Научная статья на тему 'Соединения фтора – загрязнители поверхностных вод зоны влияния криолитового производства'

Соединения фтора – загрязнители поверхностных вод зоны влияния криолитового производства Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
1018
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДЫ / ФТОР / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / КРИОЛИТОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / SURFACE WATERS / FLUORINE / POLLUTION / CRYOLITE PRODUCTION

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Малафеева Анна Васильевна, Докучаева Юлия Алексеевна

В статье представлены сведения о загрязнении фтором поверхностных вод в зоне влияния криолитового завода г. Кувандыка Оренбургской области. Содержание фтора в пробах воды, взятых в разные годы из указанных водоёмов, определяли методом колориметрирования согласно ГОСТу 4386-89. Метод определения фтора основан на способности фторид-иона образовывать растворимый в воде тройной комплекс, в состав которого входят лантан, алиразин-комплексон и фторид, дающий сиренево-синюю окраску. Колориметрирование проводили на фотоколориметре марки КФК-3, определяя интенсивность окраски раствора при длине волны L = 600±10 нм. Выявлена динамика изменения химических показателей воды в реке Кураганке и ручье Мулдакае по годам. Установлено, что содержание фтора в изучаемых водотоках превышает ПДК в несколько раз. Максимальное превышение содержания фтора в ручье Мулдакае и в р. Кураганке в 16,5 и в 6,5 раза соответственно отмечено в 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Малафеева Анна Васильевна, Докучаева Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLUORINE COMPOUNDS AS SURFACE WATERS POLLUTANTS IN THE ZONE EXPOSED TO CRYOLITE PRODUCTION IMPACT

The data on cryolite pollution of surface waters in the zone exposed to the impact of the cryolite producing plant in Kuvandyk, Orenburg region, are reported in the article. The fluorine content in water samples, taken in different years from the above water basins, was determined by the colorimetry method as per GOST 4386–89 (state standard). The method of fluorine determination is based on the ion-fluoride ability to form a water-soluble triple compound consisting of lanthanum, alirazin-complexon and fluoride which is causing the lilac-blue coloring. The colorimetry was carried out by the КФК-3 photocolorimeter, determining the solution color intensity with the wave length L=600±10 нм. The year by year dynamics of the water chemical indices in river Kuraganka and Muldakai brook was studied. It is established that the fluorine content in the water basins under study exceeds the MPC at several times. The maximum fluorine excess in the Muldakai brook and river Kuraganka at 16.5 and 6.5 times respectively was observed in 2010.

Текст научной работы на тему «Соединения фтора – загрязнители поверхностных вод зоны влияния криолитового производства»

Соединения фтора - загрязнители поверхностных вод зоны влияния криолитового производства

А.В. Малафеева, соискатель, Ю.А. Докучаева, аспирантка, Оренбургский ГАУ

Технический прогресс и развитие общества невозможны без использования фтора и его соединений [1, 2]. Фтор применяется в производстве оптических стекол, в космонавтике, в атомной промышленности, для изготовления фторопластов и в алюминиевой промышленности. Среди минералов, содержащих фтор, одним из распространённых является криолит — Ма3[АШ6]. При переработке криолита для получения необходимой продукции на производстве образуются различные токсические отходы, содержащие фтор и представляющие опасность для растений и животных организмов. Поэтому загрязнение окружающей среды фтором и его соединениями является приоритетной проблемой экологии в окрестностях алюминиевых заводов и криолитовых производств [1, 3, 4].

Фтор среди химических элементов занимает особое положение. Он является самым активным неметаллом и реагирует со всеми элементами, кроме инертных газов [5, 6]. Фтор жизненно необходим для нормального роста и развития организма. Элемент принимает участие в формировании зубов, костей, активирует некоторые ферменты, влияет на обмен жиров и углеводов

[1, 5, 6].

При высоком уровне фтора в организме человека может возникнуть флюороз — изменение цвета эмали, ломкость и выкрашивание зубов [3, 6]. Часто повышенные дозы фтора нарушают синтез коллагена и вызывают его разрушение в костях, хрящах и сухожилиях [3, 6]. Повышенное содержание фтора нарушает работу иммунной системы и увеличивает скорость роста опухолей при склонности к раку [7]. При широком спектре хронических заболеваний фтор может вызвать аллергические реакции, включая дерматит, экзему и крапивницу [2, 3, 7].

Одним из немногих предприятий по переработке криолита и получению продукции для алюминиевых заводов является Южно-Уральский криолитовый завод (ЮУКЗ), расположенный в г. Кувандыке (Оренбургская обл.). Предприятие входит в состав объединённой компании «Российский алюминий» (UC Rusal) и поставляет продукцию на алюминиевые заводы России.

Согласно технологии, применяемой на заводе, криолит используется в качестве флюса при производстве алюминия. Из других компонентов, участвующих в реакциях, применяется кремнефтористоводородная кислота, трифторид алюминия и фторид натрия, относящиеся к токсическим соединениям. Отходы производства содержат смесь различных веществ, среди которых HF, Al(OH)3, Na2CO3, H2SiF6, H2SO4, криолит и сточные воды. С отходящими газами, образующимися при сушке продукции, увлекаются частицы криолита и сопутствующие вещества, в том числе пары плавиковой кислоты (HF). Отходы производства представляют проблему их очистки, использования и утилизации. Отходы, не подлежащие очистке, направляются в шламонакопитель (шламовое поле), находящийся вдали от города. Однако старое шламовое поле, существующее в окрестности завода и функционирующее более 40 лет, и после его рекультивации оказывает до сих пор негативное влияние на окружающую среду, что создаёт проблему в районе и области.

Объекты и методы. В связи с существующей проблемой загрязнения поверхностных вод фтором в окрестностях г. Кувандыка целью нашей работы явилось исследование содержания фтора в местных водоёмах. Для достижения этой цели нами в 2010—2012 гг. были взяты пробы воды из ручья Мулдакая и реки Кураганки.

Ручей Мулдакай — временный водоток, впадающий в р. Сакмару в пределах г. Кувандыка. Русло ручья было создано искусственно во время

сооружения второго шламохранилища и предназначалось для отведения талых вод от него. Движение талой воды начинается в апреле и заканчивается в конце июня. Ручей орошает значительный участок территории, непосредственно прилегающей к территории завода.

Река Кураганка, протекающая в зоне влияния ЮУКЗ (около 800 м), является левым притоком Сакмары и впадает в неё на территории г. Ку-вандыка. Местное население использует воду Кураганки для орошения и купания в тёплый период года [9, 10].

Содержание фтора в пробах воды, взятых в разные годы из указанных водоёмов, определяли методом колориметрирования согласно ГОСТу 4386-89 [5]. Метод определения фтора основан на способности фторид-иона образовывать растворимый в воде тройной комплекс, в состав которого входят лантан, алиразин-комплексон и фторид, дающий сиренево-синюю окраску. Коло-риметрирование проводили на фотоколориметре марки КФК-3, определяя интенсивность окраски раствора при длине волны L = 600+10 нм.

Результаты исследований. В результате исследования установлено, что содержание фтора в воде, взятой из ручья Мулдакая в разные годы, имеет отличия и значительно превышает нормативы (табл. 1). В динамике по годам содержание фтора варьирует от максимума — 8,26 мг/л в 2010 г. до 1,5 мг/л в 2012 г.

Ряд исследователей указывают [8, 9], что воды поверхностных источников региона характеризуются низким содержанием фтора. При этом известно, что ПДК фтора в водах рыбохозяйственного назначения составляют 0,05 мг/л. В нашем случае многократно повышенное количество фтора в воде ручья и его снижение в динамике, видимо, связано с улучшением технологии производства — антропогенным фактором или погодными условиями в регионе.

Содержание фтора в воде р. Кураганки (табл. 2) также превышает нормативы ПДК. Однако эти превышения незначительные, что позволяет использовать воду реки населению в хозяйственных целях. При этом известно [6], что оптимальное содержание фтора в воде различных водоёмов колеблется в пределах

0,5—1,2 мг/л. Кроме того, известно [3, 5, 6], что фтор и его соединения являются токсичными только в растворе в ионном виде в концентрации более 1,5 мг/л. Комплексные соединения фтора, особенно в кислых средах, не являются токсичными и не усваиваются организмом. Вода в р. Кураганке в основном слабокислой реакции и, возможно, не является токсичной для растений, что позволяет использовать её для полива.

Тем не менее содержание фтора в ручье, находящемся на территории, примыкающей к заводу, многократно превышает его наличие в

1. Динамика изменения химических показателей воды в ручье Мулдакае по годам исследования

Год Фтор, мг/л рн

2010 8,26 7,8

2011 3,76 7,9

2012 1,5 7,8

ПДК 0,05 6,5-8,5

2. Динамика изменения химических показателей воды в р. Кураганке по годам исследования

Год Фтор, мг/л рн

2010 0,33 7,7

2011 0,22 7,8

2012 0,20 7,5

ПДК 0,05 6,5-8,5

реке, что позволяет считать воду в ручье опасной для потребления.

Следовательно, высокие показатели содержания фтора в поверхностных водах на территории г. Кувандыка являются результатом влияния отходов, в том числе и сбросов промышленных фторсодержащих сточных вод криолитовым производством.

Выводы. 1. Содержание фтора в воде ручья Мулдакая и р. Кураганки, протекающих по территории г. Кувандыка (Оренбургская обл.), превышает ПДК, установленные для водоёмов рыбохозяйственного назначения.

2. Максимальное превышение содержания фтора в ручье Мулдакае и в р. Кураганке в 16,5 и в 6,5 раза соответственно отмечено в 2010 г.

3. Учитывая характер воздействия повышенных концентраций фтора в окружающей среде на человека, животных и растения, следует признать необходимым создание программы комплексного мониторинга, предусматривающего изучение содержания фтора во всех депонирующих средах (почве, воде, растениях, тканях человека и животных, продуктах сельского хозяйства).

Литература

1. Гладышев А.А., Гусев Н.Ф., Немерешина О.Н. Естественное восстановление растительного покрова на шламовом поле криолиового производства // Безопасность в техносфере. 2012. № 1 (34). С. 20-24.

2. Немерешина О.Н., Гусев Н.Ф. К вопросу изучения антиокис-лительной защиты высших растений в условиях влияния атмосферных выбросов предприятия «Газпром» // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. № 2(30). С. 218-224.

3. Боев В.М., Воляник М.Н. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья населения восточного Оренбуржья. Оренбург: УрО РАН, 1995.127 с.

4. Гладышев А.А., Гусев Н.Ф., Немерешина О.Н. Продуцирование биологически активных веществ в тканях №йса dioica Ь. на шламовом поле криолитового производства // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 4 (36). С. 215-218.

5. Гусев Н.Ф., Немерешина О.Н., Петрова Г.В. Лекарственные

и ядовитые растения как фактор биологического риска. Оренбург: Изд. центр ОЕ\У, 2011. 400 с.

6. Популярная медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 373-375.

7. Немерешина О.Н., Гусев Н.Ф. О влиянии гипоксии на некоторые компоненты неферментативной антиокисли-тельной защиты Linaria vulgaris Hill // Вестник ^rcXA. 2011. № 4 (44). С. 88-95.

8. Филиппова А.В., Мелько А.А. Оптимизация использования осадков сточных вод в агроценозах степной зоны // Современные наукоёмкие технологии. 2009. № 9. С. 100-103.

9. Филиппова А.В., Мелько А.А., Тютина Е.В. Мониторинг экологического состояния малых рек степного Оренбуржья (Россия) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. С. 51-52.

10. ГОСТ 4386-89. Вода питьевая. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.