Научная статья на тему 'Содержание цели уголовного наказания «Исправление осужденных»'

Содержание цели уголовного наказания «Исправление осужденных» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1052
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / PURPOSE OF CRIMINAL PUNISHMENT / CORRECTION OF THE CONVICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалов Дмитрий Игоревич

Рассматриваются вопросы содержания цели уголовного наказания «исправление осужденных». Излагается мнение автора по поводу решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the purpose of criminal punishment «correction convicts»

In article the questions of the content of the purpose of criminal punishment «correction of convicts». It is proposed to the opinion of the author to address the problems identified.

Текст научной работы на тему «Содержание цели уголовного наказания «Исправление осужденных»»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 4 (49). С. 217-219.

УДК 343

СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ «ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ»

THE CONTENT OF THE PURPOSE OF CRIMINAL PUNISHMENT «CORRECTION CONVICTS»

Д. И. КОНОВАЛОВ (D. I. KONOVALOV)

Рассматриваются вопросы содержания цели уголовного наказания «исправление осужденных». Излагается мнение автора по поводу решения выявленных проблем.

Ключевые слова: цели уголовного наказания; исправление осужденных.

In article the questions of the content of the purpose of criminal punishment «correction of convicts». It is proposed to the opinion of the author to address the problems identified. Key words: purpose of criminal punishment; correction of the convict.

Одной из целей наказания, закреплённой в ч. 2 ст. 43 УК РФ, является исправление осужденных. Наказание - и потенциальное, и применяемое реально - является одним из ведущих средств государственной уголовной политики, мощнейшим правовым инструментом в борьбе с преступностью, во многом обеспечивающим выполнение задач уголовного закона. Именно за наказанием признаётся роль основного средства реализации уголовной ответственности. В ч. 1 ст. 73 УК РФ говорится о возможности применения условного осуждения (наиболее часто применяемой уголовно-правовой мере) в случае, если суд придёт к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. Тем самым особо упоминается одна из целей, законодательно определённых для наказания, - исправление осуждённого [1].

Однако законодатель не даёт определения данной цели в самом Уголовном кодексе. Вопросам исправления осужденных посвящена обширная научная литература, авторы которой порой высказывают диаметрально противоположные суждения по содержанию самого понятия «исправление», а также

о возможности достижения исправления осужденных и критериях исправления.

Представляется необходимым остановиться на этой проблеме, так как данное понятие, будучи по своей сути психолого-педагогической и социально-правовой категорией, вместе с тем является ключевым для решения ряда именно уголовно-правовых вопросов, влияющих на содержание статуса осужденных.

Историко-сравнительный анализ этого понятия позволяет лишь дать общий вывод: исправление осужденного есть категория изменчивая, не имеющая чётко устоявшихся признаков этого явления. Русское дореволюционное уголовное законодательство не предусматривало специальной нормы, определявшей цели наказания. Однако, как известно, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. [2] уже из названия самих наказаний указывало на определённый процесс исправления, которому, видимо, были подчинены наказания исправительные. В свою очередь, ст. 4 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 октября 1924 г. указывала, что меры социальной защиты преследуют,

© Коновалов Д. И., 2016

Д. И. Коновалов

в частности, цель исправительного трудового воздействия на осуждённых [3].

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. (ст. 20) указывали на цель «исправления и перевоспитания осужденных в духе частного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития» [4]. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 2 июля 1991 г., которые не вступили в юридическую силу, уже указывали лишь на исправление осуждённых, отказавшись от цели перевоспитания [5].

Действующее уголовное законодательство (ч. 2 ст. 43 УК РФ) традиционно называет цель исправления осуждённого, но также не раскрывает её содержания. Уголовно -исполнительное законодательство (ч. 1 ст. 9 УИК РФ) содержит так называемое уголовно-исполнительное понятие «исправление осуждённого». В. Н. Орлов предлагает в полной мере распространить его на уголовно-правовое исправление [6]. Вместе с тем, так как исправление осуждённых - это психолого-педагогическая категория, соответственно, к ней должны быть применены определения из этих областей знания.

В педагогике чаще оперируют понятием «коррекция» (буквально - «исправление») -система педагогических мер, направленных как на исправление отдельных дефектов, так и на целостное влияние на личность в целях достижения положительного результата [7]. В психологии возможность исправления основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды [8]. Таким образом, в педагогике и психологии понятие «исправление» связано с изменениями психологических и морально-нравственных качеств личности и коррекцией предшествующего результата воспитания.

Отметим, что с 2010 г. государство в ряде нормативных актов в качестве ведущих задач в сфере исполнения наказаний определило изменение идеологии применения основных средств исправления осуждённых в местах лишения свободы именно с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки к жизни в обществе,

а также разработку форм проведения воспитательной работы, организацию образовательного процесса и трудовой занятости осуждённых в новых условиях отбывания наказания [9].

В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «исправление» трактуется как «улучшение, изменение, исправляющее что-нибудь, поправка» [10]. В современной уголовно-правовой и пенитенциарной науке существуют два основных подхода к понятию исправления: 1) нравственное исправление осуждённых и 2) юридическое исправление осуждённых [11].

Нравственное исправление понимается как изменение у осужденных искаженных ценностных ориентаций, обуславливающих правонарушения, на позитивные ориентации [12]. Юридическое исправление означает, что у лица, совершившего преступление, происходит переориентация противоправного поведения на законопослушное. На нравственный и юридический аспекты исправления указывали и другие исследователи проблемы. В частности, профессор И. С. Ной под моральным исправлением понимал «такую переделку личности осуждённого, при которой нового преступления он не совершит не из-за страха перед наказанием, а потому что это оказалось бы в противоречии с его новыми взглядами и убеждениями» [13].

Нравственное воспитание - это высокая педагогическая категория, которая предполагает и соответствующую педагогическую её составляющую. В педагогике нравственность сводится к нормам и правилам, регулирующим отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующим или тормозящим их поведение и деятельность

[14]. Профессор Н. Ф. Кузнецова и ряд других исследователей рассматриваемой проблемы под «исправлением» также понимают нравственное и юридическое исправление

[15]. По мнению М. С. Гринберга, цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития [16].

Говоря об исправлении осужденного, прежде всего надо иметь в виду нравственное исправление, поскольку нельзя добиться юридического исправления без изменения

Содержание цели уголовного наказания «исправление осужденных»

сознания человека, его морально-нравственных воззрений.

В действующем же УИК РФ, говорится скорее не о собственно понятии исправления осуждённых как об определённом итоге воспитательного воздействия, а о процессе осуществления исправления: «формирование», «стимулирование», а не достижение конкретного, определённого результата, которое должно достигаться путём изменения психологических и морально-нравственных качеств личности.

Вышеизложенное позволяет определить исправление осужденных как изменение у осуждённых искажённых ценностных ориен-таций, обуславливающих правонарушения, произошедших в результате комплексного воспитательного воздействия в период отбывания наказания, в результате чего их поведение становится социально адаптивным.

При этом понятие исправления осужденных должно быть в первую очередь закреплено в УК РФ, а затем уже регламентировано в уголовно-исполнительном законодательстве.

1. Степашин В. М. Специальные правила назначения наказания : монография. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. - С. 228 ; Степашин В. М. Основания назначения условного осуждения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. -2014. - Т. 10. - № 1. - С. 71.

2. Уложение о наказаниях уголовных исправительных // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 т. и 4 доп.). -СПб., 1907. - С. 3.

3. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР. - М., 1924. - Отдел первый. - Ст. 204.

4. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик // Ведомости ВС СССР. - 1959. - № 1. - Ст. 6.

5. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик от 2 июля 1991 г. // Ведомо-

сти Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1991. - № 30. -Ст. 862.

6. Орлов В. Н. Уголовное наказание: понятие, цели, система, объекты и субъекты : монография. - М. : Изд-во МГЮА имени О. Е. Ку -тафина, 2011. - С. 130.

7. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1991. - С. 11 ; Не-мов Р. С. Психология : пособие для учащихся. - М. : Просвещение, 1995. - С. 184.

8. Васильев В. Л. Юридическая психология. -СПб. : Питер, 2002. - С. 606.

9. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : ООО «ИТИ Технология», 2003. - С. 254.

11. Ферри Э. Уголовная социология / сост. и пре-дисл. В. С. Овчинского. - М. : ИНФРА М, 2005. - С. 23.

12. Анисимков В. М., Капункин С. А., Рыбак М. С. Уголовно-исполнительное право: курс лекций / под ред. В. М. Анисимкова. - Саратов : СГАП, 2001. - С. 21 (автор главы -

B. М. Анисимков) ; РыбакМ. С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях : учебно-методическое пособие. - Саратов : СГАП, 1998. - С. 4.

13. Ной И. С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. - Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1973. - С. 114.

14. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Ралацевич. - Минск : Современное слово, 2001. - С. 495.

15. Кузнецова Н. Ф. Понятие и цели наказания. -СПб. : Юридический центр Пресс», 2008. -

C. 744 ; Зубкова В. И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. -М. : Норма, 2002.

16. Гринберг М. С. Понятие наказания в уголовном праве // Вестник ОмГУ Серия «Право». -2009. - № 3. - С. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.