Научная статья на тему 'Содержательные аспекты процесса повышения готовности кадров к участию в проведении крупных спортивных форумов'

Содержательные аспекты процесса повышения готовности кадров к участию в проведении крупных спортивных форумов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / ПРОВЕДЕНИЕ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ ФОРУМОВ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНЫХ СВОЙСТВ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ / PREPARATION OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF SPORT TOURISM / CARRYING OUT THE LARGE SPORT FORUMS / SUBSTANTIAL ASPECTS OF PROCESS OF INCREASING THE SPECIALIST' READINESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PERSONAL REQUIRED PROPERTIES AND TRAITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Т.В., Кружков Д.А.

В статье представлены содержательные аспекты процесса повышения готовности работников в области спортивно-оздоровительного туризма к участию в проведении крупных спортивных форумов и максимальное использование их для реализации задач отрасли и собственных профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеренко Т.В., Кружков Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF PROCESS OF INCREASING THE READINESS OF SPECIALISTS TO PARTICIPATE IN CARRYING OUT THE LARGE SPORT FORUMS

In the article are given substantial aspects of process of increasing the specialists readiness to participate in carrying out the large sport forums in the field of sport tourism and their maximum usage for realization of society problems and own professional problems.

Текст научной работы на тему «Содержательные аспекты процесса повышения готовности кадров к участию в проведении крупных спортивных форумов»

УДК 378:796

содержательные аспекты процесса повышения готовности кадров к участию в проведении крупных спортивных форумов

Аспирантка Т. В. Нестеренко,

кандидат педагогических наук, доцент Д. А. Кружков,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье представлены содержательные аспекты процесса повышения готовности работников в области спортивно-оздоровительного туризма к участию в проведении крупных спортивных форумов и максимальное использование их для реализации задач отрасли и собственных профессиональных задач.

Ключевые слова: подготовка работников в области спортивно-оздоровительного туризма, проведение крупных спортивных форумов, содержательные аспекты процесса повышения готовности специалиста, педагогические условия развития потребных свойств и черт личности.

Международный опыт показывает, что специфика организации таких масштабных международных форумов, как XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 г. в г. Казани, XXII Олимпийские зимние игры и XI Па-ралимпийские зимние игры 2014 г. в г. Сочи, XXI Кубок конфедераций ФИФА 2017 г. и чемпионат мира по футболу 2018 г. предъявляет особые требования к качеству подготовки и переподготовки специалистов во всех областях и, особенно, в сфере физической культуры, спортивного и оздоровительного туризма и смежных сервисных специальностей, поскольку именно на них ложится главная ответственность по поддержке данной идеи обществом, реализации потенциала в развитии культуры здоровья, личностной физической культуры членов общества, созданию имиджа спортивного форума, по эффективному использованию позитивных последствий процесса подготовки и проведения этих форумов. Кроме того, эта категория работников участвует в организации встреч и в обслуживании спортсменов и гостей, рекреации и создании других условий (В. И. Баюров, 2003; Р. Г. Гостев, 2007;

Е. Н. Жильцов, 2007; Г. М. Поликарпова, 2003; и др.).

Поэтому одной из важнейших задач является решение проблемы качественной подготовки и переподготовки работников сферы физической культуры, в том числе и в области спортивно-оздоровительного туризма, к участию в проведении крупных спортивных форумов.

Для обоснования путей решения возникающих проблем необходимо владение знаниями о представлениях современных работников отрасли в отношении потребных профессиональных экономических понятий, навыков и умений в области экономики и менеджмента, познаний в области олимпийской проблематики. Процесс подготовки и переподготовки работников в области спортивного и оздоровительного туризма должен содержать аспекты процесса повышения готовности специалиста, связанные с адаптацией своей деятельности к факту проведения ответственных спортивных состязаний.

На основании изучения содержания деятельности сферы физической культуры (А. Г. Барабанов, 2006; Ю. Ф. Курамшин, 2004; Л. И. Лубышева, 2001 и др.) и ее сектора, каковым является спортивно-оздоровительный туризм, выявлена деятельностная составляющая ее работников при реализации основных задач сферы, в том числе и во время подготовки и проведения крупных спортивных форумов (рис. 1).

К таковым отнесены:

1. Реализация задач отрасли, частной составляющей которой является обеспечение эффективности проводимых в регионе крупных спортивных форумов.

2. Участие в формировании, развитии и обеспечении эффективного экономического функционирования отрасли.

Внешняя определяющая формируемой модели

'§-

// ;: Реализация задач отрасли, частной составляющей которой является обеспечение | П эффективности проводимых в регионе крупных спортивных форумов.

Деятельностная составляющая работников спортивно-оздоровительного сектора сферы физической культуры во время подготовки и проведения крупных спортивных форумов

Участие в формировании, развитии и обеспечении эффективного экономического функционирования отрасли.

Участие в формировании положительного образа (имиджа) проводимого на территории спортивного форума.

Формирование у занимающихся физической культурой, спортом и туризмом поведения и стиля здорового образа жизни в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма.

Потребность в реализации направлений деятельности обуславливает необходимость наличия у работников отрасли личностных свойств и черт,

обеспечивающих:

позитивное восприятие возможностей крупных спортивных форумов;

адекватное понимание роли и возможностей крупных спортивных форумов в отношении реализации текущих и перспективных задач отрасли;

общую и профессиональную экономическую культуру работника, понимание роли и целеустремленной экономической деятельности на благо развития отрасли и общества;

формирование базовых и профессионально значимых личностных свойств как непременного условия эффективного участия работника в подготовке и проведении крупных спортивных форумов;

знания о состоянии, проблемах и перспективах развития сферы физической культуры и туризма в регионе;

социально-психологическую профессиональную компетентность как интегрального показателя готовности работника сферы к участию в подготовке и проведении крупных спортивных форумов.

Педагогические условия эффективного развития потребных свойств и черт личности работника отрасли

Рис. 1. Причинность проявления педагогическихусловий развития потребныхсвойстви чертличности работника отрасли

Педагогические условия эффективного развития потребных свойств и черт личности работника отрасли

адекватность содержания обучения, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности, состоянию отрасли, ее задачам и новым возможностям, представляемым проводимыми крупными спортивными форумами;

обеспечение информационной готовности работников к отстаиванию интересов общества, сферы и отрасли по проведению крупных спортивных форумов;

обеспечение методологического статуса при организации подготовки и переподготовки работников сферы и отрасли компетентностному и личностно-

деятельностному подходам;

индивидуализация и дифференцирование содержания и уровня педагогического воздействия в зависимости от возраста, стажа работы в отрасли, уровня профессионального образования;

создание самообучающейся организации как эффективной системы обучения и развития персонала современных компаний.

Методологические основания реализации педагогических условий развития потребных свойств и черт личности работника отрасли

Компетентностный подход

Личностно-деятельностный подход

отвечает на запросы производственной сферы; адаптирует систему образования к социально-

экономической реальности; позволяет эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций; обеспечивает возможность переноса способности в условия, отличные от тех, в которых она возникла; атрибут подготовки к будущей профессиональной

деятельности.

создает условия для самоактуализации и личностного роста обучающегося; формирует активность обучающегося, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом; предполагает единство мотива достижения и познавательного мотива.

Реализация идеи феномена «самообучающейся организации»

формирование «мастерства в совершенствовании личности»; формирование корпоративной культуры и когнитивных навыков; формирование «общего видения» будущего развития организации; возможность применения «группового обучения»; формирование «системного мышления».

Рис. 2. внутрисистемные определяющие формируемой модели

3. Участие в формировании положительного образа (имиджа) проводимого на территории спортивного форума.

4. Формирование у занимающихся физической культурой, спортом и туризмом поведения и стиля здорового образа жизни в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма.

Потребность в реализации указанных направлений деятельности работника туристической отрасли приводит к необходимости наличия у работников отрасли личностных свойств и черт, обеспечивающих:

1) позитивное восприятие возможностей крупных спортивных форумов;

2) адекватное понимание роли и возможностей крупных спортивных форумов в отношении реализации текущих и перспективных задач отрасли;

3) общую и профессиональную экономическую культуру работника, понимание роли и целеустремленной экономической деятельности на благо развития отрасли и общества;

4) формирование базовых и профессионально значимых личностных свойств как непременного условия эффективного участия работника в подготовке и проведении крупных спортивных форумов;

5) знания о состоянии, проблемах и перспективах развития сферы физической культуры и туризма в регионе;

6) социально-психологическую профессиональную компетентность как интегрального показателя готовности работника сферы к участию в подготовке и проведении крупных спортивных форумов.

К педагогическим условиям эффективного развития этих свойств и черт (рис. 2) отнесены:

1) адекватность содержания обучения, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности состоянию отрасли, ее задачам и новым возможностям, предоставляемым проводимыми крупными спортивными форумами;

2) обеспечение информационной готовности работников к отстаиванию интересов общества, сферы и отрасли по проведению крупных спортивных форумов;

3) обеспечение методологического статуса при организации подготовки и переподготовки работников сферы и отрасли компетентностному и личностно-деятельностному подходам;

4) индивидуализация и дифференцирование содержания и уровня педагогического воздействия в зависимости от возраста, стажа работы в отрасли, уровня профессионального образования;

5) создание самообучающейся организации как эффективной системы обучения и развития персонала современных компаний.

Рассмотрим возможности реализации данной совокупности условий в рамках разноуровневой подготовки работников отрасли. Однако предварительно следует определить исходный уровень подготовленности, компетентности и отношения работников сферы к ряду проблем отрасли.

В анкетном опросе приняли участие 538 респондентов, обучающихся и работающих в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, на факультете физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета, в Кропоткинском филиале Карачаево-Черкесского государственного университета, в Адыгейском государственном университете. Опрошены специалисты по физической культуре, спортивному и оздоровительному туризму, выполняющие свою работу на территории Краснодарского края, Республики Карачаево-Черкесия, Республики Адыгея, Ставропольского края и Республики Кабардино-Балкария.

В данном исследовании проводится сравнительный анализ сформированности представлений слушателей, участников экспериментальной группы (п=46) на начальном и конечном этапах педагогического эксперимента и работников отрасли со стажем работы не менее пяти лет, участвовавших в констатирующем эксперименте (п=492), результаты которых приняты в качестве контрольных данных (таблица).

На начальном этапе и среди участников контрольной группы и участников экспериментальной группы доминировало позитивное отношение к идее проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (>76%). Эта позиция после эксперимента укрепилась, и у достоверно большего количества (93,5%, t=5,66; P<0,001) участников стала доминирующей. При этом у 6,5% осталось об идее отрицательное мнение.

Интересно, что это никоим образом не связывается с отрицательным воздействием XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года на сферу их деятельности. Никто (0,0%) не связывает олимпийское событие в Сочи с негативным воздействием на туристическую отрасль. При этом количество тех, кто в результате прохождения процесса повышения квалификации остался убежденным в обратном или поменял мнение с негатива на позитив достоверно повысилось (95,7%; !=5,66; P<0,001).

В результате изучения истории олимпизма, особенностей региона и других компонентов предложенной программы работающие специалисты более точно осознали причины появления рисков при проведении крупных спортивных форумов. Все основные компоненты риска называются, однако личностные проблемы участников спортивно-оздоровительного туризма отодвигаются на второй план, а высвечиваются внешние по отношению к системе факторы. Достоверно (Р<0,05) увеличивается количество тех, кто выводит на доминирующие роли наряду с экономическими причинами экологические. Увеличивается количество респондентов придающих политической составляющей риска высокий статус.

Сравнительный анализ результатов анкетирования на начальном и конечном этапах эксперимента позволяет утверждать, что в процессе прохождения повышения квалификации по предлагаемой программе:

Таблица

Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы на начальном и конечном этапах педагогического эксперимента и работников отрасли спортивно-оздоровительного туризма со стажем работы не менее пяти лет, участвовавших в констатирующем эксперименте (%)

Вопрос Ответ Работники отрасли спортивно-оздоровительного туризма со стажем работы не менее 5 лет (п=492) Экспериментальная группа (п=46)

на начальном этапе на заключительном этапе

Отношение к идее проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи Положительное 75,6 77,3 93,5

Отрицательное 14,1 11,9 6,5

Затруднились ответить 10,3 10,8 -

Оценка влияния XXII Олимпийских зимних игр и XIПаралимпийскихзимних игр 2014 года в г. Сочи на развитие туристической отрасли и сферы физической культуры Положительное 82,7 82,6 95,7

Отрицательное 5,8 6,5 -

Затруднились ответить 11,5 10,9 4,3

Какие причины создают отрицательное отношение некоторой части населения к идее проведения XXII Олимпийских зимних игр и XIПаралимпийскихзимних игр 2014 года в г. Сочи (от числа возможных выборов по каждому ответу) Экономические 94,1 95,2 98,4

Экологические 86,6 90,0 98,4

Исторические 12,3 15,2 18,9

Политические 21,5 19,7 43,8

Неустроенность жизни 31,7 33,0 31,6

Неприятие ценностей ФК 32,2 35,1 16,3

Затруднились ответить 3,9 4,6 2,1

1) слушатели овладели базовыми знаниями и научились рассматривать их применительно к региональным особенностям развития туризма;

2) у участников эксперимента сформировалось стойкое представление о целесообразной экономической организации спортивно-оздоровительного туризма в отрасли физической культуры;

3) у участников эксперимента появились убеждение и чувство уверенности в возможности организации коммерческой деятельности в туристической сфере;

4) слушатели укрепились во мнении о позитивном влиянии крупных спортивных форумов на развитие общества, спорта, туризма, определились в оценке факторов, противодействующих внедрению идеи проведения крупных спортивных форумов.

Изложенное выше позволяет выделить основные содержательные аспекты процесса повышения готовности специалиста в области спортивного и оздоровительного туризма к внесению посильного вклада в проведение крупных спортивных форумов, организуемых в регионе, и максимальное использование их для реализации задач отрасли и собственных профессиональных задач.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барабанов, А. Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности [Текст] / А. Г. Барабанов, А. П. Горячев, В. С. Никитин // Теория и практика физической культуры. 2006. - № 5. - С. 28-29.

2. Баюров, В. И. Основные принципы и понятийный аппарат внедрения информационных технологий в систему олим-

пийского образования студенческой молодежи [Текст] / В. И. Баюров, В. В. Вучева // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7-й Междунар. науч. конгр.; материалы конф. (24-27 мая 2003 г.). - М., 2003. - Т. 1. - С. 62-63.

3. Жильцов, Е. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: учебное пособие [Электрон. ресурс] / Е. Н. Жильцов, В. Н. Казаков. - М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=479869

4. Гостев, Р. Г. Государственное регулирование развития сети физкультурно-спортивных сооружений [Электрон. ресурс] / Р. Г. Гостев. - М.: Спортивная отрасль России. - Ежегодник, 2007. - № 2. Режим доступа: http://www.morvesti.ru/ archiveTDR/element.php?IBLOCK_ID=66

5. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004. - С. 464.

6. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие [Текст] / Л. И. Лубышева. - М.: Академия, 2001. - С. 240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Поликарпова, Г. М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. М. Поликарпова. - Великий Новгород, 2003. - С. 56.

aspects of process of increasing the readiness of specialists to participate in carrying out the large sport forums

T. Nesterenko, post-graduate student,

D. Kruzhkov, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

In the article are given substantial aspects of process of increasing the specialists' readiness to participate in carrying out the large sport forums in the field of sport tourism and their maximum usage for realization of society problems and own professional problems.

Key words: preparation of specialists in the field of sport tourism, carrying out the large sport forums, substantial aspects of process of increasing the specialist' readiness, pedagogical conditions of development of personal required properties and traits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.