Научная статья на тему 'Сфера услуг в контексте структурно-формализованной интерпретации взаимодействия основных секторов экономики'

Сфера услуг в контексте структурно-формализованной интерпретации взаимодействия основных секторов экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СФЕРА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА / СФЕРА УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / STRUCTURE OF ECONOMY / MATERIAL PRODUCTION / NON-MATERIAL PRODUCTION SPHERE / SERVICE INDUSTRY / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурменко Татьяна Дмитриевна

Рассматриваются вопросы взаимодействия сферы услуг с другими секторами экономики в контексте структурно-формализованного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE INDUSTRY IN THE CONTEXT OF STRUCTURALLY FORMALIZED INTERPRETATION OF KEY ECONOMIC SECTORS INTERACTION

The article deals with problems of interaction between service industry and other sectors of economy in the context of structurally formalized approach.

Текст научной работы на тему «Сфера услуг в контексте структурно-формализованной интерпретации взаимодействия основных секторов экономики»

ю УДК 338.46 (075.8) Т.Д. Бурменко

ео, ББК 65.43я73

^ СФЕРА УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ

<М СТРУКТУРНО-ФОРМАЛИЗОВАННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ

<М __

Рассматриваются вопросы взаимодействия сферы услуг с другими секторами экономики в контексте структурно-формализованного подхода.

Ключевые слова: структура экономики, материальное производство, сфера нематериального производства, сфера услуг, социальная сфера.

T.D. Burmenko

SERVICE INDUSTRY IN THE CONTEXT OF STRUCTURALLY FORMALIZED INTERPRETATION OF KEY ECONOMIC SECTORS INTERACTION

The article deals with problems of interaction between service industry and other sectors of economy in the context of structurally formalized approach.

Keywords: structure of economy; material production; non-material production sphere; service industry; social sphere.

Экономика — сложное развивающееся явление. И это неизбежно сказывается на изменении ее структуры посредством внутриотраслевых, межотраслевых сдвигов и, в конечном счете, сдвигов, затрагивающих соотношение крупнейших секторов и сфер всего хозяйства. Такие кар-ss-« динальные сдвиги происходят весьма редко, в отличие от внутри- и ме-

| жотраслевых сдвигов, приводя в результате к радикальному изменению

“ " структуры хозяйственного организма, определяя его новую парадигму.

Н а

ЧІ

Методологические подходы к структурированию общественного | производства, во-первых, отражают видение проблемы с позиции свое-

ч^! го времени; во-вторых, адекватно и глубоко раскрывая новые тенденции

Ь§ в изменении структуры экономики, они полностью не отторгают, не за-

^ 5 черкивают ранее предложенные концепции.

В основе первого — исторически исходного — лежит разделение все-ой! го общественного производства на две части: материальное и немате-

| риальное, т.е. можно говорить о двухсекторной модели экономики

л§| На протяжении многих веков основную роль в обеспечении жизнеде-

ятельности людей играло материальное производство, которое, постоянен но усложняясь, выступало ведущей сферой экономики. Сейчас в индуст-

Нриально развитых странах оно включает более 55 отраслей, подотраслей и видов производства, тогда как в начале ХХ в. в промышленности насчитывалось только около 20 отраслей.

Вместе с тем, со временем двухсекторная модель по мере развития и усложнения экономики уже неадекватно отражала происходящие изменения как внутри самого материального производства (соотношение добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности), так и с точки зрения места и роли нематериальной сферы, что объективно потребовало несколько иного взгляда на структуру хозяйства.

PQ

со

© ТД. Бурменко, 2012

%

тН

о

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HSS

n3i

НА

ОЙ"

^ 1

5s s

^ Л £ ё§! h Е

« Р I

8s! Й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Второй подход — более современный — базируется на представлении общественного производства как трехсекторной модели. Одним из первых (наряду с А. Фишером, 1935 г.) его предложил К. Кларк в своей работе «Condition of Economic Progress», изданной в Лондоне в 1940 г.

К первому (первичному) сектору экономики причислялись все отрасли добывающей промышленности и сельского хозяйства, а также рыболовство и лесное хозяйство.

Вторичный сектор охватывал обрабатывающие отрасли (обрабатывающий сектор экономики — отрасли обрабатывающей промышленности и строительство).

Третичный (терциарный) сектор — сектор услуг (сфера услуг). Необходимо обратить внимание на то, что здесь этот сектор понимается именно как сфера услуг. В современных же публикациях, в том числе в российских, нередко можно встретить термин «третичный сектор», трактуемый как сектор некоммерческих организаций.

Такое структурирование экономики не только впервые подчеркнуло роль услуговых видов деятельности, их значение для экономического организма, но и дало более объективную картину структуры самого материального производства, выделив в нем сырьевой (добывающий) сектор и обрабатывающий.

Приведенная трехсекторная модель вполне соответствовала действительности, т.е. реалиям хозяйственной жизни середины ХХ в. в развитых странах, следовательно, лучше отвечала потребностям экономического анализа. Все секторы (первичный, вторичный и третичный) были в тот период примерно равнозначными как по количеству занятых, так и по роли в создании общественного богатства. С 60-70-х гг. ХХ в. в развитых странах стал нарастать разрыв между этими секторами, который принял устойчивый и очевидный характер. Однопорядковость нарушилась в силу преобладания третичного сектора сферы услуг над вторичным и первичным секторами, суммарный вклад которых в создание ВНП стал составлять 30-32%. Такие сдвиги в экономике развитых стран рассматриваются как сущностные признаки возникновения постиндустриального общества, его сервисной модели.

По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1 500 млрд дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства. «Многие отрасли по производству услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет, в первую очередь, о развитии науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразных профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д. Хотя по-прежнему важную роль в экономике играют и достаточно традиционные отрасли сферы услуг — финансы, торговля, личные услуги и т.п., специфика начала XXI в. заключается в том, что возрастающее значение как для экономики, так и для общества приобретает группа новых отраслей» [10, c. 125].

Становление сервисной экономики чрезвычайно актуализировало интерес к сфере услуг, но при этом выявилось не только отсутствие терминологической четкости и содержательной определенности данной сферы, но и наличие различных подходов ее взаимодействия с другими секторами экономики. Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее, используя структурные схемы, приведенные в различных источниках за

%

тН

о

последние 15-20 лет. Заметим, что указанные схемы, в основном, даются в учебно-методической литературе.

Так, ряд ученых рассматривают сферу услуг в составе других основных сфер человеческой жизнедеятельности (рис. 1). При этом указанные авторы отмечают, что институциональная сфера включает все институты государственного управления от высших органов власти до местного самоуправления; производственная сфера — все формы организации производства материальных благ; социальная сфера — все разнообразие способов удовлетворения социальных потребностей людей, а сфера услуг — все виды производства самых разнообразных услуг.

Рис. 1. Принципиальная модель основных сфер человеческой жизнедеятельности (источник: [6, c. 11])

«К1 Яз =

н£ї

н51

Ой"

^ і

І

«Л*

« VI

8Н!

о

ЕнО а

£м§ц

ЙО |

£й-|

Н®Є

И

н

н

о

н

м

со

Н

При таком подходе социальная сфера и сфера услуг, результатом функционирования которых выступают услуги, «пересекаются», «совпадают» только в относительно небольшой части, т.е. большая доля социальных услуг не выступает существенным структурным элементам сферы услуг. Хотя здесь же эти авторы определяют сферу услуг «...как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг.». Следовательно, логичным будет социальные услуги полностью как структурный элемент включать в состав сферы услуг, поскольку их социальная направленность и определенная специфика не меняют природу услуги. В определенном смысле практически все услуги можно рассматривать как социально-значимые.

Что же касается «взаимопроникновения» производственной сферы и сферы услуг, то область их «пересечения» детерминирована степенью распространения услуговых видов деятельности в отраслях материального производства. Если смотреть на сферу услуг в таком ракурсе, то взаимодействие двух основных сфер экономики отражено на рис. 2 и 3.

Структура производства

Сфера материального производства Непроизводственная сфера

Производство продукта в материально-веще-ственной форме: промышленность, сельское хозяйство, строительство и др. Оказание услуг материального характера: транспорт, связь, бытовое обслуживание Оказание услуг нематериального характера: просвещение, здравоохранение, искусство и т.п. Духовная, интеллектуальная деятельность, результатом которой являются нематериальные блага: научные открытия, изобретения, книги, картины и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сфера услуг

Рис. 2. Взаимосвязь производства и сферы услуг (источник: [2, c. 14])

%

с4

о

сч

зН

3 в

А

4

В

Ч

О

и

со

В

О

Л

В

ы

А

Ен

3

В

4

Ф

Н

В

ч

о

И

со

В

О

Л

В

ф

в

ы

А

Ен

Рис. 3. Структура общественного производства (источник: [3, с. 356])

«531

2я! Яз =

&ці|

Н£ї

«Зі

ОЙ"

^ 1

5к І

«Л*

ё§|

« ¡Ґ I

8Н! "5 о ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Важно обратить внимание на два момента. Во-первых, при всей своей условности рис. 2 и 3 отражают тот факт, что услуговые виды деятельности имеют отношение не только к нематериальному, но и к материальному производству. Спектр и масштабы услуг и обслуживания (т.е. сервиса в широком смысле понимания) в отраслях материального производства (реального сектора экономики) все время увеличиваются. Как отмечают специалисты, современное производство — это, преимущественно, воздействие на продукт и услуги со стороны инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами-контрагентами [1, с. 18].

Еще раньше, в конце 60-х гг. прошлого века на это стали указывать маркетологи развитых стран. В частности, Теодор Левит однозначно провозгласил: «Нет такого понятия как отрасль обслуживания. Все работают в сфере обслуживания». В приведенных цитатах «акценты» разные, но смысл усиления сервисизации материального производства — общий. Это хорошо отражено на рис. 4.

Внешние услуги, напрямую воплощенные в продукты

Дизайн

продукта

Производство

Услуги внутри компании — дизайн, юридические, бухгалтерские, реклама

Услуги частного бизнеса Бухгалтерский учет, юридические услуги, консалтинг, программное обеспечение, техническое обслуживание

Сфера услуг Например, коммуникации, транспорт, коммунальные услуги, охрана здоровья, банковские услуги

Услуги по

продажам

О Оптовая

Рознич-

ная

Ремонт

і

Посред-

нические

услуги

Пользователь коммерческих услуг (самообслуживание)

Потребление

(самообслу-

живание)

Услуги поддержки правительства Например, канализация, ремонт дорог, образование, охрана здоровья, стандарты, полиция и пожарная охрана

Рис. 4. Взаимосвязь между производством и услугами (источник: [8, с. 31])

%

тН

о

Во-вторых, как видим, в рис. 2 и 3 не выделяется отдельно социальная сфера и не обозначается ее соотношение со сферой услуг.

Иной взгляд на соотношение различных сфер экономики (кроме материального производства) представлен рядом авторов, например, В.Г. Игнатовым и др. (рис. 5)

Сфера нематериального производства

Социальная сфера

Сфера услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Соотношение сфер экономики (источник: [9, с. 13])

«К1 Яз =

н£ї

н31

Ой"

^ 1

І

«Л*

« VI

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

ЙО | &ЙІ

Н®Є

и

н

н

о

н

М

со

н

Сфера услуг в таком схематичном представлении, как видим, имеет наименьшее «распространение» по сравнению с социальной сферой, но к сожалению, никаких пояснений по этому поводу в указанном источнике не приводится. Следует согласиться только с тем тезисом, что категория «социальная сфера» прочно вошла в научный оборот, ведутся активные исследования по широкому спектру проблем функционирования социальной сферы. Несколько иной подход приведен В.В. Пациорковским, согласно которому в единую блок-схему, представляющую сферу слуг, увязывается не только социальная сфера, но и основные хозяйствующие субъекты (агенты), а также потребительский рынок как арена их взаимодействия (рис. 6).

Рис. 6. Услуги и потребительский рынок (источник: [5, с. 9])

В других работах (учебно-методической направленности) можно найти перечисление отраслей, относящихся к сфере услуг. При этом выявляется сложность таких попыток в силу обстоятельства, которое наглядно осветил Ф. Котлер еще более 20 лет назад. «Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относятся и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами и частный некоммерческий сектор

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами — торговцами недвижимостью» [4, с. 637].

Как видим, услуговые виды деятельности пронизывают практически все отрасли экономики, поэтому весьма проблематично довольно точно очертить границы сферы услуг. Скорее, это действительно «область распространения» сервисной деятельности, которая (область) в одних отраслях экономики является основной, а в других, при обязательном присутствии, занимает меньший «ареал», как, например, в добывающей и обрабатывающей промышленности. Таким образом, важнейшими чертами сферы услуг являются ее неоднородность, подвижность «границ». Очень остро проблема установления «границ» сферы услуг стоит перед статистической наукой и практикой, поскольку неоднозначность трактовки данной категории прямо проявляется при отражении структуры национальной и мировой экономики, определении рейтинга конкретной страны по результатам экономического развития, качества ее экономического роста и качества жизни населения, согласованности и интеграции статистических данных всей совокупности видов экономической деятельности, разноуровневых хозяйственных процессов, в том числе отдельных секторов экономики и регионов.

Если рассматривать понятия «сфера обслуживания», «сфера услуг» и «сфера сервиса», то относительно них также прослеживаются весьма разные точки зрения. Например, в словаре «Сервис и туризм» сфера услуг почему-то отождествляется со сферой обслуживания населения: «.сфера обслуживания населения (сфера услуг) — совокупность отраслей народного хозяйства, продукт которых (предметы потребления) выступает в виде определенной целесообразной деятельности (услуг). Особенность общественного труда занятого в сфере обслуживания населения является непосредственное воздействие на человека в качестве объекта приложения труда. В сферу обслуживания населения включают торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт и связь, образование, учреждения культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения (как вида деятельности по обслуживанию населения)».

Некоторые же авторы усматривают различие между сферой сервиса и сферой услуг с позиции процесса трансформации (табл.). Так, по мнению М.В. Удальцовой и Е.В. Наумовой, «.появление сферы сервиса есть не что иное, как трансформация ранее существовавшей сферы услуг в условиях современного российского общества» [7, с. 15].

Различия между сферой сервиса и сферой услуг (по М.В. Удальцовой и Е.В. Наумовой)

Сфера услуг Сфера сервиса

Связана с массовым обслуживанием Связана с индивидуальным обслуживанием

Удовлетворяет бытовые потребности Удовлетворяет разнообразные потребности

Оказывает личные услуги В числе прочих оказывает услуги по доведению до потребителей продукции промышленных, строительных и других организаций

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

Мн8|

Н^е

«31

На

ой-

^ 1

5к I

«Л*

ё§|

«¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§ц

МО I £И4

НОв

И

н

н

о

н

м

со

Н

Приведенное сравнение представляется весьма противоречивым и не отличается корректностью. По крайней мере, оно вызывает много вопросов и требует более серьезной аргументации. Это же относится к утверждению, что «.в целом трансформация сферы услуг в сферу сервиса вызвана рыночными отношениями в экономике».

В одной из своих работ известный американский экономист С. Кузнец правомерно отмечал, что «.может показаться иронией, но о секторе, который включает профессиональные группы, занятые в производстве и распространении фундаментального и прикладного знания, а также ответственные за принятия основных политических и социальных решений, мы знаем меньше, чем о других секторах; и это неудивительно, поскольку деятельность, не организованная в форме широкомасштабных повторяющихся операций, труднее поддается измерению и анализу». До сих пор даже в научной литературе нет единодушия по поводу того, какие отрасли и виды хозяйственной деятельности следует относить к услугам.

Думается, что для понимания структуры сферы услуг и ее взаимодействия с другими секторами экономики принципиальное значение имеет вопрос об отнесении или не отнесении к ней услуг и сервисных действий (обслуживания), осуществляемых в отраслях материального производства. Как свидетельствует современная хозяйственная практика развитых стран, масштабы таких видов деятельности весьма велики. Если их учитывать в составе сферы услуг, то можно предложить следующую «паутинообразную» модель этой сферы, получаемую, если использовать «горизонтальный срез» всей экономики в ее отраслевом представлении. Эту модель можно конкретизировать по мере более полного набора отраслей и подотраслей национального хозяйства. Точность будет зависеть также от изучения степени распространения сервисной деятельности в широком смысле понимания (услуги плюс обслуживание) в различных отраслях экономики (рис. 7).

Здравоохранение

Химическая

промышленность

Строительство

Связь

Государственное

управление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Металлургия

Нефтяная

промышленность

Транспорт

Сельское хозяйство

Машиностроение Образование

Рис. 7. Степень распространения сервисной деятельности в различных отраслях экономики

Можно сделать вывод о том, что в структурно-формализованном виде сфера услуг может быть представлена с учетом различных признаков, в том числе по степени распространения сервисной деятельности в различных отраслях экономики и по конечному результату «производственного процесса», т.е. сфера услуг — это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в виде услуг.

Список использованной литературы

1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / под общ. ред. С.Н. Бобылева. — М.: Весь мир, 2004. — 159 с.

%

тН

о

(N

2. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: учеб. пособие / Е.Г. Ефимова. — М.: Флинта, 2003. — 155 с.

3. Общая экономическая теория (политэкономия): учеб. / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. — М.: ПРОМО-Медиа, 1995. — 608 с.

4. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс [и др.]. — М.: Порогресс, 1990. — 734 с.

5. Пациорковский В.В. Рынок потребительских услуг / В.В. Пациорковс-кий. — М.: ИСЭПН РАН, 2006. — 202 с.

6. Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг / В.Н. Стаханов, Д.В. Стаханов. — М.: Экспертное бюро, 2001. — 155 с.

7. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности: учеб. пособие / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. — М.: Омега-Л, 2011. — 105 с.

8. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик; пер. с англ. под ред. В.В. Кулибановой. — 2-е изд. — СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2002. — 751 с.

9. Экономика социальной сферы: учеб. пособие / В.Г. Игнатов, Л.А. Батурин, В.И. Бутов [и др.]. — 2-е изд. — Ростов н/Д: МарТ, 2008. 528 с.

10. Экономика США: учеб. для вузов / под ред. В.Б. Супяна. — СПб.: Питер, 2003. — 650 с.

SS1

Яч >

MhSI

HSS

H3i

НА

Ой"

^ 1

s

^ Л £

h Е

« V | 8s! ЕнО а

£м§|

МО I

нее

н

н

о

н

Р5

со

н

References

1. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala v Rossiyskoy Federatsii za 2004 god / pod obshh. red. S.N. Bobyleva. — M.: Ves’ mir, 2004. — 159 s.

2. Efimova E.G. Ekonomicheskaya teoriya v skhemakh, tablitsakh, grafikakh i formulakh: ucheb. posobie / E.G. Efimova. — M.: Flinta, 2003. — 155 s.

3. Obshhaya ekonomicheskaya teoriya (politekonomiya): ucheb. / pod obshh. red. V.I. Vidyapina, G.P. Zhuravlevoy. — M.: PROMO-Media, 1995. — 608 s.

4. Osnovy marketinga / F. Kotler, G. Armstrong, Dzh. Sonders [i dr.]. — M.: Porogress, 1990. — 734 s.

5. Patsiorkovskiy V.V. Rynok potrebitel’skikh uslug / V.V. Patsiorkovskiy. — M.: ISEPN RAN, 2006. — 202 s.

6. Stakhanov V.N. Marketing sfery uslug / V.N. Stakhanov, D.V. Stakhanov. — M.: Ekspertnoe byuro, 2001. — 155 c.

7. Udal’tsova M.V. Servisologiya. Chelovek i ego potrebnosti: ucheb. posobie / M.V. Udal’tsova, E.V. Naumova. — M.: Omega-L, 2011. — 105 c.

8. Upravlenie i organizatsiya v sfere uslug / K. Khaksever, B. Render, R. Rassel, R. Merdik; per. s angl. pod red. V.V. Kulibanovoy. — 2-e izd. — SPb.; M.; Khar’kov; Minsk: Piter, 2002. — 751 s.

9. Ekonomika sotsial’noy sfery: ucheb. posobie / V.G. Ignatov, L.A. Baturin, V.I. Butov [i dr.]. — 2-e izd. — Rostov n/D: MarT, 2008. 528 c.

10. Ekonomika SShA: ucheb. dlya vuzov / pod red. V.B. Supyana. — SPb.: Piter, 2003. — 650 s.

Информация об авторе

Бурменко Татьяна Дмитриевна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: service@isea.ru.

Author

Burmenko Tatyana Dmitrievna — Doctor of Economics, Professor, Chairholder, Chair of Economy and Management in Service Industry, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: service@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.