Научная статья на тему 'Содружество читателей «Вестника знания» (1903–1918) – пример успешной коммуникации редакции журнала с аудиторией'

Содружество читателей «Вестника знания» (1903–1918) – пример успешной коммуникации редакции журнала с аудиторией Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. В. Битнер / журнал «Вестник знания» / коммуникация с читателями / самообразованиe / история чтения / V. V. Bitner / the journal “Bulletin of Knowledge” / communication with readers / the history of reading / communication with readers / self-education / history of reading

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морева Ольга Викторовна

Журнал «Вестник знания» (1903–1918) был популярен в различных читательских группах, стремящихся к самообразованию. Цель статьи – определение роли коммуникативной стратегии редактора-издателя журнала В. В. Битнера для создания содружества «вестникознаньевцев», представлявшего собой «сообщество интерпретаторов» (С. Фиш), в рамках истории чтения. Источниками для анализа послужили комплект журналов, хранящийся в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского (Екатеринбург), редакторские статьи, письма читателей, воспоминания В. В. Битнера и его современников. Изменение объема рубрик журнала помогает проследить историю создания содружества читателей. В журнале были разделы для ответов на вопросы подписчиков, а также рубрики, в которых публиковались письма о поиске друзей, просьбы о помощи, велись обсуждения актуальных современных вопросов. «Ветки обсуждений» отдельных тем продолжались порой на протяжении года и более. Члены содружества читателей взаимодействовали и в реальной жизни. Их «развиртуализация» проходила благодаря организации лекций, экскурсий и съездов подписчиков. Названия рубрик, примеры писем читателей и оценка современников указывают на уникальность просветительского проекта. Свидетельством уважения и восхищения трудом редактора-издателя может служить портрет В. В. Битнера кисти И. Е. Репина, заказанный подписчиками на десятилетие журнала. Коммерческий успех «Вестника знания» позволил В. В. Битнеру реализовать другие издательские проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Readers Community of the Journal “Bulletin of Knowledge” (1903–1918) as an Example of Successful Communication between the Editorial Board and the Audience

The journal “Bulletin of Knowledge“ (1903–1918) was popular in various readership groups, aspiring to self-education. The purpose of the article is to determine the role of the communicative strategy of the editor–publisher of the journal V. V. Bitner for the creation of the community of “Bulletin of the Cognoscenti”, which was a “community of interpreters” (according to S. Fish), within the framework of the history of reading. The sources for the analysis were a set of journals stored in the Sverdlovsk Regional Universal Scientific Library named after V. G. Belinsky (Yekaterinburg), editorial articles, letters from readers, memoirs of V. V. Bitner and his contemporaries. Changes in the volume of the journal’s headings help to trace the history of the creation of a of readers community. The journal had sections to answer subscribers’ questions, as well as headings to publish letters to find friends, requests for help, and discussions of topical contemporary issues. “Discussion branches” of separate topics, continued sometimes for a year or more. Members of the readers’ community also interacted in real life. Their “disvirtualization” took place thanks to the organization of lectures, excursions and congresses of subscribers. The titles of the headings, examples of readers’ letters and the assessment of contemporaries indicate the uniqueness of this educational project. The portrait of V. V. Bitner by I. E. Repin, commissioned by subscribers for the tenth anniversary of the journal, can serve as an evidence of respect and admiration of the editor-publisher work. The commercial success of the “Bulletin of Knowledge” allowed V. V. Bitner to implement other publishing projects.

Текст научной работы на тему «Содружество читателей «Вестника знания» (1903–1918) – пример успешной коммуникации редакции журнала с аудиторией»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

Научная статья

УДК 070.4:028(091)«1903/1918» https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-3-20-27

Содружество читателей «Вестника знания» (1903-1918) - пример успешной коммуникации редакции журнала с аудиторией О. В. Морева

Морева

Ольга Викторовна,

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук,

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200, Россия,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории книговедения

ORCID: 0000-0002-7395-0977 e-mail: moreva@spsl.nsc.ru

Аннотация. Журнал «Вестник знания» (1903-1918) был популярен в различных читательских группах, стремящихся к самообразованию. Цель статьи - определение роли коммуникативной стратегии редактора-издателя журнала В. В. Битнера для создания содружества «вестникознаньевцев», представлявшего собой «сообщество интерпретаторов» (С. Фиш), в рамках истории чтения. Источниками для анализа послужили комплект журналов, хранящийся в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского (Екатеринбург), редакторские статьи, письма читателей, воспоминания В. В. Битнера и его современников. Изменение объема рубрик журнала помогает проследить историю создания содружества читателей. В журнале были разделы для ответов на вопросы подписчиков, а также рубрики, в которых публиковались письма о поиске друзей, просьбы о помощи, велись обсуждения актуальных современных вопросов. «Ветки обсуждений» отдельных тем продолжались порой на протяжении года и более. Члены содружества читателей взаимодействовали и в реальной жизни. Их «развиртуализация» проходила благодаря организации лекций, экскурсий и съездов подписчиков. Названия рубрик, примеры писем читателей и оценка современников указывают на уникальность просветительского проекта. Свидетельством уважения и восхищения трудом редактора-издателя может служить портрет В. В. Битнера кисти И. Е. Репина, заказанный подписчиками на десятилетие журнала. Коммерческий успех «Вестника знания» позволил В. В. Битнеру реализовать другие издательские проекты.

Ключевые слова: В. В. Битнер, журнал «Вестник знания», коммуникация с читателями, самообразование, история чтения Для цитирования: Морева О. В. Содружество читателей «Вестника знания» (1903-1918) - пример успешной коммуникации редакции журнала с аудиторией // Библиосфера. 2023. № 3. С. 20-27. о^/10.20913/1815-3186-2023-3-20-27.

Статья поступила в редакцию 03.04.2023 Получена после доработки 05.06.2023

Принята для публикации 11.09.2023 © О. В. Морева, 2023

The Readers Community of the Journal "Bulletin of Knowledge" (1903-1918) as an Example of Successful Communication between the Editorial Board and the Audience

Olga V. Moreva

Moreva Olga Victorovna,

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Voskhod str., 15, Novosibirsk, 630200, Russia,

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher

ORCID: 0000-0002-7395-0977 e-mail: moreva@spsl.nsc.ru

Received

Revised

Accepted

03.04.2023 05.06.2023 11.09.2023

Abstract. The journal "Bulletin of Knowledge" (1903-1918) was popular in various readership groups, aspiring to self-education. The purpose of the article is to determine the role of the communicative strategy of the editor-publisher of the journal V. V. Bitner for the creation of the community of "Bulletin of the Cognoscenti", which was a "community of interpreters" (according to S. Fish), within the framework of the history of reading. The sources for the analysis were a set of journals stored in the Sverdlovsk Regional Universal Scientific Library named after V. G. Belinsky (Yekaterinburg), editorial articles, letters from readers, memoirs of V. V. Bitner and his contemporaries. Changes in the volume of the journal's headings help to trace the history of the creation of a of readers community. The journal had sections to answer subscribers' questions, as well as headings to publish letters to find friends, requests for help, and discussions of topical contemporary issues. "Discussion branches" of separate topics, continued sometimes for a year or more. Members of the readers' community also interacted in real life. Their "disvirtualization" took place thanks to the organization of lectures, excursions and congresses of subscribers. The titles of the headings, examples of readers' letters and the assessment of contemporaries indicate the uniqueness of this educational project. The portrait of V. V. Bitner by I. E. Repin, commissioned by subscribers for the tenth anniversary of the journal, can serve as an evidence of respect and admiration of the editor-publisher work. The commercial success of the "Bulletin of Knowledge" allowed V. V. Bitner to implement other publishing projects.

Keywords: V. V. Bitner, the journal "Bulletin of Knowledge", communication with readers, the history of reading, communication with readers, self-education, history of reading

Citation: Moreva O. V. The Readers Community of the Journal "Bulletin of Knowledge" (1903-1918) as an Example of Successful Communication between the Editorial Board and the Audience. Bibliosphere. 2023. № 3. P. 20-27. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-3-20-27.

Введение

Вопрос коммуникации издателей со своей аудиторией широко обсуждается в научном сообществе. Экономисты пишут о маркетинговой коммуникации издателя и читателя, так как первому нужно сформировать свою аудиторию, чтобы продать товар (Белоусова, 2007); лингвистам интересен издательский дискурс (Викулова, 2012); а филологам - эстетический (Петрова, 2021). Исследователям новых форм книжной торговли важно оценить изменения, происходящие на электронных торговых площадках, созданных для взаимодействия издателей, авторов и читателей (Цыкина, 2013). Коммуникативный аспект периодических изданий является предметом осмысления для медиалогов (Исаева, Подворко, 2021). О книжной коммуникации теоретизируют книговеды (Маркова, 2021). Эффективная медиакоммуникация и коммуникативные стратегии не современные проблемы, их решали отечественные книгоиздатели и редакторы периодических изданий еще в начале XX в. Три варианта

коммуницирования с подписчиками выделил О. А. Лекманов на примере элитарного модернистского журнала «Новый Путь», детского -«Тропинка», а также «Синего журнала», предназначавшегося для массовой аудитории. Первый вариант - это когда редакция «моделирует» своего читателя и «навязывает» ему свое представление об «идеальном тексте», который должен публиковать журнал; при таком стиле взаимодействия в разделе «Частная переписка» публикуются, как правило, фальшивые письма от читателей (Лекманов, 2014, с. 219-220). При втором варианте редакция не ждет писем вовсе, это односторонняя, не рассчитанная на взаимоотношения позиция, хотя в статьях и присутствует обращение к подписчикам (Лекманов, 2014, с. 222). При третьем, как пишет О. А. Лекманов, -«о какой-либо редакционной политике по вовлечению читателя в деятельность издания просто не приходится говорить» (Лекманов, 2014, с. 224).

Формы взаимодействия издателя «Вестник знания» (1903-1918) со своими подписчиками

не подходят ни под один из перечисленных вариантов. Но не только поэтому опыт Вильгельма Вильгельмовича фон1 Битнера (1865-1921), издателя и редактора журнала, заслуживает пристального внимания и осмысления. Современники отмечали уникальность содружества читателей (Десять..., 1913, с. 56), созданного усилиями «единственного редактора-издателя, секретаря, художника, корректора, чуть не рассыльного» (Битнер, 1909, с. 235). Современные журналы развитие своих изданий также связывают с «непосредственной работой редакции с целевой аудиторией» (Тарановский, 2022, с. 71), то есть казус «Вестника знания» актуален и может быть полезен.

Цель статьи - описание коммуникативной стратегии издателя-редактора журнала для создания содружества «вестникознаньев-цев»(Битнер, 1969, с. 258), представляющего собой «сообщество интерпретаторов» (С. Фиш) (Кавалло, Шартье, 2008, с. 10, 11), в рамках истории чтения. Для анализа мы использовали полный комплект журнала, сохранившийся в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского (за исключением отсутствующих в коллекции первого года и последнего), а также редакторские статьи, воспоминания В. В. Битнера и его современников.

В. В. Битнер, редактор-издатель «Вестника знания»

«Вестник знания» - ежемесячный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал - начал выходить в 1903 г. под девизом «Учиться и учить других» (Десять., 1913, с. 14). Редакция считала своей миссией «Пробуждать в читателях духовную самодеятельность и сознание единства интересов высшего порядка» (Десять., 1913, с. 14). Так, с самого начала издания редактор В. В. Битнер однозначно приглашал к объединению и совместной работе по самообразованию, популярность которого оформилась во второй половине XIX в. В это время в Российской империи представители научного сообщества и благотворители поощряли самообразование, разрабатывали специальные программы, инициировали издания книжных серий и т. п. По отзывам современников, самыми популярными были те, что издавались Московской комиссией по организации домашнего чтения, по ним занимались представители разных сословий со всей страны (Титов, 1908).

Известен портрет В. В. Битнера кисти Ильи Репина, созданный по заказу подписчиков «Вестника знания» к 10-летию журнала (рис. 1).

Рис. 1. Портрет В. В. Битнера (Десять лет., 1913). Экземпляр из фонда СОУНБ Fig. 1. Portrait of V. V. Bitner. Exemplar strored in the SRUSL

1 В. В. Битнер полный вариант своей фамилии с приставкой «фон» использовал для официальных документов и визиток, но чаще использовал краткий, без приставки, который и закрепился в историографии.

Несмотря на «барский» вид и приставку «фон» к фамилии, Вильгельм Вильгельмович, штабс-капитан запаса артиллерии, принадлежавший к «древнему англо-немецкому баронскому роду, натурализовавшемуся в Польше» (Десять..., 1913, с. 2), исповедовал принципы социализма и демократии. В. В. Битнер, делясь своими издательскими планами, писал, что «кроме общей, беспартийной программы, мы дадим и систематические перечни литературы, отвечающие социал-революционному, социал-демократическому и др. мировоззрениям» (Битнер, 1906, с. V). О политическом направлении журнала в 1909 г. цензор сообщал, что «ближе всего подходит к программе социал-демократической партии <...> Отношение журнала к правительственной деятельности - недоброжелательное» (цит. по: Ермако-ва-Битнер, 1966, с. 380). В годы первой русской революции в редакторских статьях В. В. Бит-нер с энтузиазмом писал об очистительной роли народного движения, а после, в годы реакции, сетовал на сгущающийся мрак и жестокость цензуры (Ермакова-Битнер, 1966, с. 380).

В. В. Битнер, находясь на военной службе, благодаря систематическому чтению, познакомился с достижениями естественных наук: увлекшись метеорологией, достиг больших успехов и «за заслуги по исследованию климата России был утвержден Академией наук корреспондентом николаевской Главной физической обсерватории» (Власов, 2012). Это звание открыло перед ним двери периодических изданий, печатавших переводы и новости из области науки. Журналистские навыки работы он получил в издательстве П. П. Сойкина (Десять., 1913, с. 11). В конце 1890-х гг. В. В. Битнер предпринял поездку в Европу. Он посетил неаполитанскую биологическую станцию, парижский ботанический сад, но самое сильное впечатление он вынес из «научного театра» немецкого просветительского общества «Урания» (Битнер, 1906, с. 1-2). Т. Вилке историю этого общества рассматривает не только как важный этап в коммуникации научного сообщества и общественности, но и как импульс для развития научного знания СШ1ке, 2013, S. 12). Наглядность при чтении лекций, которая так поразила В. В. Битнера и которую он подробно описал (Битнер, 1906, с. 2-10), являла «новую сцену, создающую новые формы развлечений с помощью новых средств массовой информации, таких как панорама, фонограф, фотография или диорама», предназначавшуюся для всех сословий, не исключая представителей семьи кайзера (Ш1ке, 2013, S. 10). Невежество народа «невероятных размеров <...> буквально вымирающего от незнакомства с самыми элементарными правилами гигиены», приобретенный опыт журналистской работы, знакомство

с научным театром «Урании» - все это подтолкнуло В. В. Битнера заняться просветительской и научно-популярной журналистикой самостоятельно (Десять., 1913, с. 4). После отставки он не сразу, но получил разрешение на издание журнала «Вестник знания» (Битнер, 1906, с. 24).

Содружество «вестникознаньевцев»

Журнал выходил в Санкт-Петербурге, был популярным и имел большое количество подписчиков. По словам В. В. Битнера, «первоначально их было только 900, в конце года дошло до трех тысяч» (Битнер, 1908). Успех периодического издания позволил В. В. Бит-неру реализовать и другие просветительские проекты, направленные на выпуск серий научно-популярной литературы, энциклопедий и организацию новых периодических изданий (Библиография., 1958, т. 1, с. 185).

Издатель с первого номера искал не просто читателей, но единомышленников и сподвижников в деле просвещения и образования. У него был опыт общения с подписчиками в редакции журнала «Научное обозрение» (1894-1903), поэтому уже в первом номере он организовал раздел «Ответы читателям». В. В. Битнер рассчитывал, что «впоследствии он разовьет его в ту свободную трибуну, с которой можно будет побуждать читателей к общественной самодеятельности и единению на почве сочувствия девизу "Учиться и учить"» ( Десять., 1913, с. 1- ). Это ему вполне удалось: в журнале появились рубрики, где читатели переписывались друг с другом («Переписка со специальной целью», «Научная переписка», «Переписка с общеобразовательными целями» и др.); обсуждали статьи и ответы других («Отдел молодежи», «Литература», «Спорные вопросы жизни и нравственности» и др.); даже просили о помощи и получали денежные пособия на подписку для тех, кто не имел возможности по каким-то причинам продлить абонемент, так называемые недостаточные подписчики («Взаимопомощь» и «Пожертвования»), а кроме того, «Объявления подписчиков», «Предложения и спрос труда», «Запросы и просьбы», «Обмен открытками» и т. п. В специальном разделе «Ответы» публиковались ответы юристов, членов редакции и самого редактора-издателя. Так, В. В. Битнер отвечал тагильчанам, комментируя отрицательный ответ на их прошение о регистрации отделения Союза в Нижнетагильском заводе, поданное в 1908 г.: «Это только канцелярская придирка. Губернское присутствие поступило незаконно, это очевидно, но такой результат довольно обычен» (пермский губернатор отказал, сославшись на то, что в Уставе не указан параграф «о недопустимости несовершеннолетних

с

о. >

I-

_а £

ее с

X

*

X

Ш

ОС ZD

!□ ZD

О ^

о о m

и учащихся в низших и средних учебных заведениях в члены Союза»)2.

Приведем примеры переписки из других отделов, чтобы продемонстрировать темы, интересовавшие читателей, и спектр просьб о помощи. Начальные строки из письма, опубликованного в молодежном отделе в седьмом номере за 1907 г.: «В № 2-м "Вестника знаний" товарищ-подписчик К. Скрябин в своей статье относительно выбора специальности, выбора факультета, задел едва ли не самое больное место современной молодежи»3. Начало письма в разделе «Спорные вопросы жизни и нравственности»: «Принося сердечную благодарность редактору за позволение высказаться на страницах его журнала по поводу статей, затрагивающих вопросы "жизни и нравственности", я позволяю себе написать несколько строк, в ответ на высказанные мысли подп[исчикам]. Р. 3., А. Рейдемейстер и И. Казанским; по поводу статьи "Атеизм и материалисты"»4. Примеры из раздела «Взаимопомощь»: «Товарищи-учителя и все добрые люди, помогите найти какое-нибудь место» (Пермь, Шадринская, Павлу Белоусову) и «Желал бы купить полные комплекты журнала "Вестник знания" за 1905 и 1907 гг.» (г. Люблин, Королевская, 231, Х. Корнблиту)5. Все связанные с журналом лица активно коммунициро-вали. Нужно отметить, что порой «ветвь обсуждения» 6 растягивалась на годы. Наиболее популярными коммуникативными эпизодами были темы: «Женский вопрос», «Вопросы пола», «О дуэлях», «О самоубийствах» и др.

Редактор-издатель планомерно воплощал в жизнь свои планы. Он стремился к объединению подписчиков не только с помощью активной переписки, но и реальных встреч в кружках, на научных экскурсиях и даже съездах7. Первопроходцами таких мероприятий в истории «Вестника знания» были петербуржцы, которые 11 апреля 1906 г. собрались на собрание подписчиков Выборгского района8. С этого времени и до начала Первой мировой войны подобные мероприятия проходили периодически, отчеты

2 Ответы кружкам // Вестник знания. 1909. № 8/9. С. 244.

3 Отдел молодежи // Вестник знания. 1907. № 7. С. 188.

4 Спорные вопросы жизни и нравственности // Вестник знания. 1907. № 7. С. 191.

5 Взаимопомощь // Вестник знания. 1909. № 8/9. С. 199.

6 Термин, используемый для анализа дискуссий на интернет-форумах и в социальных сетях, как нельзя лучше подходит для классификации переписки читателей «Вестника знаний». Тред (thread) - это ветка обсуждений под сообщением, где пользователи общаются на одну конкретную тему. Треды есть в соцсетях, мессенджерах, на форумах, в корпоративных сервисах и мобильных приложениях (Голубина, 2020, с. 11).

7 Для описания подобной деятельности в XXI в. используется термин «развиртуализация», когда коммуникация и общение из он-лайн-сообществ переходят в офлайн ( еркульева, 2019, с. 108).

8 Протокол Первого собрания подписчиков «Вестника зна-

ний» Выборгского района // Вестник знания. 1906. № 3. С. 57-58.

о собраниях и съездах публиковались на страницах «Вестника знания», издавались отдельными брошюрами (В Киев!..., 1911; Десять., 1913), об этих встречах писали мемуаристы (Бит-нер, 1969). Исследователям истории журнала известны еще несколько съездов подписчиков: в Воронеже (посвященный памяти Н. И. Костомарова), Москве и Минске (Цветкова, 1989, с. 186).

Заключение

Представленные факты из истории журнала «Вестник знания» демонстрируют уникальный опыт создания содружества подписчиков, свидетельствуют об успешной коммуникационной стратегии редактора-издателя. Обозначив миссию журнала - «Учиться и учить других», планомерно воплощая на практике желание развивать «самодеятельность» подписчиков, В. В. Битнеру удалось реализовать свой просветительский проект. Л. А. Кудрявцева, характеризуя многогранную деятельность «Вестника знания», отмечает, что «союз подписчиков» явился новой и необычной для того времени формой общения издателя со своими читателями (Кудрявцева, 1984, с. 139). Современники также высоко оценивали опыт В. В. Битнера. Отвечая на анкету журнала в 1909 г., читатели неизменно отмечали, что на страницах «Вестника знания» они нашли единомышленников и товарищей по саморазвитию, организовались в сообщества и могли заниматься совместно9. Н. А. Рубакин называл «Вестник знания» «первым русским научным журналом, который нашел в себе доступ в широкие круги читающей России, <...> который так сумел организовать свое общение с личностью читателя, как до него еще никто не умел» (Десять., 1913, с. 56). Поэтесса и переводчица И. А. Гриневская (1864-1944) в 1912 г. отмечала, что журнал «несомненно сыграл роль тех пионеров, которые прорубали просеки в заповедных лесах и создали в них очаги культуры» (цит. по: Цветкова, 1989, с. 81). «Адресная книга Союза "Вестника знания"» подтверждает распространенность кружков самообразования, которые и были такими очагами, по всей Российской империи (Битнер, 1906, с. XV-XVI). Сам редактор-издатель так оценивал свою работу: «Я нашел читателя <...> мало того, я разбудил этого читателя, заставил его работать со мною, образовал по всей России кружки для самообразования и распространения просвещения, основал ряд читален "Вестника знания", дал толчок к чтению рефератов, лекций и пр., заставил читателя писать в редакцию по поводу прочитанного, делиться мыслями,

9 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 358. К. 9. Д. 8. Л. 85 об.; Л. 44 об.; К. 278. Д. 27. Л. 19 об.

думать и рассматривать вопросы с разных сторон» (Битнер, 1907). В. А. Маркова результатом коммуникации на уровне «читатель - читатель» называет «появление читательского сообщества <...> самодостаточного мира, объединяющего читательское сообщество вокруг определенного текста» (Маркова, 2021, с. 104-105), что мы фиксируем на примере «Вестника знания».

О популярности и успешности издания можно судить по тому, что из 32 периодических изданий для самообразования, издававшихся в 1900-1916 гг., «Вестник знания» выходил дольше всех - 14 лет. Жизнедеятельность тематически подобных изданий составляла значительно меньшие сроки: четыре журнала - от 8 до 4 лет, шесть изданий - 3 года, семь - 2 года, три - 1 год, одиннадцать - менее года (от одного до 10 месяцев) (сосчитано по: Библиография периодических изданий России, т. 1-4). Важно отметить, что в этом списке, кроме «Вестника знания» (первое издание), учтены еще 5 журналов, издававшихся В. В. Битнером («Библиотека для саморазвития», «Библиотека систематического знания», «Вестник знания» (второе популярное издание), «Народный университет», «Научное обозрение»), но они выходили от 1 года до 3 лет. В то же время библиографами

учтены многочисленные серии, которые получали подписчики журнала «Вестник знания». Так, в 1903-1905 гг. это было в среднем по 12 брошюр в год серии: «Общедоступный университет», «Энциклопедическая библиотека для самообразования», «Читальня "Вестника знания"», а в 1916 г. - 52 выпуска «Что нового в литературе и на сцене». Кроме того, за все годы для самообразования вышло свыше 100 приложений - книг русских и иностранных авторов по всем отраслям знания (Библиография., 1958, т. 1, с. 185). Эти брошюры и книги составляли личные библиотеки вестникознаньев-цев10. О тиражах битнеровских изданий писал А. А. Чикин, член совета Русского Общества любителей Мироведения: «За 10 лет выпущено 13 отдельных сочинений по астрономии и космологии, которые в количестве более 400 тысяч экземпляров брошены в самую гущу народную» (Десять., 1913, с. 69). О тиражах самого журнала В. В. Битнер сообщал Н. А. Рубакину, что «имеет тираж, равный сумме всех вместе взятых "толстых" журналов, печатаю 35-38 тыс. <.> И Вы увидите, что не сегодня-завтра "Вестник знания" будет иметь 100 тыс. подписчиков» (цит. по: Цветкова, 1989, с. 85).

В последующих статьях будут представлены как коллективные, так и индивидуальные подписчики «Вестника знания», что возможно благодаря владельческим признакам и многочисленным пометам. Несмотря на то что в «Адресной книге Союза "Вестника знания"» было указано лишь 16 уральцев (Вятская губерния - 5 человек, Оренбургская - 1, Пермская - 9, Уфимская - 3 (Битнер, 1906, с. 1-11, XIV, XV-XVI, XXIII)), судя по коллекции СОУНБ им. В. Г. Белинского, их было значительно больше. Кроме того, среди сохранившихся экземпляров есть номера с уральской историей бытования и из других регионов Российской империи (например, с экслибрисом-штампом «Библиотека Александро-Невской лавры»11). Активная переписка читателей с редакцией и между собой, опубликованная на страницах «Вестника знания», представляет богатейший материал не только по истории чтения, книжного дела, самообразования, но и для понимания тех общественных настроений в начале XX в., которые предшествовали трагедиям революций и войн в России.

Статья подготовлена по плану НИР ГПНТБ СО РАН, проект «Трансформация книжной культуры в социальных коммуникацияхХ1Х-ХХ1 вв.»,

№ 122041100088-9.

Рис. 2. Обложка журнала «Вестник знания». Экземпляр из фонда СОУНБ Fig. 2. The cover of the journal "Bulletin of Knowledge". Exemplar strored in the SRUSL

10 Об этом, например, писал подписчик «Вестника знания» Н. В. Сыренщиков (Мотовилихинский завод, Пермская губерния) в 1913 г. Н. А. Рубакину (ОР РГБ. Ф. 358. К. 278. Д. 37. Л. 13).

11 Вестник знания. 1908. № 5. Титульный лист.

С

CL >

I-_Q

£

СЕ С

X

*

X

25

Список источников / References

Белоусова Н. М. Специфика коммуникационной деятельности издательств // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2007. № 3. С. 167-177 [Belousova NM (2007) Specifics of publishing houses' communication activities. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Problemy poligrafii i izdatelskogo dela 3: 167-177. (In Russ.)].

Библиография периодических изданий России, 19011916. Т. 1-4 / под общей ред. В. М. Барашенкова [и др.]. Ленинград, 1958-1961 [Barashenkov VM [et al.] (eds) (1958-1961) Bibliography of periodicals of Russia, 1901-1916. Vol. 1-4. Leningrad. (In Russ.)].

Битнер А. А. [Воспоминания] // Новое о Репине: статьи и письма художника, воспоминания учеников и друзей, публикации. Ленинград, 1969. С. 258-261 [Bitner АА (1969) [Memories]. Novoe o Repine: stat'i ipis'ma khudozhnika, vospominaniya uchenikov i druzei, publikatsii. Leningrad, pp. 258-261. (In Russ.)].

Битнер В. В. Друзьям и врагам «Вестника знания» и, в частности, гг. рецензентам // Вестник знания. 1907. № 4. С. 93 [Bitner VV (1907) To friends and enemies of «Vestnik znaniya», and in particular to Messrs. reviewers. Vestnik znaniya 4: 93. (In Russ.)].

Битнер В. В. К пятилетию издания «Вестника знания» // Вестник знания. 1908. № 1. С. 3-5 [Bitner VV (1908) To the fifth anniversary of the publication of "Vestnik znaniya". Vestnik znaniya 1: 3-5. (In Russ.)].

Битнер В. В. Неужели прикроют? // Вестник знания. 1909. № 8/9. С. 235-238 [Bitner VV (1909) Will they really shut it down? Vestnik znaniya 8/9: 235-238. (In Russ.)].

Битнер В. В. Пути самообразования и служения обществу. Ч. 1 : Просветительная работа : со многими рисунками и особым приложением : Адресная книга членов Союза «Вестник Знания», ч. 1. Санкт-Петербург : Вестник знания, 1906. VI, 84, XXVI с. [Bitner VV (1906) Ways of self-education and service to society. Pt. 1: Educational work: with many drawings and a special appendix: Address book of the members of the Union "Vestnik znaniya", pt. 1. Saint Petersburg: Vestnik znaniya. (In Russ.)].

В Киев! Что делали, видели и слышали в Киеве подписчицы и подписчики «Вестника знаний», съехавшиеся на праздник своего единения (11-19 июня 1911 г.) : статьи и лекции В. В. Битнера, М. В. Дов-нар-Запольского, К. Ф. Жакова, Н. Д. Полонской и участников Съезда, подписчиков «Вестника знания». Санкт-Петербург : Вестник знания, 1911. ш 128 с. [(1911) To Kiev! What subscribers of the "Vestnik

^ znaniya" did, saw and heard in Kiev, when they came

to the holiday of their unity (June 11-19, 1911): articles ^ and lectures by V. V. Bitner, M. V. Dovnar-Zapolsky,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О K. F. Zhakov, N. D. Polonskaya and participants of the

^ Congress, subscribers of the "Vestnik znaniya". Saint

Petersburg: Vestnik znaniya. (In Russ.)].

Викулова Л. Г. Издательский дискурс в системе обще-26 ния «автор - издатель - читатель» // Вестник

Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2. С. 63-69 [Vikulova LG (2012) Publishing discourse in the "author - publisher-reader" communication system. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta 2: 63-69. (In Russ.)].

Власов Д. В. Издатель В. В. Битнер и его сотрудничество с эсперанто-движением // Медиаскоп : электрон. науч. журн. 2012. № 4 [Vlasov DV (2012) Publisher V. V. Bitner and his cooperation with the Esperanto movement. Mediaskop: electron. nauch. zhurn. 4. (In Russ.)]. URL: http://www.mediascope.ru/ node/1177 (дата обращения = accessed 14.02.2023).

Голубина А. Б. Реализация жанра светской беседы в интернет-коммуникации // Культура слова. 2020. № 4. С. 10-12 [Golubina AB (2020) Implementation of the genre of small talk in the Internet communication. Kul'tura slova 4: 10-12. (In Russ.)]. DOI: 10.32743/2658-4085.2020.4.11.329.

Десять лет культурной работы журнала «Вестник знания», 1903-1913. Санкт-Петербург : Вестник знания, 1913. [4], 224 с. [(1913) Ten years of cultural work of the journal «Vestnik znaniya», 1903-1913. Saint Petersburg: Vestnik znaniya. (In Russ.)].

Ермакова-Битнер Г. В. Русская литература XVIII в. и «Вестник знания» (1903-1916) // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. Москва ; Ленинград, 1966. С. 380-385 [Ermakova-Bitner GV (1966) Russian literature of the XVIII century and "Vestnik znaniya" (1903-1916). Rol' i znachenie literatury XVIII veka v istorii russkoi kul'tury. Moscow, Leningrad, pp. 380-385. (In Russ.)].

Исаева В. Н., Подворко Н. В. Коммуникативный аспект издания «Cosmopolitan» // Журналистика - Медиалогия - Наставничество : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию проф. Б. В. Стрельцова и 100-летию Белорус. гос. ун-та, Минск, 1 марта 2021 г. Минск, 2021. С. 307-312 [Isaeva VN and Podvorko NV (2021) The communicative aspect of the journal "Cosmopolitan". Zhurnalistika - Medialogiya - Nastavnichestvo: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 95-letiyu prof. B. V. Strel'tsova i 100-letiyu Belorus. gos un-ta, Minsk, 1 marta 2021 g. Minsk, pp. 307-312. (In Russ.)].

Кавалло Г., Шартье Р. Введение // История чтения в Западном мире: от античности до наших дней. Москва, 2008. С. 9-52 [Kavallo G and Shart'e R (2008) Introduction. Istoriya chteniya v Zapadnom mire: ot antichnosti do nashikh dnei. Moscow, pp. 9-52. (In Russ.)].

Кудрявцева Л. А. Журнал для самообразования и его контакты с читателем (на материале «Вестника знания» 1903-1913) // Из истории русской журналистики начала XX века : сб. ст. Москва, 1984. С. 124-139 [Kudryavtseva LA (1984) Journal for self-education and its contacts with the reader (based on the material of "Vestnik znaniya" 1903-1913). Iz istorii russkoi zhurnalistiki nachala XX veka: sb. st. Moscow, pp. 124-139. (In Russ.)].

Лекманов О. Заметка к теме: Диалог с читателем в русских журналах 1900-х - 1910-х годов // Reading in Russia: practices of reading and literary communication, 1760-1930. Milan, 2014. С. 219-228 [Lekmanov O (2014) A note to the topic: A dialogue with the reader in Russian journals of the 1900s -1910s. Reading in Russia: practices of reading and literary communication, 1760-1930. Milan, pp. 219228. (In Russ.)].

Маркова В. А. Книжная коммуникация: методология междисциплинарного исследования // Научные и технические библиотеки. 2021. № 3. С. 95-112 [Markova VA (2021) Book communications: methodology of interdisciplinary research. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 3: 95-112. (In Russ.)]. DOI: 10.33186/1027-3689-2021-3-95-112.

Меркульева А. В. Специфика организации культур-но-досуговой деятельности в городской локальной среде // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2. С. 103-110 [Merkul'eva AV (2019) Specifics of the organization of cultural and leisure activities in urban local environment. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury 2: 103-110. (In Russ.)]. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-2-103-110.

Петрова Г. В. Модернистский журнал-манифест и его читатели (к истории эстетической коммуникации в России) // Русская литература. 2021. № 2. С. 14-25 [Petrova GV (2021) Modernist journal-manifesto and its readers (on the history of aesthetic communication in Russia). Russkaya literatura 2: 14-25. (In Russ.)]. DOI: 10.31860/0131-6095-2021-2-14-25.

Тарановский Д. О. Редакционная политика продвижения научного периодического издания (на примере журнала «Гироскопия и навигация») // Научный редактор и издатель. 2022. Т. 7, № 1. С. 70-80 [Taranovsky DO (2022) Editorial policy in promoting scientific periodicals (on the example of the "Gyroscopy and Navigation" journal). Nauchnyi redaktor i izdatel' 7 (1): 70-80. (In Russ.)]. DOI: 10.24069/SEP-22-08.

Титов А. К истории самообразования в России // Русская мысль. 1908. № 7. С. 80-103 [Titov A (1908) On the history of self-education in Russia. Russkaya mysl' 7: 80-103. (In Russ.)].

Цветкова С. Г. Издательская и популяризаторская деятельность В. В. Битнера: 1903-1918 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Москва, 1989. 249 с. [Tsvetkova SG (1989) V. V. Bitner's publishing and popularization activities: 1903-1918: Cand. hist. sci. diss. Moscow. (In Russ.)].

Цыкина Е. В. Роль издателя в организации коммуникации «автор-читатель» на современном этапе // Труды ГПНТБ СО РАН. 2013. Вып. 5 : Вклад ГПНТБ СО РАН в развитие отечественного библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики, С. 62-70 [Tsykina EV (2013) The role of the publisher in the organization of the "author - reader" communication at the present stage. Trudy GPNTB SO RAN 5: 62-70. (In Russ.)].

Wilke T (2013) Die Urania-Gesellschaft und die Popularisierung naturwissenschaftlicher Erkenntnisse am Ende des 19. Jahrhundert. Medien & Zeit. Kommunikation in Vergangenheit und Gegenwart 28 (4): 5-13.

<

CL >

I— _û

cc <

X

*

s

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.