девелопмент, экология
и государственно-частное
партнерство
аогласование интересов субъектов
инвестиционно-строительной деятельности
с учетом экологического императива развития
__Аннотация
В статье рассматривается значение и роль социально-экологической ответственности строительного бизнеса в условиях реформирования нор-мативно-правовогорегулирования градостроительной деятельности. Для согласования интересов в исследовании предложено использование механизма государственно-частного партнерства на основе добровольных экологических соглашений и инициатив.
_Ключевые слова: государственно-частное партнерство, регулирова-
_ние, инвестиции, строительство, девелопмент, экологическое соглаше-
_ние, социально-экологическая ответственность
Нужина И.П.
канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики строительства Томского государственного архитектурно-строительного университета irinanuzhina@yandex.ru
Основными инструментами, позволяющими предотвратить негативные последствия реализации инвестиционных проектов создания строительных объектов, являются следующие процедуры:
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
- государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Регламентация проведения указанных процедур претерпела существенные изменения в результате реформирования нормативно-правового регулирования градостроительной деятельной. Так, ГЭЭ охватывает менее 5% всех объектов.
Социально-экологическая ответственность
Возрастает значение инициативной деятельности субъектов инвестиционно-строительной деятельности (ИСД) по принятию дополнительных (повышенных) экологических требований, которым
должны соответствовать реализуемые инвестиционные проекты и строительная продукция. Развитие инициативной деятельности участников ИСД обусловлено повышением социально-экологической ответственности строительного бизнеса перед обществом. В интересах общества градостроительство должно служить связующим звеном между миром техники и миром социальным, между материальным миром и духовным [1, с. 8]. В целом, социально-экологическую ответственность субъектов ИСД следует рассматривать как свободную, инициативную деятельность. Она направлена на достижение конечных результатов (создание законченной строительной продукции) при соблюдении требований экологической безопасности и рационального природопользования, закрепленных в нормативно-правовых документах, а также общественно признанных, отвечающих требованиям создания среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и общества. Развитие механизма реализации социально-экологической ответственности позволит:
- укрепить безопасность и конкурентоспособность строительного бизнеса;
- обеспечить благоприятную среду обитания человека.
Интересы участников
Возможности поступательного экологически приемлемого развития инвестиционно-строительной сферы зависят от согласования интересов и взаимодействия субъектов ИСД. Во-первых, согласование интересов участников ИСД с учетом экологических приоритетов развития должно осуществляться при активном участии главного регулятора в данной сфере - государства. Оно является представителем и защитником интересов общественности, гарантом прав на благоприятную экологическую среду жизнедеятельности.
Во-вторых, в процессе осуществления процедур согласования государство взаимодействует с хозяйствующими субъектами строительного бизнеса, объединенными в саморегулируемые организации (СРО) и союзы строителей. В-третьих, принимая во внимание социальную значимость градостроительной деятельности, следует
в интересах общества
градостроительство должно служить связующим звеном между миром техники и миром социальным, между материальным миром и духовным
девело,
I
на эколого-
предусмотреть участие общественности в принятии решений по реализации общественно-значимых инвестиционных проектов. Сознательность и ответственность граждан, учет общественного мнения в принятии градостроительных решений являются обязательными элементами процедуры согласования и характеризуют уровень развития гражданского общества.
Вмешательство общественности, природоохранных организаций, в том числе международных, позволяет нередко приостановить разрушающее наступление инвесторов на эколого-экономическую систему региона [2]. Технологии организации участия общественности могут быть различными, но все они подразумевают доступность информации, адекватно отражающей воздействие на состояние окружающей среды, социум, а также ознакомление с планами и программами предприятий, участвующих в реализации проекта [3].
Государственно-частное тнерство
вмешательство общественности,
_организаций
позволяет нередко _приостановить
разрушающее
наступление
инвесторов
экономическую систему региона
честве организационно-правовой формы асования интересов предлагается рассмотреть институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Его развитие определяется как стратегическое направление долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В зависимости от цели сотрудничества органов власти и хозяйствующих субъектов, можно говорить о партнерстве в экономической сфере, в социальной сфере, в культуре, науке, а также о партнерстве в экологической сфере. Если партнерство в экономической сфере, как правило, связано с участием государства в финансировании проекта, в социальной сфере - с необходимостью защиты социальных и трудовых прав граждан, то партнерство в экологической сфере применительно к ИСД - с необходимостью защиты прав граждан на безопасную и благоприятную среду жизнедеятельности.
На Форуме регионов России «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий» (апрель 2010 г.) подчеркивалось, что ГЧП «должно рассматриваться не только как инвестиционный механизм, но и как эффектив-
>
ная модель управления экономикой, которая позволяет повысить качество исполнения проекта и предоставления на его базе общественных услуг» [4]. По мнению автора, качество разработки и реализации инвестиционных проектов определяется решением поставленных социально-экономических задач во взаимосвязи с обеспечением гармонизации экономических и экологических интересов развития территории, использования ее природно-ресурсного потенциала.
Субъекты и объекты
Итак, партнерство государства и хозяйствующих субъектов в инвестиционно-строительной сфере основывается на общем интересе - формировании архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и общества. Цель такого партнерства -совместными усилиями государственных и муниципальных структур и строительного бизнеса способствовать реализации общественно значимых инвестиционных проектов путем согласования экономических интересов с социальными и экологическими требованиями. Сфера его действий -социально-экологическая ответственность инвестиционно-строительной деятельности. ГЧП относится к числу гражданско-правовых отношений. Субъектами этих отношений (на региональном уровне) выступают:
- органы региональной власти (администрация субъекта федерации и муниципалитет);
- представители девелоперов, участвующих в реализации проекта, объединенные в СРО и союзы строителей, представители общественных экологических организаций и движений.
Объект отношений - это то, по поводу чего складываются отношения. В данном случае речь идет о согласовании экономических интересов участников ИСД с экологическими и социальными требованиями. Базовыми принципами ГСП являются добровольность, равноправие, договорная основа взаимоотношений, соблюдение прав и законных интересов всех сторон ГЧП и населения региона. Организационно согласование интересов участников ИСД в сфере социально-экологической ответственности может быть оформлено в виде
.партнерство в
экологической сфере
применительно
к инвестиционно-
строительной
деятельности связано с необходимостью
защиты прав
граждан на
безопасную
и благоприятную
среду
жизнедеятельности
девелопмент
_к общественно
значимым относятся проекты, реализация .которых оказывает влияние на изменение
градостроительной экологической среды _жизни человека
ЮП
добровольных экологических соглашений и инициатив. Предметом такого соглашения являются социально-экологические аспекты деятельности субъектов регионального инвестиционного комплекса, подлежащие согласованию и регулированию на добровольной основе, за исключением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Принятие и исполнение экологического соглашения позволит заполнить пробелы экологического характера, которые образовались в связи с ограничением объектов строительства, на которые распространяется ГЭЭ.
Экологическое соглашение
Экологическое соглашение по градостроительной деятельности - это соглашение о партнерстве между:
- органами региональной власти, представленными соответствующими департаментами и комитетами;
'/- саморегулируемыми организациями в строительстве;
- общественными экологическими организациями по вопросам согласования экономических и социальных интересов с экологическими требованиями в связи с реализацией общественно-значимых инвестиционных проектов.
К общественно значимым относятся проекты, реализация которых оказывает влияние на изменение архитектурно-градостроительной и экологической среды жизни человека. Данное соглашение следует рассматривать как основу для заключения соглашений по конкретным инвестиционным проектам, отражающих их особенности (масштаб, срок реализации, вид строительства и др.). В соглашении отражаются обязанности сторон, механизм реализации и ответственность сторон за его выполнением. Контроль за выполнением соглашения осуществляется специально созданной координационной комиссией. Таким образом, развитие механизма социально-экологической ответственности на основе разработки и применения добровольных экологических соглашений и инициатив в совокупности с системой обязательных нормативно-правовых
регламентов позволит осуществить регулирование ИСД в соответствии с целевыми ориентирами концепции экологизации экономического развития.
Литература
1. Булгаков С.Н. Проблемы национальной безопасности в сфере создания и эксплуатации городов, зданий, сооружений и пути их решения // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. - 2005. - № 11. - С. 6-8.
2. Вега А.Ю. Механизм согласования эколого-эконо-мических интересов при подготовке и проведении зимней олимпиады 2014 г. // Экономика природопользования. - 2002. - № 4. - С. 96-114.
3. Коньшина Н.С. Перспективы общественного участия после отмены экологической экспертизы // Экологическая экспертиза. - 2008. - № 3. - С. 2-9.
4. Форум регионов России «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий». Концепция. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roseconomy.ru/projects/95-gchp-v-kompleksnom-razvitii-territorii.htm.
Nuzhina I.P. _
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor; Head of Chair of Construction Economics, _
Tomsk State University of Architecture and Building _
Coordination of Interests of Different Parties of Investment _
and Construction Activities with Regard to Ecological Requirements _
_Abstract _
The article considers the importance and the role of social and environmental _
responsibility of the construction business in the conditions of reforming _
the standards and legal regulations of city planning. In order to achieve an _
agreement between different interests the author suggests applying a mechanism of _
public and private partnership on the basis of voluntary environmental agreements _
and initiatives. _
Keywords: public and private partnership, regulation, investments, const- _
ruction, development, environmental agreement, social and environmental _
responsibility _