Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТАБИЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутарева Т.С.

В статье рассматриваются определение «эмоциональное здоровье» учащихся начальных классов. Представлены основные факторы, ведущие к снижению уровня эмоционального здоровья учащихся общеобразовательной школы. Перечислены основные способы поддержания эмоциональной стабильности. Сделаны выводы о необходимости профилактической и просветительской работы с родителями в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бутарева Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVING THE EMOTIONAL HEALTH OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article discusses the definition of "emotional health" of primary school students. The main factors leading to a decrease in the level of emotional health of secondary school students are presented. The main ways of maintaining emotional stability are listed. Conclusions are drawn about the need for preventive and educational work with parents in this direction.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

то же время, субклиническая форма депрессии чаще наблюдается у представителей мужского пола.

Диаграмма 4

Связь субклинических форм с полом

80% 60% 40% 73%

H 58%

42%

20% 0% ^тш

■ ■

Мужчины Девушки Мужчины Девушки

Тревога Депрессия

Данное исследование в рамках субклинической формы тревоги безошибочно достоверно с вероятностью 99,7% (коэффициент достоверности t равен 11,3)

Данное исследование в рамках субклинической формы депрессии безошибочно достоверно с вероятностью 99,7% (коэффициент достоверности t равен 3,33, граница значений р=0,01 при данной малой выборке по табличным значениям равен 2,7).

Выводы: Мы обнаружили значительную распространенность симптомов депрессии, тревоги и стресса в нашей популяции, которые в некоторых случаях не возникают изолированно, а сосуществуют. Кроме того, мы выявили ряд факторов, связанных с этими симптомами. Факторы, включая пол и перенесенный Ковид-19. тесно связаны с психологическим дистрессом среди студентов ИГМА. Мы утверждаем, что наши результаты могут быть полезны для разработки стратегий раннего выявления расстройств психического здоровья, а также психологических и других вмешательств, ведущих к укреплению психического здоровья и благополучия среди студентов колледжей. Список использованной литературы:

1. Shamsuddin K., Fadzil F., Ismail W.S.W., Shah S.A., Omar K., Muhammad N.A., Jaffar A., Ismail A., Mahadevan R. Correlates of depression, anxiety and stress among Malaysian university students. AsianJ. Psychiatry. 2013;

2. Всемирная организация здравоохранения. План действий по охране психического здоровья на 20132020 гг. ВОЗ; Женева, Швейцария: 2013 г.;

3. WainbergM.L., ScorzaP., ShultzJ.M., HelpmanL., MootzJ.J., JohnsonK.A., NeriaY., BradfordJ.-M.E., OquendoM.A., ArbuckleM.R. ChallengesandOpportunitiesinGlobalMentalHealth: AResearch-to-PracticePerspective. Curr. Psychiatry Rep. 2017.

© Боброва В.В., Мурыгина К.Д., 2023

УДК 159.99

Бутарева Т.С.,

педагог-психолог МБОУ «СОШ №89» г. Барнаул, РФ

СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

В статье рассматриваются определение «эмоциональное здоровье» учащихся начальных классов.

Представлены основные факторы, ведущие к снижению уровня эмоционального здоровья учащихся общеобразовательной школы. Перечислены основные способы поддержания эмоциональной стабильности. Сделаны выводы о необходимости профилактической и просветительской работы с родителями в данном направлении.

Ключевые слова

Младшие школьники, родители, эмоциональное здоровье, стабильность, качество обучения, эмоции, чувства.

Butareva T.S.,

teacher-psychologist of MBOU "Secondary school No. 89"

Barnaul, Russia

PRESERVING THE EMOTIONAL HEALTH OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Abstract

The article discusses the definition of "emotional health" of primary school students. The main factors leading to a decrease in the level of emotional health of secondary school students are presented. The main ways of maintaining emotional stability are listed. Conclusions are drawn about the need for preventive and educational work with parents in this direction.

Keywords:

Primary school students, parents, emotional health, stability, quality of education, emotions, feelings.

Младший школьный возраст является важным периодом, в который происходит становление эмоционального мира ребенка. Важно учитывать состояние здоровья учеников начальной школы, так как этот критерий влияет на качества обучения, способность выдерживать учебную нагрузку, а также приспосабливаться к различным обстоятельствам и уметь владеть своими эмоциями и поведением.

Эмоциональное здоровье - составная часть психологического здоровья человека: «Эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания...» [2].

Эмоциональное благополучие зависит от того, возникает ли у ученика негативное отношение в ситуациях проверки знаний: страх не соответствовать ожиданиям окружающих, ожидание негативных оценок. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются за счёт реакциями других, отношениями с ними, т.е. принятие ребёнка сверстниками и педагогами, успешностью в учебной деятельности. Большая загруженность внеурочной деятельностью, внутрисемейные конфликты, недостаток общения со сверстниками и т.д. также влияют на эмоциональное благополучие учащегося.

Работа психолога по формированию психологического здоровья в школе состоит из диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми, попавшими в группу риска. Данные виды работы позволяют выявлять особенности психического развития каждого ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.

Педагоги в рамках профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка на уроках и классных часах должны обучать положительному самоотношению и принятию себя, использовать упражнения на рефлексию, формировать потребности в саморазвитии.

Таким образом стоит отметить, что как педагогам, так и родителям необходимо: создавать спокойную, благоприятную обстановку в классном коллективе или дома; собственным поведением демонстрировать уважительное и толерантное отношение к детям и взрослым. Важно создавать условия

для эффективного доверительного сотрудничества учитель - родитель - психолог - ребенок внутри одной образовательной организации.

Список использованной литературы:

1. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения. дис. докт. психолог. наук: 19.00.07. Нижний Новгород, 2000. 360 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-19/72. [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://www.dissercat.com/content/emotsionalnoe-zdorove-shkolnika-teoriya-i-praktika-psikhologicheskogo-soprovozhdeniya?ysclid=lh8kp4uiuz849050557

(дата обращения: 04.05.2023).

2. Федоренко Е.Ю. Эмоциональное здоровье и успешность обучения в школе // Народное образование. 2010. №2. [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-zdorovie-i-uspeshnost-obucheniya-v-shkole (дата обращения: 13.02.2023).

3. Чередниченко И.В. Здоровье школьников. Здоровьесберегающие технологии // Совушка. 2020. N1 (19). [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 04.05.2023).

© Бутарева Т.С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.