Научная статья на тему 'Софисты и софистика'

Софисты и софистика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8701
841
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОФИСТЫ / СОФИЗМЫ / ЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ / ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ИСТИНА / ЛОЖЬ / РАССУЖДЕНИЕ / SOPHISTS / SOPHISTRY / LOGICAL PARADOXES / ANCIENT GREECE / TRUE / FALSE / REASONING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бекова Айна Тамерлановна

В статье прослеживается история происхождения и развития идей софистов как одного из основополагающих учений Древней Греции, раскрывается понятийный аппарат затронутой автором проблематики. При этом отмечается, что в центре внимания софистов находились социальные вопросы, человек и проблемы коммуникации, обучение ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научные и философские знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sophists and sophistry

The article traces the history of the origin and development of ideas of the Sophists as one of the fundamental teachings of ancient Greece, the conceptual apparatus is disclosed in the affected her perspective. The author notes that the focus of the Sophists were social issues, people and communication problems, teaching public speaking and political activities, as well as concrete scientific and philosophical knowledge.

Текст научной работы на тему «Софисты и софистика»

В V в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения -народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия, силой убедительного устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам начали приходить оплачиваемые профессиональные учителя [1].

Древнегреческий термин «софистэс» трактовался как знаток, мастер, художник, мудрец [2]. Они учили искусству побеждать противника в спорах по вопросам философии. Важно подчеркнуть, что для софистов интерес представляли социальные вопросы, человек и проблемы коммуникации, ораторское искусство и политическая деятельность, а также конкретно-научные и философские знания. Среди них были и те, кто обучал приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений, прибегая даже к нелепым ходам мысли. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, согласно которой можно, а нередко и нужно доказать все, что угодно, и также опровергнуть в зависимости от собственного интереса и складывавшихся обстоятельств. Это приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Таким образом создавались приемы мышления, получившие название софистики.

По выражению Гегеля, софисты были первыми греческими просветителями, энциклопедистами-педагогами [3]. При этом историю софистики принято разделять на два периода, первый из них связан с деятельностью «старших софистов», а второй - «младших» [4, с. 208, 211]. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Между тем прежние принципы они подвергали сомнению, все истины объявляли относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел их представителей к отрицанию объективной истины. Младшие софисты занимали позицию равенства всех людей, в частности, Алкидамант считал, что «бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом», Антифонт отрицал различие между эллинами и варварами и не признавал преимуществ знатного происхождения.

Существовала также «вторая софистика» периода Римской империи П-^ вв., расцвет которой пришелся на время правления Юлиана Отступника, покровительствующего софистам. Однако произведения сторонников «второй софистики», стремившихся к изысканности и совершенству речи, были скорее литературными, чем философскими. Ко вторым софистам относятся Флавий Филострат (ок. 178 - ок. 248), написавший «Жизнеописание софистов», Атеней (III в. н.э.), автор сочинения «Софисты за пиршественным столом» и др. Новое движение удостоилось благоволения императоров, которые начиная с Адриана до IV в. покровительствовали риторическим занятиям, оказывая представителям риторики почет и материальную поддержку, содействовали распространению софистики путем открытия в разных городах империи платных кафедр красноречия.

Изучением природы софисты почти не занимались. Но они первыми стали различать законы природы как нечто незыблемое и законы общества, возникающие по человеческому установлению.

Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали это, считая их человеческой выдумкой. Софистика по своей природе антидогматична, а любая религия строится на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.

Софисты первыми обратили внимание на то, что язык является семантически открытой системой [5]. Человеческий язык многозначен, смысл того или иного слова порой можно понять только из контекста его использования. И от того, как произнести слово, во многом зависит то, что мы под ним подразумеваем. К тому же образность языка, его метафоричность, синонимия давали возможность доказывать желаемое или необходимое.

В своей деятельности софисты широко использовали софизмы и логические парадоксы. Софизмы строятся на том, что в рассуждении незаметно подменяются понятия, отождествляются разные вещи или же, наоборот, различаются тождественные объекты.

Различают следующие виды софизмов:

а) софизм «учетверение термина» - силлогическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне

сходных понятий, например: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего»;

б) софизм недозволенного процесса - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма, а именно термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: «Все птицы имеют крылья - некоторые яйцекладущие имеют крылья»;

От софизмов следует отличать логические парадоксы (греч. paradoxos - неожиданный, странный). Парадокс в широком смысле есть нечто необычное и удивительное, то, что расходится с привычными ожиданиями, здравым смыслом и жизненным опытом. Логический парадокс содержит в себе ситуацию, когда два противоречащих суждения не только являются одновременно истинными (что невозможно в силу логических законов противоречия и исключенного третьего), но и вытекают друг из друга, друг друга обусловливают. Если софизм - это всегда какая-либо уловка, преднамеренная логическая ошибка, которую в любом случае можно обнаружить, разоблачить и устранить, то парадокс представляет собой неразрешимую ситуацию, своего рода мыслительный тупик, «камень преткновения» в логике: за всю ее историю было предложено множество разнообразных способов преодоления и устранения парадоксов, однако ни один из них до сих пор не является исчерпывающим, окончательным и общепризнанным.

Наиболее известный логический парадокс - это парадокс «лжеца». Часто его называют «королем логических парадоксов». Анализ такого элементарного и бесхитростного на первый взгляд высказывания приводит к удивительному результату. Как известно, любое высказывание (в том числе и вышеприведенное) может быть истинным или ложным. Рассмотрим последовательно оба случая, в одном из которых высказывание: «Я лжец» - является истинным, а в другом - ложным.

- Допустим, что фраза: «Я лжец» - истинна, т.е. человек, который произнес ее, сказал правду, но в этом случае он действительно лжец, следовательно, произнеся данную фразу, он солгал.

- Допустим, что фраза: «Я лжец» - ложна, т.е. человек, который произнес ее, солгал, но в этом случае он не лжец, а правдолюб, следовательно, произнеся данную фразу, он сказал правду. Получается нечто удивительное и даже невозможное: если человек сказал правду, то он солгал; а если он солгал, то он сказал правду (два противоречащих суждения не только одновременно истинны, но и вытекают друг из друга).

Парадокс «лжеца» вместе с другими подобными им парадоксами также называют антиномиями (греч. antinomia - противоречие в законе, противозаконие - то, чего не должно быть, но тем не менее имеет место), т.е. рассуждениями, в которых доказывается, что два высказывания, отрицающие друг друга, вытекают одно из другого. Считается, что антиномии выражают наиболее резкую форму парадоксов. Однако довольно часто термины «логический парадокс» и «антиномия» рассматриваются в качестве синонимов.

Хотя многие критики часто характеризуют дело софистов как «блеск формы и нищету содержания», следует иметь в виду тот факт, что риторический аспект софистики отнюдь не является пустым рассуждением. Софистов часто упрекают в том, что они равнодушны к жизненным проблемам граждан и что их учения носят несколько отвлеченный характер. Однако подобная «отвлеченность» необходима для глобальных обобщений, более искусного и логически верного решения практических задач. Якобы пустые, «беспредметные» рассуждения софистов, приложенные к какой-либо реальной проблеме, обретают вполне понятный смысл и становятся как бы двигателем этой проблемы, т.е. софистика в сочетании с действительностью уже представляет собой некий активный организм. Софистика словно оформляет практику, определенным образом дополняет ее. Подводя итог вышеизложенному, можно привести высказывание исследователя Б. Чернышева, в представлении которого дело софистов «заключалась в том, что они оформили практику и возвели ее в теорию, в логос» [6].

Литература

1. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004.

2. Мананникова Е.Н. Философия. М., 2007.

3. Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. Краткая история философской мысли. СПб., 2001. Сер.: Мир культуры, истории и философии.

4. Большая советская энциклопедия. М., 1976. Т. 24. Кн. 1.

5. Курбатов В.И. История философии: Конспект. Ростов н/Д, 1997.

6. Чернышев Б. Софисты. М., 1929.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.