Научная статья на тему 'Содержание жизненного цикла развития семьи на каждом этапе брака'

Содержание жизненного цикла развития семьи на каждом этапе брака Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1606
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ / КЛАССИФИКАЦИИ СТАДИЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ БРАКА / CYCLE OF THE FAMILY DEVELOPMENT / CLASSIFICATIONS OF STAGES OF THE FAMILY RELATIONS / CRISIS PHENOMENA AT EVERY STEP OF MARRIAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шавшаева Марина Викторовна

Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, благополучной. Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. В статье автор рассматривает проблемы жизненного цикла развития семьи на каждом этапе брака. В статье представлен теоретический анализ содержания каждого этапа жизненного цикла семьи, нацеленный на изучение критических задач и проблем семьи, его развития, а также описаны основные негативные явления на каждом этапе брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание жизненного цикла развития семьи на каждом этапе брака»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РАЗВИТИЯ СЕМЬИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ БРАКА Шавшаева М.В. Email: Shavshaeva631@scientifictext.ru

Шавшаева Марина Викторовна - аспирант, кафедра психологии, Историко-социологический институт Мордовский государственный университет, г. Саранск

Аннотация: вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, - благополучной. Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной.

В статье автор рассматривает проблемы жизненного цикла развития семьи на каждом этапе брака. В статье представлен теоретический анализ содержания каждого этапа жизненного цикла семьи, нацеленный на изучение критических задач и проблем семьи, его развития, а также описаны основные негативные явления на каждом этапе брака.

Ключевые слова: понятие жизненного цикла семьи, классификации стадий семейных отношений, кризисные явления на каждом этапе брака.

CONTENT OF CYCLE OF THE FAMILY DEVELOPMENT AT EVERY STEP OF MARRIAGE Shavshaeva M.V.

Shavshaeva Marina Viktorovna - Postgraduate Student, PSYCHOLOGY DEPARTMENT, HISTORICAL AND SOCIOLOGICAL INSTITUTE, MORDOVIA STATE UNIVERSITY, SARANSK

Abstract: the issue of strengthening marriage and improving the marriage structure of the population is of overriding public importance in connection with the problem of fertility. The solution of such problems is impossible without studying the mechanisms of family relationships. For that reason, society is interested in strong, happy and morally healthy family. There are intense interest to problem of family and marriage due to several reasons. A third of all marriages are collapse.

The article is devoted to the problem of cycle of the family development at every step of marriage. The article presents the desktop analysis of content of each life-cycle stage of family, which meant to investigate the critical problems of the family, it's development. The article describes crisis phenomena at every step of marriage.

Keywords: cycle of the family development, classifications of stages of the family relations, crisis phenomena at every step of marriage.

УДК 159.99

Проблема изучения психологического содержания жизненного цикла семьи на разных этапах браках в настоящее время является достаточно актуальной.

В последние десятилетия институт брака, претерпел некоторые изменения. С одной стороны, социальная значимость брака снизилась, молодые люди не стремятся

регистрировать свои отношения официально, в связи, с чем все большую популярность приобретает такой вид взаимоотношений как «гражданский брак», который привлекателен тем, что предоставляет больше личной свободы, меньше обязательств перед партнером. Часто встречаются случаи полного отказа от брака, в пользу карьеры, либо с целью избегания зависимости добровольного рабства, как со стороны мужчин, так и женщин. С другой стороны, повысился интерес к эмоциональным аспектам взаимоотношений. К их психологическому содержанию, что побуждает партнеров обращаться к семейным психологам. Однако, для выстраивания более эффективных взаимоотношений, необходимо самому учиться их понимать и анализировать [5].

Большое значение в создании модели семейных отношений играет опыт общения родителей. Зачастую, в семейной жизни дети повторяют ошибки своих родных, и для того чтобы избежать этих ошибок, необходимо знать специфику развития семейных стадий. Существует несколько классификаций стадий жизненного цикла развития семейных отношений. Обобщив опыт зарубежных и отечественных психологов, можно выделить 6 стадий.

Жизненный цикл семьи - это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий [2].

Первую стадию условно, можно назвать «Молодое супружество». Эта стадия длится от 1-3 лет. На данном этапе молодые супруги, привыкают друг к другу, обустраивают совместный быт, как правило, проживают совместно с родителями одного из них. В дальнейшем появляется собственная жилплощадь, создается семейный быт, начинают вести домашнее хозяйство. Молодая пара формирует свой первый совместный жизненный опыт. Совместная жизнь требует больших моральных и психологических затрат, поэтому родители вынуждены поддерживать их.

Негативные явления на этом этапе отношений возникают после первого года супружеской жизни. Они связаны с принятие ответственности за продолжение отношений, адаптацией и привыканием супругов друг к другу, все это приводит к взаимным обвинениям и упрекам, из-за финансово-экономических трудностей, распределения обязанностей в семье и т.д.

Вторую стадию условно можно назвать «Семья с маленьким ребенком». Она длиться от 3до 6 лет. Супруги ожидают детей, с рождением которых появляются новые обязанности, требующие заботу и уход о них [3].

Негативные явления на этом этапе отношений возникают с появлением ребенка. Теперь у супругов новые роли, связанные с отцовством и материнством. Супружеская активность за пределами семьи - ограничивается, все внимание сосредотачивается на ребенке, возникают конфликты из-за перегруженности жены, муж выражает недовольство, что он стал фоном, а не главной фигурой. Супруги все меньше оказывают помощь и поддержку друг другу.

Третью стадию можно условно назвать «Супружество среднего возраста». Она длится от 6-16 лет. Этот этап совпадает с профессиональным становлением, характеризуется некоторой материальной стабильностью, независимостью от родителей. Дети вырастают, становятся более самостоятельными, контроль и опека со стороны снижается, и у родителей появляется больше свободного времени. Освободившись от домашних обязанностей, жена получает возможность отдавать больше времени профессиональной деятельности [2].

На этом этапе могут возникнуть следующие негативные явления. Наступает кризис середины жизни, меняется мировоззрение, личные задачи. В связи с ригидностью в отношениях, происходит потеря энергии и чувств у супругов, не реализуется потребность в глубине и содержательности отношений. В этот период мужчина приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин и на фоне не до понимания в семье, может завести любовницу или вторую семью.

Четвертую стадию условно можно назвать «Супружество зрелого возраста». Эта стадия наступает после 17 и продолжается до 25 лет [1]. Взрослые дети создают свои собственные семьи, и родители либо остаются одни, либо привыкают жить с их семьями, воспитывая внуков.

Из негативных явлений на этом этапе можно выделить следующее. Когда последний выросший ребенок покидает дом, родители остаются наедине, и им снова приходится перераспределять обязанности, пересматривать супружеские взаимоотношения, находить новые совместные увлечения, определять приоритеты и ценности, новые жизненные цели, адаптироваться к мысли о выходе на пенсию. Все возникающие в этот момент противоречия могут привести к распаду семейной жизни.

Пятую стадию условно можно назвать «Стадия пожилого возраста». Этот этап характеризуется проблемами, связанными со здоровьем, и как следствие, снижением деятельности в профессиональной сфере. Взаимоотношения становятся более стабильными, так как супруги нуждаются в помощи друг друга.

Негативные явления на этой стадии, характеризуются: 1) возможным возникновением конфликтов из-за совместного проживания с детьми и сужением социальных контактов. 2) Недопонимание и конфликты с детьми могут проецироваться на взаимоотношениях пожилых супругов, порождая различного рода разногласия [4]. Напряженные отношения пожилых супругов могут непроизвольно воздействовать на отношения детей в их семьях. Поэтому зачастую дети моделируют стиль родительских взаимоотношений, образуя «порочный круг».

Шестая стадия это трагическая фаза семьи. Наступает процесс старения и утраты прежних возможностей, прекращение профессиональной деятельности. Когда кто-то из супругов остается один после смерти супруга.

Негативные явления. В этот период появляется чувство одиночества, не востребованности в семье, в связи с прекращением трудовой деятельности, необходимостью находить новые интересы и смысл в жизни.

Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод, что процесс психологического содержания жизненного цикла семьи на разных этапах брака, является сложным и многоаспектным. Его анализ требует глубокого изучения и понимания основных этапов развития семьи, выявления негативных факторов, мешающих выстраивать психологически комфортные взаимоотношения между супругами. Необходимо отметить, что модели родительских отношений откладывают отпечаток на семейной сфере их детей. Как правило, дети транслируют стиль родительских взаимоотношений, повторяя те же самые ошибки [1]. Этот «порочный круг» можно попытаться разорвать, проанализировав свой и родительский стили семейных отношений. Проще такой анализ дается с помощью семейного психотерапевта. Но для начала неплохо самостоятельно найти и объяснить свои ошибки. Это поможет не просто их увидеть, но и осознать, чтобы избежать повторения в дальнейшем.

Список литературы /References

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ: Сер. 14. Психология, 1987. № 2. С. 18-26.

2. Андреева T.B. Психологические проблемы супружеских отношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 1999. № 20. С. 14-16.

3. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 352 с.

4. Витек К. Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. М.: Прогресс, 1988. 144 с.

5. Синицына Л.Н. Гендерные стереотипы и реальность современной культуры. М.: Наука, 2002. 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.