Сохранение и развитие культурных ресурсов России как главны 1 национальны 1 проект
Доклад на четвертом международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: культурное разнообразие во имя диалога и развития»
Р. Г. Абдулатипов
ректор Московского государственного университета культуры и искусств, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный редактор
Конец XX - начало XXI века, его экономические катаклизмы и социальные потрясения с новой силой высветили подлинную значимость культуры как определяющего фактора развития цивилизации, важнейшей сферы жизнедеятельности человека, нации, общества и всего человечества.
Для выполнения своей национальной и международной миссии как великой культурной державы России необходимо в новых исторических условиях сохранить потенциал культурных ресурсов и обрести свою культурную идентичность.
Утрата ценностных ориентиров и смысла бытия - базовая причина кризисного состояния многих сфер жизнедеятельности россиян. И тут никакая демократия, и никакая рыночная экономика не помогут. Необходимый ответ
и соответствующий выход из все явственнее обозначающегося кризиса может дать только культура.
Отсюда и актуальность изучения состояния ресурсов российской культуры, обеспечения их преемственности и воспроизводства.
Соответственно и постановка вопроса - о наступлении в Российской Федерации эпохи культуры - означает необходимость разработки и реализации в нашей стране главного национального проекта - проекта культуры. Для этого важно фундаментально осмыслить состояние и перспективы ресурсов российской культуры.
Именно ресурсы культуры, по нашему мнению, способны обеспечить России стабильность; жизнеспособность и перспективы развития в новых исторических условиях. Для стабильной страны, стабильной экономики нужна соответствующая культура.
Социапьно-купьтурная динамика ресурсов российской культуры определяется ныне взаимодействием традиционной, ценностной культуры и функциональной, «мозаичной» культуры информационной эпохи.
Наблюдаются тенденции роста «мозаичности», «разорванности» культуры, что снижает возможность использования культурных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности человека, их способность формировать логико-смысловую целостность культуры и духовно-ценностное единство общества. Отсюда и значимость
Ю
сохранения и возрождения в России традиционных философско-гуманистических подходов к пониманию духовного смысла бытия, достижения таких пределов и векторов социодинамики культуры и культурных процессов, которые позволили бы избежать разрушения и синхронической (пространственной) и диахронической (временной, исторической) целостности культуры.
Особенность нашей эпохи - это потеря духовно-нравственного смысла социального бытия людей.
В современной России как никогда важно сохранить культурную идентичность не только страны и граждан, но и самой культуры как способа гуманизации действительности и человека. Важно избежать превращения культуры лишь в средство развлечения, потакая низменному началу в человеческой личности.
Объективные реалии современного российского общества и государства ставят перед властью, каждым из нас, перед народом, перед страной острые вопросы-вызовы, на которые надо искать адекватные ответы.
Каково содержание современных духовных идеалов человека, которые определяют суть культуры и социокультурную деятельность россиян, российских народов на современном этапе?
Симпозиум 11
Как отражаются на культурных процессах изменения, которые произошли и происходят в политике, экономике, управлении обществом?
В чем заключается перспективный культурный кодекс социально-культурного бытия нынешней России, её народов и граждан?
И, наконец, каков социальный заказ современного российского общества на культуру, какой культурной политике призвано следовать государство, чтобы обеспечить свой культурный суверенитет?
Эти и другие вопросы требуют от нас глубоких поисков и ясных ответов. И от нашего ответа, от нашей позиции во много зависит будущее России
По-прежнему важна роль государства и госу дарственной политики в культурной сфере. Без патерналистской роли государства не обойтись и системе образования в сфере культуры. Так, благодаря усилиям Министерства культуры РФ в ней сохранились все учебные заведения среднего, средне-специального и высшего образования, а также сеть театров, хотя у нас в расчете на 1 млн. человек - 3,2 театра, а в Австрии - 24, во Франции, Великобритании, Японии - более 8.
В нашей стране функционируют 44 тыс. учреждений культурно-досугового типа, 870 музеев, 2 тыс. школ искусств. Сегодня на повестке дня - задачи обновления содержания и форм их деятельности.
Говоря о государственном патернализме, о финансировании культуры, важно оценить, какую культуру мы финансируем, способны ли они окультуривать экономику, технологии, информационные системы Но при этом важно понимать, что даже в условиях рыночной экономики культура не является в полной мере экономической категорией.
Кроме того, важно, чтобы власть, бизнес, общество, наконец, сами граждане осознали тот факт, что культура - это не только сфера духовного производства (как принято говорить, надстройка), но и важнейшая составная часть, атрибутивное измерение, имманентное качество всех сфер жизнедеятельности человеческого сообщества.
Культура, ее ресурсы способны влиять и, бесспорно. влияют на социально-экономическое и политическое развитие страны. 3 данном случае
мы ведем речь о культуре и ее ресурсах как об опыте и основах создания новых способов социального бытия людей и социума в целом.
Скорости экономических, политических и культурных процессов должны быть внутренне скоординированы, а в идеале - должны совпадать в социальном бытии людей и социумов. Для формирования культурной среды, которая была бы способна инициировать более эффективную око-номику, необходим качественно другой духовный настрой нации. И для этого нужна качественно новая модель культуры, которая была бь : способна материализовать свои культурные символы и смыслы в экономике и в политике, пробуждая новые, инновационные ментапьности.
В историческом измерении развития России как государства мы можем проследить роль ресурсов культуры на разных этапах ее становления.
Так, реформы Петра I - это не только преобразование экономики, техники, армии и флота, но и становление качественно нового уровня культуры и образования, которым великий реформатор придавал определяющее значение. Порой даже в ущерб русской культурной самобытности он переструктурировал многие первичные знаки, символь! и смыслы культуры и интегрировал Россию в европейское культурное пространство.
Царь Николай I, который правил в «золотой чек» русской культуры, наоборот, делаг. все, чтобы ограничить роль культуры и влияние творческих
людей в обществе. Высказывание царя о том, что «нам нужны не гении, а нужны верноподданные», выражает подлинное отношение государя к своему народу. Пример этого отношения - величайшего мыслителя того периода П.Я. Чаадаева: после «Философских писем» «высочайшим повелением» царя его было решено считать сумасшедшим. В результате подобной политики, борьбы с культурой политический режим становился все более реакционным, падал престиж Российского государства в Европе. Может бы гъ, здесь кроются и причины многих кризисов и революций XX века.
Последующий исторический опыт показал: Россия как великая страна, как мировая держава, как великий н-чрод исторически обозначает себя и свое величие, прежде чсего, достижениями культуры и искусств. И главные имена России - это выдающиеся творцы культуры; искусства, литературы, философии, науки.
Динамичная и мобильная культура с традиционными корнями и устремленными в будущее новыми смыслами становится существенным и эффективным фактором инновационного развития экономики России и модернизации государ отва в целом.
Важно подчеркнуть, что базовыми ценностями для русского культурного пространства выступают идеалы красоты и духовности. И вечное стремление служить красоте, добру, справедливости - квинтэссенция этой духовное™. Принцип
Я 2
русской духовности - это сохранение не только культуры, языка, традиций, но и «целостности Русской земли». Русская культура исторически выступала как главная объединяющая сила социального бытия людей, в т.ч. и многонациональной страны в целом - даже когда государство и церковь слабели.
Анализ русской культуры показывает, что вся она пропитана философским содержанием, вечным поиском смысла жизни, божественного духа. Музыка Чайковского, Рахманинова, Скрябина, поэзия Пушкина, Тютчева, Волошина, Ахматовой, романы и повести Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова имеют глубочайший философский смысл.
Ресурсы культуры России - это ресурсы, которые зиждутся на идеалах правды, добра, красоты и любви.
Но этот потенциал неоднократно вымывался в истории России и отсюда их недостаточно эффективное влияние на обустройство жизни пюдей, что приводило страну к кризису, революционному состоянию. В новых исторических условиях важно сохранить и обеспечить воспроизводство ресурсов культуры России.
«Очевидно, что реализация наших стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе. Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современное образование и культура (культура в самом широком смысле этого слова) - без этого всего мы не добьёмся успехов.
Дух новаторства необходимо поощрять во всех сферах культурной жизни», - подчеркивает Президент страны Д.А. Медведев1
Без творческой и преобразующей деятельности человека его духовные идеалы не превращаются в культуру Если человек отворачивается от этих идеалов (смыслов), то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа2 (Шпенглер).
Именно культура призвана просветлять путь к будущему, идя впереди политики и экономики, определяя их цели и критерии их оценки.
!ао: lews "rem||n.rurtranscriDtF/5979 2 Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. M 1993. С. 329. 5 Кобзон И.Д. Исцеление культурой. М., 2007. О. 78.
Симпозиум
Культура созидает и творит человека, который создает законы, политику и экономику страны И если культура на это не способна, утратив свою духовную энергию или из-за скудости своего духовного содержания, то всякие иные преобразования в обществе будут носить временный и в конце концов деструктивный характер.
Именно культура, а не политика и экономика, определяет смысл социального бытия индивидов и социумов, смысл общественной, государственной и индивидуальной жизни. И чем больше богатства у человека, тем больше должно быть культуры, этики и эстетики, чтобы умело управлять своим богатством, не стать его рабом!
После развала Советского Союза новая Россия имела возможность выстроить новую модель своего развития на основе возрождения потенциала ресурсов культуры, духовности и нравственности, накопленных творческим опытом русского и других народов страны. Но вместо этого при всех усилиях органов власт и страна впадает в глубочайший кризис системной деградации.
Без восстановления традиционной роли культуры и морали в обществе россиянам не удастся провести качественное реформирование политики, экономики и социальной сферы, науки и образования, сохранить в XXI веке свою культурную идентичность-
Выход из всех этих кризисов только один: возврат к национальным ресурсам культуры, к духовно-нравственному потенциалу народа и восстановление на их основе ценности созидательного и творческого труда человека, его достоинства: «Государство, не думающее о культуре духа народа, обречено на самовырождение»3 (И Кобзон). Россия нуждается в возрождении духа, который возвышает человека, мобилизует его просветительскую, созидательную, добродетельную деятельность, в том числе в сфере экономики, политики и права.
Обо всем этом часто говорят и Президент России Д.А. Медведев, и Председатель Правительства РФ В.В. Путин, и многие депутаты, общественные деятели, ученые.
[ Культура и образование ш
Конечно, многое удалось сделать за последние десятилетия по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия. В 8 раз повысилось финансирование культуры. Но власть, «элита» заражены голым прагматизмом. Следовательно, упускается главное - человек, культура, а значит, и созидательная работа на Отечество-Отношение к своим гражданам, соотечественникам, к государству, к Родине - важный показатель культуры человека, власти и общества.
Главная задача нынешнего этапа культурного строительства в России - это обретение целостности российской культуры. Положение сложное: во-первых, крайне противоречивое прошлое, перегруженное идеологическими оценками; во-вторых, невиданное для россиян возрастание господства прагматических материальных интересов, что формирует однобокость потребностей. Речь идет об окультуривании всех сфер жизнедеятельности человека.
Культура должна быть в основе проводимых в стране реформ, в основе нашей деятельности в любой сфере общественного развития.
Интеграция, объединение ресурсов культуры., свободы воли индивидов и воли народа со стержнем целостной культуры как идеологии преобразования, успеха и возрождения России - вот на наш взгляд, перспективные задачи власти и общества в сфере культуры на современном этапе. Мы в современной России должны сформировать культуру как идеологию развития страны в XXI веке.
Для модернизации страны нужен качественно иной «культурный костяк», который был бы способен преодолеть духовный кризис, кризис
смыслов и ценностей. И прежде всего здесь нам поможет культурно-историческое наследие, осмысленный опыт ресурсов Российской культуры.
Выход только в одном: необходимо возродить потенциал духовных идеалов как движущих основ российской культуры, политики, экономики и социального бытия людей. Важно превратить культуру, основанную на духовных идеалах, в идеологию развития страны. При этом культура, которая трактуется не как абстракция, а как реальное воплощение духовных идеалов истины добра, красоты и любви как идеалов на практике, и поведет человека и общество к самосовершенствованию и восхождению по ступеням прогресса, утверждая «волю к жизни» человека, народа, государства,
Д.С. Лихачёв характеризовал культуру как духовный базис общенационального бытия. Вне культуры история народа лишается смысла.
Кремниевую или силиконовую долину мы сможем построить, если мы создадим новую инновационную культурную среду, которая была бы способна инициировать соответствующее социально-культурное бытие людей.
Именно культура, основанная на традиционных духовных идеалах человека и общества, должна стать главным ресурсом, идеологией современной жизни людей - культура не только как совокупность художественных достижений во всех видах искусства, но и как опыт гуманизации человека и одухотворения практики социального бытия людей. Россия накопила огромные ресурсы и в этом плане.