Научная статья на тему 'София в Библии и в русской софиологии'

София в Библии и в русской софиологии Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
96
11
Поделиться
Ключевые слова
ЖЕНА / ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ / СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖЬЯ / СОФИОЛОГИЯ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / МИСТИКА

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Хачатрян М.В.

В статье рассматривается малоисследованный в русской софиологии уникальный концепт Софии Премудрости Божьей как Жены, облеченной в солнце. Согласно Библии, первый свидетель Софии Бог и Его пророки, на чем акцентировали свое внимание практически все русские софиологи. Важной детерминантой познания образа Софии является религиозный мистический опыт софиологов. Тема исследуется в статье через сопоставление текстов Священного Писания и размышлений русских религиозных философов о Софии как Невесте и Жене Агнца, а также при помощи метода библейской экзегетики. Ключевым в работе является метод духовного созерцания и внутреннего интуитивно-чувственного познания истины, оформленные в виде определений и тезисов. Раскрываются разнообразные функции Софии как жены, облеченной в солнце, которая, с одной стороны, имеет власть и силу осудить и поразить древнего змея, с другой стороны, дать всеединое спасение человечеству и всей твари посредством их возрождения во Христе. Проводится персонификация Софии с целью более детального познания ее сотериологической роли. Впервые сопоставляются образы Софии в трудах русских софиологов и в творении Г. Нарекаци «Книга Скорбных Песнопений»

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «София в Библии и в русской софиологии»

УДК 1(091)

СОФИЯ В БИБЛИИ И В РУССКОЙ СОФ

М. В. Хачатрян

Хачатрян Мастегра Владимировна, магистр теологии, аспирант кафедры истории русской философии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Маз1вдга88@ yandex.ru

В статье рассматривается малоисследованный в русской со-фиологии уникальный концепт Софии Премудрости Божьей как Жены, облеченной в солнце. Согласно Библии, первый свидетель Софии - Бог и Его пророки, на чем акцентировали свое внимание практически все русские софиологи. Важной детерминантой познания образа Софии является религиозный мистический опыт софиологов. Тема исследуется в статье через сопоставление текстов Священного Писания и размышлений русских религиозных философов о Софии как Невесте и Жене Агнца, а также при помощи метода библейской экзегетики. Ключевым в работе является метод духовного созерцания и внутреннего интуитивно-чувственного познания истины, оформленные в виде определений и тезисов. Раскрываются разнообразные функции Софии как жены, облеченной в солнце, которая, с одной стороны, имеет власть и силу осудить и поразить древнего змея, с другой стороны, дать всеединое спасение человечеству и всей твари посредством их возрождения во Христе. Проводится персонификация Софии с целью более детального познания ее со-териологической роли. Впервые сопоставляются образы Софии в трудах русских софиологов и в творении Г. Нарекаци «Книга Скорбных Песнопений».

Ключевые слова: Жена, облеченная в солнце, София Премудрость Божья, софиология, русская религиозная философия, мистика.

Э01: 10.18500/1819-7671 -2018-18-2-166-171

Для детального изучения сакрального образа Софии Премудрости Божьей представляется необходимым провести более подробный экзегетический анализ текстов Священного Писания с сокрытыми смыслами, доказывающий, что основоположники русской религиозной философии В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, С. Н. и Е. Н. Трубецкие и другие, имея веру в Бога и в Софию, основывались именно на текстах Священного Писания, хотя и не всегда цитировали их в своих работах. Несмотря на обширность темы и множественность исследований в софиологии, связанных с познанием Софии как Премудрости Божьей, окончательной кристаллизации, систематизации имен, образов и подобий Софии на основании библейских и софиологических текстов не происходит. Следует обратить внимание на то, что многие пророки - авторы книг Ветхого и Нового Заветов - являются первыми истинными свидетелями Софии, которая являлась им в чудесных

ликах и актах мирового и космического значения, влияющих на всю историю человечества.

При исследовании трудов русских религиозных философов заметно, что религиозно-духовный опыт, мистические и визионерские переживания, вдохновение, интуиция, откровения от Бога об истинности Софии и дар созерцания и «софийного мышления» для многих из них становились детерминантой как для раскрытия образов Софии в ее множественных ликах, так и для изложения софийной идеологии. Как заметил Н. А. Бердяев, «для религиозного философа откровение есть духовный опыт и духовный факт, а не авторитет, его метод интуитивный» [1, с. 197], а «мистика есть реализм» [2, с. 14]. Пророк Иоиль отмечает важность мистического опыта как метода познания: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть <...> и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» [3, Деян. 2:17]. Многие русские религиозные философы и софиологи в своих изысканиях опирались на свидетельства пророков, таких как Моисей, Соломон, Ездра, Иисус сын Сираха, Иоанн Богослов. Эти свидетельства изложены в Библии в виде пророчеств и мистических явлений: яснови-дений, снов, видений, теофаний и ангелофа-ний. Современный исследователь софиологии Г. Ф. Гараева считает: «Мистика важна для B. C. Соловьева как основа и путь к истинной философии <...> мистическое знание <...> позволяет осуществить синтез: соединить рефлексию разума и эмпирические факты» [4, с. 155].

В данной статье использован библейский принцип: говорит ли кто, говори как Слова Божьи, соображая духовное с духовным [3, 1 Пет. 4:11, 1 Кор. 2:13]. В связи с обширностью темы изучения многоразличных образов Софии целесообразно раскрыть образ Софии как Жены, облеченной в солнце, который описан пророками и религиозными философами-софиологами. Библия - это древнейшая книга, содержащая свидетельства о Софии и раскрывающая многоликий образ Премудрости Божьей. Одним из первых текстов Священного Писания, содержащих со-

крытый смысл, обширно и всесторонне раскрывающих образ Софии как Жены, является стих: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты <.. .> пред всеми зверями <.. .> И вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее; и оно будет поражать тебя в голову» [3, Быт. 3:14-15].

Для наглядного представления хронологии данной концепции можно проанализировать это пророчество последовательно, согласно еврейскому календарю. Первое пророчество о Жене-Софии было провозглашено Богом еще в древности в Едемском саду, сразу после грехопадения Адама и Евы, почти 6000 лет тому назад согласно указанной хронологии. Об этом пророчестве повторно мог бы свидетельствовать только Бог, ибо книга «Бытие» написана пророком Моисеем по Слову Бога спустя почти 2500 лет после сотворения Земли. В третий раз Бог это же пророчество о Жене-Софии провозглашает спустя почти 3400 лет после этого через пророка Ездру, который по повелению Бога и водительству Духа Святого заново написал все, что было соделано в мире от начала и написано в Законе Господа [3, 3 Ездр.14:22]. В четвертый раз, спустя почти 600 лет после пророка Ездры, Бог это пророчество и его динамическое исполнение дал в откровении уже Воскресшему на земле и Вознесенному на небо Иисусу Христу, а Он, в свою очередь, в чудных ясновидениях показал сие откровение Своему Апостолу Иоанну. Таким образом, Суд, изреченный Богом в саду Едемском, был показан в пророческом ясновидении Апостолу Иоанну спустя почти 4000 лет после сотворения Земли, и это описано в книге Библии «Апокалипсис Иоанна».

Кратко можно изложить пролог пророчеств Бога о роковой погибельной участи древнего змея, преобразившегося в красного дракона, враждующего против Жены-Софии. Пророчество Бога о победе Святой Жены, изложенное в начале Библии в первой книге «Бытия», исполнилось в конце Библии в последней книге «Откровение Иоанна». «И сказал Господь Бог змею <...> вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее, и оно будет поражать тебя в голову» [3, Быт. 3:4-15]. И вот явились на небе Великие Знамения: Жена, облеченная в солнце, рождающая дитя, и большой красный дракон, который стал против Жены, дабы пожрать Ее младенца. Однако дракон, именуемый дьяволом и сатаной, был низвержен с неба на землю, и рассвирепел он на Жену. И вот Ангел Божий сковал дракона и низверг его в бездну на 1000 лет. Через 1000 лет сатана будет освобожден из темницы, чтобы вступить в брань

против Града святых. И ниспал огонь с неба от Бога и, пожрав дьявола и сатану, вверг их в озеро огненное и серное. И смерть и ад повержены в озеро огненное, где они будут мучиться вовеки веков [3, Откр. 12:1-17, 20:1-15].

Стих Бытия (3:15) всесторонне раскрывает «тайный образ» Великой Жены-Софии, олицетворяющий абсолютную вражду против древнего змея, завершающуюся полным поражением и падением его с первого неба на землю. При проведении анализа данного стиха возникают вопросы: кого Бог называет женою и кто Она, которая должна поразить голову древнего змея, именуемого дьяволом и сатаной, обольщающего всю вселенную обманом и ложью и ввергающего многих живущих на земле в грех и погибель? Здесь уместно привести слова М. М. Сперанского из его рукописи «Первый мир», о которой говорит в своем труде «Столп и утверждение истины» П. А. Флоренский: «Имя Жене - София <...> она сама есть Первое внешнее Существо (полужирный шрифт мой. - М. Х.)» [5, с. 332]. С момента провозглашения пророчества Бога о поражении древнего змея Женой до Первого Пришествия Христа прошло более 4000 лет, но Бог продолжал пророчествовать о Ее Победе. Так, и в книге «Откровение Иоанна» дается описание падения красного дракона с семью головами и десятью рогами, его последующее низвержение и заключение в бездну на 1000 лет, а в конце ввержение в огненное озеро. Один из ярких представителей русской софиологии С. Н. Булгаков, замечая непосредственную связь между профетическими главами книг «Бытие» и «Откровение», писал: «"Откровение" напрашивается на сопоставление с книгой Бытия, как с началом Библии, которой оно есть конец, по общему замыслу и теме» [6, с. 9]. В этом контексте философ указывает на взаимопроницательность и даже символическую идентичность в пророческих словосочетаниях «положу вражду» и «был низвержен». Он же отмечает некоторое «соответствие» в этих главах, указывая на то, что книге «Откровение» «усвояется завершительный характер некоторого последнего слова в Библии, которое находится в соответствии с первым» [6, с. 9]. О том, что Жена, о которой свидетельствует Бог через Моисея в книге Бытия, является той же Женой, о которой Бог повторно свидетельствует Иоанну в (3:15), утверждают многие отцы Церкви Христовой: Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст и др.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Стал ли бы Бог неоднократно повторять пророчество о Жене, облеченной в солнце и поражающей голову древнего змея, если бы то не имело существенного значения для спасения

творения и человечества, стремящегося достигнуть теозиса - обожения? Исследованная нами динамика данного пророчества показывает, что от начала сотворения Земли Бог принципиально преследует исполнение Своей цели: Жена непременно поразит древнего змея, т. е. дьявола и сатану, низвергнув их с неба на землю. В представленных пророчествах Бога наблюдается эксцедентное отношение Бога к Софии, ибо Бог расположен воззвать прошедшее: «Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, - и Бог воззовет прошедшее» [3, Екк. 3:15]. «Так говорит Господь: "Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось"» [3, Ис. 46:10].

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы в виде тезисов. Тезис 1: первое прямое свидетельство и пророчество Бога о Софии-Жене, предопределенной поразить голову древнего змея, было совершено Богом в Едемском саду, и никто, никак, нигде и никогда не в силах воспротивиться и препятствовать исполнению этого свидетельства и пророчества Бога, изложенных пророком Моисеем в начале Библии в первой книге Бытия (3:15), и Апостолом Иоанном в конце Библии в последней книге «Откровение» (12:1-17). На протяжении всей истории рукописания Библии данное пророчество неоднократно провозглашалось Богом, что свидетельствует о его чрезвычайной важности и о надлежащем грядущем явлении Софии как Жены. Тезис 2: тексты Священного Писания, Бытия (3:16) и «Откровения» (12:1-17) содержат Божье Пророчество о грядущих всемирных событиях и распространяют свое масштабное влияние на всю историю человечества и на всю Вселенную в целом. Тезис 3: Бог от начала сотворения Земли был уверен и убежден, что явление Жены ознаменуется победой над смертью и тлением, ибо надлежит Ей Семенем Своим поразить голову древнего змея, и это семя есть рожденное Ею дитя [3, Откр. 12:5].

Бог заповедал Адаму не есть от плода дерева познания добра и зла, ибо в день, в который он вкусит этот плод, смертью умрет. Однако Адам, нарушив запрет Бога и послушав гласа жены своей, взял от руки ее плод и ел, тем самым не только они подверглись смерти, но и всю тварь ввергли в рабство тлению и смерти. Об этом говорит Апостол Павел в послании к Римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает Откровения Сынов Божиих <.. .> что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» [Рим. 8:19-21]. Таким образом, смерть, в которую вверг себя человек, может быть пре-

одолена и истреблена только лишь посредством обращения человека к Богу и восприятия Его как единственного своего Спасителя и источника жизни. К данной мысли можно привести соответствующие слова из книги «Очерки социальной философии» В. Б. Устьянцева, М. О. Орлова, С. А. Данилова: «Устранив Бога из мира личности, культура отнимает у человека единственную возможность удовлетворения экзистенциональ-ной потребности в противостоянии смерти» [7, с. 242]. В этом контексте «культура» рассматривается как внутреннее духовное содержание цивилизации.

В связи с обширностью тематики в статье раскрывается лишь один из многих образов Софии: образ Святой Жены, облеченной в солнце, поражающей голову древнего змея, описанной в книгах «Бытие» и «Откровение». А для более подробного анализа необходимо представить краткий пролог определений «Жена». Кто есть Жена? Жена - это та, которая «взята от Мужа [своего]» [Быт. 2:23]. Бог сотворил из ребра Адама помощника, соответственного и подобного ему [Быт. 2:18,20]. Однако каким образом Бог из ребра Адама сотворил Еву? Понятно, что Богу все возможно, но сегодня генетика позволяет ответить на этот вопрос и с научной точки зрения. Ребро, т. е. человеческая кость, содержит в себе красный костный мозг, который обладает кроветворной функцией и, следовательно, содержит в себе эритроциты. Предположительно, эритроциты из ребра Адама были необходимы, поскольку имели полную генетическую информацию Адама, а его хромосомная пара - генетическую информацию Евы, которую Бог и сотворил соответственно этой информации. Из этого следует, что подлинная жена генетически во всем соответственна и подобна мужу своему.

Определения Бога о всякой подлинной супружеской паре мужа и жены могут быть выражены в следующих тезисах. Тезис 1: жена соответственна и подобна мужу своему во всем функционально, поскольку жена - та, которая взята от мужа и имеет мужа. Тезис 2: жена равноправна мужу во всех делах его, она владеет всем, что имеет муж. Равноправие должно было выражаться в благословении Бога Адаму и Еве плодиться и размножаться и владычествовать над землей, небом и водой, а в связи с грехопадением Бог проклял Еву и сказал, что она будет иметь влечение к мужу своему, т. е. тянуться вслед (ивр. Л^1рЛ) за ним, а он будет господствовать над ней. Тезис 3: подлинная жена - честь и слава мужа своего, она во всем прославляет, восхваляет, возвышает и превозносит его окрест него. Как

говорит Писание, жена есть слава мужа, и благонравная жена приобретает славу для мужа своего.

Тезис 4: жена - потенциальная мать, рождающая детей: сынов и дочерей по образу и по подобию своему и мужа своего, т. е. рождает подобных себе и мужу своему. Г. Нарекаци подтверждает эти слова: «Рождает Она и неких богов сотворенных - святые подобия Бога Единого, Христа» [8, с. 250]. Тезис 5: мужское и женское начало подлинной супружеской пары во всякой полноте и целостности, в совершенстве идентичны и соответственны друг другу в идеальной и абсолютной симметричности: их содержательности, идейности, сущности и естестве, ибо они имеют один и тот же геном, несущий в себе одну и ту же генетическую информацию всех функций и способностей, с одной лишь разницей имеющихся в генах женского или мужского начала, т. е. с разницей в их репродуктивных функциях как половых особенностях. А. П. Козырев представляет некоторые общие определения для Софии в соотношении с Божественным Логосом: «Логос и София объединяются в образе Христа <...> Христос - воплощенные Премудрость и Слово» [9, с. 9]. Тезис 6: подлинные муж и жена - еди-номысленны и во всем согласны друг с другом и в согласии рождают плод единомыслия и едино-действия: и в них нет разделения и разногласия. Этот тезис подтверждается словом Иисуса, сына Сирахова: жена и муж, согласно живущие собою, есть украшение Премудрости пред Господом.

Ева - жена Адамова - проклята от Бога, чтобы она имела влечение к мужу своему, и чтобы муж ее господствовал над ней, и чтобы в болезни рождала детей своих, подобных себе и мужу своему. И родила Ева первенца своего Каина - человекоубийцу, что явно свидетельствует о падшем внутреннем духовном состоянии Адама и Евы. Можно сделать вывод, что и Святая Жена-София взята от Мужа Своего Иисуса Христа, а Муж взят от Нее, ибо они вместе имеют один и тот же «духовный геном». Апостол Павел утверждает: «Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» [3, 1Кор. 11:12]. Она, Жена-София взята от Бога Отца, Духа Святого и от Иисуса Христа, а Он, Муж-Иисус Христос, взят от Нее - от Жены-Софии, от Бога Отца и от Духа Святого. В книге «Откровение Иоанна» написано, что Жена и Ее Младенец победили дьявола Кровью Агнца, а Кровь Агнца содержит всю полноту «духовной генетической информации» Жены Его, облеченной в солнце, и «духовный генофонд» всего человечества. Следовательно, Жена, Агнец - Иисус Христос и Младенец, рожденный Женой, имеют общую, единую и

идентичную кровь. Об этом пишет и Апостол Лука: «От Одной крови Бог произвел весь род человеческий (курсив мой. -М. Х.)» [Деян. 17:26]. Развивая идею о положительном всеединстве, В. С. Соловьев утверждал, что София есть одна из сторон этого цельного всеединства, другая сторона - Иисус Христос [10, с. 126].

Как сказано выше, Жена, о которой говорит Бог в начале Библии в Бытии (3:15) - это та же София, которая в конце, в «Откровении» (12:1-9) побеждает древнего змея и является как Жена, облеченная в солнце. Очевиден факт полного соответствия сюжетов, описанных в этих стихах. Таким образом, произошло абсолютное воплощение идей Бога, которые Он сказал о Жене. Жена, облеченная в солнце, поразила змея, и змей упал с неба на землю. Каким же образом Бог реализовал падение врага Своего, который первым начал клеветать против Бога? [Быт. 3:1]. Посредством воплощения идей теозиса Бог дал Жене-Софии, облеченной в солнце, возможность рождения богочеловеков. Итак, с одной стороны, Жена, облеченная в солнце, рождает Богочеловеков, о которых говорил армянский философ-богослов Григор Нарекаци еще в Х в.: «Она, София, рождает неких Богов сотворенных, святые подобия Бога Единого Христа (курсив мой. - М. X)» [8, с. 250]. Этот стих из «Книги скорбных песнопений» соответствует стиху из «Откровения» (12:5), где Жена, облеченная в солнце, рождает младенца мужского пола, восхищенного к престолу Бога Отца, ибо они победили дьявола кровью Агнца, которую они уже имели в себе. Потому они и именуются святыми подобиями Бога Единого Христа. Сие подтверждается тем, что родившемуся младенцу был дан жезл, которым ему дано было пасти все народы мира [Откр. 12:5]. С другой стороны, очевидным является, что та же Жена, облеченная в солнце, противостоит всему демоно-сатанинскому миру, воплощенному в древнем змее, и поражает всю мыслительную деятельность головы змея. Вместе с тем Жена, облеченная в солнце, имеет власть и силу поражать и служащих древнему змею, дьяволу и сатане бесов «зверонравных», которых Она «отделив <.> навсегда отлучает» от земли [8, с. 250].

Возникает вопрос: что стало причиной падения змея с неба на землю? Этой причиной стали дети Бога, рожденные от Софии - Жены, облеченной в солнце, занявшие небесную позицию. Это та небесная позиция, которую Бог дал человеку от начала сотворения, сказав: «. плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над

рыбами морскими [и над зверями], и над птицами небесными [и над всякис скотом, и над всею землею], и над всякими животными, пресмыкающимися по земле» [3, Быт. 1:28]. Но в связи с грехопадением Адам и Ева потеряли свою власть и силу над небом, землей, морем и бездной и уступили древнему змею свою господствующую позицию над ними. С приходом Софии - Жены, облеченной в солнце, является великая сила Божья, благословение утробы и сосцов [Быт. 49:25], и все рожденные Ею вновь получают способность, силу и власть снова господствовать над небом, землей, морем и бездной, как и предопределил Бог от начала сотворения до грехопадения. Таким образом, позиции, незаконно занятые древним змеем посредством экспроприации от Адама и Евы, на небе и на земле, в море и в бездне, вернутся к детям Софии - Жены, облеченной в солнце, и древний змей будет низвержен вниз с неба на землю, а дети Софии будут восхищены к престолу Бога, заняв позицию неба. В «Откровения» (12:5) «И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его». Итак, именно София - Жена, облеченная в солнце, возродит род человеческий посредством обожения до совершенного богоче-ловечества. Тогда исполнится то, что вожделенно сердцу Софии, Жены облеченной в солнце, и скажет Она: «Господь имея меня, началом пути Своего, прежде созданий своих, искони <.> Я была радостью всякий день, веселясь пред лицом Бога во все время, веселясь на земном кругу Его, и Радость Моя была с сынами человеческими» [Притч. 8:30-31].

Представляют интерес слова Г. Нарекаци о будущих соотношениях детей Софии с Ней: «Уповая на Пречистое Родотворение Твое и просвещаясь, жить буду я для Христа, Сына Твоего и Господа», ибо «Он Твой Сын по Рождению и Господь по Сотворению» [8, с. 264]. Итак, кто же Она, София, Жена, облеченная в солнце, которая родила младенца мужского пола, восхищенного к престолу Бога? София, родившая младенца, есть Мать Святая Непорочная, о которой свидетельствует Г. Нарекаци: «В сей книге моей следует увековечить Достославную Матерь мою восхваляемую, Великую и Блаженную Царицу Непорочную, и по достоинству обожествляемую, почитаемую как пречистое тело, глава коего -Слово Божие вочеловечившееся» [8, с. 238].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Уместно привести свидетельства С. Н. Булгакова о Софии из его труда «Свет Невечерний»: София - «дочь Бога, невеста Сына», жена Агнца, «матерь Сына» [11, с. 214], а в «Невесте Агнца» он называет ее Девой-Матерью, Женой и Невестой Агнца [12, с. 6]. М. М. Сперанский говорит о Ней: «Имя Жене - София <...> Она есть Мать всего вне Бога Сущего; ибо сама она есть первое внешнее существо» [5, с. 332]. Итак, образ Софии, Жены, облеченной в солнце, раскрывается в беспредельных чудесных ликах, поэтому уместно в заключение повторить слова Григора Нарекаци о Ней: «Она - София, род величия свода вышнего, возведенного гораздо раньше, нежели поселились в Ней сонмы небожителей <.> Она - некий образ дивный, превосходящий представления наши <.> Она превыше человека» [8, с. 245].

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Самопознание. Русская идея. СПб., 1998. 300 с.

2. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907. 233 с.

3. Библия. М., 2005. 1337 с.

4. Гараева Г. Ф. Онтогносеологическая сущность софиологии и ее место в русской философии : Соловьев В. С., Флоренский П. А., Булгаков С. Н. : дис. ... д-ра филос. наук. Армавир, 2000. 346 с.

5. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины // Флоренский П. А. Собр. соч. : в 2 т. М., 1914. Т. 1. 809 с.

6. Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948. 353 с.

7. Устьянцев В. Б., ОрловМ. О., Данилов С. А. Очерки социальной философии : пространственные структуры, порядок общества, динамика глобальных систем / под ред. В. Б. Устьянцева. Саратов, 2010. 248 с.

8. Нарекаци Г. Книга скорбных песнопений / пер. с древнеарм. М., 1988. 407 с.

9. Козырев А. П. Под знаком Софии. Творчество христианского философа Сергия Булгакова. Беседа с Сергеем Громовым // Свой. 2014. Октябрь. С. 6-9.

10. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. М., 2011. 293 с.

11. Булгаков С. Н. Свет Невечерний : Созерцания и Умозрения. М., 1994. 417 с.

12. Булгаков С. Н. Невеста Агнца. Париж, 1945. 621 с.

Образец для цитирования:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Хачатрян М. В. София в библии и в русской софиологии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 166-171. БО1: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-166-171.

Sophia in the Bible and in Russian Sophiology: Aspect of Wife

M. V. Khachatryan

Mastegra V. Khachatryan, Lomonosov Moscow State University, 1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia, Mastegra88@ yandex.ru

The article explores the unique, but scantily investigated in Russian sophiology, concept of Sophia the Wisdom of God as "a Wife clothed with the sun". According to the Bible, the first Sophia's witness was The God Himself and his Prophets, on which all Russian sophiolo-gists accentuated their attention. Religious mystical experience of sophiologists is the important determinant for acknowledgement of Sophia image. The topic in the article is researched by comparing notions of Russian religious philosophers and implicit texts of the Holy Scriptures about Sophia as well as by using method of biblical exegetics. The key in the work is the method of spiritual contemplation and inner intuitive-sensual cognition of truth, while special emphasis is put on drawing conclusions in the form of definitions and theses. The various functions of Sophia are revealed as a Woman Clothed with the Sun who possesses on the one hand the force and power to condemn and defeat the ancient serpent and on the other hand gives all-unite salvation to all creatures and mankind through their rebirth in Christ. Sophia's personification is carried out in order to get detailed knowledge of her soteriological role. The importance of religious mystical experience of sophiologists is underlined as determinant of deeper knowledge of Sophia image and sophilogy in general.

Key words: Wife, clothed with the Sun, Sophia Wisdom of God, sophiology, Russian religious philosophy, mystics.

References

1. Berdyayev N. A. Samopoznaniye. Russkaya ideya [Self-knowledge. Russian idea]. St. Petersburg, 1998. 300 p. (in Russian).

2. Berdyayev N. A. Novoye religioznoye soznaniye i ob-

shchestvennost [The new religious consciousness and society]. St. Petersburg, 1907. 233 p. (in Russian).

3. Bibliya [The Bible]. Moscow, 2005. 1337 p. (in Russian).

4. Garayeva G. F. Ontognoseologicheskaya sushchnost sofiologii i ee mesto v russkoy filosofii: Solovyev V. S., Florenskiy P. A., Bulgakov S. N. [Ontognoseological essense of sophiology and its place in Russian philosophy: Solovev V. S., Florenskiy P. A., Bulgakov S. N.]. Diss. Dr. Sci. (Philos). Armavir, 2000. 346 p. (in Russian).

5. Florenskiy P. A. Stolp i utverzhdeniye Istiny [Pillar and the statement of Truth]. In: Florenskiy P. A. Sobr. soch. [Collected works: in 2 vols.] Moscow, 1914, vol. 1. 809 p. (in Russian).

6. Bulgakov S. N. Apokalipsis Ioanna [Apocalypse of John]. Paris, 1948. 353 p. (in Russian).

7. Ustyantsev V. B., Orlov M. O., Danilov S. A. Ocherki sotsialnoy filosofii: prostranstvennyye struktury, po-ryadok obshchestva, dinamika globalnykh sistem [Essays on social philosophy: spatial structures, the order of society, the dynamics of global systems]. Ed. by V. B. Ustyantsev. Saratov, 2010. 248 p. (in Russian).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8. Narekatsi G. Kniga skorbnykh pesnopeniy [The book of mournful psalms].Trans. from ancient Armenian. Moscow, 1988. 407 p. (in Russian).

9. Kozyrev A. P. Pod znakom Sofii. Tvorchestvo khristian-skogo filosofa Sergiya Bulgakova. Beseda s Sergeyem Gromovym [Under sign of Sophia. Creations of the Christian philosopher Sergey Bulgakov. Talk with Sergey Gromov]. Svoy [His], 2014, October, pp. 6-9 (in Russian).

10. Solovev V. S. Chteniya oBogochelovechestve [Lectures on Divine Humanity]. Moscow, 2011. 293 p. (in Russian).

11. Bulgakov S. N. Svet nevecherniy: Sozertsaniya i Umozreniya [The unfading light: Contemplation and speculation]. Moscow, 1994. 417 p. (in Russian).

12. Bulgakov S. N. Nevesta Agntsa [The Bride of the Lamb]. Paris, 1945. 621 p. (in Russian).

Cite this article as:

Khachatryan M. V. Sophia in the Bible and in Russian Sophiology: Aspect of Wife. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 166-171. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-166-171.