Научная статья на тему 'Согласование государственной и корпоративной инновационной политики развития промышленного сервиса в Арктике'

Согласование государственной и корпоративной инновационной политики развития промышленного сервиса в Арктике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / Арктика / промышленность / согласование / государство / корпорации / промышленный аутсорсинг / некомерческие организации / государственно-частное партнерство / innovations / Arctic / industry / coordination / state / corporations / industrial outsourcing / non-profit organizations / public-private partnership.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Согласование государственной и корпоративной инновационной политики развития промышленного сервиса в Арктике»

Цукерман В.А.

к.т.н., зав. отделом Института экономических проблем Кольского НЦ РАН

tsukerman@iep.kolasc.net.ru

Козлов А.А.

н.с. Института экономических проблем Кольского НЦ РАН

СОГЛАСОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕРВИСА В АРКТИКЕ1

Ключевые слова: инновации, Арктика, промышленность, согласование, государство, корпорации, промышленный аутсорсинг, некомерческие организации, государственно-частное партнерство

Keywords: innovations, Arctic, industry, coordination, state, corporations, industrial outsourcing, non-profit organizations, public-private partnership.

Промышленный сервис и связанная с ним проблематика занимает одно из главных мест в сфере развития производства товаров. Требуется создание инновационных технологий и соответствующего оборудования для производственной базы корпораций. Именно инновации являются основой технологического прогресса и адекватно влияют на сферу промышленного сервиса.

В российской Арктике создан мощный индустриальный слой, а масштабы хозяйственной деятельности значительно превосходят показатели арктических стран2. Между тем, в Арктике преобладает высокая доля добавленной стоимости ресурсных отраслей промышленности, которая составляет порядка 60%. Для сравнения, в Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии этот показатель не превышает 15%; в арктической зоне США и Канады -менее 30%3.

Глобализация и ужесточение общемировой конкуренции, диверсификация структуры мировой экономики и потребления энергоресурсов требуют корректировки прежних подходов к активизации инновационной промышленной деятельности в российской Арктике. Соответствовать современным требованиям может только устойчивый, инновационно активный, экономически эффективный и динамично развивающийся промышленный сектор экономики4.

Достижение высокого уровня конкурентоспособности экономики российской Арктики неразрывно связано с необходимостью технологической модернизации предприятий, рациональной государственной инновационной промышленной политикой, базирующейся на оптимальном сочетании собственных научно-технических ресурсов и внешних факторов инновационных процессов, а также с повышением привлекательности предприятий5. Необходима структурная перестройка и модернизация производственного комплекса Арктики6. Для инновационного развития требуются не только огромные ресурсы, но и использование специфических механизмов программно-целевого управления для перехода к новой парадигме устойчивого развития, которая связана с экономической, социальной эффективностью и безопасностью, становлением ключевых направлений пятого и шестого технологического уклада и обеспе-

7

чением национальных интересов в рамках международного сотрудничества .

В этой связи, для создания и развития промышленного сервиса в российской Арктике требуется согласования государственной и корпоративной инновационной политики. Решение вопросов повышения эффективности промышленного сервиса и инновационного развития корпораций является продолжением исследований авторов8.

1 Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-02-00540 «Теоретические основы и механизм согласования государственной, региональной и корпоративной инновационной политики в Арктике».

2 Цукерман В.А. Актуальные проблемы инновационного развития экономики российского Севера // Пространственная экономика. 2009. № 4. - С. 57-87.

Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Инновационное развитие Арктической зоны Российской Федерации: особенности и проблемы управления // Друкеровский вестник. 2016. № 2 (10). - С. 47-58.

4 Цукерман В.А. На пути к высокотехнологическому развитию экономики Севера и Арктической зоны РФ // Кондратьевские волны: длинные и среднесрочные циклы: ежегодник / Отв. ред. Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев. - Волгоград: Учитель, 2014. - С. 331342.

5 Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Инновационный потенциал регионов российского Севера (на примере Мурманской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 15 (150). - С. 19-27.

6 Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Позиционирование регионов Севера РФ по уровню инновационного развития // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2010. № 2 (26). - С. 85-87.

7 Селин В.С., Цукерман В.А. Инновационное развитие России и ресурсно-сырьевой комплекс Севера // Научно-практический журнал «Модернизация. Инновации. Развитие». 2013. № 4. - С. 61-67.

8 Цукерман В.А., Козлов А.А. Согласование государственной и корпоративной инновационной политики в сфере промышленного аутсорсинга российской Арктики // Экономика в промышленности. 2015. № 3. - С. 26-29.

Приходится констатировать, что промышленный сервис, как правило, не рассматривается государственными органами власти в числе основных направлений развития отечественной промышленности, например в государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»1. Не отмечена положительная роль промышленного сервиса и в Федеральном законе Российской Федерации «О промышленной политике в Российской Федерации»2. Между тем, промышленный сервис должен стать объектом реального комплексного воздействия государства в качестве необходимой и масштабной составной части промышленной политики.

Несмотря на множество теоретических положений, в которых определяется роль и значение корпораций в экономике и методы их государственной поддержки, требуется дальнейшие теоретико-методологическое исследования всего комплекса факторов, определяющих прямые и обратные связи между государством и корпорациями, а также определение критериев эффективности развития корпораций с позиции социально-экономического развития государства, в том числе в сфере развития промышленного сервиса. Становятся актуальными исследования теоретических и практических подходов по совершенствованию взаимоотношений государства и корпораций на основе поиска и формирования механизмов согласования интересов.

Международный опыт позволяет утверждать, что компании промышленного сервиса могут предлагать широкий спектр товаров и услуг ресурсным корпорациям. Так в Канаде широкое распространение получили сервисные компании совместно работающие с горно-перерабатывающими корпорациями при проведении геологоразведочных работ, добычи и обогащении руды, металлургии, строительстве промышленных объектов, функционировании и ре-

3

культивации земель .

В российской Арктике особое значение приобретает важнейший элемент промышленного сервиса - промышленный аутсорсинг, при котором корпорация передает на контрактной основе определенные производственные функции и бизнес-процессы на обслуживание специализированным сервисным компаниям, что требует не только рыночных регулирующих механизмов, но и специального воздействия со стороны органов власти для повышения качества и объема предоставляемых услуг. Недооценка согласования интересов в развитии промышленного сервиса может привести к негативным последствиям для многих арктических корпораций, поскольку решая проблему модернизации и технологического развития они сталкиваются с целым комплексом проблем, решить которые самостоятельно сложно с учетом отсутствия квалифицированного персонала, повышенных затрат и сложных климатических условиях.

В тоже время, добыча и переработка природного сырья российской Арктики может служить катализатором для развития сервисных компаний, которые способствуют корпорациям повысить конкурентные преимущества на международных рынках4. Передача бизнес-процессов на аутсорсинг позволяет ресурсным корпорациям сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания, ключевых видах деятельности, а также реализации новых направлений инновационного бизнеса и снижает стоимость услуг, работ и товаров на 10-15%5.

Для достижения оптимального согласования интересов государства и арктических корпораций в развитии промышленного сервиса требуется непосредственное государственное регулирование. Авторы полагают, что для развития промышленного сервиса в российской Арктике возможно применения тех же механизмов и инструментов государственного регулировании инновационной промышленной политики в Арктики, рассмотренных в ряде работ6,7,8.

В зарубежных странах при реализации крупных проектов применяется особая модель государственного регулирования - государственно-частное партнерство (далее - ГЧП)9. Применительно к вопросу разработки механизма согласования государственной и корпоративной инновационной политики развития промышленного сервиса, такая модель заключается в том, что государство в соответствии со своими интересами содействует созданию и развитию промышленного сервиса, и по существу выступает в роли партнера в инновационных проектах, максимально соответствующим его требованиям. В рамках этой модели государство играет существенную роль: во-первых, через государственные или аффилированные с ним корпорации в качестве одного из главных клиентов предоставляемых услуг, во-вторых, в качестве субъекта, который устанавливает рамочные условия реализации проекта. В этом случае, такая модель взаимодействия государства и арктических корпораций позволяет использовать ресурсы частного сектора для развития сервисных компаний, повысить качество и увеличить объем предоставляемых услуг. Базисным принципом

1 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"».

2 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

3 Каталог канадских поставщиков оборудования и услуг для горной промышленности - членов CAMESE - URL: http://www. camese.org/ru/CAMESECompendiumru.pdf (дата обращения 05.10.2015).

4 Цукерман В.А. Концептуальные основы инновационного промышленного развития Севера и Арктики // Север и рынок: Формирование экономического порядка. 2012. № 3. - С. 139-143.

5 Прудникович О.О., Новиков Е.М. Эффективность аутсорсинга погрузочно-разгрузочных работ на металлургическом предприятии // Экономика в промышленности. 2010, № 2. - С. 26-27.

6 Цукерман В. А., Горячевская Е. С. Об инновационно-промышленной политике минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны Российской Федерации // Научное обозрение. 2015. № 10. - С. 271-280.

7 Тенденции и особенности инновационной индустриализации в северных регионах России / Коллектив авторов; под науч. ред. В.С. Селина, В.А. Цукермана. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. - 162 с.

8 Экономический механизм и особенности инновационной политики на Севере / под науч. ред. д.э.н. В.С. Селина, к.т.н. В.А. Цукермана. - Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2012. - 255 с.

9 Jeffrey Delmon Public-Private Partnership Projects in Infrastructure/ An Essential Guide for Policy Makers. Cambridge University Press. - 2011.

по развитию промышленного сервиса на основе модели ГЧП является готовность частного сектора нести определенные риски, связанные с решением поставленной сложной задачей развития промышленности в Арктике1.

В зарубежной практике существенную роль во взаимодействии государства и корпораций играют некоммерческие общественные организации (далее - НКО)2. Деятельность НКО возможно непосредственно направить на развитие промышленного сервиса в российской Арктике для обучения персонала и предпринимателей по развитию промышленного сервиса, продвижения услуг сервисных компаний в российской Арктики и в других регионах. Формы деятельности НКО для выполнения подобных функций, могут быть различными: торгово-промышленные палаты, бизнес-инкубаторы, бизнес - ассоциации и т.д. В этом плане следует отметить традиционные ежегодные Международные конференции «Горнодобывающая промышленность - взгляд в будущее», проходящие в разных городах Мурманской области с 2011 года и организаторами которых выступают Евро-Арктическая торговая палата, Северная торгово-промышленная палата, Торгово-промышленная палата РФ. В рамках этих конференций происходит обсуждение опыта, проблем и перспектив развития горной отрасли по многим направлениям. В работе конференциях принимало участие в различное время от 100 до 250 специалистов горнодобывающей, горно-перерабатывающей промышленности и промышленного сервиса, представителей науки, федеральной, региональной и муниципальной власти Российской Федерации, представителей бизнеса и государственных структур множества западных стран. В дни работы конференций проходят выставки инновационных технологий и современного горнопромышленного оборудования и технологий. В 2013 году конференция была посвящена современной технике и технологиям горнодобывающего и перерабатывающего производств, а также непосредственно состоянию и перспективам развития промышленного сервиса для горнодобывающего и горно-перерабатывающего производств. Организация и функционирование данных конференций является ярким примером согласования государственной и корпоративной инновационной политики развития промышленного сервиса в Арктике и способствовало созданию благоприятных условий для развития сервисного обслуживания крупных горнопромышленных предприятий Мурманской области.

НКО также могут способствовать созданию и внедрению инновационных проектов, налаживанию связей между наукой и производством.

Исследование зарубежного опыта сочетания интересов государства и корпораций может дать ориентиры для разработки механизма согласования государственной и корпоративной инновационной политики развития промышленного сервиса3. Такими ориентирами могут послужить:

- усиление взаимодействия между корпорациями, малым и средним бизнесом;

- развитие государственных высокотехнологичных производственно-сервисных комплексов;

- инфраструктурное развитие предпринимательства;

- создание специальных финансовых организаций по инвестированию в сферу промышленного сервиса.

Реализация механизма согласования интересов государственной и корпоративной инновационной политики

развития промышленного сервиса позволит:

- обеспечить интенсивное развитие недостаточно сформированной отрасли промышленности;

- повысить результативность мер управления экономическими процессами в этой сфере;

- увеличить темпы экономического роста и усилить позиции конкурентоспособности промышленности Арктики.

1 Амерханова А.Б. Современные концепции и механизмы сочетания экономических интересов государства и частного предпринимательства: Теория и мировая практика // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. № 1 - С. 4-12.

2 Edwards, M. and Hulme, D. (2002) NGO Performance and Accountability: Introduction and Overview. In: Edwards, M. and Hul-

me, D., ed. 2002. The Earthscan Reader on NGO Management. UK: Earthscan Publications Ltd., Chapter 11.

3

Иванова Л.В., Козлов А.А., Цукерман В.А. Организация промышленного сервиса на горном производстве: российский и зарубежный опыт // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2014. № 12. - С. 279-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.