Высшее образование в России
Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online)
http://vovr.elpub.ru
Согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-40-49
Пахомов Сергей Иванович - д-р хим. наук, проф., [email protected] Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия Адрес: 115409, г. Москва, Каширское ш., 31
Гуртов Валерий Алексеевич - д-р физ.-мат. наук, проф., [email protected] Щеголева Людмила Владимировна - д-р техн. наук, доцент, [email protected] Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия Адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Аннотация. Деятельность аспирантуры, и сети диссертационных советов отражает этапы формирования исследователя с учёной степенью. Это означает, что их деятельность должна быть согласована. В статье рассматриваются несколько подходов согласования: на уровне каждой организации - по наличию или отсутствию одного из участников траектории и на тематическом уровне. По каждому подходу рассчитаны статистические оценки согласованности, приведены картографические представления показателей в разрезе субъектов федерации. Проведённый анализ показал, что в целом есть территориальное согласование организаций подготовки аспирантов и организаций, в которых может быть защищена кандидатская диссертация.
Ключевые слова: аспирантура, диссертационный совет, кадры высшей научной квалификации, кандидат наук, соискатель учёной степени, научная специальность, аттестация
Для цитирования: Пахомов С.И, Гуртов В.А, Щеголева Л.В. Согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 40-49. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-40-49
Harmonization of Postgraduate Training System with the Certification of Candidates of Sciences
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-40-49
Sergey I. Pakhomov - Dr. Sci. (Chemistry), Prof., [email protected] National Research Nuclear University MEPhI, Moscow, Russia Address: 31, Kashirskoe shosse, Moscow, 115409, Russian Federation
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Пахомов С.И., Гуртов В.А., Щеголева Л.В., 2021.
(cc)
Vilery A. Gurtov - Dr. Sci. (Phis.-Math.), Prof., [email protected]
Lyudmila V. Shchegoleva - Dr. Sci. (Engineering), Assoc. Prof., [email protected]
Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia
Address: 33, prospect Lenina, Petrozavodsk, 185910, Russian Federation
Abstract. The activities of the postgraduate school and the network of dissertation councils represent the stages of the trajectory of the formation of a researcher with an academic degree. This means that their activities should be coordinated. The article discusses several approaches to the harmonization: at the level of each organization - by the presence or absence of one of the participants in the trajectory, and at the thematic level. For each approach, statistical estimates of consistency are calculated, and cartographic representations of indicators in the context of the subjects of the federation are given. The analysis showed that, in general, there is a territorial alignment of the organizations for postgraduate student training with the organizations in which a candidate's thesis can be defended.
Keywords: postgraduate study, dissertation council, highly qualified scientific personnel, Candidate ofScience, candidate ofscientific degree, scientific specialty, certification
Cite as: Pakhomov, S.I., Gurtov, V.A., Shchegoleva, L.V. (2021). Harmonization of Postgraduate Training System with the Certification of Candidates of Sciences. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 7, pp. 40-49, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-40-49 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
Процесс получения учёной степени кандидата наук проходит в два этапа. Сначала соискатель учёной степени проходит обучение в аспирантуре и получает диплом исследователя, затем готовит и защищает кандидатскую диссертацию в диссертационном совете. Предполагается, что эти два этапа следуют непосредственно друг за другом, т.е. соединены как во времени, так и в пространстве. Однако практика показывает, что они могут быть разорваны и в пространстве, и во времени. В срок, т.е. без разрыва во времени (это означает, что защита диссертации прошла не позднее, чем за полгода после окончания аспирантуры) защищаются в среднем 27% выпускников аспирантуры. В последние годы доля аспирантов, защитившихся в срок, уменьшилась почти в два раза.
Пространственная связка ещё менее устойчива. Подготовка диссертации может происходить на базе одной организации, при этом соискатель может работать в другой организации, а защита диссертации может проходить в третьей организации, и притом все они могут находиться в разных регионах.
Кроме времени и пространства, подготовку и аттестацию кандидатов наук разделяет ещё один фактор, связанный с тематикой обучения и тематикой диссертационного исследования. Обучение в аспирантуре ведётся по направлениям подготовки, а диссертация готовится по научной специальности Номенклатуры научных специальностей.
Проблемы аспирантской подготовки обсуждаются во многих статьях [1-4]. Подвергаются критическому анализу форма и содержание подготовки исследователей в аспирантуре, цели и задачи подготовки аспирантов [1]. Обсуждаются возможные направления по развитию и реформированию системы подготовки, проблема воспроизводства научно-педагогических кадров в региональных вузах [2]. Исследуются причины низкой эффективности подготовки и малого числа защит в срок [3]. В [4] проводится анализ динамики контрольных цифр приёма в аспирантуру для образовательных и научных организаций.
Системе аттестации кадров высшей научной квалификации также посвящён ряд статей [5-7]. Изучаются вопросы, связанные с показателями работы сети диссертацион-
ных советов [5], критериями формирования составов диссертационных советов, требованиями к соискателям учёных степеней [6]. Проблемы и планируемые изменения в работе диссертационных советов представлены в интервью В.М. Филиппова1.
Несмотря на многочисленные работы по направлениям, связанным со структурой, содержанием, показателями деятельности аспирантуры и сети диссертационных советов, организационное и территориальное взаимодействие аспирантуры и диссертационных советов до сих пор не исследовано.
Нормативные документы
На протяжении последних 25 лет требования, предъявляемые к аспирантской подготовке и созданию диссертационных советов, были различны.
Первым нормативным документом, регламентировавшим создание диссертационных советов в постсоветской России, являлось «Положение о диссертационном совете», утверждённое решением президиума ВАКа России от 4 ноября 1994 г. N 48/25 и зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 2 декабря 1994 г. N 733. В нём говорилось, что основанием для создания в организации диссертационного совета является ходатайство организации или федеральных органов исполнительной власти, при этом для создания диссертационного совета наличие аспирантуры в организации не требовалось.
В 2000 г. было утверждено новое «Положение о диссертационном совете» (Приказ Минобразования России от 7 июня 2000 г. N 1707), в котором было регламентировано, что «в ходатайстве указывается наличие лицензии и соответствующей аккредитации, аспирантуры и(или) докторантуры».
1 Емельяненков А. Владимир Филиппов: Журналам из перечня ВАК изменят условия и поднимут планку // Российская газета. 2020. 26 декабря. URL: https://rg.ru/2020/12/26/vladi-mir-fflippov-zhumalam-iz-perechnia-vak-izmem-at-usloviia-i-podnimut-planku.html (дата обращения: 13.06.2021).
В 2002 г. это требование исключается в соответствии с новым утверждённым документом «Положение о порядке присуждения учёных степеней» (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74).
Начиная с 2017 г., согласно «Положению о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук», утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. N 1093, сведения о наличии аспирантуры в организации в ходатайстве представлялись «при наличии», но не были обязательными для открытия в организации диссертационного совета. При этом направления подготовки в аспирантуре определялись классификатором специальностей по образованию ОКСО, а научные специальности - классификатором ОКСВНК.
В Плане мероприятий (дорожная карта) по оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, утверждённом Миноб-рнауки Российской Федерации 23.08.2016 г., в числе показателей по аспирантуре в разделе «Сведения об организации, на базе которой создан диссертационный совет», требовалось указать количество направлений подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре) и количество аспирантов (адъюнктов). Ненулевые значения этих показателей были необходимы при открытии диссертационных советов; для действующих советов показатели были информационными.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был установлен третий уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации. Обучение в аспирантуре стало проводиться по направлениям подготовки, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061.
Рис. 1. Соотношение количества организаций с аспирантурой и диссоветами (всего 1294 организации) Fig. 1. Ratio of organizations that have postgraduate courses to organizations that have
dissertation councils
Принятый Федеральный закон 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» вернул ситуацию по аспирантской подготовке и диссертационным советам к существовавшей ранее, до 2013 г. С 1 сентября 2021 г. обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) будет осуществляться по научным специальностям, предусмотренным Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени. При этом для аспирантуры не требуется аккредитация по программам обучения, достаточно лицензирования этих программ.
Таким образом, подготовка соискателей учёной степени сначала осуществлялась в соответствии с научными специальностями, потом в соответствии с направлениями подготовки высшего образования, и теперь снова возвращается к научным специальностям. Принятие решения об открытии диссертационного совета в организации в какой-то степени определяется наличием в организации аспирантской подготовки в соответствии со специальностями диссертационного совета.
Структура системы подготовки и аттестации кадров ВНК Источники данных и методика сопоставления. В область исследования включе-
ны научные и образовательные организации высшего и дополнительного образования, которым были выделены контрольные цифры приёма за счёт средств федерального бюджета в аспирантуру в 2016-2019 гг. Это означает, что в этих организациях в 2019 г. был ненулевой контингент аспирантов. Научные и образовательные организации высшего и дополнительного образования, при которых созданы диссертационные советы, рассматривались также по состоянию на 2019 г.
Анализ показал, что аспирантура действует в 1110 научных и образовательных организациях (640 - научных, 470 - образовательных). Диссертационные советы в количестве 1992 совета функционируют в 846 организациях (441 - научных, 405 - образовательных). При этом количество организаций, где есть и аспирантура, и диссертационные советы, составляет 662 организации (60% от организаций, имеющих аспирантуру, и 78% от числа организаций, имеющих диссертационные советы) (Рис. 1). Всего число организаций, участвующих в процессе формирования кандидатов наук, составляет 1294. На рисунке 1 схематически показано взаимопересечение этих организаций.
Количественное соотношение организаций не даёт полной картины соответствия аспирантуры диссоветам при подготовке кандидатов наук, так как важным фактором
является соответствие подготовки и аттестации по тематике научных исследований. В аспирантуре подготовка ведётся по 50 направлениям подготовки. Кандидатская диссертация защищается по научной специальности с присуждением степени по отрасли науки. Таких пар «научная специальность -отрасль науки» в диссертационных советах представлено 605 вариантов.
Для определения степени соответствия подготовки в аспирантуре возможностям защиты диссертации в диссертационном совете той же самой организации было проведено соотнесение «направлений подготовки» в аспирантуре и пар «научная специальность - отрасль науки» в диссертационных советах в одной и той же организации. Соотнесение проводилось на основе приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2014 г. N 1192. Соответствие «направлений подготовки» в аспирантуре и пар «научная специальность - отрасль науки» относится к типу «многие-ко-многим», что означает, что направлению подготовки соответствует несколько пар «научная специальность - отрасль науки», и, наоборот, паре «научная специальность - отрасль науки» соответствует несколько направлений подготовки. Например, направлению подготовки «02.00.00 Компьютерные и информационные науки» соответствует восемь научных специальностей, из них четыре - научные специальности с двумя отраслями науки, а научная специальность «05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» - с тремя отраслями науки. Научной специальности «05.13.17 Теоретические основы информатики» и отрасли науки «технические науки» соответствует четыре направления подготовки «02.00.00 Компьютерные и информационные науки», «09.00.00 Информатика и вычислительная техника», «10.00.00 Информационная безопасность», «27.00.00 Управление в технических системах».
Для каждой из 1294 организаций рассчитывались следующие показатели:
- количество направлений подготовки в аспирантуре организации, обеспеченных диссертационными советами;
- количество направлений подготовки в аспирантуре организации, не обеспеченных диссертационными советами;
- количество пар «научная специальность - отрасль науки» в диссертационных советах организации, обеспеченных аспирантской подготовкой;
- количество пар «научная специальность - отрасль науки» в диссертационных советах организации, не обеспеченных аспирантской подготовкой;
- доля направлений подготовки в аспирантуре организации, обеспеченных диссертационными советами;
- доля пар «научная специальность - отрасль науки» в диссертационных советах организации, обеспеченных аспирантской подготовкой.
На рисунке 2 представлена схема сопоставления аспирантуры и диссертационных советов на примере одной организации. Пусть в некоторой организации подготовка в аспирантуре ведётся по четырём направлениям подготовки. В этой же организации действуют два диссертационных совета: первый присуждает учёные степени по трём парам («научная специальность - отрасль науки»), второй - по двум парам («научная специальность - отрасль науки»), не совпадающим с парами в первом совете. Тогда в этой организации представлено четыре направления подготовки в аспирантуре и пять пар «научная специальность - отрасль науки» в диссертационных советах. Если в приказе Минобрнауки России от 2 сентября 2014 г. N 1192 есть соответствие направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, то соответствующее направление подготовки и научная специальность соединены на схеме линией.
Рис. 2. Схема сопоставления аспирантуры и диссертационных советов на примере
одной организации
Fig. 2. Postgraduate training and dissertation councils matching by the example of any particular
organization
Наличие линии говорит об обеспеченности соответствующего направления подготовки в аспирантуре диссертационным советом, а также об обеспеченности специальности диссертационного совета подготовкой в аспирантуре. Направления подготовки и специальности, не соединённые ни одной линией, являются не обеспеченными.
Тогда для организации, представленной на рис. 2, аспирантура обеспечена диссертационными советами на 75%, т.к. для трёх из четырёх направлений подготовки есть соответствие, а диссертационные советы обеспечены аспирантской подготовкой на 80%, так как для четырёх из пяти пар («научная специальность - отрасль науки» есть соответствие.
Обеспеченность подготовки в аспирантуре диссертационными советами. Рассмотрим осуществимость в организациях, имеющих аспирантуру, предоставления выпускнику аспирантуры по каждому из реализуемых организацией направлений подготовки возможности защитить кандидатскую диссертацию по соответствующей специальности в одном из диссертационных советов этой же организации.
Распределение числа организаций с долями направлений подготовки в аспирантуре, обеспеченных диссертационными советами, представлено на рисунке 3.
Доля организаций, в которых аспирантская подготовка не обеспечена диссертационными советами, составляет 41%. Она включает 448 организаций, в которых вообще нет диссертационных советов (светлый столбик на рис. 3), и 12 организаций, в которых диссертационные советы работают по специальностям, не соответствующим направлениям подготовки в аспирантуре. В числе этих 460 организаций 312 являются научными организациями, а 148 - образовательными. Наибольшее количество организаций находится в Москве (84 организации), Санкт-Петербурге (28), в Московской (21) и Новосибирской областях (16), в Республике Башкортостан (15 организаций), в Краснодарском крае и Свердловской области (по 13 организаций).
Доля организаций, в которых подготовка в аспирантуре по всем направлениям полностью обеспечена диссертационными советами, составляет 30%. Наибольшее количество таких организаций находится в Москве (129 организаций), Санкт-Петербурге (40), в Новосибирской (31), Свердловской (14), Московской областях (14), в Приморском крае (10). В 41 регионе таких организаций нет. В трёх регионах аспирантская подготовка не ведётся вообще.
Остальные 29% организаций «закрывают» аспирантскую подготовку диссертационными советами частично.
500 450 400
й и 350
ц
а
S н 300
аг
гр
о 250
о
вт
с е 200
ч
и
л
о 150
100 50 0
12 + 448
329
98
18 24 ■ 43 43 ± 23 ■ 51 51 41 ■ 18
20% 30% 40°% 50% 60% 70% 80% 90%
Доля направлений подготовки в аспирантуре, обеспеченных диссертационными советами
5
Рис. 3. Распределение числа организаций с долями направлений подготовки в аспирантуре,
обеспеченных диссертационными советами Fig. 3. Distributions of a number of organization with the shares of postgraduate training provided
with dissertation councils
Обеспеченность диссертационных советов подготовкой в аспирантуре. Аналогичный анализ проведём для оценки возможности получения соискателем учёной степени, собирающимся защищать кандидатскую диссертацию в диссертационном совете организации по желаемой научной специальности, подготовки в аспирантуре по соответствующему направлению подготовки, реализуемому в организации.
Распределение числа организаций с долями «научная специальность - отрасль науки» в диссертационных советах, обеспеченных аспирантской подготовкой, представлено на рисунке 4.
Доля организаций, в которых диссертационные советы не обеспечены подготовкой в аспирантуре, составляет 23%. Она включает 184 организации, в которых вообще нет аспирантуры, и 12 организаций, в которых диссертационные советы работают по специальностям, не соответствующим направлениям подготовки в аспирантуре. В числе этих 196 организаций 113 являются научными организациями, а 83 - образова-
тельными. Наибольшее количество организаций находится в Москве (70 организаций), Санкт-Петербурге (22), в Московской (9), Новосибирской областях (5).
Доля организаций, в которых диссертационные советы полностью обеспечены аспирантской подготовкой, составляет 64%. Наибольшее количество таких организаций находится в Москве (169 организаций), Санкт-Петербурге (58), в Новосибирской (38), Свердловской (19), Московской (18), Иркутской областях (14), в Приморском крае (12). В 14 регионах таких организаций нет. В семи регионах вообще нет диссертационных советов.
Остальные 13% организаций «закрывают» диссертационные советы аспирантской подготовкой частично.
Важность наличия в организации аспирантуры для обеспечения деятельности диссертационных советов подтверждается тем фактом, что доля организаций, где отсутствует аспирантура, с нулевым числом защит в её диссертационных советах составляет 27%, в то время как аналогичный показатель для организаций с аспирантурой равен 8%.
ь
и
s 200
12 + 1! I
0 2 2 10 19 10 14 21
10% 20% 30% 40°% 50% 60% 70% 80%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Доля научных специальностей в диссертационных советах, обеспеченных подготовкой в аспирантуре
600
539
500
400
300
100
33
0
Рис. 4. Распределение числа организаций с долями научных специальностей в диссертационных
советах, не обеспеченных аспирантской подготовкой Fig. 4. Distributions of a number oforganization with the shares of scientific specialties in dissertation councils, which are not provided with postgraduate training
В разрезе отраслей науки самой «малообеспеченной» является отрасль науки «Науки о Земле» (обеспеченность 65%) (Рис. 5). Самыми обеспеченными являются отрасли науки «Сельскохозяйственные науки» (95%), «Геолого-минералогические науки» (94%), «Химические науки» (92%), «Политические науки» (91%).
На рисунке 6 представлено среднегодовое количество бюджетных мест в аспирантуру в разрезе направлений подготовки и соответствующее количество диссертационных советов.
Можно увидеть, что возможности выбрать диссертационный совет для направлений подготовки различаются. Например, для направления подготовки «09 Информатика и вычислительная техника» на одного аспиранта приходится 0,2 совета, а для «28 Нано-технологии и наноматериалы» - 4,2 совета, «16 Физико-технические науки и технологии» - 10,2 совета.
Заключение
Представленный анализ показал, что для России в целом наблюдается достаточное
территориальное согласование организаций подготовки аспирантов и организаций, в которых может быть защищена кандидатская диссертация.
При открытии диссертационных советов принимался во внимание факт наличия аспирантуры по научной специальности диссертационного совета, поэтому 75% организаций с диссертационными советами имеют и аспирантуру. Отсутствие обязательного требования, закреплённого в нормативно-правовых документах, о наличии профильной аспирантской подготовки в организациях, где действуют диссертационные советы, привело к тому, что у 25% организаций это положение не выполняется. С учётом отказа от аккредитации аспирантской подготовки (при сохранении лицензирования этой деятельности) согласно ФЗ 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ возможность выполнить требование о наличии аспирантуры при функционирующем или вновь открываемом диссертационном совете не будет сложной.
Доля организаций, имеющих аспирантуру и не имеющих диссертационные советы, составляет более 40%. Возможности у этих организаций по открытию диссертационных
Рис. 5. Обеспеченность диссертационных советов подготовкой в аспирантуре в разрезе отраслей науки Fig. 5. Availability ofpostgraduate training for dissertation councils from the standpoint ofscientific specialties
SSSSSSSSSSSSSSSS8SBSSSSSS
ddddddddddddddodddddddddd ooooooooooooooooooooooooo
Направление подготовки ■ Среднее КЦП в год —Количество классических диссертационных советов
Рис. 6. Соотношение количества бюджетных мест в аспирантуру и количества диссертационных советов Fig. 5. The proportion of state-funded places in postgraduate school and the number of dissertation councils
советов, по-видимому, нет в связи с высокими требованиями, предъявляемыми в настоящее время ВАК при Минобрнауки России к количественному и качественному составу диссертационного совета. Планируемое смягчение требований по количественному составу диссертационного совета с 19 до 11 членов позволит обеспечить аттестацию кандидатов наук в этих организациях.
Важным фактором является согласование деятельности аспирантуры и диссертационных советов в разрезе научных специальностей и отраслей науки, чтобы объём подготовки в аспирантуре по этому показателю соответствовал количеству диссертационных советов, правомочных рассмотреть диссертации соискателей учёной степени по соответствующей научной специальности.
управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 57-65. DOI: https://doi.org/l0.15826/ umpa.2017.03.037
5. Донецкая С.С. Статистика защит докторских диссертаций: изменения после реформы ВАК // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 26-37.
6. Оболенский Н.В. Роль диссертационных советов в пополнении научных кадров // Высшее образование сегодня. 2015. № 11. С. 31-33.
7. Пахомов С.И, Гуртов В.А, Щеголева Л.В. Диссертационный совет как зеркало российской науки // Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83. № 12. С. 26-33. DOI: 10.7868/ S0869587313120098
Статья поступила в редакцию 05.04.21 Принята к публикации 15.06.21
References
1. Senashenko, V.S. (2020). Features of Postgraduate Programs' Reforming as an Issue for Scientific and Pedagogical Discussion. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 3, pp. 58-73 DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73_(In Russ., abstract in Eng.).
2. Bednyi, B.I., Chuprunov, E.V. (2019). Modern Doctoral Education in Russia: Current Directions of Development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 3, pp. 9-20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20_(In Russ., abstract in Eng.)
3. Kashina, M.A. (2020). Negative Effects of Reforming Russian Graduate School: Analysis and Ways to Minimize. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 8/9, pp. 55-70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70 (In Russ., abstract in Eng.).
4. Berezhnaya, Yu.N., Gurtov, V.A. (2017). Postgraduate Studies in a New Reality. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. Vol. 21, no. 3, pp. 57-65 DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.037_(In Russ., abstract in Eng.).
5. Donetskaya, S.S. (2017). The Statistics of Awarded Doctoral Degrees: Changes after the Reform of the Higher Attestation Commission. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 26-37. (In Russ., abstract in Eng.).
6. Obolenskiy, N.V. (2015). The Role of Dissertation Councils in the Replenishment of Scientific Personnel. Vysshee obrazovanie segodnjа = Higher Education Today. No. 11, pp. 31-33. (In Russ., abstract in Eng.).
7. Pakhomov, S.I., Gurtov, V.A., Shchegoleva, L.V. (2013). Dissertation Council as a Mirror of the Russian Science. Vestnik Rossiiskoi Akademii Nauk = Herald of the Russian Academy of Sciences. Vol. 83, no. 12, pp. 26-33. DOI: 10.7868/S0869587313120098 (In Russ., abstract in Eng.).
The paper was submitted 05.04.21 Accepted for publication 15.06.21
Литература
1. Сенашенко В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 58-73. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73
2. Бедный Б.И, Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9-20. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20
3. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 55-70. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70
4. Бережная Ю.Н., Гуртов В.А. Аспирантура в новых реалиях // Университетское