Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СКОТОВОДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТОВ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ'

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СКОТОВОДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТОВ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОТОВОДЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УРБАНИЗАЦИЯ / ЯКУТЫ / СЕВЕР / МОЛОДЕЖЬ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Афанасьев А.А.

В данной статье рассматривается проблема скотоводческой культуры народа саха (якуты) из-за урбанизации. Люди, особенно молодежь, сейчас покидает сельскую местность, в связи с этим утрачивается скотоводческая культура саха, которая передавалась из поколения в поколение. До недавнего времени скот был неотъемлемой частью в жизни якутов. В условиях крайнего Севера это была их основная культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSERVATION OF THE TRADITIONAL CATTLE-CULTURAL CULTURE OF THE YAKUTIAN PEOPLE UNDER CONDITIONS OF URBANIZATION

In this article the problem of cattle breeding culture of Sakha people due to urbanization is considered. People, especially young people, are now leaving the countryside, in connection with this, the cattle breeding culture of the sakha is lost, which was passed on from generation to generation. Until recently, livestock was an integral part of the life of the Yakuts. In the extreme North, this was their main culture.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СКОТОВОДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТОВ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ»

УДК 008

Афанасьев А.А. студент магистрант 2 курса, гр. СП-16

ИЯКН СВ РФ, СВФУ Российская Федерация, г. Якутск СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СКОТОВОДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТОВ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема скотоводческой культуры народа саха (якуты) из-за урбанизации. Люди, особенно молодежь, сейчас покидает сельскую местность, в связи с этим утрачивается скотоводческая культура саха, которая передавалась из поколения в поколение. До недавнего времени скот был неотъемлемой частью в жизни якутов. В условиях крайнего Севера это была их основная культура.

Ключевые слова: скотоводческая культура, урбанизация, якуты, Север, молодежь, сельская местность.

Afanasiev A.A.

Second year master student, gr. SD-16 ILCP NE RF, NEFU Russian Federation, Yakutsk CONSERVATION OF THE TRADITIONAL CATTLE-CULTURAL CULTURE OF THE YAKUTIAN PEOPLE UNDER CONDITIONS OF

URBANIZATION

Annotation: In this article the problem of cattle breeding culture of Sakha people due to urbanization is considered. People, especially young people, are now leaving the countryside, in connection with this, the cattle breeding culture of the sakha is lost, which was passed on from generation to generation. Until recently, livestock was an integral part of the life of the Yakuts. In the extreme North, this was their main culture.

Key words: cattle breeding culture, urbanization, yakutian people, North, youth, countryside.

В качестве исследования, в статье взят определенное якутское село и предлагается проектное решение для возрождения скотоводческой культуры якутского народа.

В селе Кутана Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) с населением около 1-й тысячи человек 30 семей содержат скот, в каждой из них в среднем по 10 коров. Проблема в том, что каждая семья, которая содержит скот - люди преклонного возраста, а молодежь продолжает покидать село и всеми мерами заселяется в городах. Подобная картина наблюдается во всех деревнях Якутии. Строящиеся в улусных центрах по государственной программе "Сельская молодежь" деревни не рассчитаны на то, чтобы поселяющаяся в них молодая семья содержала собственный скот -

стоят коробки домов, а в выделенных усадьбах нет места даже для огорода.

В целях попытки реального приостановления темпов этого в целом негативного в результате урбанизации процесса разработан проект по сохранению скотоводческой культуры саха, и базой реализации выбрано село Кутана. Задачи проекта: разработка теоретических основ, поиск путей и механизмов реализации идеи; планомерное претворение проекта в жизнь при его постоянном усовершенствовании, коррекции и прогнозирования результатов; распространение идеи и опыта работы среди молодых семей и детей школьного возраста.

Обращено внимание на определенную семью - это Кузьмины из села Кутана. Супругам по 56 и 57 лет. У них 6 детей, все дети давно окончили школу и разъехались, обзавелись семьями. Младшему сыну 25 года, он работает сварщиком, живет с родителями, женат. Из беседы с ним выявлено, что жить в городе он не планирует, но на вопрос "Планируешь ли ты содержать скот" он немного затрудняется ответить, так как нынешняя работа не позволяет ему это. Сам считает, что содержание скота очень важно и всегда имеет смысл. Проект нацелен именно на таких молодых людей, у которых имеется опыт работы со скотом. Цель проекта - передать им мысль о важности кормящей скотоводческой культуры, убедить в том, что спасение этой многовековой культуры лежит именно на их ответственности.

Таких людей в традиции саха называют "Этех тeнYPгэhэм, что в буквальном смысле означает "Пень на родительском поместье", а в переносном - это как раз те, которые остались держать в руках родительское наследие, не оставили заброшенным родительское гнездо, их священный очаг, отчий дом. Названные категории есть те концепты, на которые опирается наш проект. Одновременно это константы традиционной скотоводческой культуры саха. Этех - это родительское, родовое поместье, усадьба, центральное место малой родины якутов саха. И современные сельчане свою усадьбу на селе называют этим словом "етех".

Спасение же скотоводческой культуры зависит не только от грантовой или государственной поддержки, а именно от тех людей, которые лично волнуются и болеют за это дело. На первое место выходит духовно-нравственная сторона вопроса. Стержнем, сердцевиной скотоводческой культуры является любовь и тяга к скоту, то есть субъект-субъектное отношение между человеком и домашним животным. Инициатива здесь исходит от человека - как и любой объект живой природы, скот отзывается с благодарностью к человеку, оказывающему к нему внимание, уход, ласку, и даже уважение его достоинства.

Идея проекта заключается в том, чтобы вызвать мотивацию, пробудить ментальные установки у людей относительно сохранения традиционной скотоводческой культуры. Таковыми людьми на наш взгляд являются, во-первых, упомянутые выше "етех те^ргэстэрэ дьон", во-вторых, сельские дети с дошкольного возраста.

Механизмы реализации идеи проекта: озадачивание сельчан судьбой

скотоводческой культуры саха; духовная и экономическая мотивация участников проекта; пробуждение ментальных установок коренных скотоводов саха; системное приобщение участников проекта к обрядовой части скотоводства, их инкультурация в традиционную среду исконных скотоводов; средства литературы и искусства в области освещения данной сферы жизни человека; эмоционально-нравственная сфера человеческой сущности в отношении к домашним животным и скоту; энтузиазм и профессиональная компетентность проектанта; привлечение этнопедагогического потенциала наслега и родовых кланов как родовой общины. Нужны энтузиасты и профессионально компетентные специалисты, смотрящие на проблему с позиции взаимодействия культуры, общества и природы.

Восприятие нашими предками себя как части природы, понимание своей обязанности платить природе за ее блага, человеческое отношение к своим братьям меньшим, к домашнему скоту - это есть те точки опоры, которые потерял современный человек.

Проект указывает три основных направления обращения к внутреннему миру участника проекта - к его Духу, Душе и Телу:

- Приобщение к обрядовой части скотоводческой культуры направлено к интеллектуально-духовной сфере человека.

- Знакомство с литературными шедеврами, где открывается мир человеческого гуманного трогательно доверительного общения с домашним скотом, затрагивает душевные нити человека.

- Ежемесячные обрядовые семейные трапезы и национальная кухня укрепляют физическое здоровье детей, они привыкают к традиционной натуральной пище, это становится их пожизненной потребностью.

Предлагаем Модель функционирования скотоводческих семейных хозяйств: Первое поколение семьи скотоводов - Выращивание второго поколения - Отбор претендента на роль продолжателя семейного хозяйства "втвх твHYргэhэ" - Сохранение домашнего скота вторым поколением - Передача домашнего скота третьему поколению - Переход в режим традиционной межпоколенной передачи культурного опыта скотоводов и их образа жизни.

Использованные источники:

1. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Будущее коренных народов Республики Саха (Якутия). Новосибирск, 2014. - 232 с.

2. Николаев С.И. XXI век урбанизации // Сомоготто: Сборник статей. Якутск, 2012. С. 600-601.

3. Народонаселение Якутии: аспекты развития : монография / С.И. Сивцева. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2013. - 200 с.

4. Дробижева Л.М., Арутюнова Е.М., Бравин А.Д., Кузнецов И.М., Перебоева М.А., Рыжова С.В., Яковлева Э.Я. Идентичность и консолидационный ресурс жителей Республики Саха (Якутия) // Информ.-аналит. бюл. Ин-та социологии РАН. - 2012. - №4. - С. 4-96.

5. Республика Саха (Якутия) - 2050: Форсайт-исследование / Е.И. Михайлова, В.С. Ефимов, У.С. Борисова, А.В. Лаптева, А.Т. Набережная, Н.В. Саввина, В.М. Саввинов, С.А. Сукнёва, М.П. Федоров, К.М. Яковлева. -Якутск: Изд. дом Сев.-Вост. федерал. ун-та, 2014. - 184 с.

6. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Михайлова Е.И. Археология, этнография и антропология Евразии. Том 43, №4, 2015.

УДК 34

Ахмадиева А. А. студент 4 курса юридический факультет научный руководитель: Ерохина Е.В., к.юр.н.

доцент

Оренбургский Государственный Университет

Россия, г. Оренбург

ПРАВО РЕБЕНКА НА ИМЯ ПО ЕВРОПЕЙСКОМУ ПРАВУ

Аннотация: Данная статья посвящена основным аспектам рассмотрения нарушений прав ребенка на имя по европейскому праву. Был проведен анализ практики Европейского суда по правам человека.

Ключевые слова: права ребенка; имя; фамилия; запрещенные имена; Европейский суд по правам человека.

Akhmadieva A.A.

4 year, Law Faculty Orenburg State University Russia, Orenburg

THE CHILD'S RIGHT TO NAME THE LAW OF THE EUROPEAN

Summary: This article is devoted to the main aspects of the consideration of violations of the rights of the child in the name of European law. An analysis of the practice of the European court of human rights was carried out.

Key words: rights of the child; name; surname; prohibited names; European court of human rights.

Имя является одним из самых важных способов индивидуализации человека в обществе. Право на имя - это личное неимущественное право каждого человека. Неотъемлемым правом ребенка является его право получить от родителей имя, отчество и фамилию. Данное право нашло свое отражение во многих международных документах. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. «ребенок должен быть зарегистрирован сразу после рождения и с момента рождения имеет право на имя и сохранение своей индивидуальности» [1]. Национальное законодательство, в свою очередь, закрепляет и в дальнейшем совершенствует положения о правах ребенка на имя, устанавливает механизм его реализации. В соответствии п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.