тех пор, пока наши эмоции или желания не распознаются другими людьми, ...нормально желать информировать о них, о том, что мы ими обладаем» [6, 72].
На второй стадии принципиальных переговоров внимание партнеров сосредоточивается на интересах сторон, и выделяется круг возможностей получения результата. При этом формулировки уточняются вопросами, являющимися сигналами о непонимании адресатом сообщаемой информации и одновременно косвенной просьбой пояснить высказывание: «Если я правильно понял, то Вы хотели сказать.?», «Не могли бы Вы.?» [10, 123-124].
На заключительной стадии полученный результат обосновывается какой-то объективной нормой. Конкретные детали здесь вызывают доверие, придают вес утверждению. С этой целью можно пригласить партнера к ответной реакции, продемонстрировав ему свою открытость: «Поправьте меня, если я не прав.». Также важно обратить его внимание на то, что достигнутый результат ориентирован в будущее, представляет ценность для потомков, что объясняет в некоторой степени ограниченность нашего мышления и смягчает впечатление от неожиданного эффекта переговоров [7, 47]. Наконец, предложение о соглашении должно быть сформулировано таким образом, чтобы партнер сумел дать на него единственный утвердительный ответ. Принципиальные переговоры не допускают уловок, неуместных острот, грубости. Уважая друг друга, их участники дополняют доводы речевого партнера, если последний упустил в них выгодную для него сторону. Этот вид коммуникативного взаимодействия, безусловно, основывается на проявлении широкого ума, такта, душевного равновесия своих участников.
Следует подчеркнуть, что партнерство - это сотрудничество. Как коммуникативное взаимодействие, оно выражается в таких речевых формах, как обсуждение, совещание, дискуссия, переговоры. Они, в свою очередь, встречаются в многочисленных сферах современной общественной жизни и благодаря своему особому языковому выражению, особенно прагматической составляющей, способствуют эффективному решению разнообразных вопросов.
Список литературы
1 Бубер М. Диалог // М. Бубер. Два образа веры. М., 1995.
2 Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.
3 Васильев Л. Г., Пучкова Е. В. К прагматике аргумента-тивной ситуации // Прагматика языка и язык прагматики : материалы регион. науч. конференции / отв. ред.
Ф. А. Литвин. Орел, 2004.
4 Гадамер Х. -Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
5 Кошлякова М. О. О речевом аспекте имиджа //Русская речь. 2007. №2. С. 62.
6 Остин Дж. Л. Как совершать действия при помощи слов //Дж. Л. Остин. Избранное. М., 1999.
7 Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора. М., 2002.
8 Тарасов Е. Ф. и др. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.
9 Формановская Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998.
10 Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М., 2002.
11 Bollnow O.F. Sprache und Erziehung. Stuttgart, Berlin, Koeln, Mainz, 1966.
I
УДК 070.4
Д.Г. Ильиных
Курганский государственный университет
содержательная модель городской газеты «курган и курганцы» как отражение современных тенденций в муниципальной прессе
Аннотация. В статье рассматривается проблема формализации содержательной модели муниципальных газет как важный фактор повышения привлекательности прессы в глазах аудитории. Автор на основе данных опросов общественного мнения демонстрирует низкий уровень осведомленности редакции городской газеты «Курган и курганцы» об информационных предпочтениях своих читателей. Документально представленная содержательная модель СМИ может способствовать решению многих современных проблем местных изданий.
Ключевые слова: содержательная модель СМИ, муниципальная пресса, концепция СМИ, информационные потребности, портрет аудитории.
D.G. Ilinykh Kurgan State University
the conceptual model of the city newspaper «kurgan i kurgantsy»
as a reflection of contemporary trends in municipal press
Abstract. This paper addresses the problem of formalization of the content model of municipal newspapers as an important factor increasing the media attractiveness from the point of view of the audience. Using the opinion polls data the research shows that «Kurgan i Kurgantsy» editorial staff demonstrates lack of information about preferences of their readers. Documentally presented conceptual model of the media can contribute to solving current problems in the local mass media.
Keywords: conceptual model of the media, municipal press, concept of media, information needs, image of the audience.
ВВЕДЕНИЕ
Содержательная модель газеты - важнейший элемент долгосрочного моделирования средства массовой информации. В ней определяются цели и задачи издания, содержание его публикаций, основные тематические направления. Модель также отражает структуру материалов газеты - соотношение основных тематических направлений, публикаций, освещающих разные стороны жизни и предназначенные для всей аудитории издания или для каждой из ее основных групп. Также, как отмечает С.М. Гуревич, в содержательной модели определяется характер и роль материалов издания -информационных, аналитических и проблемных, критических и пропагандирующих положительный опыт, и соотношения между ними [1].
Исследователь Д. Мурзин справедливо отмечает, что в современных условиях жесткой конкуренции содержательная модель (или концепция) каждой газеты должна быть оформлена в виде официального документа, а не просто описана на словах, так как «модель - это совокупность стандартов качества» [3]. Однако несмотря на убедительные теоретические обоснования данного постулата далеко не в каждой муниципальной (районной или городской) газете это требование соблюдается. Более того, можно констатировать факт, что большинство изданий из категории муниципальной прессы это условие игнорируют, не считают обязательным (особенно это явление характерно для небольших регионов, территориально отдаленных от центральной России). В первую очередь это приводит к тому, что представление редакции газеты об информационных запросах аудитории и реальный интерес читателей значительно расходятся.
Основная масса муниципальных изданий в своей деятельности опираются на интуитивное знание аудитории, тогда как сегодня этого явно недостаточно. Условия свободного информационного рынка и повсеместного распространения интернет-связи требуют тщательного исследования портрета потребителя, его описания средствами социологии и маркетинга. В результате такого пренебрежения исследовательскими средствами формируются определенные типажи местных газет. В рамках данной научной работы мы более подробно остановимся на рассмотрении типичной концепции городской газеты на примере издания «Курган и курганцы».
1 Содержательная концепция городской газеты «Курган и курганцы» как типичный пример модели муниципальной прессы
Опираясь на терминологию О. Вороновой, типаж этого средства массовой информации можно определить как «говорящая голова или газета власти» [4]. Концепция такого издания определяется близостью к власти, основные герои газеты - представители власти, которые зачастую полностью контролируют содержание СМИ, запрещая публикацию любых критических материалов. Мы полагаем, что такая модель наиболее характерна для большинства официальных (т.е. тех, чьими учредителями и соучредителями являются органы власти разных уровней) муниципальных газет России, поскольку позиция строгого регулирования содержания подконтрольных СМИ наиболее характерна для отечественной журналистики еще со времен Советского Союза, что подтверждают многие отечественные исследователи - Я.Н. Засурский, Д. Мурзин, С.М. Гуревич и т.д. Основываясь на данном убеждении, мы рассматриваем содержательную модель газеты «Курган и курганцы» как типичную для региональной муниципальной прессы России.
12 _
Начнем характеристику содержательной концепции газеты «Курган и курганцы» с того, что документально она не оформлена и воспринимается сотрудниками СМИ на интуитивном уровне. То есть все журналисты примерно представляют, о чем можно, а о чем нельзя писать, но нигде не зафиксирована миссия издания, главные читательские интересы, информационные приоритеты, тематические и профессиональные табу и т.д. С одной стороны, такое положение вещей приводит к профессиональным конфликтам между руководством газеты и творческим коллективом, поскольку одной интуиции не всегда достаточно, чтобы точно уловить, какие темы и насколько подробно можно освещать на страницах СМИ. В результате готовые журналистские материалы могут так и не увидеть свет по настоянию редактора и/или учредителя. С другой стороны, журналисты, не видя портрет своего читателя, не знают, для кого и о чем им писать.
Поскольку содержательная модель газеты «Курган и курганцы» не оформлена документально, мы составили ее, основываясь на анализе публикаций данного издания, вышедших в свет в период с января 2014 по июнь 2015 года. Отметим, что мы формулируем основные положения содержательной модели с позиции читателя, а не редакции, т.е. отображаем реальный портрет газеты с точки зрения аудитории.
Газета «Курган и курганцы» как тип - это универсальное издание, ориентированное на местную тематику.
Миссия газеты - рассказать, как местные органы власти руководят городом.
Портрет читателя: мужчина старше 45 лет, живущий в Кургане, имеющий высшее образование и средний доход. Женат, имеет ребенка. Социально пассивен, предпочитает больше читать о прошедших мероприятиях, чем принимать в них участие. Прессу воспринимает в качестве источника информации о жизни города и советчика в определенных вопросах1.
Конкурентная среда отсутствует, т.к. в Кургане больше нет городских газет. В этой связи газета не стремится к разработке каких-либо конкурентных преимуществ.
Формула издания: газета выпускается трижды в неделю объёмом от восьми полос. Тираж около 7000 экземпляров. Территория распространения газеты - Курган, учредители - администрация г. Кургана, Курганская городская Дума и ООО «Редакция городской газеты "Курган и курганцы"». У газеты есть приложения информационно-развлекательного характера: «КиК на даче» - газета для садоводов и дачников, «КиК на диване» - информационно-развлекательное приложение с рекламным блоком.
Структура издания. Рубрикатор газеты носит достаточно свободный характер. Среди постоянных можно выделить раздел «Новости», которому всегда посвящена вторая полоса издания. Другие разделы носят очень общие названия - «Официально», «Подробности», «Общество», «Экономика» - и в меньшей степени привязаны к конкретным полосам. Некоторые рубрики встречаются в каждом номере («Власть», «Официально», «Документы», «Право» и т.д.), другие - в единичных случаях. При этом журналисты обычно присваивают подходящую рубрику уже готовому мате-
1 Портрет читателя приводится в кратком, обобщенном виде, поскольку целью данного исследования было в первую очередь проанализировать тематическо-содержательную концепцию газеты.
Вестник КГУ, 2016. № 1
риалу, а не наполняют специально какой-либо раздел (исключение - рубрика «Городской репортаж»).
Язык и стиль газеты характеризуется как литературно-официальный, с ориентацией на типичного читателя. При этом авторский стиль разных журналистов может значительно отличаться, редакция не стремится к стилистическому единообразию издания.
Тематическая палитра. На первом месте находятся публикации, посвященные деятельности представителей органов власти разных уровней (но в первую очередь городских). Также популярны следующие темы:
- работа правоохранительных органов;
- политическая деятельность;
- вопросы экономики;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- здравоохранение;
- культура;
- спорт;
- религия (преимущественно православие).
При этом большинство тем раскрываются через деятельность тех или иных руководящих лиц или с обязательным их комментарием. То есть в описании жизни города читатель газеты постоянно чувствует присутствие представителей власти.
Жанровая палитра. Преобладают информационные жанры - от хроники до репортажа и интервью.
В результате обобщения выявленных нами черт содержательной модели газеты «Курган и курганцы» мы получаем описанный нами ранее на основе терминологии О. Вороновой типаж «газеты власти». Заметим, что сегодня такая концепция является экономически невыгодной, поскольку не отвечает информационным запросам аудитории, что мы докажем в дальнейшем.
2 Тематические предпочтения читательской аудитории городской газеты
При отсутствии прямой конкуренции нельзя сказать, чтобы читатели газеты «Курган и курганцы» были удовлетворены таким положением вещей. Это утверждение мы можем подкрепить результатами исследований общественного мнения. В декабре 2012 года путем анкетирования читателей (по интернету и в ходе личного опроса) мы выясняли информационные потребности потенциальной аудитории данной газеты [2]. Выборка составила 100 человек, возраст опрошенных различный. С результатами и критериями проведенного исследования можно ознакомиться в таблице 1.
Таблица 1 - Исследование читательских мнений касательно информационного содержания газеты «Курган и курганцы»
Продолжение таблицы 1
что бы вы назвали
основным недостат-
ком газеты «КиК»?
А) чрезмерная по- 21 30 51
литизированность
публикаций
Б) низкая оператив- 3 4 7
ность материалов
В) низкий уровень 2 4 6
актуальности
Г) много официально- 9 13 22
сти, мало действую-
щих людей
Д) низкий уровень 2 2 4
профессионализма
журналистов
Таким образом, по данным на декабрь 2012 года, мы видим, что большинство читателей городской газеты г. Кургана «Курган и курганцы» (51 из 100 человек) не устраивает в первую очередь чрезмерная политизированность материалов. Еще 22 читателям из 100 не нравится большое количество официальной информации и недостаток «живых» людей на страницах издания. То есть в совокупности 73% (73 человека из 100 опрошенных) недовольны официально-политизированной манерой подачи информации в издании. Безусловно, во многом эта сторона работы городской газеты обусловлена позицией ее учредителя (администрация г. Кургана). Однако цифра недовольных членов аудитории при этом настолько велика, что задуматься необходимо и официальному учредителю.
Схожее исследование мы провели в мае 2015 года. Его результаты представлены в таблице 2 (выборка также составила 100 человек).
Таблица 2 - Изучение тематических предпочтений аудитории газеты «Курган и курганцы»
Вопрос Мужчины Женщины Всего
Публикации на ка-
кие темы вы хотели
бы видеть в газете в
большем объеме?
А) политика и экономи- 10 12 22
ка города и области
Б) мировые новости 2 5 7
В) происшествия, криминал, судебные дела 8 7 15
Г) интервью с интерес- 4 16 20
ными людьми
Д)зарисовки о простых 8 17 25
горожанах
Е) культура 2 4 6
Ж)спорт 3 2 5
Вопрос Мужчины Женщины Всего
Публикации на ка-
кие темы вы пред-
почитаете читать в
газете?
А) деятельность ор- 8 7 10
ганов власти
Б) новости экономики 7 3 10
В) информация пра- 7 7 14
вового характера
Г) ЖКХ 7 9 16
Д)образование 4 6 10
Е) культура 3 7 15
Ж) спорт 8 2 10
З)здравоохранение 4 8 12
И) религия 2 1 3
Каковы, на ваш
взгляд, причины
того, что некоторые темы слабо отра-
жены на страницах газеты?
А) редакция, жур- 11 20 31
налисты считают их
неинтересными
Б) сказывается влияние учредителя 7 3 10
В) недостаточное количество новостей в определенных сферах 9 6 15
Г) журналисты не знают, что эти темы интересны читателям 25 19 44
Данные этого исследования свидетельствуют о том, что читатели предпочитают в первую очередь новости из сферы ЖКХ, культуры, здравоохранения, охраны правопорядка, а деятельность органов власти интересует их наравне с экономикой, образованием и спортом. Исходя из этих результатов, мы можем сделать вывод о том, что количество публикаций о работе властных структур явно не должно значительно превышать объем новостей на другие темы.
Интересно мнение аудитории о том, почему журналисты не раскрывают в газете те или иные темы, которые нравятся читателям. Большинство уверены, что редакция газеты не знает, что какая-то тема будет интересна аудитории, а треть полагают, что журналисты руководствуются в работе в первую очередь личными вкусами. То есть три четверти опрошенных полагают, что редакция газеты «Курган и курганцы» в выборе тем для публикаций не интересуется мнением своих читателей. На наш взгляд, это свидетельствует о крайней степени разобщенности редакции данного издания и основных потребителей информационного продукта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, составленная нами содержательная модель газеты «Курган и курганцы», а также проведенные исследования общественного мнения наглядно демонстрируют основные проблемы современной муниципальной прессы в России, среди которых слабая связь редакции с аудиторией, ориентация на первоочередное удовлетворение запросов учредителя, отсутствие единой концепции развития издания. Актуализировать эти проблемы, а также наметить пути их решения можно при наличии профессионально составленной содержательной модели газеты. Для многих российских муниципальных газет сегодня это становится непременным условием выживания на рынке СМИ при сокращении государственных дотаций.
Список литературы
1 Гуревич С. М. Газета вчера, сегодня, завтра. М., 2004.
2 См. подробно Ильиных Д. Г. Информационный потенциал и диалоговые возможности региональных печатных средств массовой информации и сетевых версий изданий (на примере СМИ Уральского федерального округа) : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2014.
3 Мурзин Д. А. Содержательная модель издания. М., 2010. С. 24.
4 Типология периодической печати : учебное пособие для вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др. М, 2007. С.68-72.
14
С.В. Киселева
Национальный исследовательский университет,
г. Санкт-Петербург Ю.В. Сапронов Санкт-Петербургский государственный экономический университет
к вопросу о когнитивных поле образующих операциях
Аннотация. В настоящей статье рассматривается набор когнитивных операций, который человек использует для того, чтобы объединять знаки в поля. В свою очередь, эти когнитивные операции основаны на особенностях человеческого восприятия. Данный набор когнитивных операций может быть использован как средство для анализа семантического взаимодействия между лексическими единицами, состоящими в синтагматических и парадигматических отношениях.
Ключевые слова: когнитивная операция, поле, семантическое взаимодействие, синтагматические отношения, парадигматические отношения.
S.V. Kiselyova National Research University
Yu.V. Sapronov
Saint-Petersburg State University of Economics
FIELD FoRMING coGNITIVE
operations
Abstract. The article proposes a set of cognitive operations that people use to join signs into fields. These cognitive operations derive from the nature of human perception. This suggested set can serve as a tool to analyze semantic interaction between lexical units in syntagmatic and paradigmatic relations.
Keywords: cognitive operation, field, semantic interaction, syntagmatic relations, paradigmatic relations.
Как известно, когнитивная лингвистика, в отличие от других направлений лингвистики, основывается на положении о том, что человеческое мышление обусловливается особенностями человеческого организма. «Вероятно, наша интерпретация реальности в значительной мере опосредована природой наших тел» [5, 45]. Данное положение справедливо и относительно человеческого восприятия. В свою очередь, мышление и восприятие связаны с языком или с любой другой знаковой системой. «И здесь мы имеем «двустороннее движение»: изучая феномены языка, мы лучше понимаем феномены мышления; понимание же феноменов мышления способствует объяснению языка» [4, 146].
Знак не является чем-то абсолютным, он может существовать только относительно другого знака или знаков. Данную мысль Р Ленекер формулирует следующим образом: «к лингвистический системе относятся только те элементы (семантические, фонологические, и символические структуры), которые фактически выступают как части выражений» [6, 25].
Эта идея будет отражена нами с привлечением понятия «поле», а именно: знак существует только в поле. При этом полем для нас является то, что состоит из двух и более знаков.
Цел ь д а н н о й р а боты - представ ит ь ко гнити в н ые
Вестник КГУ, 2016. № 1