Tang Jing THE CONFIRM .
philological sciences -literary criticism
УДК 82:655.254.22
СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ИХ РОЛЬ В РАССКАЗЕ «СОЕДИНЯЮЩИЙ ДУШИ» Ф. СОЛОГУБА
© 2018
Тан Цзин, аспирант
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (119234, Россия, Москва, ул. Ленинские Горы, д. 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Согласные буквы и звуки играют большую роль в русском языке. Самая главная из них - смыс-лоразличительная. На примере произведения Сологуба Федора Кузьмича «Соединяющий души» рассматривается роль согласных букв при создании атмосферы произведения и с точки зрения построения слов и предложений. Делается акцент на мистической составляющей произведения, в связи с чем согласные буквы приобретают иною роль в данном литературном произведении. В статье также рассмотрена аллитерация в качестве частого приема звуковой выразительности, приведены примеры его использования в русской литературе. Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных фонем в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных. Семантическая весомость согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций шире, чем ассонансов.
Ключевые слова: Сологуб, Федор, соединяющий, души, согласные, аллитерация, звукопись, звукоподражание, русский язык.
THE CONFIRM LETTERS AND THEIR ROLE IN THE STORY OF "CONNECTING SOULS" BY F. SOLOGUB
© 2018
Tang Jing, graduate student Moscow State University named after M.V. Lomonosov (119234, Russia, Moscow, Leninskie Gory, str. 1, e-mail: [email protected])
Abstract. Consonant letters and sounds play a big role in the Russian language. The most important of them - meaning. On the example of the work of Sologub Fyodor Kuzmich "Connecting souls" the role of consonant letters in creating the atmosphere of the work and in terms of building words and sentences is considered. The emphasis is placed on the mystical component of the work, in connection with which the consonant letters acquire a different role in this literary work. The article also considers alliteration as a frequent technique of sound expressiveness, provides examples of its use in Russian literature. Alliteration is the most common type of sound repetition. This is explained by the dominant position of consonants in the system of sounds of the Russian language. Consonants play the main meaning-distinguishing role in the language. Indeed, each sound carries certain information. However, the six vowel phonemes in this respect are significantly inferior to the thirty-seven consonants. Compare "write" the same words, is made using only vowels or only consonants. Semantic weight of consonants contributes to the establishment of a variety of subject-semantic associations, so expressive and visual possibilities of alliteration wider than assonances.
Keywords: Sologub, Fedor, uniting, souls, consonants, alliteration, sounds, sound imitation, Russian language.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Мы живем в мире звуков и букв, ведь они есть одна из составляющих нашей социальной жизни. С помощью них мы общаемся как устно, так и письменно. Одни звуки и буквы вызывают у нас положительные эмоции, другие - наоборот настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги либо же успокаивают и помогают отойти ко сну. Буквы создают слова, а слова вызывают определенные образы. Определенные комбинации слов и предложений, которые в конечном итогу образуют литературное произведение, могут оказывать эмоциональное воздействие на индивида, когда он читает литературные произведения.
1 марта 2018 года исполнилось 150 лет со смерти выдающегося русского писателя - Сологуба Федора Кузьмича. Поэтому целесообразным будет рассмотрение роли смысловых знаков - букв, а именно согласных на примере рассказа Федора Сологуба «Соединяющий души». Анализ данного произведения поможет нам понять как гениальность русского писателя, так и те языковые приемы, которые он использовал в своем рассказе, и как они влияют на структуру рассказа в целом.
Однако следует сначала обратить внимание на личности писателя. Федор Сологуб был не только поэтом, но и прозаиком и публицистом. Однако на этом его деятельность не кончалась. Помимо литературной сферы, Сологуб занимался переводческой деятельностью и был отличным педагогом. Его творчество и по настоящий день поражает своей самобытностью и неоднозначностью. В произведениях нет точного раскрытия персонажей, однако они все равно приводят читателей в состояния шока, а затем восторга и захватывают с первых
страниц.
Творчество Федора Сологуба высоко оценивалось выдающимися писателями начала XX века, такими как А. Блок, В. Брюсов, И. Анненский. Художественные произведения Ф. Сологуба не покрываются его литературной репутацией воинствующего декадента и эстета, которая сложилась еще в период 1908-1910-х гг. Фигура Федора Сологуба, его жизнь и литературная судьба являются исключительными, однако в своей исключительности они типичны.
Интересен тот факт, что Федор Сологуб - это творческий псевдоним поэта. От рождения он был Федором Кузьмичом Тетерниковым. Ввиду того, что «имидж поэта-символиста того времени требовал яркого имени, Сологуб вместе с коллегами по изданию были придуманы фамилии-псевдонимы, впоследствии ставшие нарицательными» [2]. Из списка фамилий для поэта была выбрана фамилия «Соллогуб», потому что «такую фамилию носил один из знатных родов. Представителем этого рода был писатель и прозаик Владимир Соллогуб, поэтому, чтобы не путаться, Федор решает убрать одну букву «л»» [2].
В 1906 году в газете «Народное хозяйство» опубликовывается рассказ Федора Кузьмича «Соединяющий души» уже под псевдонимом «Сологуб». В данном рассказе повествуется история о двух людях, чьи души не были соединены при рождении и «загадочном госте», задача которого эти души соединить. В учении кабба-листов существует такая теория, что в одном теле может быть две души, самое главное их примирить. В противном случае получается некое «соседство» душ, не желающих мириться друг с другом. Сологуб в данном рассказе поведал свою интерпретацию легенды про
филологические науки -литературоведение
Тан Цзин СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ ...
красную нить, соединяющую души.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Интерес к различным аспектам раннего творчества и литературной биографии Ф. Сологуба реализовался в работах отечественных и зарубежных филологов: В.Е. Багно, М.И. Дикман, А.Л. Дымшица, И.Ю. Жирковой, Л.В. Евдокимовой, В.В. Ерофеева, С.П. Ильева, П.В. Куприяновского, А.В. Лаврова, З.Г. Минц и других.
Лирика Федора Сологуба может читаться «как одна целая поэтическая книга. В данном случае неизбежным становится двоякий взгляд на любую лирическую единицу: «с одной стороны, как на самоценное художественное явление, с другой - как на составную часть целого произведения». В этом случае речь идет не о поэтической циклизации, а о так называемой условной гипертекстуальности лирики Федора Сологуба, о дублирующихся семантических и лексических единицах, которые кочуют в рамках поэтического дискурса. Слово набирает «зыбкости», смысловой многозначности; «отстраняется» в минимальном контексте, однако может распространяться также и на более объемные фрагменты текста». [5]
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью работы является исследование своеобразия авторского стиля Сологуба в контексте художественных исканий символистской прозы.
Для достижения поставленной цели возникла необходимость в решении следующих конкретных задач:
1. Выявить своеобразие авторского стиля Сологуба путем анализа использования согласных букв в произведении «Соединенные души»
2. Проанализировать влияние большого количества согласных букв на литературные произведения в целом, путем обращения к теории звукописи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
«Соединяющий души» - не произведение о сладкой жизни того времени, и даже не о чем-то реальном, житейском. Наоборот, весь смысл заключается в мистической составляющей нашей жизни, которую мы обычно не замечаем. Художественное соответствие автор находит в бедной и грубоватой языковой форме повествования рассказа, которая лишена метафоричности, монотонна, без описания места действия всего рассказа и без характеристик самих персонажей произведения. Такая скупость и лаконичность позволили многим писателям того времени заметить тенденцию переходов от «гоголизма к «пушкинизму». Рассказ построен вокруг одного события - появления главному герою, Сонпольеву, образа «нечисти» - того, кто «соединяет» души. Примечательно то, что, действительно, описанию главных действующих лиц не отводится ни одной строчки в рассказе, поэтому можно только догадываться, кто такой Сонпольев, кто такой Гармонов, чем они занимаются в жизни и откуда друг друга знают [2].
Сам рассказ начинается не с описания места действия, что читатель привык часто видеть в остальных произведениях, а с самого действия, автор нарочно кидает нас в гущу событий без какого-либо объяснения. Это объясняется тем, что неважно, где происходит рассказ, а что в нем происходит. Здесь и вступают в игру языковые приемы, которые Сологуб использовал для претворения мистической атмосферы всего происходящего в жизнь. Главными действующими лицами с языковой точки зрения являются согласные буквы, которые в данном рассказе преобладают над гласными. Проанализировав данное произведение можно определенно сделать вывод, что почти во всех словах согласных букв больше, в то время как гласных в среднем 2-3, что навеивает на мысль о том, что согласные буквы служат барьером между двумя мирами: миром «таинственного гостя»,
желающего соединить души Сонпольева и Гармонова, говоря им, что их души были разделены и что их необходимо соединить. Таким образом достигается та мистическая атмосфера рассказа вдобавок к внезапному началу рассказа.
В рассказе писатель использует аллитерацию, литературный прием, основой которого является повтор согласных звуков [1]. «Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных (Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят... - Тютчев). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Мы замечаем повторение не только одинаковых согласных, но и сходных по какому-либо признаку (по месту образования, участию голоса и так далее). Так, возможна аллитерация на д - т, з - с, и подобные, а также на губные, сонорные» и т.д.: [4]
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа.
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза. (С.А. Есенин).
Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Обычно прием аллитерации используется в поэзии, но в ряде случаев аллитерацию можно встретить и в прозе. Удачное использование аллитерации Сологубом создают определенные ассоциации с главными действующими лицами рассказа. Так, например, думая о Гармонове, Сонпольев размышлял: «Так ненавидеть, так мучительно ненавидеть можно только то, что очень к нам близко. Но в чем же тайна этой дьявольской близости? Какой демон, и какими нечистыми чарами связал наши души? Столь несходные души! Мою, человека деятельной жизни, клонящейся к успокоению, и его душу, душу этого большеротого юнца, хитрого, как заговорщик, и медлительного, как трус. И почему в его характере такое странное наблюдается несоответствие с его наружностью? Кто выкрал из этого молокососа самую необходимую, самую лучшую часть его души?» Здесь четко прослеживается повтор буквы «н» как самостоятельной части слов, но и в совокупности с гласной буквой «е». «Ненавидеть», «нечистыми», «несходные», «несоответствие», «необходимую» - эти слова и звуки показывают все негодование Сонпольева относительно Гормонова, ведь последний ему не нравился, но что-то постоянно их сближало, какая-то немыслимая мистическая сила, будто эти два человека были половинками единого целого.
Еще одним примером аллитерации служит объяснение «таинственного гостя» разделения душ. Говоря о том, что душа Сонпольева - это половина души некого юноши, произносит: «В этом юноше две обитали души, и одна из них теперь твоя, душа пламенных чувств и страстных желаний, вечно несытая, дрожащая душа.». Взглянув на слова «страстных» и «дрожащая», можно также сделать несколько выводов. Сочетание букв «стр» в слове «страстных» создает образ львиного рыка, ведь иногда в этом и заключается настоящая страсть. Человек готов «порвать» все, чтобы добиться чего-то ему нужного, особенно если это касается человека противоположного пола. Слово же «дрожащая», а именно сочетание букв «др» очень созвучно звукам, которые мы издаем, когда дрожим, будь то от холода, негодования, ярости или же от страха. Такой вид аллитерации называется звукоподражание [1], и он направлен на более конкретное представление о том, что говорится в произведении. Писатель определенным подбором звуков намекает на звуковую сторону происходящего. Сологуб не зря подобрал такие описания слов, его целью было наглядно, пробудив чувства и образы в читателе, показать, как с помощью языка можно манипулировать сознанием человека при чтении.
Не зря аллитерация являлась и до сих пор является
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
191
Tang Jing THE CONFIRM .
philological sciences -literary criticism
самым распространенным типом повтора. Такая роль языкового приема объясняется доминирующим положением согласных букв в системе русского языка, ведь каждый звук несет определенную информацию. В случае согласных это смыслоразличительная роль. Такое обилие согласных букв в произведении Федора Сологуба показывает, насколько они важны для понимания слов и рассказа в целом. К примеру, если убрать из слова все согласные буквы, то получится набор звуков, по которым сложно определить само слово, однако же, если убрать из слова все гласные буквы, то останется возможность понять, что это за слово. Посудите сами: «оаая» ни о чем не говорит, не несет никакой смысловой нагрузки, а «држщ» уже позволяет дать несколько вариантов, что это за слово - «дрожащий», «дрожащая», «дружище» и т.д.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Подводя итог, можно заявить о том, что правильное использование согласных букв может сыграть большую роль при написании литературного произведения. С помощью согласных букв можно подчеркнуть звуковой смысл слова, количество самих согласных букв в совокупности с тематикой произведения может приобретать совершенно иной смысл, как в «Соединяющем души», где согласные буквы служат неким барьером как между мирами «таинственного гостя» и Сонпольева, так и барьером между душами Сонпольева и Гармонова. Звукоподражание создает образы в голове у читателя для ощущения какого-либо действия или атмосферы рассказа. И с этим Сологуб Федор Кузьмич прекрасно справился.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маргарита Кожина, Дускаева Лилия, Владимир Салимовский. Стилистика русского языка. Учебник. // Флинта, 2018 год;
2. Маргарита Павлова. Федор Сологуб. Биография, творчество, интерпретации. //ИПК Коста, 2010 год;
3. Федор Сологуб. Жало Смерти. Истлевающие личины. Сборник рассказов. //Навьи Чары, 2001 год.
4. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь, «Секреты хорошей речи», М.: Междунар. отношения, 1993г.
5. Специфика мотивной организации художественного текста Федора Сологуба [Электронный ресурс] . - URL: https://knowledge. allbest.ru/literature/3c0b65635a2bc68a5c53a89521316d26_2.html (дата обращения: 13.10.18)
Статья поступила в редакцию 06.10.2018
Статья принята к публикации 27.11.2018