Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ЭТНОСА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЯЗЫКА'

СОХРАНЕНИЕ ЭТНОСА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / СЕПАРАТИЗМ / НАРОД / ЭТНОС / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Батыршин Ш.Ф.

В статье рассматриваются вопросы сохранения этноса через призму культуры, языка, проблема и причины падения культуры и забвения языка, а также конкретные шаги по восстановлению культуры и сохранению идентичности народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ЭТНОСА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЯЗЫКА»

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 811.161.1

Батыршин Ш.Ф., старший преподаватель ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)

СОХРАНЕНИЕ ЭТНОСА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы сохранения этноса через призму культуры, языка, проблема и причины падения культуры и забвения языка, а также конкретные шаги по восстановлению культуры и сохранению идентичности народа.

Ключевые слова: культура, язык, сепаратизм, народ, этнос, идентичность.

Тема сохранения национального языка стала очень актуальной не только у нас в Башкирии, но и в других регионах России.

Как известно, язык - производное от культуры этноса, нации, народа. Главный вопрос стоит в необходимости сохранить все народы в России в их культурно-национальной идентичности. Сохранение башкирского языка - это проблема в основном башкирского этноса. Сохранение многообразия языков национальной культуры России предотвращает угрозы негативного явления в социуме как национализм.

Стоит необходимость сохранения народов России с их культурной идентичностью. И тем самым мы обеспечиваем и нивелируем все будущие угрозы на почве национализма.

В Башкирии встал вопрос сохранения языка, начинаются дискуссии по языку.

Даже СПЧ (Совет по правам человека), который недавно приезжал в Башкирию заявил о том, что в республике мало часов уделяется вопросам национального языка, при этом они забыли, наверное, что выбирать какой язык и что изучать лежит на родителях и народе. Это их права, и народ сам для себя должен это выбрать, не для кого-либо и не в обязательном порядке.

При этом хочу отметить, что часов на изучение русского языка становится всё меньше и меньше, хотя это язык межнационального и международного общения, что вызывает сомнение в искренности слов СПЧ.

Необходимо понимать, что русский язык - это фактор культуры, объединяющий все племена, нации и народы.

Тема действительно очень актуальная. Так как городская молодежь забывает и не говорит на родном башкирском языке, а те, кто говорят - это приезжие с деревень. В школах не особо горят желанием изучать, а если и изучают, то для галочки. На каждом шагу кричат: «давайте поддерживать язык», «нужно увеличить количество часов по изучению башкирского языка» и т.д., действуют административно-командным методом, что ещё больше наносит вред в изучение языка. Это вообще безнадежное развитие.

Даже на V Всемирном Курултае башкир была выделена целая сессия для обсуждения этого вопроса. Однако никто так и не сказал, в чём же всё-таки причина того, что мы забываем язык? Почему возник этот феномен? И какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы язык сохранился?

Я за то, чтобы знать башкирский язык было модно, но для этого необходимо сделать определенные планомерные шаги.

В основе любого народа находится культура (обычаи, ритуалы, традиции, обряды, этика).

И почему мы забываем башкирский язык? Это кроется в снижении, падении культуры народа. А язык - это всего лишь производное от субкультуры.

Язык тоже живой организм, и, отрезав его от культуры, он просто умрёт. Примеров много, далеко ходить не будем. Казахстан и Узбекистан ввели латиницу. Латынь - это язык Ватикана. Естественно Казахстан и Узбекистан сталкиваются с серьезными языковыми проблемами, так как латинский язык - мёртвый, язык прошлого. Даже Китай (Синай), пытавшийся ввести латынь для Синцзян-Уйгурского автономной района отказался от своих планов, оставив их язык на арабике.

Наш язык наиболее адаптирован под кириллицу, что позволяет молодому поколению комфортно чувствовать себя в русском мире. Найдутся силы, которые попытаются столкнуть нас на западный мир (латиница) либо на китайскую (синайскую) цивилизацию (иероглифы). И то и другое для нас неприемлемо. Для нас главное - сохранить наш башкирский язык в русской цивилизации.

У нас большая проблема в том, что мы мало обращаемся к обрядам, традициям, ритуалам. И чтобы мы сохранились как этнос, народ, чтобы мы говорили на башкирском языке, нам необходимо поднять уровень культуры.

Обряды - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

Ритуалы - порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта.

Обряды, традиции, ритуалы, этика и есть культура народа. В лексике она выражена в языке (башкирском).

Высшим приоритетом в культуре является педагогическая (образовательная) система - это и есть выживание.

Нам необходимо вернуться к природе. Городские жители пренебрежительно относятся к деревенским, однако культура сохранилась только в деревне, так как деревня находится вне города, она близка к природе.

Язык - это:

- исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

- совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе.

- система знаков, передающих информацию;

- система звуковых и письменных символов, используемых людьми для передачи их мыслей и чувств [1; 917].

Культура- это:

- совокупность производственных, общественных и духовных достижений человека. Высокий уровень нравственных, высоких развитий, умений;

- не набор искусств, а это система программирования модели поведения [1; 313-314].

Формирование языка уходит далеко в прошлое, и основная заслуга появления языка у человека является поведение - движение. Язык не является основой народа, этноса. Он является всего-навсего производным от культуры этого этноса. Основа этноса - культура. А нам нужно динамичное развитие Башкирии и культуры. Поэтому развивать культуру этноса необходимо и не только башкир. Башкирия полна разных этносов, и каждую культуру нужно поддерживать и развивать, никого не обделяя. Через поддержку культуры можно решить многие вопросы. Самое главное - объединение всех этносов в Башкирии и в России. Культура - это есть система программирования населения на

определенные модели поведения в сфере отношений: к деньгам, как средствам обмена, как средствам наживы и как средствам достижения цели; к Родине; к женщинам; к семье; к труду; к детям; к воспитанию детей; к себе; к будущему семьи; к будущему своей страны, Отечеству и всего человечества. В этой связи требуется мобилизация творческой молодежи по постановке короткометражных и полнометражных кинофильмов, спектаклей, особенно создание структуры блогеров в башкирском сегменте интернета на моментальную реакцию на негативные информационные сбросы. Уверен в огромном потенциале культуры башкирского народа, умение формировать в подрастающем поколении способности различения (фуркана) в информационном поле интернета правды от лжи, добра от зла, в какие бы формы не рядилась.

Заставлять изучать языки неправильно. Почему мы не знаем английский язык, потому что нет у нас английской культуры, нет погружения в неё. А почему мы знаем русский язык? Так мы живет в русском мире, в русской культуре, и наша культура, обычаи, традиции, и даже орнаменты - схожи. Стоит только покопаться.

Посмотрите на японцев - они сохраняют и бережно оберегают свою культуру, а не язык.

XVII век - изучение арабского языка. Так, до XVII века все технологические открытия по алгебре, алгоритмы писались на арабике. Труды Авиценны (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина) по Медицине были написаны арабикой, и вся Европа и весь мир вынужден был изучать арабику.

Затем в XVIII-XIX вв. изучаем французский, затем немецкий, в XX веке весь мир изучает английский и всё потому, что все технические изобретения производились и изобретаются именно в тех странах. Сейчас акцент сместился в сторону Китая (Синая), значит, мир будет изучать синайский (китайский) язык.

Но есть и другие страны, которые пошли другим путём, начали поддерживать только язык, отрезали его от культуры, и что мы видим: идёт формирование нового этноса, нового психотипа.

А мы башкиры и другие этносы выжили в России, потому что поддерживали культурно-национальную идентичность. Почему другие народы стремятся переехать в Россию? Потому что хотят сохранить свою культурно-национальную идентичность. Мы проживаем в едином Российском государстве со своей государственной атрибутикой и территорией, нам сам Бог велел сохранить язык и культуру.

Первостепеннейшей нашей задачей является сохранение культуры этноса, тогда и сохранится язык.

Знание языка не даёт права называть себя или относить себя к тому или иному этносу. К примеру: башкир, выучив китайский (синайский) язык, не относит себя к китайцу (синайцу), выучив английский язык, он не становится англичанином и т.д.

И только тогда, когда он выезжает в другое место пребывания, находясь вне Башкирии, а за границей своего ареала, в нём просыпается чувство, что он башкир из русского мира, о чём ему напоминают иностранцы в стране пребывания. Чтобы как-то выделиться из толпы, он начинает носить народную одежду, слушает народную музыку, а это символы, это культура своего народа. То есть таким образом он показывает культуру своего народа, его самобытность. И не знание символов, обычаев его стыдит, он поскорее стремится узнать обрядность, значение того или иного символа, а узнав, погружается в культуру своих предков и уже никогда не забудет об этом. А спросите молодёжь про культуру, она вам ничего не ответит, ни про одежду, ни про песни, ни про танцы, ни про символы. Это всё говорит о том, что культура теряется, а мы всё это хотим заменить языком?

Будешь знать культуру этноса и язык сохранится.

Взгляните на данную ситуацию с другого ракурса. Человек оделся, как это сейчас «модно», в порванные джинсы (и мало кого волнует, что это психотип нищего), майку и пошёл гулять на улицу. Он и будет вести себя сообразно своему виду, также по хамски и по-нищенски по отношению к другим. А если надеть костюм, рубашку, то в большинстве человека это подстёгивает вести себя более достойно.

Также и знаки, символы, одежда. Попробуйте сейчас надеть этническую одежду на молодых людей, кто ранее ходили как нищие, не согласятся, а предложите тем, кто ранее ходил в костюмах, перейти на этническую одежду, но тут возникнут вопросы: старое уже не в моде, и его нет в наличии. То есть необходимо старое переработать и выдать в новой современной обёртке.

Идентичность человека определяется не по языку, а по его культуре. А орнамент и есть определенный пласт его культуры. Но у нас мало кто носит этническую одежду.

Если раньше в советский период были дома культуры, на улицах устраивались разного рода праздники, выступления, песни-пляски и у каждого этноса был свой стенд, помост, где они выступали, и любой желающий мог попасть туда и посмотреть, то сейчас этого нет. А если и есть, то настолько мало и незаметно.

Необходимо на первых порах сделать неделю этнической одежды в Башкирии. И начать нужно с руководства республики, пусть покажут

пример, что приведёт к развитию культуры, межнациональной дружбы, пониманию, появлению в республике портных, фирм, которые будут шить этническую одежду, и я не говорю только о башкирской, а обо всех народностях, проживающих в республике. В этом мы сможем стать законодателями моды.

Необходимо поднятие нравственного воспитания поколения, об этом говорилось давно, даже в нашем башкирском эпосе «Урал-батыр» в своём послании сторонникам говорится:

Стих 4350

Чтите старшего по годам,

Не пренебрегайте советами его;

Младшего чтите за молодость (его),

Не лишайте совета (своего)

Стих 4360

Пусть добро станет вашим конём,

Человек - пусть будет имя вам.

Не уступайте дорогу злу,

Не сторонитесь добра! [2]

Развивайте нравственность - это есть культура. Стоит необходимость сохранения народов России с их культурной идентичностью.

Но если мы хотим, чтобы весь мир изучал башкирский язык (этнографию) нам необходимо знать культуру и улучшить систему образования (в статье «КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ) В УНИВЕРСИТЕТАХ И ШКОЛАХ» описаны мною механизмы [3;30-36]) и тогда мы сможем сформировать понятийный аппарат, и поднять науку до такого уровня, что откроем новые технологии на башкирском языке.

Для поднятия культуры в городе необходимо сделать следующие

шаги:

- необходимо провести глубокое методологическое исследование для выявления фактора понижения культуры;

- в университетах, институтах, факультетах, специализирующихся на подготовке кадров для преподавания башкирского языка, на уроках ввести изучение традиции, нравов, обычаев, устоев, этики и устраивать концерты;

- для популяризации башкирского языка брать на факультеты башкирского языка абитуриентов, не знающих башкирский язык, допустим с двумя профилями, как в БГПУ, и обучать их башкирскому языку через призму этнографии;

- вывозить их на этнографические поездки в сёла для прохождения практики, благо для этого и литература (с культурой, традициями, нравами) есть, после прохождения каждой новой темы устраивать спектакли. И показывать это на центральном ТВ. Тем самым мы показываем и прививаем культуру, обучаем молодёжь субкультуре народа, и проводим воспитательные меры;

- при поступлении детей в школу желательно, чтобы они знали свои народные песни и умели танцевать народные танцы.

- для поступления в университет в обязательную программу включить знание и умение игры хотя бы на одном музыкальном инструменте (но это будет возможно только после внедрения специальной музыкальной программы в школах).

- в университетах введение уроков изучения народных танцев всех народностей проживающих на территории Башкирии.

- ввести в обиход национальную одежду с орнаментами, для каждого этноса свою. И чтобы Курултай, главы, чиновники поддержали этот шаг, сами перешли на субкультуру башкирского народа. Башкиры, знающие свою культурную идентичность, обычаи, традиции, во всех социумах будут держаться уверенно и уважительно будут относиться к другим культурам, обычаям и традициям окружающего мира. Образный язык, комфортный башкирский язык всегда моден.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь Русского языка// С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт Русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд. - М: ООО «А ТЕПМ». - 2006. - С 313-314, 917.

2. Урал-батыр: башкирский народный эпос / перевод А. Хакимова; авт. предисл., ред. А.Сулейманов. - Уфа: Китап, 2005. - С. 192.

3. Батыршин Ш.Ф. Концепция воспитания нового поколения (преподавателей) в университетах и школах// Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - №4 (48). - Уфа,2018. - С.30-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.