Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИЙСКОМ СЕМЕЙНОМ БИЗНЕС-ВОСПИТАНИИ'

СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИЙСКОМ СЕМЕЙНОМ БИЗНЕС-ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
нравственные традиции / российское предпринимательство / бизнес-воспитание / семейное бизнес-образование / православные традиции / moral traditions / Russian entrepreneurship / business education / family business education / orthodox traditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лариса Викторовна Тавкинь, Ирина Вячеславовна Власюк

По оценке экспертов, сегодня каждый десятый житель страны создает новый бизнес или является предпринимателем, три четверти предприятий малого бизнеса в России – это семейные предприятия, на которых работают члены семьи. Цель статьи – исследование духовно-нравственных традиций в российском семейном бизнес-воспитании. Постановка задач исследования: характеристика традиционных российских ценностей и включение этих ценностей в систему семейного бизнес-воспитания; определение роли духовнонравственных традиций в семейном воспитании предпринимателя, значения духовности и нравственности в бизнесе и преимуществ интеграции этих традиций в семейном воспитании. Методы исследования: теоретический, биографический, монологический, абстрактно-логический анализ. Результаты исследования: в статье определено значение духовно-нравственных традиций и ценностей в семейном воспитании. Представлены исторические предпосылки российского семейного бизнес-образования и влияние религиозно-нравственных учений на российское общество. Описана интеграция духовности и нравственности в российском семейном бизнес-образовании. Сделаны выводы о влиянии духовно-нравственного воспитания в семье на практику ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF SPIRITUAL AND MORAL TRADITIONS IN RUSSIAN FAMILY BUSINESS EDUCATION

According to experts’ estimates, today every tenth resident of the country creates a new business or is an entrepreneur. Three quarters of small businesses in Russia are family businesses employing family members. The aim of the article is to study spiritual and moral traditions in Russian family business education. Setting of research objectives: characterization of traditional Russian values and the inclusion of these values in the system of family business education; determination of the role of spiritual and moral traditions in the family education of the entrepreneur; the importance of spirituality and morality in business; and the benefits of integrating these traditions in family education. Research methods: theoretical analysis, biographical, monological, and abstract-logical. Research results: the article defines the importance of spiritual and moral traditions and values in family upbringing. The historical background of Russian family business education and the influence of religious and moral teachings on Russian society are presented. The integration of spirituality and morality in Russian family business education is described. Conclusions are drawn about the influence of spiritual and moral education in the family on business practice.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИЙСКОМ СЕМЕЙНОМ БИЗНЕС-ВОСПИТАНИИ»

®

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

www.volsu.ru

UDC 316.356 Submitted: 20.12.2023

LBC 74.58 Accepted: 15.02.2024

PRESERVATION OF SPIRITUAL AND MORAL TRADITIONS IN RUSSIAN FAMILY BUSINESS EDUCATION

Larisa V. Tavkin

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Irina V. Vlasyuk

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. According to experts' estimates, today every tenth resident of the country creates a new business or is an entrepreneur. Three quarters of small businesses in Russia are family businesses employing family members. The aim of the article is to study spiritual and moral traditions in Russian family business education. Setting of research objectives: characterization of traditional Russian values and the inclusion of these values in the system of family business education; determination of the role of spiritual and moral traditions in the family education of the entrepreneur; the importance of spirituality and morality in business; and the benefits of integrating these traditions in family education. Research methods: theoretical analysis, biographical, monological, and abstract-logical. Research results: the article defines the importance of spiritual and moral traditions and values in family upbringing. The historical background of Russian family business education and the influence of religious and moral teachings on Russian society are presented. The integration of spirituality and morality in Russian family business education is described. Conclusions are drawn about the influence of spiritual and moral education in the family on business practice.

Key words: moral traditions, Russian entrepreneurship, business education, family business education, orthodox traditions.

УДК 316.356 Дата поступления статьи: 20.12.2023

ББК 74.58 Дата принятия статьи: 15.02.2024

СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИЙСКОМ СЕМЕЙНОМ БИЗНЕС-ВОСПИТАНИИ

Лариса Викторовна Тавкинь

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Ирина Вячеславовна Власюк

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. По оценке экспертов, сегодня каждый десятый житель страны создает новый бизнес или является предпринимателем, три четверти предприятий малого бизнеса в России - это семейные предприятия, на ^ которых работают члены семьи. Цель статьи - исследование духовно-нравственных традиций в российском cn семейном бизнес-воспитании. Постановка задач исследования: характеристика традиционных российских цен-й ностей и включение этих ценностей в систему семейного бизнес-воспитания; определение роли духовно-S нравственных традиций в семейном воспитании предпринимателя, значения духовности и нравственности в биз-g несе и преимуществ интеграции этих традиций в семейном воспитании. Методы исследования: теоретический, § биографический, монологический, абстрактно-логический анализ. Результаты исследования: в статье определено значение духовно-нравственных традиций и ценностей в семейном воспитании. Представлены исторические предпосылки российского семейного бизнес-образования и влияние религиозно-нравственных учений на л российское общество. Описана интеграция духовности и нравственности в российском семейном бизнес-обра-| зовании. Сделаны выводы о влиянии духовно-нравственного воспитания в семье на практику ведения бизнеса. с§ Ключевые слова: нравственные традиции, российское предпринимательство, бизнес-воспитание, се-о мейное бизнес-образование, православные традиции.

m

Введение

Духовно-нравственные традиции - это набор общепринятых поведенческих и нравственных норм, ценностей и убеждений, которые развиваются и передаются в рамках определенной религии, культуры или общества. Они включают в себя моральные принципы, этические кодексы, религиозные ритуалы и практики, а также способы общения и взаимоотношений между людьми. Духовно-нравственные традиции играют важную роль в формировании системы ценностей и мировоззрения людей. Они помогают определить, что является правильным и неправильным, хорошим и плохим, и влияют на принятие решений и поступков.

Духовно-нравственное воспитание детей посредством национальных традиций - важная составляющая их социализации и подготовки к самостоятельной жизни, к творческой созидательной деятельности [3]. Семейный бизнес играет ключевую роль в экономиках многих развитых стран, и в силу данного обстоятельства является популярной темой в зарубежных исследованиях этических ценностей семейного бизнеса.

Интерес современной российской науки к вопросам семейного бизнеса, бизнес-воспитания, и его духовно-нравственной составляющей находится в данный момент на стадии формирования. В дореволюционной России слова «предприниматель», «предпринимать», «предпринимательство» имели глубокие корни, а понятие «бизнес» ассоциировалось с «владением», «совладением бизнесом». Сегодня понятие «владение» может восприниматься неоднозначно, особенно людьми, принадлежащими к поколению, воспитанному на марксизме и теории капиталистической эксплуатации.

В современной России в соответствии нормами гражданского кодекса «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [2]. В своих исследованиях Ю.Б. Рубин называет такой подход «законодательным прибылецентризмом», целевые установки людей на занятие предприниматель-

ством определяются лишь мотивом получения прибыли - является телепортацией ментальных стереотипов, долгие годы процветавших в литературных публикациях, в нормативных документах [5]. В результате десятилетиями было принято противопоставлять «почетный добросовестный» труд и «незаконному» бизнесу. Сегодня бизнес (предпринимательство) - это труд, но труд специфический, включающий инновационную, проектную, производственную, коммерческую, маркетинговую, аналитическую, конкурентную и другие виды деятельности. Предпринимательство эволюционирует, и прежде всего, потому что на него есть спрос у государства, потребителей, соискателей рабочих мест, как на общественно-полезную деятельность, общественный спрос на вовлечение людей в предпринимательскую деятельность.

Методы

В рамках поставленной цели мы использовали комплект следующих методов: теоретический анализа, биографический, монологический, абстрактно-логический, сравнительный, эмпирический, исследование архивных документов, анализ документов. Теоретический анализ позволил нам изучить существующие теории и концепции в области нашей исследовательской работы, а также выработать гипотезы и предложения для дальнейшего исследования. В целом, использование разнообразных методов позволило нам получить комплексное представление о нашей теме исследования и достичь поставленных целей.

Результаты и обсуждения

Духовно-нравственные ценности играют важную роль в семейном воспитании, так как они помогают формировать мировоззрение, характер и моральные установки молодежи. Вот некоторые из значений духовно-нравственных ценностей в воспитании:

Формирование ценностных ориентаций: духовно-нравственные ценности помогают детям понять, что является важным в жизни, что является истинным, добрым и красивым. Они помогают формировать основы мировоззрения, основанные на моральных принципах.

Развитие этических норм и правил поведения: духовно-нравственные ценности помогают детям развивать этические нормы и правила поведения, такие как уважение к другим, честность, ответственность и толерантность. Это позволяет им стать этически осознанными и активными членами общества.

Формирование культуры межличностных отношений: духовно-нравственные ценности помогают детям развивать навыки эмпатии, толерантности и сотрудничества. Дети учатся в семье строить здоровые и гармоничные отношения, уважать друг друга и решать конфликты мирным путем.

Развитие самосознания и самореализации: духовно-нравственные ценности помогают детям развивать самосознание, осознание своих сильных и слабых сторон, а также своих целей и амбиций. Они способствуют развитию самореализации, помогая найти свое место в обществе и достичь личностного и профессионального успеха.

Формирование гражданской и патриотической идентичности: духовно-нравственные ценности помогают детям развивать гражданскую и патриотическую идентичность. Они учат уважать конституцию и законы своей страны, ценить свою культуру и историю, а также сопереживать и помогать другим людям и всему обществу.

Семейный бизнес сегодня необходим для повышения благосостояния в нашем обществе. Текущие тенденции указывают на рост семейных предприятий, на долю которых приходится примерно сорок процентов крупнейших предприятий мира, в частном секторе развивающихся экономик около шестидесяти процентов фирм принадлежат семьям. По данным Института семейных фирм, на семейных предприятиях занято от пятидесяти до восьмидесяти процентов работников во многих странах мира [8].

Бизнес-воспитание - это процесс формирования ценностей, навыков и знаний, необходимых для успешной предпринимательской деятельности. Это включает в себя развитие предпринимательской мысли, умения принимать эффективные бизнес-решения, а также осознание этических и социальных аспектов бизнеса.

Бизнес-воспитание направлено на развитие качеств, которые делают предпринимате-

ля успешным. К ним относятся лидерство, стратегическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в команде, управленческие навыки и т. д. Благодаря бизнес-воспитанию предприниматели осознают важность развития собственной компетенции и становятся более готовыми к решению сложных бизнес-задач.

Основные цели бизнес-воспитания включают: развитие предпринимательских навыков и компетенций; формирование этических принципов и ценностей бизнеса; развитие творческого и инновационного мышления; подготовка предпринимателей к рисковому принятию решений; осознание значимости стратегического и продуктивного планирования; формирование навыков управления временем и ресурсами; развитие навыков межличностного общения и убеждения.

Сегодня, в эпоху развития технологий и доступа к образовательным учреждениям, значение семьи в образовании не сократилось. Семья до сих пор является первым и главным местом, где дети получают основы знаний и учатся жить. Поэтому важно, чтобы родители осознавали свою роль в воспитании и образовании детей и создавали благоприятную и любящую семейную обстановку для их развития.

В семье передаются семейные традиции, история и культура рода. Родители воспитывают детей, передавая им свои ценности и вершины мудрости, накопленные за годы. Дети учатся взаимодействовать со своими близкими, развивать социальные навыки и навыки общения.

Создание и развитие бизнеса основываются на определенных ценностях, которые являются основой для принятия решений и поведения в бизнес-среде. Родители являются важными участниками воспитательного процесса, так как влияют на формирование личности ребенка с самого раннего детства. Родители могут поддерживать и содействовать развитию таких ценностей, как:

- честность и этичность: бизнес должен вести свою деятельность с соблюдением высоких стандартов этики и быть честным в отношениях с клиентами, партнерами и конкурентами;

- качество и инновации: бизнес должен стремиться к предоставлению качественных

товаров и услуг, а также постоянно внедрять инновационные подходы для улучшения своей деятельности;

- социальная ответственность: бизнес должен осознавать свою роль в обществе и принимать меры для устранения отрицательного влияния на окружающую среду, а также осуществлять благотворительные и социальные программы;

- устойчивость и долгосрочность: бизнес должен строиться на долгосрочных и устойчивых принципах, чтобы обеспечить стабильность своей деятельности и удовлетворение потребностей заинтересованных сторон;

- команда и сотрудничество: бизнес должен ценить и развивать своих сотрудников, а также поощрять сотрудничество и командную работу для достижения общих целей;

- клиентоориентированность: бизнес должен положить интересы и потребности клиентов в основу своей деятельности, стремиться к их удовлетворению и постоянно улучшать свои продукты и услуги.

Ценности бизнес-воспитания могут быть разными в зависимости от культурных, социальных и экономических условий, поэтому каждая компания должна определить свои основные ценности и создать соответствующую систему для их развития и поддержания.

Для семейного предприятия бизнес-воспитание - это процесс формирования и развития предпринимательских навыков и ценностей у членов семьи, которые работают вместе в рамках семейного предприятия.

Воспитание в семейном бизнесе начинается с раннего детства, когда дети начинают участвовать в жизни и деятельности предприятия, наблюдая за родителями и другими членами семьи. Они учатся основам бизнеса, наблюдая за принятием решений, общением с клиентами и управлением финансами.

Основные принципы бизнес-воспитания в семейном бизнесе включают:

1) пример лидерства и предпринимательства со стороны родителей и старших членов семьи: родители должны быть образцом для своих детей, показывая предпринимательские качества, такие как ответственность, настойчивость, творчество и деловая хватка [1];

2) определение ролей и ответственности каждого члена семьи в семейном бизнесе:

каждый член семьи должен иметь ясную и определенную роль, чтобы избежать конфликтов и обеспечить эффективное функционирование предприятия;

3) формирование ценностей и этического поведения: семейные бизнесы привлекают много внимания со стороны общества, поэтому важно, чтобы участники семьи строили свою деятельность на основе принципов честности, ин-тегритета и социальной ответственности;

4) обучение и развитие: члены семьи, работающие в семейном бизнесе, должны иметь возможность получать специализированное образование и проходить тренинги для развития своих навыков и знаний в области бизнеса;

5) регулярная коммуникация и обсуждение важных вопросов: члены семьи должны общаться между собой и регулярно собираться для обсуждения стратегических и операционных вопросов предприятия.

Бизнес-воспитание в семейном бизнесе является длительным и непрерывным процессом, который помогает сохранить и развить семейное предпринимательство на протяжении нескольких поколений. Он основан на взаимодействии семейных ценностей и бизнес-целей, росте и совершенствовании участников семьи, а также умении адаптироваться к изменчивым условиям рынка и экономическим вызовам.

Противоречие между такими качествами как «успешность» и «нравственность, духовность» может быть разрешено путем понимания того, что успех и духовность-нравственность не являются взаимоисключающими понятиями. Успех можно определить как достижение поставленных целей, получение признания или достижение финансового благополучия. С другой стороны, духовность-нравственность относится к нравственным принципам, этике и духовному развитию. Однако, это не означает, что духовно-нравственные люди не могут быть успешными или успешные люди не могут быть духовно-нравственными.

Разрешить это противоречие можно, объединив эти два понятия и придерживаясь некоторых принципов и ценностей. Например, успешный человек может достигать своих целей, при этом придерживаясь честности, уважения к окружающим, помощи другим и ответственности за свои поступки. Также ус-

пешный человек может использовать свое финансовое благополучие для благотворительности или поддержки социальных проектов, что является проявлением духовно-нравственных качеств.

В конечном счете успех и духовность-нравственность не являются взаимоисключающими понятиями. Важно найти баланс между ними и действовать в соответствии с собственными принципами и ценностями, чтобы достичь личного успеха и быть духовно-нравственным человеком.

Ключевыми традициями основных российских исследований в области семейного бизнеса являются эмпирическое исследование владельца капитала в России, базовые ценности, семейные ценности, личные ценности, целостный портрет владельцев капиталов, преемственность бизнеса и благосостояния, передача ценностей и мировоззрения, стратегия взаимодействия семьи и бизнеса, благотворительность и социальная ответственность [4, с. 43].

Российский семейный бизнес имеет долгую историю и глубокие корни в культуре страны. Он характеризуется несколькими отличительными особенностями.

Сильные семейные связи: виды бизнеса передаются по наследству из поколения в поколение. Важно помнить, что семья и бизнес взаимосвязаны и тесно связаны друг с другом, что может влиять на принятие решений и управление компанией.

Доверие и сотрудничество: семейный бизнес основан на доверии, которое считается одним из главных принципов работы. Члены семьи тесно сотрудничают и поддерживают друг друга, делая управление компанией более гармоничным и эффективным.

Комитет иерархии: семейный бизнес обычно является иерархической организацией, где старшие члены семьи принимают ключевые решения, а младшие члены выполняют их указания. Важно сохранять баланс власти и справедливость, чтобы избежать конфликтов и недовольства.

Долгосрочная перспектива: семейные бизнесы обычно строятся для будущих поколений, поэтому они ориентированы на долгосрочное развитие и успех. Семьи часто вкладывают значительные ресурсы и временные

усилия в развитие компании, чтобы обеспечить ее процветание в будущем.

Уникальность и культурное наследие: семейный бизнес может быть не только источником экономической стабильности, но и способом сохранения и продвижения уникального культурного наследия. Он может передавать традиции, ценности и богатство нации через бизнес-деятельность.

В сложившихся условиях развитие российской экономики важно соответствие целей семейного воспитания потребности общества в формировании нового типа предприимчивых, экономически грамотных профессионально образованных предпринимателей. Способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях [7, с. 78].

Отечественные предприниматели знали, что успешность бизнеса зависит от безукоризненной репутации, о нерушимом «купеческом слове» ходили легенды. Фундамент честности, трудолюбия, предприимчивости закладывался в детстве. Практически все российское дореволюционное купечество вышло из зажиточных крестьян, отличавшихся простым жизненным укладом, богобоязненностью, скромностью. Младшее поколение воспитывали в строгости, старались дать отличное образование, с детства привлекали к работе.

Влияние религиозно-нравственных учений на российское общество является значительным и многогранным. Религиозные традиции и ценности оказывают сильное влияние на формирование моральных убеждений и нравственности общества. Религия служит основанием для многих моральных принципов, таких как уважение к ближнему, ответственность, честность, сострадание и т. д. Эти ценности влияют на поведение и взаимоотношения между людьми, формируют общественные нормы и правила.

Православие, как считал К.Д. Ушинский, учит ребенка осмысленно относиться к своим поступкам и принимать решения на основе моральных ценностей и богатства духовного опыта предков. Автор подчеркивал, что вера и культура православия являются неотъемлемой частью российской культурной и духовной традиции и их знание необходимо для полноценного воспитания ребенка [6, с. 124].

Религиозные организации играют важную роль в социальной сфере. Они занимаются благотворительностью, помощью нуждающимся, организацией образовательных и культурных мероприятий. Влияние религиозных общин на жизнь общества проявляется через их участие в различных общественно-политических процессах и деятельности.

Религия оказывает влияние на политическую сферу. В России преобладающей религией является Русская православная церковь, и она играет активную политическую роль. Она поддерживает власть, выступает с социальным диалогом и призывами к моральности, а также охраняет свои интересы в сфере образования, культуры и морали.

Религиозные традиции и обряды являются важным элементом культуры и идентичности российского общества. Религиозные праздники и практики оказывают влияние на ритм жизни и повседневность людей, а также формируют общее чувство принадлежности и солидарности.

Однако вмешательство религии в публичную жизнь и отдельные аспекты общественной деятельности вызывают разногласия и дискуссии в обществе. Некоторые критики считают, что религиозное влияние может ограничивать свободу мысли, нарушать принципы секулярного государства и влиять на политические решения.

В целом религиозно-нравственные учения оказывают значительное влияние на российское общество, формируя его ценности, моральные убеждения, социальную сферу и даже политику.

Сегодня наиболее актуальна интеграция духовности и нравственности в российском семейном бизнес-воспитании. Религия играет важную роль в формировании ценностей и этических принципов у людей и в обществе в целом. Вот несколько способов, которыми религия влияет на формирование ценностей и этических принципов.

Основные ценности: религия обычно определяет основные ценности, которые люди должны придерживаться. Например, большинство религий признают важность доброты, справедливости, сострадания и милосердия. Эти ценности помогают формировать этические принципы и влияют на то, как люди относятся к другим и принимают этические решения.

Моральные заповеди: религиозные тексты и учения обычно содержат набор моральных заповедей или правил, которые руководят поведением верующих. Эти заповеди, такие как «не убий» или «не кради», могут предоставлять основу для этического руководства и помогать людям определить, что считается правильным и неправильным.

Личная ответственность: многие религии учат, что люди должны быть отвечаемыми перед Богом за свои действия и выборы. Это понятие личной отчетности способствует тому, чтобы люди задумывались о последствиях своих действий и стремились принимать этические решения.

Коллективная ответственность: религиозные сообщества часто призывают своих членов не только к личной ответственности, но и к ответственности перед обществом. Это может включать помощь нуждающимся, участие в благотворительности и защиту общих ценностей. Такие действия формируют этические принципы и призывают людей действовать в соответствии с ними.

Прощение и милосердие: Многие религии учат о необходимости прощения и милосердия. Эти концепции помогают формировать этические принципы, связанные с толерантностью, пониманием и состраданием к другим людям.

Однако важно отметить, что роль религии в формировании ценностей и этических принципов может различаться в зависимости от конкретных верований, общественного контекста и толкований религиозных текстов. Некоторые отдельные лица и группы могут толковать религиозные учения и ценности по-разному, что приводит к разнообразию этических принципов внутри религиозных сообществ.

Влияние духовно-нравственного воспитания на практику ведения бизнеса определяет, какое место в жизни предпринимателя занимают материальные ценности. Способность вести успешный бизнес необходимо использовать на благо общества, также, как и любой другой талант, итогом становится гармония между материальным и духовным миром. В Библии упоминаются трудолюбие, рачительные хозяева, и осуждаются расточители, ведь богатство и бедность безотносительны в духовном аспекте, не являются добром или злом.

Заключение

Культура российского семейного бизнеса оказывает значительное влияние на устойчивое развитие предпринимательства в стране. Она сочетает в себе культурные, семейные и экономические аспекты, что делает ее уникальной и отличной от культурных особенностей других стран.

Духовно-нравственные ценности играют значительную роль в семейном воспитании, помогая формировать ценностные ориентации, развивать этические нормы поведения, культуру межличностных отношений, самосознание и самореализацию, а также гражданскую и патриотическую идентичность молодежи. Мировой опыт свидетельствует о том, что именно семейный бизнес наиболее стабилен, жизнеспособен и устойчиво переживает мировые кризисы. Семейный компании нацелены на долгосрочное развитие и создание особого фамильного бренда, они прямо заинтересованы в экономическом и социально-культурном развитии региона, с которым связывают свое будущее.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гончаров, М. А. Семейное воспитание в творчестве К.Д. Ушинского / М. А. Гончаров, В. Л. Кабанов, М. В. Тимофеева // Наука и школа. -2021.- № 5. - С. 120-130.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Дементьева Е.Н. Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей и учащихся / Е. Н. Дементьева // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2015». - URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015838? ysdid= lt3axvw6gd985365364

4. Корчагина, Е. В. Исследования семейного бизнеса в России: подходы к определению и концептуальные особенности / Е. В. Корчагина // ШК -2015. - № 4. - С. 37-45.

5. Рубин, Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода / Ю. Б. Рубин // Современная конкуренция. - 2018. - №2 1 (67). -иЯЬ: Ы^://суЬег1ешпка.га/агйс1е/пЛеопуа-predpriшmatelstva-prostranstvo-funktsюnalnogo-podhoda

6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 6 / К. Д. Ушинский. - М. : Первая Образцовая тип. им. А.А. Жданова Главполиграфиздата при Совете Министров СССР, 1949. - 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Филькевич, И. А. Новые подходы к образованию предпринимателей / И. А. Филькевич // Современная конкуренция. - 2018. - N° 1 (67). - С. 76-82.

8. Family-Led Learning Through Parenting in Family Business / A. Tanan [et al.] // J Innov Entrep. -2023. - Vol. 12, № 1. - Art. 84. - DOI: https://doi.org/ 10.1186/s13731-023-00352-6

REFERENCES

1. Goncharov M.A., Kabanov VL., Timofeeva M.V Semeynoye vospitaniye v tvorchestve K.D. Ushinskogo [Family Education in the Work of K.D. Ushinsky]. Nauka i shkola [Science and School], 2021, no. 5, pp. 120-130.

2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 24.07.2023) [Civil Code of the Russian Federation (Part One) of30.11.1994 N 51-FZ (ed. of24.07.2023)]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlyus ".

3. Dementieva E.N. Natsionalnyye traditsii v dukhovno - nravstvennom vospitanii detey i uchashchikhsya [National Traditions in the Spiritual and Moral Education of Children and Students]. Materialy VIIMezhdunarodnoy studencheskoy nauchnoy konferentsii «Studencheskiy nauchnyy forum - 2015» [Proceedings of the 7th International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum. - 2015"]. URL: https://scienceforum.ru/2015/ article/2015015838?ysclid=lt3axvw6gd985365364

4. Korchagina E.V. Issledovaniya semeynogo biznesa v Rossii: podkhody k opredeleniyu i kontseptualnyye osobennosti [Studies of Family Business in Russia: Approaches to Definition and Conceptual Features]. JER, 2015, no. 4, pp. 37-45.

5. Rubin Yu.B. Teoriya predprinimatelstva: prostranstvo funktsionalnogo podkhoda [Theory of Entrepreneurship: The Space of Functional Approach]. Sovremennaya konkurentsiya [Modern Competition], 2018, no. 1 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/teoriya-predprinimatelstva-prostranstvo-funktsionalnogo-podhoda

6. Ushinsky K.D. Sobraniye sochineniy. V111. T. 6 [Collected Works. In 11 Vols. Vol. 6]. Moscow, Pervaya Obraztsovaya tip. im. A.A. Zhdanova Glavpolygraphizdata pri Sovete Ministrov SSSR, 1949. 448 p.

7. Filkevich I.A. Novyye podkhody k obrazovaniyu predprinimateley [New Approaches to the Education of Entrepreneurs]. Sovremennaya konkurentsiya [Modern Competition], 2018, no. 1 (67), pp. 76-82.

8. Tanan A., Cahyadi H., Tan J.D. et al. Family- JInnov Entrep., 2023, vol. 12, no. 1, art. 84. DOI: Led Learning Through Parenting in Family Business. https://doi.org/10.1186/s13731-023-00352-6

Information About the Authors

Larisa V. Tavkin, Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-3044-9739

Irina V. Vlasyuk, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of the Institute of History, International Relations and Social Technologies, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7220-9602

Информация об авторах

Лариса Викторовна Тавкинь, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-3044-9739 Ирина Вячеславовна Власюк, доктор педагогических наук, профессор, директор Института истории, международных отношений и социальных технологий, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7220-9602

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.