Научная статья на тему 'Содружество Независимых государств - международная региональная организация'

Содружество Независимых государств - международная региональная организация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
294
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / CIS / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭС / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN UNION / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / CUSTOM UNION OF EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Степаненко Антон Владимирович

Содружество Независимых Государств было создано с целью политического и экономического взаимодействия между странами постсоветского пространства. Развитие СНГ зависит от готовности социально-экономических систем стран Содружества и наличия политической воли власти к интеграционному сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The CIS as an international regional organization

CIS was created after the collapse the Soviet Union, with the aim of political and economic cooperation between the countries of the former Soviet Union. Development of the CIS depends on readiness of socio-economic systems of the countries and the political will for closer integration and beneficial cooperation. Less developed form of integration group gives way to more advanced one, there are new subregional groups aspiring to form an integrative nucleus consisting of several countries to increase political power in international relations and obtain maximum economic benefits from integration.

Текст научной работы на тему «Содружество Независимых государств - международная региональная организация»

Содружество Независимых Государств -

международная региональная организация

Антон Степаненко

Формирование СНГ и его основные этапы

На рубеже XX и XXI вв. в мировом сообществе происходили глубокие изменения, связанные с глобализацией и интенсификацией политического и экономического взаимодействия между странами, с учетом биполярного мира. Одним из серьезных результатов противостояния был распад СССР, что стало, как оценил это событие В.В.Путин, «глобальной геополитической катастрофой» [1].

Новые независимые государства в поисках логичного и экономически целесообразного пути развития своих стран создали международную

региональную организацию - Содружество Независимых Государств. СНГ представляет собой объединение независимых государств с широкой сферой сотрудничества, обладающее организационно-правовой структурой. Для СНГ характерно то, что основу для общих целей и задач, принципов функционирования, компетенции и структуры, области взаимных и общих интересов представляют учредительные документы.

Устав и многосторонние акты (соглашения, договоры и т.д.), подписанные в рамках СНГ: Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., г. Минск), между Россией, Белорус-

СТЕПАНЕНКО Антон Владимирович - аспирант Дипломатической академии МИД России, атташе Департамента экономического сотрудничества МИД России. E-mail: mr. stepanenko. mfa@gmail. com

Ключевые слова: СНГ, Таможенный союз ЕврАзЭС, Евразийский союз, Евразийская экономическая комиссия.

сией и Украиной и Протокол к этому соглашению (21 декабря 1991 г., г. Алма-Ата), в соответствии с которым членами Содружества стали Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

В декабре 1993 г. членом Содружества стала Грузия, но в 2009 г. она вышла из состава СНГ, однако не расторгла ни одного соглашения в сфере экономического сотрудничества со странами СНГ.

Структура Содружества Независимых Государств определена Соглашением о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 г. (г. Алма-Ата).

Согласно Уставу СНГ, принятому 22 января 1993 г., высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). Организационно-техническую подготовку заседаний СГГ и СГП, а при необходимости и других уставных органов Содружества осуществляет Исполнительный секретариат СНГ, учрежденный 14 мая 1993 г. в Москве, а с 1999 г. - Исполнительный комитет.

Его работой руководит Исполнительный секретарь СНГ.

Для координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере 24 сентября 1993 г. в Москве учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД).

Ключевая организационная роль в формировании Единого экономического пространства государств - участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК), а для реализации решений по вопросам социально-экономического сотрудничества создан Экономический совет и Экономический суд.

В интересах сближения национальных законодательств стран СНГ 27 марта 1992 г. была создана Межпарламентская ассамблея государств (МПА СНГ).

На основе подписанных в рамках СНГ документов были образованы и другие органы сотрудничества, в том числе и отраслевые, призванные содействовать интеграционному взаимодействию стран Содружества.

Формирование субрегиональных групп в рамках СНГ

Развитие СНГ прямо зависит от степени готовности социально-экономических систем стран Содружества и наличия политической воли к более тесному и взаимовыгодному интеграционному сближению.

Для дальнейшей интеграции на пространстве СНГ есть все условия, однако этот процесс неоднозначен. Разноскоростная или разноуровневая интеграция в Содружестве Независимых Государств выражается в формировании субрегиональных групп из стран-участниц и в рамках СНГ. Субрегиональные объединения стран СНГ образованы государства-

ми, имеющими наиболее тесную кооперацию как в политической, так и в экономической сфере: Союзное государство России и Белоруссии, Ев-рАзЭС, ЕЭП, ГУАМ.

Разноскоростная интеграция отражает одну из характерных особенностей политического взаимодействия и роста внешнеэкономической зависимости разных стран, в том числе и государств СНГ. Объективность международной интеграции означает, что она не происходит спонтанно и стихийно вне рамок управления со стороны политического руководства стран и межгосударственных органов.

Развиваясь, интеграционный процесс приводит к смене одной формы на другую, более продвинутую. Низшая форма интеграционной группы уступает место более высокой. Возможен и застой, возврат на более низкую ступень интеграции и даже распад интеграционного объединения. Это случается там и тогда, где и когда формальный момент -оформление региональной организации - не соответствует реальным процессам, происходящим в экономике стран-участниц, точнее сказать, на микроуровне - уровне фирмы, предприятия, организации. Создание интеграционной группы обеспечивает ряд преимуществ для участвующих в ней стран [2].

Как представляется, необходимо отметить важность выбора странами Содружества того политического и внешнеэкономического направления, по которому они будут продвигаться и которое для них является приоритетным с учетом всех условий и предпосылок.

Если верить прогнозу Всемирного банка о глобальных экономических перспективах (первая четверть XXI в.), то пять стран - Китай, Индия, Индонезия, Бразилия и Россия - будут бурно развиваться и увеличат свою долю в мировом ВВП в два-три раза за счет уменьшения доли современных наиболее богатых стран (их доля упадёт с 81,5 до 66%). Если этот прогноз сбудется, то эти пять стран будут оказывать ощутимое влияние

на преобразования в соседних регионах. Значит, Россия сможет выполнить роль связующей страны в СНГ как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу [2].

В настоящее время для государств СНГ, в условиях глобализирующейся зависимости от сильных экономик стран мира, вполне очевидной стала необходимость создания собственного интеграционного сообщества, способного играть самостоятельную роль в мировой политике и экономике, отстаивая интересы своего регионального объединения.

В интеграционном процессе стран Содружества можно обозначить несколько периодов: спад (90-е годы), стабилизация и оживление экономики (2000-2001 гг.); динамичный рост интеграционного сближения (20082010 г. и по настоящее время).

В 2001-2005 гг. благоприятная экономическая конъюнктура на внутренних и внешних рынках стран Содружества способствовала обеспечению относительно высоких темпов роста основных макроэкономических показателей: валового внутреннего продукта, производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, розничного товарооборота, перевозок грузов, инвестиций в основной капитал, внешнеторгового оборота.

Наиболее высокие темпы роста ВВП наблюдались в тех странах, где его снижение в первой половине 90-х годов было наибольшим.

Таможенный союз ЕврАзЭС - элемент международной экономической интеграции

Между Россией, Белоруссией и Казахстаном был подписан Договор о создании единой таможен-

ной территории и формировании Таможенного союза (6 октября 2007 г., Душанбе).

Тогда же главами шести государств Сообщества на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС было принято решение о формировании Таможенного союза ЕврАзЭС.

Было установлено, что Таможенный союз на начальном этапе формируется тремя странами - Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, а присоединение к нему других членов ЕврАзЭС будет осуществляться по мере их готовности.

В 2009 г. на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы более 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

28 ноября 2009 г. в Минске прошла встреча президентов России, Белоруссии и Казахстана по вопросу создания на территории указанных стран Единого таможенного пространства с 1 января 2010 г. Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана с 1 июля 2010 г. А уже с 6 июля 2010 г. Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.

С 1 апреля 2011 г. на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. С 1 июля 2011 г. на границах России, Казахстана и Белоруссии перенесен таможенный контроль на внешний контур границ Таможенного союза.

Однако Таможенный союз, точнее, договор, по которому должен был быть создан Таможенный союз как один из элементов международной экономической интеграции, уже подписывался руководителями стран СНГ.

Вначале было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (6 января 1995 г.); затем - 20 января 1995 г. - Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Впоследствии, 29 марта 1996 г., к этим соглашениям присоединилась Киргизия. Кро-

ме того, между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

26 февраля 1999 г. к соглашениям о Таможенном союзе и к названному Договору присоединился и Таджикистан. Глубина интеграционного взаимодействия не в полной мере отвечали возможностям «таможенной пятерки». 23 мая 2000 г. в Минске на заседании Межгоссовета по этому поводу было достигнуто согласие о мерах по повышению эффективности сотрудничества в рамках «таможенной пятерки».

Так было принято решение о создании на базе объединения международной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим аппаратом.

10 октября 2000 г., по инициативе России, в Астане президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), являющийся основой для перехода на качественно новый уровень межгосударственного взаимодействия.

В развитие договоренностей, принятых в рамках Соглашений о Таможенном союзе от 6 января 1995 г. и 20 января 1995 г., был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., которым определено, что первым этапом создания Единого экономического пространства является завершение его формирования.

Для реализации договоренностей Межгосударственный совет ЕврАзЭС был наделен функциями высшего органа Таможенного союза.

Учреждена Комиссия Таможенного союза (КТС) - его единый постоянно действующий регулирующий орган. Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС - первое реально функцио-

нирующее интеграционное объединение с единой системой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, единой таможенной территорией, единым таможенным законо-

дательством. С 1 января 2012 г. Государства - члены Таможенного союза перешли к следующему этапу интеграции - Единому экономическому пространству.

Формирование ЕЭК - один из интеграционных этапов трансформации Таможенного союза ЕврАзЭс в Евразийский союз

Для обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Она стала преемницей Комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно ст. 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г., была прекращена с 1 июля 2012 года.

В совет ЕЭК входят по одному представителю от каждого государства-члена на уровне вице-премьеров. Коллегия комиссии - постоянно действующий профессионально-исполнительный орган, состоящий из девяти членов (по трое от каждой страны).

Предусмотрена ротация председателей коллегии раз в четыре года.

Отличительной особенностью является наличие единого органа наднационального регулирования - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Правительства государств - чле-

нов Таможенного союза передали ЕЭК часть своих правомочий, в том числе те, которые можно отнести к правам, составляющим суверенитет государства (например, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование).

18 октября 2011 г. Совет глав правительств стран СНГ согласовал и подписал Договор о зоне свободной торговли. Восемь государств - участников Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан) подписали новый договор о зоне свободной торговли в СНГ взамен не вступившего в силу Договора о создании зоны свободной торговли от 1994 г.*

Как заявил В.В. Путин, «в результате долгих острых, но все-таки конструктивных переговоров мы пришли к решению главного вопроса, ради которого мы сегодня собрались: мы договорились о подписании Договора о зоне свободной торговли в СНГ» [3].

Как известно, теорией международной экономической интеграции определяются последовательные этапы: зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический и валютный союз и полная экономическая и политическая интеграция.

* Подписание состоялось в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств. ИК СНГ направил каждому государству, подписавшему настоящий Договор, его заверенную копию.

В Содружестве Независимых Государств подписывается Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (6 октября 2007 г.) тремя странами ЕврАзЭС - Россией, Белоруссией и Казахстаном, а Договор о зоне свободной торговли (18 октября 2011 г.) - на заседании Совета глав правительств стран СНГ.

На первый взгляд может показаться, что интеграционный процесс стран СНГ противоречит теоретической последовательности и этапности межгосударственной интеграции. В действительности в этом-то и заключается особенность Содружества Независимых Государств как международной региональной организации интеграционного типа. Несмотря на формирование субрегиональных групп в рамках СНГ и на их интеграционную продвину-тость, равные возможности для включения в процесс взаимовыгодного интеграционного взаимодействия имеют все страны без исключения.

Вполне вероятно, что исходя из разноуровневой интеграции государств СНГ будет постепенно сформировано интеграционное ядро, состоящее из нескольких стран с наивысшей степенью межгосударственного сближения, а значит, с наибольшей взаимной, прежде всего экономической, выгодой и политическим влиянием в международных отношениях.

Таким образом, Содружество Независимых Государств с момента образования, пройдя этапы своего становления, находит точки взаимных интересов и дает возможность каждому члену международной региональной организации определить уровень, степень и интенсивность интеграционного сближения.

Примечания

1. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации / / РГ. 2005. 25 апреля.

2. Мантусов В.Б., Бельянинов А.Ю. Содружество Независимых Государств: политические и экономико-правовые аспекты интеграции. М.: Восток-Запад, 2011. С. 12, 18.

3. Коммерсантъ-Online. 19 октября 2011 // URL: http://www.kommersant.ru/doc-y/ 1798355

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.