Научная статья на тему 'Софистика'

Софистика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7122
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОФИСТИКА / ЧЕЛОВЕК / РИТОРИКА / SOPHISTRY / PERSON / RHETORIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Перевалов С. М.

В статье рассматривается духовное и философское течение в Древней Греции. Наиболее характерная черта софистики утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. В отличие от предшествующих философских школ (милетская, пифагорейцы, элеаты), софисты занимались не проблемами космического бытия, а познающего субъекта, признавая его критерием истины. Автор отмечает, что главное значение софистики состояло в том, что она перенесла центр тяжести греческой мысли с натурфилософии на изучение человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spiritual and philosophical knowledge in the Ancient Greece is considered in the article. The most typical threat of Sophistry is the statement of human notions, ethical regulations relativity. Unlike earlier philosophical doctrines (Miletus, Pythagorean) sophists weren't interested in the cosmic problems. Their main interest was epistemology, and the subject as the criterion of truth.

Текст научной работы на тему «Софистика»

С.М. Перевалов

СОФИСТИКА

Аннотация. В статье рассматривается духовное и философское течение в Древней Греции. Наиболее характерная черта софистики - утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. В отличие от предшествующих философских школ (милетская, пифагорейцы, элеаты), софисты занимались не проблемами космического бытия, а познающего субъекта, признавая его критерием истины. Автор отмечает, что главное значение софистики состояло в том, что она перенесла центр тяжести греческой мысли с натурфилософии на изучение человека.

Ключевые слова: софистика, человек, риторика.

Annotation. The spiritual and philosophical knowledge in the Ancient Greece is considered in the article. The most typical threat of Sophistry - is the statement of human notions, ethical regulations relativity. Unlike earlier philosophical doctrines (Miletus, Pythagorean) sophists weren't interested in the cosmic problems. Their main interest was - epistemology, and the subject as the criterion of truth.

Keywords: sophistry, person, rhetoric.

Софистика - искусство мудрствования, духовное и философское течение в Древней Греции. Словом софистика также обозначают способ доказательств при помощи ложных, нарушающих формальную логику доводов, софизмов. Появление софистики связано с деятельностью софистов - профессиональных преподавателей, учителей мудрости и красноречия, расцвет которой приходится на середину V - первую половину IV в. до н.э. Различают

(деление условно) старших софистов: Горгия из Леонтин (ок. 483 -375 г. до н.э.), Протагора из Абдер (ок. 481 - 411 г. до н.э.), Гиппия из Элиды, Продика с Кеоса, Антифонта из Афин и младших: Ли-кофрона, Крития, Алкидаманта, Фрасимаха из Халкедона, Каллик-ла (известен только по диалогу Платона «Горгий»). Софистика возникла в период развития демократических форм политической жизни в греческих государствах, особенно - в Афинах после греко-персидских войн. Активная общественная жизнь, связанная с дебатами в регулярных народных собраниях, совете пятисот, многочисленных судебных процессах, необходимость убеждать слушателей силой слова и ориентироваться в различных вопросах и задачах государства, права, политической жизни, дипломатической практики, требовали от будущих политиков глубокого общего и специального образования, и прежде всего владения приемами ораторского искусства. До софистов красноречие признавалось врожденным качеством человека. Софисты считали, что это качество, как и другие добродетели, можно приобрести в ходе занятий. Отсюда большое внимание софистов к проблемам воспитания. Первые преподаватели риторики появились в Сицилии (Корак, Тисий), но наиболее благодатной почвой для развития софистики стали демократические Афины. Именно в Афинах софисты превратились в особую общественную группу, профессиональную интеллигенцию, взимавшую плату за свой труд, что вызывало неприязнь со стороны части консервативно настроенного общества. Нерасчлененность и отсутствие узкой специализации тогдашнего знания приводили к тому, что софисты учили не только техническим сторонам политической и юридической практики, но затрагивали и общие вопросы философии и мировоззрения. Поэтому софистика, изначально лишь форма преподавательской деятельности, стала и особым философским направлением, а также важным культурным явлением. Оригинальные труды софистов почти полностью утрачены, и их взгляды восстанавливаются по диалогам их противника Платона и некоторым выдержкам из других античных авторов.

Наиболее характерная черта, общая для софистики, - утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. В отличие от предшествующих философских школ (милетская, пифагорейцы, элеаты), софисты занимались пробле-

мами не космического бытия, а познающего субъекта, признавая именно его критерием истины. Протагор сформулировал знаменитое положение: «Мера всех вещей - человек. Существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют»1. Тем самым Протагор приходит к определенному, гносеологическому релятивизму: всякое познание относительно, и чувственное восприятие свидетельствует только о том, что вещи существуют, но не о том, каковы они. Горгий из Леонтин, автор трактата «О не сущем, или О природе», доказывал непознаваемость сущего в трех тезисах: ничто не существует; если нечто и существует, то непознаваемо; если оно и познаваемо, то невыразимо и необъяснимо. Продик утверждал: «Каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами вещи». Последователь Гераклита Кратил пришел к выводу о том, что вообще нельзя произносить каких-либо суждений о непознаваемом бытии. Таким образом, развитие софистики привело к тому, что исследование природы, ввиду неразрешимости задачи, было вообще оставлено, и греческая философия повернулась к изучению духовной жизни человека и способов ее выражения, в особенности к искусству слова. Софистов можно признать основателями риторики. Горгий из Леонтин прославился торжественными (эпидектическими) речами, в которых широко применял всевозможные риторические приемы: тропы, метафоры, аллегории, антитезы, инверсии, оксюморон, аллитерацию, ассонансы и т.д., часть которых получила наименование «Горгиевы фигуры». Тра-зимах ввел в употребление период - синтаксическую конструкцию из отдельных смысловых и ритмических отрезков (колонов). Про-тагор высказывал мысль, что о каждом предмете можно высказать два опровергающих друг друга мнения и каждое защитить с одинаковым успехом. Тем самым теоретически была обоснована диалогическая форма изложения и необходимость состязательности в судопроизводстве. Положение Протагора быстро распространилось в судебной практике Греции, особенно с тех пор, как афинский суд присяжных (гелиэя) стал высшей судебной инстанцией для более чем 200 городов, входящих в Афинский морской союз. Аристофан пародировал софистический релятивизм и субъективизм в «Облаках» (423 г. до н.э.). Занятия риторикой привели софистов к научному изучению языка как орудия речи. Протагор первый стал различать части речи, определил род существитель-

ных, времена и наклонения глаголов и создал существующую до сих пор грамматическую терминологию. Он поставил вопрос, дан ли язык человеку от природы или он есть плод культурного развития, и высказался за последнее. Продик занимался синонимикой, Гиппий - физиологией звука, свой вклад в теорию языкознания внесли и другие софисты.

Софисты критически подходили к общественным установлениям, считая, что они существуют не от природы, а в силу установленного людьми «закона». Протагор впервые выделил в человеке наряду с природным, врожденным началом, начало социальное, приобретенное воспитанием. Антифонт сформулировал основные принципы договорной теории происхождения государства. С позиций относительности понятий добра и зла софисты трактовали этику. Единства мнений по поводу критериев этической оценки поступков человека не было: ими объявлялись то интересы отдельной личности, то природный инстинкт людей, то абстрактные категории мудрости или добродетели. Поскольку последние приобретались воспитанием, оно в глазах софистов имело исключительное значение. Даже наказание преступника, по Протагору, должно быть нацелено на его исправление. Софист Гиппий признавал, что все люди от природы братья и неравенство между ними возведено лишь законом. Исходя из этого, Антифонт и поздние софисты (Ликофрон, Алкидамант) критиковали институт рабства как безнравственное учреждение и выступали против социальных перегородок. Скепсис софистов распространялся и на традиционную религию. По преданию, Протагор, заявлявший, что ничего не может знать о богах: ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют, был изгнан из Афин за богохульство.

Главное значение софистики состояло в том, что она перенесла центр тяжести греческой мысли с натурфилософии на изучение человека. Крайний скептицизм и релятивизм софистов отвергался уже их современниками. Софистика оказала значительное воздействие на развитие философии, литературы и искусства в Греции, на творчество Демокрита, Еврипида, Фукидида. Философия софистов во многом подготовила почву для философии Сократа и сократиков.

Под именем второй софистики известно особое направление в культурной жизни Римской империи (принципата), воспроизво-

дящее некоторые черты классической софистики V в. до н.э. Вторая софистика (название идет от писателя III в. Флавия Филостра-та) характеризует более широкое явление II-III вв. - так называемое «эллинское возрождение» с точки зрения метода и способа выражения своих идей; применяется как термин для концептуального осмысления процессов в греческой литературе той эпохи. Впрочем, дефиниции «второй софистики» размыты. В узком смысле она обозначает деятельность ораторов, получивших специальную подготовку в греческих риторических школах, поклонников древнегреческой культуры, выступавших с публичными речами, главным образом с целью демонстрации искусства речи. Для второй софистики в целом характерен примат риторики, часто с дидактическими целями, над философией, хотя это соотношение менялось у разных ее носителей. В отличие от древних софистов, практиковавших частное обучение и получавших плату от своих учеников, новые софисты часто занимали кафедры и находились на жаловании у городов. В широком смысле термин «вторая софистика» охватывает почти всю литературу первых веков н.э. Яркими представителями «второй софистики» были Фаворин, Поле-мон, Дион Хрисостом, Герод Аттик, Элий Аристид, Гермоген. Черты софистики обнаруживаются в творчестве крупнейших писателей того времени: Плутарха, Лукиана. Вторая софистика развивалась в условиях существования общесредиземноморского римского государства и единой античной культуры. Оттесненная в политике на второй план римлянами, не имевшая сил для политического возрождения своей родины, активная часть представителей греческой культуры занялась осмыслением своего великого прошлого и попытками подражать ему. Подражание сказывалось в выборе литературных сюжетов; разработке тем, присущих классической и эллинистической философии; культивировании искусственного аттицизма; подчас - в воспроизведении некоторых сторон образа жизни древних. Приверженность к прошлому уводила от современности, но давала пример высокой нравственности, великих дел, укрепляла национальную гордость. Общая архаизаторская тенденция второй софистики с ориентацией на классические образцы, с культурной программой «эллинского возрождения» и тенденцией выдавать новое за старое препятствовала созданию новых, оригинальных философских школ и направлений. По сути

дела, во второй софистике античная культура завершила свое развитие и занялась осмыслением его итогов. Деятели второй софистики активно воздействовали на общественные процессы своего времени, занимали видные должности в администрации, входили в круг близких императорам лиц, занимались благотворительной деятельностью, сосредоточили в своих руках среднюю и высшую школу - важнейший инструмент формирования мировоззрения людей. Высокому положению софистов способствовала политика римских императоров, особенно династии Антонинов, и в частности - филэллина Адриана (117-138), выдвигавших самых образованных и способных греческих интеллектуалов на высшие государственные должности. Среди литературных жанров, подвергшихся влиянию второй софистики, выделяют: исторический (виднейшие представители Плутарх, Арриан, Дион Кассий); философствующей риторики (Герод, Аттик, Полемон); научно-художественной прозы (Павсаний, Элиан, Диоген Лаэртский, Афиней); античного романа (Харитон, Лонг, Гелиодор); эпистоло-графию (Алкифрон). Последний взлет софистики, которую иногда называют поздней или третьей софистикой, приходится на IV в. (Юлиан Отступник, Фемистий, Гимерий, Либаний).

Примечание

1 См.: Платон. Теэтет // Платон. Соч.: В 3 т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 238. -

(Plat. Theaet; 152 a).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.