Содержание женского образования в профессиональных учебных заведениях... ББК 633(2)531-7
Е.А. Косетченкова
Содержание женского образования в профессиональных учебных заведениях России в конце XIX - начале XX в.
Ключевые слова', женское профессиональное образование.
Key words: female professional training.
Последняя четверть XX в. ознаменовалась признанием мировым сообществом возрастающей роли женщин во всех сферах человеческой деятельности. Будущее XXI в. - в руках образованных женщин. Составляя половину выпускников институтов и университетов, они играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. Структурные изменения российского правительства в 2007 г. показали, что женщины способны занимать высшие государственные должности. Так, министром экономического развития была назначена Эльвира Набиуллина, министром здравоохранения и социального развития - Татьяна Голикова. Губернатором Санкт-Петербурга была избрана Валентина Матвиенко. Женским лидером украинской политики является Юлия Тимошенко. Данный список можно продолжать и далее.
Получение женщинами профессионального образования является естественным процессом современного общества. Однако история женского образования свидетельствует о том, что для того чтобы добиться этого «естественного» процесса, женщинам пришлось пройти трудный путь.
В настоящее время реформы в сфере образования, затрагивающие проблемы содержания учебного и воспитательного процесса, от которых напрямую зависит качество образования, заставляют нас обратиться к историческому прошлому.
Актуальность вопроса определяется тем, что в современном российском обществе возрастает роль интеллектуального потенциала, доля которого в экономическом потенциале страны с каждым годом все более возрастает. Это порождает новые требования к рабочей силе, повышает значение процессов творчества и научной деятельности, создающих основную часть интеллектуального потенциала, одним из структурообразующих элементов которого является женская профессиональная и научная деятельность.
Природа профессиональной деятельности женщин в условиях личностно-ориентированного образования требует переосмысления структуры содержания женского профессионального образования. В связи с этим данная проблема приобретает в современных условиях общественную значимость, так как основные направления государственной политики в отношении
образования затрагивают интересы женщин как крупной социально-демографической группы, формируют их правовой и социальный статус, регламентируют взаимоотношения с обществом.
Разрабатывая программу реформирования женского образования, органы власти Российской империи исходили из необходимости формирования самостоятельной личности. В докладе министра A.C. Норова Александру II по этому вопросу, сделанному 5 марта 1856 г., говорилось: «Как развитие в массах народных истинных понятий об обязанностях каждого, так и всевозможные улучшения семейных прав и вообще всей гражданственности, на которые женщины имеют столь могущественное и неотразимое влияние, зависят от образования. Поэтому учреждение открытых школ для девиц в губернских и уездных городах и даже в больших селениях было бы величайшим благодеянием для отечества...» (цит. по: [1, с. 10]).
Вторая половина XIX - начало XX в. является важной вехой в развитии женского образования. Бурное развитие промышленности, складывание национальных государств, открытость общества, изменение роли личности поставило перед школой новые образовательные и воспитательные задачи. В XIX в. передовыми странами мира была определена стратегия развития просвещения - создание условий для реализации права человека на образование. Итогом развития общеобразовательной школы явилось принятие практически во всех экономически развитых странах Запада законов об обязательном начальном образовании, повышение его уровня, расширение содержания. Грамотность становится не только привилегией, но и настоятельной потребностью.
Под содержанием учебной работы понимается то, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. Это прежде всего система знаний и умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.
Чтобы определить содержание женского образования, необходимо изучить и проанализировать учебные планы и программы, по которым проходило обучение. Образовательные программы для девочек были в значительной степени урезанными по сравнению с мужскими учебными заведениями. Они отличались исключительной разнотипностью даже для училищ и школ, преследовавших одни и те же цели.
В некоторых низших профессиональных школах совершенно не преподавались общеобразовательные предметы. Многие предметы были направлены на обучение какому-нибудь ремеслу, т.е. девушки обучались исключительно практическим путем. Таким образом, низшие профессиональные учебные заведения старались дать воспитанницам разнообразные знания и умения исключительно по ремеслу.
Например, рассмотрим основные направления учебной работы женской практической школы сельского хозяйства и домоводства М.Н. Мариуц-Гриневой, находившейся в Киевской губернии [2, с. 14]. Цель школы состояла в том, чтобы подготовить работящих и знающих дело хозяек. Общеобразовательный курс отсутствовал. Специальные предметы следующие:
I. Сельское усадебное хозяйство:
- молочное хозяйство;
- уход за домашним крупным и мелким скотом;
- птицеводство;
- пчеловодство;
- прудовое рыболовство;
- огородничество и садоводство.
II. Домоводство:
- работы по уборке и содержанию в чистоте дома;
- мытье и уборка белья;
- приготовление различных кушаний;
- приготовление и сохранение запасов и выдача припасов;
- рукоделие и различные работы (переплёт книг, плетение корзин и т.д.);
- ведение простых домовых и сельскохозяйственных записей и книг;
- самые необходимые практические сведения по уходу за больными людьми, домашним скотом и птицей;
- обучение службе по домашнему и сельскому (усадебному) хозяйству.
Если ученица по окончании курса оставалась на три года при школе, то получала звание мастерицы той сельскохозяйственной отрасли, которой занималась.
Итак, видно, что в данной школе изучались лишь специальные предметы, требуемые для данной профессии.
Вместе с тем были и низшие профессиональные женские школы, где наряду со специальными предметами изучались и общеобразовательные, в той мере, в какой они требовались применительно к ремеслу.
Рассмотрим содержание образования Сходненской школы садоводства и огородничества, находящейся в Московской губернии [2, с. 5]. Во все время пребывания в школе ученицы обязаны были исполнять все садовые, огородные и ремесленные работы, которые будут им поручены в имении. Общее число рабочих часов в день, вместе с классными занятиями и при-
готовление уроков, не превышало для учениц 1-го класса - 10, а для учениц двух старших классов - 12 часов в день.
По общеобразовательным предметам повторялся курс начальных народных училищ с некоторыми дополнениями и объяснениями.
Содержание специальных предметов:
- необходимые для садовода и огородника сведения из естественных наук;
- учение о полезных и вредных для садоводства и огородничества растениях и животных;
- основные понятия по садоводству вообще, в особенности по плодоводству и огородничеству;
- краткие сведения по гигиене и уходу за больными;
- церковное пение.
Кроме того, ученицы знакомились с ведением метеорологических наблюдений.
Окончившие полный курс обучения получали аттестат за подписью учредителей школы, попечителя и управляющего. Об успехах как в пройденных ими предметах, так и в практических занятиях, причем в той отрасли, в которой ученица была наиболее сведуща, указывалось особо.
Анализ содержания образования в этой школе свидетельствует, что общеобразовательные предметы повторяют курс начальных народных школ с некоторым дополнением, курс средней школы отсутствовал.
В женские низшие профессиональные учебные заведения принимали девушек, окончивших начальную или двухклассную школу и желающих продолжить образование в учебном заведении профессионального характера. Так, если для девиц, окончивших двухклассные училища, выбор профессиональных школ был больше и поступить в них было легче (меньше конкуренции при поступлении), то лицам, имеющим свидетельства только начальной школы, выгоднее прежде всего было окончить двухклассную школу.
В эти школы учениц принимали в большинстве своем из городских бедных сословий и крестьян. В связи с тем, что грамотность среди этой категории лиц составляла около 5-8%, обучение это было вполне им доступно. Правительство придерживалось той мысли, что даже среднее образование, не говоря уже о высшем, является излишним для детей из народа. Так, определяя перспективы дальнейшего развития женского образования, «...правительство могло бы благосклонно относиться к учреждению в городах элементарных женских училищ и при них, а иногда и отдельно от них, профессиональных школ и курсов для приготовления лиц женского пола к тем профессиям, которые не требуют ни высшего, ни даже среднего образования» [3, л. 16-17об.].
Противники народного образования утверждали, что «школа портит крестьянина, что она выбивает его из колеи обыденной жизни и направляет на иные,
в большинстве нежелательные пути; крестьяне по выходе из школы будто бы бросают свое главное занятие - земледелие, делаются писарями, темными кляузниками, а затем собираются вообще бросить деревню, не принося последней ровно никакой пользы» [4, с. 303].
Таким образом, при рассмотрении учебных планов ремесленных учебных заведений и профессиональных школ прежде всего бросается в глаза ограниченность знаний, которые давались ученицам. Особенно это относится к наиболее распространенным низшим женским ремесленным школам: сельскохозяйственным, швейным, домоводства и др. На изучение общеобразовательных и специальных предметов в этих школах отводилось около 6% всего учебного времени [5, с. III]. При этом нужно иметь в виду очень скромный объем сведений из курса начальной народной школы большинства учащихся.
Так, в официальных учебных планах низших профессиональных учебных заведений отсутствовали такие учебные дисциплины, как родной язык, история и география, имеющие большое воспитательное значение. Хотя в резолюциях 2-го съезда русских деятелей по профессиональному образованию был записан поддержанный всеми участниками пункт: «Желательно, чтобы во всех профессиональных училищах и школах, с какой бы подготовкой они ни принимали учеников, преподавались русский язык и отечествоведение» [6, с. 14].
Иначе обстояло дело с содержанием образования в средних учебных заведениях - гимназиях.
Центральное место среди учебных дисциплин, в соответствии с государственной доктриной, занимал Закон Божий. В женской гимназии его изучали все семь лет, в среднем два урока в неделю. Изучение Закона Божьего начиналось в приготовительном классе с беседы о том, что такое молитва. Каждый учебный день в гимназии начинался с молитвы. Ученицы обязаны были являться к общей молитве в 8 часов 45 минут утра. Религиозное чувство старались укреплять даже принудительными мерами. Посещение всех церковных служб было обязательным. Ученицы обязаны были в воскресенье и праздничные дни, а также и вечером, накануне этих дней, посещать училищную церковь, а если таковой не было, то общественное богослужение [7, с. 48].
Одним из самых главных предметов был русский язык. Этот курс предусматривал не только получение знаний грамматики и орфографии. С 5-го класса ученицам преподавали «логический и стилистический разбор литературных произведений, некоторые знания по теории словесности (стилистика теории прозы и практические упражнения по ним), некоторые знания по логике» [8, с. 9].
В соответствии с программой Министерства народного просвещения ученицы гимназии выполняли
довольно много письменных работ: писали сочинения, эссе на темы, связанные с прочитанными произведениями, излагали свои рассуждения. Предметом их размышлений были произведения A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.
Математика предусматривала изучение арифметики (с приготовительного по IV класс), геометрии (V-VII классы) и алгебры (VI-VII классы).
География знакомила учащихся со сведениями как общего характера, так и отдельных материков, стран. Изучали предмет в I—IV, VII классах. В IV классе предусматривалось изучение географии Российской империи: «Устройство поверхности Европейской России: орошение, климат, почва, флора, фауна, население, административное деление». Гимназистки изучали основы физической и экономической географии. В VII классе программа по географии включала элементы астрономии. Изучавшие все годы христианскую модель мира на уроках Закона Божьего девочки теперь проходили такие темы, как «Вращение земли около оси... Звездные сутки. Видимое годовое вращение солнца. О календарях. О кометах...» и многие другие [8, с. 21].
Изучать историю начинали с III класса. Первый учебный предмет назывался «Эпизодическое положение русской истории с некоторыми дополнениями из всеобщей». В IV классе преподавали древнюю историю. Примечательно, что по программе предполагалось изучение положения женщины в Древней Греции и Риме («Положение женщины в Афинах. Положение женщины в цветущий период республики») [8, с. 23].
В VI-VII классах изучали российскую и всеобщую историю. Большое внимание в программе уделялось обзору политических событий. Социальноэкономическому развитию общества места в программе не нашлось.
С VI класса начиналось изучение естественной истории. Этот курс включал несколько современных предметов: ботанику (IV класс), минералогию (V класс), зоологию (VI класс). В VI-VII классах гимназистки знакомились с физикой.
Во всех гимназиях у девочек с I по VII класс были уроки рукоделия. У младших гимназисток они имели характер ручного труда. В старших классах девушки уже вполне самостоятельно могли шить постельное и нижнее белье.
Преподавание рукоделия было введено согласно Положению о женских гимназиях и прогимназиях [9]. В конце учебного года проходил экзамен по рукоделию под руководством начальника гимназии. Как в четвертных, так и в годовых ведомостях об успеваемости выставлялись баллы по рукоделию, также они указывались в аттестатах учениц, окончивших курс учения в VII классе (VIII класс был специальным - педагогическим, в который поступа-
ли по желанию). На перевод учениц из класса в класс, получение аттестата и наград баллы по рукоделию нисколько не влияли. Вскоре была выработана собственная программа обучения рукоделию. По новой программе предусматривалось увеличение знаний и умений по рукоделию, которые были немедленно применены на практике и дали положительные результаты. Также были предложены новые правила относительно проведения экзаменов по рукоделию. Воспитанницы каждого класса исполняли на испытаниях, назначаемых в конце учебного года перед экзаменами по другим учебным предметам, одни и те же заданные им рукодельные работы. Затем перед испытаниями учительница рукоделия должна была представить председателю педагогического совета несколько задач. Он делал из них выбор для экзаменуемого класса по соглашению с начальником гимназии и объявлял избранную задачу в классе перед самим испытанием. Помимо того, задачи по рукоделию могли быть предложены и начальником (начальницей) гимназии с ведома председателя педагогического совета. Познания учащихся оценивались принятыми в гимназии баллами. Если же ученица получала отметку «два», то ей назначалась переэкзаменовка по рукоделию после каникул. Баллы по этому предмету в VII классе непременно заносились в аттестат об окончании общеобразовательного курса.
Во многих гимназиях рукоделие как учебный предмет было поставлено очень хорошо. Большинство учениц интересовались этим полезным предметом и работали с большим желанием. В 1896 г. в Нижнем Новгороде была устроена всероссийская промышленно-художественная выставка, на которой существовал особый отдел, где ученицы из женских учебных заведений экспонировали образцы своего рукодельного искусства. Предоставить экспонаты в этот отдел выставки согласились очень многие женские гимназии. За выставленные работы присуждались почётные грамоты, дипломы, которые потом хранились в рукодельном классе гимназии.
Содержание учебного процесса на примере женской гимназии имени С.П. Фон-Дервиза [10] представлено в приложении.
Мы можем сделать вывод о том, что в процессе обучения в гимназии по данной программе воспитанницы наряду с общеобразовательными усваивают и профессиональные знания. Девочки приобретают практические умения и навыки различных видов кройки и шитья, легкого платья, белья и верхней одежды, конструирования выкроек, изучают элементы товароведения, а также некоторые виды изящных рукоделий.
Получив такое образование, девушки могли работать учителями по рукоделию.
Помимо этого, получить профессию девушка могла также в педагогическом классе гимназии, сдав в той же гимназии специальный экзамен на звание
домашней учительницы или учительницы начальной школы. В 1874 г. правительство приняло специальное Положение о педагогических классах [9, т. XL, IX]. В связи с этим документом в гимназиях открывался дополнительный педагогический класс. Учебный курс включал в себя следующие предметы:
Общеобразовательный курс: Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, история, география, естествоведение, арифметика и геометрия, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, танцы. В некоторых гимназиях были организованы занятия гимнастикой [11, с. 108].
Из числа этих предметов обучение французскому и немецкому языкам, а также танцам может быть и необязательным для всех учениц.
Специальный курс: начала педагогики, методика начального обучения.
В основу подготовки учащихся здесь была положена разработанная в 1870 г. К.Д.Ушинским Программа педагогики для специальных классов женских учебных заведений [12, с. 292], что, несомненно, благотворно сказалось на качестве этой подготовки. Значительно более высокий общеобразовательный уровень и основательные теоретические знания по специальности выгодно отличали выпускниц гимназий от воспитанниц учительских семинарий. По данной программе увеличивалось количество часов на практические занятия по педагогике. Например, предусматривались изучение педагогических приемов посредством наблюдений во время присутствия на уроках опытных преподавателей; педагогическая практика (занятия с отстающими и малоподготовленными воспитанниками младших классов).
Выпускные экзамены включали: 1) устные ответы по разработанным вопросам; 2) сочинение на педагогическую тематику ; 3) практическую часть: проведение урока с классом по избранной специальности.
Главная учебно-воспитательная цель заключалась в том, чтобы способствовать «возведению женщины, матери и воспитательницы на ту высоту умственного уровня, на которой позволительно и желательно видеть женщину во всяком образованном обществе» [13, с. 83].
Учебно-воспитательная работа в гимназиях была основана на Правилах внутреннего распорядка, выработанных И.А. Вышнеградским [14, с. 14] в 1859 г. Правила подняли авторитет учителя, сделав его, а не классную даму (как это было в институтах благородных девиц) центральной фигурой в классе. В Правилах по-новому был поставлен вопрос о дисциплине и взаимоотношениях между преподавателями и учащимися. Институтской муштре, наказаниям, унижающим человеческое достоинство ребенка, была противопоставлена дисциплина, основанная на интересах ребенка. Правила являлись не только
теоретическими установками в воспитательной работе среди учащихся гимназий. Это была конкретная практическая линия, которая осуществлялась в процессе всей учебно-воспитательной работы.
Воспитание нужных нравственных качеств проводилось как в процессе преподавания, так и через некоторые внеучебные и внешкольные мероприятия. Все они были направлены на утверждение и поддержание в сознании подрастающего поколения теории официальной народности. Самодержавие, православие, народность оставались незыблемыми основами идеологии империи.
Внеучебные мероприятия заключались в проведении вечеров, посвященных юбилейным датам общегосударственного характера или датам рождения и смерти деятелей науки, литературы, истории и пр. Для каждого вечера вырабатывалась соответствующая программа, состоящая из сольных песен, декламации стихотворений и постановки отрывков из драматических произведений известных писателей [15, с. 159]. Например, одна из программ 1909 г. в курской Мариинской гимназии содержала следующие номера [15, с. 89]:
ОТДЕЛЕНИЕ I
1. Декламация ст. «Василий Шибанов» гр. А. Толстого ученицей VII класса.
2. Игра на рояле одной из сонат Бетховена ученицей VI класса.
3. Хор из оперы «Фауст».
4. И фа на скрипке ученицы VI класса.
ОТДЕЛЕНИЕ II
1. Игра на рояле в шесть рук.
2. Чтение поэтической прессы преподавателем гимназии.
3. Игра на гитаре и мандолине.
4. Лекция преподавателя A.A. Танкова из истории гимназии.
5. Игра на рояле баронессы Е.К. Рауш-фон-Траутенберг.
Эти внеклассные мероприятия имели огромное воспитательное значение. Они способствовали формированию у учащихся эмоциональных и эстетических основ становления гражданственности, развивали творческую самодеятельность учениц, их сотрудничество со взрослыми.
Вечера проводились и для развлечения один-два раза в полугодие. Иногда устраивали платные вечера с танцами для каких-либо благотворительных целей.
Одним из самых любимых вечеров была рождественская ёлка. Воспитанницы наряжали ёлку, готовили своими силами праздничную программу, украшали зал гирляндами, разноцветными флажками, самодельными игрушками [15, с. 159].
Число гимназисток, мечтавших о получении высшего образования, неуклонно росло. Мотивы для получения высшего образования, сформулированные гимназистками, вполне соответствовали гражданскому идеалу служения обществу. Девушки хотели после окончания гимназии продолжать свое образование дальше, чтобы достичь возможного развития, стать вполне развитой личностью, жить сознательной жизнью, принимать участие в общественной жизни.
Кратко рассмотрим порядок обучения на высших женских курсах, например Бестужевских в Санкт-Петербурге. Курсы были открыты в составе трех отделений: словесно-исторического (историкофилологического), физико-математического (естественного) и специального математического. Был установлен трехлетний срок обучения, с 1881 г. -четырехлетний. Обучение велось по традиционной курсовой системе с обязательной сдачей переводных экзаменов в конце учебного года.
Основной формой обучения на курсах были лекции, посещение которых являлось обязательным. Кроме лекций, проводились практические занятия, в первое время необязательные для слушательниц. К чтению лекций и проведению практических занятий руководство Бестужевских курсов привлекало ведущие научные силы Петербурга. Здесь преподавали А.Н. Бекетов, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов и многие другие выдающиеся русские ученые и педагоги. Многие из них работали на курсах безвозмездно.
В 1882 г. состоялся первый выпуск слушательниц Бестужевских курсов. Курсы окончило 176 человек, из них 95 - по словесному отделению и 81 - по физикоматематическому [16, с. 107].
В целом учебно-воспитательный процесс в женских профессиональных учебных заведениях в исследуемый период не был окончательно оформленным, завершенным и находился в стадии становления и развития. Вместе с тем исследование показало, что он развивался в правильном направлении и совершенствовался параллельно с развитием и укреплением всей системы женского профессионального образования пореформенной России.
Библиографический список
1. Кузьменко, Д.П. Народное образование в России в царствование Дома Романовых / Д.П. Кузьменко // Россия в ее прошлом и настоящем. - М., 1914.
2. Златоверховников, Н.И. Учебные заведения Курской и соседних губерний / Н.И. Златоверховников. - Курск, 1911.
3. Российский государственный исторический архив (РГИА).-Ф. 733.-Оп. 193.
4. Белоконский, И.П. Народное начальное образование в Курской губернии / И.П. Белоконский. - Курск, 1897.
5. Низшие ремесленные школы / Министерство народного просвещения ; Отд. пром. училищ. - СПб., 1909.
6. 2-й съезд русских деятелей по профессиональнотехническому образованию. Секция III средних и низших технических и ремесленных училищ. - М., 1898. -Ч. II.
7. Веселов, А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования/ А.Н. Веселов. -М., 1961.
8. Елизаветинская женская гимназия с правами гимназии Министерства Просвещения при Доме воспитания. - М., 1904.
9. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ).
- Собрание II. - Т. ХЬУ. - 1870. - СПб., 1874.
10. Женские училища ведомства Министерства народ-
Программа рукоделий.
Научно-ремесленное отделение
Первый класс:
Вязание крючкам—2 часа в неделю. Исполнение следующих видов вязания: глухие петли, столбики без накида, с одним, двумя, тремя накидами, дырочки, простое тунисское вязание и вязание вкось, тамбурное шашечками и с мушками, тамбур снопиками, клетчатый, звездочками и фестоны. Башмачок с кисточкой и с помпоном. Шапочка. Снимание кружев с рисунка.
Вязание на спицах - 2 часа в неделю. Исполнение вязаний: рябое и гладкое, резинка, шашечки, вязание двойной пятки, простое английское вязание и двойное, кольчужное, звездочки, дырочки, вязание с прибавкой петель. Носок или чулок.
Шитье белья - 4 часа в неделю. Исполнение различных швов: по прямой нитке вперед иголкой, назад иголкой, французский шов по прямой нитке и по косой, простой рубец, английский шов по прямой нитке и по косой, глухая строчка и сквозная, сшивание кромки через край, складки по прямой нитке и сквозные, ажурная строчка, сборка, петля прорезная и воздушная, елочка. Применение пройденных швов на вещах.
Русское шитье - 2 часа в неделю. Исполнение следующих швов: вперед-назад иглой, полукрест, крест маленький и большой, острые двухсторонние фестоны, узор прямыми стежками и простежкой, тамбурный шов, русская гладь. Узоры крестом по рисунку. Вышивание различных вещей.
Починка белья и штопка — 1 час в неделю. Заплата на гладкой материи, на клетчатой и полосатой. Простая штопка, клетчатая, кипорная в 2 цвета и белая, чулочная штопка.
Шитье гладью на клеенке - 2 часа в неделю. Простая гладь, фестончатая, простежка, мушки, насыпь и узелки.
Филейная работа - 2 часа в неделю. Вязание сетки.
Второй класс:
Шитье белья - 4 часа в неделю. Повторение всех швов на более тонком материале, применение пройденных швов на вещах. Знакомство со швейной машиной.
Починка белья и штопка - 1 час в неделю. Чулочная штопка, снимание штопок по рисунку, шерстяная штопка и штуковка, пришивание пуговиц и крючков.
Изящные работы - 3 часа в неделю. Вышивание простежкой, русской гладью и работы ровными швами по канве, легкий шов и гладь шелком на материи.
Шитье гладью на пяльцах - 2 часа в неделю. Петельный шов, простая гладь с крапинками кордонэ, промежутки,
ного просвещения в губерниях С.-Петербургского учебного округа / сост. П. Максимович. - СПб., 1865.
11. Женское образование. - 1891. -№1.
12. Джуринский, А.Н. История педагогики : учеб. пособие / А.Н. Джуринский. - М., 1999.
13. Христофорова, Н.В. Женские гимназии в России / Н.В. Христофорова// Педагогика. - 1998. -№4.
14. Бородин, А.П. И.А. Вышнеградский/ А.П. Бородин. -М., 1895.
15. Танков, A.A. Исторический очерк Курской Мариинской гимназии / A.A. Танков. - Курск, 1911.
16. С-Петербургские высшие женские курсы за 25 лет. 1878-1903 : очерки и материалы. - СПб., 1903.
Приложение
мушки, дырочки, части, входящие в состав буквы; буквы, цифры, насыпь, узелки, монограммы и фестоны.
Филейная работа — 2 часа в неделю. Вышивание по рисунку.
Третий класс:
Шитье белья — 6 часов в неделю. Исполнение заказов и готовых вещей простого дамского, детского, постельного и столового белья. Шитье руками и на машине.
Шитье платьев - 7 часов в неделю. Шитье кармана, исполнение следующих швов: потайного, распошивки и надреза лифа, пришивание планочки для косточки, пришивание крючков и петель, вметывание прорезных петель на шерстяной материи. Шитье юбки без подкладки.
Шитье гладью - 4 часа в неделю. Исполнение простых меток красной и белой бумагой. Шитье простых решеток по батисту.
Изящные работы - 5 часов в неделю. Вышивка шелком по полотну, сукну или шелковому материалу. Накладное шитье. Разные швы.
Кройка белья - 2 часа в неделю. Сорочка, панталоны, юбка, кофта и чепчик.
Четвертый класс:
Кройка белья - 2 часа в неделю. Повторение пройденного. Сорочка на кокетке, ночная сорочка, длинная юбка с воланом, юбка с трэном, матинэ и лифчик.
Шитье белья - 5 часов в неделю. Исполнение заказов дамского и детского белья.
Вышивание гладью - 3 часа в неделю. Исполнение заказов по метке различного белья.
Кройка платьев—2 часавнеделю. Детские вещи: английская кофточка, юбочка, матросский костюм для мальчика и девочки, английское платьице, пальто, французская кофточка, тужурка. Лиф, юбка и рукав для подростка. Дамский лиф с одним бочком.
Шитье платьев -6 часов в неделю. Исполнение заказов дамских и детских вещей.
Цветоделие - 5 часов в неделю. Обивка проволоки, приготовление лепестков, тычинок, бутонов, листьев, составление цветков. Цветы: незабудка, ландыши, сирень, лютики, нарциссы, лилии, Иван-да-Марья, фиалки, яблочный цвет, альпийские фиалки, гелиотроп, овес, колосья, шиповник, розы, резеда.
Ученицы этого класса разделялись на две группы, из которых каждая по неделе занимается в портной мастерской
шитьем платья и по неделе в белошвейной мастерской шитьем белья и вышиванием гладью. Кройкой платьев и белья обе группы занимаются вместе еженедельно.
Пятый класс:
Кройка белья - 3 часа в неделю. Повторение пройденного. Мужское белье: сорочка, ночная сорочка, кальсоны, косоворотка. Постельное белье: простыни, наволочки и пододеяльники. Детское белье: распашонка, сорочка, панталоны, кофточка и юбочка с лифчиком, нагрудники, чепчики, чехол и матрасик для грудных детей.
Шитье белья - 3 часа в неделю. Исполнение заказов мужского, дамского и детского белья.
Вышивание гладью - 3 часа в неделю. Исполнение заказов на различные нарядные и сложные метки.
Кройка платьев - 2 часа в неделю. Лиф с двумя бочками, бальный лиф, лиф на неправильную фигуру и на полную, фигаро, рукава и воротники, матинэ, капот. Юбка полуколо-кол и со шлейфом; жакеты: свободный, в талию, с широкой спинкой для худенькой особы, отделка лифа по журналу из марли, ротонда с одним швом, с двумя швами и мантильи. Примерка верхних вещей из марли.
Шитье платьев - 5 часов в неделю. Исполнение заказов на детские и дамские и верхние вещи.
Программа рукоделий
Специально-ремесленное отделение
Состоит из двух групп - старшей и младшей.
СТАРШАЯ ГРУППА:
Портняжное отделение - 30 часов в неделю. Курс одно-
летний по программе III, IV, V классов. Занятия ежедневно с 10 до 16 часов. Кройка платьев 4 часа в неделю, шитье -36 часов.
Модное отделение — 20 часов в неделю. Составление выкроек для фасонов, форма детского капора, формы детской матросской шапочки, детской восьмиугольной шапочки, английская шляпа с полями, амазонка, дамская шляпа для пожилой особы. Муфта и шапка. Форма наколки и дамского чепчика. Отделка перечисленных фасонов материями, барашком, бархатом. Отпаривание бархата, завивка перьев и другое. Пришивка каркаса к касторовым шляпам. Сшивание фасонов из широкой соломки. Гарни-ровка соломенных шляп лентами, газом, цветами и другими отделками. Отделка шляп тюлевых, из кружев и цветов. Приготовление формы для абажура и отделка абажуров из бумаги и шелковой материи. Банты, галстуки дамские и мужские различных фасонов.
Цветоделие - 10 часов в неделю. Лилии, фуксии, орхидеи, хризантемы и другие цветы. Цветы с натуры. Составление корзин и букетов. Шляпы из цветов.
МЛАДШАЯ ГРУППА:
Белошвейное отделение - 42 часа в неделю. Ученицы младшей группы проходят курс в течение четырех лет по программе шитья белья и вышивки гладью всех классов школы. Занятия проводились с 9 до 17 часов. Кройка белья
- 2 часа в неделю, шитье белья - 16 часов, вышивка гладью
- 8 часов, изящные работы - 2 часа, штопка и починка - 2 часа, рисование - 2 часа.