СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Р.М. Куличенко
В статье раскрыты основные проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, ее основные формы и механизмы. Рассмотрены общие и частные технологии социальной работы с различными категориями детей.
Болезнь не делает человека особым существом, а лишь принуждает его иначе адаптироваться в обществе.
Эмиль Дюркгейм
Проблема социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современной России актуализирована постоянным ростом доли этой категории населения в общем его количестве страны - 8 %, или 2 миллиона человек, в том числе 594 тысячи из них - инвалиды. Такое положение вынуждает уходить только от медицинского взгляда на проблему, признать ее повышенную социальную значимость, а значит определить причины данного явления и принять меры на государственном уровне - то есть создать соответствующую систему их социальной защиты.
Во всем мире в настоящее время уже утвердилось мнение, что одной из главнейших ценностей является полноценное социальное функционирование всех индивидов. Решение этой проблемы является прерогативой социальной политики государства, цель которой -создание условий, дающих возможность всем людям для самореализации своих сил, потенциала, энергии.
В широком смысле слова - это создание, развитие и совершенствование социальной сферы общества, ее инфраструктуры, направленной на удовлетворение потребностей и интересов всего населения страны. В узком -система по поддержанию общественных групп и слоев, которые в силу определенных обстоятельств оказываются в более трудном положении, чем другие, и не могут своими силами его улучшить, вырваться из тисков нужды и неблагополучия.
Основной целью современной социальной политики в отношении детей-инвалидов
является не только наиболее полное восстановление здоровья и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное воссоздание их способностей к социальному функционированию на равных основаниях с остальными гражданами, не имеющими ограничений здоровья. Такая идеология определяет и подход к формированию новой модели социальной поддержки и помощи детей-инвалидов: от медицинской к социальной.
На государственную поддержку инвалидов направлен ряд законодательных документов: Федеральные законы, постановления Правительства, указы Президента РФ. Ребенок-инвалид (до 18 лет включительно) - это ребенок с отклонениями в физическом или умственном развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденным, наследственным или приобретенным заболеванием, последствиями травм, вызывающими необходимость его социальной защиты. В соответствии с этим определением, слова «ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты» - ключевые при формировании модели социальной защиты детей-инвалидов.
К сожалению, в нашей стране в основном преобладает традиционная практика, ориентированная на сегрегацию и изоляцию детей с ограниченными возможностями (помещение в специализированные учреждения). Как следствие - эти дети оторваны от широких социальных контактов, семьи; круг межличностного взаимодействия у них ограничен только воспитанниками с нарушениями в развитии; у них нет благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей; занижен, зачастую, уровень образования. Ограничение социокультурной мобильности, жизненных шансов выступает причиной низкой конкурентоспособ-
ности приобретаемых ими профессий и не-востребованности в обществе [4, с. 4].
Из почти 600 тысяч детей-инвалидов в России в закрытых стационарных заведениях проживают 17 %. Причем, как отмечается в публикации газеты «Мир новостей» от 1 августа 2006 г. «Изгнанные из общества», примерно у половины из них имеются лишь физические недостатки, а «интеллект - в полном порядке, однако они лишены права получать образование и вынуждены воспитываться так же, как ребята с явными отклонениями в умственном и психическом развитии».
Среди вопросов, составляющих проблемное поле процесса интеграция детей-инвалидов в общество, серьезное значение имеет явно недостаточная поддержка семей, в которых они проживают. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72 % таких семей. Слабо и, можно сказать, единично решаются вопросы по созданию условий для обучения и реабилитации детей-инвалидов по месту жительства. Не в полной мере реализуют право на образование детей с нарушением слуха и зрения - мало учебников и литературы, не хватает слуховых аппаратов, других средств, помогающих учиться жить свободно и независимо.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не могут попасть в школы, больницы, в транспорт - из-за отсутствия лифтов, пандусов.
Новым Жилищным кодексом снято первоочередное право на получение жилья семьями, имеющими детей-инвалидов. Это только часть проблем, которые актуализируют значение социальной поддержки детей-инвалидов. Подготовка детей-инвалидов к самостоятельной жизни, включение их в многогранную жизнь общества - важнейшие аспекты их социализации.
По мнению Е.Р. Ярской-Смирновой, человек становится лицом с ограниченными возможностями, инвалидом тогда, когда его внешний вид, поведение, состояние здоровья не соответствуют системе норм, принятых в том социуме, к которому он принадлежит. Однако нарушения не всегда носят стати-стичный характер, зачастую они зависят от социальной среды и отношения окружающих людей, которые могут увеличить или снизить
тяжесть дефекта. Поэтому в системе поддержки детей-инвалидов на первое место необходимо ставить не нарушение развития, а самоценность объекта, его личностные качества, человеческое достоинство [13, с. 38-48].
Что же касается лиц с особыми нуждами, в данном случае - социальная интеграция детей-инвалидов означает процесс предоставления им реальных возможностей участия во всех видах и формах социокультурной жизни наравне с другими членами общества в условиях, компенсирующих отклонения от развития и ограничения возможностей. И главными задачами здесь становятся признание прав такого ребенка, его интересов, особых потребностей; организация всесторонней помощи в процессе его личностного становления, в выборе доступной профессиональной деятельности.
Так как усвоение социокультурного опыта идет в процессе воспитания, обучения, общественной практики, то интеграцию детей с ограниченными возможностями правомерно рассматривать сквозь призму таких социальных институтов, как семья, образование, система социальной защиты.
В.Д. Зайцевым разработана классификация видов социальной интеграции детей-инвалидов, в том числе: пассивная интеграция (осуществляется в семье) и активная интеграция (проходит в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования). Именно активная интеграция помогает ребенку лучше изучить мир, приобрести необходимые для достойной жизни знания, умения и навыки, проявить личные способности и стать гармоничной частью общества. Этому во многом способствует все чаще практикуемое совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Важным средством, механизмом социальной интеграции детей-инвалидов является социальная реабилитация - то есть создание равных возможностей инвалидам для того, чтобы быть социально востребованными. Социальная реабилитация ставит задачей восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к саморазвитию, трудовой мотивации, активному образу жизни. Исходя из того, что инвалидность (по мнению А.И. Осадчих) выступает как проблема жизнедеятельности чело-
века в условиях ограниченной свободы выбора, структура социальной реабилитации представляет собой систему, состоящую из медицинской (начальное звено), психологической, педагогической, социально-средовой; профессиональной (обучение и воспитание), образовательной (общее образование), правовой, социокультурной форм, которые вместе направлены на выработку у ребенка-инвалида уверенности в собственных силах, создание установки на активную самостоятельную жизнь. (См. Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / под рук. А.И. Осадчих. М., 1999. С. 106). Такая структура предполагает междисциплинарность и межведомственность этого процесса. Если медицинская реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсанцию нарушенных, приостановление прогрессирования заболевания, то психологическая направлена на преодоление страха перед действительностью, изживание комплекса «калеки», укрепление активной, деятельной личностной позиции.
Педагогическая же ее форма включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениямии навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного образования.
В ее рамках осуществляется также профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям. В общий комплекс мер по реабилитации детей-инвалидов входят социально-бытовая адаптация и социально-средовая реабилитация [8, с. 63-65]. В связи с переносом акцента политики государства в отношении детей с ограниченными возможностями, Е.И. Холостова выделяет ряд принципов, на которых должна строиться система социальной реабилитации детей-инвалидов.
Вот некоторые из них:
- принцип равных социальных прав и возможностей;
- принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида;
- принцип государственных социальных гарантий для них;
- принцип приоритета прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов [9, с. 53-62].
Важным является принцип неразрывной связи детей с ограниченными возможностями и социальной среды, процесс активного приспособления к ее условиям, взаимодействия с ней - то есть социальная адаптация.
Современные ученые выделяют систему факторов, предопределяющих успех социально-интеграционных процессов, касающихся детей с ограниченными возможностями - это:
- устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на их интеграцию в общество;
- реализация практики ранней интервенции и проведение коррекционно-развивающих мероприятий;
- социальная поддержка и помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, а также непосредственно нетипичным детям на протяжении всего их жизненного пути;
- ограничение практики помещения нетипичных детей в учреждения интернатного типа; при необходимости изъятие ребенка из семьи, помещение его на воспитание в альтернативную семью;
- разработка законодательной базы интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями;
- формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями [4, с. 28-29].
Инвалидность детского населения является одной из проблем, которые стоят перед государством и обществом и требуют, кроме соответствующего компонента в социальной политике, инструмента ее исполнения и специально подготовленных кадров.
Общественным феноменом, исполняющим эти функции, является социальная работа, а реализуют ее профессионалы - специалисты по социальной работе и практические работники - парапрофессионалы, добровольцы и волонтеры. Социальная работа -
это деятельность, организованная на государственном, общественном, личностном (волонтерском), коммерческом уровнях, основанная на общечеловеческих ценностях милосердия и благотворительности, направленная на помощь социально уязвимым индивидам и общинам, с целью восстановления их нормальной жизнедеятельности и личной активности.
Главная задача социальной работы -способствовать реализации социальной политики, услуг и программ, которые должны удовлетворить человека, а также восстанавливать, поддерживать или укреплять функционирование нуждающихся людей, пользуясь средствами социальной защиты населения, предусмотренными законом.
Содержание индивидуальной социальной работы с детьми-инвалидами определяется проблемным полем конкретного региона, которое формируется на основании банка данных: сколько детей-инвалидов в данной местности, какие именно виды заболевания у них имеются, каковы у них условия жизни, учебы, в чем они нуждаются.
Главное здесь - учитывать специфические особенности этой группы населения, принимать своевременные меры к обеспечению установленных для нее законом преимуществ и льгот. Несмотря на различного рода ограничения возможностей, направлена она должна быть на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей ребенка, особенно тех, которые помогут ему приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и будут содействовать выработке своей собственной жизненной программы [11, с. 390].
Социальные проблемы населения являются межведомственными проблемами государства и общества, поэтому они требуют для разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Например, для оперативного и квалифицированного решения социальных проблем, связанных с занятостью инвалидов, в том числе детей, может быть предусмотрено:
- прямое финансирование и льготное кредитование потенциальных работодателей;
- оказание активного содействия специализированным предприятиям, использующим труд инвалидов;
- ежегодное определение для инвалидов перечня профессий и специальностей, пользующихся устойчивым спросом и конкурентоспособностью;
- развертывание системы переобучения лиц с ограниченными возможностями более конкурентоспособным специальностям;
- для детей-инвалидов, в частности, формирование сети спецшкол первичной трудовой адаптации; создание при детских домах-интернатах отделений медикосоциальной и трудовой реабилитации для умственно отсталых детей и подростков-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата [9, с. 242-243].
Важным понятием для характеристики социальной работы является социальной обслуживание, то есть «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-педагогических, психологических и правовых услуг, а также материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Социальные службы - это предприятия и учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, предоставляющие социальные услуги.
Система учреждений социального обслуживания включает в себя:
- комплексные территориальные центры социального обслуживания и социальной помощи семье и детям;
- социальные приюты для детей и подростков;
- стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, психоневрологические учреждения для умственно отсталых детей и для детей с физическими недостатками) и др.
В последние годы в стране создан ряд социальных учреждений нового типа, реабилитационных центров медико-психологосоциального направления, действующих на межведомственной и междисциплинарной основе. Принципами социального обслуживания являются адресность, доступность, гуманность, добровольность; приоритетность
предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной позиции; ориентация на семью, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Эффективность социальной работы с различными группами населения, в том числе с детьми-инвалидами, достигается при использовании специальных технологий социальной работы, с помощью которых решается широкий спектр социально-экономических; социально-психологических и педагогических; медико-социальных и других проблем клиентов.
Технология социальной работы - это система теоретических знаний, характеризующая совокупность средств и приемов воздействия субъектов (специалист социальной работы) на объект (социальный клиент).
Различают технологии общие и частные. Общие технологии обеспечивают направление, определенную функцию социальной работы. Среди них важное место отводится социальной диагностике, которая предполагает сбор информации об объектах социальной работы и на основе ее анализ и разработку программ социальной помощи конкретному объекту. Без этой технологии невозможно установить проблемное поле социальной работы, в частности в отношении детей с ограниченными возможностями.
Не менее важной общей технологией социальной работы является социальное проектирование, которое используется при подготовке социальных планов и программ, социальной политики в целом.
Когда речь идет о детях с ограниченными возможностями, нельзя не остановиться на такой общей технологии социальной работы, как социальная терапия.
Российскими учеными выделяются такие модели терапии: как метод лечения (медицинская модель социальной работы); как инструмент социального контроля; как тренинг развития умений (социально-обучающая модель и др.). Предполагает социальная терапия и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному развитию индивида. Это междисциплинарный процесс, но определяющим в нем является психотерапия личности.
Очень важно то, что объектом социальной терапии являются, кроме клиента, его близкие и родственники, друзья, соседи (опора на ближайшее окружение). Родители детей-инвалидов должны в первую очередь быть вовлечены в этот процесс, особенно отцы, ведь статистика показывает, что детей-инвалидов чаще всего растят и воспитывают матери, так как отцы при рождении такого ребенка зачастую из семьи уходят.
Социальная помощь клиенту может быть двух видов: индивидуальная и через социальные институты. К индивидуальным формам относятся консультации, образовательные программы, патронаж, поддержка - материальная, психологическая, правовая (М.П. Гурьянова). Социальное консультирование - это особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
Особенность технологии консультирования состоит в активизации резервов и внутренних сил клиентов для решения возникающих проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций. Выделяют медикосоциальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое, социально-экономическое и другие направления консультирования [8, с. 219].
Эффективна такая общая технология социальной работы как профилактика. Основной подход в ней и цель ее - опора на положительный потенциал в человеке, перевод клиента в такое состояние, когда он способен решать свои проблемы сам, воспитание таких способностей. И чем раньше такую работу начинать, тем эффективнее будут результаты по ликвидации ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности ребенка-инвалида.
Частная технология социальной работы -это процедура оказания помощи и поддержки индивидам и группам людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в конкретном социальном учреждении. Рассмотрим несколько примеров частных технологий. Возьмем, во-первых, технологию социальной реабилитации детей-инвалидов с наруше-
ниями функций опорно-двигательного аппарата (от медицинской реабилитации абстрагируемся). Следствием этих нарушений является ограничение жизнедеятельности в сфере самообслуживания и передвижения. Эти проблемы должны решаться в результате применения технологии социальнобытовой реабилитации, в основе которой лежит ряд методических подходов.
На этапе первичного освидетельствования инвалида специалист по социальной работе (совместно с работником Бюро медикосоциальной экспертизы) выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Затем выясняется нуждаемость ребенка в приспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого существования в быту: выявляется наличие соответствующих условий в его жилище.
Полученная «социальная информация» включается в индивидуальную программу реабилитации данного индивида, которая должна осуществляться в виде последовательных технологических составляющих:
- во-первых, социально-бытовая ориентация, то есть социальный работник ориентирует самого ребенка и его семью в его возможностях к проживанию в конкретных условиях; раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий; при необходимости проводит обучение приемам восстановления утраченных (искаженных) навыков по социально-бытовому самообслуживанию.
Например, составляющей социальнобытовой реабилитации ребенка-инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, т. е. процесс приспособления к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств для стабилизации жизни с имеющимся дефектом.
Заключительным этапом этого процесса является социально-бытовое обустройство -проживание в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем его потребностям.
Из всех видов ограничений жизнедеятельности для детей с патологией слуха наи-
более значимым является ограничение способности к общению, - т. е. способности к установлению контактов путем восприятия, переработки и передачи информации, отсутствие возможности обмениваться опытом, умениями, навыками.
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха. Главное - чтобы они знали эти льготы и могли ими воспользоваться. В этом одна из задач специалистов по социальной работе.
В структуре общего контингента детей-инвалидов примерно 10 % занимают инвалиды с психическими заболеваниями и интеллектуальной недостаточностью. Это ограничение способности к самообслуживанию; самостоятельному передвижению; к обучению; трудовой деятельности; ориентации и общению; а также способности контролировать свое поведение.
Программа их социальной реабилитации направлена на обеспечение реализации прав иметь друзей, семью, выбирать место учебы и работы. В ней должны быть предусмотрены адапционное обучение, подготовка к независимому самостоятельному образу жизни, обучение пользованию бытовыми приборами; привитие навыков самообслуживания; обучение мерам безопасности, общению, формированию установки на труд. Особое место здесь уделяется обучению семьи правильному, терпеливому отношению к ребен-ку-инвалиду, созданию благоприятной микросреды; поддержанию контактов с социальными службами [9, с. 246-254].
Технологии социальной поддержки детей с различными ограничениями здоровья очень специфичны и требуют высоко профессиональных кадров.
В развитых странах мира (Германия, Франция, Швеция, США) подготовка специалистов социальной работы ведется уже более 100 лет. В России сама профессия получила юридический статус только в 1991 г., и в этом году исполняется 15 лет с начала подготовки социальных работников в вузах.
Эта дата будет отмечена двумя большими государственными мероприятиями, которые состоятся в ноябре 2006 года: научно-
практическим конгрессом и съездом социальных работников.
В настоящее время только по государственной линии подготовкой социальных работников занимаются более 70 высших учебных заведений, в т. ч. 49 государственных университетов. Около 50 вузов имеют факультеты социальной работы и социальной педагогики. Причем программа подготовки включает более 50 специализаций -т. е. в ней учитываются все социальные проблемы людей, все группы населения, находящиеся в сложной жизненной ситуации.
Как уже отмечалось выше, социальное обеспечение детей-инвалидов состоит в создании им равных условий жизнедеятельности со здоровыми детьми, и роль специалистов по социальной работе заключается в принятии самого активного участия в том, чтобы эти условия были созданы и действовали эффективно. Эту миссию невозможно выполнить в одиночку, нужна заинтересованность всего общества, социальное партнерство трех его секторов: государственного, коммерческого и общественного.
Само содержание понятия «социальная работа» предполагает осуществление схем «человек - человек», «человек - окружающая среда», «человек - общество» и выдвигает важнейшее требование - создавать и сохранять условия правового, достойного существования человека как общественного субъекта.
1. Быков А.К., Серянова Н.А. Государственная социальная политика в области воспитания де-
тей: сущность, содержание, и тенденции развития. М.: Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, 2005.
2. Высшее профессиональное образование в области социальной работы: нормативно-методические материалы. М.: Изд-во МГСУ, 2002.
3. Гарашкина Н.В. Технологии социальной работы: лекции по курсу. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005.
4. Зайцев Ю.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Изд-во Научная книга, 2003.
5. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998.
6. Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997. Т. 1.
7. Социальное управление: словарь / под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
8. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.
9. Теория социальной работы / под ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 1998.
10.Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
11.Холостова Е.И. Социальная работа. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
12. Энциклопедия социальной работы: в 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 1.
13. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 14.
Поступила в редакцию 2.10.2006.