Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»'

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурашова Наталья Сергеевна

На основе анализа выпускных квалификационных работ студентов Новосибирского государственного педагогического университета, подготовленных на кафедре социально-культурной и библиотечной деятельности за последние 5 лет, рассмотрены механизмы выбора проблемы исследования, особенности формулирования темы в соответствии с современными запросами профессиональной отрасли и полученными в ходе обучения компетенциями. Систематизированы ключевые направления студенческих работ, посвященные организационным, содержательным аспектам и технологическим процессам социально-культурной сферы, продюсированию культурных событий, маркетинговым исследованиям культурно-досуговых услуг и продуктов, социально-культурному проектированию, характеристике форм и средств социально-культурной деятельности, выявлению особенностей досугового времяпрепровождения определенных возрастных категорий. Уделено внимание базам исследования - типам учреждений социально-культурной сферы и видам культурно-досуговых формирований. Установлено, что в последнее время наблюдается интерес студентов к новым форматам и технологиям, связанным с развитием творческих инициатив, реализацией деятельности экспериментальных творческих лабораторий, поиском способов преодоления социального одиночества. К перспективным следует отнести исследования по проблемам развития креативных индустрий в сфере культуры, использованию социально-культурных технологий в формировании культурного брендинга региона. Важно как можно раньше мотивировать студентов к выбору проблематики исследования и ее изучению в учебной и внеучебной деятельности. Совершенствованию исследовательских компетенций может способствовать комплексная тема, в рамках которой обучающиеся получают доступ к результатам опытно-экспериментальной работы кафедры, совместным программам исследования и вносят вклад в изучение проблемы на уровне бакалаврских, магистерских выпускных квалификационных работ, в дальнейшем диссертаций и постдиссертационных изысканий, участвуя в формировании научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурашова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE FINAL QUALIFICATION THESIS OF THE STUDENTS OF THE STUDY PROGRAM «SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES»

The article describes the role of final qualification thesis in professional self-determination of the students of study program “Social and cultural activities” and investigates a choice mechanism of the research problem as well as particularities of theme formulation of the thesis in accordance with modern needs of professional field and competencies acquired during the studying. A current research is based on final qualification thesis of the students of department Social and cultural and library activities of the Novosibirsk state pedagogical university over the last five years. The key topics of the final thesis are systemized and categorized as following: organizational and content aspects and technological processes of social and cultural sphere, activity and cultural event management, marketing research of cultural and leisure products and services, social and cultural design, characterization of forms and means of social and cultural activities, and particularities of leisure time spending for different age groups. Also, the types of social and cultural institutions and kinds of cultural and leisure formations as research bases are in the focus of the article. Recently the students showed their interest to new forms and technologies connected to development of art initiatives, realization of experimental art labs activities, and search for some methods of social loneliness overcoming. We evaluate such research of creative industries development in cultural sphere and usage of social and cultural technologies to form a cultural brand of a region as very promising as it could be practiced. As a result, we developed recommendations for improving the final qualification thesis met the interests of both professional field and study program goals. It is especially important to rise a motivation of early choice of the research field for the students and is studying in both academic and extracurricular activities. A complex topic improves research competencies of the students because of getting access to the resource base, results of experiments, and cooperation research programs. In addition, it improves the problem research in bachelor and master thesis as well as PhD and postdoctoral research forming academic and scientific schools.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»»

УДК 378.146.26:374.7

Н. С. Мурашова

Содержание выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность»

На основе анализа выпускных квалификационных работ студентов Новосибирского государственного педагогического университета, подготовленных на кафедре социально-культурной и библиотечной деятельности за последние 5 лет, рассмотрены механизмы выбора проблемы исследования, особенности формулирования темы в соответствии с современными запросами профессиональной отрасли и полученными в ходе обучения компетенциями. Систематизированы ключевые направления студенческих работ, посвященные организационным, содержательным аспектам и технологическим процессам социально-культурной сферы, продюсированию культурных событий, маркетинговым исследованиям культурно-досуговых услуг и продуктов, социально-культурному проектированию, характеристике форм и средств социально-культурной деятельности, выявлению особенностей досугового времяпрепровождения определенных возрастных категорий. Уделено внимание базам исследования - типам учреждений социально-культурной сферы и видам культурно-досуговых формирований. Установлено, что в последнее время наблюдается интерес студентов к новым форматам и технологиям, связанным с развитием творческих инициатив, реализацией деятельности экспериментальных творческих лабораторий, поиском способов преодоления социального одиночества. К перспективным следует отнести исследования по проблемам развития креативных индустрий в сфере культуры, использованию социально-культурных технологий в формировании культурного брендинга региона. Важно как можно раньше мотивировать студентов к выбору проблематики исследования и ее изучению в учебной и внеучебной деятельности. Совершенствованию исследовательских компетенций может способствовать комплексная тема, в рамках которой обучающиеся получают доступ к результатам опытно-экспериментальной работы кафедры, совместным программам исследования и вносят вклад в изучение проблемы на уровне бакалаврских, магистерских выпускных квалификационных работ, в дальнейшем диссертаций и постдиссертационных изысканий, участвуя в формировании научных школ.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, социально-культурная деятельность, компетенции, мотивация студентов, научно-исследовательская деятельность студентов

Natalya S. Murashova

Content of the final qualification thesis of the students of the study program «Social and cultural activities»

The article describes the role of final qualification thesis in professional self-determination of the students of study program "Social and cultural activities" and investigates a choice mechanism of the research problem as well as particularities of theme formulation of the thesis in accordance with modern needs of professional field and competencies acquired during the studying. A current research is based on final qualification thesis of the students of department Social and cultural and library activities of the Novosibirsk state pedagogical university over the last five years. The key topics of the final thesis are systemized and categorized as following: organizational and content aspects and technological processes of social and cultural sphere, activity and cultural event management, marketing research of cultural and leisure products and services, social and cultural design, characterization of forms and means of social and cultural activities, and particularities of leisure time spending for different age groups. Also, the types of social and cultural institutions and kinds of cultural and leisure formations as research bases are in the focus of the article. Recently the students showed their interest to new forms and technologies connected to development of art initiatives, realization of experimental art labs activities, and search for some methods of social loneliness overcoming. We evaluate such research of creative industries development in cultural sphere and usage of social and cultural technologies to form a cultural brand of a region as very promising as it could be practiced. As a result, we developed recommendations for improving the final qualification thesis met the interests of both professional field and study program goals. It is especially important to rise a motivation of early choice of the research field for the students and is studying in both academic and extracurricular activities. A complex topic improves research competencies of the students because of getting access to the resource base, results of experiments, and cooperation research programs. In addition, it improves the problem research in bachelor and master thesis as well as PhD and postdoctoral research forming academic and scientific schools.

Keywords: final qualification thesis, social and cultural activities, competencies, student motivation, research activities of students DOI DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-87-93

Выпускная квалификационная работа (в дальнейшем ВКР) является итогом всего процесса обучения. Она выполняется на базе универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, полученных обучающимся в процессе освоения образовательной программы. Текст и защита ВКР позволяют комплексно оценить уровень их сформированности и готовность выпускника к профессиональной деятельности.

В научно-методической литературе ВКР уделяется большое внимание. Рассматриваются аспекты, связанные с процессом создания работы в контексте организации исследовательской деятельности студентов, а также практико-ориентированного обучения и подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности; с выявлением особенностей ВКР обучающихся разных уровней; с определением роли научного руководителя; с формированием системы оценочных средств с точки зрения компетентностно-ориентирован-ного подхода; с распространением авторского права на ВКР; с применением дистанционных образовательных технологий в подготовке ВКР.

Отдельного интереса заслуживает проблема выбора тематики и содержания ВКР. В материалах Р. А. Алиева и А. А. Авраменко [1], Е. И. Дезы [2], Е. Ю. Качановой [3], А. Н. Малявиной [4], В. Н. Михелькевича и П. Г. Кравцова [5], Д. Б. Никуличевой [6], Ю. И. Петрова [7], В. В. Смеюхи [8], А. В. Шитова и Е. В. Мердеше-вой [9] рассматриваются принципы отбора содержания ВКР, выполняемых по различным профилям педагогического образования, техническим специальностям, естественным наукам, информатике, филологии, рекламе и связям с общественностью, библиотечно-ин-формационной деятельности. В то же время данная проблема не получила освещения в отношении ВКР по направлению «Социально-культурная деятельность». Однако определение специфики содержания ВКР является важной практической задачей, решение которой позволит повысить эффективность подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы.

В целях осмысления роли ВКР в профессиональной идентификации обучающихся в статье рассматриваются механизмы выбора проблемы исследования, особенности формулирования темы ВКР в соответствии с современными запросами социально-культурной сферы и полученными в ходе обучения компетенциями.

Материалом статьи явились ВКР студентов кафедры социально-культурной и библи-

отечной деятельности Новосибирского государственного педагогического университета. Требования к ВКР регламентированы рядом документов: стандартом НГПУ «Выпускная квалификационная работа» [10], основной профессиональной образовательной программой [11], рабочей программой государственной итоговой аттестации [12]. ВКР должна представлять законченное исследование по теме, обусловленной содержанием образовательной программы, учитывать специфику направления и профиля подготовки; иметь регламентированную структуру (как правило, состоять из теоретической и прикладной глав), достаточный объем авторского текста, который устанавливается вузом (в НГПУ - не менее 50% в бакалаврских работах и 70% в магистерских диссертациях); быть оформленной в соответствии с установленными требованиями. ВКР должна включать элементы научного исследования и свидетельствовать об умении обучающихся работать с информационными источниками, проводить сбор данных на основе опросов, наблюдений, эксперимента, анализировать, систематизировать, интерпретировать фактический материал, предлагать способы решения выявленной проблемы, логично излагать текст, используя научный стиль написания и корректность цитирования, отличаться адекватностью используемых методов, достоверностью и обоснованностью выводов. ВКР должна обеспечивать закрепление академической культуры и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в одной из профессиональных областей:

- история, теория и методика социально-культурной деятельности;

- социально-культурный менеджмент и маркетинг;

- творческо-производственные процессы в учреждениях культуры, индустрии досуга;

- социально-культурное творчество в сфере досуга, рекреации и туризма;

- культурно-воспитательная деятельность и дополнительное образование детей и взрослых.

Значимость ВКР как средства государственной итоговой аттестации требует внимательного отношения к выбору проблемы и темы исследования, от которых во многом зависит инициативность, прилежание обучающихся и, как следствие, результат. Поэтому необходимо с самого начала мотивировать студента, учитывая его интересы, приобретенный опыт, перспективы дальнейшей профессиональной деятельности. Выбор проблемы исследования помогает выпускнику найти себя в

избранной сфере, открыть новые возможности, что весьма важно в профессиональном самоопределении.

ВКР может выполняться на основе данных, полученных в ходе прохождения практик, написания курсовых работ, участия в проектах, творческих акциях. Активизации инициативы студентов способствуют заявки профильных учреждений на проведение маркетинговых исследований, организацию культурных событий, помощь в их реализации. Безусловное воздействие оказывают традиции, сложившиеся на выпускающей кафедре, круг проблем, отражающих научные интересы преподавателей, которые привлекают студентов к совместной деятельности, выступлению на научных конференциях и подготовке публикаций. Некоторые определяются с проблематикой будущих ВКР в период работы над мероприятиями, в которых они принимают участие как помощники организаторов, ведущие, аниматоры, сценаристы, режиссеры, актеры и т. д.: это могут быть форумы, концерты, театрализованные программы, конкурсы, фестивали, которые проходят на базе кафедры, факультета/института, вуза, а также в рамках городских, национальных, международных акций. Таким образом, ВКР может и в идеале должна базироваться на материалах, полученных студентами в течение всего периода обучения.

Поскольку одним из ключевых требований, предъявляемым к ВКР, является актуальность изучаемой проблемы, то важно при выборе темы обращать внимание на ее соответствие современным исследовательским задачам, обусловленным текущим положением дел в отрасли, возможностью использовать полученные результаты на практике.

Специфика студенческих работ определяется уровнем образования. У бакалавров тексты менее масштабны, имеют выраженный прикладной характер, базируются на обобщении сравнительно небольшого количества информации. Магистерские диссертации отличаются самостоятельностью, более объемными материалами исследования, достаточно развитой методологической и историко-теоретиче-ской базой. Формулировки тем бакалаврских и магистерских работ могут существенно не дифференцироваться, различия проявляются в глубине и многоаспектности осмысления анализируемой проблемы, привлечении массива используемых ресурсов, уровне обобщения полученных результатов и перспективах видения продолжения изучения. ВКР, как правило, имеют практико-ориентированную направленность, что согласовывается с индикаторами до-

стижения компетенций, в том числе, связанных с трудовыми функциями, зафиксированными в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки. Поэтому в темах зачастую содержится указание на практические операции исследования; это находит выражение в определенном круге устойчивых лексем, используемых в названиях ВКР.

Одной из них является лексема «организация», центрирующая разнообразную проблематику исследований социально-культурной сферы. Ее распространенность объясняется тем, что среди типов задач профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС, имеется организационно-управленческий. В формулировках тем может быть указание на организацию досуга какого-либо субъекта социально-культурной деятельности («Организация досуга молодых семей в сельском Доме культуры»), деятельности конкретного формирования («Организация деятельности хореографической студии в условиях внебюджетного финансирования»), мероприятия определенного типа и формы («Организация фестиваля самодеятельного творчества для людей старшего поколения»). Если речь идет о какой-либо театральной форме, то как вариант используется выражение «организация и постановка», т. е. исследовательские задачи расширяются («Организация и постановка спектаклей как направление культурно-досуговой деятельности в Центре детско-юношеского творчества»).

В том случае, когда автор ставит целью раскрыть своеобразие организационных подходов, в качестве уточняющих могут использоваться лексемы «специфика» и «особенности», например: «Специфика организации и проведения фестиваля национальных культур», «Особенности организации профессиональных праздников». Отличительные организационные принципы иногда проявляются на уровне функционирования («Специфика функционирования клубных молодежных формирований»), деятельности творческого формирования («Специфика деятельности самодеятельного фолк-рок коллектива»), режиссерского решения мероприятия («Специфика режиссуры концертной программы, посвященной юбилею Дворца молодежи»), разработки формы досу-гового времяпрепровождения («Специфика разработки и проведения театрализованных экскурсий»).

Если в работе представлен алгоритмизированный цикл организации, создания, проведения, реализации, реконструкции какого-либо мероприятия, в качестве опорного используется понятие «технология»: «Технология создания

анимационных программ для молодежи», «Технологии организации и проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню города». В темах, посвященных социально-культурным технологиям, могут упоминаться конкретные их разновидности: «Рекреационно-оздорови-тельные технологии в организации культурно-досуговых программ», «Применение игровых и анимационных технологий в работе с дошкольниками», «Использование квест-технологий в досуговой деятельности школьников». Возможности и особенности применения социально-культурных технологий рассматриваются в аксиологической плоскости («Формирование семейных ценностей средствами социально-культурных технологий»); в проектной деятельности («Технологии создания и продвижения социально-культурных проектов для молодежи»); в сфере продюсирования и менеджмента («Еуеп1:-технологии в продюсировании социально-культурных проектов», «Применение БММ в организации работы со зрителем»); в художественно-творческих процессах, связанных с постановкой спектаклей, созданием анимационных программ, реконструкцией праздников, театрализацией.

Изучение процессов продюсирования и арт-менеджмента получило преломление на примере конкретных мероприятий и событий (рок-фестиваля, конкурса семейного экранного творчества и др.), социокультурных проектов, а также деятельности творческих организаций и коллективов (агентства праздников, центра современного танца, студии эстрадного вокала, музейного биеннале, молодежного рок-ансамбля).

Системному рассмотрению организационных аспектов социально-культурной сферы посвящены исследования, представляющие модель деятельности какого-либо структурного образования в совокупности принципов и содержания его работы, особенностей функционирования: «Модель центра анимационной педагогики», «Модель деятельности детского досугового центра», «Модель функционирования свадебного агентства».

Одним из самостоятельных направлений научно-практических разработок будущих менеджеров и продюсеров стали маркетинговые исследования, базирующиеся на анализе отрасли в целом и работе отдельных культурно-до-суговых учреждений, нацеленные на развитие культуры и продвижение культурно-досуговых услуг и продуктов. Такого рода работы нередко создаются по заявкам организаций, региональных и муниципальных органов власти: «Деятельность МКУ "Мининский МЦК" по ор-

ганизации культурно-досуговой деятельности подростков», «Анализ деятельности клубных и кружковых формирований домов культуры Тогучинского района Новосибирской области», «Анализ деятельности Новосибирского областного Российско-Немецкого Дома по развитию социального партнерства средствами куль-турно-досуговых мероприятий», «Творческие конкурсы для молодежи: анализ и перспективы развития в Новосибирской области»; «Продвижение культурно-досуговых услуг для детей (на примере деятельности эко-лофта "Арка")». Примерами работ, связанных с продвижением культурных событий определенного типа, являются такие, как «Организация и продвижение мероприятий в сфере фотографии», «Организация и продвижение культурно-досуговых мероприятий как имиджевой составляющей театра».

Следующая группа проблем связана с изучением содержания деятельности культур-но-досугового формирования: театрального клуба, клуба эстрадного вокала, студенческой театральной студии, детской цирковой студии, фольклорного ансамбля и пр.

Достаточно большой круг работ посвящен характеристике форм и средств социально-культурной деятельности, выявлению компонентов и направлений досугового времяпрепровождения. Приведем некоторые формулировки: «Празднично-игровая программа (фестиваль молодежного творчества/массовые мероприятия/интеллектуальные игры и пр.) как форма организации досуга»; «Фестивальное движение как средство социокультурного развития молодежи»; «Художественно-творческая (либо концертно-выставочная/проектная/ волонтерская и пр.) деятельность как одно их направлений работы культурно-досугового учреждения». В некоторых исследованиях раскрываются педагогические возможности средств и форм социально-культурной деятельности в воспитательном процессе, в развитии культурных ценностей, смыслов, норм и моделей поведения. В качестве примеров перечислим следующие: «Фестиваль русской традиционной культуры как средство патриотического воспитания молодежи», «Формирование и развитие досуговой активности детей и подростков в условиях культурно-развивающей практики учреждений дополнительного образования», «Развитие социально-культурной активности пожилых людей в процессе творческой деятельности», «Формирование корпоративной культуры средствами социально-культурной деятельности».

В ряде случаев определяющее значение в выборе проблематики научных студенческих

работ имеют базы исследования. Под базой мы понимаем социально-культурное пространство конкретных муниципальных образований, включая их внутреннюю дифференциацию (сельское поселение, сельский район, городское поселение, в том числе малый город, исторический город, мегаполис, внутригородская территория), типы учреждений социально-культурной сферы, виды культурно-досуговых формирований.

В студенческих работах фигурируют разнообразные типы учреждений, их выбор в качестве базы исследования зависит от ряда факторов: место прохождения профессиональной практики, место трудоустройства, привлекательность, популярность и как следствие -желание работать в такого рода организации и др. Чаще всего базами прикладной части исследования являются дома культуры, куль-турно-досуговые центры, молодежные центры, учреждения дополнительного образования, детские оздоровительные лагеря, национально-культурные центры.

Достаточно распространены муниципальные центры культуры, образовательные организации различных типов (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, ссузы и вузы), парки культуры и отдыха, праздничные агентства, музеи. Наконец, в качестве исследовательских баз выступают библиотеки, театры, религиозные организации, летние профильные площадки, детские игровые центры, спортивные центры, цирк, тематический парк. Таким образом, студентами изучается деятельность государственных, муниципальных и частных учреждений и общественных организаций, представляющих сферы культуры и образования, индустрии досуга и развлечений.

Среди наиболее востребованных культур-но-досуговых формирований можно выделить клубные и кружковые формы, любительские хореографические, театральные, фото и киностудии, а также студию эстрадного вокала, арт-кафе, театр танца, частную филармонию.

К весьма распространенному направлению студенческих научно-практических работ относится изучение организационных и содержательных аспектов социально-культурных мероприятий, отличающихся разнообразием форм. Наибольшее внимание получили следующие:

- концертная, театрализованная, праздничная, анимационная, игровая, конкурсная программы и их микстовые разновидности (празднично-игровая, театрализованно-концертная, конкурсно-игровая программы;

- различные виды фестивалей (рок-фестиваль, тату-фестиваль, экологический

фестиваль, спортивный фестиваль, фестиваль молодежного творчества, фестиваль самодеятельного творчества для людей старшего поколения, фестиваль детско-юношеского и семейного экранного творчества, фестивальные мероприятия этнокультурной направленности: детский фольклорный, национальных культур, русской традиционной культуры, наконец, фестивали, приуроченные к каким-либо событиям, например, к Дню защиты детей, Оctoberfest);

- фестиваль-конкурс (вокальный, национальных культур);

- творческие конкурсы, в частности, поэтические, хореографические, театральные;

- праздники, среди которых лидируют народные (русская Масленица, татарский Сабантуй, казахский Наурыз), детские (в первую очередь, Новый год и День защиты детей), государственные (День Победы) и приуроченные к Дням города или сельского поселения;

- юбилеи города, села, организации;

- семейные праздничные торжества (свадьба, дни рождения), а также концертно-выставочные события, интеллектуальные игры, флэш-мобы, квесты, спектакли, театрализованные экскурсии, мероприятия в сфере фотографии.

Из средств социально-культурной деятельности уделяется внимание театрализации, элементам традиционной обрядности, детскому фольклору, фитнес-анимации. Кроме того, можно упомянуть изучение возможностей про-фориентационной деятельности в культурно-досуговой сфере.

Будущим специалистам социально-культурной отрасли нужно уметь работать с разными демографическими группами населения. Из возрастных категорий в ВКР предпочтение отдается детям и молодежи. Дети по убывающей интереса представлены следующими группами: дошкольники, подростки, школьники в целом и разделенные на младших и старших. Молодежь может быть дифференцирована на студентов, молодые семьи, сельскую молодежь. Популярны в исследованиях смешанные демографические группы: дети и взрослые, дети и молодежь, семья, в том числе многодетная. Заметно меньшим вниманием пользуется старшее поколение.

Актуальность разработки социально-культурных проектов в современных условиях мотивирует студентов на научное творчество в этой сфере. Вот лишь некоторые из ее аспектов: социокультурное проектирование как фактор успешного развития культурной индустрии; роль социально-культурных проектов в орга-

низации культурно-досуговой среды города; грантовая поддержка проектов; полный технологический цикл (от концепции - к реализации проекта); разработка благотворительных проектов, например, для людей с ограниченными возможностями здоровья и др.

Поднимаются в ВКР и малоизученные, а потому сложные для исследователя-студента проблемы, связанные с профессиональными аспектами работы специалистов отрасли: влияние гендерных факторов на содержание деятельности организаций социально-культурной сферы, система поддержки кадров, улучшение качества жизни населения средствами досуга.

Анализ тем ВКР позволяет сделать следующие выводы и сформулировать рекомендации.

Темы ВКР соотносятся как с традиционными, так и с инновационными направлениями в изучении социально-культурной деятельности. В последнее время наблюдается все больший интерес студентов к новым форматам и технологиям в организации культурных событий и проведении мероприятий,связанных с развитием творческих инициатив, реализацией деятельности экспериментальных творческих лабораторий, поиском современных способов преодоления социального одиночества через цифровые и реальные досуговые коммуникации. Заметно внимание обучающихся к поиску обновления содержания деятельности клубных формирований. Интересуют их финансовые аспекты организации и функционирования государственных и частных культурно-досуговых институций, возможности привлечения средств для проектов и акций, как следствие - внимание к нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность учреждений культуры, национальным проектам, фондам и грантам, ориентированным на поддержку досуговой сферы.

К перспективным направлениям следует отнести студенческие исследования по таким проблемам, как развитие креативных инду-стрий в сфере культуры, досуговые технологии в культурном туризме, формирование культурного брендинга региона. Создание студентами научных работ в рамках выделенных актуальных векторов изучения социально-культурной деятельности своевременно, поскольку могло бы найти применение в практической сфере.

Необходимо постоянно совершенствовать методические подходы по созданию ВКР, чтобы они отвечали запросам профессиональной отрасли и задачам образовательной программы. Важно как можно раньше мотивировать обучающихся к выбору проблематики исследования и ее многоаспектного изучения в таких различ-

ных видах учебной и внеучебной деятельности, как прохождение практик с дальнейшим анализом и систематизацией полученного опыта при составлении отчета и представления результатов на итоговых конференциях, написание и защита курсовых работ, подготовка докладов для выступления на научных конференциях, публикаций тезисов и статей, выполнение заданий в рамках самостоятельной работы по учебным дисциплинам, организация и проведение мероприятий.

Развитию исследовательских компетенций обучающихся могла бы способствовать комплексная тема в рамках стратегического научного направления, участвуя в которой студенты получают возможность использовать имеющуюся ресурсную базу, достигнутые результаты опытно-экспериментальной работы; осуществлять совместные программы исследования; четко представлять перспективы дальнейшего изучения проблемы на уровне бакалаврских, магистерских ВКР и возможных в дальнейшем диссертаций и постдиссертационных изысканий, что способствовало бы формированию научных школ со своими приоритетами в выборе объекта изучения и методологическими принципами его осмысления.

Список литературы

1. Алиев Р. А., Авраменко А. А. Выпускные квалификационные работы бакалавров экологов-международников: влияющие на выбор факторы и анализ их предпочтений // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 1. Ш1_: https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN120.pdf (дата обращения: 21.04.2021).

2. Деза Е. И. Содержание выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 1. С. 80-83.

3. Качанова Е. Ю. Выпускная квалификационная работа как показатель способности и готовности бакалавра библиотечно-информационной деятельности к аналитической и управленческой работе в современных условиях (на примере Хабаровского государственного института культуры) // Сборник материалов международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры. Казань: Казан. гос. ин-т культуры, 2019. С. 401-406.

4. Малявина А. Н. Бакалаврская работа лингвиста-переводчика: выбор темы и решение проблемы мотивации // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2020. № 2. С. 146-154.

5. Михелькевич В. Н., Кравцов П. Г. Выбор тематики, структуры и содержания выпускной квалификационной работы в условиях неопределенности // Человек в усло-

виях неопределенности: сб. тр. Самара: Самар. гос. тех. ун-т, 2018. Т. 2. С. 147-150.

6. Никуличева Д. Б. Выпускная квалификационная работа как зеркало профессиональной компетенции переводчика: размышление об итогах «круглого стола» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 138-145.

7. Петров Ю. И. Подготовка выпускных квалификационных работ бакалаврами направлений подготовки прикладная информатика и бизнес-информатика // Прикладные аспекты математических и информационных технологий в образовании и науке: материалы науч.-метод. семинара. Иркутск: Иркут. гос. аграр. ун-т им. А. А. Еже-вского, 2017. С. 119-128.

8. Смеюха В. В. Выбор темы ВКР: профессиональные приоритеты студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» // III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации: докл. и материалы Общерос. (нац.) науч. конф. М.: Моск. гуманит. ун-т, 2020. С. 431-437.

9. Шитов А. В., Мердешева Е. В. Информационные и методические особенности обеспечения тематики выпускных квалификационных работ студентов // Научный вестник Горно-Алтайского государственного университета. Горно-Алтайск, 2020. № 15. С. 42-44.

10. Выпускная квалификационная работа: Требования. Стандарт организации (СТО СМК НГПУ 700244-0103-2019). Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2019. 38 с. URL: file:///C:/Users/User/Desktop/%D0%A1%D0%A2%D0%9E%20 700244-0103-2019_%D0%92%D0%9A%D0%A0_%D0%B8%D 0%B7%D0%BC3.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

11. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования: направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2020. 11 с. URL: https:// static-web.nspu.ru:83/0H/000020421_000000050.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

12. Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты: рабочая программа гос. итоговой аттестации: направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2018. 28 с. URL: https://www.nspu.ru/sveden/education/rpd_list. php?up=000016869 (дата обращения: 20.04.2021).

Referenses

1. Aliev R. A., Avramenko A. A. Final qualification works of bachelor's degree students of International Ecologists: factors influencing the choice and analysis of their preferences. The world of science. Pedagogy and psychology. 2020. 1 (8). URL: https://mir-nauki.com/ PDF/46PDMN120.pdf (accessed: Apr.21.2021) (in Russ.).

2. Deza E. I. Content of final qualification works of bachelors and masters of pedagogical education. Pedagogical education and science. 2015. 1, 80-83 (in Russ.).

3. Kachanova E. Ju. Final qualification work as an indicator of the ability and readiness of a bachelor of library and information activities for analytical and managerial work in modern conditions (on the example of the Khabarovsk State Institute of Culture). Collection of materials of the international summit on culture and education, dedicated to the 50th anniversary of the Kazan State Institute of Culture. Kazan: Kazan State Inst. of Culture, 2019. 401-406 (in Russ.).

4. Maljavina A. N. Bachelor's work as a linguisttranslator: the choice of a research polytechnic univ. Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy. 2020. 2, 146-154 (in Russ.).

5. Mihel'kevich V. N., Kravcov P. G. The choice of the subject, structure and content of the final qualification work in the conditions of uncertainty. Man in the conditions of uncertainty: a coll. of works. Samara: Samara State Technical Univ., 2018. 2, 147-150 (in Russ.).

6. Nikulicheva D. B. Final qualification work as a mirror of professional competence of the translator: reflection on the results of the «round table». Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanities. 2018. 1, 138-145 (in Russ.).

7. Petrov Ju. I. Preparation of final qualifying works by bachelors in the areas of training applied informatics and business informatics. Applied aspects of mathematical and information technologies in education and science: materials of a sci. and method. seminar. Irkutsk: Irkutsk State Agrarian Univ. named after A. A. Yezhevsky, 2017. 119-128 (in Russ.).

8. Smejuha V. V. Choosing the topic of the WRC: professional priorities of students of the training direction «Advertising and public relations». III Moiseyev Readings: Culture and Humanitarian Problems of Modern Civilization: reports and materials of the All-Russ. (nat.) sci. conf. M.: Moscow Univ. for the Humanities, 2020. 431-437 (in Russ.).

9. Shitov A. V., Merdesheva E. V. Information and methodological features of providing the topics of final qualifying works of students]. Scientific Bulletin of the Gorno-Altaisk State University. Gorno-Altaisk, 2020. 15, 42-44 (in Russ.).

10. Final qualification thesis: Requirements. Organization Standard (STO SMK NSPU 700244-0103-2019). Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical Univ., 2019. 38 URL: file:///C:/ Users/User/Desktop/%D0%A1%D0%A2%D0%9E%20 700244-0103-2019_%D0%92%D0%9A%D0%A0_%D0%B8% D0%B7%D0%BC3.pdf (accessed: Apr.21.2021) (in Russ.).

11. The main professional educational program of higher education: the direction of training 51.03.03 Socio-cultural activities. Novosibirsk: Novosibirsk state ped. univ., 2020. 11. URL: https://static-web.nspu.ru:83/0H/000020421_000000050. pdf (accessed: Apr.20.2021) (in Russ.).

12. Defense of the final qualifying work, including preparation for the defense procedure and the defense procedure: the work program of the state final certification: direction of training 51.03.03 Socio-cultural activities. Novosibirsk: Novosibirsk state ped. univ., 2018. 28. URL: https:// www.nspu.ru/sveden/education/rpd_list.php?up=000016869 (accessed: Apr.20.2021) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.