Научная статья на тему 'Софтизация и сервисизация черты экономики современного типа и основные ориентиры Российской модернизации'

Софтизация и сервисизация черты экономики современного типа и основные ориентиры Российской модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1052
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СОФТИЗАЦИЯ / СЕРВИСИЗАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УСЛУГИ / СФЕРА УСЛУГ / ECONOMY MODERNIZATION / SOFTIZATION / SERVICIZATION / PRODUCTION OF GOODS / SERVICES / SERVICE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурменко Татьяна Дмитриевна

Акцентируется внимание на таких процессах, характеризующих экономику современного типа, как софтизация и сервисизация. Подчеркивается их значимость в контексте проводимой в России модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTIZATION AND SERVICIZATION CHARACTERISTICS OF MODERN-TYPE ECONOMY AND BASIC BENCHMARKS OF RUSSIAN MODERNIZATION

The attention is focused on the processes that characterize the economy of modern type: softization and servicization. The author emphasizes their importance in the context of modernization in Russia.

Текст научной работы на тему «Софтизация и сервисизация черты экономики современного типа и основные ориентиры Российской модернизации»

УДК 330.1 Т.Д. БУРМЕНКО

ББК 65.011 зав. кафедрой экономики и менеджмента сервиса

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: [email protected]

СОФТИЗАЦИЯ И СЕРВИСИЗАЦИЯ — ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОГО ТИПА И ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Акцентируется внимание на таких процессах, характеризующих экономику современного типа, как софтизация и сервисизация. Подчеркивается их значимость в контексте проводимой в России модернизации.

Ключевые слова: модернизация экономики, софтизация, сервисизация, материальное производство, услуги, сфера услуг.

T.D. BURMENKO

Chairholder, Chair of Service Economy and Management,

Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: [email protected]

SOFTIZATION AND SERVICIZATION — CHARACTERISTICS OF MODERN-TYPE ECONOMY AND BASIC BENCHMARKS OF RUSSIAN MODERNIZATION

The attention is focused on the processes that characterize the economy of modern type: softization and servicization. The author emphasizes their importance in the context of modernization in Russia.

Keywords: economy modernization, softization, servicization, production of goods, services, service industry.

В социально-экономической литературе последних лет усиливается внимание к изучению глубинных явлений и тенденций, характеризующих качественные изменения современного общества. Это важно как для наиболее развитых стран, вступивших в постиндустриальную стадию развития, так и для «догоняющих» стран, к которым относится и Россия.

Обычно решение задачи сокращения отставания от стран-лидеров предполагает модернизацию в более или менее широком плане. В первую очередь речь обычно идет о модернизации экономики, а более широкий подход охватывает также социальную, институциональную, политическую и другие сферы. Для России жизненно важным является осуществление всеохватывающей, т.е. комплексной, модернизации, которая позволила

бы ей преодолеть сохраняющееся, по мнению специалистов, на протяжении столетий устойчивое, примерно 50-летнее, отставание от западноевропейских стран. И это при том, что реальные попытки модернизации в нашей стране предпринимались неоднократно, но, к сожалению, они носили непоследовательный характер, а их результат не был устойчивым, «поскольку никогда не удавалось закрепиться на достигнутых рубежах: после прорыва в той или иной сфере начинался откат назад, как абсолютный, так и относительный (когда отрыв начинал увеличиваться из-за ускорения развития передовых стран на новом технологическом витке и отсутствия у России заранее подготовленных ресурсов для очередного рывка)» [4, с. 24-25].

И еще один интересный факт отмечают российские экономисты, а именно то, что

© Т.Д. Бурменко, 2011

временной отрыв нашей страны от развитых стран «оказывался до сих пор почти индифферентным к политическому строю и характеру правителей» [4, с. 24-25]. Думается, это является интересной проблемой для дальнейших исследований ученых в разных областях знания.

Процесс модернизации в России усложняется в связи с одновременно происходящими фундаментальными изменениями: становлением рыночной системы хозяйствования в результате разрушения командной экономики и стратегически неизбежной сменой парадигмы цивилизационного развития — переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. Дело в том, что постиндустриальной эпохе свойственны принципиально новые черты, которые существенно важны для определения направленности проводимой модернизации: во-первых, это объективно обусловленный феномен софтизации и, во-вторых, переход к сервисной модели экономики.

Что касается софтизации, то она представляет собой процесс превращения нематериальных ресурсов (услуг, интеллектуального потенциала общества, уровня подготовки рабочей силы и т.д.) в важный фактор экономического развития. Реальностью становится формирование и развитие экономики, основанной на знаниях, или экономики знаний. По мнению ученых, экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний, — это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности; это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономических процессов; это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования [1, с. 19].

Наукоемкость, инновационность производства из желательных условий становятся императивами наступившей эпохи. Для нашей страны, традиционно имеющей сырьевую структуру экономики и, во многом вследствие этого, довольно высокую «невосприимчивость» к достижениям научно-технического прогресса, которую пока не позволяет преодолеть даже переход к рыночной сис-

теме хозяйствования, создание экономики инновационного типа путем осуществления процессов глубокой модернизации выступает решающим условием для вхождения в число развитых стран мира, формирования современного качества жизни и получения возможности существовать в реалиях постиндустриальной цивилизации.

Вторая черта, которая проявляется все отчетливее, — это сервисизация экономики, означающая наступление «цивилизации услуг», т.е. доминирование производства услуг над производством материальных благ. Указанная черта самым тесным образом связана с первой, они характеризуются взаимообусловленностью.

Как отмечается в Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год, в настоящее время в развитых странах производство — это преимущественно воздействие на продукт и услуги со стороны инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами-контрагентами. Сегодня знания воздействуют на все сферы жизни общества и все стадии экономического процесса и их уже сложно отделить от продукта или услуги [1, с. 18].

Современные авторы, особенно исследующие экономику развитых стран, справедливо подчеркивают, что «многие отрасли по производству услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали "локомотивами" научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет в первую очередь о развитии науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразных профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д. Хотя по-прежнему важную роль в экономике играют и достаточно традиционные отрасли сферы услуг — финансы, торговля, личные услуги и т.п., специфика начала XXI в. заключается в том, что возрастающее значение как для экономики, так и для общества приобретает группа новых отраслей» [5, с. 125].

Длительное время господствовавшая концепция, отводившая сфере нематериального производства роль фактора, полностью зависимого от материального производства, детерминированного его развитием, игнорировала то обстоятельство, что в современных условиях сфера нематериального производства сама становится мощнейшим качественно новым фактором экономического роста, в том числе развития и совершенствования самого материального производства. Повышение эффективности последнего во все возрастающей степени зависит от факторов, лежащих за его непосредственными рамками: общая и профессиональная подготовка работников, их культурный уровень, деловая этика, здоровье, социальная квалификация, качество управления, развитие банковской, страховой, аудиторской, юридической и других видов деятельности.

Практически все отрасли материального производства становятся все более «услугооказывающими» как внутренне, так и внешне. Внутренне — поскольку в последние годы весьма широкий круг лиц, согласно статистическим правилам относящихся к занятым в промышленности, в действительности выполняет функции, отнюдь не тождественные непосредственному участию в производственном процессе. Внешне — так как не только обычным, но и постоянно развивающимся явлением стало для промышленных предприятий (компаний) создание и расширение для работы с внешними клиентами сети сервисных служб, центров с целью выполнения наладочных работ, послепродажного обслуживания, лизинговых операций и т.п.

Развитие сферы услуг обусловлено многими факторами, но важно подчеркнуть, что начиная с последней трети XX в. качественно изменился сам характер производства. В связи с использованием новых технологий, в том числе информационных, резко повысились требования к составу и качеству рабочей силы, уровню менеджмента и маркетинга на предприятиях и т.д., а это может обеспечить только развитая сфера услуг. В оснащении материального производства и в его результатах все более возрастает доля сложной техники и оборудования, что требует увеличения масштабов и разнообразия наладочных

работ, технического обслуживания, создания сервисных центров и т.д., т.е. расширения (внутренней и внешней) услуговой деятельности. Автоматизация производственных процессов и другие факторы обусловили существенный рост производительности труда, что, в свою очередь, привело к абсолютному вытеснению рабочей силы за пределы материального производства, переливу ее в сферу услуг.

Очевидно, что феномен софтизации императивно потребовал быстрого развития сферы услуг. В силу этого вызывает возражение существующее мнение о том, что «общество входит в стадию постиндустриализма тогда, когда оно достаточно богато, чтобы тратить излишки на услуги. Сектор услуг, "белые воротнички", отделен от производительной сферы и фактически паразитирует на ней» [3, с. 74]. Приведенный тезис свидетельствует о живучести взглядов на непроизводительный характер труда работников, занятых в услуговых видах деятельности, а также о сохранении примитивного понимания сферы услуг, что явно не соответствует современной стадии развития человеческого общества. Если в доиндуст-риальном обществе преобладали домашние или личные услуги, то в индустриальном акцент сместился в сторону услуг, игравших вспомогательную роль по отношению к производству, а также финансовых услуг. В постиндустриальном обществе, сохраняющем все ранее существовавшие виды услуг, появляются качественно новые их типы, быстро начинающие доминировать в структуре профессиональной деятельности. В нынешних условиях как никогда ранее справедливы слова Д. Белла, который, говоря о третичном секторе, отмечал, что «слово "услуга" не должно вызывать вводящих в заблуждение образов быстро приготовленной еды и низкооплачиваемых работников; основными являются финансовые, профессиональные и конструкторские услуги, здравоохранение, образование и социальная сфера, и лишь на последнем месте этой шкалы стоят бытовые услуги» [2, с. 55].

Сказанное свидетельствует о том, что речь должна идти не об иждивенчестве сферы услуг, а о более важной проблеме, на которую еще несколько десятилетий назад указал известный американский экономист

С. Кузнец. В одной из своих работ он правомерно отмечал, что, несмотря на величину сектора услуг, измерение его вклада более всего подвержено ошибкам, а данные и знания о нем слишком недостаточны для адекватного анализа. Может показаться иронией, но о секторе, который включает профессиональные группы, занятые в производстве и распространении фундаментального и прикладного знания, а также ответственные за принятие основных политических и социальных решений, мы знаем меньше, чем о других секторах; и это неудивительно, поскольку деятельность, не организованная в форме широкомасштабных повторяющихся операций, труднее поддается измерению и анализу. До сих пор даже в научной литературе отсутствует единодушное мнение по поводу того, какие области хозяйственной деятельности следует относить к услугам. Требуют более глубокого исследования такие феномены, как услуга и сфера услуг.

Стремительное развитие сферы услуг является, как считают ученые, непременным условием успешного завершения современной структурной перестройки экономики, в результате которой динамично формируется так называемая новая экономика, или

неоэкономика. Ей присущи инновационность, глобальность, сетевой характер организации производства, гибкость, клиентоориентиро-ванность, доминирующая роль сферы услуг и другие черты. Указанные черты диктуют необходимость нового взгляда на «догоняющее» развитие. В современной экономике становится бессмысленным формально-количественное достижение каких-либо производственных результатов, поскольку за короткое время могут смениться приоритеты в потребностях населения и производства в силу ускоряющегося научно-технического прогресса. Как справедливо отмечается в литературе, «и сейчас можно попытаться превзойти весь мир по производству компьютеров на душу населения, разработать программы производства самых лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их успешного осуществления выяснится, что мир технологический ушел далеко вперед...» [4, с. 28-29].

Таким образом, в постиндустриальном обществе на первый план выдвигается задача создания возможностей для адаптивности хозяйствующей системы, что выступает одним из важнейших условий прогрессивного социально-экономического развития.

Список использованной литературы

1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / под общ. ред. С.Н. Бобылева. М., 2004.

2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

3. Новая экономика / под ред. Е.Ф. Авдокушина, В.С. Сизова / ВСЭИ. М., 2009.

4. Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000—2007. М., 2008.

5. Экономика США: учеб. для вузов / под ред. В.Б. Супяна. СПб., 2003.

Referenses

1. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala v Rossiiskoi Federatsii za 2004 god / pod obshch. red. S.N. Bobyleva. M., 2004.

2. Inozemtsev V.L. Sovremennoe postindustrial'noe obshchestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy. M., 2000.

3. Novaya ekonomika / pod red. E.F. Avdokushina, V.S. Sizova / VSEI. M., 2009.

4. Ekonomika perekhodnogo perioda: Ocherki ekonomicheskoi politiki postkommunisticheskoi Rossii. Eko-nomicheskii rost 2000—2007. M., 2008.

5. Ekonomika SShA: ucheb. dlya vuzov / pod red. V.B. Supyana. SPb., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.