занятых интеллектуальным трудом, для которых создание духовных и нравственных ценностей, поиски знания и активное участие в их передаче народу являются основной сферой деятельности.

Подчеркнем, что ныне настало другое время. Российская интеллигенция функционирует в стране иной по масштабам, территория которой составляет менее половины нашего недавно существовавшего государства, в обществе с изменившимся жизнеустройством, обликом и системой ценностей.

Как мы уже отмечали, представление об интеллигенции как особом социокультурном явлении неотделимо от интеллектуальной деятельности, являющейся профессиональной принадлежностью данной социальной группы. Недооценка государством и обществом социальной значимости труда интеллигенции, невостребованность в современной России ее профессионального опыта, способностей и умений, высокий уровень жизненных притязаний людей способствовали тому, что в начале 90-х гг. определенная часть интеллигенции ушла из своей сферы деятельности в другие - в бизнес и интегрировалась во властно-бюрократические структуры.

Из отечественной истории известно, что в начале ХХ столетия в массовом сознании интеллигенция ассоциировалась с профессионалами - врачами, учителями, инженерами, деятельность которых была отдана решению проблем народного образования, медицины, оказанию содействия сельскому хозяйству, промышленности. Вместе с тем интеллигенция не была равнодушной к проблемам общественной и политической жизни страны.

Ныне интеллигенция, связавшая жизнь с бизнесом и политикой, в большинстве сохранила свои объективные признаки. Она по-прежнему занята сложным умственным трудом, нередко высокой квалификации. Однако со сменой сферы приложения своего труда у интеллигенции изменились выполняемые ее социальные функции, социальный и профессиональный статус.

Мы полагаем, что та часть интеллигенции, которая сменила прежнюю сферу приложения своего труда, теряет прежнюю социальную и культурную идентификацию, перестает быть просто интеллигенцией. Ибо интеллигенция приобретает качества, которые ей не присущи. Интеллигенция трансформируется в бизнесменов, профессиональных политиков, в чиновников с размером дохода, обеспечивающего им высокий жизненный уровень, осуществляет функции, которые состоят в руководстве и организации бизнеса, политики, государственного управления. Эта часть интеллигенции выполняет «социальный заказ правящих кругов, объективно все чаще и глубже противопоставляет себя интересам общества и интеллигенции»1. И имеет лишь статусно-символический характер. Поэтому эту часть интеллигенции вряд ли можно включить в ее состав как социокультурный феномен. Можно согласиться с мнением, что «интеллигент не может быть богатым, он не может обладать властью, он не может быть администратором. интеллигенты в некотором смысле отказываются от мирского и

2

сосредоточиваются на духовном» .

1 Беленький В.Х. Проблемы идентификации российской интеллигенции // Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации. Материалы международной !Х научной конференции. М.-Улан-Удэ, 2012, т. 1, с. 97.

2 Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. Материалы международной конференции. Неаполь. 1997. Москва-Венеция, 1999, с. 14-15.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой люди, реализующие властные функции и занимающиеся предпринимательством, могут быть причислены к интеллигенции. Все зависит от того, выражают ли они интересы рядовых граждан и насколько деятельность этих

1

людей соответствует критериям нравственности .

Другим важным признаком интеллигенции является то, что это высокообразованная часть общества. В недавнее прошлое нашей страны в большинстве своем интеллигенция обладала огромным интеллектуальным потенциалом. Она получила качественное образование, особенно в области естественных и технических наук и по отечественным, и по западным меркам. Это образование было на уровне передовых стран мира, а по многим позициям его опережало. По мнению некоторых авторов, в массовом сознании поколение интеллигенции советских времен, особенно 80-х гг. прошлого столетия было самым образованным, самым умственно развитым поколением интеллигенции. Однако вряд ли это справедливо по отношению ко всей советской интеллигенции. На качество отечественного образования, особенно в области социального и гуманитарного знания, негативно влияли такие факторы, как стандартизация методов и форм обучения, изоляция от мировой науки, ограниченность информации.

Говоря о современной российской интеллигенции, можно утверждать, что значительную ее часть составляют люди высокого уровня профессионального образования. Вместе с тем надо признать и то, что среди современной российской интеллигенции немало людей, у которых явный дефицит образованности, знаний. А отсюда их неконкурентоспособность, несоответствие требованиям современных реалий. Их профессиональный ресурс недостаточен, чтобы претендовать на право именоваться интеллигенцией.

Принадлежность к интеллигенции как социокультурному феномену предполагает и наличие у нее такого этико-нравственного качества, как интеллигентность. Это понятие было введено русскими мыслителями для характеристики признаков, присущих интеллигенции. Понятие интеллигент-

1 См.: Осинский И.И. Некоторые проблемы идентификации российской интеллигенции // Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации. Материалы IX Международной научной конференции, с. 23-24.

ности нашло свое отражение в работах таких русских мыслителей, как социологи П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, историк общественной мысли Р.В. Иванов-Разумник и др. Интеллигентность представляет собой интегрированное выражение интеллектуальных, культурных, гражданских, этических качеств человека. Это «сплав» природных данных, приобретенных в жизненном опыте знаний и отшлифованных в процессе воспитания чувств»1.

В сознании и памяти народа с интеллигентностью издавна связано представление о гражданском чувстве, высокой нравственности, обширных и разносторонних знаниях. Однако на переломном этапе истории в результате культурной, морально-нравственной деградации в современном российском обществе многие из этих признаков интеллигентности оказались девальвированными. Подтвердились мрачные предсказания П.Б. Струве, который более 100 лет назад говорил о том, что с кризисом и разложением идей социализма неизбежно начнется кризис и разложение самой интеллигенции.

Интеллигентность вовсе не является монополией только людей интеллектуальных профессий, которые, по словам. К. Маркса, монополизировали интеллигентность. Цитируя П. Лаврова, Р.В. Иванов-Разумник подчеркивал, «что ни одна наиболее «культурная» профессия не дает еще патента 2

на «интеллигентность» .

В контексте рассматриваемой проблемы важно и определение соотношения понятий «интеллект» и «интеллигентность». Эти понятия хотя и близкие, но между ними нельзя ставить знак равенства. Не всякий интеллектуал является интеллигентом, как и не всякий интеллигент оказывается интеллектуалом. Можно согласиться с В.И. Толстых в том, что «нельзя сводить интеллигентность к образованности, знанию иностранных языков и любви к музыке и поэзии»3.

В сознании и памяти народа интеллигент был носителем высоких морально-нравственных и духовных качеств, человеком порядочным, душевно благородным. В нашем далеком прошлом эти черты русской интеллигенции передава-

1 Кукушкина Е.И. Указ. соч., с. 13.

2 Цит. по: Интеллигенция. Власть. Народ, с. 77.

3 Толстых В.И. Указ. соч, с. 519.

лись из поколения в поколение, по словам А.С. Изгоева, через семью, школу, университет.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов романтизацию дореволюционной российской интеллигенции. Интеллигенция совершала ошибки, для нее были характерны и расколы, и метания. Но дореволюционная русская интеллигенция при всех разломах и катаклизмах, как правило, сохраняла свое достоинство и интеллигентность Она служила обществу и народу, выражала его интересы и чаяния, добивалась от властей элементарных человеческих прав и свобод для простого народа, готова была пожертвовать личным благополучием ради общественного блага. Дореволюционная русская интеллигенция чувствовала свою ответственность не только за то, в чем она непосредственно не участвовала, но и за то, что совершалось помимо ее воли и желания. Поэтому ее нередко называли «кающейся».

Многое и разное можно сказать и об интеллигенции нашего, недавно ушедшего советского прошлого. Она была очень разноликой и противоречивой. Но при этом интеллигенция не была равнодушна и безразлична к тому, что происходило в стране. Такой в значительной степени она остается в памяти народа и сегодня.

В отличие от старой русской и советской интеллигенции у определенной части образованного сословия новой России, тех, кого принято причислять к интеллигенции, нередко отсутствует такое качество, как интеллигентность. Подтверждением этому может служить то, что интеллигенция не только не кается, но и оправдывает себя за содеянное. Речь идет о радикальных реформах начала 90-х гг. в том виде, в котором они были проведены и за которые так ратовала либерально настроенная часть интеллигенции.

На совести интеллигенции достаточно много ошибок и провалов, вызвавших усиление социальной напряженности и обострение конфликтов в обществе. В памяти народа определенная часть современной российской интеллигенции ассоциируется с разрушением старого. Однако реально она ничего нового не предложила взамен. По этому поводу можно привести слова правоведа И.А. Покровского, сказанные почти сто лет назад: «Наша интеллигенция... должна признаться, что в нынешних тяжелых испытаниях она оказалась несостоятельной. полузнающей, а иногда и вовсе не знающей того, за разрешение чего она так смело бра-

лась»1 К тому же в результате радикальных преобразований в стране многие проблемы у нас стали еще острее, чем до их начала. Невольно вспоминаются слова С.Н. Булгакова о том, что интеллигенция «развила огромную разрушительную энергию, но ее созидательные силы оказались далеко слабее разрушительных»2. В начале ХХ в. русские мыслители - авторы «Вех» предупреждали интеллигенцию относительно возможных последствий их разрушительного воздействия на общество, которые могут привести к самым непредсказуемым результатам и последствиям.

Чтобы облагородить современную российскую интеллигенцию, представителей этого слоя общества стали называть «полуинтеллигенцией». Живший в другую эпоху Н.А. Бердяев в отличие от интеллигенции в общенациональном, общеисторическом смысле этого слова называл такую интеллигенцию «интеллигентщиной». Ибо ее характеризуют «инертность мысли и консерватизм чувств .косность в основном душевном укладе»3 .

Оценивая действия интеллигенции, в том числе и современной, влияние которое она оказывает на развитие общества, надо учитывать «личное представление о современниках... или информацию, которая связана с краткосрочной памятью, сформированной у значительной части населения под влиянием среды. На современников переносится вся ответственность за трудности, переживаемые сейчас Россией»4. Поэтому было бы несправедливо обвинять современную российскую интеллигенцию во всех грехах. Вне всякого сомнения, в период радикальной переделки всех структур российского общества интеллигенции (не только либерально настроенной) удалось разбудить общественное сознание, преодолеть социальное безразличие. Она добилась личной свободы и свободы творчества. И сейчас среди российской интеллигенции есть люди, которые ощущают свою причастность к социальной и духовной жизни России, думают «не только о своих собственных интересах, но и об интересах всей страны»5.

1 Покровский И.А. Перуново заклятье // Из глубины. Сб. статей о русской революции, с. 270.

2 Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции, с. 58.

3 Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи, с. 33.

4 ТощенкоЖ.Т. Указ. соч, с. 9.

5 Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции, с. 159.

Возвращаясь к вопросу о причинах отсутствия сегодня у определенной части интеллигенции такого качества, как интеллигентность, следует, прежде всего, сказать о чрезвычайно быстром росте численности интеллигенции в наше недавнее прошлое. На рубеже Х!Х-ХХ в. интеллигенция составляла относительно небольшой слой населения. Согласно первой переписи населения Российской империи 1897 г., общее количество лиц, занятых умственным трудом, было менее 1 млн. человек. Затем их численность стремительно увеличивалась и во второй половине ХХ столетия число лиц, занятых в интеллектуальной сфере деятельности, составляло более 37 млн. человек. К слову, ныне интеллигенция является самой многочисленной социальной группой российского общества. Стремительное увеличение численности интеллигенции привело к тому, что интеллектуальная сфера у нас оказалась слишком разросшейся. В ней происходила девальвация социального статуса интеллигенции в обществе. С тех пор ситуация в интеллектуальной сфере приняла такие размеры, которые привели к падению престижа интеллектуального труда и многочисленным социальным деформациям.

На отсутствие у части современной российской интеллигенции такого качества, как интеллигентность определенное влияние оказали неблагоприятные для интеллигенции материальные, правовые, психологические условия жизни и деятельности. Именно они подвергли морально-нравственные качества российской интеллигенции проверке на прочность и заставляют ее серьезно переоценивать ценности.

Сегодня преподавателя мы зачастую не воспринимаем широко образованным человеком, обладающим высокой духовной составляющей, рефлексивной способностью. Да и

«педагогический труд интерпретируется не как служение,

1

но как услуга, наряду с трудом водителя или продавца» . Тоже можно сказать и об интеллигенции, ставшей субъектом властных структур. Для многих из тех, кого власть взяла на службу, власть является средством достижения личных целей. Нельзя не согласиться с утверждением, что, оказавшись на высоких постах, интеллигенция показала, что она глуха к проблемам своих бывших коллег и не

1 Смолин О.Н. Образование - фундамент культуры // Свободная мысль, 2012, № /, с. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

только не отстаивала их интересы, но и нередко действовала вопреки им1.

Что касается самой научной сферы деятельности, то ныне она нередко пополняется людьми (солидными чиновниками и бизнесменами), которые не имеют к науке никакого отношения и входят в нее с помощью примитивного жульничества. Речь идет о процессе купли-продажи ученых степеней и званий на «теневом» рынке со стороны чиновников и бизнесменов. Вряд ли о таких людях можно говорить как о людях, обладающих интеллигентностью.

Что касается интеллигенции, ставшей предпринимателями, особенно крупными, то, как свидетельствуют социологи-2

ческие исследования , значительную часть предпринимателей характеризуют стремление к легкой наживе, непорядочность, нечестность, попрание нравственных основ

Нельзя отрицать того, что сегодня у нас не так много истинных интеллигентов, кого отличает подлинная образованность, отличное воспитание, порядочность. Ныне, являясь интеллигентом по уровню образования, выполняя функции сложного умственного труда, человек зачастую не является им по существу. И вряд ли может претендовать на право именоваться интеллигентом.

Задаваясь вопросом, сохранилась ли в современных российских реалиях память об интеллигенции как специфически русском социокультурном феномене, можно, выражаясь словами С.Н. Булгакова, сказать: «Нет, от интеллигенции нам никуда не уйти. В памяти народа сохранилась интеллигенция в любом смысле этого слова, в том числе, и в прежнем, традиционном, какой понятие интеллигенции имело на протяжении ни одного десятилетия. В сознании народа жива память об интеллигенции как о глубоко порядочных людях, настоящих интеллигентах, как личностях. Правда, их очень мало.

Сегодня интеллигенция в большинстве своем верна своему общественному предназначению: обеспечивать воспитание и образование людей, участвовать в формировании и распространении духовных и нравственных ценностей, наработанных столетиями российской и мировой циви-

1 См.: Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука в современном российском обществе. М., 2010, с. 156.

2 См.: Российская идентичность в условиях трансформации. М., 2005, с. 61.

лизацией, сохранять и развивать культуру. Важно и то, что ныне интеллигенция - это не люди прошлого. И интеллигенция не умерла вслед за крестьянством и рабочим классом, не направилась, как пишут некоторые авторы, по трем направлениям: в эмиграцию, в челноки и в запой. В современной России истинная интеллигенция - это неотделимая от нее социальная реальность. Выражаясь словами философа Ф.А. Степуна, современной России «нужна элита людей. строящая свою жизнь на исповедании правды, готовая на лишения и жертвы. Вот черты старой интел-

1

лигенции, которые должны вернуться в русскую жизнь» .

Наумова Т.В. Сохранилась ли в памяти народа русская интеллигенция как социокультурный феномен? В статье рассматриваются сущность понятия «интеллигенция», неоднозначное отношение к интеллигенции как в нашем далеком прошлом, так и более близком, анализируются ее главные отличительные признаки, а именно интеллектуально-образовательные, этико-нравст-венные и культурные, определяется соотношение понятий интеллигенция и интеллектуал, интеллигенция и интеллигентность.

Ключевые слова: память, сложный умственный труд высокой квалификации, духовно-нравственные качества, интеллект.

Naumova T.V. Does Russian intelligentsia remain in the people memory as a social and cultural phenomenon? The article discusses the essence of the idea of intelligentsia, the ambiguous attitude towards the intelligentsia in our distant past and more closely. The author analyzes the main features belonging to the intelligentsia: intellectuall, educational, ethical, moral and cultural ones, determines the correlation between the concepts of intelligentsia and the intellectual, intelligentsia and intelligence.

Key words: memory, complex high qualified mental labor, spiritual and moral qualities, intelligence.

1 Цит. по: Интеллигенция. Власть. Народ, с. 302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.