Научная статья на тему 'Сохранение и трансляция культурно-исторического наследия украинских переселенцев на юге Красноярского края'

Сохранение и трансляция культурно-исторического наследия украинских переселенцев на юге Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ И ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ / PRESERVATION AND TRANSLATION OF CULTURE / CULTURE OF UKRAINIAN IMMIGRANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русина Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме сохранения и трансляции культурно-исторического наследия украинских переселенцев юга Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation and translation of cultural and historical heritage of Ukrainian immigrants in the south of Krasnoyarsk region

The article is devoted to the problem of preservation and translation of a cultural and historical heritage of Ukrainian immigrants in the south of Krasnoyarsk region

Текст научной работы на тему «Сохранение и трансляция культурно-исторического наследия украинских переселенцев на юге Красноярского края»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УКД 71.0

Н. В. РУСИНА

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

СОХРАНЕНИЕ И ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ЮГЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Статья посвящена проблеме сохранения и трансляции культурно-исторического наследия украинских переселенцев юга Красноярского края.

Ключевые слова: сохранение и трансляция культуры, культура украинских переселенцев.

Поскольку на сегодняшний день в российской действительности недостаточно реализуется государственная программа по сохранению и развитию культур этнических диаспор, обеспечивающих культурное многообразие страны, следует признать данную проблему требующей особого внимания. В последние годы способы сохранения культуры этнической диаспоры значительно расширились благодаря новому политическому мышлению, международному туризму и средствам массовой коммуникации. Увеличивается количество людей, готовых духовно осваивать ценности культуры этнической диаспоры. Кроме того, большие возможности предоставляют информационные технологии: компьютерные банки данных создают условия для реализации памяти культуры (и этнической диаспоры в том числе). Такие способы сохранения культуры, как консервация, реставрация, реабилитация, реконструкция, резервация способствуют реализации установки на сохранение и возрождение культурных ценностей народа. Но

наиболее сложный, однако, и наиболее важный и надежный путь сохранения культуры этнической диаспоры заключается, на наш взгляд, в создании условий для непрерывной, постоянно действующей традиции. Создание максимально благоприятных условий всем народам, населяющим Россию, может быть осуществлено через решение следующих задач: организация и разработка общенациональных и целевых программ с целью регуляции отношения к культурам разных народов и групп; проведение эколого-культурных экспертиз; создание системы научного, кадрового и материально-технического обеспечения этой сферы.

В связи с вышесказанным, следует обратить внимание на уникальность Российской Федерации, представляющую совокупность регионов, имеющих свои культурные особенности. При этом этническая культура переселенцев одного этноса в разных регионах будет различаться. Поэтому изучение уникальности и своеобразия этнических культур пере-

селенцев разных регионов может быть реализовано через понятие областное культуроведение, которое раскроет своеобразие локальных территориальнопоселенческих образований [1]. Представленная во многих исследованиях проблема сохранения и развития культуры этнических диаспор может решаться через институциональный аспект (деятельность музеев, научно-исследовательская деятельность, совершенствование системы образования). Причем музей в решении этой проблемы занимает особое место. Представленные в музее экспозиции раскрывают информационный потенциал предметов, музей организует и координирует деятельность людей по сохранению знания о прошлом, его передаче, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Музейные комплексы сегодня многими исследователями рассматриваются как наиболее значимые учреждения культуры, запускающие важные механизмы трансляции и сохранения предшествующих этапов культурного развития. Для сохранения и развития культуры этнической диаспоры важна ориентация на «музей места», который позволяет развивать те традиции, которые сложились в конкретном регионе, а не стремиться к всеобщему стереотипу. Известно, что в определенных конкретно-исторических условиях и конкретно-исторической среде гораздо легче и доступнее демонстрировать истоки и факторы формирования культуры этнической диаспоры, ее связь с другими культурами данного региона. Латентной функцией музея можно считать функцию культурной ориентации и идентификации, проявляющуюся на общественном (этническая, национальная, общечеловеческая), групповом (профессиональная, классовая, конфессиональная и проч.) и личностном уровнях. Эта функция служит делу объединения и самопознания сообществ, групп, личностей при осмыслении ими культурного наследия [2].

Сегодня южный регион Красноярского края представляет собой конгломерат различных этнических групп, стремящихся сохранить свое уникальное культурное наследие и осуществляющих различного рода деятельность по его сохранению. В процессе исторического формирования культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края можно выделить три этапа. Первый этап — сам процесс переселения украинцев на территорию юга Красноярского края, адаптация культуры к условиям вмещающего ее ландшафта. Второй — основной этап — процесс формирования культуры как системы с присущими ей основными системными характеристиками. Третий этап — процесс функционирования культуры в современных условиях трансформирующего общества, когда культура этнической диаспоры выполняет компенсирующие функции. Успешная адаптация украинских переселенцев к иной природно-географической, иноэтнической и инокультурной среде способствовала формированию уникального культурного своеобразия украинских переселенцев. Можно говорить о сложившейся культуре диаспоры, не являющейся собственно украинской, но и не относящейся к сибирской культуре. Это исторически сформировавшаяся и функционирующая система, свойства которой позволили не погибнуть, а трансформироваться, «впустить» через свои границы только те инновации (модерн), которые не позволят ее ассимилироваться, активизировав при этом архаическое. В структуре культуры украинской диаспоры материнские элементы материальной культуры сохранены в большей степени, нежели элементы

духовной культуры. Практически во всех аспектах материальной культуры можно увидеть присутствие архаического, собственно украинского (даже если оно несколько изменено в технологии, материалах). В местах компактного проживания украинцев в духовной сфере произошли менее глубокие изменения, нежели в семьях украинцев, проживающих изолированно. Люди стараются сохранить свою культуру: организуются школьные музеи, песенные коллективы, возрождаются традиции проведения обрядов.

Процесс изучения, сохранения и трансляции культурно-исторического наследия украинских переселенцев является одним из направлений по формированию поликультурного пространства в регионе. В процессе сохранения и развития культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края кроме музеев, задействованы и многие другие институты. Нами представлен анализ решения проблемы сохранения историко-культурного наследия украинских переселенцев организациями разного уровня и различной сферы деятельности: национально-культурная автономия «Украина», историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Хакасский государственный университет им. Катанова, общеобразовательная школа с. Новополтавка.

Общественная организация — национально-культурное общество «Украина» было создано в апреле 1992 года. В программе работы национально-культурного общества — открытие украинской школы, проведение культурно-просветительских вечеров, установление культурных связей с соплеменниками, контакты с Гостелерадио Украины, создание национального хора. Многое из этой программы на сегодняшний день уже реализовано, ряд проектов (открытие школы, издание газеты на украинском языке) еще не осуществлены по причине недостаточного финансирования. Одной из важных задач национальнокультурной автономии «Украина» является создание культурного центра «Украшский .щм» («Украинский дом»). Сегодня при обществе функционирует украинская библиотека, организуются литературные выставки. При поддержке краевого управления культуры создан хор «Барвинок»[3].

Музей «Шушенское», известный в России как музей, посвященный ссылке В. И. Ленина, бережно сохраняя «ленинскую тематику», развивается сегодня в русле новой концепции — как историко-этнографический музей-заповедник. В 29 домах и усадьбах, расположенных на территории музея, с этнографической точностью воссозданы условия жизни и занятий крестьян, проживающих на данной территории в Х1Х — ХХвв. В музее показаны подсобные ремесла и промыслы: охота, рыболовство, ткачество, плетение из лозы, изготовление бочек, колес, телег, саней, выделки кожи [4]. Сегодня историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», сохраняя традиции, активно включается в программы «конструирования будущего» — становится научно-образовательным центром, осуществляя серьезную научно-исследовательскую, воспитательную, научно-методическую и просветительскую деятельность. Деятельность музея направленная на сохранение украинской культуры переселенцев (как и других культур данного региона) представлена работой детского музейного центра, выставочной деятельностью, методической работой, разработкой и восстановлением предметов материальной культуры украинских переселенцев. Образовательная деятельность историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» представлена, прежде всего, проведением экскурсионной работы.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Экскурсоводы знакомят посетителей с особенностями жизни сибирской деревни конца XIX — нач. XX вв. Содержание экскурсии включает в себя информацию об истории переселения разных этнических групп на территорию юга Красноярского края (немцы, поляки, эстонцы, русские, украинцы), об особенностях материальной и духовной культуры переселенцев, о современных поселениях их потомков. Особо следует отметить такое направление в работе музея как создание детского музейного центра, который вырос из обычного просветительского кружка. Создание «живой» детской мастерской привело к тому, что сегодня, занимаясь в четырех мастерских (роспись по дереву, ткачество, бисероплетение, гончарное искусство), дети знакомятся с образцами народной культуры, приобретают навыки практической работы. Технологию росписи по дереву или изготовление керамических изделий дети могут демонстрировать во время театрализованных представлений и праздников, а также исполняя роль демонстратора при проведении экскурсии экскурсоводом. Педагоги ориентируют детей на формирование у них разносторонних представлений об истории региона и жизни населяющих его людей. Осуществляют сотрудники центра и методическую работу. Создаются и разрабатываются учебные программы, методические рекомендации по проведению мероприятий с целью знакомства детей с переселенческой культурой (экскурсия «Как рубашка в поле выросла», «Полотняное чудо», «Льняное превращение», «Тайна старинного послания», «История сибирского ткачества»). Разработаны для посетителей сценарии проведения сибирской свадьбы (украинской, белорусской, русской, немецкой). По желанию молодоженов работники воспроизводят свадебный ритуал, согласно всем особенностям данной переселенческой группы. Жених и невеста одеваются в костюмы, выполненные музейными работниками с исторической и этнографической точностью. Проходит свадебная церемония в специально созданном музейными работниками доме. Реконструированный дом с печью позволяет готовить национальные блюда с соблюдением традиций. Кроме свадебных церемоний в гостевом доме проводятся и другие праздники, позволяющие демонстрировать специфические особенности приготовления пищи того или иного народа. Работает в музее и народный хор. Участники хора — представители всех культур, находящиеся на данной территории (казаки, немцы, украинцы, русские). Участниками хора совместно с музейными работниками выполнены народные костюмы на основе бытовавших в период массовых переселений. Специфика репертуара заключается в исполнении народных песен жителей разных этнических групп, проживающих на юге Красноярского края.

Таким образом, музей помогает сохранить культурное наследие для потомков и открыть культурное наследие для современников. Музей помогает решить проблемы адаптации человека к условиям нового тысячелетия. В самобытном мире музея посетитель вступает в диалог культур, понимает необходимость и значимость сохранения культуры своих предков, преодолевает вероятные стереотипы и внутренние культурные барьеры. Образовательная деятельность музея ориентирована на будущее и предполагает комплексное решение задач поликультурного воспитания молодежи.

Одним из примеров сохранения и развития культуры украинских переселенцев является деятельность школьного комплексно-краеведческого музея с. Новополтавка Ермаковского района Красноярс-

кого края. Становление школьного музея началось с образования фонда со сбора подлинных материалов с 1970 года. В начале 80-х годов музею присвоено звание «Школьный музей». С марта 2000 года руководителем школьного музея является учитель истории А. В. Логинов Задачи деятельности комплексно-краеведческого музея: охрана и пропаганда памятников истории и культуры родного края; организация и проведение культурно-просветительной работы в селе; совершенствование учебно-воспитательного процесса в детских образовательных учреждениях. В настоящее время фонд музея составляет более 450 экспонатов. Ежегодно ученики совместно с учителями организовывают поисковые группы с целью изучения истории и культуры своего района и пополнения фондов музея. Так, за последние три года собран теоретический и вещественный материал по темам: «Становление села Новополтавка», «Особенности строения изб на селе», «Традиционные виды одежды у жителей Новополтавки», «Развитие народного промысла и ремесла на селе», «Особенности народного прикладного искусства в с. Новополтавка». По каждой из тем создан видеофильм, который учителя используют на уроках истории, литературы, технологии при реализации национально-регионального компонента содержания образования. Ценным представляется исследование школьников строительной технологии домов-дворов с.Новополтавка. Ученики пытаются исследовать дореволюционные строения, синтезирующие в себе сибирские и украинские технологии резьбы по дереву.

Существенную помощь оказывает поисковая группа школьного комплексно-краеведческого музея и сельскому хору. Записывая тексты и мелодии у старожилов села, они пополняют репертуар украинскими песнями, которые хор исполняет на разных культурных мероприятиях в селе, а так же гастролируя по району. Музей часто выступает организатором проведения различных культурных мероприятий в селе, которые также способствуют формированию культурных ценностей, осознанию необходимости сохранения своей культуры у жителей села. Так, под руководством музея были проведены выставки икон, имевшихся у жителей села, старинных монет, семейных реликвий.

Следует отметить и активную работу районных государственных архивов, оказывающих помощь в составлении достоверной родословной семей. Так, на страницах районной газеты «Эхо Турана» (Красно-туранский район), «Тубинские вести» (Курагинский район) публикуются семейные родословные жителей районов (русских, украинцев, эстонцев, немцев и др.). Также публикуются архивные материалы по истории заселения региона, образовании сел, культурных особенностях переселенцев. Подобная работа организована в разных населенных пунктах юга Красноярского края, что позволяет говорить о достаточно высокой степени понимания и осознания жителями необходимости сохранения культуры своих предков.

Деятельность государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» можно представить несколькими направлениями работы. Первое — научное сотрудничество и совместная деятельность с учреждениями культуры Республики Хакасия и юга Красноярского края, прежде всего с музеями позволяет содействовать развитию традиционного и современного декоративно-прикладного искусства в регионе, поддерживать возрождение народных

ремесел и художественных промыслов, способствовать повышению воспитательного и развивающего потенциала образовательного пространства республики, прежде всего, в направлении формирования общей и национальной культуры населения, формирования этнического самосознания, поликуль-турного воспитания и нравственно-эстетического развития подрастающих поколений. Начиная с 1999 года преподаватели и студенты кафедры совместно с научными работниками Шушенского историко-этнографического музея заповедника (Г. Н. Степанова, Т. Н. Галенковская) осуществляли этнографические экспедиции в места компактного проживания украинских переселенцев. Преподаватели и сотрудники музея изучали культурные особенности местного населения, собирали экспонаты. Так, преподавателями в семье украинских переселенцев были обнаружены мужские и женские рукавицы с древним славянским орнаментом. Найдено и изучено большое количество текстильных изделий (полотенца, рубахи, половики, фартуки). Большее количество найденных и описанных экспонатов украинской культуры размещается сейчас в фондах Шушенского историко-этнографического музея-заповедника, ряд экспонатов находится на кафедре декоративно-прикладного искусства Института искусств Хакасского государственного университета. Этнографические поездки преподавателей и студентов кафедры позволяют не просто изучать культуру украинских переселенцев, но и вести активную работу по ее сохранению и развитию. Так, преподавателями кафедры разработан курс «Художественные промыслы Сибири», в котором отражены виды промыслов переселенческих групп.

Вторым, направлением в этой работы является использование результатов исследовательской работы преподавателей и студентов при дипломном проектировании. Ряд дипломных работ студентов кафедры выполнен на основе изучения украинской культуры и культуры украинских переселенцев. Студентами исследуются и воспроизводятся технологии традиционных украинских промыслов (вышивка, ткачество, вязание, ковроткачество). Дипломные проекты получают высокую оценку на конкурсах и фестивалях различного уровня.

Третьим. направлением в работе по изучению и сохранению переселенческой культуры украинцев является разработка студентами и преподавателями кафедры сувенирной продукции. Студенты проектируют и реализуют предметы декоративно-прикладного искусства (салфетки, ладанки, дорожки, скатерти и др.) со славянской тематикой в целом и украинской в частности.

Четвертым направлением работы преподавателей кафедры является организация музейных практик студентов на базе музеев Красноярского края и Хакасии (Шушенский историко-этнографический музей-заповедник, Минусинский краеведческий музей им. Мартьянова, Хакасский республиканский краеведческий музей г. Абакана, школьный музей с Ново-полтавка) и др. В процессе учебно-исследовательской деятельности студенты работают в библиотеке музея, составляют аннотации на предметы декоративноприкладного искусства; принимают активное участие в организации летних детских лагерей при музее, целью работы которых является приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному искусству и творчеству, изучению истории и культуры своей родной земли; собирают материал для курсового или дипломного проекта; реставрируют музейные экспонаты или изготавливают новоделы.

Следующим, пятым направлением работы преподавателей кафедры является организация и проведение выставочной деятельности. С целью пропаганды народной культуры и искусства, обобщения опыта художественно-творческой деятельности, проводятся выставки произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и изделий художественных ремесел. С целью выявления проблем и перспектив культурного развития региона и развития декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел в Хакасии и в целом в Южно-Сибирском регионе проводятся научно-практические конференции. На них обсуждаются следующие проблемы: изучение историко-культурного наследия региона, специфика декоративно-прикладного искусства и народных художественных ремесел региона Южной Сибири; методологические и теоретические основы изучения, сохранения и возрождения традиционных художественных промыслов и народного декоративно-прикладного искусства; деятельность народных мастеров: традиции, проблемы, перспективы развития; проблемы приобщения детей и молодежи к нравственно-эстетическим ценностям средствами декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

Таким образом, на кафедре осуществляется работа по исследованию, изучению, анализу региональной специфики культур народов южной Сибири и определению условий сохранения и развития традиционных технологий декоративно-прикладного искусства.

В заключение можно отметить, что сегодня достаточно активно создаются и регистрируются центры по возрождению не только историко-культурного наследия украинских переселенцев, но и других этнических групп, ведется исследовательская и образовательная деятельность культурных и образовательных учреждений. Однако, на наш взгляд, процесс сохранения и трансляции историко-культурного наследия любой этнической группы будет более эффективным при наличии единой программы, объединяющей деятельность всех институтов, которая задала бы единый вектор движения по сохранению и развитию историко-культурного наследия разных этнических групп региона.

Библиографический список

1. Шулепова, Э.А. Наследие как интеграционный компонент памяти поколений / Э. А. Шулепова // От краеведения к культурологи: Российскому институту культурологи — 70 лет : сб. науч. тр. // М- во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. - М., 2002. - С. 155-165.

2. Акулич, Е.М. Музей как социокультурное явление / Е.М. Акулич // Социс. - 2004. - № 3. - С 91.

3. Русаков, Э. Украинцы Сибири голосуют за дом дружбы... / Э. Русаков // Красноярский рабочий. - 2002. -31 октября.

4. Измоденова, Т.Н. Приобщение детей и подростков к технологиям народного художественного творчества средствами музейной педагогики / Т.Н. Измоденова // Непрерывное художественное образование: методология, проблемы, технологии : материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - Шуя, 2005. - С . 109-111.

РУСИНА Наталья Владимировна, ассистент кафедры декоративно-прикладного искусства.

E-mail: rusina-nv@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 12.05.2009 г.

© Русина Н.В.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.