Научная статья на тему 'Содержание социальной компетентности в образовательном процессе высшей школы'

Содержание социальной компетентности в образовательном процессе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
348
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE STRUCTURE / SOCIAL COMPETENCE COMPONENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова А.А.

Проблематика исследования социальной компетентности как современного феномена является актуальной и востребованной, поскольку определяет критерии успешности личности во всех сферах жизнедеятельности. В рамках нестабильных условий современного социокультурного пространства, представляется целесообразным определиться с вопросом сущности данной дефиниции, структурой и условиями её формирования в образовательном пространстве высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPETENCE CONTENT IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL

The problem of social competence studying as a modern phenomenon is relevant and useful, because defines the success criteria of the individual in all life spheres. As part of unstable conditions of modern social and cultural space, it is advisable to decide on the question of definition essence, structure and conditions of its formation in high school educational space.

Текст научной работы на тему «Содержание социальной компетентности в образовательном процессе высшей школы»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-204-207

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Новикова А. А.

ORCID: 0000-0001-8393-5554, Тюменский индустриальный университет (филиал в г. Тобольске), г. Тобольск, Российская Федерация

Проблематика исследования социальной компетентности как современного феномена является актуальной и востребованной, поскольку определяет критерии успешности личности во всех сферах жизнедеятельности. В рамках нестабильных условий современного социокультурного пространства, представляется целесообразным определиться с вопросом сущности данной дефиниции, структурой и условиями её формирования в образовательном пространстве высшей школы.

Ключевые слова: социальная компетентность; структура социальной компетентности; компоненты социальной компетентности.

SOCIAL COMPETENCE CONTENT IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL

NovikovaA.A.

ORCID: 0000-0001-8393-5554, Tyumen industrial university (branch in Tobolsk), Tobolsk, Russian Federation

The problem of social competence studying as a modern phenomenon is relevant and useful, because defines the success criteria of the individual in all life spheres. As part of unstable conditions of modern social and cultural space, it is advisable to decide on the question of

definition essence, structure and conditions of its formation in high school educational space.

Keywords: social competence; social competence structure; social competence components.

На основании изучения научных источников, связанных с дефиницией «социальная компетентность», можно заключить, что в зарубежной и отечественной науке проявляется содержательное многообразие феномена «социальная компетентность», единого общепринятого сущностного определения до сих пор не существует, однако можно выделить: когнитивный, деятельностно-мотиваци-онный и субъектно-личностный аспекты.

В работе JI.H. Шабатуры представлена структурная модель социальной компетентности, которая включает аксиологический (духовные ценности), гностический (владение категориальным знанием, необходимым для социального взаимодействия), субъектный (в виде способности личности к самоопределению и нормотворчеству), прагматический (праксиологический) (умения осуществлять социальное взаимодействие) компоненты. Автор исходит из того, что жизненные ценности обеспечивают свободное самоопределение, субъективные качества становятся личностной основой социальной компетентности, праксиологический — отвечает за включение человека в социальную действительность, а ценности и знания в совокупности выступают проектами сознательного поведения [3, с. 9-10]. Как отмечает Е.В. Каменская, А. Голфрид и Р. Дзурилла предлагают рассматривать социальную компетентность как способность индивида эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается [1, с. 5]. Р. Сельман определяет социальную компетентность как социальный успех, ориентацию на сотрудничество [5]; с точки зрения В.Э. Уайта социальная компетентность рассматривается как способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Уильям Г. (Билл) Hutt рассматривает аспекты социального развития, включая исследования понятия социальный интеллект,

понятия идентичности, кооперации, а также условия и методики развития социальной компетентности учащихся, акцентирует внимание на расширении возможностей образовательных организации в направлении создания условий для социального развития, социальных навыков обучающихся [4].

Материалы и методы исследования

На основании изучения источников, результатов собственного социологического исследования и педагогического эксперимента, автор статьи определяет следующие базовые компоненты структуры социальной компетентности (см. рис. 1).

Структура социальной компетентности

Социальная компетентность

Социальный интеллект (когнитивный компонент)

Социальные знания,

умения, навыки;

Социальное

прогнозирование;

Адекватное

восприятие

социальной

реальности;

Ф

Мотивационно-деятельностный компонент

Социальная адаптация;

Мотивация на

социально-полезную

деятельность;

Эффективное

взаимодействие во всех

сферах

жизнедеятельности; Позитивная направленность на «другого» человека, избежание конфронтации; Мотивация достижения;

Личностно-субъсктный компонент

Эмпатия; Умение

принимать решения;

Ответственность за

деятельность,

результаты

деятельности;

Критичность;

Ценностные

ориентации, принятие

норм и соблюдение

законов;

Профессионализм; Саморазвитие и образованность; Саморегуляция и самоконтроль; Креативность; Творчество;Здоровый образ жизни; Гуманность; Умение находить компромисс; Коммуникативность; Мобильность, воспиимчивость к инновациям

Рис. 1. Структура социальной компетентности

Выводы

Успешность диапазона взаимоотношений личности в социуме определяется развитостью социальной компетентности. Анализ оснований компетентностного подхода, принятого в результате потребности современного общества позволяет прийти к выводу, что содержательными компонентами в формировании социальной компетентности обучающихся в высшей школе являются: 1) политическая и социально-экономическая компетентность; 2) поликультурная; 3) социально-коммуникативная; 4) информационно-инструментальная, каждая из которых содержит совокупность компетенций. Личностные характеристики (черты характера, качество личности, ценностные ориентации, когнитивные способности, эмоционально-волевая подсистемы) способствуют успешности овладения личностью социальными ком-петентностями [2, с. 72 ]. Именно образовательные методики (круглый стол, командные виды работ, проектные задания, исследовательские работы, деловые и ролевые игровые методики) являются адекватными тренинговыми технологиями, способствующими развитию социальной компетентности в рамках учебно-образовательной деятельности вузов.

Список литературы

1. Каменская Е.В. Формирование социальной компетентности студентов в социокультурной среде учреждений среднего профессионального образования: Автореф.дис...к.п.н. Москва. 31с.

2. Новикова А.А. Формирование социальной компетентности студентов в современных условиях: моног. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. 120 с.

3. Шабатура JI.H. Становление социальной компетентности личности в процессе гуманизации профессионального образования: Автореф. дис. ... степени к.ф.н. Омск. 1997. 25 с.

4. Huitt, W., Dawson, С. (2011, April). Social development: Why it is important and how to impact it. Educational Psychology Interactive. Valdo-sta, GA: Valdosta State University. URL: http://www.edpsycinteractive .org/papers/socdev.pdf (дата обращения 23.05.2016).

5. Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. N.Y.: Askad. Press, 1980. 343 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.