Научная статья на тему 'СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (по материалам работы на факультативе «Управление карьерой»)'

СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (по материалам работы на факультативе «Управление карьерой») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / условия среды и образовательного процесса / мотивация к профессиональной деятельности / нетрадиционное педагогическое проектирование / professional'noye samoopredeleniye / usloviya sredy i obrazovatel'nogo protsessa / motivatsiya k professional'noy deyatel'nosti / netraditsionnoye pedagogicheskoye proyektirovaniye / professional self-determination / conditions of the environment and educational process / motivation to the professional work / non-traditional pedagogical projecting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатрова Дарья Викторовна

На основании научных трудов последних 15 лет в статье обобщены условия среды, содействующие профессиональному самоопределению студентов. На примере факультатива «Управление карьерой» показано, каким образом преподаватель может применять нетрадиционное педагогическое проектирование в зависимости от интересов, склонностей и способностей конкретной группы студентов. Проектирование факультатива с участием самих обучающихся позволяет поддержать их мотивацию к будущей деятельности, что является одним из компонентов профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатрова Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROMOTION OF STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS (on the materials of work on the “Career management” elective course)

On the basis of the scientific research of the last 15 years the author summarizes the condi-tions of educational environment which promote students’ professional self-determination. By the example of elective course “Career Management” it is shown how the teacher can apply non-traditional pedagogical projecting based on the interests, aptitudes and abilities of a particular group of students. Designing elective course by involving learners allows them to maintain motivation for future work, which is one of the components of professional self-determination.

Текст научной работы на тему «СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (по материалам работы на факультативе «Управление карьерой»)»

Психолого-педагогические науки •••

99

sion in the educational process of students with limited opportunities of health) // Speech therapist. 2011. # 6. 7. Ekzhanova E. A. Fundamentals of integrated training. Training. manual for schools. M. : Drofa,

2008. 8. Zagumyonnov Yu. L. Inclusive education: creating equal opportunities for all students // Minsk

School today. 2008. # 6. 9. Staroverova M. S. Inclusive education. Handbook of teacher working with children with disabilities. Method. manual. M. : Vlados, 2011. 10. Fetalieva L. P. Inclusive education of junior schoolchildren // Program is for students majoring in 050400 - "Psychological and pedagogical education". Makhachkala, 2014.

Literatura

1. Alehina S. V., Semago N. Ja., Fadina A. K. Inkljuzivnoe obrazovanie. M. : Centr «Shkol'naja kniga», 2010.

2. Andreev V. N. Distancionnoe obrazovanie detej-invalidov // Zarubezhnyj opyt. Uchebnoe posobie. Tula,

2010. 3. Beljaeva O. L. K voprosu ob inkljuzivnom i integrirovannom obrazovanii mladshih shkol'nikov s

narushennym sluhom // Vestnik KGPU im. V. P. Astaf'eva. 2014. № 3. 4. Borisova N. V., Prushinskaja S. A. Inkljuzivnoe obrazovanie: kljuchevye ponjatija. M. :, Vladimir: Tranzit. IKS, 2009. 5. Vedihova D. S. Razvitie inkljuzivnogo obrazovanija v Rossii // Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011. № 2. S. 39-44. 6. Golynja I. A. Na puti k inkljuzivnomu obrazovaniju (iz opyta raboty po vkljucheniju v obrazovatel'nyj process uchash-hihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja) // Logoped. 2011. № 6. 7. Ekzhanova E. A. Osnovy

integrirovannogo obuchenija. Uchebn. posobie dlja vuzov. M. : Drofa, 2008. 8. Zagumennov Ju. L. Inkljuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlja vseh uchashhihsja // Minskaja shkola segodnja. 2008. № 6. 9. Staroverova M. S. Inkljuzivnoe obrazovanie. Nastol'naja kniga pedagoga, rabotajushhego s det'mi s OVZ. Metod.posobie. M. : Vlados, 2011. 10. Fetalieva L. P. Inkljuzivnoe obrazovanie mladshih

shkol'nikov // Programma dlja studentov po special'nosti 050400 - «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie». Mahachkala, 2014.

Статья поступила в редакцию 06.09.2015 г.

УДК 378

СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (по материалам работы на факультативе

«Управление карьерой»)

THE PROMOTION OF STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS (on the materials of work on the “Career management”

elective course)

©2015 Шатрова Д. В.

Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена

©2015 Shatrova D. V.

A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia

Резюме. На основании научных трудов последних 15 лет в статье обобщены условия среды, содействующие профессиональному самоопределению студентов. На примере факультатива «Управление карьерой» показано, каким образом преподаватель может применять нетрадиционное педагогическое проектирование в зависимости от интересов, склонностей и способностей конкретной группы студентов. Проектирование факультатива с участием самих обу-

100

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

чающихся позволяет поддержать их мотивацию к будущей деятельности, что является одним из компонентов профессионального самоопределения.

Abstract. On the basis of the scientific research of the last 15 years the author summarizes the conditions of educational environment which promote students’ professional self-determination. By the example of elective course “Career Management” it is shown how the teacher can apply non-traditional pedagogical projecting based on the interests, aptitudes and abilities of a particular group of students. Designing elective course by involving learners allows them to maintain motivation for future work, which is one of the components of professional self-determination.

Rezjume. Na osnovanii nauchnykh trudov poslednikh 15 let v stat'ye obobshcheny usloviya sredy, sodeystvuyushchiye professional'nomu samoopredeleniyu studentov. Na primere fakul'tativa «Uprav-leniye kar'yeroy» pokazano, kakim obrazom prepodavatel' mozhetprimenyat' netraditsionnoye pedagog-icheskoye proyektirovaniye v zavisimosti ot interesov, sklonnostey i sposobnostey konkretnoy gruppy studentov. Proyektirovaniye fakul'tativa s uchastiyem samikh obuchayushchikhsya pozvolyayet podderzhat' ikh motivatsiyu k budushchey deyatel'nosti, chto yavlyayetsya odnim iz komponentov professional'nogo samoopredeleniya.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, условия среды и образовательного процесса, мотивация к профессиональной деятельности, нетрадиционное педагогическое проектирование

Keywords: professional self-determination, conditions of the environment and educational process, motivation to the professional work, non-traditional pedagogical projecting.

Klyuchevyye slova: professional'noye samoopredeleniye, usloviya sredy i obrazovatel'nogo protsessa, motivatsiya k professional'noy deyatel'nosti, netraditsionnoye pedagogicheskoye proyektirovaniye

Проблема профессионального самоопределения студентов в последнее десятилетие привлекает особое внимание ученых и практиков. Массовый характер получения высшего образования, не всегда осознанный выбор специальности, потеря мотивации к будущей профессиональной деятельности, нечеткие представления о профессии приводят к тому, что достаточно большая категория выпускников трудоустраивается не по профилю. Статистические данные из отчета «О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях» (2013 г.) показывают, что 57% выпускников в Российской Федерации работают по учебной специальности, остальные занимаются другим видом деятельности [4. С. 11].

Если в советскую эпоху студенты после окончания вуза не были озадачены вопросом поиска работы, то теперь они уже на 23 курсах начинают задумываться о будущем месте трудоустройства, пробуют себя в разных сферах деятельности, чтобы в результате найти свое направление. Поскольку обучение в бакалавриате предполагает подготовку специалиста широкого профиля, существуют несколько возможных вариантов развития в профессии. Облегчить студентам задачу выбора индивидуальной траектории можно с помощью

грамотных действий, способствующих профессиональному самоопределению.

Что произошло за последние годы в исследовании проблемы профессионального самоопределения? Как сегодня исследователи понимают смысл самоопределения? В поисках ответов на эти вопросы мы обратились к анализу авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по педагогике, психологии и социологии, большинство из которых написаны в последние 10 лет. Нами был проведен контент-анализ термина «профессиональное самоопределение», в результате которого были рассмотрены 46 дефиниций из словарей и трудов исследователей данного вопроса [7]. Большинство авторов отмечают, что в процессе профессионального самоопределения личность осознает свои интересы и склонности, сопоставляет их с требованиями общества, выбирает профессию и осмысляет свою деятельность, формирует себя как профессионала, реализует свои способности в профессиональной сфере и затем самоутверждается. Следует отметить, что в большинстве трудов авторы не преследуют цель дать новое понимание термина. Они определяют его для дальнейшего исследования. Все эти уточнения понятия вписываются в формулу В. Ф. Сафина «хочу», «могу», «имею», «надо», изложенную автором в труде «Психология самоопределения личности» еще в 1986 году. По словам ученого, ведущим психологическим механизмом самоопределения явля-

Психолого-педагогические науки •••

ется осознание субъектом своих «хочу», «могу», «имею» и согласование их с требованиями выбранной жизненной цели, в результате которых у субъекта формируется программа поведения [6. С. 100]. Сущностное понимание данного термина за последние 30 лет не изменилось.

Для того чтобы выяснить, в каком направлении развивается научное знание в сфере профессионального самоопределения, мы проанализировали положения, выносимые на защиту, в 40 авторефератах диссертаций в области педагогики за 19982013 годы. Основное внимание в них уделено условиям среды или образовательного процесса, которые необходимо создать в вузе. В обобщенном виде условия из этих трудов могут быть представлены следующим образом:

Ориентация содержания обучения на профессиональное самоопределение студентов. Преподаватели могут использовать потенциал предметов профессионального цикла (С. Л. Лесникова, Ф. В. Повшедная) и проводить специальные курсы (Л. Е. Галаганова, С. Ф. Шляпина). Для этого они могут применять образовательные технологии (Б. Азитов, О. А. Волкова, Е. С. Мичурина, А. Г. Нагорная, А. В.

Пашкевич); включать студентов в проектную и исследовательскую деятельность (О. В. Зиннурова, Е. С. Мичурина, А. В. Пашкевич, И. Н. Хабаху); организовывать практическую

деятельность, приближен-ную к производственным условиям (Л. Е. Галаганова, Е. А. Минаева); вводить в содержание обучения карьерно-профессиональный контекст (А. Г. Нагорная).

Взаимодействие преподавателей и студентов, их сотворчество (Л. Е.

Галаганова, Т. В. Жуковская, Е. В. Ковалева, Н. И. Константинова, Н. А. Мажарова), а также педагогическое сопровождение студентов, оказание им индивидуальной помощи (Ю. Н. Егорова, А. В Пашкевич, Ф. В. Повшедная, С. Ф. Шляпина).

Соответствующая подготовка профессорско-преподавательского состава (Т. В. Жуковская, В. В. Завражнов, Н. А.

Мажарова, Е. А. Минаева). В результате такой подготовки у преподавателей формируется установка на целенаправленную деятельность по развитию у студентов интереса к профессии.

Если говорить о тенденциях последнего десятилетия, то мы можем выделить в диссертациях следующие условия: ориентация

101

преподавателя на личностные и профессиональные достижения студентов и мониторинг их развития (О. В. Зиннурова, Н. А. Мажарова, Е. А. Минаева, Г. П. Морозова, А. Г. Нагорная, А. В. Пашкевич); применение рефлексивных технологий, развитие рефлексивной позиции студентов (Н. И. Константинова, И. А. Макарова, Е. В. Яру-шина), а также стимулирование интереса и развитие мотивации к будущей профессиональной деятельности (О. А. Волкова,

О. В. Зиннурова, Л. Н. Филонова, С. Ф. Шляпина, Е. В. Ярушина).

По большому счету все перечисленные условия так или иначе влияют на мотивацию студентов, один из компонентов профессионального самоопределения, область «хочу» в формуле В. Ф. Сафина. Актуальность вопроса развития мотивации студентов подтверждается различными эмпирическими данными [1-3]. Исследования последних лет показывают, что многие студенты имеют достаточно смутные представления о своей будущей работе. Число студентов, разочарованных и неуверенных в правильности выбора профессии, на 3 курсе достигает практически 80% [2. С. 33]. В исследованиях неоднократно подтверждался факт, что на 3 курсе студенты переживают кризис профессионального развития. Следовательно, при обучении преподавателю необходимо учитывать динамику профессионального самоопределения студентов: создать интерес к деятельности на первом курсе, стимулировать мотивацию на втором и третьем курсах, оказывать индивидуальную поддержку на четвертом курсе.

Одним из способов создания мотивации к будущей профессиональной деятельности является специальный факультатив, направленный на подготовку студентов к самостоятельному поиску работы, взаимодействию с работодателем, адаптации к рынку труда. Следует сказать о месте факультатива в образовательной программе: он относится к вариативной части, которая дает возможность углубления подготовки и получения студентами дополнительных навыков, необходимых для повышения их конкурентоспособности в соответствии с требованиями рынка труда и возможностями продолжения образования. Содержание такого курса может быть спроектировано с участием самих студентов с учетом их предпочтений и карьерных ориентаций.

102

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Подобная практика применяется в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге (НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург). Для студентов департамента менеджмента проводятся два факультатива: «Управление карьерой» для 2 курса и «Развитие профессиональных компетенций» для 3 курса. На занятиях используются разнообразные интерактивные формы обучения, практико-ориентированные методы, творческие задания на выбор. Программа включает встречи с успешными выпускниками, потенциальными работодателями, представителями бизнеса, что дает студентам реальные примеры развития карьеры и понимание необходимых шагов для собственного профессионального роста.

Остановимся подробнее на факультативе «Управление карьерой». В теоретической части программы студентам предоставляется информация о современном рынке труда в Санкт-Петербурге и возможностях карьерного роста молодого специалиста. Студенты изучают следующие темы: «Стратегическое управление карьерой», «Постановка карьерных целей и управление временем», «Эффективный поиск работы», «Прием на работу», «Работа в команде и лидерство», «Эффективная самопрезентация и коммуникация». На практических занятиях студенты получают навыки поиска работы, написания резюме и сопроводительных писем, опыт в прохождении интервью и основных этапов отбора специалистов в компании. Для этого используются деловые игры, кейсы, групповые дискуссии, панельные интервью, тестирование способностей и т.п. Также студенты участвуют в тренингах, направленных на развитие навыков, необходимых при трудоустройстве: учатся ставить цели, планировать карьеру и презентовать себя.

Преподаватель может спроектировать содержание дисциплины с участием студентов, что само по себе будет влиять на их мотивацию. Нам наиболее близка идея нетрадиционного педагогического проектирования В. Е. Радионова, так как, по мысли автора, педагогический проект может развиваться в едином комплексе с трансформирующейся реальной образовательной системой, как и в нашем случае. Для описания процесса проектирования содержания факультатива «Управление карьерой» напомним этапы, которые выделяет В. Е. Радионов: предстартовый этап; этап де-

композиции; этап трансформации, на котором первоначальный замысел конкретизируется; этап конвергенции, на котором появляются новые черты облика образовательной системы, и задача вновь корректируется [6]. На каждом этапе предполагается «ценностное диалогическое понимание», то есть участники проекта могут выражать определенные мнения, и проектная задача может меняться и развиваться в процессе.

Потребность в подготовке такого факультатива, который будет включен в учебный план, возникла в 2011 году. На базе Отдела по внеучебной работе в НИУ ВШЭ для студентов были организованы несколько циклов встреч с потенциальными работодателями. Практика показала, что когда подобного рода мероприятия не зафиксированы в учебном плане, студенты недостаточно мотивированы посещать их в свое свободное время. В результате был разработан факультативный курс, который учитывает все четыре компонента «хочу», «могу», «имею» и «надо». Этот этап можно назвать предстартовым.

На данный момент курс проводится уже три года. За этот период времени он неоднократно трансформировался с учетом профессиональных предпочтений студентов. Каждый год перед началом факультатива проводится анкетирование с целью определения основных мотивов выбора этой специальности и предпочитаемых сфер деятельности. Полученные данные используются для последующего планирования курса. Так, например, для основного большинства студентов чаще всего важна возможность реализовать свои способности, их привлекает творческая составляющая будущей деятельности. Поэтому помимо обязательных заданий студентам предлагаются на выбор несколько творческих, таким образом, они могут проявить себя различными способами: например, сделать небольшое исследование по теме или снять видеоролик. Достаточно большое количество студентов отмечают возможность получать хороший заработок и построить карьеру. Для развенчания представления студентов о высокооплачиваемой работе менеджера и их знакомства с этапами построения карьеры в различных функциональных направлениях проводится лекция с обзором рынка труда и заработных плат. Стандартно только несколько человек в группе готовы приносить пользу обществу. Они ориентированы на социальную составляющую своей профессии,

Психолого-педагогические науки •••

то есть для них менеджер - это не тот, у кого есть определенные амбиции управлять людьми, а кто эффективно использует свои способности и опыт для реализации общественно важной цели. Специально для этих студентов на одно из занятий приглашаются представители международных некоммерческих организаций, например, AIESEC и JCI.

Также студентам предлагается выбрать интересующую их сферу деятельности из списка: маркетинг, PR, управление персоналом, финансы, логистику, предпринимательство. Данный перечень был создан на основе существующих специализаций на четвертом курсе, направлений магистратуры и возможных вариантов развития карьеры управленцев, согласно профессиональным картам на сайте superjob.ru. Большинство студентов ориентированы на карьеру менеджера в крупных известных компаниях. Они выбирают одну или несколько сфер деятельности, либо предлагают свою: например, консалтинг, стратегический менеджмент, event-менеджмент. Больше половины студентов отмечают интерес к созданию собственного бизнеса. Мы наблюдаем две карьерные стратегии будущих менеджеров: ориентация на профессиональную карьеру менеджера в какой-либо функциональной области и ориентация на создание собственного бизнеса. С учетом данных анкетирования корректируется программа и содержание некоторых занятий: чередуются встречи с представителями организаций и предпринимателями. Таким образом, завершается этап декомпозиции, который характеризуется диалогическим сопоставлением видения задач преобразований разными сторонами.

На основе полученных ответов проводится лекция с подробным обзором рынка труда по тем сферам, которые обозначили студенты. Как правило, для этой цели на лекцию приглашаются представители рекрутинговых агентств, которые специализируются на исследованиях в этой области (Ancor, Ventra Employment, Kelly Services). На следующем семинарском занятии студенты в небольших группах готовят углубленное исследование выбранной сферы деятельности и презентуют результаты перед остальными. После этих двух встреч студенты еще раз могут сопоставить свои предпочтения (область «хочу») с требованиями рынка труда (область «надо»).

Несколько занятий направлены на подготовку студентов к прохождению этапов

103

отбора в крупные компании. Лекцию по теме «Как пройти собеседование» проводят, как правило, специалисты из рекрутингового агентства: они рассказывают об особенностях прохождения интервью, демонстрируют на конкретных примерах основные ошибки соискателей, предлагают добровольцам публично пройти собеседование. На занятии, посвященном этапам отбора в транснациональные корпорации, выступают представители организации SHL, специализирующейся на разработке тестов способностей для крупных компаний. Они предлагают студентам пройти такое тестирование, оценить собственные силы и определить зоны для дальнейшего развития (области «могу» и «имею»). На семинарах студенты на практике применяют полученные знания, выступая в качестве интервьюеров и соискателей. Перечень возможных вакансий готовится с учетом предпочитаемых студентами сфер деятельности: например, если большинство студентов заинтересовались маркетингом, то им будут предложены на выбор несколько вакансий в этой сфере: «менеджер по рекламе и маркетингу», «интернет-маркетолог», «аналитик по маркетинговым исследованиям» и др.

Так как существенная часть студентов проявляет интерес к предпринимательству, на несколько занятий приглашаются владельцы бизнеса, которые рассказывают о своем профессиональном пути и основных трудностях. Студенты могут самостоятельно организовать такую встречу в качестве выполнения одного из заданий.

Финальное мероприятие на факультативе «Управление карьерой» традиционно проходит в формате игры по станциям с участием 10-15 спикеров: выпускников департамента менеджмента, представителей организаций из разных сфер деятельности, предпринимателей. Для выбора спикеров используются данные анкетирования. На первом этапе они коротко делятся своими историями успеха. На втором этапе все студенты, предварительно разделенные на 6 групп, перемещаются по «станциям», на которых их ожидают спикеры, объединенные по сферам деятельности. В таком формате студенты могут задать гостям любые интересующие их вопросы, узнать о карьерных перспективах и трудностях в том или ином направлении деятельности, в частности, узнать, как строится карьера выпускников департамента менеджмента.

104

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Для выстраивания индивидуальной работы со студентами на факультативе используется методика диагностики ценностных ориентаций в карьере Э. Шейн в адаптации В. А. Чикер и В .Э. Винокуровой, которая позволяет определить профессиональные предпочтения. Как правило, для половины студентов важна стабильность и надежность места работы. У другой половины студентов доминируют карьерные ориентации «предпринимательство» и «менеджмент». Для этих студентов предусмотрены различные методы и формы. Менее часто встречаются карьерные ориентации «автономия», «вызов», «интеграция стилей жизни». Методика позволяет выявить таких студентов и выстроить с ними работу. Студенты, у которых доминирует ориентация «вызов», стремятся к соревнованию и решению трудных задач. Им предлагается выступить в качестве модераторов на одном из занятий, посвященном навыкам публичных выступлений. У студентов, которые стремятся к независимости, ярко выражена потребность самостоятельно принимать решения, в частности, каким образом получать знания и выполнять задания. Вместо занятия эти студенты могут посетить какое-либо карьерное мероприятие и затем поделиться впечатлениями с другими, либо они могут подготовить небольшое обучающее занятие о компетенции, необходимой при трудоустройстве. Студенты, ориентированные на интеграцию различных сфер жизни, стремятся к балансу и не хотят, чтобы в их жизни доминировала только карьера. Для таких студентов на завершающее занятие приглашаются выпускники, которые смогли не только построить карьеру, но и эффективно сочетать ее с другими областями жизни. Таким образом, завершается этап трансформации.

На финальном этапе студенты делятся своими впечатлениями о факультативе и дают рекомендации по его усовершенствованию. В частности, студенты предложили

проводить подобные встречи с представителями бизнеса в рамках обязательных дисциплин в том числе. Они предложили несколько нестандартных мероприятий: например, вуз может устраивать тематические недели, связанные с ключевыми направлениями деятельности менеджера; давать студентам возможность вести проект в течение модуля, с помощью которого они смогут определить наиболее интересное для них направление деятельности; проводить выездные мероприятия с погружением в работу менеджера; проводить масштабную игру, которая позволяет увидеть первые дни в организации: временно установить между преподавателями и студентами отношения работодателей и наемных рабочих. Активно обсуждалась идея по созданию своего рода паспорта студента, в котором фиксируется посещение всех карьерных мероприятий в вузе. На основе такой обратной связи был разработан факультатив «Развитие профессиональных компетенций», как некое продолжение на 3 курсе. Так завершается этап конвергенции, по результатам которого программа факультатива вновь изменяется для следующего года.

Эти этапы в той или иной степени повторяются каждый год с новой группой студентов. Учет мотивов, предпочитаемых сфер деятельности, карьерных ориентаций при проектировании программы позволяет формировать и поддерживать мотивацию студентов, один из обязательных аспектов профессионального самоопределения. В результате студенты с большей долей вероятности сделают правильный выбор специализации на 4 курсе, направления магистратуры после окончания бакалавриата и определят шаги по повышению собственной конкурентоспособности за годы обучения. Актуальным для дальнейшего изучения представляется вопрос, каким образом выстраивается путь студентов после прохождения факультатива.

Литература

1. Гладкая И. В. Мотивация и мотивы получения высшего образования современными студентами // Вестник ТОГИРРО. 2012. № S1. С. 66-74. 2. Головей Л. А., Исаева Д. А. Особенности профессионального самоопределения студентов-менеджеров на разных этапах обучения // Вестник СПбГУ. Сер. 12.

2011. Вып. 4. С. 28-35. 3. Дидковская Я. В. Студенчество конца XX - начала XXI в.: динамика профессионального самоопределения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.

2009. Т. 4.№ 4. С. 57-61. 4. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных направлениях подготовки, специальностях и профессиях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях по результатам мониторинга, проведенного в 83 субъектах Российской Федерации: аналитический доклад. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ,

Психолого-педагогические науки •••

105

2013. C. 356. URL : ^MT^/docs/AnalyticReporVAnalyticReport_fuN.pdf. 5. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. Учеб. пособие. СПб : Спб. гос. техн. ун-т., 1996. 140 с.

6. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. Учеб. пособие. Свердловск : Свердл. пед. ин-т., 1986. 142 с. 7. Шатрова Д. В. Профессиональное самоопределение: современное понимание смысла // Подготовка к выбору профессии инженера вчера, сегодня, завтра: история и прогностика / Сборник статей III Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников». СПб: Издательство «Эм Си Эм Джи», 2015. С. 247-250. References

1. Gladkaya I. V. Diagnostics of motivation of the students of pedagogical universities in construction of individual educational rout // TOGIRRO Bulletin. 2012. # S1. P. 66-74. 2. Golovey L. A., Isaeva D. A. Professional self-determination features of management department students at different stages of education // Bulletin of SPbSU. Ser. 12. 2011. # 4. P. 28-35. 3. Didkovskaya Ya. V. Students at the end of the 20-the beginning of the 21st centuries: the dynamics of professional self-identification // Bulletin of Vyatka State University of Humanities. 2009. Vol. 4. № 4. P. 57-61. 4. The state of the graduates' employment, relevant directions of training, specialties and professions, required competencies and expected forecast staffing needs based on the results of monitoring carried out in 83 regions of the Russian Federation: an analytical report. Petrozavodsk: PetrSU Publisher, 2013. P. 356. URL: симт.рф/docs/ AnalyticRe-port/AnalyticReport_full.pdf 5. Radionov V. E. Non-traditional pedagogical design: Manual. SPb: St. Petersburg State Technical University, 1996. 140 p. 6. Safin V. F. The psychology of self-identity: Manual. Sverdlovsk: Sverdlovsk Pedagogical Institute, 1986. 142 p. 7. Shatrova D. V. Professional self-determination: modern understanding of the meaning // Training for the selection of the engineering profession yesterday, today, tomorrow: the history and prognostics: Collection of articles of the 3rd Interregional scientific-practical conference «Forming the prestige of the engineering profession at the modern school». SPb: Publisher “Em Si Em Dzhi”, 2015. P. 247-250.

Literatura

1. Gladkaja I. V. Motivacija i motivy poluchenija vysshego obrazovanija sovremennymi studentami // Vest-nik TOGIRRO. 2012. № S1. S. 66-74. 2. Golovej L. A., Isaeva D. A. Osobennosti professional'nogo samoo-predelenija studentov-menedzherov na raznyh jetapah obuchenija // Vestnik SPbGU. Ser. 12. 2011. Vyp. 4.

S. 28-35. 3. Didkovskaja Ja. V. Studenchestvo konca XX-nachala XXI v.: dinamika professional'nogo sa-

moopredelenija // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2009. T. 4. № 4.

S. 57-61. 4. O sostojanii trudoustrojstva vypusknikov uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija, vostre-bovannyh napravlenijah podgotovki, special'nostjah i professijah, trebuemyh kompe-tencijah i ozhidaemyh prognoznyh kadrovyh potrebnostjah po rezul'tatam monitoringa, provedennogo v 83 sub#ektah Rossijskoj Federacii: analiticheskij doklad. Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2013. S. 356. URL : simt.rf/docs/ AnalyticRe-port/AnalyticReport_full.pdf. 5. Radionov V. E. Netradicionnoe pedagogicheskoe proektirovanie. Ucheb. posobie. SPb : Spb. gos. tehn. un-t., 1996. 140 s. 6. Safin V. F. Psihologija samoopredelenija lichnosti. Ucheb. posobie. Sverdlovsk : Sverdl. ped. in-t., 1986. 142 s. 7. Shatrova D. V. Professional'noe samoopre-delenie: sovremennoe ponimanie smysla // Podgotovka k vyboru professii inzhenera vchera, segodnja, zavtra: istorija i prognostika / Sbornik statej III Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Formi-rovanie prestizha professii inzhenera u so-vremennyh shkol'nikov». SPb: Izdatel'stvo «Jem Si Jem Dzhi»,

2015. S. 247-250.

Статья поступила в редакцию 06.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.