Научная статья на тему 'Согласование интересов субъектов инвестиционно-строительной деятельности с учетом экологического императива развития'

Согласование интересов субъектов инвестиционно-строительной деятельности с учетом экологического императива развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / ДЕВЕЛОПМЕНТ / DEVELOPMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ENVIRONMENTAL AGREEMENT / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL AND ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нужина И.П.

В статье рассматривается значение и роль социально-экологической ответственности, строительного бизнеса в условиях реформирования нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности.Для согласования интересов в исследовании предложено использование механизма государственно-частного партнерства на основе добровольных экологических соглашений и инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordination of Interests of Different Parties of Investment and Construction Activities with Regard to Ecological Requirements

Тhe article considers the importance and the role of social and environmental responsibility of the construction business in the conditions of reforming the standards and legal regulations of city planning. In order to achieve an agreement between different interests the author suggests applying a mechanism of public and private partnership on the basis of voluntary environmental agreements and initiatives.

Текст научной работы на тему «Согласование интересов субъектов инвестиционно-строительной деятельности с учетом экологического императива развития»

девелопмент, экология

и государственно-частное

партнерство

аогласование интересов субъектов

инвестиционно-строительной деятельности

с учетом экологического императива развития

__Аннотация

В статье рассматривается значение и роль социально-экологической ответственности строительного бизнеса в условиях реформирования нор-мативно-правовогорегулирования градостроительной деятельности. Для согласования интересов в исследовании предложено использование механизма государственно-частного партнерства на основе добровольных экологических соглашений и инициатив.

_Ключевые слова: государственно-частное партнерство, регулирова-

_ние, инвестиции, строительство, девелопмент, экологическое соглаше-

_ние, социально-экологическая ответственность

Нужина И.П.

канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики строительства Томского государственного архитектурно-строительного университета irinanuzhina@yandex.ru

Основными инструментами, позволяющими предотвратить негативные последствия реализации инвестиционных проектов создания строительных объектов, являются следующие процедуры:

- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);

- государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Регламентация проведения указанных процедур претерпела существенные изменения в результате реформирования нормативно-правового регулирования градостроительной деятельной. Так, ГЭЭ охватывает менее 5% всех объектов.

Социально-экологическая ответственность

Возрастает значение инициативной деятельности субъектов инвестиционно-строительной деятельности (ИСД) по принятию дополнительных (повышенных) экологических требований, которым

должны соответствовать реализуемые инвестиционные проекты и строительная продукция. Развитие инициативной деятельности участников ИСД обусловлено повышением социально-экологической ответственности строительного бизнеса перед обществом. В интересах общества градостроительство должно служить связующим звеном между миром техники и миром социальным, между материальным миром и духовным [1, с. 8]. В целом, социально-экологическую ответственность субъектов ИСД следует рассматривать как свободную, инициативную деятельность. Она направлена на достижение конечных результатов (создание законченной строительной продукции) при соблюдении требований экологической безопасности и рационального природопользования, закрепленных в нормативно-правовых документах, а также общественно признанных, отвечающих требованиям создания среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и общества. Развитие механизма реализации социально-экологической ответственности позволит:

- укрепить безопасность и конкурентоспособность строительного бизнеса;

- обеспечить благоприятную среду обитания человека.

Интересы участников

Возможности поступательного экологически приемлемого развития инвестиционно-строительной сферы зависят от согласования интересов и взаимодействия субъектов ИСД. Во-первых, согласование интересов участников ИСД с учетом экологических приоритетов развития должно осуществляться при активном участии главного регулятора в данной сфере - государства. Оно является представителем и защитником интересов общественности, гарантом прав на благоприятную экологическую среду жизнедеятельности.

Во-вторых, в процессе осуществления процедур согласования государство взаимодействует с хозяйствующими субъектами строительного бизнеса, объединенными в саморегулируемые организации (СРО) и союзы строителей. В-третьих, принимая во внимание социальную значимость градостроительной деятельности, следует

в интересах общества

градостроительство должно служить связующим звеном между миром техники и миром социальным, между материальным миром и духовным

девело,

I

на эколого-

предусмотреть участие общественности в принятии решений по реализации общественно-значимых инвестиционных проектов. Сознательность и ответственность граждан, учет общественного мнения в принятии градостроительных решений являются обязательными элементами процедуры согласования и характеризуют уровень развития гражданского общества.

Вмешательство общественности, природоохранных организаций, в том числе международных, позволяет нередко приостановить разрушающее наступление инвесторов на эколого-экономическую систему региона [2]. Технологии организации участия общественности могут быть различными, но все они подразумевают доступность информации, адекватно отражающей воздействие на состояние окружающей среды, социум, а также ознакомление с планами и программами предприятий, участвующих в реализации проекта [3].

Государственно-частное тнерство

вмешательство общественности,

_организаций

позволяет нередко _приостановить

разрушающее

наступление

инвесторов

экономическую систему региона

честве организационно-правовой формы асования интересов предлагается рассмотреть институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Его развитие определяется как стратегическое направление долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В зависимости от цели сотрудничества органов власти и хозяйствующих субъектов, можно говорить о партнерстве в экономической сфере, в социальной сфере, в культуре, науке, а также о партнерстве в экологической сфере. Если партнерство в экономической сфере, как правило, связано с участием государства в финансировании проекта, в социальной сфере - с необходимостью защиты социальных и трудовых прав граждан, то партнерство в экологической сфере применительно к ИСД - с необходимостью защиты прав граждан на безопасную и благоприятную среду жизнедеятельности.

На Форуме регионов России «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий» (апрель 2010 г.) подчеркивалось, что ГЧП «должно рассматриваться не только как инвестиционный механизм, но и как эффектив-

>

ная модель управления экономикой, которая позволяет повысить качество исполнения проекта и предоставления на его базе общественных услуг» [4]. По мнению автора, качество разработки и реализации инвестиционных проектов определяется решением поставленных социально-экономических задач во взаимосвязи с обеспечением гармонизации экономических и экологических интересов развития территории, использования ее природно-ресурсного потенциала.

Субъекты и объекты

Итак, партнерство государства и хозяйствующих субъектов в инвестиционно-строительной сфере основывается на общем интересе - формировании архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и общества. Цель такого партнерства -совместными усилиями государственных и муниципальных структур и строительного бизнеса способствовать реализации общественно значимых инвестиционных проектов путем согласования экономических интересов с социальными и экологическими требованиями. Сфера его действий -социально-экологическая ответственность инвестиционно-строительной деятельности. ГЧП относится к числу гражданско-правовых отношений. Субъектами этих отношений (на региональном уровне) выступают:

- органы региональной власти (администрация субъекта федерации и муниципалитет);

- представители девелоперов, участвующих в реализации проекта, объединенные в СРО и союзы строителей, представители общественных экологических организаций и движений.

Объект отношений - это то, по поводу чего складываются отношения. В данном случае речь идет о согласовании экономических интересов участников ИСД с экологическими и социальными требованиями. Базовыми принципами ГСП являются добровольность, равноправие, договорная основа взаимоотношений, соблюдение прав и законных интересов всех сторон ГЧП и населения региона. Организационно согласование интересов участников ИСД в сфере социально-экологической ответственности может быть оформлено в виде

.партнерство в

экологической сфере

применительно

к инвестиционно-

строительной

деятельности связано с необходимостью

защиты прав

граждан на

безопасную

и благоприятную

среду

жизнедеятельности

девелопмент

_к общественно

значимым относятся проекты, реализация .которых оказывает влияние на изменение

градостроительной экологической среды _жизни человека

ЮП

добровольных экологических соглашений и инициатив. Предметом такого соглашения являются социально-экологические аспекты деятельности субъектов регионального инвестиционного комплекса, подлежащие согласованию и регулированию на добровольной основе, за исключением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Принятие и исполнение экологического соглашения позволит заполнить пробелы экологического характера, которые образовались в связи с ограничением объектов строительства, на которые распространяется ГЭЭ.

Экологическое соглашение

Экологическое соглашение по градостроительной деятельности - это соглашение о партнерстве между:

- органами региональной власти, представленными соответствующими департаментами и комитетами;

'/- саморегулируемыми организациями в строительстве;

- общественными экологическими организациями по вопросам согласования экономических и социальных интересов с экологическими требованиями в связи с реализацией общественно-значимых инвестиционных проектов.

К общественно значимым относятся проекты, реализация которых оказывает влияние на изменение архитектурно-градостроительной и экологической среды жизни человека. Данное соглашение следует рассматривать как основу для заключения соглашений по конкретным инвестиционным проектам, отражающих их особенности (масштаб, срок реализации, вид строительства и др.). В соглашении отражаются обязанности сторон, механизм реализации и ответственность сторон за его выполнением. Контроль за выполнением соглашения осуществляется специально созданной координационной комиссией. Таким образом, развитие механизма социально-экологической ответственности на основе разработки и применения добровольных экологических соглашений и инициатив в совокупности с системой обязательных нормативно-правовых

регламентов позволит осуществить регулирование ИСД в соответствии с целевыми ориентирами концепции экологизации экономического развития.

Литература

1. Булгаков С.Н. Проблемы национальной безопасности в сфере создания и эксплуатации городов, зданий, сооружений и пути их решения // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. - 2005. - № 11. - С. 6-8.

2. Вега А.Ю. Механизм согласования эколого-эконо-мических интересов при подготовке и проведении зимней олимпиады 2014 г. // Экономика природопользования. - 2002. - № 4. - С. 96-114.

3. Коньшина Н.С. Перспективы общественного участия после отмены экологической экспертизы // Экологическая экспертиза. - 2008. - № 3. - С. 2-9.

4. Форум регионов России «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий». Концепция. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roseconomy.ru/projects/95-gchp-v-kompleksnom-razvitii-territorii.htm.

Nuzhina I.P. _

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor; Head of Chair of Construction Economics, _

Tomsk State University of Architecture and Building _

Coordination of Interests of Different Parties of Investment _

and Construction Activities with Regard to Ecological Requirements _

_Abstract _

The article considers the importance and the role of social and environmental _

responsibility of the construction business in the conditions of reforming _

the standards and legal regulations of city planning. In order to achieve an _

agreement between different interests the author suggests applying a mechanism of _

public and private partnership on the basis of voluntary environmental agreements _

and initiatives. _

Keywords: public and private partnership, regulation, investments, const- _

ruction, development, environmental agreement, social and environmental _

responsibility _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.