Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЗА РУБЕЖ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ РЕГУЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН СНГ)'

СОХРАНЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЗА РУБЕЖ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ РЕГУЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН СНГ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ / ПРИОБРЕТЕННЫЕ ПРАВА / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колотова Н. В.

Проблема сохранения пенсионных прав при переезде за рубеж рассмотрена на примере стран, входящих в СНГ. Приводятся законодательство национальных государств и международные соглашения, заключенные между этими странами. Показано, что регулирование пенсионных прав как приобретенных прав является важной основой региональной интеграции, а также отвечает страховой природе пенсионных прав, которые не должны зависеть от гражданства и места жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE OF PENSION RIGHTS WHEN MOVING ABOARD: INTERNATIONAL AND NATIONAL LEVELS OF REGULATION (THE CIS MEMBER STATES AS AN EXAMPLE)

The problem of maintenance of pension rights when moving abroad is considered using the example of CIS countries. The legislation of national states and international agreements concluded between these countries are given. It is shown that the regulation of pension rights as acquired rightsis an important basis for regional integration, and also corresponds to the insurance nature of pension rights, which should not depend on citizenship and place of residence.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЗА РУБЕЖ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ РЕГУЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН СНГ)»

ЕСТНИК Колотова Н. В.

УНИВЕРСИТЕТА Сохранение пенсионных прав при переезде за рубеж:

УНИВЕРСИТЕТА _

имени o.e. кутафина(мгюА) международный и национальный уровни регулирования

Сохранение пенсионных прав при переезде за рубеж: международный и национальный уровни регулирования (на примере стран СНГ)

Аннотация. Проблема сохранения пенсионных прав при переезде за рубеж рассмотрена на примере стран, входящих в СНГ. Приводятся законодательство национальных государств и международные соглашения, заключенные между этими странами. Показано, что регулирование пенсионных прав как приобретенных прав является важной основой региональной интеграции, а также отвечает страховой природе пенсионных прав, которые не должны зависеть от гражданства и места жительства.

Ключевые слова: сохранение пенсионных прав, соотечественники за рубежом, приобретенные права, Содружество независимых государств (СНГ).

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.97.9.113-121

NATALIA V. KOLOTOVA, Leading researcher, Acting Head of Department of Human Rights, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Cand. Sci. (Law), Associate Professor kolotova.n@gmail.com 10, ul. Znamenka, Moscow, Russia, 119019 Maintenance of Pension Rights when Moving aboard: International and National Levels of Regulation (the CIS Member States as an Example) Abstract. The problem of maintenance of pension rights when moving abroad is considered using the example of CIS countries. The legislation of national states and international agreements concluded between these countries are given. It is shown that the regulation of pension rights as acquired rightsis an important basis for regional integration, and also corresponds to the insurance nature of pension rights, which should not depend on citizenship and place of residence. Keywords: maintenance of pension rights, compatriots living abord, acquired rights, Commonwealth of Independent States (CIS).

Наталья Валерьевна КОЛОТОВА,

ведущий научный сотрудник,

и.о. заведующего сектором прав человека Института государства и права

Российской академии наук, кандидат юридических наук, доцент kolotova.n@gmail.com 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10

© Н. В. Колотова, 2022

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Происходящие повсеместно активные миграционные процессы актуализируют вопрос о сохранении за лицом приобретенных и находящихся в стадии приобретения прав. Сохранение пенсионных прав при переезде в другую страну позволяет любому человеку свободно передвигаться по миру, не опасаясь потерять заработанные ранее права и преимущества.

Международные документы уделяют этому вопросу специальное внимание и определяют общие стандарты, согласно которым возможность лица воспользоваться заработанными ранее правами не должна зависеть от места жительства. Сообразуясь с ними, многие национальные государства закрепляют в своем законодательстве правила «экспорта» пенсий при выезде гражданина за рубеж.

С юридической точки зрения необходимость сохранения пенсионных прав вне зависимости от места жительства и гражданства приобретшего их лица вытекает из принципа недискриминации, который в отношении социальных и экономических прав запрещен п. 2 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах1. Такой подход диктует и комплексная природа пенсионных прав, благодаря которой они формируются как за счет государственных средств, так и на основании вклада лица в программы социального страхования.

Комитет по экономическим и социальным правам ООН пояснил, что право на социальное обеспечение формируется либо при помощи долевого участия или страхования, что предполагает обязательные взносы бенефициаров, работодателей, а иногда и государства; либо через универсальные или целевые программы социальной помощи, не предполагающие предварительных взносов2.

Эти два пути предоставления социального блага различаются между собой не только по источникам финансирования, но и по юридическому содержанию складывающихся отношений. У получателей страховых пенсий эти отношения будут возмездными, поскольку работающие лица, уплачивающие страховые взносы, приобретают право на пенсию только при условии их полной выплаты, тогда как оказание государственной социальной помощи носит безвозмездный и алиментарный характер3.

Конституционный Суд РФ охарактеризовал пенсионные права как права, производные от трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые заработаны предшествующим трудом и выполнением значимых для общества обязанностей. Пенсионные права — трудовые по своей природе, и они не могут быть связаны с условием постоянного проживания пенсионера в стране: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо, которому назначена пенсия, — в России или за ее пределами4.

1 Ведомости Верховного Совета СССР 1976. № 17. Ст. 291.

2 Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Замечание общего порядка № 19 (2007). Право на социальное обеспечение (ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). П. 4 // База данных договорных органов ООН. URL: https://www.ohchr.org/ru/treaty-bodies/human-rights-treaty-bodies-general-comments (дата обращения: 22.06.2022).

3 Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. М., 2019. С. 61—62.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 г. № 18-П. Абз. 2, 5 п. 4 // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3003.

ЕСТНИК Колотова Н. В.

УНИВЕРСИТЕТА Сохранение пенсионных прав при переезде за рубеж:

УНИВЕРСИТЕТА _ _

имени o.e. кугафина(мгюА) международный и национальный уровни регулирования

Этот подход не распространяется на сохранение государственной помощи и социальных пенсий, выплачиваемых на безвозмездной основе. Такие выплаты за редким исключением не экспортируются в другую страну, сохранять все социальные пособия и льготы для соотечественников за рубежом могут себе позволить только экономически развитые страны5.

Таким образом, пенсионные права являются правами, приобретаемыми своим трудом, и не обусловлены местом жительства пенсионера. Термин «приобретенные права» широко используется судебными органами. С его помощью Конституционный Суд РФ обосновывает принцип предсказуемости законодательной политики, доверия граждан к действиям власти, включает в себя законные ожидания граждан на то, что приобретенные ими на основании действующего законодательства права будут уважаться властями и будут реализованы (п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П)6.

Система сохранения социальных прав функционирует на двух уровнях: национальном, где устанавливаются общие правила получения пенсий при переезде на постоянное место жительства за пределы государства, и международном, реализуемом путем заключения многосторонних или двусторонних соглашений о взаимном сохранении приобретенных прав и учете приобретаемых прав7.

Международная система сотрудничества по сохранению приобретенных прав начала складываться с появлением регулирования Международной организации труда (МОТ). Первая многосторонняя конвенция на эту тему была принята еще в 1935 г.8 В ней предусматривалось, что при назначении пенсии страховые учреждения страны-участницы учитывают стаж работы, приобретенный в другой стране независимо от гражданства лица, а размер выплат будет зависеть от общей продолжительности стажа (ст. 3).

Конвенция № 48 положила начало формированию международной системы сохранения пенсионных прав при переселении и определила основные принципы ее функционирования. Она относится к числу действующих, хотя ее положения были пересмотрены в 1982 г. Конвенцией МОТ № 1579. Обе конвенции формируют общий порядок заключения межгосударственных соглашений по поводу

И

Е

См./ Варламова Н. В., Васильева Т. А., Сорокина Е. А., Талапина Э. В., Чехарина В. И.

5

Диаспоры и государства происхождения: позитивный опыт взаимодействия // Вестник

СГ I

РУДН. Серия : Юридические науки. 2022. Т. 26. № 2. С. 288—290. СЗ РФ. 2004. № 6. Ст. 450.

Чирков С. А. Сохранение пенсионных прав граждан при их переселении в другие страны:

теоретические основы // Российский ежегодник трудового права. 2010. № 5. С. 501. ^ С

Конвенция МОТ «Об установлении системы международного сотрудничества по сохра- I И

нению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери

кормильца». Принята Генеральной конференцией труда 4 июня 1935 г. // Конвенции и

рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919—1956 гг. Женева :

Международное бюро труда. 1991. Т. 1. С. 259—323. Ь 1

Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав 1 Е

в области социального обеспечения» от 21 июня 1982 г. // Конвенции и рекомендации, Е ^

принятые Международной конференцией труда. 1957—1990 гг. Т. 2. С. 1999—2036. ПРАВО

>

6

3

Э

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

сохранения приобретенных прав с целью обеспечения свободы передвижения и развития трудовой миграции.

Конвенция № 157 для сохранения приобретенных прав при переезде также использует механизм суммирования периодов страхования, работы по найму или проживания. Ее положения могут касаться различных отраслей социального обеспечения, в отношении которых государство обязуется выполнять установленные обязательства (ст. 2), но не распространяются на государственных служащих, жертв войны, а также на системы социальной и медицинской помощи (п. 4 ст. 2). Особое значение уделяется пенсиям по инвалидности, старости, потере кормильца, а также в случае трудового увечья или профессионального заболевания.

Общие нормы Конвенции № 157 конкретизирует Рекомендация МОТ № 167 с таким же названием10. В ней уточняется, что распределение расходов между сторонами осуществляется по их выбору, либо на основе пропорционального распределения, либо методом интеграции (ст. 7). Первый метод предусматривает, что стороны будут исчислять и выплачивать пенсию по своему законодательству и исходя из приобретенного на своей территории стажа (ст. 8), распределяя расходы по выплате пенсий пропорционально его продолжительности.

Второй метод применим в двух вариантах. По методу интеграции, связанному с проживанием, лицо имеет право на назначение пенсии по законодательству государства, на территории которого оно проживает, даже если этот стаж заработан на территории другой страны (ст. 14).

По методу интеграции, связанному с наступлением страхового случая, при назначении пенсии будет применяться законодательство той страны, которое использовалось на момент наступления нетрудоспособности с последующей инвалидностью или смертью (ст. 15). Применение метода интеграции предполагает высокий уровень гармонизации законодательств договаривающихся сторон, в большей степени свойственный государствам одного региона, поэтому он еще называется территориальным.

Тем самым международные документы призывают государства регулировать вопрос об обеспечении приобретенных пенсионных прав гражданам, проживающим на территории других государств, путем заключения межгосударственных соглашений. В случае отсутствия таких договоренностей будут действовать общие правила, установленные национальным законодательством.

Рассмотрим, как действует двухуровневая система сохранения пенсионных прав на примере стран, входящих в Содружество Независимых Государств. СНГ в данном случае используется как пример большого регионального сообщества с изначально высоким уровнем интеграции, на территории которого долгое время действовала единая пенсионная система, а внешней трудовой миграции практически не было, в связи с чем не возникала проблема сохранения приобретенных социальных прав. Специалисты полагают, что именно по этой причине в СССР не было необходимости ратифицировать конвенции МОТ в области социального обеспечения11.

10 Рекомендация МОТ № 167 от 20 июня 1983 г. «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального страхования» // Конвенции и рекомендации, принятые 1У1еждународной конференцией труда. 1957—1990. Т. 2. С. 1999—2030.

11 Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. М., 2019. С. 96.

в

ЕСТНИК Колотова Н. В.

УНИВЕРСИТЕТА Сохранение пенсионных прав при переезде за рубеж: 117

имени o.e. кугафина(мгюА) международный и национальный уровни регулирования

В законодательстве всех стран СНГ с разной степенью детализации говорится о пенсионных правах лиц, выезжающих за рубеж на постоянное место жительства, хотя большинство таких норм появилось совсем недавно. Законами определяются общие правила начисления пенсий при переезде в страну, с которой не заключено межгосударственное соглашение по соответствующему вопросу. Часто встречается норма о разовой выплате пенсии лицу, выезжающему на постоянное место жительства в другую страну, за 6 месяцев вперед (в Киргизской Республике — за 3 месяца). Другой порядок установлен в Республике Казахстан: здесь выплата пенсий и пособий выезжающим производится по месяц снятия с регистрации по месту жительства12.

Вопрос о дальнейшем начислении пенсий в случае выезда граждан за рубеж на постоянное место жительства решается по-разному. В некоторых странах установлено, что выплаты в этом случае больше не производятся. Так, условием получения пенсий для граждан Армении, имеющих двойное гражданство, является их постоянное или преимущественное проживание в Республике Армения13. Прекращается выплата пенсий при переезде на постоянное место жительства гражданам Казахстана. Выезд пенсионера за рубеж Туркменистана является основанием для прекращения выплат основной пенсии и пенсионных накоплений по накопительной системе14.

В некоторых государствах выплате подлежат только отдельные виды пенсий. В Кыргызской Республике гражданам за границей выплачиваются только пенсии, назначенные вследствие трудового увечья или профессионального заболевания15, порядок их перевода в другие страны устанавливается Правительством Кыргызстана16. Специальный порядок существует для выплаты пенсий гражданам, переезжающим из Киргизии в Россию17. В Узбекистане за время пребывания граждан

12 Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан от 21 июня

2013 г П. 42 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2013. № 10—11. Ст. 55. Р

13 Закон Республики Армения от 30 декабря 2010 г № 03P-243. П. 1 ст. 7 // База законо- В дательства СНГ. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=48961 (дата обращения:

24 июня 2022 г.). Кодекс Туркмени

Ст. 43, 50 // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2012. № 3—4. Ст. 91.

5

Е

Кодекс Туркменистана о социальной защите населения от 19 октября 2012 г. № 340.

Ь I

Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном пенсионном социальном

страховании» от 30 июня 1997 г. № 57. П. 1 ст. 33 // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргыз- д

ской Республики. 1997. № 8. Ст. 392. I

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 9 марта 1993 г. № 73 «О поряд- ^ П

ке перевода пенсий, назначенных вследствие трудового увечья или профессионального I И

заболевания, в другую страну» // Централизованный банк данных правовой информации

Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/

ш-ш/36099 (дата обращения: 1 июля 2022 г.). А □

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 15 января 2006 г. № 17 «Об Ь 1

утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам Кыргызской Республи- 1 Е

ки, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства в Российскую Федера- Е ^

цию» // Централизованный банк данных правовой информации Министерства юстиции ПРАВО

>

14

15

17

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

за границей выплачиваются только пенсии, назначенные вследствие трудового увечья или профессионального заболевания18.

В Беларуси с 2010 г. действует порядок19, согласно которому гражданам, выезжающим за пределы Республики Беларусь, выплачиваются все виды назначенных пенсий, при этом для граждан, выехавших из страны до 1 августа 2006 г. сохраняются ранее установленные правила — им будут начисляться только трудовые пенсии по инвалидности, связанной с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и по случаю потери кормильца вследствие указанных причин. Также выплачиваются пенсии гражданам, выехавшим из страны до 1 января 1993 г.

В Республике Таджикистан лицам, выехавшим за ее пределы, вне зависимости от сохранения или смены гражданства по новому месту жительства, выплачиваются страховые пенсии (страховая и накопительная части) и признается право собственности на пенсионные накопления, а расходы по переводу сумм пенсии за границу возлагаются на получателя20.

В Российской Федерации основным документом, регулирующим выплату пенсий соотечественникам за рубежом, в настоящее время является Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации»21. Он сменил Закон РФ от 2 июля 1993 г. № 5318-1 с таким же названием22.

По данным Пенсионного фонда РФ, в настоящее время выплачиваются пенсии 337 тысячам граждан России, проживающих в 133 странах мира23. В России могут выплачиваться за рубеж страховые пенсии24, пенсии по государственному

Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/57031?cl=ru-ru (дата обращения: 1 июля 2022 г.).

18 Закон Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 г. № 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Ст. 64 // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1993. № 9. Ст. 338.

19 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 августа 2010 г. № 1158 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выехавшим (выезжающим) на постоянное место жительство за пределы Республики Беларусь» // URL: https:// belzakon.net/законодательство/постановление_Совета_Министров_РБ/2010/61604.

20 Закон Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях» от 12 января 2010 г. № 595. Ст. 50 и 56 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2010. № 1. С. 19.

21 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

22 Закон РФ от 2 июля 1993 г. № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1233.

23 Официальный портал Пенсионного Фонда РФ. URL: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/ pensionres/pens_zagran/ (дата обращения: 29 июня 2022 г.).

24 Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386 // СЗ РФ. № 52 (ч. I). Ст. 7774.

ЕСТНИК Колотова Н. В. л Л О

УНИВЕРСИТЕТА Сохранение пенсионных прав при переезде за рубеж:

УНИВЕРСИТЕТА _ _

имени o.e. кугафина(мгюА) международный и национальный уровни регулирования

пенсионному обеспечению, за исключением социальных пенсий25, доплаты к пенсиям, связанные с трудовой деятельностью (летчикам, шахтерам, за особые заслуги, ядерщикам), дополнительное ежемесячное материальное обеспечение ветеранам Великой Отечественной войны.

Таким образом, регулирование сохранения пенсий выезжающим пенсионерам в странах СНГ не основано на общем порядке. Некоторые страны не продолжают выплаты, руководствуясь ограниченным количеством материальных ресурсов, в пределах которых страна может обеспечивать социальные программы. В любом случае, если договором страны предусмотрены иные правила, будут применяться правила международного договора. Именно поэтому заключение межгосударственных соглашений — приоритетный порядок регулирования таких вопросов, который позволяет наилучшим образом защитить приобретенные права пенсионеров вне зависимости от страны проживания.

До недавнего времени в странах СНГ такие договоры заключались преимущественно по интеграционному (территориальному) типу. Основным из них было многостороннее Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (1992)26, по которому пенсии назначались и выплачивались государством постоянного проживания лица независимо от его гражданства без взаимных расчетов между странами (ст. 3, 6)27. Действие договора не распространялось на военнослужащих (ст. 2).

Соглашение успешно выполняло задачу учета интересов тех поколений граждан, которые имели стаж работы в СССР. Но за время его действия пенсионные системы во всех странах претерпели серьезные и неодинаковые трансформации, изменилась форма региональной интеграции28. В целом подход, используемый в Соглашении, перестал соответствовать современным реалиям. Россия денонсировала Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, соответствующий Федеральный закон вступил в действие 30 июня 2022 г.29 П

В последнее время государства СНГ заключают договоры о сохранении пенсионных и других социальных прав, основанные на пропорциональном принципе

И

Е

25 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». П. 3.3 ст. 24 // СЗ РФ. № 51. Ст. 4831.

26 Бюллетень международных договоров. 1993. № 4.

27 См., например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от д 24 января 2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения», построенный

на пропорциональном подходе // СЗ РФ. 2007. № 15. Ст. 1715. ^П

28 Пояснительная записка к законопроекту № 9967-8 «О денонсации Российской Феде- j И рацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/99667-8 (дата обраще- А □ ния: 11 июня 2022 г.). bj

29 Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией j Е Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Незави- Е ^ симых Государств в области пенсионного обеспечения» // СЗ РФ. 2022. № 24. Ст. 3935. ПРАВО

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

(Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся стран — участниц ЕАЭС 2019 г.30, двусторонние договоры России с Таджикистаном31, Беларусью и др.). Новый коллективный договор ЕАЭС вызвал широкое обсуждение темы сохранения пенсионных прав. Исследователи отмечали, что соглашения такого (пропорционального) типа больше отвечают современным условиям и способствуют защите пенсионных прав их граждан32.

Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся стран — участниц ЕАЭС точно определяет виды пенсий, на которые распространяются его нормы в каждой стране-участнице. В Армении это трудовая и обязательная накопительная пенсии; в Беларуси — трудовая пенсия (кроме пенсий за выслугу лет военнослужащим, государственным служащим и приравненным к ним лицам); в Казахстане — пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счет сформированных пенсионных взносов, а также единовременная выплата наследникам; в Кыргызской Республике — пенсии по государственному социальному страхованию, накопительная часть пенсии и выплаты из средств государственного накопительного пенсионного фонда; в Российской Федерации — страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии и доплата к ней, накопительная пенсия (ст. 2).

Таким образом, Соглашение предусматривает сохранение при переезде внутри стран ЕАЭС любых приобретенных пенсий, кроме социальных, которые назначаются в порядке государственного вспомоществования и не обладают страховой природой или долевым участием.

Соглашение устанавливает систему сохранения пенсионных прав на территории ЕАЭС смешанного, пропорционально-интеграционного типа. Пропорциональный метод определяет способ реализации пенсионных прав для пенсий, которые будут назначаться за стаж работы после вступления его в силу. За стаж работы, приобретенный до его вступления в силу, пенсии продолжают выплачиваться по старым правилам — либо в соответствии с законодательством государств-членов, либо по интеграционному методу, предусмотренному Соглашением о гарантиях прав государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения; а для Республики Беларусь и Российской Федерации — по Договору о сотрудничестве в области социального обеспечения (ст. 12).

30 СЗ РФ. 2021. № 11. Ст. 1716.

31 Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2021 г. № 2048-р «О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» // СЗ РФ. 2021. № 31. Ст. 2048. Договор вынесен на ратификацию.

32 См.: Акатнова М. И. Сохранение права на пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов ЕАЭС // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 11. С. 152—158 ; Мишальченко Ю. В., Платонова Л. А., Торопыгин А. В. Пенсионное обеспечение граждан ЕАЭС и Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь // Европейская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 3. С. 67—77 ; Анбрехт Т. А., Елфимова О. С. Пенсионное обеспечение трудящихся-мигрантов государств — членов ЕАЭС // Евразийский юридический журнал. 2019. № 9 (136). С. 19—22.

ЕСТНИК Колотова Н. В. пл

УНИВЕРСИТЕТА Сохранение пенсионных прав при переезде за рубеж: |21

УНИВЕРСИТЕТА _ _

имени o.e. кугафина(мгюА) международный и национальный уровни регулирования

Анализ принятого ЕЭАС Соглашения о пенсионном обеспечении показывает, что региональную интеграцию в современном мире трудно представить без эффективного функционирования системы сохранения пенсионных прав, которая является важной гарантией реализации приобретенных социальных прав. При этом необходимо учитывать, что международные соглашения не унифицируют пенсионное законодательство и правила выплаты пенсий за рубеж стран — участниц договоров.

Таким образом, система сохранения пенсионных прав продолжает действовать на двух уровнях: национальное законодательство устанавливает общие подходы к выплатам при переезде граждан за рубеж. Они действуют для случаев переезда пенсионеров в страны, с которыми не установлены договорные отношения в области пенсионного обеспечения. И двусторонние, и многосторонние межгосударственные соглашения, которые определяют систему взаимных договоренностей по учету пенсионных и некоторых других социальных прав, что является более эффективным способом их защиты и гарантией получения пенсионных прав в полном объеме.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акатнова М. И. Сохранение права на пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов ЕАЭС // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 11. — С. 152—158.

2. Анбрехт Т. А., Елфимова О. С. Пенсионное обеспечение трудящихся-мигрантов государств — членов ЕАЭС // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 9 (136). — С. 19—22.

3. Варламова Н. В., Васильева Т. А., Сорокина Е. А., Талапина Э. В., Чехари-на В. И. Диаспоры и государства происхождения: позитивный опыт взаимодействия // Вестник РУДН. — Серия : Юридические науки. — 2022. — Т. 26. — П № 2. — С. 267—296.

4. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2019.

5. Мишальченко Ю. В., Платонова Л. А., Торопыгин А. В. Пенсионное обеспечение граждан ЕАЭС и Союзного государства Российской Федерации и

Республики Беларусь // Европейская интеграция: экономика, право, поли- °

тика. — 2020. — № 3. — С. 67—77.

6. Чирков С. А. Сохранение пенсионных прав граждан при их переселении в

другие страны: теоретические основы // Российский ежегодник трудового

■п

права. — 2010. — № 5. — С. 495—518.

Ц

Ьн

НЕ □ m

m S

ПРАВО

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.